Научная статья на тему 'ОПЫТ И МЕСТО БУХАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СТАНОВЛЕНИИ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ'

ОПЫТ И МЕСТО БУХАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СТАНОВЛЕНИИ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ СЕМЕЙНЫЙ ВРАЧ / СЕЛЬСКАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИКЛИНИКА / GENERAL PRACTITIONER / FAMILY DOCTOR / RURAL FAMILY CLINIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Раджабова Г.Х., Рахматова Д.Б., Мавлонов Н.Х.

В статье говорится о системе подготовки врача общей практики (ВОП)/семейного врача (GP) и. соответственно внедрении в практику здравоохранения, этапы дальнейшего реформирования в виде сельских семейных поликлиник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Раджабова Г.Х., Рахматова Д.Б., Мавлонов Н.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND FURTHER DEVELOPMENT OF FAMILY MEDICINE / EXPERIENCE OF THE BUKHARA STATE MEDICAL INSTITUTE OF TRAINING OF SPECIALISTS

The article refers to the system of training a general practitioner (GP) / family doctor (GP) and. accordingly introduction in practice of public health services, stages of the further reforming in the form of rural family polyclinics.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ И МЕСТО БУХАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СТАНОВЛЕНИИ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ»

УДК 611.08

Раджабова Г.Х. ассистент

Рахматова Д. Б. ассистент Мавлонов Н.Х. ассистент

Бухарский государственный медицинский институт ОПЫТ И МЕСТО БУХАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СТАНОВЛЕНИИ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ

Аннотация: В статье говорится о системе подготовки врача общей практики (ВОП)/семейного врача (GP) и. соответственно внедрении в практику здравоохранения, этапы дальнейшего реформирования в виде сельских семейных поликлиник.

Ключевые слова: врач общей практики семейный врач, сельская семейная поликлиника.

Radjabova G.X.

Raxmatova D.B.

Mavlonov N.X. assistants

Bukhara state medical Institute Uzbekistan, Bukhara city FORMATION AND FURTHER DEVELOPMENT OF FAMILY MEDICINE / EXPERIENCE OF THE BUKHARA STATE MEDICAL INSTITUTE OF TRAINING OF SPECIALISTS

Annotation: The article refers to the system of training a general practitioner (GP) / family doctor (GP) and. accordingly introduction in practice of public health services, stages of the further reforming in the form of rural family polyclinics.

Key words: general practitioner, family doctor, rural family clinic.

С момента получения независимости в 1991 г. экономика Узбекистана, как и других стран бывшего Советского Союза, испытала на себе ряд трудностей, связанных с переходом от плановой экономики к рыночной. Это привело на начальном этапе становления суверенного государства к снижению доходов населения, нарушению инфраструктуры его социальной поддержки, включая финансирование медицинского обслуживания [1, 2, 1 6).

Все вышесказанное в значительной мере послужило основой формирования Государственной программы реформирования здравоохранения, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан УП-2107 от 10 ноября 1998 г. «О государственной программе реформиро-

вания системы здравоохранения Республики Узбекистан», которая определила поэтапный подход к формированию Национальной модели здравоохранения. Повышение качества оказания медицинской помощи определено как приоритетная задача реформы здравоохранения. Важной особенностью государственной программы реформирования системы здравоохранения является многоуровневый (многокомпонентный) подход к повышению качества медицинской помощи. Особенностью Национальной модели является приоритет профилактической медицины и внедрение здорового образа жизни, воспитание физически и нравственно здорового, гармонично развитого поколения, формирование у населения сознания ответственности за свое здоровье.

Инициативная группа ученых и врачей Бухарского государственного медицинского института обратились с предложением в МЗРУз о создании общей врачебной практики семейной медицины в Республике Узбекистан. В частности, в письме института за № 87 01 от 18 апреля 1995 г., адресованном министру здравоохранения и председателю совета ректоров медицинских вузов было сделано обращение, в котором акцент ставился на то, что «в системе охраны здоровья семьи происходит формирование таких контингентов, как беременная - плод, кормящая мать грудной ребенок, ребенок - подросток, дети-взрослые-пожилые». Установлено, что в наблюдении этих параллельных контингентов участвуют одновременно учреждения акушерской, педиатрической и общей врачебной сети. Многократно проведенные экспертные оценки оказания медицинской помощи этим группам населения обнаружили преобладание ошибок, таких как несвоевременность начала наблюдения, отсутствие его регулярности, неполный объём информации поликлиники о семье, родильного дома, скорой, задержка сроков обследования у специалистов поликлиники, общей лечебной сети, недостаточный объем лечебно-профилактических мероприятий, несвоевременное направление в стационар и т. д.

В условиях продвижения рыночной экономики, расслоения общества, удорожания стационарной медицинской помощи. развития индивидуальной трудовой деятельности врача в додипломном вузовском обучении следовало бы усилить крен в сторону подготовки врача общей практики (ВОП) семейного врача (СВ) и, соответственно, внедрение в практику здравоохранения новой ступени оказания медицинской помощи всей семье. Изучив наши предложения и обоснование целесообразности подготовки ВОП семейных врачей в Бухарской области 4 сентября 1995 г., решением совета ректоров медицинских вузов республики при поддержке Минздрава Республики Узбекистан, консультативной помощи Европейского регионального бюро ВОЗ Бухарскому государственному медицинскому институту было предоставлено право эксперимента для апробации составленной учебной программы по подготовке ВОП.

Первое сообщение о модели БОН учеными Бухарского медицинского института было сделано на Республиканской конференции, посвященной

проблемам подготовки кадров в апреле 1995 г. По предложению кафедры администрацией института было принято решение провести отбор студентов в экспериментальную группу на конкурсной основе. Таким образом, среди студентов 6-го курса был объявлен конкурс для участия в обучении в группе по подготовке семейного врача. Конкурс проходил в два этапа. На первом этапе изъявивших желание было 40 студентов, которым предложили заполнить конкурсную анкету, состоящую из 21 вопроса. В частности, вопросы анкеты состояли из разделов, характеризующих студента как человека, будущего специалиста, разносторонности ого интересов, планов на будущее. По итогам анкетирования 12 студентов набрали наиболее высокие баллы и были приглашены для участия в следующем туре конкурса. При отборе комиссия, состоящая из ведущих преподавателей кафедры и администрации института, обращала внимание на достижения в учебе, знание языков, неординарность мышления, понимание принципов семейной медицины, владение практическими навыками. Таким образом, было отобрано 6 студентов, зачисленных приказом по институту в экспериментальную группу. К преподаванию в соответствии с приказом ректора были приглашены 13 лучших преподавателей института, а также получили приглашение ведущие преподаватели других вузов области. Из Бухарского технологического института легкой и пищевой промышленности был приглашен экономист для преподавания экономики семьи и общества, юрист для обучения праву и юридической ответственности врача. Из Бухарского университета приглашен психолог для преподавания логистики, риторики и психологии семьи. В соответствии с разработанным учебным планом подготовки СВ преподавательский состав кафедры (в этот период кафедра имела статус кафедры терапии 6-го курса) также был обучен на 4-месячных курсах без отрыва от работы на базах клинических кафедр Бухарского медицинского института. Было организовано интенсивное обучение всех ответственных преподавателей английскому языку на кафедре иностранных языков. Для этого администрация института ответственным за подготовку по иностранному языку в течение года назначила заведующего кафедрой иностранных языков. Коллектив института принял самое активное участие в новом деле. При разработке учебных планов каждая кафедра играла консультирующую роль в своей области.

Подготовка врачей на 6-м курсе велась по 3-уровневой системе поведенческого подхода знаний и умений в каждом разделе.

1-й уровень определялся способностью врача самостоятельно решать вопросы, связанные с постановкой диагноза и лечением ограниченного числа заболеваний, а также с возможностью находить при этом правильные формы поведения. Знания для решения клинических проблем при заболеваниях должны были быть дополнены конкретными навыками.

2-й уровень это те ситуации, когда СВ требуется помощь конкретного специалиста (консультация, специальное обследование, инструментальная терапия). В этих случаях врач лишь следит за

проведением рекомендованного специалистом лечения (реабилитационные процедуры, поддерживающая медикаментозная терапия).

3-й уровень компетенции - когда СВ оказывает психологическую помощь семье и больному, объясняя необходимость специального лечения.

Определение уровней позволило создать реальную программу подготовки СВ в Бухарском медицинском институте и разработать стандарты оказания медицинской помощи семье. В 1996 году коллективом кафедры был разработан проект Концепции поэтапного перехода к организации первичной медико-социальной помощи по принципу ВОП СВ в Бухарской области Республики Узбекистан, утвержденный на Ученом совете института и рекомендуемый МЗРУ.

В 1998 г. был подписан Меморандум между Департаментом по международному развитию Великобритании (ОБГО) и Министерством здравоохранения РУ по обучению преподавателей медицинских институтов и врачей СВ11 пилотных областей по программе подготовки БОН. Ежегодно по составленному графику в Узбекистан из Великобритании приезжали более

10 консультантов для обучения преподавателей медицинских институтов. Преподаватели медицинских институтов, в свою очередь, закрепили свои практические навыки и ознакомились с идеологией общей врачебной практики во время краткосрочного пребывания (две недели) в Лондоне и университете Тарту (Эстония).

В настоящее время учебные центры достаточно оснащены учебным оборудованием для проведения практических занятий. С 1999 г. по сей день кафедрой подготовки ВОП Бухарского государственного медицинского института подготовлены около 1000 квалифицированных врачей общей практики.

Начиная с периода 2016 года дальнейшее реформирование первичного звена здравоохранения направлено на то что, обеспечить сельское и городское население квалифицированной медицинской помощью, быстрым и своевременным оказанием скорой и неотложной помощи. В ходе нескольких месяцев специалистами заинтересованных министерств и ведомств было изучено состояние первичной мидико-санитарной помощи в республике. После изучения состояния было принято ПП-2857 от 29.03.2017г. определившая дальнейшие пути реформирования системы ПМСП в Узбекистане. На местах организовали сельские семейные поликлиники (ССП), создали разветвленные сети скорой помощи в основном сельской местности. Отделения скорой помощи в основном помещены в городских семейных поликлиниках (ГСП), ССП и в некоторых в сельских врачебных пунктах (СВП) .

Сельские семейные поликлиники оснащены необходимой материально-технической базой, выделены узкие специалисты такие как терапевт, акушер-гинеколог, хирург, педиатр, стоматолог, также врачи общей практики которые ранее функционировали в СВП. Сельские

семейные поликлиники в основном будут работать в направлении профилактики, постоянной патронажной службы фертильным женщинам, перстарелым, инвалидам.

С октября месяца 2017 года внедрена рейтинговая оценка полноты и качества оказываемой медицинской помощи сельскими семейными поликлиниками с дневным стационаром и сельскими врачебными пунктами, включающее систему материального стимулирования медицинских работников на основании результатов оценки их деятельности.

Медицинская образовательная система в частности высшее медицинское образование по утвержденной программе комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы приоритетными направлениями своего развития считает:

установление каждым высшим образовательным учреждением страны тесных перспективных партнерских отношений с ведущими профильными зарубежными научно-образовательными учреждениями, широкое внедрение в учебный процесс передовых педагогических технологий, учебных программ и учебно-методических материалов, основанных на международных образовательных стандартах, активное привлечение к научно-педагогической деятельности, проведению мастер-классов, курсов повышения квалификации высококвалифицированных преподавателей и ученых из зарубежных образовательных учреждений-партнеров, организацию на системной основе на их базе стажировки магистрантов, молодых преподавателей и научных кадров, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров отечественных высших образовательных учреждений;

дальнейшее совершенствование образовательного процесса, учебных планов и программ высшего образования на основе широкого использования новейших педагогических технологий и методов обучения, качественное обновление и внедрение современных форм организации научно-образовательного процесса магистратуры;

создание и широкое внедрение в систему высшего образования учебных пособий нового поколения, в том числе на основе приобретения и перевода новейшей зарубежной литературы, регулярное обновление фондов информационно-ресурсных центров;

Неуклонное повышение уровня и качества профессионального мастерства педагогических кадров, прохождение повышения квалификации, стажировки педагогических и научных сотрудников, обучение выпускников высших образовательных учреждений по программам PhD и магистратуры за рубежом, укрепление материально-технической базы высших образовательных учреждений путем строительства, реконструкции и капитального ремонта учебных и научно-лабораторных зданий и корпусов, спортивных сооружений и объектов социально-инженерной инфраструктуры,

При этом в процессе подготовки кадров основное внимание уделяется

практической части занятия, которая должна в обязательном порядке занимать половину всей учебной нагрузки студента и сочетаться клиническими занятиями, в которых, студент изучает практический навык.

Таким образом, дальнейшее реформирование образования в системе здравоохранения направлено на подготовку кадров с хорошим владением практических навыков. Успех работы системы подготовки кадров для первичного звена определялся тем, что медицинские кадры будут иметь большие успехи в первичном звене здравоохранения и уровень удовлетворенности населения будет расти.

Использованные источники:

1. Асадов Д.А. Затратноэффективный подход к реформированию системы здравоохранения Узбекистане Д. А. Асадов, Б. Д. Дурманов, С. И. Исмаилов Узбекистан тиббиёт журнали. 2002. 56. С. 58.

2. Асадов Д.А Анализ затратной эффективности систем здравоохранения

3. Д. Л. Асадов Узбекистон тиббиет журнали. 2003. .V 6. С. 65 74.

4. Атаханов ///.Э. Корпоративное управление лечебными учреждениями как новая форма хозяйствования в здравоохранении Ш.Э. Атаханов Узбекистон тиббиет журнали. 2001. .V' 5 6. С. 8 10.

5. Назиров Ф.Г. Реформа здравоохранения Республики Узбекистан: доклад Ф. Г. Назиров.

6. Назиров Ф.Г. Инвестиционный проект «Здоровье» Всемирного банка по реформированию первичного звена здравоохранения Узбекистана Ф. Г. На-зиров Мед. журн. Узбекистана. 2000. №1 2. С. 2-3.

7. Назиров Ф.Г. Общественное здравоохранение и управление здравоохранением в Респубилке Узбекистан: состояние и перспективы Ф.Г. Назиров Узбекистон тиббиет журнали. 2003. - № 5. С. 2 7.

8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 1.01.99 .V 18 «О совершенствовании управления в системе здравоохранения Республики Узбекистан* .

9. Реформы здравоохранения в Европе анализ нынешних стратегий ВОЗ, Европейское региональное бюро. - 1996.

10. Реформирование первичного звена здравоохранения в сельской местности Ферганской области: система финансирования и управления: учебно-методическое пособие Программы ЮСАИД «ЗдравРеформ» в Узбекистане, 2000.

11.Указ Президента Республики Узбекистан от 10.10.98 № 2107 <>0 реформировании системы здравоохранения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.