экономика, управление и организация строительства
УДК 331:69 А.ю. Бызов
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ г. МОСКВЫ ПО ВОПРОСАМ СТРОИТЕЛЬСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА В 1980-е гг.
Отмечено, что государственный контроль занимал важное место в структуре органов власти нашей страны, создавалась широкая сеть органов контроля на местах, которая в 1980-е гг. была разветвленной и имела массовый характер. На примере г. Москвы показано, что органы народного контроля уделяли особое внимание вопросам строительства и благоустройства городского хозяйства. Принятые по результатам проверок меры способствовали устранению выявленных недостатков и благоустройству города.
Ключевые слова: государственный контроль, народный контроль, строительство, проект, смета, жилье, городское хозяйство, благоустройство.
Государственный контроль занимал важное место в структуре органов власти Советского государства на всех этапах его развития.
Руководство страны проводило в жизнь идею сочетания государственного и общественного контроля путем создания системы массового участия трудящихся в контрольной деятельности [1]. Система народного контроля в СССР создавалась и совершенствовалась в течение нескольких десятилетий и в 1980-е гг. приобрела целостную, разветвленную структуру и действительно массовый характер [2]. На предприятиях, в учреждениях и организациях были созданы и действовали инспекции, комиссии, группы народного контроля. Так, в 1983 г. в стране действовало 800 тыс. групп и 495 тыс. постов народного контроля, в которых работало 10 млн 124 тыс. народных контролеров [3].
После распада СССР в 1991 г. и начала современного этапа развития Российской Федерации в обществе сформировалось во многом отрицательное отношение к системе народного контроля советского периода, ее деятельность зачастую оценивалась как формальная [4]. Однако большинство народных контролеров на местах относились к своей работе ответственно, добросовестно исполняли контрольные функции, искренне стремились выявить имевшиеся недостатки и содействовать их устранению [5]. В этой связи изучение конкретного опыта контрольной деятельности региональных органов народного контроля представляется актуальным и может быть востребовано на современном этапе исторического развития страны.
в качестве примера организации регионального контроля в СССР может служить деятельность органов народного контроля г. Москвы.
Региональный контроль в Москве стал создаваться практически сразу после провозглашения Советской власти. Уже в декабре 1917 г. встал вопрос о создании действенной системы контроля, способной эффективно противостоять саботажу, хищениям, казнокрадству, волоките, бюрократизму. В январе 1918 г. была создана Центральная контрольная коллегия, просуществовавшая до июня того же года. Ее функции унаследовал Наркомат государственного контроля, возникший в мае 1918 г. Функции государственного контроля в Москве исполняло отделение госконтроля при Моссовете. В 1918 г. произошло объединение отделений госконтроля Москвы и Московской губернии, возникли контрольные негосударственные организации. В Москве таковой явля-
114
© Бызов А.Ю., 2012
Экономика, управление и организация строительства
ВЕСТНИК
МГСУ
лась Московская рабочая инспекция. в феврале 1920 г. вместо наркомата госконтроля был образован наркомат рабоче-крестьянской инспекции рсфср. в Москве, в свою очередь, произошло объединение Московской рабочей инспекции и отделения госконтроля, на базе которых возникло Московское отделение наркомата рки.
с целью улучшения контрольной деятельности в.и. ленин предложил объединить органы партийного и государственного контроля и создать единую структуру цкк — нк рки. в апреле 1923 г. на XII съезде ркП(б) это предложение было утверждено. в Москве и губернии, которые в 1920—1931 гг. составляли единое административное целое, контрольные функции осуществляла Московская контрольная комиссия ркП(б) — Московская рки [6].
Позднее в разные годы действовали Московская городская рки и Московская городская контрольная комиссия вкП(б); контрольные (ревизионные) комиссии — рабоче-крестьянские инспекции Московской области; контрольная комиссия Московской городской организации кПсс и контрольная комиссия Московской областной организации кПсс; Московский городской комитет народного контроля и Московский областной комитет народного контроля.
в 1965—1990 гг. в качестве регионального контрольного органа г. Москвы свою деятельность осуществлял Московский городской комитет народного контроля (Мгк нк). наибольшую активность он проявил в 1980-е гг.
штат Мгк нк в 1982 г. насчитывал 52 должности, в кадровом составе районных комитетов нк г. Москвы было 109 должностей [7]. в связи с расширением столицы штатное расписание кнк г. Москвы в 1984 г. было увеличено и включало: городской кнк — 60 штатных единиц, районные кнк — 201 штатную единицу [8]. в 1985 г. Московский городской, районные комитеты и комитеты народного контроля предприятий и организаций обсудили результаты 6054, а группы народного контроля — более 129 тыс. проверок. При этом каждая вторая из них была связана с выполнением планов и заданий, повышением эффективности и качества работы, выявлением и использованием резервов производства, соблюдением режима экономии [9]. городским комитетом, например, были обсуждены причины невыполнения планов производства и поставок на московских предприятиях Минтрансстроя, объединений «роспромшелк», «Мосхлоппром», «вторчермет», заводах «сантехоборудование», тракторных гидроагрегатов и др. Проверки и принятые по ним меры способствовали устранению имевшихся недостатков, укреплению дисциплины поставок. в том же 1985 г. в целом по городу только по предложениям народных контролеров было сэкономлено свыше 87,5 млн кБт/ч электроэнергии, около 9 тыс. т проката черных металлов, более 16 тыс. т горюче-смазочных материалов, значительное количество древесины и цемента, что составило около 18 % от сэкономленного по Москве.
важное место в деятельности контрольных органов г. Москвы в середине 1980-х гг. занимали вопросы строительства и благоустройства городского хозяйства [10].
Большое внимание уделялось контролю за своевременным обеспечением подрядных организаций комплектной и качественной проектно-сметной документацией. Проверки по этим вопросам и принятые по ним меры дали определенные положительные сдвиги. Если в 1984 г. Тлавукс и ТлавАПу до 1 июля не обеспечили технической документацией планируемое сооружение жилых корпусов площадью более 500 тыс. м2, а площадками — около 700 тыс. м2, то в 1985 г. эти цифры сократились вдвое. Мгк нк передал для рассмотрения Мосгорисполкому конкретные предложения по совершенствованию взаимоотношений участников строительного процесса в городе и ускорению перехода на непрерывное двухлетнее планирование.
в течение 1985 г. органами народного контроля был проведен анализ выполнения строительно-монтажных работ на 300 объектах. на стройках и в подразделениях строительных главков Мосгорисполкома в ходе проверок были вскрыты факты неудовлетворительного отношения к сохранности и использованию материальных ресурсов. только в организациях Тлавмоспромстроя было необоснованно списано материалов
на 962 тыс. р., в Главмосинжстрое — на 235 тыс. р. На 126 проверенных объектах были выявлены нарушения правил складирования изделий и конструкций общей стоимостью 219 тыс. р., часть из них (на 28 тыс. р.) пришла в негодность. Проверки способствовали упорядочению нормативной базы учета и расхода материалов в организациях названных главков, наведению порядка на строительных объектах и рациональному использованию ресурсов. Заново было перескладировано, уложено в места закрытого хранения, вывезено лишних материалов и изделий на сумму около 7 млн р. Принятые меры, в т.ч. по материалам народного контроля, позволили в 1985 г. сократить простои подвижного состава в Московском железнодорожном узле на полтора часа, что дало возможность высвободить для народного хозяйства около 10 тыс. вагонов.
Московским городским комитетом народного контроля в 1985 г. было проверено более 320 предприятий бытового и коммунального обслуживания. Органы НК регулярно проводили проверки выполнения мероприятий по улучшению эксплуатации и содержания жилого фонда, повышению уровня благоустройства и обслуживания жилых домов, осуществлению природоохранных работ.
Так, проверка организаций объединения «Мосинжремонт» Главмосжил-управления вскрыла, что в ряде случаев капитальный ремонт осуществлялся неудовлетворительно, с низким качеством и большим количеством недоделок. При выборочном контрольном обмере опроцентованных работ было установлено их завышение на 34,3 тыс. р., или 32 % от проверенного объема.
Городским и районными комитетами народного контроля г. Москвы были проведены проверки хода выполнения предзимних работ на 1,5 тыс. предприятий промышленности, транспорта, городского хозяйства, объектов строительства, организаций здравоохранения, сферы обслуживания и жилого фонда. В целом по городу в этих мероприятиях приняло участие более 3,5 тыс. народных контролеров. Целенаправленную работу провели народные контролеры жилищно-эксплуатационных организаций, которыми было комиссионно обследовано 567 жилых строений, свыше 230 тыс. квартир. Проведенные мероприятия в значительной мере способствовали успешному завершению предзимних работ, своевременному устранению вскрытых недостатков.
За 1985 г. органами народного контроля было проведено 134 проверки состояния строительства, реконструкции и эксплуатации действующих водоохранных сооружений и газопылеочистных установок на 394 московских промышленных предприятиях и в организациях, в т.ч. проверка выполнения утвержденных решением исполкома Моссовета мероприятий по предотвращению загрязнения реки Яузы. Принятые меры способствовали ускорению ввода в эксплуатацию очистных сооружений, значительному сокращению расходов питьевой воды на производственные нужды и в целом оздоровлению окружающей среды, особенно улучшению состояния воздушного и водного бассейнов города.
В течение 1985 г. Московскими органами народного контроля было проверено более 500 объектов здравоохранения, школ, ПТУ, кинотеатров, библиотек, музеев, книжных магазинов. Незаконное использование денежных ассигнований, выявленное в результате проверок, составило более 400 тыс. р. Материалы проверок были рассмотрены на заседаниях Московского городского комитета народного контроля, в результате 29 должностных лиц были привлечены к ответственности. Заслуживает внимания тот факт, что практически повсеместно удалось добиться проведения необходимых ремонтных работ, дооснащения учреждений здравоохранения, образования и культуры недостающим оборудованием, были в основном решены кадровые и другие организационные вопросы [11].
В соответствии с предоставленными законом «О народном контроле в СССР» 1979 г. правами, Московским городским комитетом, районными комитетами, комитетами народного контроля предприятий и организаций только в 1985 г. за грубейшие нарушения государственной дисциплины, бесхозяйственность и расточительство
116
КБИ 1997-0935. Vestnik MGSU. 2012. № 6
Экономика, управление и организация строительства
ВЕСТНИК
МГСУ
было привлечено к ответственности 3975 должностных лиц, в т.ч. 65 руководителей были отстранены от занимаемых должностей, на 536 человек были произведены денежные начеты на общую сумму 142,5 тыс. р., материалы по 101 проверке были направлены в органы прокуратуры.
Руководствуясь требованиями Постановления Верховного Совета СССР «О деятельности народного контроля» 1986 г., МГК НК принял ряд мер по совершенствованию работы, улучшению координации и повышению действенности контроля. К началу 1987 г. в половине районных комитетов НК г. Москвы были созданы и осуществляли работу районные Советы по координации проверок. Однако МГК НК отмечал, что деятельность районных Советов по координации требовала улучшения методов и стиля их работы. в связи с этим МГК НК считал необходимым завершить работу по созданию координационных Советов в остальных районных комитетах, а также разработать единое положение о районном Совете по координации проверок. Проводимая работа позволила повысить качество проверок, объединить усилия на основных направлениях контрольной деятельности в хозяйстве города. Координация совместных проверок способствовала сокращению дублирования и уменьшению общего количества проверок на 1___1,5 тыс. в год [12].
Следует отметить, что положительный опыт по координации контрольной деятельности региональных органов народного контроля г. Москвы в области строительства и благоустройства городского хозяйства может быть полезен в современных условиях развития строительного комплекса столицы.
Библиографический список
1. Косаренко Н.Н., Хутинаев И.Д. Государственный контроль в системе управления. М., 2009. С. 4—6.
2. Мельников В.П. Исторический опыт создания и функционирования контрольных органов в Российском государстве: уроки и современность. М., 1999. С. 40—43.
3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9527. Оп. 1. Д. 7586. Л. 64—69.
4. Новиков А.В. Социальный контроль в условиях трансформации российского общества. М., 1999. С. 203.
5. Андреев А., Никольский Д. Организация государственного контроля в период стабильной системы управления государством и в первые годы реформ // Президентский контроль. 2000. № 9. С. 39.
6. ТарасовА.М. Государственный контроль в России. М., 2008. С. 147—167.
7. Центральный архив города Москвы (ЦАГМ). Ф. 734. Оп.1. Д. 1494. Л. 5—6.
8. ЦАГМ. Ф. 734. Оп. 1. Д. 1692. Л. 1.
9. ЦАГМ. Ф. 734. Оп. 1. Д. 2033. Л. 11.
10. Бызов А.Ю. Вопросы строительства благоустроенного жилья и ликвидации бараков в деятельности Комитета народного контроля СССР в 1980-е годы // Вестник МГСУ 2011. № 4. С. 93—98.
11. ЦАГМ. Ф. 734. Оп. 1. Д. 2033. Л. 14—17.
12. ЦАГМ. Ф. 734. Оп. 1. Д. 2033. Л. 69—71.
Поступила в редакцию в мае 2012 г.
Об авторе: Бызов Алексей юрьевич — соискатель кафедры истории, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»), 115998, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, [email protected].
Для цитирования: Бызов А.Ю. Опыт деятельности региональных органов народного контроля г. Москвы по вопросам строительства и благоустройства городского хозяйства в 1980-е гг. // Вестник МГСУ. 2012. № 6. С. 114—118.
A.Yu. Byzov
PRACTICAL EXPERIENCE OF REGIONAL PEOPLE'S CONTROL AUTHORITIES OF MOSCOW IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY AIMED AT THE IMPROVEMENT OF THE MUNICIPAL ECONOMY IN THE 1980ies
In the article, the author has proven that state control authorities had an important function in the organizational structure of the government authorities of our country. The author also drives
attention to the fact that, in the Soviet period, government leaders implemented the idea of a system of controlling authorities that were to a substantial extent composed of blue collars.
An extensive network of controlling authorities operating on location was active in the 80ies of the 20th century. The historical experience of regional controlling authorities is considered in article, and Moscow controlling authorities are taken as an example. The author demonstrates that the Moscow City Committee, regional committees, groups and posts of people's control organized at enterprises and other organizations drove particular attention to the issues of construction, the building industry as a whole and to the accomplishments of the municipal economy; they also supervised over the implementation of ecological and nature protection actions, monitored the condition and repairs of public health service buildings; they resolved the issues of education, culture, available housing, housing preparation for the winter season, etc.
Actions taken in the aftermath of inspections held by people's control authorities were aimed at the improvement of the ecological condition of Moscow, and they resolved the problems of urban construction. Multiple assignments performed by people's control authorities made it possible to substantially improve the quality of their inspections and to combine the controlling efforts within the framework of the municipal economy. Coordination of combined inspections promoted reduction in the overall number of inspections. The present-day building sector of the Russian capital can benefit from the experience of Moscow people's control authorities, their well-coordinated controlling activities within the construction industry and the prior accomplishments of the municipal economy.
Key words: state control, public control, building, project, estimate, habitation, municipal economy, improvement.
References
1. Kosarenko N.N., Khutinaev I.D. Gosudarstvennyy kontrol' v sisteme upravleniya [State Control within the Management System]. Moscow, 2009, pp. 4—6.
2. Mel'nikov V.P. Istoricheskiy opyt sozdaniya i funktsionirovaniya kontrol'nykh organov v Rossiyskom gosudarstve: urokii sovremennost' [The Historical Experience of Organization and Operation of Controlling Authorities in the Russian State: the Past and the Present]. Moscow, 1999, pp. 40—43.
3. Gosudarstvennyy arkhivRossiyskoy Federatsii (GARF) [State Archives of the Russian Federation] (GARF). F.9527, op.1, d.7586, pp. 64—69.
4. Novikov A.V. Sotsial'nyy kontrol' v usloviyakh transformatsii rossiyskogo obshchestva [Social Control within the Framework of Transformations of the Russian Society]. Moscow, 1999, p. 203.
5. Andreev A., Nikol'skiy D. Organizatsiya gosudarstvennogo kontrolya v period stabil'noy sistemy upravleniya gosudarstvom i v pervye gody reform [Organization of State Control in the Period of a Stable Government Management System and in the Early Years of Reform]. Prezidentskiy kontrol' [Presidential control], 2000, no. 9, р. 39.
6. Tarasov A.M. Gosudarstvennyy kontrol' v Rossii [State Control in Russia]. Moscow, 2008, pp. 147—167.
7. Tsentral'nyy arkhiv goroda Moskvy [The Central Archives of City of Moscow]. F.734, op. 1, d. 1494. pp. 5—6.
8. Tsentral'nyy arkhiv goroda Moskvy [The Central Archives of City of Moscow]. F.734, op.1, d.1692, p. 1.
9. Tsentral'nyy arkhiv goroda Moskvy [The Central Archives of City of Moscow]. F.734, op.1, d.2033, p. 11.
10. Byzov A.Yu. Voprosy stroitel'stva blagoustroennogo zhil'ya i likvidatsii barakov v deyatel'nosti Komiteta Narodnogo Kontrolya SSSR v 1980-e gody [Issues of Construction of Comfortable Housing and Liquidation of Barracks as Part of the Assignment of the Committee of People's Control of the USSR in 80ies of the 20th century]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2011, no 4, pp. 93—98.
11. Tsentral'nyy arkhiv goroda Moskvy [The Central Archives of City of Moscow]. F.734, op.1, d.2033, pp. 14—17.
12. Tsentral'nyy arkhiv goroda Moskvy [The Central Archives of City of Moscow]. F.734, op.1, d.2033, pp. 69—71.
About the author: Byzov Aleksey Yur'evich — external postgraduate student, Department of History, Plekhanov Russian University of Economics (PRUE), 36 Stremyannyy per, Moscow, 115998, Russian Federation; [email protected], +7 (916) 466-51-34.
For citation: Byzov A.Yu. Opyt deyatel'nosti regional'nykh organov narodnogo kontrolya g. Moskvy po voprosam stroitel'stva i blagoustroystva gorodskogo khozyaystva v 1980-e gg. [Practical Experience of Regional People's Control Authorities of Moscow in the Construction Industry Aimed at the Improvement of the Municipal Economy in the 1980ies]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 6, pp. 6—10.
118
ISSN 1997-0935. Vestnik MGSU. 2012. № 6