Научная статья на тему 'Экспериментально-практическая база изучения условий психологопедагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья'

Экспериментально-практическая база изучения условий психологопедагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкляр Н. В.

Статья посвящена проблеме изучения условий психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. Исследование проводится в рамках проекта «Создание оптимальных условий организации психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях», выполняемого по целевой программе Федерального агентства по науке и инновациям «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкляр Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментально-практическая база изучения условий психологопедагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

ческих, творческих занятий студентам-заочникам, которые впоследствии смогут заказывать интересующие их учебные ресурсы [3, с. 98-101; 1, с. 30-31].

Дистанционное обучение носит индивидуальный характер педагогического процесса за счет интенсивного использования новых информационных и коммуникационных технологий и соответствующих обучающих и контролирующих программ, ориентировано на потребителя, на развитие его саморегуляции и целепорождающей деятельности, а, значит, является практически незаменимым в рыночной экономике в условиях высокой степени перепрофилирования населения. Необходимость удерживаться на высоком уровне профессионализма обусловила тот значительный масштаб популярности, который завоевала дистанционная форма обучения.

Список литературы:

1. Засурский Я.Н. Журналистское образование в информационном обществе [Текст] / Я.Н. Засурский // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2006. - № 4. - С. 30-31. - ISSN 0201-7385.

2. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2009. - 432 с. - ISBN 978-5-392-00722-6.

3. Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания [Текст] / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: МедиаМир, 2008. - С. 98-101. - ISBN 978-5-91177-029-7.

4. Фролова Т. И. Опыт дистанционного обучения в профессиональном образовании журналистов [Текст] / Т.П. Фролова // Современная пресса: теория и опыт исследования. - М.: ВК, 2007. - С. 247-266. - ISBN 978-598405-051-7.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ БАЗА ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

© Шкляр Н.В.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,

г. Биробиджан

Статья посвящена проблеме изучения условий психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. Исследование проводится в рамках проекта

* Старший преподаватель, заместитель заведующего кафедрой Коррекционной педагогики, психологии и логопедии, кандидат психологических наук.

«Создание оптимальных условий организации психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях», выполняемого по целевой программе Федерального агентства по науке и инновациям «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательном пространстве является одним из признаков позитивного развития территориальной системы образования. Реализация данной актуальной проблемы предполагает изучение условий психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, а также проведение психолого-педагогических исследований.

При отборе пилотных образовательных учреждений мы ориентировались на следующие показатели:

- возможность реализации сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- осознание администрацией и педагогическим коллективом того или иного учреждения приоритетного значения проблемы психолого-педагогического сопровождения и готовность к практиче-ской реализации интеграции науки и образования;

- наличие договоров о сотрудничестве данных учреждений с Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академией, подтверждающих их статус базы экспериментальных площадок;

- наличие необходимого и достаточного для осуществления психолого-педагогического сопровождения материально-технического обеспечения и кадрового укомплектования учреждения.

Экспериментально-практической базой для проведения психолого-педагогических исследований по психолого-педагогическому сопровождению развития школьников с ограниченными возможностями здоровья нами были выбраны следующие образовательные учреждения: Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии VIII вида «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12»; Областное государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п.Бира»,Еврейской Автономной области.

Как показывает анализ документации, составляющей нормативно-правовую базу работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также обобщение опыта их работы в процессе многолетнего сотрудничества с Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академией, все они полностью соответствуют выдвинутым требованиям.

В своей деятельности специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида руководствуются Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства российской Федерации, Уставом Еврейской автономной области, законами Еврейской автономной области, нормативными правовыми актами муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области и органов управления образованием всех уровне, а также настоящим Уставом.

Данные учреждения созданы в соответствии с действующим законодательством и являются муниципальными гражданскими светскими некоммерческими специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии VIII вида.

Основным предметом деятельности учреждений является реализация образовательных программ начального общего, основного общего образования.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Деятельность образовательных учреждений направлена, на:

- организацию обучения и воспитания умственно отсталых детей по специальным программ и планам;

- коррекция недостатков умственного развития в процессе общеобразовательного и трудового обучения, воспитательной работы, специальных занятий по исправлению дефектов общего и речевого развития, а также лечебно-профилактических мероприятий;

- социально-психологическая реабилитация умственно отсталых учащихся, интеграция их в общество;

- осуществление профессионально-трудового обучения и профессиональной ориентации, направленной на овладение специальностями;

- создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

- обеспечение охраны и укрепления здоровья обучающихся, формирование навыков и привычек здорового образа жизни;

- воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, трудолюбия и патриотизма.

Школы осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ 2-х ступеней образования, сроки обучения в школе 9 лет:

1 ступень - 0-4 классы начальное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет).

Образовательный процесс на 1 ступени включает всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выявление их возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Обучающимся прививают интерес к получению знаний, формируют навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по психолого-педагогическому сопровождению физического, речевого, интеллектуального развития воспитанников, осуществляется коррекция нарушений моторики, отклонений в эмоционально-волевой сфере и поведении.

2 ступень - 5-9 классы - основное общее образование;

В старших классах (5-9) обучающиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. На 2 ступени психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе трудового обучения. Учащимся прививают навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В школах организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребностей в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников.

В данных учреждениях специальной формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые), логопедические (1-7 классы), лечебная физкультура (1-4 классы), занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными и другими нарушениями.

Статус специалистов системы сопровождения данных образовательных учреждений и отдельных ее уровней имеет четкое кадровое и материально-техническое обеспечение. Учебно-воспитательный процесс осуществляют квалифицированные кадры (учителя-дефектологи, воспитатели, педагог-психолог, социальный работник, медицинский работник, логопед, инструктор по физической культуре и др.) и построен на основе грамотного сочетания базисной программы развития обучающихся, ряда вариативных программ и педагогических технологий.

В специальных (коррекционных) учреждениях существует опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению развития воспитанников, включающий все субъекты образовательного пространства: обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители). В центре внимания обучаемый - ребенок, а вокруг него - те, кто обеспечивают благоприятные средовые условия в семье - родители, кто реализует его особые образовательные потребности - учителя-дефектологи, воспи-

татели; кто создает условия для адекватного восприятия учебных программ и корректирует отдельные составляющие развития - психологи, логопеды, социальные педагоги и другие узкие специалисты.

Психолого-педагогическое сопровождение развития обучающихся реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, и включает: диагностику уровня психического и интеллектуального развития; индивидуально-ориентированное консультирование и рекомендательную помощь; проведение комплекса реабилитационных мероприятий; организацию коррекционных и развивающих занятий.

Важным аспектом психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся является координация деятельности специалистов сопровождения.

Администрацией и педагогическим коллективом данных учреждений осознается потребность в работе по психолого-педагогическому сопровождению развития воспитанников. В деятельности службы психолого-педагогического сопровождения существуют обязательные компоненты: диагностика развития обучаемого (психического, личностного, социального, физического, интеллектуального, речевого); реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности; анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения, воспитания и развития воспитанников; коррекция и психопрофилактика; психологическое консультирование; просветительская работа.

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 12» и «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п. Бира» являются экспериментальной базой для проведения учебно-исследовательской и педагогических практик студентов факультета коррекционной педагогики и начального образования Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. Данные учреждения полностью соответствуют выдвинутым требованиям и являются экспериментально-практической базой для осуществления психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Итак, как показывают анализ документации и обобщение опыта работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений все они полностью соответствуют требованиям. Перспективы комплексного сопровождения обучающихся в данных учреждениях широки и многогранны, необходимо направить их на внедрение инновационных, альтернативных и вариативных программ в практику деятельности специалистов сопровождения, новых технологий в работе со школьниками, более того в данных учреждениях сопровождение предполагает выход в режим экспериментальных и лабораторных психолого-педагогических исследований. Данные учреждения готовы к практической реализации интеграции науки и образования, в них проводится основная часть научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.