Научная статья на тему 'Опыт деятельности РОСТО по подготовке специалистов для вооруженных сил России в 1993 2005 гг. '

Опыт деятельности РОСТО по подготовке специалистов для вооруженных сил России в 1993 2005 гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт деятельности РОСТО по подготовке специалистов для вооруженных сил России в 1993 2005 гг. »

Юдахин Ю.А.

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСТО ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

в 1993 - 2005 гг.

В рассматриваемый в данной статье период Российская оборонная спортивно-техническая организация (далее - РОСТО), представляла собой единственную общественную организацию, которой государство определяло оборонный заказ на подготовку специалистов по военно-учетным специальностям (ВУС) солдат, матросов, сержантов и старшин1. На ее базе ежегодно проходили обучение более 85% граждан, направляемых военными комиссариатами . Начиная с 1991 г. и по 2004 г. включительно, в системе РОСТО для Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов подготовлено свыше 1 млн. 400 тыс. специалистов по 32 военно-учетным специальностям . Ежегодно в образовательных учреждениях РОСТО заканчивали обучение с присвоением соответствующих квалификаций до 100 тыс. будущих воинов4.

История этого вопроса такова. 25 мая 1993 г. был подписан Генеральный договор между Министерством обороны Российской Федерации и Центральным Советом РОСТО в интересах всех силовых структур России: Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы железнодорожных войск, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ5.

В ноябре 1995 г. на коллегии Министерства обороны России обсуждался вопрос о взаимодействии с РОСТО. В принятом решении, в частности, отмечалось, что “Российская оборонная спортивно-техническая организация решает важные задачи по подготовке военно-обученных специалистов для Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, массовому военно-патриотическому воспитанию молодежи, развитию технических и военно-прикладных видов спорта и повышению качества мобилизационных ресурсов государства. Альтернативы существованию, развитию и совершенствованию деятельности РОСТО нет.

Государственная поддержка РОСТО отвечает национальным интересам Российской Федерации”6.

Министерство обороны Российской Федерации, другие силовые структуры проявляли огромную заинтересованность в сохранении и совершенствовании подготовки военных специалистов в системе РОСТО, благодаря наличию в ней

7

целого ряда преимуществ .

Во-первых, данная организация еще с советских времен не только самое крупное оборонное общество по количеству входящих в него членов, но и наиболее технически оснащенное. Благодаря пристальному вниманию к нему со стороны Министерства Обороны и Правительства РФ, к началу 2005 г. потенциал РОСТО заметно увеличился по сравнению с серединой 1990-х годов. Возросли его возможности для решения поставленных задач. На это время в системе РОСТО функционировало 416 школ различного профиля, 72 авиационные организации, 1199 центральных и региональных спортивно-технических клубов и 152 детско-юношеские спортивно-технические школы. К обучению и воспитанию молодежи привлечены люди, имеющие высокую профессиональную подготовку, большой жизненный и служебный опыт. Так, в числе преподавательского состава около 60 % офицеров запаса .

Во-вторых, подготовка осуществлялась вне норм численности войск (сил) и не входила в сроки военной службы. Это позволяло комплектовать вооруженные силы уже подготовленными специалистами, что положительным образом сказывалось на вопросах боевой готовности частей и соединений. Получив начальную военно-профессиональную подготовку, молодой человек совершенствовал ее уровень непосредственно в процессе службы, тем самым, увеличивая возможность более качественно решать задачи подбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту и накопления военно-обученных мобилиза-

9

ционных ресурсов .

В-третьих, как показала многолетняя практика, призывники, получающие военно-учетную специальность в образовательных учреждениях РОСТО, вовлекались в сферу военно-патриотического воспитания, приобщались к занятиям авиационными, техническими и военно-прикладными видами спорта. Такой подход органически вписывался в реализацию федеральных программ по патриотическому воспитанию граждан, развития физической культуры и спорта и отвечал общенациональным интересам. Одновременно при этом решались очень важные

социальные задачи - борьба с подростковой преступностью, наркоманией и другими пороками, которым подвергалась часть молодых людей10.

В-четвертых, в условиях планомерного сокращения вооруженных сил в ходе проводившейся военной реформы, обучение специалистов в системе РОС-ТО оказалось экономически выгодным. По финансовым затратам оно обходилось значительно дешевле, чем подготовка призывников в учебных воинских частях. Это немаловажный фактор в решении оборонных задач при существовавших экономических возможностях государства. По данной причине подготовка граждан к военной службе в оборонной организации всегда находилась в зоне пристального внимания руководства страны, Министерства обороны РФ11.

Не случайно в рассматриваемые годы был принят ряд документов, направленных на поддержку деятельности организаций РОСТО по обучению граждан военно-учетным специальностям, развитию технических видов спорта и военнопатриотическому воспитанию в целом12. Эти вопросы всесторонне рассматривались в Государственной думе, в аппарате Совета безопасности, на заседаниях Коллегии Министерства обороны, совещаниях руководящего состава Вооруженных сил Российской Федерации. Принимались определенные меры по совершенствованию нормативно-правовой базы подготовки специалистов, состоялись правительственные решения по социальной защищенности граждан, направляе-

13

мых военными комиссариатами в школы РОСТО для получения ВУС .

2001 года поднялась на новый уровень работа видов вооруженных сил и родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны, руководства военных округов (флотов) по оказанию помощи РОСТО в совершенствовании методики учебного процесса14. Несколько улучшились его материальнотехническое обеспечение, подготовка обучающего состава. Более широкое распространение получила практика проведения учебно-методических сборов с руководителями и преподавателями образовательных учреждений данной оборонной организации непосредственно на базе воинских частей (кораблей). Самую высокую активность в этой работе проявили главные командования ВВС и ВМФ, штабы Московского, Приволжско-Уральского, Сибирского, Дальневосточного военных округов15.

В решении задач подготовки граждан к военной службе непосредственное участие принимали авиационные организации РОСТО. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 80916 на авиацию РОСТО возлагались задачи по осуществлению летного обучения курсантов первого и

второго курсов авиационных училищ Министерства обороны РФ, поддержанию надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также специалистов ВДВ. На базе Вяземского авиационного учебного центра и Гвардейского авиационного спортивного клуба организовывалась лет-

17

ная практика молодых летчиков ВВС на реактивных и поршневых самолетах .

В 2003 г. на базе 56 аэроклубов и авиационных спортклубов осуществлялась парашютно-десантная подготовка более 3 тыс. специалистов для воздушнодесантных войск. В 10 авиационных организациях проводилась летная и инженерная практика воспитанников общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной и технической подготовкой18.

К подготовке граждан к военной службе активно привлекались спортивные структуры РОСТО, насчитывавшие более 1200 центральных и региональных спортивно-технических клубов, детских спортивно-технических школ, в которых занимались более 1,5 млн. человек19.

По решению Правительства России, за оборонной организацией было закреплено культивирование и развитие 23 авиационных, технических и военноприкладных видов спорта. По многим из них, имеющим военно-прикладную направленность (самолетный, вертолетный, планерный, парашютный, подводный, стрелковый, мотоспорт, радиоспорт и другие), сборные команды РОСТО занимали призовые места в мире. Широкое привлечение молодежи к занятиям этими видами спорта позволило ежегодно направлять в ряды вооруженных сил более 40 тыс. призывников, имеющих как массовые спортивные разряды, так и высшую спортивную квалификацию20.

Таких результатов во многом удалось достичь благодаря тесному взаимодействию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, военных комиссариатов и региональных советов РОСТО. Наиболее плодотворное сотрудничество наблюдалось в республиках Башкортостан и Татарстан. Среди

областей в этом плане наиболее отличились Белгородская, Московская, Омская,

21

Свердловская, Смоленская, Томская и другие области, края и республики .

Рассматривая конкретную деятельность по подготовке допризывной и призывной молодежи по военно-учетным специальностям в регионах, следует отметить ее целеустремленный и многоплановый характер. Наприме, в Москве основную работу по обучению специалистов для вооруженных сил, готовящихся на должности солдат и сержантов, организовывал Московский городской Совет РОСТО, возглавляемый генерал-майором В.М. Колодиным. Планирование и ор-

ганизация учебного процесса осуществлялись в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных сил РФ и годовыми договорами.

Кроме выполнения плановых заданий, в соответствии с решением коллегии Министерства обороны, 7 учебных организаций МГС РОСТО в 1995-1996 гг. проводили эксперимент по подготовке специалистов для инженерных войск22. Его суть заключалась в том, чтобы перенести обучение значительной части специалистов из сокращенных военных учебных центров в организации РОСТО, а также обеспечить кураторство со стороны воинских частей определенных видов и родов войск, в которые осуществлялся адресный призыв юношей, прошедших подготовку. Эксперимент проводился по трем военно-учетным специальностям: водители автомобильных пневмоколесных кранов, специалисты силовых и осветительных агрегатов, специалисты электротехнических средств заграждения и сигнализации. Полученный в результате эксперимента опыт был использован в

23

дальнейшей работе .

В 1993-2004 гг. подготовка специалистов осуществлялась в 12 образовательных учреждениях Московского городского совета РОСТО. Для этого задействовалось свыше 120 единиц автомобильной и специальной техники, более 10 единиц плавательных средств, около 150 аппаратных средств связи и радиолокации. Обучение курсантов проводилось по 17 военно-учетным специальностям. Им занималось более 230 высококвалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения. Образовательные учреждения располагали современной учебно-материальной базой, насчитывающей около 300 объектов раз-

24

личного назначения . За эти годы МГС РОСТО подготовлено для Вооруженных сил РФ и других войск свыше 10 тыс. специалистов, в том числе около 8 тыс. водителей автотранспортных средств, более 240 морских, 435 связи и радиолока-

25

ции, 380 специалистов электротехнических средств .

В итоге, несмотря на сокращенное финансирование (в 2004 г. - 78%)26, значительные трудности в материально-техническом обеспечении подготовки специалистов, ежегодные задания Генерального штаба Вооруженных сил РФ выполнялись практически в полном объеме. Так, в 1993 г. план подготовки военнообученных специалистов составил - 86,5%; в 1994 - 90,7%; в 1995 - 92,8%; в 1996 - 92,2%; в 1997 - 92,6%; в 1998 - 94,3%; в 1999 - 95,2%, в 2000 - 93,2%; в 2001 -94,3%; в 2002 - 94,5%; в 2003 - 94%; в 2004 - 94,6%27.

Очень важно и то, что данная подготовка осуществлялась комплексно. Будущие воины привлекались к занятиям военно-прикладными и техническими ви-

дами спорта. Подобное сочетание помогало призывникам быстрее встать в армейский строй, более осознанно и профессионально выполнять служебные обязанности, легче адаптироваться в условиях армейской жизни. Как отмечала

Главная военная инспекция России, ежегодно около 80 % всех призывников,

28

обучавшихся в системе МГС РОСТО, становятся в армейский строй . Это явилось убедительным свидетельством плодотворной работы оборонной организации по подготовке молодежи к военной службе.

Немалый положительный опыт подготовки юношей по военно-учетным специальностям за рассматриваемый период получен в Ставропольском крае. Военные комиссариаты края ежегодно осуществляли подбор и направление в образовательные учреждения РОСТО и начального профессионального образования более 20 тыс. юношей29. В отдаленных сельских районах, где соответствующая материальная база отсутствовала, создавались передвижные учебные пункты по обучению молодежи основам военной службы и приобретению ими специальностей водителей. В результате около одной трети призывников в 1998-2003 гг. становились в армейский строй, уже имея необходимые военные знания и профессию30.

Характерной особенностью подготовки граждан по военно-учетным специальностям в Ханты-Мансийском автономном округе в рассматриваемые годы являлось умение заинтересовать их приобретением профессий смежных с гражданскими. В организациях РОСТО округа допризывники и призывники получали нужные для войск квалификации водителя автотранспортных средств, автокрановщика, автоэлектрика, газоэлектросварщика, оператора персональных Электронно-вычислительных машин. В 1997-2003 гг. эти специальности ежегодно

31

приобретали более 7500 человек . Среди лучших учебных заведений оборонного спортивно-технического общества региона - Ханты-Мансийская автомобильная школа, которой, с первого дня ее образования, (1990 г.) руководил Кауртаев Г.Т.. Привлекая наиболее опытных педагогов и используя современные методики обучения, коллектив школы неизменно добивался отличных результатов в подготовке граждан по специальности “водитель категории “С”. Комиссия военного комиссариата и представители ГИБДД округа неоднократно отмечали достаточно высокий уровень подготовки и усвоения курсантами программы по предме-

32

там обучения .

Приведенные здесь примеры положительного опыта рассматриваемой деятельности все же не были повсеместными. Во многих регионах Российской Федерации в исследуемый период наблюдались трудно преодолимые препятствия

как объективного, так и субъективного характера, не позволявшие качественно и в необходимом количестве обучать будущее пополнение для вооруженных сил по военно-учетным специальностям. Об этом свидетельствуют публикации в печати и архивные документы.

Так, в Калининградской области серьезные сложности в подготовке молодежи по ВУС обусловливались, главным образом, острым дефицитом выделяемых государством и местной администрацией денежных средств. В особенности это касалось мало востребованных в гражданских условиях, но необходимых для службы в Военно-морском флоте профессий (например, таких, как специалист кораблевождения, зрительной связи и специалист коротковолновых радиостанций малой мощности). Принудительное направление на подготовку по дан-

33

ным ВУС приводило к тому, что граждане уклонялись от посещения занятий .

По причине отсутствия денежных средств на проживание, питание и платное обучение не использовались в полной мере возможности Черняховской автошколы РОСТО для выпуска водителей колесных бронетранспортеров. Программа подготовки водителей в школах РОСТО, утвержденная Министром обороны РФ, была рассчитана на обучение в течение 3,5-4 месяцев. В то же время в частных автошколах или на курсах юноша получал водительские права за 1,5-2 месяца. Поэтому выбор во многих случаях делался не в пользу школ РОСТО34.

Крупные финансовые проблемы мешали работе и других региональных и городских советов Российской оборонной спортивно-технической организации. Так, председатель совета РОСТО Амурской области Ю.И. Обезьянин отмечал: “Выполняя заказ Министерства обороны, мы готовим специалистов для вооруженных сил по четырем военно-учетным специальностям: водителей, автокрановщиков, механиков-водителей многоцелевых гусеничных тягачей и связистов. Деньги высылаются нам несвоевременно: переводы за июль и август еще не поступили, а главное - в мизерном количестве - около 20% от необходимого и как минимум на порядок меньше, чем мы имели до 1991 года. На все наши мольбы и просьбы столица отвечает всегда одно и то же: “Остальное - зарабатывайте са-

35

ми” . По этой причине в области из 14 учебных организаций, готовящих для войск специалистов, уцелело всего 3: Благовещенская объединенная техническая школа, Свободненская образцово-автомобильная школа и Белогорская техническая школа. Сохранился также авиационно-спортивный клуб. “Денег не хватает ни на что. На 1 января 2005 года мы имели долг порядка восьми миллионов рублей. Не можем поднять людям зарплату, поэтому у нас большая текучка кадров.

За 4-5 тыс. мастером производственного обучения и вождения никто работать не хочет. Молодежь к нам не идет, педагоги стареют”36.

Как показывает изучение материалов текущих архивов Центрального совета РОСТО, куда поступали отчеты о работе местных и региональных организаций общества, наибольшие материально-технические и финансовые проблемы в подготовке допризывников и призывников по ВУС испытывали республика Дагестан, Красноярский и Приморский края, Камчатская, Магаданская, Сахалинская, Тюменская области. Объем их финансирования ежегодно не превышал 25%

37

требуемого. Аналогичным было положение и в остальных регионах .

Поэтому одним из нерешенных вопросов все эти годы оставалась проблема совершенствования и обновления учебной материальной базы образовательных учреждений РОСТО. Если оценивать укомплектованность материальной базы по количественным параметрам, то особых отклонений здесь не было. Однако техническое состояние, сроки эксплуатации техники, вооружения и имущества, задействованных в учебном процессе, были, мягко выражаясь, не удовлетворительными. На начало 2004 г. срок службы более 80 % автомобильной и специальной техники, средств связи и радиолокации составлял свыше 15 лет, около 40 % требовали среднего и капитального ремонтов. К тому же они устарели не

38

только физически, но и морально . Учить будущих воинов на образцах техники прошлого, получая в конечном итоге “нулевых специалистов”, очень накладно для вооруженных сил.

Таким образом, материально-техническое обеспечение образовательных учреждений РОСТО вызывало необходимость коренного улучшения в соответствии с требованиями времени. Ведь от качества подготовки специалистов всех уровней, по большому счету, зависит боевая готовность соединений и частей.

Трудно решаемой проблемой подготовки молодежи по военно-учетным специальностям в большинстве регионов страны все рассматриваемые годы являлась недостаточная согласованность в этой работе ряда руководителей военных комиссариатов и образовательных учреждений РОСТО по современному и качественному комплектованию учебных взводов. Имелось немало фактов, когда в результате поверхностного медицинского, профессионального и психологического отбора уже на первоначальном этапе обучения определенная часть молодых людей отчислялась по состоянию здоровья, профессиональной непригодности, личной недисциплинированности. По отчетам за 2004 г. их число составило

39

более 3,5 тыс. человек .

На протяжении ряда лет не прекращались серьезные и обоснованные нарекания со стороны командования воинских частей на качество подготовки специалистов. Проводимые комиссиями Генерального штаба проверки военных округов, других органов военного управления, Центрального совета РОСТО свидетельствовали о том, что в ряде образовательных учреждений не полностью выполнялись программы обучения, особенно при организации практического вождения, занятия проводились на устаревшей учебной материально-технической базе, ряд преподавателей и мастеров производственного обучения имели слабую профессиональную подготовку. Особенно много претензий высказывалось в адреса Бурятского и Удмуртского республиканских, Нижегородского, Кемеровского, Тверского областных советов РОСТО40.

Не на должном уровне организовывалась работа по адресному обучению и направлению в войска подготовленных специалистов. Затрачивались государственные и общественные средства на обучение, вкладывался немалый труд преподавательского состава, израсходовался ресурс техники, войска ждали подготовленных специалистов, а большая доля выпускников направлялась служить не по полученной военно-учетной специальности. В данной связи справедливые упреки от командования, родителей и самих выпускников поступали и в Г енераль-ный штаб и в Центральный совет РОСТО. В результате этого нанесенный материальный и моральный ущерб ослаблял авторитет военного ведомства и оборонной организации41.

Итоги призыва на военную службу в 2000-2004 гг. свидетельствовали, что значительное количество граждан, прошедших обучение по ВУС в образовательных учреждениях РОСТО, на военную службу не призывались. Многие из них оказались не пригодными по состоянию здоровья. Так, Городецкий объединенный военный комиссариат Нижегородской области в 2003 г. из 180 подготовлен-

42

ных водителей только 71 (39%) направил в ряды российских Вооруженных сил .

В сложившейся ситуации значительная роль принадлежала изучению передового опыта работы лучших региональных оборонных обществ. Все это послужило поводом для изучения Министерством обороны РФ деятельности одной из лучших - Томской областной организации РОСТО. Исходя из основных направлений военной реформы по строительству и развитию вооруженных сил, Министр обороны РФ С.Б. Иванов в феврале 2005 г. принял решение лично ознакомиться с ее деятельностью по подготовке граждан к военной службе. При этом главное внимание обращалось на вопросы совершенствования системы

обучения призывной молодежи по ВУС. В ходе работы С.Б. Иванов заслушал доклады военного комиссара Томской области и председателя Томского областного совета РОСТО, посмотрел организацию подготовки специалистов в Томской автомобильной школе, учебную материально-техническую базу, встретился с преподавателями и обучающимся составом43.

На основе изученного опыта томичей рассмотрены общие перспективы РОСТО по увеличению к 2008 г. объемов подготовки примерно в 1,5 раза. Значительное место в этом отведено оптимизации сети образовательных учреждений, включая создание специализированных учебных центров, усиление кадрового потенциала оборонных организаций за счет привлечения к учебновоспитательной деятельности увольняющихся в запас офицеров. Большую роль в этом также должна сыграть активизация военно-учебной, спортивнотехнической и военно-патриотической работы со школьной и студенческой молодежью44.

Подводя итоги поездки, Министр обороны РФ отметил: “Практические дела организаций РОСТО в подготовке граждан к военной службе, заслуживают одобрения. Как гражданин России, хочу подчеркнуть, что система оборонного общества при всесторонней поддержке имеет большие возможности по наращиванию этой работы в интересах государства и общества”45.

В соответствии с задачами, поставленными Министром обороны РФ, Центральный совет РОСТО в тесном взаимодействии с Главным организационномобилизационным управлением приступил к целенаправленной работе по их реализации. Во все республиканские, краевые и областные советы РОСТО направлена директива председателя Центрального совета организации с комплексной программой практических мер по совершенствованию системы подготовки граждан к военной службе. Проведены совещания с председателями оборонных спортивно-технических организаций по федеральным округам. Концептуальные подходы по более широкому использованию потенциала РОСТО в подготовке граждан к защите Отечества также обсуждены на встречах с руководящими работниками Совета безопасности РФ, заинтересованных федеральных министерств и ведомств. Среди них Министерство юстиции, Министерство образования и науки, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности, Росспорт и другие министерства и ведомства46.

Приведенные в статье факты позволяют сделать вывод о значительном вкладе РОСТО в дело подготовки специалистов для силовых структур и, прежде всего, Вооруженных сил России.

1 См.: О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации: Указ Президента РФ от 23 июля.1993 г. №1053 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №31. Ст. 2863; О Российской оборонной спортивно-технической организации: Указ Президента РФ от 9 сентября 1994 г. №1845 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 20. Ст. 2254.

2 Текущий архив ЦС РОСТО, д. 9/6 - 2004 г., л. 5-7, 41-43.

3 Текущий архив ЦС РОСТО, д. 35/ 3 - 2004 г., л. 78-79.

4 Там же, д. 35/3 - 2004 г., л. 80.

5 См.: Анохин А.И. В труде и боях закаленное. М., 2005. С. 191.

6 ЦА ЦС РОСТО, ф.9552, д.4/17, 1996 г., л.7.

7 Там же, д. 4/11 - 1995 г. , л. 3-8.

8 Там же, д. 3/1 - 2005 г., л. 9-10.

9 Там же, д. 4/2 - 2004 г., л. 32-33.

10 Там же, д. 12/1 - 2003 г., л. 54-58.

11 Там же, д. 14/2 - 2004 г., л. 32-37, 71-76.

12 См.: О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи: Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 19; О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации: Указ Президента РФ от 23 июля.1993 г. №1053 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 31. Ст. 2863; О Российской оборонной спортивно-технической организации: Указ Президента РФ от 9 сентября 1994 г. №1845 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 20. Ст.2254; Об утверждении Положения о подготовке граждан к военной службе: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. №1441. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 2000. № 2. Ст. 225; О некоторых аспектах выполнения Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы” в 2001-2003 годах”: доклад Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ 7 мая 2004 г. // Патриот Отечества. 2004. № 10. С. 2-7.

13 См.: Итоги и некоторый опыт военно-патриотической и информационной работы в региональных организациях РОСТО (ДОСААФ) в 2003 учебном году. // Информационный сборник ЦС РОСТО (ДОСААФ). 2004. № 12. С. 12-18; Кондратюк А. РОСТО: используя все возможности. // Военные комиссариаты. 2004. № 4 (20). С. 37-40.

14 См.: Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы: Утверждена Приказом Министра обороны РФ и Министра образования РФ № 203/1936 от 3 мая 2001 г.

15 Текущий архив ЦС РОСТО, д. 61/2 - 2004 г., л. 19-23, 47-49.

16 См.: Об использовании авиации Российской оборонной спортивно-технической организации для подготовки курсантов авиационных училищ Министерства обороны РФ: Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 г. № 809.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Текущий архив ЦС РОСТО, д. 8/3- 2001 г., л. 31-33.

18 Там же, д. 21/2 - 2003 г., л. 42-43.

19 Там же, д. 8/3 - 2001 г., л. 31-33.

20 Там же, д. 11/5 - 2004 г., л. 79-81.

21 Там же, л. 86.

22 Текущий архив МГС РОСТО д.3/1 - 1996 г., л.15.

23 Там же, л.16.

24 Там же, д. 5 - 2002 г., л.10-14; д. 6/3 - 2004 г., л. 3-4.

25 Там же, д. 6/3 - 2004 г., л.11-13.

26 Там же, л.8.

27

Подсчитано автором по материалам текущего архива МГС РОСТО за 1993-2004 гг.

28 Текущий архив МГС РОСТО, ф.12, д.3/4, 1999 г., л.22.

29 Текущий архив ЦС РОСТО, д. 6/2- 2003 г., л. 91-92.

30 Там же.

31 См.: Шишкин А. Традициям верны конкретными делами // Военные комиссариаты. 2004. № 3 (19). С. 61.

32

См. там же.

33 См.: Кондратюк А. РОСТО: используя все возможности. // Военные комиссариаты. 2004. №

4 (20). С. 39.

34

См. там же.

35 См.: ЯлаковА. РОСТО: задача прежняя - выжить // Амурская правда. 2005. 25 августа.

36 п

См. там же

37 Текущий архив ЦС РОСТО, д. 2/2 - 1993 г., л. 68-72; д. 8/ 3 - 1995 г., л. 71-72; д. 3/3 - 1996 г. л. 35-38; д. 18 - 1997 г. , л. 21-23; д. 8/3 - 1999 г., л. 11-14; д. 7/1 - 2000 г., л. 45-46; д. 5/2 -2001 г., л. 22-26; д. 9/2 - 2002 г., л. 6-8; д. 13/1 - 2003 г., л. 89-92; д. 18/2 - 2004 г., л. 11-15.

38 Текущий архив ЦС РОСТО, д.21 - 2004, л.33, 35, 38-40.

39 Там же, д. 17/4 - 2004 г., л. 37.

40 Там же, д. 27/3- 2002 г. , л.52, 54-56, 63-65; д.17/2 - 2003 г., л. 31-33, 44-47; д. 14 - 2004 г. , л. 5, 18-21.

41 Там же, д. 6/3 - 2003 г., л. 26-28, 31-32.

42 Там же, д. 31/2 - 2000 г., л. 32-36; д. 25/4 - 2001 г., л. 63-65; д. 12/3 - 2002 г., л. 5-12; д. 32/2 - 2003 г., л. 46; д. 21 - 2004 г., л. 19-23..

43 Там же, д. 4/9 - 2005 г., л. 5-9.

44 Там же, л. 14-16.

45 Поездка С.Б. Иванова в Томск. // Независимое военное обозрение. 2005. № 6. С. 2..

46 Текущий архив ЦС РОСТО, д. 4/9 - 2005 г., л. 39-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.