Научная статья на тему 'Опыт духовной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья при исламских образовательных центрах'

Опыт духовной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья при исламских образовательных центрах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
духовная реабилитация / лица с инвалидностью / лица с ОВЗ / неслышащие мусульмане / незрячие мусульмане / сурдопедагогика / тифлопедагогика / исламский культурный центр «Дар» / российские мусульмане с ОВЗ / spiritual rehabilitation / people with disabilities / hearing-impaired Muslims / blind Muslims / sign language therapy / typhlopedagogy / Islamic Cultural Center “Dar” / Russian Muslims with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипов Ильяс Ильдарович

Защита людей с ОВЗ и забота о них является залогом нравственного здоровья членов общества и самого общества. Инвалидность не является барьером либо препятствием, лишающим человека возможности серьезного участия в построении общества. Но многие мусульмане с ОВЗ остаются без должного внимания со стороны общества и государства. Благодаря усилиям правительства и активистов, были созданы многочисленные программы и проекты, направленные на помощь таким людям. Необходимо отметить значимость религиозного образования для этой категории людей. Повышение осведомленности широкой общественности о проблемах людей с нарушениями слуха и речи поможет создать более дружественную, инклюзивную среду для всех людей, в том числе и для мусульманского сообщества. Развитие программы дополнительного образования для мусульман с нарушениями слуха и речи является одним из важных шагов к созданию более справедливого, равноправного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of spiritual rehabilitation of people with disabilities at Islamic educational centers

Protecting and caring for people with disabilities is key to the moral health of members of society and society itself. Disability is neither a barrier nor an obstacle that deprives a person of the possibility of serious participation in building society. However, many Muslims with disabilities remain neglected by society and the state. Thanks to the efforts of the government and activists, numerous programs and projects have been created to help those people. It is necessary to note the importance of religious education for this category of people. Raising awareness of the public about the problems of people with hearing and speech impairments will help to create a friendlier, inclusive environment for all people, including the Muslim community. Developing an additional education program for Muslims with hearing and speech impairments is one important step toward creating a more just; equitable society.

Текст научной работы на тему «Опыт духовной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья при исламских образовательных центрах»

ОБРАЗОВАНИЕ И КОНФЕССИИ

Ильяс Зарипов DOI 10.3749 2/ETN0.2023.71.2.006

Опыт духовной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья при исламских образовательных центрах

Защита людей с ОВЗ и забота о них является залогом нравственного здоровья членов общества и самого общества. Инвалидность не является барьером либо препятствием, лишающим человека возможности серьезного участия в построении общества. Но многие мусульмане с ОВЗ остаются без должного внимания со стороны общества и государства. Благодаря усилиям правительства и активистов, были созданы многочисленные программы и проекты, направленные на помощь таким людям. Необходимо отметить значимость религиозного образования для этой категории людей. Повышение осведомленности широкой общественности о проблемах людей с нарушениями слуха и речи поможет создать более дружественную, инклюзивную среду для всех людей, в том числе и для мусульманского сообщества. Развитие программы дополнительного образования для мусульман с нарушениями слуха и речи является одним из важных шагов к созданию более справедливого, равноправного общества.

Ключевые слова: духовная реабилитация; лица с инвалидностью; лица с ОВЗ; неслы-шащие мусульмане; незрячие мусульмане; сурдопедагогика; тифлопедагогика; исламский культурный центр «Дар»; российские мусульмане с ОВЗ.

В 2018 г. в Российской Федерации насчитывалось 15 млн людей с ограниченными возможностями здоровья. Из них 190 тысяч инвалидов по слуху, 320 тысяч - с нарушением опорно-двигательного аппарата, около 240 тыс. -с нарушениями зрения и др. В 2012 году в нашей стране заработала федеральная программа «Доступная среда», призванная создать максимально комфортные условия жизни для инвали-

Зарипов Ильяс Ильдарович,

магистр педагогики, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Москва), zarip0v.H@yandex.ru

дов. С 2014 г. в этой программе участвует уже 75 регионов РФ.

Согласно исламскому вероучению, люди с ограниченными возможностями имеют все те же права и обязанности, что и другие члены общества. Кроме того, ислам призывает и побуждает к заботливому и милосердному отношению ко всем людям, а тем более к людям с ограниченными возможностями.

В настоящее время вопрос активного включения верующих с ограниченными возможностями в жизнь мусульманского общества очень актуален. Людей с ограниченными возможностями в обществе воспринимают как недееспособных и сторонятся их. В действительности такая категория людей не считает себя инвалидами, определяя свою глухоту или слепоту как особенность, которую ставят наравне с цветом кожи, этнической принадлежностью и полом. Они хотят чувствовать себя полноценными членами общества, приобщаясь к гражданским и этнокультурным ценностям.

При этом конфессиональных образовательных программ для людей с ограниченными возможностями недостаточно. В частности, мусульмане с нарушениями слуха и речи не имеют должной возможности получить качественное образование в соответствии со своими потребностями. Ограничение коммуникации и понимания языка затрудняет процесс обучения для неслышащих людей. Несмотря на это, программы дополнительного образования для мусульман с нарушениями слуха и речи представляют большую ценность в развитии личности и повышении качества жизни данной группы населения.

Программа дополнительного образования для мусульман с нарушениями слуха и речи должна быть уникальной и специально разработанной, чтобы соответствовать особым потребностям этой группы. Она должна учитывать не только основные принципы веро-

о .а

учения, но также использовать новые методы обучения, направленные на активное участие учеников. Такая программа может включать в себя использование специализированных инструментов обучения, таких как графические изображения и знаковый язык. Кроме того, необходимо уделять внимание обучению практических навыков, которые помогут этой группе людей стать более самостоятельными и успешными в жизни. Кроме физической, социальной, психологической реабилитации людям с ограниченными возможностями необходимо духовно-нравственное просвещение. Одним из решения проблемы духовно-нравственной реабилитации является создание организационно-педагогических условий для обучения основам ислама инвалидов в мечетях и других религиозных учреждениях в рамках федеральной программы «Доступная среда».

Целью исследования стало изучение организационно-педагогических условий обучения основам ислама людей с ограниченными возможностями при мечетях. Для этого необходимо не только описать модели организационно-педагогических условий (методов, форм, средств) обучения основам ислама людей с ограниченными возможностями при мечетях, но и сравнить результаты экспериментального обучения основам ислама верующих с ограниченными возможностями при мечети «Ярдэм» города Казани и Московской мемориальной мечети города Москвы, оценить эффективность, определить перспективы развития.

Рассмотрим отношение к людям с ОВЗ в исламе и религиозные практики людей с ограниченными возможностями. Отношение к человеку, согласно исламскому вероучению, не может определяться его социальным положением, здоровьем или физическим состоянием, наличием инвалидности. Доказательством этому служат следующие аяты Корана и хадисы:

«О люди! Поистине, Мы создали вас из мужчин и женщин и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. И самый почитаемый из вас перед Аллахом - самый благочестивый. Поистине, Аллах - Знающий, Ведающий» [Коран, сура «Комнаты», аят 13]. «Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного и оживлю мертвых» [Коран, сура «Аль-Имран», аят 49]. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах не смотрит на ваши фигуры и имущества, но смотрит на ваши сердца и дела» [Сахих. Муслим]. В другом хадисе говорится: «Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не упрекает его, не оставляет его без поддержки» [Сахих. Муслим]. Более того, в исламе запрещается насмехаться над людьми с инвалидностью и относиться к ним пренебрежительно: «О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, может быть, те - лучше их. И женщины - над женщинами, может быть, те - лучше их. Не обижайте друг друга и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзко давать непристойное прозвище после веры. А те, которые не раскаются, окажутся притеснителями» [Коран, сура «Аль-Имран», аят 49].

Людям с инвалидностью и тем, кто заботится о них, согласно вероучению, уготованы следующие блага:

• Приближение человека к Всевышнем Аллаху путем достойного и терпеливого перенесения испытания.

• «Мы непременно испытаем вас страхом, голодом, недостатком, потерями имущества, близких и плодов. Обрадуй же (о, Мухаммад!) терпеливых Раем, тех, которые, когда постигнет их бедствие, говорят: «Поистине, все мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия и при награде, и при наказании». Это - те,

о .а

над которыми благословение и милость от их Господа, и они идут верным путем» [Коран, сура «аль-Бакара», аяты 155-157].

Получение награды и искупления грехов. («Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они стали смиренными» [Коран, сура «аль-Анам», аят 42]. Воздаяние раем и возвышение степени человека в раю. Ан-Навави сказал: «Страдания, постигающие верующего в его теле, или семье, или в имуществе, являются искуплением его грехов и возвышают его степень».

Расширение удела и помощь общине. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Следуйте за мной, заботясь о ваших слабых. Ибо вы получаете помощь и удел, благодаря немощным среди вас» [Сахих ал-Бухари].

Достижение милости Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К тем, кто проявляет милосердие, будет милосерден Милостивый. Будьте милосердны в отношении тех, кто на земле, и тогда будет милосерден к вам Тот, Кто на небе» [ат-Тирмизи].

Получение награды за терпение. «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» [Коран, сура «Толпы», 10 аят]. Любовь Аллаха.

Усердие в поклонении в виде обращения к Аллаху с просьбами.

Избавление от скверной кончины в этом мире. Забота о людях с инвалидностью равноценна джихаду на пути Аллаха.

Следование по прямому пути: «Не постигает какое-нибудь несчатье, иначе как с дозволения Аллаха. А кто уверовал в Аллаха, сердце того Он наставит

на прямой путь. Аллах знает обо всякой вещи» [Коран, Сура «Взаимный обман», аят 11]. • Познание такого дара как здоровье и благодарность за него.

Люди с ОВЗ имеют послабления в выполнении религиозной практики, но полностью не освобождаются от ее выполнения. Людям с ограниченными возможностями разрешается призывать на молитву. Так, например, слепой сподвижник посланника Аллаха, мир ему, Абдулла ибн Умм Мактум был муэдзином вместе с Биля-лем ибн Рабахой. Обращение к кибле - это обязательное условие во время молитвы. Если человек не в состоянии обратиться в сторону Каабы, ему следует молиться, повернувшись туда, куда он может повернуться, то же самое относится и к таким случаям, когда болезнь не позволяет человеку самому обратиться к кибле, и рядом с ним нет никого, кто помог бы ему. Но если, например, кто-то увидит, что незрячий выбрал неверное направление, то ему необходимо повернуть того в нужную сторону, не останавливая его молитвы.

Известно, что человек с ограниченными возможностями может быть имамом, если никого иного не найдется. Покидая Медину, Пророк, мир ему, иногда оставлял за старшего ибн Умм Мактума, который руководил молитвой, хотя был слепым. Участие в пятничной молитве является безусловной обязанностью каждого мусульманина, если он может присутствовать на ней. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Участие в общей пятничной молитве является обязанностью каждого мусульманина, за исключением четырех: подневольного раба, женщины, ребенка и больного» [ат-Тирмизи]. Таким образом, люди с ОВЗ не освобождаются от обязанности посещать пятничную молитву, и на них распространяются общие правила ее совершения, если они в данный момент не страдают какой-либо болез-

о .а

нью, то же касается соблюдения поста в месяц Рамадан. Должны они и выплачивать закят. Те, кто в состоянии совершить хадж, также обязаны это сделать.

На сегодняшний день в России существует лишь несколько специализированных мусульманских организаций, предоставляющих психологическую и культурно-образовательную поддержку людям с нарушениями слуха и речи. В силу отсутствия живого общения неслы-шащие мусульмане активно посещают страницы интернета, и как они сами говорят, им необходимо получить исламские знания, они хотят разговаривать об исламе, изучать аяты Корана и хадисы. У людей с нарушением слуха в настоящее время есть потребность в применении жестового языка с целью изучения ислама.

Российские мусульмане в разных точках нашей страны уже совершали попытки преподавания основ ислама людям с ограниченными возможностями. В некоторых из подобных учебных заведений были применены различные технологии и формы работы: обучение в летних образовательных лагерях, мероприятия при мечетях. Все это оказывает большое влияние на духовное развитие мусульман. В то же время подобного рода акции и активности на сегодняшний день резко сократились. Тем не менее необходимо сказать, что люди с ОВЗ не остаются в стороне и есть специалисты высокого уровня, которые помогают в изучении исламских канонов и дисциплин, преподнося рядовым мусульманам нужную информацию. Ряд переводчиков владеет исламской терминологией в русском жестовом языке. Есть специалисты международного уровня, которые готовы оказывать всяческую поддержку. Всероссийское общество глухих (ВОГ) и Всероссийское общество слепых (ВОС) также заинтересовано в развитии жестового языка по каноническим исламским нормам. Хотелось бы усилить взаимодействие мусульманских

организаций и отдельных физических лиц с Обществом, предложить ряд образовательно-культурных проектов, направленных на единение людей с нарушениями слуха и речи.

Существует несколько техник обучения жестовой речи, которые могут помочь людям с нарушением слуха и речи освоить этот метод коммуникации (пошаговый подход, использование визуальных карт, использование мнемонических устройств). Все они имеют общую цель: помочь людям с ОВЗ освоить жестовую речь и использовать ее в повседневной коммуникации. Обучение жестовой речи может значительно улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями и расширить их возможности для социальной коммуникации. Поэтому стоит поощрять использование жесто-вой речи и преподавать ее всем, кто нуждается в этом.

Курсы обучения основам Ислама для людей с нарушениями слуха функционировали при мечети на Поклонной горе в Москве (разработчики - кандидат психологических наук Юлия Замалетдинова и сурдопереводчик Джамиля Зенина). Обучение неслышащих основам Ислама - это очень важный процесс, который помогает людям с ограниченными возможностями получить доступ к информации о вере. Знание основ вероучения - одно из самых важных достижений, которое позволяет человеку понимать свое место в жизни и находить ответы на сложные жизненные вопросы. Сегодня все больше людей интересуется изучением ислама, даже если у них какие-либо физические или интеллектуальные ограничения. В группах при мечети на Поклонной горе занимается по 15-20 человек разного возраста, на занятиях присутствует сурдопереводчик. На жестовом языке участникам рассказывают о пяти столпах ислама, учат совершать омовение, совершать намаз. Благодаря языку жестов на арабском языке люди с нарушениями слуха

о .а

учатся арабскому языку, а затем читают Коран в оригинале, учатся писать на арабском. Образовательные программы, рассчитанные на два года (мактаб) или четыре года обучения (медресе), утверждены ДУМЕР. Каждый слушатель - шакирд - выбирает программу самостоятельно. Знания, которые учащийся приобретает за время учебы, дают ему возможность разбираться в вопросах исламской религии и соблюдать ее каноны: условия чтения намаза, соблюдения поста, выплату закята, условия совершения хаджа.

Обучение неслышащих основам ислама является значимой задачей в мусульманском обществе, однако это стало возможным лишь благодаря усилиям преподавателей и специалистов, которые совершенствуют методики и создают новые инструменты для эффективного обучения. Одним из главных препятствий в этом процессе является отсутствие единого языка жестов, который использовал бы во всех странах. Различные культурные особенности и традиции также могут затруднять понимание материала.

Тем не менее, некоторые страны уже достигли значительных успехов в обучении неслышащих исламу. Например, в Саудовской Аравии была создана централизованная система обучения, которая использует грамотно разработанный комплекс программ и методик. Она также предоставляет специальные услуги перевода на жестовый язык. Подобная успешная программа действует в Иране. Методика состоит из двух частей: первая - это обучение жестовому языку, а вторая - изучение ислама. Такой подход позволяет не только эффективно обучать, но и сохранять культурные особенности. В Малайзии использование различных методик и инструментов позволяет учителям находить индивидуальный подход к каждому студенту. Кроме того, здесь используются и традиционные методы обучения, такие как чте-

ние из Корана. В Египте была создана специализированная медресе для неслышащих студентов, где они могут получать полноценное образование по исламским наукам. Сюда приезжают студенты со всего Египта и из других арабских стран.Таким образом, преподавательский опыт и сотрудничество между специалистами помогает преодолевать препятствия в обучении неслышащих исламу. После окончания медресе люди с ограничениями слуха могут самостоятельно преподавать на языке жестов.

Обучение основам ислама для неслышащих является важным шагом на пути к интеграции в общество. Оно помогает им лучше понимать мусульманские ритуалы и традиции, повышает уровень коммуникации между всеми представителями мусульманского сообщества. Знание основ ислама может служить инструментом противодействия радикализации и экстремизму. Образованные неслышащие люди могут выступать против распространения ошибочных интерпретаций религии, которые часто используются экстремистами для вербовки новых сторонников. В целом обучение неслышащих основам ислама является важным аспектом интеграции этой категории людей в общество и способствует укреплению толерантности и гармонии внутри мусульманского сообщества и за его пределами.

Проведенные нами интервью с неслышащими представителями российской мусульманской общины показывают, насколько острой является проблема в поиске необходимых исламских знаний у неслышащих мусульман. Мусульманам с нарушениями слуха и речи сложно найти соответствующие курсы, чтобы получать желаемые знания и навыки. Определяющей причиной сложившийся ситуации можно указать малое количество кадров, готовых работать с неслышащей группой мусульман. Важно подчеркнуть и слабую интеграцию

H *

о .а

мусульман с нарушениями слуха и речи в процесс обучения исламским знаниям. Некоторым из них сложно выйти из своей зоны комфорта и предела своего жестового запаса. Новые жесты, вводимые в процессе обучения, вызывают у них дискомфорт и затрудняют обучение. Однако значимость получаемых знаний, увлеченность всех участников помогают неслышащим людям преодолеть этот барьер.

Методика обучения основам ислама для незрячих и слепоглухих - это комплексно разработанная система учебных материалов и методических приемов, которые позволяют донести информацию о религии до людей с ограниченными возможностями восприятия. Методика должна учитывать индивидуальные потребности каждого человека и быть адаптированной к его конкретным условиям жизни.

В Казанской мечети «Ярдэм» с 2007 г. обучают с 2007 года основам ислама незрячих и слепоглухих людей. Курс включает обучение чтению Священного Корана на языке Брайля (освоение арабского алфавита и изучение правил чтения Корана (таджвида) на языке Брайля). Слепоглухих мусульман обучают совершению намаза с использованием дактильной азбуки и языка Брайля.

Обучение основам ислама незрячих и слепоглухих -сложная задача, но на сегодняшний день существуют методики обучения, которые позволяют разделить знания в доступной форме. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются педагоги, - это необходимость создать специальную программу, которая будет основана на индивидуальных потребностях каждого ученика. Важно также помнить о том, что у этих людей есть своя культурная и религиозная идентичность. Важен правильный выбор материалов (например, использование брайлевского шрифта или аудиокниг). Можно исполь-

зовать тактильные материалы - специальные карты или модели мечетей, которые помогут лучше представить конструкцию здания, указать место для молитвы или направление к Каабе. Педагог должен быть готовым к адаптации своего метода обучения в зависимости от потребностей конкретного студента. Создание комфортной среды для обучения основам ислама для незрячих и слепоглухих является важной задачей как для образовательных учреждений, так и для местных сообществ. Благодаря современным методикам и технологиям эта задача может быть успешно решена. Необходимо помнить о том, что обучение основам Ислама - это не только получение теоретических знаний, но и практическая работа над формированием вероисповедания. Поэтому религиозные общины должны создавать условия для практического применения полученных знаний при выполнении различных религиозных обрядов. Как и для всех верующих, для незрячих и слепоглухих людей очень важно понимание духовных ценностей религии, таких как смирение перед Божественной властью, сострадание к другим и духовное очищение. Для незрячих людей особое значение имеет возможность участия в общественных мероприятиях и собраниях наравне со всеми другими гражданами страны.

Успешный опыт обучения незрячих основам ислама есть у учебно-реабилитационного центра для слепых и слабовидящих «Сулейман», созданного при казанской мечети. Это одно из немногих учреждений в нашей стране, которое позволяет незрячим людям обучаться основам исламский религии. В рамках проекта организуются специальные лекции, мастер-классы и другие мероприятия для этой категории граждан.

Как правило, подобные программы проводятся под эгидой местных Исламских центров или образователь-

о .а

ных учреждений. Они предоставляют специальные услуги для людей с ограниченными возможностями, что позволяет им не отставать от общей массы верующих и получить полное знание о своей религии. Однако есть и трудности. Например, слепоглухие люди часто испытывают сложности с коммуникацией, поскольку им нужна специализированная помощь человека-переводчика, который будет переводить речь на язык жестов. В таких случаях педагогу необходимо обладать определенными навыками и знаниями в области коммуникации с людьми с ОВЗ.

Информационные технологии делают обучение доступнее, особенно для людей с инвалидностью. Одна из возможностей использования ИКТ в обучении основам ислама незрячих и слепоглухих - создание специализированных интерактивных программ, содержащих звуковые комментарии, текстовые материалы, аудио-и видеозаписи на различные темы, связанные с исламом. В процессе изучения студент может выбирать необходимый материал самостоятельно или получать его по запросу. Еще один пример использования ИКТ в обучении исламу - дистанционное образование. Специальные приложения на мобильных устройствах также помогают людям с ограниченными возможностями лучше понимать основы Ислама. В таких приложениях может содержаться не только текстовый и звуковой контент, но и интерактивные тесты или игры. Разумеется, не все программы и приложения доступны людям с определенными видами ограничений (например, по зрению). Кроме того, эти методы требуют определенного уровня компьютерной грамотности у студентов. В целом обучение основам ислама незрячих и сле-поглухих является сложной задачей, которая требует специальных методик и инструментов. Однако успешные проекты демонстрируют, что это возможно. Более

того, это является важным шагом к созданию более инклюзивного общества и предоставления равных возможностей для всех верующих.

Рассмотрим результаты анализа организационно-педагогических условий обучения основам ислама незрячих и слепоглухих при мечети «Ярдэм» (Казань). Каждые два месяца на курсы в «Ярдэм» принимается около 50 человек. Все занятия ведутся по программе Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Образовательная программа включает изучение русского, арабского алфавита, обучение чтению Священного Корана по системе Луи Брайля (27 часов), Акыда (25 часов), Фикх (25 часов). В мечети есть мусульманская библиотека для слепых, где каждый слушатель курсов может получить сборник аудиокниг и издание Корана, отпечатанное шрифтом Брайля. В мечети установлены лифты с голосовым сообщением. Женская и мужская части общежития располагаются в разных корпусах, занятия для мужчин и женщин проводятся раздельно. Слушателей курсов регулярно обследуют врачи. Проживание, питание, обучение слушателям курсов предоставляется бесплатно. Мероприятия духовной реабилитации включали в себя отдельные направления социокультурной и психологической работы (культпоходы в театры, музеи, экскурсии в мечети, элементы психологического консультирования и др.).

В мечети «Ярдэм» проводились исследования эффективности использования проведенных мероприятий по духовной реабилитации для незрячих и слабовидящих с 2011 по 2016 гг. Оценка эффективности показателей духовной реабилитации проводилась на основе изучения динамики выявленных критериев (до и после курса реабилитации). Основные критерии оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий: улучшение межличност-

H *

о .а

ных и семейных отношений, динамика психологических показателей (личная тревожность, депрессивные расстройства, конфликтность).

Результативный эффект от проведения духовной реабилитации среди незрячих отмечается в 92% случаях. Тревожность снизилась в 40% случаев, депрессивное расстройство - в 70%, конфликтность - в 75% случаев. Впоследствии среди выпускников учебно-реабилитационных курсов проводился мониторинг повышения качества жизни. В результате которого также выявилась положительная динамика по таким показателям, как трудоустройство, вступление в брак, поступление в религиозные учебные заведения. Таким образом, опытно-экспериментальная оценка комплексной программы духовной реабилитации, проводимой в учебно-реабилитационном центре при мечети «Ярдэм», доказала ее эффективность и перспективность использования духовного аспекта реабилитации в восстановлении психологического здоровья слепых и слепоглу-хих людей.

В завершении подведем некоторые итоги. Представляется, что защита людей с ОВЗ и забота о них является залогом нравственного здоровья членов общества и самого общества. Инвалидность не является барьером либо препятствием, лишающим человека возможности серьезного участия в построении общества. Но многие мусульмане с ОВЗ остаются без должного внимания со стороны общества и государства. Благодаря усилиям правительства и активистов, были созданы многочисленные программы и проекты, направленные на помощь таким людям. Необходимо отметить значимость религиозного образования для этой категории людей. Например, необходима разработка специальных программ по изучению Корана на языке жестов для неслышащих людей. Кроме того, необходимо продолжать ра-

ботать над созданием более доступных условий для получения высшего образования, а также расширять возможности для профессиональной ориентации. Это позволит мусульманам с нарушениями слуха и речи не только получить качественное образование, но и стать полноценными членами общества.

Повышение осведомленности широкой общественности о проблемах людей с нарушениями слуха и речи поможет создать более дружественную, инклюзивную среду для всех людей, в том числе и для мусульманского сообщества.

Развитие программы дополнительного образования для мусульман с нарушениями слуха и речи является одним из важных шагов к созданию более справедливого, равноправного общества. Только благодаря усилиям государства, активистов и всего общества можно достичь этой цели.

К проблемным вопросам можно отнести малое число сурдопедагогов-мусульман, способных донести основы ислама. Нередко возникает проблема расхождения в понимании определенных терминов у неслышащих мусульман. Есть необходимость вводить уточняющие и понятные всем исламские термины, например «Рамадан», «Ночь предопределения», «фард», «ваджиб», «му-стахаб», «мубах», «макрух», харам» и т. д. Решением может стать подготовка профессиональных кадров, квалифицированных педагогов-дефектологов, владеющих знаниями в области основ религии и арабского языка.

Исходя из небольшого опыта работы с людьми с нарушениями слуха и речи подчеркну ряд особенностей преподавания неслышащим мусульманам. Необходимо учитывать принцип от простого к сложному, применяя на первом этапе только те жесты, которые понимают обучающиеся, затем постепенно усложнять их. При ра-

о .а

боте с неслышащими исключается спешка и давление. Объем полученной информации на занятии должен быть доступным и небольшим. Желательно передать ученикам запись занятия или отправить в общую группу краткое содержания урока. Ученикам, которые могут воспроизводить речь, должны в голосовом сообщении или в видеоформате прислать преподавателю выполненное домашнее задание. Синхронизация действий преподавателя и обучающегося создает более тесный контакт. Это является одним из главных подходов в обучении людей с нарушениями слуха и речи.

Во многом успешность передачи информации определяется техникой преподавателя, его эмоциональностью и мастерством. Для более глубокого осознания же-стового языка как картины мира и системы смыслов необходимо создание современного учебного пособия для мусульман с нарушениями слуха и речи. Разработка и унификация жестового словаря по исламской тематике даст возможность верующим мусульманам с сенсорными нарушениями более полно освоить религиозные нормы и выстроить общение с мусульманским сообществом, интенсивно развивая речевую практику. Программа дополнительного образования для мусульман с нарушениями слуха и речи может оказаться полезной и эффективной в решении проблем социальной адаптации данной группы людей. Важно создать условия для получения качественного образования каждому человеку, независимо от его физических возможностей.

Надеемся, что наше исследование покажет практические пути помощи людям с нарушениями слуха и речи, а также заинтересует людей с сенсорными особенностями в получении знаний об исламе.

Ilyas Zaripov,

Master of Pedagogy, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), zarip0v.il@yandex.ru

Experience of spiritual rehabilitation of people with disabilities at Islamic educational centers

Protecting and caring for people with disabilities is key to the moral health of members of society and society itself. Disability is neither a barrier nor an obstacle that deprives a person of the possibility of serious participation in building society. However, many Muslims with disabilities remain neglected by society and the state. Thanks to the efforts of the government and activists, numerous programs and projects have been created to help those people. It is necessary to note the importance of religious education for this category of people. Raising awareness of the public about the problems of people with hearing and speech impairments will help to create a friendlier, inclusive environment for all people, including the Muslim community. Developing an additional education program for Muslims with hearing and speech impairments is one important step toward creating a more just; equitable society.

Keywords: spiritual rehabilitation; people with disabilities; hearing-impaired Muslims; blind Muslims; sign language therapy; typhlopedagogy; Islamic Cultural Center "Dar"; Russian Muslims with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.