--------------------------------------© Б. Пурэвтогтох, Б. Орхонтуул,
Г. Сономдорж, С. Олзийбурэн,
С. Цэвэгмид, 2008
Б. Пурэвтогтох, Б. Орхонтуул, Г. Сономдорж,
С. Олзийбурэн, С. Цэвэгмид
СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КАРЬЕРНЫХ
АВТОСАМОСВАЛОВ
За последные годы СП “Эрдэнэт” успешно продолжало реализовывать “Концепцию” развития СП “Эрдэнэт” на перспективу до 2015 г. Основными направлениями концеп-ции являются увеличение мощности производства с одновре-менной реконструкцией и техническим перевооружением действующего производства, с наращиванием прибыльности предприятия.
В связи с этой концепцией по АТП предусматривалось наращивание объемов перевозки горной массы за счет увели-чения производительности и снижения себестоимости перево-зок. Автотранспортное предприятие успешно справилось с эти-ми задачами благодаря целенаправленной работе коллектива на снижение затрат, эффективному использованию технологи-ческого транспорта, своевременному его обновлению и разра-ботке и внедрению мероприятий научно-технического прог-ресса.
Структура затрат добычи 1 т горной массы по технологическим циклам показана на рис. 1.
Самую большую часть из всех технологических циклов занимает транспортировка горной массы (53,1 %), но по сравнению с средним (60 %) и максимальным (70 %) показателями открытых разработок с применением автомобильного транспорта - достаточно высокий уровень эксплуатации.
6 1
53,1
□ АобТайа 6,7
□ Уёпёаааоёу 11,7
■ АТ бТ ет Т - побТ ёоаёСи и а 8,3
□ Афбй аí и а 13,9
□ СШ Т ёТ аё^апёёе 6баí пТ Т бо 53,1
□ Абоаёа 6,3
1 - Буровые
2 - Экскавация
3 -Дорожно-строительные
4 - Взрывные
5 - Технологический транспорт 6 - Другие
Рис. 1. Структура затрат добычи
За последние годы технико-экономические показатели автотранспортного предприятия стабильны (см. таблицу).
Грузооборот за отчётный период выполнен на 101,3 %, при плане 120373 тыс. тПкм, фактический грузооборот со-ста-вил 121925 тыс.тПкм, к соответствующему периоду прошлого года рост грузооборота составил 2,2 % или в натуральном вы-ражении 1553 тыс. тПкм. Среднее расстояние откатки за отчёт-ный период составило 2,51 км при плане 2,55 км, к соответст-вующему периоду прошлого года среднее расстояние откатки увеличилось на 0,8 %.
План по коэффициенту технической готовности техно-ло-гического транспорта выполнен на 0,99 %, фактически составил 0,97, по плану 0,98; в т.ч. по автосамосвалам БелАЗ-75131 -96,9 %, план - 0,98, фактически - 0,95.
План по коэффициенту использования парка во времени выполнен на 104,9 %, в том числе по автосамосвалам БелАЗ-75131 на 103,7 % при плане 0,81, фактически составил
Фактическое среднесуточное время в наряде в целом по автосамосвалам составило 21,0 ч, в том числе БелАЗ-75131 -21,1 ч при плане 19,8 ч.
Фактическая выработка на одну среднесписочную автотонну по автосамосвалам составила 41114 тПкм. при плане 41027 тПкм или 100,2 %, в том числе по автосамосвалам БелАЗ-7512, 75145 фактически 42341тПкм при плане 41452 тПкм или
0,84.
317
Ôäöíèêî-ÿêîíüè+äñêèä ïîêàçàдäëè дäßíîëîäè+äñêîш дôàíñïîôдà àâдîдôàíñïîôдíîäî ïôääïôèÿдèÿ Ñ “Yó^í^O” çà 2004-2006 ää
№ п/п Ïîêàçààâëè Еä èçi rîâû
2004 2005 2006*
1 Oöàíñцöóéöîâêà a/i èç êàöüâöà óúñ. i3 18410 18650 13731
2 Â ó.^., : öóäà óúñ. i3 10949,7 10803,9 7832
3 âñêöû0à óúñ. i3 7460 7846,1 5899
4 Äöóçîîáîöîó áñáaí óúñ.ó-éi 119353 121925 91657
5 ÀâëÀÇ-75131 47712,1 70930,7 59374,8
6 MMâiâmèfiMîà êîë-âî Ää. 23,4 22,5 22,7
7 ÀâëÀÇ-75131 7,9 11,9 13,4
S Ïöîáâä áñáaí óúñ. êi 2380,1 2423,1 1759
9 ÀâëÀÇ-75131 859,2 1293,4 1055
10 Âûöàáîóêà ià 1 ñö-ñï.àâóîóîííó ó-éi 41114 42528 31804
11 ÀâëÀÇ-75131 46509 45850 34185
12 Ñöâäíâñóóî^íîâ â6âiÿ â ià6ÿââ ^áñ 21 21 20,4
13 ÀâëÀÇ-75131 21,7 21,1 20,6
14 Éíyóóé0éáíó óáóíé^áñéíé áíóíáííñóé áñáaí êîyô 0,98 0,97 0,99
15 ÀâëÀÇ-75131 0,98 0,95 0,99
16 Éíyóóé0éáíó éñi. äöóçîïîäúâiíîñóи êîyô 0,96
17 ÀâëÀÇ-75131 0,97 0,97 0,96
1S Éíyóóé0éáíó éñi. ïöîáââà áñáaí êîyô 0,46
19 ÀâëÀÇ-75131 0,47 0,46 0,46
20 Éíyóóé0éáíó éñi. ïàöêà âî âöâiâíé áñáaí êîyô 0,86 0,85 0,84
21 ÀâëÀÇ-75131 0,89 0,84 0,85
22 Óäâëüíàÿ íîöià öàñöîäà äèçóîïëèâà a/êi 76,8 70,7 72,5
23 ÀâëÀÇ-75131 71,6 68,5 70,7
24 Dàñöîä àâóî0éí шó. 164 184 97
25 Ñáááñóíéiíñóü 1 ó-éi TOäö. 135,36 164,57 192,43
çà 9 iâñÿöââ 2006 a.
102,1 % по автосамосвалам КАТ-785В фактически 35933 тПкм. при плане 39154 тПкм. или 91,8 %. К соответствующему периоду прошлого года в целом по автосамосвалам выработка на одну среднесписочную автотонну возросла на 8,2 %.
Приобретение новых самосвалов грузоподъемностью 130 тонн позволило увеличить качественный состав автопарка технологического транспорта. Полученные самосвалы хорошо зарекомендовали себя в работе, существенно снизилась норма удель-ного расхода дизельного топлива - с 83,73 г/тПкм в 2000 году до 79,6 г/т □ км в 2003 году, выработка на одну средне-списочную автотонну увеличилась с 31668 тПкм в 2000 году до 39611 тПкм в 2003 году, заметно снизились простои техноло-гического транспорта в ремонте.
В 2000 году закончена реконструкция производственного корпуса технологического гаража, где разместились участок по ремонту тяговых электродвигателей и шиномонтажное отделе-ние. Изготовлены и внедрены также обкаточный стенд дви-гателя 8ДМ-21, пресс-формы для нестандартных манжет гидро-цилиндра экскаватора ЭО-4225 и стенд для мойки мас-ляных фильтров автосамосвала БелАЗ-7512.
В 2001 году на автотранспортном предприятии изготов-лено и внедрено в производство приспособление для монтажа и демонтажа центрального шарнира автосамосвала БелАЗ-7512, что позволило облегчить процедуру замены централь-ного шарнира и сократить время замены, изготовлены и запу-щены в работу напольные гидродомкраты для подъема авто-самосвала БелАЗ-7512.
В 2002 году как достижения научно-технического прог-ресса на АТП изготовлено и внедрено в производство прис-пособление для наклепки и расточки колодок автосамосвалов БелАЗ-7512, БелАЗ-7523.
В 2003 году разработана и внедрена в производство прог-рамма индивидуального учета горюче-смазочных материалов БелАЗ-7512 в целях повышения производственной дисципли-ны и снижения затрат расхода ГСМ, изготовлен стенд для об-катки бортовых редукторов автосамосвала БелАЗ-7512, подго-товлен рабочий персонал для ремонта двигателей фирмы Ситт^ и приобретено оборудование для ремонта, в 2004 году запущен в производство участок по ремонту и обслу-живанию двигателей Ситт^.
Веп. 3. Йддоедода (аддад іа іідіедоаійа іададеаей
Общий экономический эффект по реализации мероприятии научно-технического прогресса в целом по АТП за период с 2000 по 2003 годы составляет 1094,28 млн тугриков. Затраты транспортного предприятия в среднем в год (данные взяты за 2001-2003 гг.) составляют 14,5 млн долларов из них затраты технологического транспорта 11.4 миллиона долларов.
Структура себестоимости 1 тонно-километра перевозки за последние два года показана на рис. 2.
Самая большая доля затрат приходится на нормируемые материалы - 41,8 %. Структура затрат на нормируемые мате-риалы пока-
Öiäiü0äieä äöäiäie Yööäeöeäiäy yemeöäöäöey
öäern ääöi0ei
Рис. 4. Стратегическая структура по повышению эффективности эксплуатации автосамосвалов
Из затрат нормируемых материалов самую большую долю занимают затраты на дизельное топливо и автошины, соот-ветственно 63,4 и 25,6 % и в сумме - 89 %.
В результате вышесделанных анализов разработана страте-гическая структура исследования по повышению эффективнос-ти эксплуатации карьерных автосамосвалов (рис. 4).
------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кулешов А.А., Марголин И.И. Пневмоколесные машины с бортовыми приводами и мотор-колесами. - М.: Машиностроение,1995.
2.Пурэвтогтох Б. Ил уурхайн автотээврийн хэрэгслийн ашиглалт. УБ.: "Эдмон ”, 2004.
3.Пурэвтогтох Б. Серебрянников О.Д. Экспериментальные исследо-вания процесса движения автосамосвалов в карьерных условиях. - Техника и технология разработки МПИ. - УБ, 1991.
— Коротко об авторах ---------------------------------------------------
Пурэвтогтох Б. - профессор, доктор (Ph.D), МГУНТ
Орхонтуул Б. - доктор (Ph.D), МГУНТ
Сономдорж Г., Олзийбурэн С., Цэвэгмид С. - СП «Эрдэнэт».