Научная статья на тему 'Современный мусульманин в музейном пространстве: занятия в рамках музейно-педагогического проекта "искусство видеть суть"'

Современный мусульманин в музейном пространстве: занятия в рамках музейно-педагогического проекта "искусство видеть суть" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSEUM PEDAGOGY / МУСУЛЬМАНЕ В МУЗЕЕ / ИСЛАМ / ISLAM / МУСУЛЬМАНЕ / MUSLIMS / МЕЧЕТЬ / MOSQUE / МЕДРЕСЕ / ИСЛАМСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ISLAMIC INTERPRETATION / МОСКОВСКИЕ МУЗЕИ / MOSCOW MUSEUMS / ПРОЕКТ "ИСКУССТВО ВИДЕТЬ СУТЬ" / "ART TO SEE THE ESSENCE" PROJECT / MUSEUM / MADRASSA / MUSLIMS IN MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бедоев Леон Малхазович

Статья содержит практические рекомендации на основе авторской практики по проведению занятий в музейно-выставочном пространстве Москвы для мусульман. Представлены потребности посетителей-мусульман, описан подготовительный этап и проведенные встречи, приведены отзывы участников. Уточнена актуальная терминология (посетитель-мусульманин или исламский посетитель, джихад, шахид).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A modern Muslim in museum space: the museum-pedagogical project "Art to See the Essence"

The author makes his own recommendations on conducting various activities for Muslims in Moscow museums and exhibitions. The paper features needs of Muslim visitors, describes preparatory stages and meetings held, demonstrating a portrait of the participants based on their reviews. The paper also explains the significance of actual concepts (Muslim visitor, jihad, shahid).

Текст научной работы на тему «Современный мусульманин в музейном пространстве: занятия в рамках музейно-педагогического проекта "искусство видеть суть"»

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Данная статья, не являясь строго научной, тем не менее представляет не только интерес, но и большую практическую ценность. В последние годы тенденция к реинтерпретации музейных коллекций с точки зрения различных социальных групп приобретает всю большую популярность в ведущих музейных державах (Великобритания, Нидерланды, Германия), и отрадно, что и в России активизировались подобные практики.

Автору удалось увлекательно показать, как традиционные музейные коллекции могут быть переосмыслены через оптику этно-конфессиональной группы. Этот опыт ценен не только для людей, исповедующих ислам, но и для музейных работников, педагогов и других практиков, поскольку показывает вживую взаимодействие и комплиментарность культур, заставляя среднестатистического посетителя пересмотреть европоцентрические позиции. Кроме того, без особых ресурсов это позволяет создать новый музейный продукт, что крайне важно сегодня для дальнейшего развития музеев.

Иван Гринько, доцент МВШСЭН, кандидат исторических наук,

эксперт музейных программ

Леон Бедоев

Современный мусульманин в музейном пространстве: занятия в рамках музейно-педагогического проекта «Искусство видеть суть»

Статья содержит практические рекомендации на основе авторской практики по проведению занятий в музейно-выставочном пространстве Москвы для мусульман. Представлены потребности посетителей-мусульман, описан подготовительный этап и проведенные встречи, приведены отзывы участников. Уточнена актуальная терминология (посетитель-мусульманин или исламский посетитель, джихад, шахид).

Ключевые слова: музейная педагогика, мусульмане в музее, ислам, мусульмане, мечеть, медресе, исламская интерпретация, московские музеи, проект «Искусство видеть суть»

В конце XX века российские верующие получили возможность открыто

Леон Малхазович Бедоев,

музейный педагог, художник-дизайнер (Новороссийск) leon.bedoev@yandex.ru

выполнять предписания своих вероисповеданий. Мусульмане увеличили количество мечетей, молельных комнат, учебных заведений (медресе, университетов), местных религиозных общин мусульман (далее — МРОМ). Им преподают основы ислама, арабский язык, другие специальные и дополнительные дисциплины, которые можно дополнить занятиями в музейно-выста-вочном пространстве.

Наше исследование применимо к исламскому посетителю. Уточним этот термин: данная категория — это мусульманин, соблюдающий и/или изучающий нормы исламской религии, то есть человек со сформированной и или формирующейся системой ценностей, что сказывается на его мировосприятии и потребностях; он житель мегаполиса или иного населенного пункта, где не доминируют горожане-мусульмане; он получил российское образование, в котором преобладают достижения не исламской художественной культуры, а западноевропейской и российской (представителей не исламского вероисповедания).

С 2012 по 2015 год автор статьи посетил ряд художественных музеев и выставок в Москве и отметил, что редкие произведения основаны на источниках веры — Священном Коране и Сунне, следовательно, имеют прямое отношение к исламу. Более того, экспонаты

5 а а) а) с^ с

декоративно-прикладного искусства исламских народов в Государственном музее искусства народов Востока не соответствуют нашей теме. Возник вопрос: как применить художественные возможности Москвы к потребностям мусульман?

Решением вопроса стала исламская интерпретация экспонатов. Она основана на исламских ценностях, в которых, с точки зрения верующего, содержатся ответы на все вопросы бытия человека. Это позволяет интерпретировать любое произведение с точки зрения норм ислама. Таким образом, посетитель-мусульманин раскрывает любой экспонат с точки зрения своего мировоззрения и наполняет его новыми смыслами.

«Искусство видеть суть»

С 2013 по 2015 год автор этих строк провел 16 развивающих воспитательных занятий для мусульман в рамках авторского музейно-педагогического проекта «Искусство видеть суть», название которого означает мастерство понимать происходящее вокруг и в себе через произведение искусства.

На экскурсиях, играх, лекциях, мастер-классах по рисованию участники погружались в мир творчества через теорию и практику изобразительного искусства и исламскую интерпретацию.

Занятия проходили преимущественно в музейно-вы-ставочном пространстве Москвы, на площадках МРОМ, в Московском исламском университете. Позднее, в 2015 г., к проекту присоединился московский «Клуб осетинского языка»; в апреле-июле 2016 г. восемь занятий состоялось в Армении для школьников и студентов (Национальная галерея Армении, Академия изобразительных искусств в Ереване; Музей изобразительных искусств им. К. Абовяна в Ванадзоре).

Участники московского проекта — школьники 5-7-х классов, студенты и молодые специалисты, не связанные с изобразительным искусством.

Цель проекта: развитие творческого мышления и духовно-нравственное воспитание.

Задачи проекта: изучить потребности посетителей-мусульман; сделать востребованным среди мусульман музейно-выставочное пространство Москвы; раскрыть смыслы экспонатов с точки зрения ислама.

Полагаем, что произведения искусства являются доступным и привлекательным средством духовно-нравственного развития, приобщения к культурному наследию и нравственно-этическим ценностям. Произведение искусства как зафиксированное мгновение побуждает к размышлению о показываемом событии, состоянии, о прошлом, настоящем, будущем. Оно может быть близким зрителю или непонятным. В любом случае важно, чтобы посетитель экспозиции проявил личное переживание, соучастие, самовыражение. В процессе анализа и интерпретации участник проекта рефлексирует, раскрывается и познает себя через произведение.

Несколько слов о предыстории проекта. На факультете изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) предмет «Анализ и интерпретация произведений искусства» у меня преподавала Татьяна Петровна Чаговец. Одно из заданий состояло в том, чтобы самостоятельно выбрать любое произведение в экспозициях Эрмитажа и Русского музея, представить его анализ (кто, когда, по какой причине создал) и интерпретацию (выразить авторское отношение в свободной форме).

В процессе общения с музейными посетителями я переосмыслил процесс выполнения заданий в вузе (поиск произведения и его интерпретацию) на основе лич-

5 а а) а) с^ с

ных интересов и опыта, утвердившись в суждении, что интерпретировать произведение по силам любому заинтересованному посетителю. У такого зрителя нередки весьма интересные суждения, порой совпадающие с изысканиями искусствоведов; он интерпретирует простыми словами, интуитивно и эмоционально.

Позже И.А. Викентьев, генеральный директор ООО «ТРИЗ-ШАНС», дал интересный совет «нагрузить тело» участников движениями: жители мегаполисов ведут малоподвижный образ жизни, а задействование пластики усилит когнитивные возможности. Таким образом, возникла идея игры «Крокодил в музее» — демонстрация художественных образов в жанре пантомимы. Апробация прошла успешно.

Потребности посетителей-мусульман

Что демонстрировать и что говорить о произведении мусульманам — важный вопрос. При подготовке занятия следует: 1) знать, что дозволено и запрещено (халял, харам) созерцать по нормам ислама; например, недопустимо изучение жанра ню, потому что запрещено смотреть на определенные части тела у людей своего и противоположного пола [4, с. 114]; 2) определить акценты экспозиции, исходя из аудитории и темы занятия, например, цитаты Ван Гога отлично дополняют изречения (хадисы) Пророка Мухаммада (сас') и кораниче-ские строки (аяты); 3) предложить обсудить, какие современные задачи, проблемы можно решить при обсуждении произведений искусства. Например, бытует мнение внутри и вне мусульманских общин, что в ис-

1 Упоминание в письменной и устной речи имени Пророка Мухаммада дополняется словами «салляллаху алейхи васаллям», что значит «да пребудет с ним салават и салам Аллаха». Салават и салам (оба араб.) -благословение и мир.

ламе нет творчества, и это вопреки достижениям мусульманских творческих личностей.

Актуальных тем множество: суть исламских ограничений на изображение живого и его применимость; условность разделения произведений на религиозные и светские, ибо ислам рассматривает жизнь как единое целое во всех проявлениях; нравственное и граждан-ско-патриотическое воспитание и изучение творческого мышления.

Размышляя об отношении мусульман к искусству немусульман, уместно вспомнить слова исламского ученого Ибн Таймия: «Нам нельзя игнорировать или отрицать полностью то, в чем содержится истина, даже если это сказал иудей, христианин или рафидит; нужно отвергнуть лишь ту часть, которая является ложной, а истину необходимо принять» [2, с.26].

Приведем примеры из нашей практики и ответим на вопрос: как представить неисламский экспонат мусульманам?

Музейно-выставочное пространство Москвы и исламская интерпретация

«Произведение искусства существует постольку, поскольку воспринимается».

С.М. Даниэль [1, с.80].

В сентябре 2013 года одно из занятий проекта состоялось на выставке «Плакат Советского Востока. 1918— 1940» (Государственный центральный музей современной истории России, коллекция Фонда Марджани). Я выбрал несколько произведений, агитирующих народ трудиться и воспротивиться соблюдению норм ислама. Например, плакат «Теперьу меня есть свобода» показывает девушку с распущенными волосами в длинном платье со знаменем в руке со словами из названия пла-

5 а

а) а) сь с

Плакат Советского Востока. 1918-1940

ката. Однако сокрытие волос не является ограничением свободы, а, напротив, защищая, освобождает женщину от зависимости следовать своим страстям и грехам. Агитационный лист «Работницы-мусульманки! Царь, беки и ханы лишали тебя прав...» призывает, в частности, к труду и содержит такой текст: «Ты была рабой в государстве, рабой на фабрике, рабой в семье». Однако ислам исключает рабство женщины в семье и содержит нормы о правах и обязанностях членов семьи друг перед другом.

Занятие завершилось интерпретацией содержания плакатов.

В декабре 2013 г. прошло занятие на выставке «Павел Корин. «Реквием». К истории «Руси уходящей»

(Государственная Третьяковская Галерея). Доминирующий экспонат — незавершенный загрунтованный холст размером 551х941 см. Художник подготовил к воплощению замысла эскизы и этюды, представленные там же.

Я решил привести своих слушателей в зал с тыльной стороны огромного полотна, рассказывая об уникальном замысле художника, о долгом подготовительном процессе. Наконец, мы обошли холст: перед нами предстала пустая картина, что для многих стало полной неожиданностью. Согласно изречению (хадис) Пророка Мухаммада (сас): «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)...» [5]. Мы привели первую часть хадиса, чтобы обратить внимание на то, что Богу прежде всего важно желание человека совершить поступок, а не результат.

Название выставки и ее содержание не имеют прямого отношения к исламу, однако посредством исламской интерпретации она стала ближе и понятнее участникам.

В феврале-марте 2014 г. мы дважды посетили мультимедийный арт-проект «Ван Гог. Ожившие полотна (Van Gogh Alive)» (Центральный зал ARTPLAY). После просмотра шоу участники вытянули заранее подготовленные карточки с изречениями художника о жизни, творчестве, людях, деятельности, Боге и прокомментировали их на основе личного опыта и исламских знаний. Важно то, как участники понимали цитаты Ван Гога. Например, высказывание художника «Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся» дополнили хадисом «Кто верит в Аллаха и в Последний День, пусть говорить благое или молчит...» [7].

23 февраля 2015 г. мы посетили Центральный музей Великой Отечественной войны. Темой занятия стали размышления о вкладе наших предков в дело победы над фашизмом. Их подвиг — напоминание о патриотизме, о защите родины. Уместно было разъяснение по-

s а

а) а) ü с

нятий «джихад» и «шахид», которыми нельзя назвать все военные конфликты и их участников, потому что некоторые войны велись не ради защиты или утверждения истины, а ради материальных приобретений [3].

Особую роль в посещении музея сыграли его инсталляции, панорамы и экспонаты, воспевающие подвиг и демонстрирующие трагедию общую для всех граждан России (Рис.2). Отзыв участницы Нармин Мирзоевой, старшего эксперта отдела аудита технического задания лекарственных форм ГКУ МО «Дирекция единого заказчика МЗ МО», достаточно полно характеризует ее отношение к занятию: «Музей Великой Отечественной Войны. Казалось бы, что нового можно увидеть и узнать после многочисленных школьных экскурсий? Но музей не перестает удивлять своим масштабом и размахом имперского стиля. Не покидало ощущение, что война только-только закончилась, что панорамы, раскинутые напротив нас, - не что иное, как поле действий, которое еще не успели убрать и расчистить.

Особую гордость и в то же время боль давало ощущение того, что мусульмане сыграли свою важную роль в этой войне. Смотря мемориал с именами погибших, глаза так и бегают по знакомым фамилиям, выискивая своих родных. Мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Хуббуль ватан миналь иман», что означает: «Любовь к Родине и ее защита являются одним из условий веры».

Обратимся к выставкам исламского искусства.

В 2012 и 2014 годах мы провели занятия на двух крупных выставках исламских художественных ценностей: 1) «Классическое искусство исламского мира IX-XIX вв. Девяносто девять имен Всевышнего» из коллекции Фонда Марджани (ГМИИ им. А.С. Пушкина); 2) «Премия Джамиль 3» из коллекции Музея Виктории и Аль-

■ ■ # 1 т 1

г Я Я! 'Л Ш к' ^^

Центральный музей Великой Отечественной войны

берта (Музейно-выставочное объединение «Манеж»).

Такие выставки редки, но важны в поликультурном и поликонфессиональном обществе; они показывают достижения исламской культуры и способствуют созданию гармоничного, целостного, взаимоуважаемого общества и личности. Авторское суждение подтверждает отзыв пользователя tanyagde на сайте afi.sha.rn: «Выставка внушает большое уважение к Средней Азии. Великолепная керамика X века против воспоминаний о русских черепках. Понятно, сухой жаркий климат в сохранении рулит. Текстиль, миниатюры, посуда - все в отличном состоянии (фотографировать нельзя), даже немного устаешь к концу от рассматривания деталей. Хорошие подписи».

В другой статье мы отметили ошибку в восприятии Единого Бога, где, описывая молитвенный ковер XVI века, автор утверждает: «На нем изображен силуэт Аллаха и вышито его 99 молитвенных имен» [6]. Не может быть силуэта у Аллаха, потому что в Священном Коране сказано

5 а а) а) с^ с

«нет ничего подобного Ему» (42 сура, 11 аят). Также имеется хадис и ряд высказываний Али ибн Абу Талиба, имама Али, имама Абу Ханифа и других о невозможности представить образ Творца. Подтверждением интереса к исламскому искусству является то, что выставка была дважды продлена из-за активного интереса посетителей.

Одна из задач проекта — изучить потребности посетителя-мусульманина и его восприятие экспонатов и экспозиции, дабы составить портрет экскурсанта. В этом оказались очень полезны отзывы.

Лейла Мирзоева, студентка четвертого курса РГСУ (международные отношения): «Выставка победителей конкурса «Премия Джамиля» действительно впечатлила меня. Можно выделить два уровня знаний, полученных нами в рамках данной выставки.

Во-первых, это наглядное понимание того, что ислам действительно объединяет нации и народы. Не важно, где мы живем, в славянском сердце мира — Москве, в дальней Новой Зеландии или на Ближнем Востоке, у нас все же есть нечто настолько великое и объединяющее нас, как единая и великая религия, вера.

Во-вторых, это пища для ума, мысли для размышлений, полученные от наших товарищей, с которыми мы и посетили выставку и обсудили некоторые произведения. Действительно, все мы видим что-то особенное в каждой вещи, поэтому совместное посещение выставок дарит возможность не просто увидеть произведения искусства, но увидеть их несколько раз глазами и чувствами тех людей, с которыми ты на выставку пришел. И здесь же можно упомянуть о крайне мудрых мыслях, озвученных нашими товарищами в ходе созерцания работ. Они не просто делились своими впечатлениями и эмоциями, но и вспоминали слова из Священного Писания, хадисов, а так же собственного жизненного опыта, так или иначе связанные с увиденными работами».

Дамир Галеев, инженер, об экспонате Фаига Ахмеда «Традиция в пикселях» Выставка «Премия Джамиль 3»: «Единое пространство ковра характеризует связь поколений. Нижняя часть — цельное и гармоничное в своем развитие поколение наших предков, верхняя часть — наше поколение. Распад верхнего изображения на большие кубики ассоциируется с «пиксельностью», с виртуальностью, глобализацией. Цифровые технологии проникли во все сферы жизни современного человека и нарушили привычный уклад жизни, формировавшийся веками многими поколениями наших предков. Нарушилась связь поколений, единая картина при ближайшем рассмотрении распалась на кусочки мозаики».

Анна Кирикова, инженер, об экспонате на выставке «Премия Джамиль 3»: «Самой поразившей меня работой, представленной в Новом манеже, стала «Веди нас по прямому пути» Нассера Аль Салема, на которой запечатлен отрывок из первой суры-молитвы Священного Корана «Фатихи»: «Ихди-на ссырата ль-мустакым!» Эта кораническая молитва-канон (или извечное Слово Бога) изображена в виде линии кардиограммы. Другими словами, путеводная нить божественного начала сокрыта не где-то там, во внешнем мире, она находится здесь, внутри меня, в биении моего сердца. В этом образе схвачена самая суть одного из главных общественных фреймов, который кристаллизуется в наше время. Если в традиционалистском обществе идеалом считалось благочестие, в эпоху модерна люди ориентируются на успех, то зарождающимся вектором нынешнего времени становится самоактуализация, стремление человека найти свой путь, обрести себя. И в этом контексте доверие голосу собственного сердца, которое, как показывает Аль Салем, связано с Самим Богом, становится важным посылом».

Приведенные отзывы показывают, как посетители-мусульмане и интересующиеся исламом воспринимают произведения на исламскую тематику.

Заключение

Культурно-образовательная среда — надежный инструмент формирования гармоничного гражданского общества, посредник между людьми разных мировоззрений. Музеи Москвы могут быть связующим звеном между мусульманами и остальными гражданами России. Возможность лучше узнать окружающих с иным мировоззрением особенно актуальна в наши дни, когда практикующие мусульмане становятся более заметной частью общества и знакомство с ними необходимо во избежание недоверия и агрессии.

Музейно-педагогическая деятельность среди мусульман показала, что привычный экспонат обретает новые смыслы, функции. Отзывы подтверждают, что после занятий участники лучше понимают и чувствуют общечеловеческие ценности, понимают и принимают нормы и потребности многокультурного общества.

Проект «Искусство видеть суть» может составить основу программы дополнительного образования и образовательного досуга для учащихся медресе и студентов исламских вузов, а также для всех интересующихся исламской интерпретацией.

Литература:

1. Даниэль С.М. Сети для Протея. Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 2002. 304 с.

2. Салман ибн Фахд аль-Ауда. Почему между нами возникают разногласия? М.: НПЦ «Аль-Васатыя - умеренность», 2014. 40 с.

3. Хайретдинов М.З. Джихад сквозь призму современной эпохи / ДУМЕР, Моск. исламский ин-т, Нижегор. исламский ин-т им. Х. Фаизханова; под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. М.: Медина, 2014. 150 с.

4. Языджы C. Основы исламских знаний (вероучение, поклонение, нравственность) / пер. с турецкого А. Касумов. М.: Исламская книга, 2012. 212 с.

5. Энциклопедия хадисов // [Электронный ресурс]: URL: Ь|йр://ЬшС1Ч.Мо/хадис-поистине-дела-оцниваются-то/15677/ (дата обращения 22.02.17).

6. 99 имен ислама. В Пушкинском музее выставили мусульманское искусство IX—XIX веков // MK.ru [Электронный ресурс]: URL: http://www.mk.ru/culture/ article/2013/02/25/817725-99-imen-islama.html (дата обращения 22.02.17).

7. Виды речи, от которых следует отказаться // Islam. Q-A [Электронный ресурс]: URL: https://fatwaonline.net/?view=question&iC=9410 (дата обращения 22.02.17).

Leon Bedoev,

museum pedagogue, artist and designer (Novorossiysk) leon.bedoev@yandex.ru

A modern Muslim in museum space: the museum-pedagogical project «Аrt to See the Essence»

The author makes his own recommendations on conducting various activities for Muslims in Moscow museums and exhibitions. The paper features needs of Muslim visitors, describes preparatory stages and meetings held, demonstrating a portrait of the participants based on their reviews. The paper also explains the significance of actual concepts (Muslim visitor, jihad, shahid).

Keywords: museum, Islam, Muslims, mosque, madrassa, Islamic interpretation, museum pedagogy, Muslims in museum, Moscow museums, "Art to See the Essence" Project

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.