УДК 376.1
ББК Ч459 ГСНТ
И. А. Филатова Е. В. Каракулова Екатеринбург, Россия
14.29.33 Код ВАК 13.00.03
I. A. Filatova E. V. Karakulova Ekaterinburg, Russia
ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
ORGANIZATION AND CONTENT MODEL OF THE SYSTEM OF COMPLEX SUPPORT FOR CHILDREN WITH SEVERE MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS
Аннотация. В статье описывается организационно-содержательная модель системы комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Модель разработана с целью организации системы комплексного сопровождения детей с ТМНР, ведущей к социализации детей данной категории путем обеспечения доступности и качества их комплексной реабилитации и абилитации. Разработка модели системы комплексного сопровождения детей данной категории была осуществлена в рамках пилотного проекта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Организация системы комплексной реабилитации и абилитации детей с ТМНР предусматривает наличие принципиально важных условий: комплексности и системности мероприятий реабилитации и абилитации, непрерывности процесса комплексно-
Abstract. The article describes an organization and content model of the system of complex support for children with severe multiple developmental disorders (SMDD). The model has been designed with the purpose of organization of the system of complex support for children with SMDD, enhancing socialization of the children of the given category via granting accessible and high quality complex rehabilitation and abilitation. The design of the model of the system of complex support for the children of the given category has been carried out within the pilot project of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation aimed at specification of the approaches and formation of the system of complex rehabilitation and abilitation of persons with disabilities, including children. Organization of the system of complex rehabilitation and abilitation of children with SMDD presupposes the creation of principally important conditions: complex and systemic character of rehabilitation and abilitation activities, continuity of the process of complex support, con-
го сопровождения, конструктивности взаимодействия и преемственности в работе специалистов и организаций, профессионализма кадров и доступности мероприятий реабилитации и абилитации. Модель системы комплексного сопровождения детей с ТМНР включает следующие взаимосвязанные блоки: нормативно-правовой, управленческий, системный и блок контроля и оценки. В статье представлены предложения по развитию системы комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: унификация междисциплинарного терминологического аппарата; совершенствование региональных правовых документов в области нормативного определения категории детей с ТМНР; создание координационного совета для разработки детального плана внедрения предложенной модели и др.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-инвалиды; тяжелые множественные нарушения развития; комплексное сопровождение.
Сведения об авторе: Филатова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор.
Место работы: директор Института специального образования, Уральский государственный педагогический университет.
Контактная информация: 620017, навтов, д. 26, каб. 134.
E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Каракулова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Уральский
structive interaction and succession in the work of specialists and institutions, professionalism of the staff, and accessibility of rehabilitation and abilitation activities. The model of the system of complex support for children with SMDD includes the following interconnected blocs: normative-legal, administrative, systemic, and control and assessment blocs. The article contains recommendations on the development of the system of complex support for children with SMDD: unification of interdisciplinary and terminological apparatus; elaboration of regional legal documentation in the field of normative definition of the category of children with SMDD, creation of the coordinating council for the development of a detailed plan of implementation of the suggested model, etc.
Keywords: children with disabilities; children with disabilities; severe multiple developmental disorders; complex support.
About the author: Filatova Irina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Director of Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космо-
About the author: Karakulova Elena Viktorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Department of Logopedics and Clinics of
государственный педагогический Dysontogenesis, Ural State Pedagogical университет. University, Ekaterinburg, Russia.
Контактная информация: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, каб. 125. E-mail: [email protected].
В Российской Федерации в настоящее время формируются подходы к созданию системы комплексной реабилитации и абили-тации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, среди которых исследователями выделена категория детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) — дети, имеющие сочетание двух или более тяжелых психофизических нарушений (тяжелых нарушений зрения, слуха, речи, умственного развития и др.), например: сочетание глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата и речи (М. В. Жиго-рева, И. Ю. Левченко, Н. М. Назарова). Исследователи отмечают, что дети с ТМНР имеют специфические особенности развития и специфические потребности, нуждаются в обязательном комплексном сопровождении (Т. А. Баси-лова, М. В. Жигорева, К. С. Лебединская, И. Ю. Левченко, О. С. Никольская, А. В. Хаустов и др.) [4; 6; 8; 12; 13; 17].
Проведенный анализ статистической информации медико© Филатова И. А., Каракулова Е. В., 2018 Специальное образование. 2018. № 3
социальной экспертизы за период 2014—2016 гг. показал, что в Свердловской области примерно у 1 % детей имеется статус «ребенок-инвалид». При этом представленная статистическая информация не позволяет выделить целевую группу детей с ТМНР, поскольку инвалидность устанавливается на основании только одного заболевания. Выявлено, что наиболее часто статус «ребенок-инвалид» устанавливается на основании следующих групп заболеваний:
- психических расстройств и расстройств поведения (30 % от общего количества случаев детской инвалидности);
- болезней нервной системы (17 % детей-инвалидов);
- врожденных аномалий (пороки развития), деформаций и хромосомных нарушений (15 % детей-инвалидов);
- болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (14 % детей).
Можно предположить, что среди самых распространенных групп детей-инвалидов есть дети, имеющие не только заболевание, послужившее основанием для
установления инвалидности, но и другие нарушения развития, позволяющие отнести их к категории ребенка с ТМНР.
Эти данные подтверждаются статистикой, представленной ГКСУ (государственным казенным стационарным учреждением) социального обслуживания «Екатеринбургский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Анализ нозологических групп, к которым относятся воспитанники детского дома-интерната, показывает, что наиболее распространенными заболеваниями являются:
- психические расстройства и расстройства поведения (2014 — 99,6 %; 2015 — 100 %; 2016 — 98,3 %), среди которых превалирует умственная отсталость (2014 — 91,1 %; 2015 — 92,6 %; 2016 — 97,9 %);
- болезни нервной системы (2014 — 71,6 %; 2015 — 84,8 %; 2016 — 82,2 %), в том числе церебральный паралич и другие паралитические синдромы (2014 — 27,9 %; 2015 — 33,7 %; 2016 — 35,1 %);
- болезни глаза и его придаточного аппарата (2014 — 67,4 %; 2015 — 62,7 %; 2016 — 80,3 %);
- болезни эндокринной системы, расстройство питания и нарушение обмена веществ (2014 — 37,1 %; 2015 — 41 %; 2016 — 50,6 %);
- врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хро-
мосомные нарушения (2014 — 39,4 %; 2015 — 38,3 %; 2016 — 35,9 %).
Значения показателей позволяют сделать вывод о том, что почти каждый воспитанник имеет психические расстройства и расстройства поведения, преимущественно в виде умственной отсталости, и другие заболевания (церебральный паралич, болезни глаза и др.), которые приводят к появлению феномена «тяжелые множественные нарушения развития».
Целъ проведенного исследования заключалась в разработке модели системы комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. В ходе разработки модели решались следующие задачи:
- сформулировать совокупность нормативно-правовых положений, регламентирующих деятельность комплексного сопровождения детей указанной категории в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, спорта, содействия занятости населения и деятельности некоммерческих организаций, на основе анализа нормативно-правовых документов международного, федерального и регионального уровней;
- изучить и проанализировать методические материалы Министерства труда и социального развития Российской Федерации, рекомендованные к апробации и
внедрению в рамках реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию и совершенствованию системы комплексной реабилитации и абили-тации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
- подготовить предложения для нормативно-правового регулирования межведомственного взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности, обеспечивающие преемственность в работе с детьми с ТМНР;
- разработать и обосновать модель системы комплексного сопровождения детей с ТМНР в Свердловской области;
- раскрыть организационно-содержательное обеспечение модели системы комплексного сопровождения детей с ТМНР, ее функциональное наполнение;
- представить систему оценки качества комплексного сопровождения детей с ТМНР и контроля за качеством этой деятельности в части разработки требований к модулю автоматизированной информационно-аналитической системы.
На основании проведенного анализа нормативно-правовых документов, научно-методических исследований, отечественного и регионального опыта [1; 2; 3; 5; 7; 9; 11; 13; 14; 15; 17] была разработана организационно-содержательная модель системы комплексного сопровождения
детей с ТМНР, цель которой — организация системы комплексного сопровождения детей с ТМНР, гарантирующей максимально возможную социализацию детей данной категории путем обеспечения доступности и качества их комплексной реабилитации и абилитации.
Комплексная реабилитация и абилитация детей с ТМНР включает медицинские, социальные, психологические, педагогические, физ-культурно-спортивные, профори-ентационные и другие аспекты, учет которых способствует реализации основных компонентов сопровождения: уход, воспитание, содействие и консультирование. Эти четыре компонента образуют базу взаимодействия с детьми с ТМНР в основных сферах жизнедеятельности: проживании, образовании, работе, досуге и др. Действия всех людей, принимающих участие в работе с ребенком, должны быть согласованны. Для этого необходимо формировать команду специалистов с учетом актуальных потребностей ребенка, обсуждать действия разных членов команды, совместно определять цели развивающей работы, общие и частные задачи.
Организационно-содержательная модель включает следующие взаимосвязанные блоки: нормативно-правовой, управленческий, системный и блок контроля и оценки (рис.).
Социальный заказ
Факторы внешние 1 Факторы внутренние
Общество, государство, регион Сопровождение детей с ТМНР Личность ребенка с ТМНР, его родных и близких, законных представителей Личностно-профессиональная готовность специалиста сопровождения
Цель: организация системы комплексного сопровождения детей с ТМНР, обеспечивающей на территории Свердловской области максимально возможную социализацию детей данной категории за счет доступности и качества их комплексной реабилитации и абилитации
Нормативно-правовой блок
! Международные нормативно-правовые актьь ! Федеральные нормативно-правовые акты 1 ! Региональные нормативно-правовые акты 1
АЖ
о я
№ к о о о о»
>73
р
Управленческий блок
Проектировочный компонент
- Разработка и совершенствование модели системы комплексного сопровождения детей с ТМНР.
- Документационное обеспечение реализации модели системы комплексного сопровождения детей с ТМНР: соглашение о межведомственном взаимодействии, регламент и алгоритм взаимодействия, положение о межведомственной комиссии по разработке плана комплексной реабилитации и абилитации детей с ТМНР, состав межведомственной комиссии по разработке плана, реестр организаций — участников комплексного сопровождения и др.
Ведомственный компонент
- Министерство социальной политики СО
- Министерство здравоохранения СО
- Министерство общего и профессионального образования СО
- Министерство физической культуры и спорта СО
- Министерство культуры СО
-Департамент по трудоустройству и занятости населения
вк
Подведомственный компонент
ПМПК I
мсэ ___>
Подведомственные организации
Негосударственный компонент
- Некоммерческие общественные организации
- Коммерческие организации
- Волонтеры
I
I
Межведомственная комиссия по разработке плана комплексной реабилитации и абилитации детей с ТМНР
л±-
Системный блок
Содержательный компонент
Организационный компонент
Условия реализации модели
- Профессиональная подготовка специалистов к комплексному сопровождению, вт. ч. ранней помощи
- Методические рекомендации по разработке программ диагностики, комплексной реабилитации и абили-тации, ранней помощи в соответствии с МКБ-10, МКФ
- Материально-техническое оснащение процесса комплексного сопровождения, в т. ч. ранней помощи
Направления комплексного с опровождения
- Медицинское
- Социальное
- Психологическое
- Педагогическое
- Культурное
- Физкультурно-спортивное
- Профориентационное
- Трудовое
Модули комплексного сопровождения
Диагностический
Реабилита-ционно-абилита-ционный
АТ
Методическое обеспечение -Диагностический инструментарий для оценки потребностей детей с ТМНР -Диагностический инструментарий для оценки динамики реабилитационного потенциала детей с ТМНР
- Индивидуальный план комплексной реабилитации и абилитации детей с ТМНР
- Методические рекомендации по осуществлению комплексной реабилитации и абилитации детей с ТМНР
Коррекционно-ди агностический
X
Блок контроля и оценки
Проектировочный компонент
Требования к модулю автоматизированной информационно-аналитической системы взаимодействия участников комплексного сопровождения: кадровые,
информационные, финансовые, материально-технические.
Оценочный компонент
Модуль автоматизированной информационно-аналитической системы: сбор, хранение и обработка информации о детях с ТМНР.
Результат: доступность и качество системы комплексного сопровождения детей с ТМНР, обеспечивающей максимально возможную социализацию этих детей, повышение качества их жизни и жизни их родных, близких, законных представителей.
Рисунок. Организационно-содержательная модель региональной системы комплексного сопровождения детей с ТМНР
Нормативно-правовой блок основан на анализе нормативно-правовых актов и документов международного, федерального и регионального уровней.
Управленческий блок содержит взаимосвязанные компоненты:
- проектировочный компонент (разработка и совершенствование модели системы комплексного сопровождения, документацион-ное обеспечение ее реализации);
- ведомственный компонент, реализующийся министерствами социальной политики, здравоохранения, общего и профессионального образования, физической культуры и спорта, культуры и департаментом по трудоустройству и занятости населения;
- врачебную комиссию, принимающую решения по вопросам медицинской реабилитации и направления на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и медико-социальную экспертизу (МСЭ);
- федеральное казенное учреждение «Главное бюро МСЭ»;
- подведомственный компонент (ПМПК, подведомственные организации, оказывающие услуги комплексной реабилитации и абилитации);
- негосударственный компонент (некоммерческие и общественные организации, коммерческие организации, волонтеры).
Определяются полномочия и зоны ответственности организа-
ций, участвующих в комплексном сопровождении детей с комплексными нарушениями развития в соответствии с действующим законодательством.
Выделены основные принципы межведомственного взаимодействия, которыми, на наш взгляд, являются:
- принцип комплексного и системного подхода к организации процесса сопровождения детей с ТМНР;
- принцип добровольности участия в процессах комплексного сопровождения детей данной категории;
- принцип конфиденциальности;
- принцип обеспечения равных возможностей для получения качественных реабилитационных и абилитационных услуг.
Системный блок данной модели представлен взаимосвязанными компонентами: - организационным компонентом, определяющим условия реализации модели (профессиональная подготовка специалистов к комплексному сопровождению детей с ТМНР, в том числе в аспекте оказания ранней помощи; наличие методических рекомендаций по разработке программ диагностики, комплексной реабилитации и абилитации, ранней помощи) и направления комплексного сопровождения (медицинское, социальное, психологическое, педагогическое, физкуль-
турно-спортивное, сопровождение в области культуры, профориентации и трудоустройства);
- содержательным компонентом, основанным на выделении модулей комплексного сопровождения (диагностического, реа-билитационно-абилитационного, образовательного, коррекционно-диагностического) и их методическом обеспечении (диагностический инструментарий для оценки потребностей детей с ТМНР, диагностический инструментарий для оценки реабилитационного потенциала детей данной категории; индивидуальный план комплексной реабилитации и абилитации ребенка с ТМНР);
- методическими рекомендациями по осуществлению комплексной реабилитации и абили-тации детей с ТМНР.
Блок контроля и оценки организационно-содержательной модели системы комплексного сопровождения детей с ТМНР содержит:
- проектировочный компонент (требования к модулю автоматизированной информационно-аналитической системы взаимодействия участников комплексного сопровождения);
- оценочный компонент (модуль автоматизированной информационно-аналитической системы, обеспечивающий взаимодействие участников комплексного сопровождения, сбор, хра-
нение и обработку информации о детях с ТМНР).
Опыт разработки и апробации организационно-содержательной модели системы комплексного сопровождения детей с ТМНР позволил сформулировать предложения по ее внедрению в аспектах:
- унификации терминологического аппарата, применяемого представителями различных ведомств и организаций;
- совершенствования региональных правовых документов в области нормативного определения категории детей с ТМНР в целях обеспечения прав этих детей на доступное и качественное комплексное сопровождение и правового регулирования межведомственного взаимодействия;
- усиления просветительской миссии, направленной на трансляцию ценностного отношения к детям данной категории в социокультурную среду, на профилактику и пропедевтику тяжелых нарушений развития у населения, детского сиротства, силами специалистов, общественных организаций, родителей, средств массовой информации и т. д.;
- создания координационного совета для разработки детального плана внедрения предложенной модели и контроля его исполнения;
- разработки и внедрения требований к организации статисти-
ческого учета детей с ТМНР, информационных систем сбора и контроля сведений об этих детях;
- стандартизации и унификации услуг комплексного сопровождения детей с ТМНР;
- прерогативного развития систем раннего комплексного сопровождения детей с нарушениями развития;
- организации междисциплинарного научно-методического центра для консолидации усилий и аккумуляции информации в области совершенствования методов дифференциальной диагностики, реабилитации и абилита-ции детей с комплексными нарушениями, в том числе в раннем возрасте;
- активизации деятельности общественных организаций, благотворительных фондов на благо детей с ТМНР, их родителей (законных представителей).
Литература
1. Алехина, С. В. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании / С. В. Алехина, Л. П. Фальковская // Психолого-педагогические исследования. — 2017. — Т. 9, № 3. — С. 116—128.
2. Алехина, С. В. Создание системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России: опыт одного проекта / С. В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. — 2016. — Т. 14, № 4. — С. 10—13.
3. Антропова, Ю. Ю. Организация медико-социальной помощи семье и детям в регионе: практические вызовы и методологические подходы / Ю. Ю. Антропова, Е. Э. Лайковская // Отечественный жур-
нал социальной работы. — М. : Социальное обслуживание. — 2013. — № 2. — С. 151—158.
4. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика / О. Богдашина. — Донецк, 1999. — 304 с.
5. Жаворонков, Р. Н. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи : в 2 ч. / Р. Н. Жаворонков, Н. В. Путило, О. Н. Владимирова [и др.]. — М. : Мин-во труда и социальной защиты населения Российской Федерации, 2015. — 555 с.
6. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение / М. В. Жигорева, И. Ю. Левченко. — М. : Национальный книжный центр, 2016. — 208 с.
7. Комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра : информ.-метод. сб. — Смоленск : Смоленская городская тип, 2016. — 168 с.
8. Лебединская, К. С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Ба-енская. — М. : Просвещение, 2007. — 95 с.
9. Михайлова, О. В. Комплексная реабилитация инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности / О. В. Михайлова // Социальная работа. — 2014. — № 4. — С. 32—35.
10. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра : метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. И. А. Филатова, Е. В. Каракулова. — Екатеринбург, 2017. — 287 с.
11. Модель психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А. В. Рязановой, Д. В. Ермолаева. — М. : Теревинф, 2015. — 82 с.
12. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студ высш. учеб. завед. / Т. Г. Богданова, А. М. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 335 с.
13. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях детского дома-интерната : метод. пособие. — М. : РБОО «Центр лечебной педагогики», 2015. — 68 с.
14. Служба ранней помощи : справ.-метод. материалы по организации служб ранней помощи / отв. ред. М. М. Цапен-ко. — М. : МГППУ, 2011. — 220 с.
15. Социальное сопровождение семей с детьми : информ.-метод. сб. для специалистов. — М. : ИДПО ДТЗН, 2015. — 242 с.
16. Филатова, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития : учеб.-метод. пособие / И. А. Филатова, Е. В. Каракулова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2018. — 158 с.
17. Хаустов, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра : метод. пособие / А. В. Хаустов, П. Л. Богорад, О. В. Загуменная, А. И. Козорез, С. Н. Пан-цырь, Ю. В. Никитина, О. В. Стальмахович ; под общ. ред. А. В. Хаустова. — М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. — 125 с.
18. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders / American Psychiatric Association. — 5th Ed. — Washington, DC ; London : American Psychiatric Association, 2013. — 970 p.
References
1. Alekhina, S. V. Mezhvedomstvennoe vzaimodeystvie kak mekhanizm razvitiya psikhologicheskoy sluzhby v obrazovanii / S. V. Alekhina, L. P. Fal'kovskaya // Psi-khologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2017. — T. 9, № 3. — S. 116—128.
2. Alekhina, S. V. Sozdanie sistemy komp-leksnoy pomoshchi detyam s rasstroystvami autisticheskogo spektra v Rossii: opyt odnogo proekta / S. V. Alekhina // Autizm i narusheniya razvitiya. — 2016. — T. 14, № 4. — S. 10—13.
3. Antropova, Yu. Yu. Organizatsiya mediko-sotsial'noy pomoshchi sem'e i de-tyam v regione: prakticheskie vyzovy i metodologicheskie podkhody / Yu. Yu. Antropova, E. E. Laykovskaya // Otechestven-nyy zhurnal sotsial'noy raboty. — M. : Sotsial'noe obsluzhivanie. — 2013. — № 2. — S. 151—158.
4. Bogdashina, O. Autizm: opredelenie i diagnostika / O. Bogdashina. — Donetsk, 1999. — 304 s.
5. Zhavoronkov, R. N. Metodicheskoe po-sobie dlya obucheniya (instruktirovaniya) sotrudnikov uchrezhdeniy MSE i drugikh organizatsiy po voprosam obespecheniya dostupnosti dlya invalidov uslug i ob"ektov, na kotorykh oni predostavlyayutsya, okaza-niya pri etom neobkhodimoy pomoshchi : v 2 ch. / R. N. Zhavoronkov, N. V. Putilo,
0. N. Vladimirova [i dr.]. — M. : Min-vo truda i sotsial'noy zashchity naseleniya Rossiyskoy Federatsii, 2015. — 555 s.
6. Zhigoreva, M. V. Deti s kompleksnymi narusheniyami razvitiya: diagnostika i soprovozhdenie / M. V. Zhigoreva, I. Yu. Levchenko. — M. : Natsional'nyy knizhnyy tsentr, 2016. — 208 s.
7. Kompleksnaya mediko-sotsial'naya i psikhologo-pedagogicheskaya pomoshch' de-tyam s rasstroystvami autisticheskogo spektra : inform.-metod. sb. — Smolensk : Smolenskaya gorodskaya tip, 2016. — 168 s.
8. Lebedinskaya, K. S. Deti s narushe-niyami obshcheniya: ranniy detskiy autizm / K. S. Lebedinskaya, O. S. Nikol'skaya, E. R. Baenskaya. — M. : Prosveshchenie, 2007. — 95 s.
9. Mikhaylova, O. V. Kompleksnaya reabi-litatsiya invalidov s tyazhelymi ograniche-niyami zhiznedeyatel'nosti / O. V. Mikhay-lova // Sotsial'naya rabota. — 2014. — № 4. — S. 32—35.
10. Model' kompleksnogo soprovozhdeniya detey s tyazhelymi mnozhestvennymi naru-sheniyami razvitiya, v tom chisle s rasstroy-stvami autisticheskogo spektra : metod. po-sobie / Ural. gos. ped. un-t ; avt.-sost.
1. A. Filatova, E. V. Karakulova. — Ekaterinburg, 2017. — 287 s.
11. Model' psikhologo-pedagogicheskoy pomoshchi detyam doshkol'nogo vozrasta s tya-zhelymi i mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya / pod red. A. V. Ryazanovoy, D. V. Er-molaeva. — M. : Terevinf, 2015. — 82 s.
12. Pedagogika inklyuzivnogo obrazova-niya : ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. za-ved. / T. G. Bogdanova, A. M. Guseynova, N. M. Nazarova [i dr.] ; pod red. N. M. Na-zarovoy. — M. : INFRA-M, 2017. — 335 s.
13. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhde-nie detey s tyazhelymi i mnozhestvennymi naru-sheniyami razvitiya v usloviyakh detskogo doma-internata : metod. posobie. — M. : RBOO «Tsentr lechebnoy pedagogiki», 2015. — 68 s.
14. Sluzhba ranney pomoshchi : sprav.-metod. materialy po organizatsii sluzhb ranney pomoshchi / otv. red. M. M. Tsapen-ko. — M. : MGPPU, 2011. — 220 s.
15. Sotsial'noe soprovozhdenie semey s det'-mi : inform.-metod. sb. dlya spetsialistov. — M. : IDPO DTZN, 2015. — 242 s.
16. Filatova, I. A. Psikhologo-pedagogiche-skoe soprovozhdenie detey s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya : ucheb.-metod. posobie / I. A. Filatova, E. V. Karakulova ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2018. — 158 s.
17. Khaustov, A. V. Psikhologo-pedagogi-cheskoe soprovozhdenie obuchayushchikh-sya s rasstroystvami autisticheskogo spektra : metod. posobie / A. V. Khaustov, P. L. Bo-gorad, O. V. Zagumennaya, A. I. Kozorez, S. N. Pantsyr', Yu. V. Nikitina, O. V. Stal'-makhovich ; pod obshch. red. A. V. Khaus-tova. — M. : FRTs FGBOU VO MGPPU, 2016. — 125 s.
18. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders / American Psychiatric Association. — 5th Ed. — Washington, DC ; London : American Psychiatric Association, 2013. — 970 p.