Научная статья на тему 'Опыт допрофессиональной подготовки обучающихся школы-интерната на основе социального партнерства'

Опыт допрофессиональной подготовки обучающихся школы-интерната на основе социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ДЕТИ С ОВЗ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Л.В., Сысоева М.А.

Предложены практические рекомендации, которые помогут ребенку с умственными и физическими недостатками, особенно детям-сиротам, успешно найти свое место в социуме и стать гражданином, участвующим в его развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Л.В., Сысоева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт допрофессиональной подготовки обучающихся школы-интерната на основе социального партнерства»

«Профессиональная ориентация» ^^ Электронный

2019, №1 ПШМИ1 научный журнал

УДК 376.352

Л. В. Максимова, М. А. Сысоева

ГКОУРС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Якутск, Российская Федерация

ОПЫТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация: Предложены практические рекомендации, которые помогут ребенку с умственными и физическими недостатками, особенно детям-сиротам, успешно найти свое место в социуме и стать гражданином, участвующим в его развитии.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентация, дети с ОВЗ, социальное партнерство

Основное средство утверждения в социуме - трудовая деятельность человека.

(А.С. Макаренко)

Профессионально-трудовая подготовка важна для любого человека, а для лиц с умственной отсталостью, в силу их психофизических особенностей, реализоваться профессионально, чаще всего, трудно. Современное общество в условиях рыночной экономики выдвигает потребность в личности, способной самостоятельно находить сферу приложения своих физических и умственных сил, не просто знающих, а умеющих и владеющих рациональными способами преобразования в производстве, обществе.

По оценкам самих учителей число учащихся с высоким уровнем обученности, воспитанности составляет не более 10 -15%. Такими качествами как трудолюбие, дисциплинированность, деловитость, целеустремленность, пытливость не характеризуются больше половины выпускников массовой школы [1], тем более выпускники школ для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в силу своих психофизических особенностей.

Согласно статистике, распространенность умственной отсталости в России ныне составляет около 0,9 -1% населения страны. В Якутии на начало 21 века на учете в психиатрической службе Минздравсоцразвития России состояло 7245 олигофренов [2]. Проблемы трудоустройства, занятости профессионально-трудовой деятельностью ISSN 2411-2550 31 www.careerjourney.ru

научный журнал

лиц с умственной отсталостью в РФ были всегда и остаются сегодня. Особенно актуальны они, когда речь идет о выпускниках школ -интернатов для детей-сирот.

Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки лиц с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями в учреждениях, как Министерства образования, так и Министерства труда и социального развития РФ, содержит 124 наименования основных профессий и специальностей. В перечень вошли отдельно взятые специальности профессий начального профессионального образования (ОСТ 9 по 01.04 94 Приказ №215 от 22. 06 94 Министерства образования Российской Федерации) второй и в отдельных случаях (проверенных многолетним опытом профессиональной подготовки и трудовой деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями) третьей ступени квалификации. Требования указанного Перечня в части общеобразовательного уровней не являются обязательными, а сроки обучения по специальности устанавливаются при разработке учебного плана. Из этого перечня в Республике Саха (Якутия) остаются 53 наименования (из -за отсутствия производств в республике).

Сложившаяся система начального профессионального обучения учащихся с умственной отсталостью в республике - это обучение в учебных заведениях профессионального обучения, чаще всего, без обеспечения коррекционного сопровождения профессионального обучения, что не обеспечивает их качественную подготовку и конкурентоспособность на рынке труда. В Республике Саха (Якутия) обучение данной категории лиц осуществляют три учебных заведения начального профессионального обучения рабочим специальностям (сантехник, повар-кондитер, пекарь). Естественно, выбор будущей специальности выпускниками специальных (коррекционных) школ очень ограничен (сантехник, повар-кондитер, швея) и зачастую не соответствует их интересам и возможностям. Осложнение вносит и то, что наши воспитанники - дети-сироты. Окончив учебные заведения, только до 15 % выпускников образовательного учреждения работают по специальностям, полученным в учреждениях начальной профессиональной подготовки.

Основные причины: неконкурентоспособность (низкие уровни профкомпетентности и трудовой самостоятельности); отсутствие жилья у предприятия; низкий интерес к виду профессиональной деятельности.

Школа-интернат постоянно работает над совершенствованием подготовки воспитанников к самостоятельной жизнедеятельности, создает условия для их эффективного обучения и воспитания в

научный журнал

складывающихся в стране и в республике социально-экономических условиях. Ведется коррекционная работа, направленная на:

- исправление или ослабление психофизических недостатков, обучающихся;

- компенсацию негативных последствий депривации, в которой находился ребенок;

- допрофессиональную и начальную профессионально-трудовую подготовку;

- социализацию воспитанников.

Трехлетний эксперимент многопрофильной допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки учащихся в период пребывания их в школе-интернате с обучением в разновозрастных равноуровневых профгруппах выявил:

- учащиеся овладевают профессиональными умениями и навыками в пределах программы обучения (диагностирование на качество допрофессиональной подготовки, которое обеспечивает их обучение в ОУ НПО. Успешное участие во Всероссийском профессиональном конкурсе среди обучающихся с нарушениями интеллекта, проводимых СУВАГ в 2013-2017 гг. (1 место - номинация «Растениеводство», 3 место - номинация «Кулинария», 7 место - номинация «Швея», 5 место - номинация «Строительное дело»); призовые места в двух номинациях (резьба по дереву, вязание, бисероплетение) Якутского зонального профконкурса «Абилимпикс», 2018 г.; победители в пяти номинациях (столярное, слесарное, швейное, сувенирное дела, растениеводство) республиканского конкурса по технологии среди учащихся с умственной отсталостью (2013 - 2018 гг.) свидетельствуют о качественной допрофессиональной подготовке в школе-интернате и способности обучающихся овладеть доступными профессиональными компетенциями);

- повышенная учебная нагрузка по трудовому профилю не оказывает отрицательного влияния на успеваемость и здоровье учащихся;

- обучение в разновозрастных, равноуровневых профгруппах способствуют более качественному овладению профессиональными ЗУН;

- многопрофильное допрофессиональное обучение даёт возможность выполнить профессиональные пробы, оценить свои способности в нескольких видах профессиональной деятельности, реальнее профессионально самоопределиться;

- учащиеся способны овладеть доступными профессиональными компетенциями, отвечающими стандарту специальностей: каменщик,

научный журнал

плотник, штукатур-маляр, обувщик, мастер-растениевод, слесарь-сантехник.

При этом должны соблюдаться следующие требования: коррекционно направленная допрофессиональная подготовка в условиях школы-интерната; коррекционно-развивающая работа на уроках общеобразовательного цикла; обязательное начальное

профессиональное обучение, учитывающее индивидуальные и типологические особенности детей с умственной отсталостью, включающее коррекционные технологии обучения; доступные программы и пролонгированная продолжительность обучения по специальности.

Также было организовано двух-трехгодичное обучение обучающихся 9-11 классов в учреждениях начального профессионального образования по направлениям строительные, сельскохозяйственные, сантехнические специальности.

Удачен и опыт организации с 2014 года производственной практики на предприятиях города. Так, в течение учебного года организуется производственная практика для обучающихся 9-10 классов по специальности «поварское дело» в ООО «Норд-Ситим», «ИП Иванов», комбинате питания «Сэргэлэх», по специальности «слесарь-сантехник» в УК «Прометей+». Пройдя профориентационную практику по специальности, учащиеся реальнее самоопределяются в выборе профессии, благополучно закрепились на предприятиях (те, кто избрал другой вид трудовой деятельности, получили необходимый практический опыт). В период обучения в школе-интернате в течение двух последних лет практикуется профессиональная подготовка обучающихся 11-х классов в ГБПОУ РС(Я) «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов».

Практикой доказано, что качественная профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна проходить с учетом их психофизических особенностей и потенциальных возможностей, использованием специальных методов и приемов обучения, с обязательным осуществлением индивидуального и дифференцированного подходов в учреждениях НПО. Обучение должно носить и развивающий характер. Л.С. Выготский указывал, что педагоги должны не пассивно приспосабливаться к возможностям детей, а активно воздействовать на их познавательное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. Это возможно только при психолого-педагогическом сопровождении учащегося, совместной работе специальной (коррекционной) школы-интерната и учреждения

научный журнал

НПО, переподготовке работников профессиональных образовательных учреждений, работающих в специальных группах [3].

Считаем, что работа по профподготовке обучающихся специальной (коррекционной) школы будет более эффективной, при условии:

- создания межшкольного учебно-курсового учреждения многопрофильной допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки обучающихся;

- расширения профилей рабочих специальностей профессиональной подготовки, тем самым удовлетворения профессионального интереса и реализации способностей обучающихся.

Все дети талантливы от природы. Хороший потенциал имеется у наших воспитанников в овладении народными ремеслами (вышивка, вязание, плетение бисером, нитью и лозой, резьба по дереву). Работы обучающиеся школы-интернаты, участвующие в конкурсах декоративно-прикладного творчества, удостаиваются призовых мест;

- обеспечения учреждений начального профессионального образования квалифицированными специалистами, владеющими методами и приемами коррекционно-развивающей работы при профессиональной подготовке;

- создания на базе одного из образовательных учреждений Центра постинтернатного становления выпускников-сирот, в котором предусматривалось бы временное проживание, медицинское обслуживание, курирование социальными работниками и оказание конкретной помощи специалистов в решении проблем трудоустройства, жилья и т.д.;

- обязательного квотирования рабочих мест для выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот.

Решение этих задач поможет ребенку с умственными и физическими недостатками, особенно детям-сиротам, успешно найти свое место в социуме и стать гражданином, участвующим в его развитии.

Библиографический список

1. Афанасьева Р.А, Дулатова З.А., Карпушенко В.И. Профориентация

подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности. -Иркутск, 2010.

2. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.,:

Просвещение, 1983.

3. Ксенозова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания

школьников: Учебное пособие, М.: Педагогическое общество России. 2005. 128 с.

4. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями

интеллекта. Методическое пособие. - М., 2006.

«Профессиональная ориентация» Электронный

2019, №1 ПШМИ1 научный журнал

5. Мозговой В.М., Основы олигофренопедагогики. - М., 2006.

6. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.

2-ое издание. - М., 2004.

7. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной

отсталостью. - М., 2003.

8. О первой беде России // Медицинская газета. URL:

http://www.mgzt.ru/%E2%84%96-84-%D0%BE%D1%82-7-%D0%BD%D0%BE%D 1%8F%D0%B 1%D 1%80%D 1%8F-2007%D0%B3/%D0%BE-

%D0%BF%D0%B5%D 1 %80%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5-

%D 1%80%D0%BE%D 1%81%D 1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения 10.10.2018).

9. Сысоева М.А. Профессиональная подготовка выпускников специальных

(коррекционных) школ // Материалы международной науч-практ. конф., «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения», Якутск, 2011, С. 202.

10. Детский дом - ампутация будущего // Филантроп. URL: http://philanthropy.ru/news/2015/11/09/30667/ (дата обращения 10.10.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.