© Ц. Далай, Д. Г анбат, 2008
Ц. Далай, Д. Ганбат
ОПЫТ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОСАМОСВАЛОВ БЕЛАЗ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ НА МОНГОЛО-РОССИЙСКОМ СОВМЕСТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ "ЭРДЭНЭТ"
Монголо-Российское совместное предприятие "Эрдэнэт" пущено в эксплуатацию в 1978 году, представляет собой крупнейший в Монголии комплекс, ориентированный на разработку месторождения, добычу и переработку медно-молибденовых руд. По состоянию на сегодняшний день производственная мощность предприятия по переработке составляет 25 млн т руды в год.
По итогам работы за 2007 год технологическим автотранспортом предпрятия перевезена горная масса в объеме 18,8 тыс. м3, грузооборот составил 130,5 тыс. ткм, рост составил по сравнению с 2003 годом и за последние пять лет, сответственно, 12,3 и 24,3 %. Технологический автотранспорт является важным, и в тоже время "узким местом" в общей технологической цепи поточной линии по производству медно-молибденового концентрата на горнообогатительном предприятии "Эрдэнэт".
За 30-летний период ГОК накопил определенный опыт работы по переработке медно-молибденовой руды и произ-водству концентратов. За время работы производилась реконструкция и модернизация оборудования, внедрялись новые технологии и проводились разного рода исследования по производству и переработке медно-молибденового концентрата.
В связи с этим предъявляются достаточно высокие требованию к технологическому автотранспорту при беспрерывном обеспечении технологической цепи поточной линии обогащения.
В настоящее время перевозка горной массы и рудоносной породы осуществляется автосамосвалами Беларусского производства
- БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 т и БелАЗ-75145 грузоподъемностью 120 т.
Горно-обогатительный комбинат "Эрдэнэт" с момента своего создания и пуска в эксплуатацию на технологическом транспорте использовал автосамосвалы марки БелАЗ грузоподъемностью 40 т, с 1988 года стали использовать БелАЗ-7512 грузоподъемностью 110 т, с 1994 года - БелАЗ-75145 грузоподъемностью 120 т, с 1996 года ввели в эксплуатацию САТ-785В грузоподъемностью 136 т фирмы Caterpillar и HD-785 грузоподъемностью 78 т фирмы Komatsu.
В период с 1994 по 2002 гг. модернизирована и укреплена производственно-техническая база по проведению ТО и ремонта автосамосвалов БелАЗ.
За счёт высокой эксплуатационной надежности, заложенной заводом-изготовителем (например, автосамосвалы большой грузоподъемности БелАЗ-75131 и БелАЗ-75145 оснащены двигателями английской фирмы «CUMMINS», внедрения резальтатов НТП и за счёт усилий эксплуатационных служб ГОКа "Эрдэнэт" стало возможным продлить срок эксплуа-тации БелАЗов и значительно снизить эксплуатационные расходы.
Для производства ТО и ремонтов автосамосвалов БелАЗ создана хорошо оснащенная и оборудованная мастерская с современными стендами контроля и регулировки топливных насосов, испытательным стендом для двигателей «CUMMINS», стендами для монтажа и демонтажа автошин, участком по ремонту автотип "Тр-Тор" и т.д. Введена в действие лаборатория спектрального и комплексного анализа качества горюче-смазочных материалов.
Используются автошины фирм Good Year, Bridgestone, обеспечивающие высокий фактический пробег авсамосвалов в пределах от 85 до 105 тыс. км, вместо ранее используемых с пробегом 60-70 тыс. км.
С 2008 года администрация предприятия "Эрдэнэт" придерживается стратегии использования автосамосвалов марок БелАЗ-75131 и БелАЗ-75145. Выбывшие после 4+5 лет эксплуатации на технологической перевозке автосамосвалы переводятся на выполнение других подсобных и обслуживающих горных работ. Динамика коэффициента технической готовности и коэффициента использования парка технологических автосамосвалов (с 2003 по 2007 гг.)
Марка и модели автосамосвалов Годы
2003 2004 2005 2006 2007
1 . Коэффициент технической готовности: • БелАЗ -75 145 • БелАЗ -75131 0,98 0,99 1,0 0,98 0,99 0,95 0,99 0,99 0,99 0,99
Коэффициент использования парка: • БелАЗ -75 145 • БелАЗ -75131 0,93 0,92 0,92 0,89 0,89 0,84 0,85 0,85 0,85 0,86
Непосредственно работающие на перевозке горной массы автосамосвалы в среднем используются 6,5^7,0 лет, пробег их составляет свыше 500 тыс. км, при нормальном сроке службы 4 года и амортизационном пробеге 350 тыс. км.
В настоящее время переведенные и приспособленные на различных горных работах, в том числе на подсобных работах автосамосвалы, кроме автомобилей со специальным оборудованием, на 90 % превышают норму эксплуатации как по пробегу, так и по годам.
Высокая интенсивность эксплуатации технологического транспорта при 24-часовом режиме работы предприятия приводит к достижению нормы амортизационного пробега автосамосвалов в сравнительно короткий срок (примерно 3,5^4,0 года), что требует последующего их обновления.
Коэффициент технической готовности за последний 5-летний период по самосвалам БелАЗ-75145 и БелАЗ-75131 (см. таблицу) находился в пределах 0,98^0,99 и такой высокий уровень в основном поддерживался за счёт периодического ввода в эксплуатацию новых автосамосвалов, а также за счёт сравнительно высокого уровня обслуживания, проведения ТО и ремонта.
Коэффициент использования парка, несмотря на высокий уровень технической готовности, находился в среднем на уровне 0,88 для автосамосвалов БелАЗ-75145 и 0,87 для автосамосвалов БелАЗ-75131, т.е. в пределах 0,87^0,88 и в этом году он ниже на 11,2 процента.
Эти ежедневные большие недоиспользованные возможности объясняются простоями технически исправных автомобилей в основном из-за проведения частых горноподготовительных работ в
карьере РОР. В общем объеме простоев простои автосамосвалов по "техническим причинам" за последний 5-летний период сотавляют в среднем 27,0 %, по "эксплуатационным" - 63,0 %. Причём, простои, вызванные техническими причинами, за этот период имели тенденцию к снижению, а простои по эксплуатационным причинам, наоборот, к увеличению в их общем объеме. Согласно отчёту за 2007 год соотношения по этим двум группам простоев составляют, соответственно, 51,5^48,5. Наблюдается также закономерность, что удельный вес простоя по техническим причинам из-за задержки обновления, т.е. "старение" парка подвижного состава увеличивается, и при вводе новых автомобилей в структуру парка -уменьшается.
Согласно данным 2000 года, когда парк автосамосвалов имел значительный срок эксплуатации и не производилось его обновление, простои по техническим причинам составляли 95,1 % от общего объема простоя.
В общем объеме простоя автомобилей по техническим причинам почти 1/4 часть приходится на долю простоя, связанную с проведением ТО и ремонта и повышенный объем этого вида простоя в основном связан стем, что проведение текущего ремонта совмещают с техническим обслуживанием.
В результате простоя на ТО и ремонте, 18,2 % общего простоя по техническим причинам приходится на долю по ремонту механизмов силовых передач и редукторов. Простои, связанные с ремонтом электрооборудования, составляют 13,4 %, по ремонту автомобильных шин 12,1 %, а простои из-за отсутствия запасных частей 7 %. за последние 5 лет не было зафиксировано Простоев, связанных с отсутствием горюче-смазочных материалов и автомобильных шин, за последние 5 лет не было зафиксировано, что по нашему мнению является положительным результатом чётко налаженной системы деятельности диллерских организаций и организаций, принимающих активное участие в работе по снабжению и управлению материальными потоками. Если в 2000 году простои автосамосвалов из-за отсутствия запасных частей составляли 32,4 % , то, согласно данным отчёта за 2007 год, они составляют 7,0 % от общего объема простоя автомобилей по техническим причинам, что свидетельствует о значительном влиянии возрастного состава автосамосвалов.
Потребность в запасных частях для автосамосвалов согласно номенклатуре многочисленна, но выход их из строя определить довольно сложно, поэтому планирование и прогнозирование реальной потребности запасных частей значительно затруднено.
При импорте запасных частей, а также во время поставки и приобретения возникают определенного рода трудности, связанные с большим количеством диллерских организаций и предложениями от поставщиков. В довольно короткие сроки нужно сделать анализ поступающих предложений, связаться с поставщиками и обсудить возможные варианты поставок. В вязи с этим возникает необходимость в проведении исследования по выявлению закономерности выхода из строя деталей с учётом реальных условий эксплуатации автосамосвалов, определение средних ресурсов по пробегу, составление номенклатуры запасных частей по группам их дефицитности, т.е. необходима разработка логического подхода к управлению потоками материальных ресурсов, и особенно той её составной части, которая касается поставки запасных частей для автосамосвалов БелАз большой грузоподъемностью, эксплуатируемых на Монголо-Российском предприятии ” Эрдэнэт”.
При высокой рыночной стоимости в настоящее время на приобретение и импорт автосамосвалов БелАЗ, совершенствование системы управления запасными частями, несомненно приносит дополнительных эффект предприятию.
— Коротко об авторах ------------------------------------------------
Далай Ц. - доктор, профессор Научно-Технологического университета Монголии,
Ганбат Д. - заместитель генерального директора КОО "Предприятие Эрдэнэт".