СМИ: Правительственные войска Ливии вошли в Сирт - главный оплот ИГ в Ливии // ТАСС, Международная панорама, 3 июня, 16:11 - tass.ru/mezhdu-narodnayapanorama/3338007
Силы ПНС Ливии ведут наступление в южных районах занятого ИГ Сирта // RT на русском, 28 июня 2016. - https: Russian.rt.com/article/310000-sily-pns-livii-vedutnastupleniev-yuzhnyh ТАСС, 3 июня 2016.
Топалов А. ИГ идет за ливийской нефтью. Газета.т, 14.12.2015. - www. gazeta.ru/business/2015/12/14/7966985.shtml; Эль-Мюрид. Ливия, нефть и ИГИЛ 30 ноября 2015. - el-murid.livejournal.com/2597260.html В Алжире подняли уровень тревоги в войсках до военного положения // ПРОНЕДРА, 09.03.2016. 01.13. - pronedra.ru/weapon/2016/03/alzhir-terroristy-urovenitrevogi
В статье И.О. Бабыниной и В.А. Кузнецова «ЕС и страны Магриба» в книге «Европейский Союз в поиске глобальной роли» (М., Весь мир. 2015, с. 535536), со ссылкой на официальные данные ЕС, отмечалось, что в 2014 г. было зарегистрировано 170 тыс. мигрантов в государствах Евросоюза из стран Магриба, а за первые три месяца 2015 г. их число составило 100 тыс., причем 80% контрабанды людей из этих стран осуществлялось с территории Ливии. Станет ли Халифа Хафтар диктатором Ливии // Геополитика. 05.03.2015. -geo-politika.info/stanet-li-khalifakhaftardictatorom-livii.html / Перепечатка статьи Джона Ли Андерсена из The New Yorker.
NYT: Пентагон представил Обаме план военной операции против ИГ в Ливии // ТАСС. 8 марта 2016. - tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2723369
«Азия и Африка сегодня», М., 2016г., № 10, с. 12-20.
6
9
10
12
Л. Ефимова,
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры востоковедения, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДОНЕЗИИ
Аннотация. Статья посвящена специфике мусульманского образования в современной Индонезии. Хотя большинство общеобразовательных учебных заведений по всей стране с помощью Министерства религии организует преподавание ислама, главную роль в деле исламского просвещения играет самостоятельная специализированная система мусульманского образования, которое представляет собой особую подсистему национального образования. Мусульманское образование находится
в фокусе внимания центрального правительства, которое осуществляет руководство им через каналы Министерства религии. В статье освещается структура исламского образования и воспитания, институты, идейные основы и особенности. Сегодня в стране имеется более 50 тыс. исламских учебных заведений. Исламское образование представляет собой многоступенчатую систему и включает несколько типов учебных заведений, которые оказывают серьезное влияние на процессы формирования мировоззрения и образа жизни индонезийских мусульман.
Ключевые слова: ислам, мусульмане, Индонезия, мусульманское образование, песантрен, медресе, исламский университет.
Республика Индонезия является многоконфессиональным государством. Однако подавляющее большинство индонезийцев причисляют себя к приверженцам ислама. Мусульмане составляют около 87% из 251-миллионного населения страны (более 200 млн человек). Это выводит Индонезию на 1-е место в мире, в том числе и исламском, по численности мусульман. В стране имеются представители других конфессий, но они составляют незначительное меньшинство. Так, христиан-протестантов насчитывается 5,7%, католиков - 3,1, приверженцев прочих христианских учений - только 0,8%. Имеются также индуисты - 1,8%, буддисты - 1,3, конфуцианцы - 0,8, носители традиционных племенных верований - 1,4% населения.
Индонезия является также полиэтническим государством. Здесь насчитывается более 400 разных народов и этнических групп. При этом конфессиональная принадлежность в основном коррелирует с этнической. Мусульманами являются представители крупных этносов - яванцы, сунданцы, минангкабау, малайцы, ачехцы. Христианство исповедуют более малочисленные народности - амбонцы, тоба-батаки, тораджи, а также часть местных китайцев. Индуизм распространен главным образом среди балийцев, буддизм и конфуцианство - среди китайцев.
Родоплеменных анимистических верований придерживаются даяки, папуасы. Приверженцы ислама проживают компактно. Мусульмане составляют большинство населения крупнейших островов Индонезийского архипелага - Явы, Суматры, прибрежных районов Калимантана, западной части Малых Зондских островов, Сулавеси, северной части Молуккских островов. Но в провинциях Папуа, Бали, в восточной части Малых Зондских островов, а также в некоторых районах Северной Суматры и Северного Сулавеси
мусульманское население находится в незначительном меньшин-стве1.
С учетом полиэтничного и многоконфессионального состава населения страны одной из важнейших государственно-политических задач Республики Индонезия неизменно остается сохранение национального единства и религиозной гармонии с целью формирования единой индонезийской нации. Политика в религиозном вопросе является одним из эффективных инструментов ее решения. Гарантия свободы вероисповедания, религиозного плюрализма, межконфессиональной терпимости, недопущение этнорелигиозных конфликтов в значительной степени обеспечиваются конституцией страны и ее базовыми принципами.
Преамбула ныне действующей Конституции 1945 г. декларирует Панчасилу (санскр. - пять принципов) в качестве «философской основы» индонезийской государственности. Первый принцип - монотеизм (вера в единого бога) утверждает религиозную основу национальной государственности и провозглашает равенство всех существующих в стране религий, свободу вероисповедания. Индонезийская специфика состоит в том, что религиозная основа не связывается ни с одной из имеющихся в стране религий, в том числе и с исламом.
Такая формулировка первого принципа направлена против стремления части мусульман страны исламизировать индонезийское государство, сделать ислам государственной, привилегированной религией.
В стране нет государственной, или официальной религии. Статья 29 Конституции, определяющая, что индонезийская государственность базируется на религиозной основе, одновременно гарантирует свободу вероисповедания и отправления культов. Официально признаются в качестве равноправных шесть конфессий - ислам, католицизм, протестантство, буддизм, индуизм и кон-фуцианство2.
Тем не менее в соответствии с традиционными для индонезийской политической культуры представлениями о государстве как центре, регулирующем религиозную сферу и межконфессиональные отношения, 3 января 1946 г., вскоре после провозглаше-
1 Ефимова Л.М. Ислам в Юго-Восточной Азии: XXI век. - М.: Изд-во МГИМО, 2014. - С. 18-19.
2 Ефимова Л.М. Республика Индонезия // Политические системы стран Юго-Восточной Азии. - М., 2014. - С. 133.
ния независимости республики, было образовано Министерство религии. Создание такого министерства отвечало желанию представителей исламских кругов, которые рассматривали эту структуру как реальное воплощение в жизнь мусульманского принципа нераздельности религии и политики, который вытекал из Панча-силы и ст. 29 Конституции 1945 г., гласящей, что индонезийская государственность базируется на религии. Цели Министерства религии были определены как реализация в индонезийском обществе идеалов религиозности, добрососедства, процветания, самостоятельности, а также физического и духовного развития. В соответствии с этими целями деятельность министерства направлена на совершенствование религиозной жизни, воспитание конфессиональной толерантности, повышение качества религиозного образования, отправления культа, а также обеспечение высокой морали и нравственности индонезийского общества.
В структуре министерства имеются подразделения, занимающиеся вопросами признанных конфессий - ислама, протестантизма, католичества, индуизма, конфуцианства, буддизма. Поскольку основная масса верующих исповедует ислам, вопросам жизни и деятельности исламской уммы уделяется наибольшее внимание. Специальные отделы министерства ведают организацией паломничества к святым местам в Саудовской Аравии, сбором и распределением религиозного налога - закята, управлением ва-куфным (принадлежащим мусульманской общине) имуществом. Министерство занимается также вопросами, связанными с шариатской системой судопроизводства, которая действует в стране наряду с общегражданской судебной системой. Министерство религии имеет представительства в 17 провинциях, а также в районах и городах.
Мусульманское образование в общегосударственной системе национального образования
В рамках Министерства религии имеется несколько подразделений, занимающихся вопросами мусульманского образования. В современной Индонезии Министерство религии сотрудничает в этой сфере с Министерством образования и культуры, которое занимается проблемами общенационального образования.
Принятый в 1989 г. Закон о системе национального образования № 2/1989 гласит, что в соответствии с Конституцией 1945 г.
преподавание религии является обязательным в системе народного образования на всех ступенях - от начальной школы до высших учебных заведений.
В 2007 г. президент Индонезии подписал закон о национальном образовании, на основании которого учащийся может потребовать осуществления религиозного обучения по одной из шести официально признанных религий. В деле организации религиозного просвещения в общеобразовательных школах Министерство религии принимает активное участие. Подавляющее большинство национальных общеобразовательных учебных заведений по всей стране с помощью Министерства религии организует в своих стенах преподавание ислама. Однако в современной Индонезии главную роль в деле исламского просвещения играет самостоятельная специализированная система мусульманского образования.
Мусульманское образование в Республике Индонезия представляет собой особую подсистему национального образования. Мусульманское образование находится в фокусе постоянного внимания центрального правительства, которое осуществляет руководство им через каналы Министерства религии, в частности через специальный директорат по исламскому воспитанию и обра-зованию1.
Мусульманское образование в Индонезии существует со времен проникновения ислама на Индонезийские острова -с XIII в. В раннеисламские времена оно имело форму традиционно-религиозного наставничества и было представлено школами, действовавшими при мечетях и молельнях либо существовавшими отдельно. В старые времена главное внимание уделялось заучиванию Корана и других священных текстов и знакомству с основными исламскими нормами и установлениями. В настоящее время основной целью исламского образования является всестороннее воспитание молодого поколения, привитие целостного исламского мировоззрения на основе гуманистических коранических традиций, а также пробуждение у молодых людей энергии и развитие разнообразных талантов. Религиозное образование организуется правительством, а также общественными группами и организациями. Мусульманская система образования дает знания по различным отраслям современной науки и техники, но одновременно
1 УаМаг Ри1ха Баи1ау. Бтат1ка ЯеиНИкап Ыат (11 1п(1опе81а (1ап Ке(1и(1и-каппуа (1а1ат Б181ет РепИИкап №8юпа1. иКЬ; Шр://8ити1кетепа§.§о.1(1./ 10/12/2013
готовит специалистов по религиозному воспитанию, преподавателей религии, богословов, специалистов по шариатскому судопроизводству и служителей культа.
Индонезийские мусульманские деятели считают, что мусульманская система образования должна быть нацелена на воспитание веры и богобоязненности, высоких нравственных качеств. Исламские учебные заведения призваны готовить умных, толковых и знающих воспитателей и преподавателей. Мусульманские уроки должны отвечать требованиям регионального и национального развития, формирования адекватной рабочей силы, овладения научными знаниями, технологиями и искусством. Важной задачей считается постоянное совершенствование в области религии. В основу исламского образования должна быть положена благородная идея воспитания высокой гражданственности. Оно должно быть направлено на благо и процветание всего человечества, быть демократичным, эгалитаристским и гуманистическим. Процесс совершенствования системы исламского образования в современной Индонезии продолжается с тем, чтобы в конечном итоге вырастить идеального мусульманина.
Исламские учебные заведения
Мусульманское образование в Индонезии составляет неотъемлемую органическую часть национальной системы образования. Сегодня в стране имеются более 50 тыс. исламских учебных заведений. Они оказывают серьезное влияние на процессы формирования мировоззрения и образа жизни индонезийских мусульман.
Исламское образование представляет собой многоступенчатую систему и включает ряд типов учебных заведений1. В современной системе исламского воспитания и образования еще велик сектор унаследованного от раннеисламских времен традиционно-религиозного наставничества. Он представлен школами, действующими при мечетях и молельнях либо существующими отдельно. За годы независимости процесс модернизации исламского образования приблизил традиционно-религиозное наставничество к современному светскому образованию и по внешнему облику (наличие классных комнат) и по методике преподавания (наличие общеобразовательных предметов в объеме, приближающемся
1 Sejarah Pendidikan Islam dan Organisasi DITJEN Pendidikan Islam. URL: http://pendis.kemenag.go.id/index.php?a=artikel&id2=sejarahpendis#.ViPB2H7NxMw
к тому, который зафиксирован в программах нерелигиозных учебных заведений соответствующих ступеней).
Традиционная религиозная школа - песантрен и сегодня остается одним из основных институтов, дающих исламское обра-зование1. Из 50 тыс. исламских учебных заведений 16 015 составляют песантрены2. Термин «песантрен» происходит от термина «сантри», который обозначает ученика, изучающего ислам, и имеет коннотацию истинно правоверного мусульманина. Как правило, это частные школы, основанные и руководимые авторитетными и уважаемыми исламскими религиозными наставниками - кьяи. Такие школы располагаются обычно в домах наставника. Сантри там не только учатся, но и проживают и питаются. Раньше для своего содержания ученики трудились в хозяйстве кьяи. В настоящее время родители учащихся вносят небольшую плату, чтобы больше времени тратилось на обучение.
Песантрены располагаются главным образом в сельской местности, но в последнее время все больше песантренов создаются в городах. Песантрены и в наши дни считаются оплотами исламского вероучения. Именно отсюда выходит большинство мусульманских богословов, духовных наставников и учителей.
В песантренах ученики в возрасте от 8 до 11 лет постигают религиозные науки. Учащиеся читают и заучивают наизусть Коран, познают Сунну, знакомятся с традиционными средневековыми работами исламских мыслителей, овладевают мусульманской коранической этикой. Но главное - в традиционной школе прививается исламский образ жизни.
Активная деятельность ученика длится до 20 часов в сутки. День начинается с утренней молитвы в 4 часа утра, затем после завтрака следуют уроки с перерывом на обед и отдых. Вечером после очередной молитвы продолжается индивидуальное и групповое изучение религии.
Основной задачей наставника является воспитание молодых людей в духе исламской высокой морали и нравственности, приверженности религиозным ценностям, благочестия, примером чему служит он сам и члены его семьи. Хотя каждый песантрен
1 Federspiel Howard M. Pesantren. Oxford Islamic Studies Online. URL: http://www.oxfordislamicstudies.eom/article/opr/t236/e0632http://www.oxfordislamics tudies.com/article/opr/t236/e0632
2 Tan Charlele. Educative Tradition and Islamic Schools in Indonesia // Journal of Arabic and Islamic Studies. 2014. No 14. P. 50.
имеет свои отличия и характерные черты, тем не менее в настоящее время можно выделить шесть типов песантренов.
Для первого типа характерно преподавание на базе классических и неклассических книг. В зависимости от этого оценивается профессионализм религиозного наставника - кьяи, который владеет и руководит этим песантреном. Для работы в песантрене не требуется никаких подтверждающих квалификацию наставника документов. Второй тип похож на первый, но здесь наряду с классическими и неклассическими текстами изучаются также некоторые общеобразовательные предметы. В песантренах третьего типа общеобразовательных предметов больше, поскольку здесь ученики обязаны сдавать государственные экзамены. Набор изучаемых дисциплин определяется Министерством религии, а песантрен приспосабливает их к своему распорядку. Четвертый тип песантренов наряду с изучением религиозных дисциплин обучает учеников ремесленным профессиям. В песантренах пятого типа обучение построено по принципу восходящих ступеней, включая изучение классических религиозных книг на первой ступени, далее идет программа медресе (более продвинутый уровень обучения), за ней следует программа государственной общеобразовательной школы и, наконец, программа высшего учебного заведения. Шестой тип песантрена - это государственная общеобразовательная школа на базе религиозного училища. Здесь преподаются все светские дисциплины в соединении с религиозной программой1.
Однако следует подчеркнуть, что, несмотря на наличие разных типов песантренов, главное их достоинство и вклад в воспитание молодого поколения состоят в духовном развитии на основе коранических установлений и гуманистических ценностей.
Песантрены в современной Индонезии очень популярны среди приверженцев ислама, особенно среди наименее зажиточных слоев населения в сельской местности, поскольку эти традиционные школы обеспечивают не только начальное светское образование, но и воспитывают истинных мусульман, знающих основы религии и придерживающихся исламского образа жизни, морали и этики. Духовные узы, неизменно возникающие между наставником и учащимся, сохраняются, как правило, на всю жизнь.
1 Уа1(!аг Ри1ха Баи1ау. Бтат1ка КешИ&кап Ыат... ИКЬ: http://sumut.ke-тепа§.§ол<1./10/12/2013
Мусульманское неформальное образование наряду с песан-тренами включает воспитание в семье и самообразование, а также детские сады и другие дошкольные учреждения.
Другой тип мусульманского учебного заведения в современной Индонезии - это медресе. Медресе появились в стране с начала ХХ в. В независимой Индонезии медресе сначала занимались обучением по религиозными предметам и немного - по общеобразовательным дисциплинам. Тогда эти учебные заведения находились исключительно в ведении Министерства религии. С 1975 г. принимаются меры для повышения уровня образования в медресе. К руководству ими подключилось также Министерство образования и культуры.
Если песантрены можно назвать сетью неформального исламского образования, то медресе причисляются к системе формального исламского образования1. Формальное образование в современной Индонезии осуществляется следующим образом: начальное образование дают светские начальные школы и медресе
1-й ступени; далее следуют светские средние школы и медресе
2-й ступени, затем - светская старшая школа и медресе 3-й ступени. Медресе позиционируются как школы, специализирующиеся на мусульманском образовании. Они проводят обучение по общеобразовательной программе, но с упором на исламское религиозное обучение. Во всех медресе сегодня введена одобренная правительством программа обучения, состоящая на 70% из общеобразовательных предметов. 30% учебного времени отводится религиозным дисциплинам. Если в национальных общеобразовательных школах обучение мусульманской религии занимает 2 часа в неделю, то в медресе религиозными дисциплинами занимаются 56 часов в неделю. К тому же медресе предлагают специальные курсы по изучению Корана, хадисов, фикха (исламской юриспруденции), теологии, мусульманской этики и истории ислама2.
Существуют также учебные заведения, дающие профессионально-техническое образование. К ним относятся светские профессионально-технические училища и такие же медресе. Медресе часто выступают как педагогические училища и училища по подготовке шариатских судей.
Pendidikan Islam di Indonesia (makalah). URL: http://ulashoim. blogspot.ru/2012/06/pendidikanislamdi-indonesia-makalah.html
2 Tan Charlele. Educative Tradition and Islamic Schools... - P. 52.
Свидетельства об окончании медресе приравниваются к свидетельствам об окончании общеобразовательной школы соответствующей ступени. Выпускники медресе могут продолжить образование в светской школе следующей ступени.
Высшие мусульманские учебные заведения в Индонезии входят в систему государственного высшего образования и находятся в ведении Министерства религии. Начало высшему исламскому государственному образованию было положено сразу же после провозглашения независимости. С академической технической точки зрения ими руководит также Министерство образования и культуры.
Высшие учебные заведения, дающие исламское образование, ранее подразделялись на три категории:
Первая - государственный исламский университет. Это государственное высшее учебное заведение предназначалось для получения академического высшего образования наряду с высшим исламским образованием.
Вторая - государственный институт мусульманской религии. Это высшее исламское учебное заведение специализировалось исключительно на исламских дисциплинах, преподававшихся на академическом уровне.
Третья - государственная высшая школа мусульманской религии, которая была создана правительством в 1960 г. путем слияния Государственной высшей школы мусульманской религии в Джокъякарте и Джакартской академии служителей мусульманской религии.
С 1963 г. по всей стране создаются самостоятельные филиалы Государственной высшей школы мусульманской религии. В XXI в. Государственная высшая школа мусульманской религии и все филиалы были переименованы в государственные исламские университеты.
К 2000 г. в Индонезии насчитывалось 14 государственных высших школ мусульманской религии, из которых к настоящему времени 11 переименованы в государственные исламские университеты, поскольку в них наряду с высшим исламским дается и академическое образование светского характера.
Мусульманские университеты выполняют важную функцию в индонезийском обществе - воспитание кадров современной мусульманской интеллигенции, хорошо ориентирующейся в вопросах ислама и современных знаний. Именно они готовят
специалистов высшей категории по вопросам богословия, шариата, педагогики, миссионерства.
В настоящее время в стране наиболее крупными и авторитетными считаются два государственных исламских университета -Государственный исламский университет им. Шарифа Хидаятул-лаха (один из девяти первых проповедников ислама в Индонезии на Западной Яве), который расположен в столице страны Джакарте, и Государственный исламский университет им. Сунана Калид-жага (один из первых проповедников ислама на Центральной Яве), который базируется в Джокъякарте.
Высокий уровень образования дает также и Исламский университет в Маланге (Восточная Ява). При нем есть песантрен высшего образования. Каждый новый студент (а всего их 15002000 человек) независимо от получаемой профессии должен в течение года жить в этом песантрене, изучать арабский язык и углублять свои знания по другим исламским дисциплинам. Проживая вместе, как положено в песантрене, учащиеся должны общаться на арабском или английском языках, что способствует их лучшему усвоению. Студенты привыкают к совместной духовной деятельности - молитвам, чтению Корана, ночным молениям и т.п. Это рассматривается как составной элемент воспитания и укрепления характера. Многие в результате выучивают Коран наизусть, причем не только те, кто специализируется на исламских дисциплинах, но и другие студенты. Кто хорошо знает Коран, в дальнейшем освобождается от платы за обучение в этом вузе.
Руководство вуза стремится также привлечь к преподаванию в нем высококвалифицированных специалистов со степенью доктора наук.
Руководство прилагает усилия к тому, чтобы развивать все стороны личности студента - его духовную сферу, профессионализм, мораль и знания. Большое внимание уделяется созданию лабораторий, хорошей библиотеки, аудиторий, спортивных и культурных центров, а также наличию мечети. Университет возглавляет доктор социально-политических наук, выпускник крупнейшего на Восточной Яве государственного общеобразовательного университета Аирлангга1.
Исламский университет в Маланге имеет шесть факультетов: 1. Факультет воспитания (тарбия) с программами исламского
1 итуегейа8 Ыат №§еп Маи1апа Ма11к 1ЬгаЫт. Рго§гат 81x1(11. ЦКЪ: Шрз^/и^'лмип-такгщ .асл^/тп/ргоИ
образования и подготовки преподавателей ислама для начальных классов медресе. 2. Факультет шариата. 3. Факультет психологии. 4. Факультет экономики и управления. 5. Факультет гуманитарных наук и культуры с изучением арабского и английского языков и литературы. 6. Факультет точных наук и технологий с программами по математике, биологии, физике, химии, информатики и строительства; и аспирантуру по специальностям: «управление», «исламское образование» и «арабский язык».
Идейные основы исламского образования
Согласно индонезийской концепции, исламское воспитание и образование - это руководство по формированию физической и духовной сторон человека в соответствии с исламскими установлениями и ценностями. Именно такое образование призвано создать подлинно правоверного мусульманина, который во всех сферах своей жизни и деятельности будет руководствоваться мусульманскими нормами и станет ответственным гражданином общества, как этого требует религия. Исламское воспитание и образование направлены на складывание личности с твердым характером и высокими моральными нормами в соответствии с указаниями Аллаха. Содержанием исламского образования должна стать реализация задач, поставленных перед человеком учением Аллаха.
У мусульманского воспитания и образования четыре функ-
ции1:
1. Подготовка молодого поколения к выполнению его роли в обществе будущего. Эта функция проистекает из задачи обеспечить продолжение существования самого общества.
2. Передача знаний и опыта от старшего поколения молодежи.
3. Передача традиций и ценностей, которые сохраняют целостность и единство общества, как непременное условие сохранения общества и цивилизации.
4. Воспитание у молодых людей благочестия в этом мире ради достижения блаженства в мире потустороннем.
Таким образом, подчеркивают индонезийские исламские руководители, ислам и воспитание в мусульманской умме неотделимы.
1 Pendidikan Islam Indonesia. Berita Islam Masa Kini. URL: http:// beritais-lamimasakini.com/pendidikan-islam-indonesia.htm
Исламское воспитание и образование - это продуманный процесс, построенный на четко разработанном и выверенном плане с целью максимального развития потенциальных возможностей и способностей учащихся, с тем чтобы они в будущем смогли воплощать в жизнь мусульманскую доктрину с полной уверенностью в своей правоте, а также для формирования их мировоззрения и главных целей жизни и деятельности ради счастья в этом мире и блаженства - в потустороннем.
Это также систематическая и прагматическая деятельность, направленная на создание цельной и сильной духом личности, как того требует мусульманское учение.
Мусульманское воспитание и образование дает человеку возможность правильно выбрать свое место в этой жизни, вести праведную жизнь, достойную высокого звания человека. Оно должно даваться постепенно, от простого к сложному, со ступеньки на ступеньку, поскольку воспитание и образование представляют собой непрерывный процесс постепенного созревания, трансформации и совершенствования.
Исламское воспитание и образование строятся на собственных принципах, которые отличают их от других образовательных систем.
Это: таухид; целостность; соответствие; равенство; непрерывность образования; достоинство.
Цели образования можно сформулировать следующим образом:
1. Воспитать благородный характер.
2. Помочь учащимся в овладении психологическими навыками, с тем чтобы применять исламские принципы в собственном поведении, мышлении и мировоззрении.
3. Способствовать тому, чтобы учащиеся могли достигнуть материального и морального благополучия, воспитать их в благочестии и покорности Аллаху, имеющими благородную душу.
4. Создать условия для овладения знаниями и профессиями, для превращения в цельную личность, полностью осознающую свою роль и ответственность в этом мире.
Таким образом, мусульманское воспитание и образование -это не только обучение ума, но и обучение сердца.
Согласно мусульманской традиции, эти две задачи должны решаться параллельно и не должны отрываться одна от другой. Рационализм должен разумно сочетаться с эмоциями, иначе человек не будет в состоянии жить сбалансированно и комфортно
существовать. В его жизни обязательно должны присутствовать этические нормы.
Исламское образование и воспитание должны воспринимать человека в единстве его сторон - физической и духовной, интеллектуальной и эмоциональной, индивидуальной и социальной, для того чтобы он смог жить полноценной и счастливой жизнью.
Мусульманское образование концептуально и в практическом аспекте должно базироваться на крепкой основе. И такой основой служат главные религиозные источники - Коран и Сунна1.
Аллах стремится облегчить человеку понимание окружающей действительности, чтобы тот осознал величие вселенной. Об этом говорится в аяте 3 суры 13 Корана: «Он тот, кто распростер землю и устроил на ней прочно стоящие горы и реки и из всяких плодов устроил там пары по двое. Он закрывает ночью день. Поистине, в этом - знамение для людей, которые думают!» Исходя их этих слов, каждый мыслящий человек должен признать величие Аллаха. И это является прекрасной основой для исламского обра-зования2.
Цели исламского образования, как указывают индонезийские деятели, следует искать в суре 3, аяте 102 Корана: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами». То есть главной целью исламского воспитания должно быть формирование истинно правоверного приверженца религии.
Исламское образование призвано воспитать всесторонне развитую личность, пробудить внутренние силы, моральные и физические, и энергию, чтобы человек был в состоянии установить прочные и гармоничные отношения с Аллахом, людьми и всем окружающим миром.
Мусульманское образование направлено на всестороннее совершенствование индивидуума. Для этого необходимо в системе образования исходить из концепции человека, заложенной в мусульманской религии.
Правоверные должны руководствоваться Кораном (сура 2, аят 30), в котором указывается, что Аллах сделал человека хозяином на земле при условии, что он будет поступать в полном соответствии с божественными установлениями и не нарушать их.
1 Pendidikan Islam Indonesia. Berita Islam Masa Kini. URL: http:// beritais-lamimasakini.com/pendidikan-islam-indonesia.htm
2 Там же.
Человек - не только хозяин на земле, но в то же время - представитель Аллаха, поэтому должен осознавать свою высокую ответственность за все, что на земле происходит. Суть такого представительства заключается в том, что Аллах поручил человеку руководить природой. Таким образом, человек должен заботиться о земле и использовать ее во благо человечества.
А чтобы человек мог выполнить эти предначертания в максимальной степени, нужно, чтобы он обладал необходимыми для выполнения этой священной миссии способностями. Эти способности охватывают как физическую, так и духовную сферу. Физические способности касаются его телесных возможностей. Они у всех на виду. А духовные потенции находятся внутри человека. Они включают дух, чувства, свободную волю, рассудок. Таким образом, потенции человека заключаются в силе его тела, духа и разума.
В Коране говорится и о других духовных потенциях - это сердце, ум, страсть. Все эти потенции человек использует для выполнения своей миссии на земле - заботе о ее процветании.
Однако кроме выполнения миссии быть представителем Аллаха на земле, у человека есть также обязанность служить Аллаху. Таким образом, у человека два предназначения - быть представителем Аллаха на земле и служить Аллаху. Выполняя первую функцию, человек является хозяином на земле - он ею владеет, использует ее, а также оберегает и охраняет, обеспечивая процветание. Во второй ипостаси человек должен изъявлять покорность Аллаху.
Для того чтобы добиться хорошего и гармоничного сочетания этих двух функций в одной личности, необходимо всестороннее воспитание, дающее высокую мотивацию для обучающегося. Чтобы воспитатели могли достигнуть поставленной цели, нужно тщательно и продуманно разрабатывать программы обучения. Это касается воспитания и обучения как в стенах учебного заведения, так и за его пределами.
Таким образом, исламское образование должно руководствоваться следующими тремя задачами: установлением связи с Аллахом; установлением связи с людьми; установлением связи с природой.
Реализация установок исламского
образования на практике
Исламские учебные заведения не только дают знания и навыки, но и вовлекают учащихся в общественно полезную деятельность, прививая им на практике ответственность перед Аллахом за все, что происходит на земле. Ярким примером этому в современной Индонезии служит участие мусульманской молодежи в массовом движении по защите окружающей среды.
Взаимосвязь исламского образования и экологии приобретает в современной Индонезии особую важность. Как уже говорилось, эта страна обладает самым большим в мире мусульманским населением.
Здесь действуют многомиллионные и влиятельные в сфере религии, идеологии и политики религиозно-просветительные организации и политические партии. В то же время Индонезия занимает 3-е место в мире по площади влажных тропических лесов, являющихся «легкими планеты», и одновременно - по величине выбросов в атмосферу парниковых газов. Все это делает Индонезию, ее мусульманское население, ее исламских богословов, идеологов и политиков ключевыми факторами в деле активизации роли ислама по защите окружающей среды.
Выступая на конференции по поводу Дня Земли, проходившей в апреле 2008 г. в г. Депоке на Восточной Яве, современный индонезийский мусульманский мыслитель и общественный деятель Ф.М. Мангунджайя подчеркнул, что Аллах призвал свой народ хранить в целости и сохранности все, что есть на земле, которую Он создал. Этот призыв содержится в Коране и, следовательно, является священной обязанностью для правоверного. Поэтому на религиозные школы - песантрены, медресе и на исламских наставников и богословов - улемов ложится большая и главная ответственность за выполнение этих указаний Аллаха1.
Исламские политические лидеры предложили, чтобы осуществление практических мероприятий в сфере экологии взяли на себя песантрены. В Индонезии функционирует более 16 тыс. песантренов, разбросанных по всей территории страны. Они обладают значительными людскими кадрами - в них проживают и обу-
1 Ма^ищауа РаЫийсИп М. Кошегшаа А1ат (!ап Ьткшщап (1а1ат РегерекйГ Ыат // 1оита1 Ыат1а. Маге1 2007. Уо1. III (2). Р. 90-96. ИКЬ: шшш agamadane-сок^. b1ogspot.com/2007/03/konservasi-a1...
чаются примерно 3 млн человек. Почти 80% песантренов располагаются в сельской местности, около 2/3 - в земледельческих районах и 1/3 - в горах. Такое расположение делает песантрены стратегическим компонентом в деле защиты окружающей среды и восстановления нарушенного экологического равновесия. Они могут стать центрами распространения экологических знаний и воспитания экологического сознания среди широких крестьянских масс, а учащиеся будут проводниками идей защиты окружающей среды в местные общины правоверных мусульман.
Для того чтобы экологические задачи легче распространялись в крестьянской среде, при разъяснении необходимости защиты природы учащиеся песантренов смогут использовать свои знания Корана, Сунны и других священных мусульманских документов. Исламские партии и религиозно-просветительские организации Индонезии намерены оказывать песантренам активную помощь и поддержку в этой благородной и священной миссии, тем более что у них имеются давние тесные связи.
Министерство экологии наладило тесное сотрудничество с песантренами, внедряя программу «Эко-песантрен». В Индонезии стали проводиться конкурсы среди песантренов на лучшие проекты по вовлечению местных жителей в дело охраны и восстановления окружающей среды1.
Исламские высшие учебные заведения также начинают включать в свои учебные и научно-исследовательские планы предметы и темы, связанные с выработкой новой роли ислама в мировом и национальном экологическом движении. Среди подобных учебных заведений можно назвать Государственный исламский университет им. Шарифа Хидаятуллаха в Джакарте, Государственный исламский институт им. Валисонго в Семаранге, Джакартский университет Мухаммадийя, исламские колледжи -медресе.
Несмотря на то что официально исламское образование представляет собой неотъемлемую интегральную составляющую национального образования в современной Индонезии, сама система исламского образования является целостной системой, имеющей собственные, присущие только ей черты. Специфика исламского образования строится на убеждении, что образование
1 Ефимова Л.М. Ислам и проблемы экологии в современной Индонезии // Экологические проблемы стран Азии и Африки. - М.: Аспект-Пресс, 2012. -С. 214.
призвано формировать настоящего члена мусульманской уммы, интегральную личность, характеризующуюся твердостью в вере и преданностью ценностям этой религии.
Особенно это важно в наш материалистический век, где доминируют тенденции дегуманизации человека, охваченного алчностью и стремлением к приобретательству. Именно религиозное воспитание должно вернуть миру и человечеству гуманистические идеалы и внедрять культурные ценности в общество.
В такой ситуации мусульманское воспитание и образование, считают индонезийские исламские деятели, обладает огромным потенциалом, способностью восполнить культурные и ценностные пробелы в обществе в эру глобализации, стать маяком в деле упрочения духовных идеалов и праведного образа жизни. С развитием современных форм и методов светского и профессионального образования особенно необходимо укреплять среди приверженцев ислама высокие ценности морали, пропагандируемые религией1.
Литература
1. Ефимова Л.М. Ислам в Юго-Восточной Азии: XXI век. - М.: Изд-во МГИМО, 2014.
2. Ефимова Л.М. Ислам и проблемы экологии в современной Индонезии // Экологические проблемы стран Азии и Африки. - М.: Аспект-Пресс, 2012. -С. 199-214.
3. Ефимова Л.М. Республика Индонезия // Политические системы стран Юго-Восточной Азии. - М., 2014. - С. 123-156.
4. Federspiel Howard M. Pesantren. Oxford Islamic Studies Online. URL:http:// www.oxfordislamicstudies.com/article/opr/t236/e0632http://www.oxfordislamicstu dies. com/article/opr/t236/e0632
5. Mangunjaya Fahruddin M. Konserwasi Alam dan Linkungan dalam Perspektif Islam // Journal Islamia. Maret 2007. Vol. III(2). P. 90-96. URL:www. agamadane-cologi.blogspot.com/2007/03/konservasi-al...
6. Tan Charlele. Educative Tradition and Islamic Schools in Indonesia //Journal of Arabic and Islamic Studies. 2014. No 14. P. 47-62.
7. Yaidar Putra Daulay. Dinamika Rendidikan Islam di Indonesia dan Kedudukannya dalam Sistem Pendidikan Nasional. URL: http://sumut.kemenag.go.id./10/12/2013
«Ислам в современном мире», М., 2016г., № 1(12), с. 221-236.
1 Pendidikan Islam dan Pembangunan Masyarakat Relijius. URL: www. pendis.kemenag.go.id./index.php?a=artikel&id2=pendisdandanpembangunan