Заключение
Решения по управлению знаниями становятся тем актуальнее, чем меньше бизнес-процессы и люди привязаны к структуре организации и географическим границам. И только посредством сравнения компании осознают, что управление знаниями обеспечивает адаптацию, выживание и сохранение компетенций на фоне постоянно растущих глобальных изменений. Предложенный авторами данного материала подход призван производить мощный синергети-ческй эффект, позволяющий одновременно достигать согласованных стратегических целей работодателя и вуза.
Мы надеемся, что применение рассмотренного подхода позволит работодателям воспользоваться возможностями управления организационными знаниями в быстро меняющейся внешней и внутренней среде, чтобы осознать и решать совместно с вузами актуальные для бизнеса финансово-экономические задачи, и будет содействовать ускорению процесса интеграции России в мировую экономику.
Список литературы
1. Антонов В.Г., Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях: Национальный доклад /
B.Г. Антонов и др. Под ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация Менеджеров, 2008.
2. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1996.
3. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. - СПб.: Питер, 2001.
4. Мильнер Б.З. Управление знаниями в современной экономике // Проблемы теории и практики управления. - М., 2006. - № 9. -
C. 8-13.
5. Баранчеев В.П. Управление знаниями в инновационной сфере: Учебник. - М.: ООО фирма «Благовест-В», 2007.
6. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2006.
7. Лабоцкий В.В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний). -Минск: Соврем. шк., 2006.
8. Мариничева М.К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
9. Barney J.B. Firm resources and sustainable competitive advantage // Journal of Management. 1991. - 17(1).
10. Engelbart D.C. Toward High-Performance Organizations: A Strategic Role for Groupware. 1992. http://www.bootstrap. org/augdocs/augment-132811.htm.
Черноуцан Е.М. к.э.н., с.н.с. ИМЭМО РАН1
ОПЫТ ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИК: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ
Сегодня развитие сферы НИОКР и инноваций является во Франции важнейшим приоритетом государственной политики и рассматривается как главный фактор будущего экономического роста страны. Именно с развитием этой сферы связывается будущее и место страны на мировой арене. Франция имеет достаточно оригинальную опыт в области разработки и реализации научно-технологической и инновационной политики, что может представлять большой интерес для многих стран. Рассмотрим ряд положительных уроков современной французской практики, которые могла бы взять на вооружение Россия:
1. Значительные усилия государства в области финансирования науки и инновационной деятельности
С 2005 г. государство Франции берёт курс на масштабное финансирование научной и инновационной деятельности. В частности, объём дополнительных государственных ассигнований в сферу НИОКР на период 2004-2010 гг. должен был составить 19 млрд. евро2, причем, основная часть этих средств направлялась на финансовую поддержку лабораторий государственных научных организаций и высшей школы (в 2005 г. эта часть составила 97%). В 2008 г. правительство Франции объявляет область науки и высшей школы главным приоритетом бюджетной политики и выделяет ежегодные дополнительные ассигнования в эту сферу в 1,8 млрд. евро на период 2009-2011 гг.3 Мировой финансовый кризис не нарушил планов правительства. Несмотря на значительный дефицит государственного бюджета (в 2009 г. более 7% от ВВП), президент страны Н. Саркози отказывается от проведения политики жёсткой экономии государственных финансов и объявляет в 2010 г. государственный заём для финансирования стратегических приоритетов Франции. Он представляет широкомасштабную долгосрочную инвестиционную программу правительства по финансированию тех стратегических направлений, с которыми связывается будущее Франции, а именно высшее образование, профессиональная подготовка кадров, научные исследования, конкурентоспособная промышленность, развитие инновационного малого и среднего бизнеса, устойчивое развитие, цифровые технологии. Эти направления, по мнению Н.Саркози, «требуют значительных средств, которые Франция не может обеспечить в строгих рамках еже-
1 [email protected]; Профессиональные интересы: национальные инновационные системы, промышленная и инновационная политика государства, экономика и НИС Франции.
2 www.lefigaro.fr/sciences
3 www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid22508/budget-de-.... См. также Le projet budget de finances pour 2008.
годного бюджета страны»1. А именно, в дополнение к основному бюджету на 2010 г. правительство специально выделяет еще 35 млрд. евро2 на реализацию следующих стратегических целей: ускорение темпа инновационного развития страны; превращение высшего образования в важнейший двигатель экономического роста, в связи с повышенными требованиями к качеству подготовки рабочей силы на мировом рынке; усиление развития сферы НИОКР; активизация процесса промышленного использования результатов фундаментальных исследований; развитие «зелёной экономики». По мнению специалистов, этот государственный заём должен послужить мощным рычагом для привлечения частных инвестиций в эти области деятельности. В итоге, сумма общих инвестиций по этой программе может составить 60 млрд. евро3.
Современный экономический и финансовый кризис имеет не конъюнктурный, а структурный характер. По оценкам французских экспертов, если финансирование науки и образования перейдёт в разряд государственных приоритетов второго плана после задач краткосрочной стабилизации экономики, вероятность для Франции развития неблагоприятных сценариев развития значительно увеличивается.
В государственном бюджете Франции на 2011-2013 гг. роль сферы НИОКР и высшей школы по-прежнему приоритетная. В 2011 г. на эти направления было выделено - 25,19 млрд. евро (8,7% от государственного бюджета), 2012 г. - 25,41 млрд. евро, 2013 г. - 25,62 млрд. евро. Для сравнения - на нужды обороны было направлено соответственно - 2011 г. - 37,42 млрд. евро, 2012 г. - 38,04 млрд. евро, 2013 г. - 38,74 млрд. евро4.
2. Совершенствование и дальнейшее развитие законодательной базы в области инновационной деятельности
Во Франции стимулирование инновационной деятельности в стране уже сравнительно давно является важнейшим элементом государственной политики. Однако законодательство в области инновационной деятельности долгое время носило импульсивный, локальный характер и касалась лишь ограниченного круга проблем, связанных с этим процессом (например, введение нового юридического статуса для государственных научных учреждений, облегчающего партнёрство с предприятиями, создание системы специализированной помощи, развитие технопарков, патентное законодательство и др.). Законы, регулирующие инновационную деятельность, принимались, как правило, в рамках ежегодного основного финансового закона страны (le Projet de loi de finances)5, четырёхлетних программ в области научно-технологического развития (так называемый Закон об ориентации и программировании научных исследований и технологического развития - Loi d'orientation et de programmation pour la recherche et le développement technologique)6, а также отдельными актами.
Только с конца 90-х гг. действия государства в области законодательства инновационной деятельности приобретают масштабный, общенациональный и долговременный характер. Принимается не только много новых законов в области научно-технологического развития, но и специальные законы, регулирующие инновационную деятельность. Важнейшая задача этих законодательных инициатив - создание арсенала мер по стимулированию инновационного процесса в стране. Как известно, Франция, несмотря на свой мощный научно-технический потенциал, всегда отличалась от своих основных конкурентов значительными трудностями в области освоения результатов НИОКР промышленностью.
Среди законов, регулирующих научно-технологическую и инновационную деятельность, особо важное значение имеют:
1. Закон об инновациях и научных исследованиях (Loi sur l'innovation et de la recherche) от 12 июля 1999 г. Основная задача этого закона - облегчение процесса передачи технологий из государственного научного сектора в промышленность и стимулирование создания инновационных предприятий, особенно государственными научно-исследовательскими учреждениями;
2. План по развитию инноваций (le Plan Innovation), принятый в апреле 2003 г., по сути представляющий обновление Закона от 12 июля 1999 г. Одной из главных его задач было создание правовой базы, стимулирующей партнёрство между государственным сектором и промышленностью;
3. Закон об ориентации и программировании научных исследований и технологического развития Франции от 2006 г., который стал правовым оформлением Общенациональной программы действий в области научно-технологического развития (Pacte de la recherche), принятой в 2005 г. и нацеленной на коренные изменения научно-технологической и инновационной сферы страны;
1 www.economie.gouv.fr
Что соответствует 1,8% от объёма ВВП Франции, намеченного на 2010 г. Структура распределения ассигнований (35 млрд. евро), выделенных по этой программе была следующая: высшее образование и профессиональная подготовка - 31%; научные исследования - 23%; инновационное развитие промышленности - 19%; устойчивое развитие - 14%; цифровые технологии - 13%.
3 Un emprunt national pour preparer la France de demain/ www.economie.gouv.fr
4 Государственные ассигнования в платежных кредитах (Crédits de paiement). Всего общий государственный бюджет Франции составил на 2011 г. - 286,41 млрд. евро, 2012 г. - 291,80 млрд. евро, 2013 г. - 297 - млрд. евро. Источник: Projet de loi de finances 2011 .Répartition des crédits du budget général par mission de 2011 a 2013. - P., 2010. - P. 4-5.
5 В рамках специального раздела по НИОКР (Etat de la recherche et du développement technologique).
6 Данный закон - чисто французская бюджетная процедура, которая представляет собой разновидность Закона о финансировании программы (Loi de programme), разрешающего финансирование определенной деятельности в течение ряда лет и действующего с начала 1959 г. Закон отражает цели, программы, действия государственных властей в области научно-технологического и инновационного развития. Первый Закон был принят на 1982-1985 гг., последний в 2006 г.
4. Национальная стратегия в области научных исследований и инноваций (Stratégie Nationale de Recherche et de l'Innovation), которая начала разрабатываться на четырехлетний период с июля 2009 г.
3. Прогнозирование научно-технологического развития как важнейший элемент государственной
инновационной политики
Проблема выбора стратегических направлений научно-технологического развития для Франции как страны средней величины с довольно ограниченными внутренними ресурсами (финансовыми и пр.) всегда была очень актуальной. Сегодня актуальность проблемы выбора диктуется также такими общими для всех стран факторами как: быстрый прогресс в науке и технологиях, глобализация, ужесточение международной конкуренции, ухудшение качества окружающей среды, возрастание неопределенности и различного рода рисков (истощение запасов энергетических и минеральных ресурсов, старение населения и др.).
Важнейшим инструментом для определения инновационной стратегии во Франции является прогнозирование научно-технологического развития (la prospective)1, которое рассматривается как важнейший элемент государственной политики и необходимый инструмент для определения научно-технических приоритетов и стратегии.
Ключевой элемент эффективного функционирования сферы научно-технологического прогнозирования во Франции - развитый институциональный механизм. Прогнозная деятельность широко представлена на всех уровнях от высших органов законодательной и исполнительной власти до самостоятельных экспертов-футурологов. Особо важную роль в области прогнозирования играют институты высших органов власти (специализированные комитеты, службы, министерства и пр.), прогнозные работы которых лежат в основе государственной научно-технологической и инновационной политики Франции. Именно они в большинстве случаев становятся головной координирующей организацией при составлении прогнозов, основная их функция - привлечение специалистов высокого уровня из различных областей общественной жизни (административных органов власти, науки, высшей школы, промышленности, прессы и пр.) для прогнозных оценок по актуальным проблемам социально-экономического и научно-технологического развития.
Кроме того, прогнозирование является важнейшим инструментом практики планирования, которую Франция, продолжает активно использовать с 1946 г. Сегодня главный рабочий орган в области планирования Центр стратегического анализа (до 2006 г. имел название Комиссариат по планированию) является ключевым государственным институтом по разработке научно-технологических прогнозов.
Францию очень часто упрекают в излишней централизации государственного управления, однако в условиях современного кризиса, когда требуется мобилизация национальных усилий в различных областях общественной жизни, этот её недостаток, по мнению экспертов, превратился в её большое преимущество. Сегодня во Франции, где сильны традиции государственного планирования и программирования, прогнозирование является важнейшим элементом антикризисной политики государства и оно, по мнению Э. Бессонна - одного из авторитетных экспертов в области прогнозирования, «должно сыграть в деле реконструкции страны ту же роль, что шестьдесят лет назад сыграло планирование для восстановления послевоенной экономики»2.
Франция, как и большинство развитых индустриальных стран, столкнулась с мировым экономическим и финансовым кризисом 2008 г. В период кризиса, по мнению многих французских экспертов, роль прогнозирования (и особенно научно-технологического) возрастает, и было бы ошибкой считать, что преодоление кризиса в основном связано с мерами конъюнктурного, немедленного характера. Это определяется, в частности, такими причинами:
- кризис оказывает влияние на долговременные тенденции развития мира, но не отменяет их. Антикризисные меры должны обязательным образом разрабатываться с учётом многих долгосрочных проблем (потепление климата, цифровая революция, устойчивое развитие, возрастание роли Китая в развитии ряда направлений научных исследований и др.);
- в основе современного кризиса лежат решения и меры, принятые двадцать лет назад. Этот кризис напоминает, что в большинстве случаев полный эффект от принятых решений государственной политики проявляется не сразу, а только в долговременной перспективе. Особенно это касается таких областей как научные исследования, образование, социальные проблемы.
Франция имеет свои оригинальные подходы в области определения приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны. Особо стоит отметить коллективный подход к разработке научно-технологических приоритетов. Франция одна из первых стран начала активно внедрять коллективный подход к разработке будущих приоритетов научно-технологического развития страны, а именно привлекать к этой работе представителей из всех сфер социально-экономической жизни (учёных, предпринимателей, государственных деятелей, широкую общественность и др.) с целью всестороннего учёта общественных требований и потребностей. По сути, метод коллективного подхода к разработке научно-технологических приоритетов представляет дальнейшее развитие новых методов принятия государственных решений, которые рассматриваются как важнейший элемент новой модели экономики, основанной на устойчивом развитии. А именно, коренным образом меняется сама логика принятия важных государственных
1 Эквивалент английскому термину «foresight».
2 France 2025 - Diagnostic stratégique: dix défis pour la France / Secrétariat d'État chargé de la prospective, del'évaluation des politiques publiques et du développement de l'économie numérique. - P., 2009. Эрик Бессон (Eric Besson) - государственный секретарь по прогнозированию, оценке государственной политики и развития цифровой экономики при премьер-министре Франции, один из авторитетных экспертов в области прогнозирования.
решений. На первом плане не директивное решение высших органов власти, а принятие решений на основе переговоров, в которых активно участвуют все участники социально-экономической жизни страны: органы государственной власти, крупные компании, научные организации, вузы, а также отдельные ученые, предприниматели, журналисты и просто рядовые граждане.
Именно на основе широкого обсуждения проблем в рамках так называемой практики «Grenelle de Гепу1гоппетеп!»(«Гренель по окружающей среде»)1 в 2009 г. были приняты во Франции важнейшие законодательные программы в области окружающей среды и энергетики (Grenelle I, Grenelle II). В 2009-2010 гг. правительство Франции проводит беспрецедентную по своим масштабам акцию по мобилизации национальных усилий для определения нового курса промышленной политики так называемый общенациональный форум «Генеральные штаты промышленности» (Les Etats Généraux de l"industrie - EGI)2. Необходимо подчеркнуть, что практика «Grenelle de l'environnement» и успешное проведения общенационального форума является важным этапом на пути осознания французским обществом приоритетности для страны развития сферы НИОКР и инноваций для модернизации национальной экономики. По оценкам экспертов «в предстоящее десятилетие отношение гражданского общества и политического мира к развитию технологических инноваций будет являться важнейшим фактором, определяющим эффективность национальной системы нововведений»3.
4. Налоговые рычаги - главный механизм стимулирования научно-технологической и инновационной активности национальных предприятий во Франции
В последние годы государственные власти Франции уделяют большое внимание развитию и совершенствованию механизма мер по стимулированию научной и инновационной деятельности на промышленных предприятиях. Особое место среди этих мер отводится косвенным мерам стимулирования, а именно налоговым. Именно налоговые рычаги начинают рассматриваться как главный механизм стимулирования инновационной активности национальных предприятий. К 2008 г. в стране сложился достаточно богатый арсенал специализированных налоговых рычагов по стимулированию развития ИР (всего насчитывается более 20 различных налоговых мер), значительная часть которых зарекомендовала себя как эффективный инструмент государственного воздействия.
Опыт Франции в области налогового стимулирования научно-технической и инновационной деятельности вполне применим для России. Разумеется, ошибки и удачи Франции в этой области необходимо обязательно оценивать с точки зрения конкретных условий социально-экономического развития нашей страны.
Важнейшая задача, стоящая сегодня перед Россией - создание благоприятных условий для развития наукоёмкого производства и роста инвестиций в отечественную экономику. Современная российская система налогообложения в большинстве случаев не стимулирует, а мешает развитию производства, не стимулирует инвестиции, а способствует экспорту капитала за рубеж.
Франция в середине 90-хх гг. ХХ века также столкнулась с острой необходимостью перестройки государственного курса промышленной политики в связи с серьёзными структурными проблемами национальной экономики4. Главной целью нового курса было объявлено - вывод Франции на передовые позиции в мире в новых высокотехнологичных областях. Основным инструментом реализации этой политики названо стимулирование процесса нововведений (от создания до реализации) как в национальном, так и в региональном масштабе. Среди основных путей достижения намеченных целей - активизация усилий промышленного сектора в области финансирования сферы ИР и нововведений. В связи с этим государственные власти уделяют большое внимание развитию и совершенствованию механизма мер по стимулированию научной и инновационной деятельности на промышленных предприятиях. Особое место среди этих мер отводится налоговым мерам стимулирования. Именно они начинают рассматриваться как главный механизм стимулирования инновационной активности национальных предприятий, а также как способ решения такой актуальной сегодня проблемы как повышение привлекательности национальной территории для предприятий других стран. В условиях жесткой международной конкуренции и ускорения процесса глобализации мировой экономики Франция путём совершенствования налогового режима старается привлечь на свою территорию лучшие лаборатории, лучших учёных и самые передовые в инновационном плане предприятия.
К 2008 г. Франция становится одной из самых привлекательных в инвестиционном плане стран. Многие иностранные компании выбирают именно Францию для организации собственной промышленной и исследовательской деятельности. Их выбор во многом обусловлен наличием во Франции достаточно эффективных налоговых инструментов воздействия. Отметим факт, который, на наш взгляд, очень важен для России: Франция выбрала путь развития специальных налоговых рычагов воздействия, сохраняя при этом достаточно сложную и обременительную общую
1 «Гренель» («Grenelle») является во Франции синонимом переговоров широкой общественности с правительством по разным актуальным и трудноразрешимым проблемам. Во время майских событий во Франции 1968 г. именно на улице Гренель в Министерстве труда шли долгие переговоры бастующих с правительством.
Форум проходил с 3 сентября 2009 по 4 марта 2010 г., в нём приняли участие более 5000 человек (представителей различных государственных органов власти, промышленности, профсоюзов, науки, образования, общественных организаций и др.). В ходе активных дискуссий было выработано 1000 конкретных предложений в области нового промышленного курса страны.
3 France 2025-Diagnostic stratégique / Groupe: Création, recherche et innovation / Président: A. Petit / Centre d'analyse stratégique. -P., 2009.
4 Отставание от основных конкурентов по развитию инновационного потенциала промышленности, недостаточный уровень конкурентоспособности ряда ключевых отраслей, особенно отраслей высоких технологий, инвестиционный кризис, угроза переноса мощностей в другие страны, значительные региональные диспропорции в промышленном и научно-технологическом развитии и др.
налоговую систему. В результате весьма высокие ставки по ряду налогов1 отчасти сбиваются всевозможными вычетами, скидками, льготами, и конечная облагаемая сумма, по оценкам финансовых экспертов, оказывается довольно часто даже меньше, чем могла бы быть в той же ситуации в стране с более низкими налоговыми ставками.
Главным видом налоговой помощи во Франции является налоговый исследовательский кредит (Crédit d'impôt recherche-CIR), на который сегодня приходится более 80% от общей суммы налоговой помощи, выделяемой в стране на развитие НИОКР2 (см. вставку 1). В последние годы по масштабу финансирования и эффективности применения налогового исследовательского кредита Франция заметно выделяется среди стран ОЭСР3. По мнению многих экспертов, механизм налогового исследовательского кредита Франции сегодня является лучшим в Европе налоговым инструментом в области стимулирования развития НИОКР на промышленных предприятиях. В целом, предпринимательский мир Франции достаточно высоко оценивает эффективность налогового исследовательского кредита как инструмента стимулирования финансирования НИОКР за счёт собственных средств предприятий.
Эффективность налогового исследовательского кредита связана с тем, что:
- скидка носит автоматический, недискриминационный характер и не требует предварительного разрешения;
- хорошо сочетается с другими видами государственной помощи развитию ИР на предприятиях;
- оставляет за предприятием полную свободу выбора в его деятельности;
- оказывает весьма ощутимую финансовую помощь предприятию, решившему расширить или начать свою деятельность в области;
- создает благоприятные условия для научно-технического развития новых предприятий, особенно малых и средних;
- распространяется и на предприятия, которые не получают прибыль и испытывают дефицит бюджета, предоставляя им возможность возместить от 30 до 50% их расходов на ИР;
- имеет достаточно ясное юридическое определение механизма действия;
- с 1 января 2008 г. имеет достаточно простую схему расчёта, которая основывается только на объёме средств, выделяемых предприятием на развитие ИР;
- оказывает стимулирующий эффект в области привлечения и найма на предприятия молодых научных кадров;
- оказывает ярко выраженный психологический эффект на поведение предпринимателей, демонстрируя заботу государства о создании инновационного климата в стране;
- является инструментом повышения привлекательности территории Франции для инновационной деятельно -сти предприятий других стран;
- Франция - единственная страна в ЕС, где механизм возмещения по налоговому исследовательскому кредиту охватывает предприятия, испытывающие дефицит бюджета.
Вставка 1.
Схема расчёта налогового исследовательского кредита во Франции с 1.01.2008 г.4
1. Сумма ассигнований, которую предприятия получают по налоговому исследовательскому кредиту (а именно, имеют право вычесть её из суммы налогооблагаемой прибыли на компании) состоит из двух частей:
- 30% от обшдх расходов предприятия, выделенных им в текущем году на НИОКР, не превышающих 100 млн. евро.
- 5% от общих расходов предприятия, выделенных им в текущем году на НИОКР сверх 100 млн. евро.
Выплаты по исследовательскому кредиту происходят или путём его вычёта из ежегодной суммы налогооблагаемой прибыли на компании, или путём его возмещения в течение трёх лет.
Предел вычета 16 млн. евро. на одно предприятие отменяется.
2. Для предприятий, имеющих статус Молодое инновационное предприятие5 и Малое и среднее предприятие с быстрым ростом6, вводятся следующие дополнительные стимулирующие условия:
- предприятие, которое получает налоговый исследовательский кредит впервые или не получало его в течение 5 лет имеет право вычитать из налогооблагаемой прибыли на компании в первый год 50% от расходов, выделенных им в текущем году на НИОКР, во второй год 40%, а в последующие годы - 30%.
Более того, для этих предприятий вводится режим немедленного возмещения ассигнований по налоговому исследовательскому кредиту. То есть, в конце первого года своей деятельности молодое инновационное предприятие может возместить свои расходы на НИОКР, получив соответствующую сумму наличных средств. Данное положение действует даже при условии, если предприятия не получает прибыли и испытывает дефицит бюджета._
Насколько применим этот налоговый рычаг стимулирования в условиях России? Для заимствования французского опыта в этой области необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1 Уровни налога на компании, подоходного налога на физические лица, на собственность, а также норма обязательных отчислений для предприятий (налоги, обязательные сборы, выплаты по социальному страхованию) одни из самых высоких среди стран ЕС.
2 Le Panorama des aides fiscals à la recherche. Lettre d'information de la fiscalité de la recherche // Acies. Décembre 2006. www.acies.fr
3 Эффективность действия налогового исследовательского кредита во Франции выше чем в других странах: по оценкам специалистов в 2008 г. 1 евро, полученный через этот механизм помощи, генерирует дополнительные расходы предприятия на НИОКР от 2 до 3,5 евро. Для сравнения: это соотношение в большинстве стран ОЭСР составляет 1 к 1 (Источник: Projet de loi de finances pour 2008).
4 Guide de 2008 du crédit d'impôt recherche. MESR, janvier 2008.
5 Так называемые Jeunes enterprises innovantes.
6 Так называемые PME de croissance (gazelles).
1. В отличие от ряда стран Франция начала применять налоговый исследовательский кредит только с 1983 г. Она взяла на вооружение и развивала этот механизм также на основе опыта других стран. Данный налоговый рычаг хорошо прижился на французской почве и стал мощным стимулятором НИОКР на предприятиях. Однако Франции пришлось прилагать большие усилия по его адаптации к своим конкретным условиям. Механизм налогового исследовательского кредита постоянно корректировался и совершенствовался: за период 1983-2008 гг. он менялся более 20 раз (почти ежегодно).
2. Совершенствование механизма налогового исследовательского кредита во Франции происходило в основном в области реформирования механизма его расчёта (изменение основы и норм расчётов) и условий получения. В своей практике Франция использовала каждую из трёх схем расчёта налогового исследовательского кредита, распространённых в других странах1. Каждая схема расчёта отвечала определённым требованиям каждого конкретного периода времени. Например, с января 2008 г. наиболее эффективной оказалась схема расчёта, которая основывается только на объёме средств, выделяемых предприятием на развитие НИОКР.
В связи с этим трудно сказать, какая именно схема расчёта налогового исследовательского кредита окажется оптимальной для России. В любом случае необходимо экспериментировать, чтобы выявить наиболее эффективный вариант.
Что касается условий получения, то в данной области также необходимо ориентироваться на конкретные условия каждой страны. Франция, в частности, отличается от других стран очень льготным режимом получения налогового исследовательского кредита. Он возмещается даже предприятиям, испытывающим дефицит бюджета и не получающим прибыль. Кроме того, особо льготными условиями пользуются малые и средние предприятия. Успех Франции в области применения налогового исследовательского кредита во многом связан именно с этой национальной спецификой условий получения. На наш взгляд, успешный опыт Франции в области условий предоставления налогового исследовательского кредита может оказаться весьма полезным для России.
3. Одно из важнейших достоинств французского механизма налогового исследовательского кредита - достаточно ясное юридическое определение механизма действия. Прежде всего, речь идет о четком определении в налоговом законодательстве различных операций по затратам на ИР. В российской налоговой практике понятийный аппарат в области НИОКР и нововведений находится в стадии разработки. Этот факт может оказаться большим препятствием для успешного внедрения механизма налогового исследовательского кредита.
4. Существенным недостатком и тормозом французского механизма налогового исследовательского кредита до сих пор остаётся относительная сложность процедур получения данной налоговой скидки. Предпринимателей отпугивает жесткость налоговых проверок, бюрократические процедуры получения налоговых льгот. Для России, где налоговая система страдает от излишнего бюрократизма, к данному факту необходимо относиться с особым вниманием.
Французская налоговая система формировалась многие десятилетия, отражая все особенности развития страны на разных этапах её развития. Налоговая система современной России находится на стадии становления. В этом её слабость и сила. Важнейшее её преимущество - возможность учёта положительного и отрицательного опыта других стран. Осмысление и критическое заимствование французского опыта является для России исключительно важным. Речь идёт, не о механическом подражании, а об использовании успешных результатов французского опыта с учётом специфики развития России.
Шафиев Р.М.
д.э. н., профессор, советник государственной службы РФ 1 класса
ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Современное состояние российской экономики показывает, что разработка инновационной политики является приоритетной задачей развития страны, поскольку, несмотря на высокий научно-образовательный потенциал, в экономике превалирует сырьевой экспорт, а показатель наукоемкости большей части российской промышленности существенно ниже, чем в США и ЕС. Россия также недостаточно представлена в мировой науке, что является одним из главных показателей качества проводимых исследований. Так, на долю России в 2008 году приходилось всего 2,48% общемирового числа публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, тогда как на Францию - 5,53%, на Германию - 7,5%, на Китай - 9,69 процента. Россия по данному показателю находится на уровне Бразилии (2,59%) и Нидерландов (2,46 процента). При этом для российской науки характерны низкая интенсивность работы ученых (в 2008 г. на 100 исследователей приходилось 6 публикаций в научных журналах, индексируемых в Web of Science, в Великобритании - 33, Германии - 29, США - 23), а также в среднем более низкое качество
1 В мировой практике используется, как правило, три схемы расчёта ассигнований, выделяемых по налоговому исследовательскому кредиту:
- на основе общих ежегодных расходов предприятия на НИОКР (Канада, Италия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция с 2008 г.);
- на основе увеличения расходов предприятия на НИОКР в текущем году по сравнению со среднегодовыми затратами на эти цели за предыдущие годы (Япония, Мексика, США, Франция до 2004 г.);
- комбинированный подход. Одна часть ассигнований рассчитывается на основе общих ежегодных расходов предприятия на НИОКР, другая - на основе увеличения расходов фирмы на НИОКР в текущем году по сравнению со среднегодовыми затратами на эти цели за предыдущие годы (Португалия, Испания, Корея, Франция с 2004-2008 гг.).