Научная статья на тему 'ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ БИОТЕРМИЧЕСКИХ РВОВ В ОРЕХОВО-ЗУЕВЕ'

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ БИОТЕРМИЧЕСКИХ РВОВ В ОРЕХОВО-ЗУЕВЕ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
15
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ БИОТЕРМИЧЕСКИХ РВОВ В ОРЕХОВО-ЗУЕВЕ»

рынка и гибель мух от хлорофоса будет беспрерывно компенсироваться выплодом новых поколений мух.

Основными условиями успешной борьбы с мухами на рынке являются: 1) регулярный ежедневный вывоз мусора с территории рынка и из жилого фонда в радиусе 250—300 м вокруг рынка; 2) обязательная обработка всех возможных мест выплода мух на самом рынке;

3) обработка всех помещений рынка хлорофосом один раз в 5 дней;

4) дополнительные мероприятия: применение липкой и хлорофосной бумаги; 5) широкая санитарно-просветительная работа по поводу проводимых мероприятий; 6) улучшение общего санитарного состояния рынка и повышение культуры населения.

Поступила 16/Х 1961 г.

V * * *

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ БИОТЕРМИЧЕСКИХ РВОВ

В ОРЕХОВО-ЗУЕВЕ

Санитарный врач М. И. Шрейбер, энтомолог А. В. Никифорова

Из Орехово-Зуевской городской санитарно-эпидемиологической станции

^ • * I

Биотермическими рвами для обезвреживания твердых отбросов стали пользоваться в Орехово-Зуеве с 1954 г. До 1957 г. биотермические рвы применялись в качестве экспериментально-производственной установки, а с 1958 г. они стали основным способом обезвреживания твердых отбросов в городе. Так как простая засыпка отбросов в рвах землей не предохраняла от выплода мух, было применено покрытие отбросов плотной бумагой. В 1958—1959 гг. биотермические рвы были расположены в поле на расстоянии 4,5 км от западной окраины города. Уровень грунтовых вод на участке около 1,5 м\ почва — кварцевый песок. На этом поле в течение 2 лет было вырыто 19 рвов длиной по 100 м и 20 — по 50 м. Ширина рвов (по верху) 3 м, средняя глубина 0,7 м. Расстояние между рвами 3 м. При рытье рвов экскаватором песок выбрасывали на одну сторону. Отбросы вывозили только автомобильным транспортом.

Эксплуатация рвов происходила следующим образом. Все рвы были пронумерованы, заполнение отбросами начиналось со рва № 1, с его торца. Ежедневно доверху заполнялся отрезок рва длиной 2,5—3 м. По окончании рабочего дня заполненный за день отрезок рва засыпали песком-слоем 10—15 см. По истечении 3 дней заполненный и засыпанный землей участок покрывали крафт-бумагой для предотвращения вылета развившихся в отбросах мух. Чтобы бумага лежала плотно, сверху ее присыпали песком.

В первоначальный период эксплуатации заполнение рва, начатое с фасадного торца, шло до середины, после этого ров начинали заполнять с противоположного торца. После заполнения рва № 1 переходили

к заполнению рва № 2 и т. д. ^

Так как все автомашины с отбросами открывались только с заднего борта, а узкое пространство между рвами не позволяло им маневрировать, машины двигались задним ходом по заполненному рву. Во избежание буксования машин на скользких отбросах рабочие подбрасывали под колеса большое количество песка. Движение автомашин вызывало повреждение бумажного покрытия и тем самым сводило на нет ее защитное от мух действие. В связи с этим были проведены специальные энтомологические наблюдения, чтобы определить, через какой промежу-

ток времени после заполнения участка рва отбросами под бумагой не останется живых мух и, следовательно, разрыв бумаги не принесет вреда. Для этого на поверхности отбросов под бумажным покрытием на площадках в 0,5 м2 производили учет погибших и живых мух в разных фазах развития и в разных местах рва через различные сроки после заполнения рва отбросами и покрытия их бумагой. Были получены следующие результаты.

Через 7 дней после помещения отбросов в ров в них обнаружено очень большое количество личинок, немного куколок; мух еще нет. На 11 — 12-й день личинок в отбросах мало, число куколок значительно, много живых мух, есть единичные погибшие мухи. На 14-й день личинок в отбросах нет, число куколок уменьшается, много живых мух, увеличивается число мертвых мух. На 18-й день личинок нет, куколок мало, живых мух мало. На 24-й день в отбросах под бумагой обнаруживаются только мертвые мухи. Наблюдения проводились в августе, когда температура воздуха колебалась в пределах 17—21°, а температура в отбросах на глубине 15 см держалась около 24—26° и только в отдельных случаях доходила до 32°.

По получении этих данных мы внесли изменения в методику заполнения рвов. Ров № 1 заполняли с фасадного торца только в течение 3 дней, затем эту часть рва покрывали бумагой, а в течение следующих 3 дней заполняли ров № 2, потом ров № 3 и т. д. Только после заполнения с фасадной стороны всех свободных рвов (обычно в эксплуатации находилось 15—20 рвов) возвращались ко рву № 1, где машина могла теперь ездить по бумажному покрытию, не считаясь с возможностью его разрушения. Таким образом, на покрытый бумагой отрезок рва машины возвращались не раньше чем через 45 дней, когда все вы-плодившиеся из отбросов мухи оказывались погибшими под бумагой.

В 1960 г. биотермические рвы были переведены на новый участок, расположенный в 13 км от центра города. Участок площадью 11 га имеет ровный рельеф, обрамлен со всех сторон густым хвойным лесом. Уровень грунтовых вод 2,5—3 м, почва — кварцевый песок. Расстояние от ближайшего населенного пункта (деревня Малая Дубна) 2,5 км.

На участке было вырыто сразу 12,5 рвов длиной по 200 м каждый, шириной по верху 3 м, по низу 2 му глубиной 2 м. Расстояние между рвами 9 м, достаточное для маневрирования машин. Эти рвы предназначались для приема мусора с бортовых машин, самосвалов и мусоровозов.

Помимо того, для разгрузки только контейнерной машины на том же поле было вырыто еще 11 таких рвов с межровным пространством 2,2 м (соответственно габаритам контейнеровоза, разгрузка которого идет сразу в 2 рва, по обе стороны пространства между рвами).

На этом поле по заполненным отбросами рвам автомашины не двигались, поэтому отбросы не утрамбовывались. Нужды в песке для борьбы с буксованием машин не было, следовательно, минерального балласта в компостных рвах стало гораздо меньше. Сверху отбросы ежедневно засыпали землей слоем 10—15 см, но бумагой не покрывали. Каждый ров заполняли постепенно, от одного торца к другому. После заполнения одного рва по всей длине переходили к следующему. Такой метод заполнения рва без применения бумаги более прост, но допускает выплод мух. Поэтому для уничтожения мух мы решили применить хлорофос «прерывистым» методом.

Наблюдения показали, что мухи, выплодившиеся из отбросов во рвах, в большом количестве садятся на свежие, влажные отбросы. Множество мух заполняет машины, возвращающиеся порожняком в город, и возникло опасение, что прежде всего мухи будут оседать в деревне Малая Дубна, расположенной на пути следования машин к городу. В связи с этим мы провели однократный учет (14—15/УП 1961 г.) численности

мух в Малой Дубне. Условия для местного выплода мух были одинаковы во всех дворах деревни, однако результаты учета показали, что численность мух в домах, расположенных при въезде в деревню со стороны поля компостных рвов, была значительно выше, чем к концу деревни. Это обстоятельство и послужило поводом к тому, чтобы начать приме-• нение хлорофоса.

Мы применяли его по следующей методике. Чтобы мухи не улетали со рвов, мы предложили рабочим по окончании работы дня оставлять незасыпанным участок отбросов около 15—20 м2, на котором мухи оседали. Этот участок опрыскивали хлорофосом из гидропульта из расчета 5 г хлорофоса, растворенного в 300 мл воды, на 1 м2. Обработанный участок оставляли открытым. На следующий день живых мух на рвах не обнаружили, зато было много погибших мух. По окончании рабочего дня обработанные отбросы засыпали землей, а на свежих отбросах опять оставляли незасыпанный участок, который обрабатывали хлорофосом.

Наблюдения за эффективностью этого метода показали, что оставлять незасыпанный участок и обрабатывать его хлорофосом можно не каждый день, а реже; мы получили хороший эффект при обработках через 4 дня. Интервалы между обработками можно увеличивать или уменьшать в зависимости от интенсивности выплода мух из отбросов и от метеорологических факторов. При расчете 20 обработок за сезон (июнь — сентябрь включительно) и применении указанной выше дозировки хлорофоса потребуется не больше 6 кг. Этот мегод борьбы с мухами в местах обезвреживания отбросов прост, удобен и дешев.

Так как в условиях разных городов длина и глубина рвов может быть различной, то мы даем соотношение между кубатурой вырытых рвов и вывозимого мусора; зная эти соотношения, нетрудно вычислить и все параметры (длина, ширина, глубина рвов) применительно к местным условиям. Мы даем эти соотношения для машин обычного типа: мусоровозов, самосвалов, бортовых; контейнеровозы исключаем. Учитывая исходные данные — общее количество вывозимых за год отбросов, сроки пользования биотермическими рвами1, число рвов, заполненных на каждом поле, их длину, ширину и глубину, — мы получаем в итоге (расчеты не приводим) следующие соотношения: в каждом кубическом метре рвов на первом поле, где отбросы утрамбовывались проезжающими по рвам машинами, фактически находится 6,3 м3 отбросов, а каждый кубический метр рвов на втором поле, где машины ездили только по пространству между рвами, вместил 5,14 мъ отбросов.

Поступила 17/111 1962 г.

1 В Орехово-Зуеве отбросами заполняли рвы только в летне-осенние месяцы, а в зимне-весеннее время их вывозили в совхоз для набивки парников.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.