Научная статья на тему 'Опыт экологического просвещения в России в 1990-х гг.'

Опыт экологического просвещения в России в 1990-х гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экологическое просвещение взрослых / направления деятельности по экологическому просвещению взрослых / распространение экологических знаний / общественные экологические организации. / environmental education of adults / directions of activities for environmental education of adults / dissemination of environmental knowledge / public environmental organizations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова А.А.

Цель исследования – проанализировать развитие экологического просвещения российской молодёжи и представителей старшего поколения в 1990-х гг., выявить его педагогические особенности. В статье рассмотрены направления и формы распространения экологических знаний среди взрослых, актуальные для исследуемого периода, проанализирован богатый фактический материал, обобщение которого позволило выделить характерные особенности российского экологического просвещения в первое постперестроечное десятилетие. Научная новизна представленных материалов заключается в дополнении фактическими сведениями имевшихся представлений о тенденциях развития экологического просвещения в России и интерпретации их с педагогических позиций. В результате проведённого анализа выявлены задачи, функции, принципы, формы и субъекты, характерные для сферы российского экологического просвещения 1990-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental Education in Russia in the 1990s

The purpose of the study is to analyze the development of environmental education of Russian youth and representatives of the older generation in the 1990s, to identify its pedagogical features. The article examines the directions and forms of dissemination of environmental knowledge among adults relevant to the period under study, analyzes the rich factual material, the generalization of which allowed us to highlight the characteristic features of Russian environmental education in the first post-perestroika decade. The scientific novelty of the presented materials consists in supplementing with factual information the existing ideas about the trends in the development of environmental education in Russia and interpreting them from pedagogical positions. As a result of the analysis, the tasks, functions, principles, forms and subjects characteristic of the sphere of Russian environmental education of the 1990s were identified.

Текст научной работы на тему «Опыт экологического просвещения в России в 1990-х гг.»

Педагогика

Environmental Education in Russia in the 1990s

Nesterova Anna Alexandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Institute of Continuing Education, Director, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk

The purpose of the study is to analyze the development of environmental education of Russian youth and representatives of the older generation in the 1990s, to identify its pedagogical features. The article examines the directions and forms of dissemination of environmental knowledge among adults relevant to the period under study, analyzes the rich factual material, the generalization of which allowed us to highlight the characteristic features of Russian environmental education in the first post-perestroika decade. The scientific novelty of the presented materials consists in supplementing with factual information the existing ideas about the trends in the development of environmental education in Russia and interpreting them from pedagogical positions. As a result of the analysis, the tasks, functions, principles, forms and subjects characteristic of the sphere of Russian environmental education of the 1990s were identified.

Keywords: environmental education of adults; directions of activities for environmental education of adults; dissemination of environmental knowledge; public environmental organizations.

Цитировать: Нестерова А.А. Опыт экологического просвещения в России в 1990-х гг. // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 300-307. EDN: PIDLUW. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.54

Нестерова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор, Институт непрерывного образования, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск

Цель исследования – проанализировать развитие экологического просвещения российской молодёжи и представителей старшего поколения в 1990-х гг., выявить его педагогические особенности. В статье рассмотрены направления и формы распространения экологических знаний среди взрослых, актуальные для исследуемого периода, проанализирован богатый фактический материал, обобщение которого позволило выделить характерные особенности российского экологического просвещения в первое постперестроечное десятилетие. Научная новизна представленных материалов заключается в дополнении фактическими сведениями имевшихся представлений о тенденциях развития экологического просвещения в России и интерпретации их с педагогических позиций. В результате проведённого анализа выявлены задачи, функции, принципы, формы и субъекты, характерные для сферы российского экологического просвещения 1990-х гг.

Ключевые слова: экологическое просвещение взрослых; направления деятельности по экологическому просвещению взрослых; распространение экологических знаний; общественные экологические организации.

УДК 373.2

5.8.1

Нестерова А.А.

Опыт экологического просвещения в России в 1990-х гг.

Просвещение в области экологии и проблем окружающей среды – необходимое условие преодоления кризиса в системе «человек – природа – общество». Для разработки актуальной научно-методической основы экологического просвещения требуется глубокий анализ различных аспектов формирования экологической культуры в российском обществе, включающий осмысление истоков этой проблемы.

Российское экологическое просвещение, зародившись в начале XX века в русле природоохранного движения, развивалось на протяжении всего советского периода и было подробно проанализировано в работах Е.Д. Макеевой [1; 2; 3], А.В. Шмыгалевой [4] и др. Однако сегодня существует недостаток историко-педагогических работ, обобщающих опыт организации экологического просвещения в России в 1990-х гг., изучению которого посвящена предлагаемая вниманию читателя статья.

Под экологическим просвещением тех лет понималось «распространение экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов» [5]. Оно складывалось на основе советского природоохранительного просвещения и стихийного заимствования зарубежного опыта и осуществлялось разного рода неправительственными организациями через средства массовой информации, периодическую печать, в учреждениях культуры, на особо охраняемых природных территориях и т.п.

В условиях демократизации и возрастающей гласности во второй половине 1980-х гг. в некоторых регионах СССР появились газеты и журналы, поднимавшие проблему состояния природной среды, которые выходили в формате самиздата: «Зелёный листок» (Самара), «Третий путь» (Нижний Новгород), «Экологический вестник» (Красноярск) и др. Само появление такого рода прессы свидетельствовало о востребованности экологической повестки в общественном дискурсе тех лет, вызванном стремительной деградацией окружающей природной среды. Не последнюю роль в развитии экологической прессы сыграло осмысление последствий разрушительной аварии на Чернобыльской АЭС, обусловившее к началу 1990-х гг. живой общественный интерес к правдивой информации в области экологических проблем.

Под влиянием общественности в 1989 году Верховным Советом СССР принято Постановление «О неотложных мерах экологического оздоровления страны», отменившего запрет на открытое обсуждение состояния окружающей природной среды в печати [6] и публикация государственного доклада «О состоянии природной среды в СССР в 1988 году» [7]. У обывателя впервые появился открытый доступ к систематизированным официальным сведениям о состоянии окружающей среды, здоровье населения, региональных экологических проблемах, государственной и международной политике в этой области.

Всё это стало предпосылками появления в начале 1990-х гг. различных эколого-ориентированных периодических изданий, доступных для широкого круга читателей. Символом экологической журналистики тех лет стала общенациональная еженедельная газета «Зелёный мир», которая начала издаваться в 1990 году при участии Госкомприроды РСФСР и информационно-издательского центра «Экопресс». Газета давала возможность учёным, чиновникам, общественникам обсуждать насущные вопросы экологической повестки того времени. По признанию современников, издание «Зелёный мир» было популярным среди широкого круга читателей не только потому, что его выпуски содержали теоретические и методические материалы, научно-популярные статьи, но и объективную информацию о состоянии окружающей природы. В том же году начала выходить еженедельная «Экологическая газета», занявшая иную познавательно-развлекательную издательскую нишу. Годом позже появилась газета «Спасение», которая обратилась к экологической тематике сквозь призму культуры, религии, нравственности [8]. В числе первых отечественных экологических изданий был бюллетень (позднее – журнал) «Охрана дикой природы», выпускавшийся Центром охраны дикой природы Международного Социально-экологического Союза [9]. Распространению экологических знаний среди молодёжи и взрослых способствовало появление в 1996 году научно-популярного журнала «Экология и жизнь», главным редактором которого был академик Российской академии наук Н.Н. Моисеев. Читатели могли знакомиться со статьями ведущих экспертов в области экологии и биологии, а также философов, экономистов, инженеров, педагогов, политологов, социологов и др. Выпуски журнала «Экология и жизнь» поступали во многие региональные, вузовские и даже школьные библиотеки, а также распространялись на предприятиях, в органах государственной и местной власти и т.д. [10]. Экологическая и природоохранная повестка отражалась и в центральных изданиях: «Аргументы и факты», «Огонёк», «Московский комсомолец» и др.

Открывшиеся в начале 1990-х гг. возможности для международного сотрудничества способствовали распространению переводных версий зарубежной периодики, среди которых был, например, дайджест «Выживем вместе» («Surviving Together»). По мнению современников, материалы этого издания содержали независимый взгляд на экологическую политику, экономические аспекты охраны окружающей среды. Выпуски дайджеста спонсировались международной некоммерческой организацией ISAR, которая позиционировала себя как силу, поддерживающую общественные инициативы стран бывшего СССР по созданию справедливого и устойчивого общества, и распространялись на безвозмездной основе. Под патронажем ISAR также издавалась газета «Хранители Радуги», освещавшая деятельность одноимённого радикального экологического движения, возникшего в начале 1990-х гг. На страницах газеты публиковались фотоматериалы и новости о различных, зачастую эпатажных, экологических акциях, проводимых членами этого движения. Издание и распространение выпусков газеты финансировалось в рамках программы ISAR «Семена демократии» [11].

При финансовой поддержке американского благотворительного Фонда У. Элтона Джонса в 1995 году Центр экологической политики (профессиональная общественная организация для экспертной поддержки экодвижения и разработки рекомендаций для законодательной и исполнительной власти) и Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации начали издавать бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». Бюллетень задумывался как дискуссионная площадка, на которой российские общественные организации могли обсуждать направления общенациональной экологической политики [11].

В начале 1990-х гг. упомянутые выше экологические издания выходили большими тиражами и привлекали внимание широкого круга читателей, но постепенно с ростом негативных изменений в экономическом укладе соотечественников они становились менее востребованными у читателей: уменьшились тиражи «Зелёного мира», перестали печататься выпуски «Экологической газеты» и «Спасения».

Большой вклад в развитие экологического просвещения молодёжи и взрослых в течение первого постсоветского десятилетия внесли уже существовавшие и вновь создававшиеся неправительственные организации. Наиболее массовым среди них оставалось Всероссийское общество охраны природы, имевшее свои отделения почти в каждом российском регионе; развивался Международный социально-экологический союз; в 1993 году начала свою деятельность неполитическая общественная организация Конструктивно-экологическое движение России «Кедр» и т.д. В 1994 году был создан Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, деятельность которого была направлена на формирование экологического мировоззрения, поддержку экологических инициатив и пропаганды научного подхода к преодолению экологического кризиса. Фонд поддерживал природоохранительные и эколого-просветительские проекты, организовывал конференции, смотры, олимпиады, оказывал поддержку изданию литературы научного и популярного жанров. Команда фонда предавала большое значение налаживанию тесных партнёрских связей с регионами: Санкт-Петербург, Ивановская, Тамбовская, Саратовская, Томская, Волгоградская области, республики Чувашия, Коми, Ставропольский край и т.д.

Многие экологические общественные организации объединяли свои усилия для совместной реализации крупных проектов. Так, в середине 1990-х гг. в г. Чите был запущен проект «Окно в мир», который объединил усилия Читинского отделения международного экологического движения «Фонд Байкала», Байкальского центра экологических и гражданских инициатив, Забайкальского отделения Российской экологической академии, Читинского центра по сохранению биоразнообразия. В рамках названного проекта собиралась и распространялась информация о состоянии окружающей среды, о деятельности неправительственных организаций и фондов, реализовывавших в то время экологические проекты в России и других странах. В рамках проекта «Окно в мир» была создана библиотека авторских программ, методических разработок в области организации экологического просвещения, которые активно распространялись как на местном, так и на всероссийском уровне [12].

Опираясь на накопленный в течение нескольких десятилетий опыт, общественники использовали ранее зарекомендовавшие себя формы распространения экологических знаний и информации о состоянии окружающей среды: конференции, семинары, конкурсы, экологические лагеря, выставки творческих работ и литературы, форумы, ярмарки, фестивали кино, телемарафоны, радиопередачи, мероприятия экологических агитбригад и творческих самодеятельных коллективов, которые пропагандировали природоохранительные идеи. Многие экоактивисты являлись внештатными корреспондентами средств массовой информации и доносили экологические знания и информацию до широкой аудитории на страницах газет, журналов, в телеэфире и на радио. Была распространена практика издания листовок, плакатов, брошюр, фотоальбомов и книг для проведения экологической пропаганды [13].

В 1993 году такие организации, как Всероссийская ассоциация регионов с неблагоприятной экологической обстановкой, Интерсоцэкофонд, Союз «Чернобыль», Всероссийское общество охраны природы и другие, при поддержке Министерства природных ресурсов России и СМИ выступили с предложением о ежегодном проведении Дней защиты от экологической опасности. В 1996 году было подписано Постановление Правительства Российской Федерации от № 686 «О проведении Дней защиты от экологической опасности», что придало общественной инициативе официальный статус. С этого времени в календаре экологических событий в России появился День Земли (22 апреля), Дни Марша парков (неделя или десятидневка в период до или после 22 апреля), День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (26 апреля), Международный День биоразнообразия (22 мая), Всемирный день защиты детей (1 июня), Всемирный день окружающей среды (5 июня) [14].

В эколого-просветительскую работу были вовлечены и российские вузы, которые, отвечая на социально-экологические вызовы современности, вводили в учебные планы подготовки будущих специалистов самых разных сфер деятельности эколого-ориентированные курсы и способствовали развитию студенческих экологических объединений. Большое внимание такой работе уделялось в Алтайском государственном университете, где на базе биологического факультета был организован экологический клуб, объединивший преподавателей и студентов, получавших в стенах вуза не только профильные специальности. Участники клуба принимали участие в создании сети особо охраняемых природных территорий Алтайского края, проводили экологическую экспертизу проекта по спасению малых рек Алтая. В 1995 году при биолого-почвенном факультете Якутского государственного университета был возрождён Оперативный отряд по охране природы (позднее – «Дружина охраны природы». Занимаясь борьбой с браконьерством, разработкой научно-практических программ по охране природы, созданием особо охраняемых природных территорий и эколого-просветительской работой в заповедниках республики Саха, участники отряда распространяли экологические знания среди широкого круга людей разных возрастов и рода деятельности [12].

Наряду с вузами и отечественными общенациональными и местными экологическими организациями, эколого-просветительской практикой занимались зарубежные неправительственные центры и фонды. На слуху у обывателей чаще всего была деятельность российских представительств, таких международных организаций, как Гринпис и Всемирный фонд дикой природы, которые благодаря весомой финансовой поддержке реализовывали масштабные, в том числе просветительские, экологические проекты на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири и на Кавказе и т.д. В результате кооперации деятельности Международного социально-экологического Союза и международной организации Sacred Earth Network, располагавшейся в США, был реализован проект «Телекоммуникация – для окружающей среды» (Environment Telecommunication Project), в рамках которого осуществлялось техническое оснащение экологических организаций Якутска, Новочеркасска, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Красноярска, Хабаровска и Читы [15].

Неправительственные экологические организации тесно сотрудничали с российскими библиотеками, для которых в следствие принятия закона «Об охране окружающей природной среды» экологическое просвещение студенческой молодёжи и взрослых стало одним из важных направлений работы в последнее десятилетие XX века. Во многих из них начали создаваться Центры экологического просвещения, культуры и информации, где формировалась информационно-библиографическая база по вопросам рационального природопользования, включавшая специализированную естественнонаучную, техническую литературу, материалы из области гуманитарных наук, научно-популярную периодику, «красные» книги, словари, справочники, а также отчёты о состоянии окружающей среды. К концу 1990-х гг. такие центры активно работали во многих российских регионах: при Орловской областной публичной библиотеке им. И.А. Бунина, Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, Государственной областной универсальной Мурманской библиотеке и др. Многое делалось городскими и районными библиотеками. Центры совместно с органами местной власти, учёными, представителями общественности и СМИ создавали и реализовывали программы, предусматривавшие не только комплектование библиотечных фондов тематической литературой, но и проведение широкого круга просветительских мероприятий: конференций, лекториев, семинаров, курсов повышения квалификации и пр. [16].

Развитию библиотечного экопросветительства способствовало проведение Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по этому направлению. Он был инициирован в 1995 году Российской государственной юношеской библиотекой и поддержан Государственным комитетом экологии России, Министерством природных ресурсов России, Министерством культуры России и Министерством образования России и Национальным информационным агентством «Природные ресурсы». По итогам первого смотра-конкурса были определены библиотеки, чья эколого-просветительская практика была признана эффективной и могла использоваться по всей стране: Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена, Вологодская областная научная универсальная библиотека им. И.В. Бабушкина, Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина, Государственная научно-техническая библиотека, Центральная городская детская библиотека им. А. Гайдара (Москва) и др. [17].

Эколого-просветительская практика стала распространяться и в музейной среде, охватывая как крупные государственные учреждения, так и краеведческие музеи в небольших городах. Эколого-просветительская повестка реализовывалась в государственных естественно-научных музеях, деятельность которых изначально была созвучна проблемам формирования массовой экологической культуры: Государственный Дарвиновский музей (Москва), основанный ещё в начале XX века, Байкальский музей Сибирского отделения Российской академии наук, созданный в 1993 году на базе экспозиции Лимнологического института и др. В 1990 году начал создаваться первый этноэкологический музей-заповедник «Тазгол» в Кемеровской области [18], в 1992 году на базе Института почвоведения и фотосинтеза Российской академии наук создан «Эколого-почвенный кабинет», который в дальнейшем стал известен как Пущинский музей экологии и краеведения (Московская область). Коллектив уникального специализированного музея с первых лет своего существования формировал уникальные фонды, привлекая к этой работе посетителей музея, оформлял научные экспозиции, проводил научные семинары, совещания, просветительские экскурсии [19]. В сотрудничестве с общественниками и органами власти учреждения культуры принимали участие в экологических проектах с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам загрязнения окружающей среды, создавали экологические школы и образовательно-просветительские центры. Велась работа по расширению музейных экспозиций через наполнение содержания экскурсий материалами, направленными на сохранение духовных и культурных ценностей в общении с природой [20].

В середине 1990-х годов экологическое просвещение стало одним из основных направлений деятельности заповедников России, которые имея богатый опыт в области охраны природных территорий и научно-исследовательской работы, внедряли эколого-просветительские практики в деятельность существовавших при них музеев природы (Музей природы Воронежского заповедника (г. Воронеж), Музей природы Окского заповедника (Рязанская область), Музей природы Печоро-Илычского заповедника (Республика Коми) и другие).

Уникальная эколого-просветительская практика сложилась в Санкт-Петербурге, где с 1998 года действовала Высшая народная школа для старшего поколения петербуржцев – культурная и образовательная программа для взрослых, приветствовавшая свободные дискуссии по важнейшим социокультурным вопросам. Среди направлений работы школы был цикл занятий «Природа и экология» [21]. Слушатели программы – горожане старшего поколения с активной жизненной позицией – знакомились с масштабом существовавших экологических проблем в Санкт-Петербурге, в России и во всём мире, с влиянием урбанизации на экологическую ситуацию, причинами негативных изменений в атмосфере, почве, водоёмах и т.п. Отдельное внимание уделялось формированию правильного отношения к проблемам, связанным со стремительным ростом отходов, обсуждались способы их сокращения и утилизации и многое другое [22].

Таким образом, благодаря ретроспективному анализу эколого-просветительской деятельности 1990-х гг., удалось выявить присущие этому процессу особенности: национальная эколого-просветительская повестка вызывала высокий интерес неправительственных общественных организаций, в том числе зарубежных, а «на местах» волну энтузиазма вызвала открывшаяся в первые постперестроечные годы возможность оказывать реальное влияние на решение локальных экологических проблем. Многие общественные инициативы поддерживались органами власти, о чём свидетельствовало принятие Федерального закона «Об охране окружающей природной среды». В 1996 году была разработана и принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, декларировавшая серьёзные намерения, направленные на «сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей» [23].

Однако уже к началу 2000-х гг. в общественной дискуссии стало ощущаться некоторое «размывание» экологической повестки в череде социальных и экономических проблем. При этом анализ эколого-просветительской практики показал, что были и иные причины постепенного спада интереса к этой сфере, связанные с некоторыми заблуждениями тех, кто занимался распространением экологических знаний. Так, В.Е. Борейко в статье, посвящённой экологической пропаганде, назвал такие заблуждения «ловушками» и отнёс к их числу восемь ошибочных мнений «пропагандистов-экологов»: 1) большое количество экологической информации и знаний автоматически способствует «улучшению охраны природы»; 2) одно и то же сообщение одинаково понятно в разных возрастных социальных, возрастных и национальных группах; 3) ориентированность только на общенациональные средства массовой информации; 4) экологические знания определяют поведение в природе; 5) необходимо стремиться к распространению экологических знаний преимущественно за счёт ресурсов государственных учреждений; 6) каждый может заниматься распространением природоохранных знаний; 7) создатель информации может эффективно самостоятельно распространять её; 8) можно перенести технологии политической пропаганды в экологическую сферу [24].

Историко-педагогическая интерпретация представленных материалов заключается в следующем:

1) ключевой целью экологического просвещения взрослых на протяжении последнего десятилетия XX века являлось формирование экологической культуры отдельной личности и общества в целом путём решения следующих задач: формирование научных установок и представлений об экологии и экологической деятельности; информирование о состоянии окружающей среды; формирование устойчивой потребности в применении экологических знаний и информации;

2) эколого-просветительская деятельность того периода выполняла несколько функций:

- образовательную (расширение и углубление знаний, полученных в учебных заведениях);

- информативную (осведомление о состоянии окружающей среды и способах природосообразного поведения);

- разъяснительную (обеспечение понимания сообщаемых сведений в области охраны окружающей среды);

- идеологическую (популяризация идей бережного отношения к природе, сохранения биоразнообразия и пр.);

- агитационно-пропагандистскую (распространение сведений о деятельности общественных экологических организаций в целях привлечения в их ряды новых членов);

- консультативную (сообщение знаний, необходимых в повседневной жизни);

3) изучение разнообразия направлений эколого-просветительской деятельности в России в первое постсоветское десятилетие, ориентированной на молодёжь и старшее поколение, позволило выявить характерные для неё педагогические принципы: непрерывность формирования экологической культуры личности в течение всей жизни; ориентированность на признание самоценности природы; добровольность и ориентация на саморазвитие личности; индивидуализация просветительской траектории; достоверность распространяемых знаний и информации; разнообразие и гибкость форм просветительской деятельности; доступность эколого-просветительских мероприятий; вовлечение в активную экологическую деятельность; учет региональных и местных природных особенностей и просветительских традиций;

4) наиболее распространёнными формами экологического просвещения на протяжении рассматриваемого периода выступали распространение экологических знаний и сведений через средства массовой информации, экологические и природоохранные акции, конференции, форумы, фестивали, экологические лагеря, лекции, конкурсы, выставки творческих работ;

5) ретроспективный анализ эколого-просветительской сферы 1990-х гг. показал, что её основными субъектами выступали общественные организации, органы государственной власти, средства массовой информации, библиотеки, музеи, общественность и отдельная личность. Характерной особенностью того периода была ориентация всех участников эколого-просветительского процесса на деятельное сотрудничество ради достижения важной цели – формирования экологической культуры молодёжи и представителей старшего поколения.

В последнее десятилетие XX века поиск оптимальных подходов и технологий экологического просвещения молодёжи и всего взрослого населения ещё не был завершён. Большое количество появившейся экологической информации и новых сведений в области окружающей среды не повлекло за собой массового интереса к её проблемам. Вопрос об эффективных способах эколого-просветительской работы со студенчеством и взрослыми оставался открытым.

Примечания:

1. Макеева Е.Д. Первые общественные организации природоохранной направленности в России / Е.Д. Макеева // Карельский научный журнал. - 2014. – №3 (8). – С. 10-12.

2. Макеева Е.Д. Генезис взаимоотношений государственных органов и общественности в решении вопросов охраны природы в 1920-1950-е гг. / Е.Д. Макеева // Символ науки. - 2016. – № 6-2. – С. 45-47.

3. Макеева Е. Д. Природоохранная политика СССР в 1960–1980-х гг.: успехи, провалы и противоречия / Е.Д. Макеева // История и археология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). – СПб.: Свое издательство, 2017. – С. 37-41.

4. Шмыглева А.В. Природоохранная политика Советского государства: основные этапы формирования и механизм реализации / А. В. Шмыглева // 1917 год в России: социалистическая идея, революционная мифология и практика : сборник научных трудов – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2016. – С. 159-171.

5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». – Режим доступа: URL: https://refdb.ru/look/1757387.html.

6. Постановление Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 года «О неотложных мерах экологического оздоровления страны». – Режим доступа: URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Постановление_ВС_СССР_от_27.11.1989_о_неотложных_мерах_экологического_оздоровления_страны.

7. Состояние природной среды в СССР в 1988 году : Доклад / Гос. ком. СССР по охране природы. – М.: ВИНИТИ, 1989. – 201 с.

8. Калинина Н.В. Становление экологической прессы в системе российских СМИ на рубеже 1980 - 1990-х гг. / Н.В. Калинина // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. – №86. – С. 26-30. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-ekologicheskoy-pressy-v-sisteme-rossiyskih-smi-na-rubezhe-1980-1990-h-gg.

9. Журнал «Охрана дикой природы». – Режим доступа: URL: https://biodiversity.ru/publications/odp/.

10. Экология и жизнь: научно-популярный журнал. – Режим доступа: URL: http://www.ecolife.ru/zhurnal/o-zhurnale/.

11. Полезные периодические издания // Экодело. – Режим доступа: URL: https://ecodelo.org/639-poleznye_periodicheskie_izdaniya-2_1995_god.

12. Презентации// Экодело. – Режим доступа: URL: https://ecodelo.org/631-prezentatsii-1_1995_god.

13. Савченко В. А. Экологическое просвещение населения России - путь к устойчивому развитию и формированию гражданского общества / В. А. Савченко // Вестник экологического образования в России. - 2007. – № 4(46). – С. 16-18.

14. Церцек Н.Ф. Общероссийские дни защиты от экологической опасности / Н.Ф. Церцек, И.Ф. Баришпол // Экокультура. – Режим доступа: URL: https://ecoculture.ru/ecolibrary/art_12.php.

15. События // Экодело. – Режим доступа: URL: https://ecodelo.org/624-sobytiya-1_1995_god.

16. Покровская О.В. Итоги Всероссийских смотров-конкурсов работы библиотек по экологическому просвещению населения / О.В. Покровская // Библиотеки и экологическое просвещение в России. Итоги Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения 2000-2001 гг. – М.: РЭФИА, 2001. – С. 9-14.

17. Лещинская В.В. Эколого-просветительская деятельность библиотек / В.В. Лещинская, Н.Г. Рыбальский // Природно-ресурсные ведомости. – 2017. – № 10-11.– С. 7.

18. Кимеев В.М. Экомузей «Тазгол»: проектные перспективы и современная реальность / В.М. Кимеев // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - 2018. – № 24. – С. 210-218.

19. Пущинский музей экологии и краеведения. – Режим доступа: URL: http://www.pushchino-muzeum.ru/index.php/blog-kategorii.

20. Чуклина Т.И. Экологический музей как репетиция идеального общества / Т.И. Чуклина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. - 2009. – №2.

21. Высшая народная школа для старшего поколения петербуржцев. – Режим доступа. – URL: https://gigabaza.ru/doc/100289.html.

22. Мухлаева Т.В. Экологическое образование взрослых в Народной школе / Т.В. Мухлаева // Человек и образование. - 2010. – №1. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-vzroslyh-v-narodnoy-shkole.

23. Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». – Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/9017665.

24. Борейко В.Е. Пути и методы природоохранной пропаганды / В.Е. Борейко // Природоохранная пропаганда. - Киев, 1996. – Режим доступа: URL: http://ecoclub.nsu.ru/books/Vest_3-4/vest3-7.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.