Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ становления финансового контроля в вузах России'

Ретроспективный анализ становления финансового контроля в вузах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СТАНОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ВУЗЫ РОССИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / FINANCIAL CONTROL / ESTABLISHMENT OF FINANCIAL CONTROL / UNIVERSITIES OF RUSSIA / HIGHER EDUCATION / THE CURRENT STATE OF FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Драчёна Ирина Петровна

Становление финансового контроля в России происходило начиная с ХVII в. и продолжается до сих пор. На протяжении многих лет осуществлялись различные организационно-правовые изменения в зависимости от возникших общественно-экономических ситуаций. Суть и цели финансового контроля оставались неизменными. В статье рассматривается поэтапное становление финансового контроля в вузах России начиная с ХVIII в. по настоящее время. Выделяется четыре этапа: на первом этапе появились первые высшие учебные заведения и первые финансовые органы, контролирующие расходование денежных средств; на втором этапе постепенно увеличивалось число новых университетов, возрастало количество студентов, появилось Министерство народного просвещения первое министерство, отдельно контролирующее высшее образование; третий этап стал самым переломным для нашей страны постоянно менялись ведомства, контролирующие высшие учебные заведения, из-за большого количества войн и революций число новых вузов то стремительно увеличивалось, то резко уменьшалось. По финансированию на четвертом этапе можно выделить большое количество разноуровневых контролирующих финансовых органов, большое число университетов, а также высокий уровень финансирования высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Retrospective Analysis of the Formation of Financial Control in Russian Universities

The formation of financial control in Russia has been developing, starting from the 17th century, and is still continuing. For many years there have been carried out various legal changes depending on the encountered socio-economic situations. The essence and goal of financial controls remained unchanged. The article describes the gradual formation of financial control in Universities of Russia since the 18th century to the present. There are four stages: the first stage the first higher educational institutions and first financial authorities controlling the expenditure of the funds. The second stage marked gradual increase in the number of new universities, as well as the increased number of students, the first Ministry of education appeared the first Ministry that was separately controlling the higher education. The third stage was the biggest turning point for our country there were constantly changing departments, overseeing higher education, due to the large number of wars and revolutions the number of new universities, as well as funding, either rapidly increased or plummeted. In the fourth phase we can see a large number of different controlling financial bodies, a large number of universities, as well as the high level of higher education funding.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ становления финансового контроля в вузах России»

DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-6-88-99 УДК 341.233.1:378(045) JEL М42

Ретроспективный анализ становления финансового контроля в вузах России

И. П. Драчёна,

Технологический университет, Королёв, Россия https://orcid.org/0000-0002-0088-2256

АННОТАЦИЯ

Становление финансового контроля в России происходило начиная с XVII в. и продолжается до сих пор. На протяжении многих лет осуществлялись различные организационно-правовые изменения в зависимости от возникших общественно-экономических ситуаций. Суть и цели финансового контроля оставались неизменными. В статье рассматривается поэтапное становление финансового контроля в вузах России начиная с XVIII в. по настоящее время. Выделяется четыре этапа: на первом этапе - появились первые высшие учебные заведения и первые финансовые органы, контролирующие расходование денежных средств; на втором этапе - постепенно увеличивалось число новых университетов, возрастало количество студентов, появилось Министерство народного просвещения - первое министерство, отдельно контролирующее высшее образование; третий этап стал самым переломным для нашей страны - постоянно менялись ведомства, контролирующие высшие учебные заведения, из-за большого количества войн и революций число новых вузов то стремительно увеличивалось, то резко уменьшалось. По финансированию на четвертом этапе можно выделить - большое количество разноуровневых контролирующих финансовых органов, большое число университетов, а также высокий уровень финансирования высшего образования. Ключевые слова: финансовый контроль; становление финансового контроля; вузы России; высшее образование; современное состояние финансового контроля

Для цитирования: Драчёна И. П. Ретроспективный анализ становления финансового контроля в вузах России. Учет. Анализ. Аудит. 2018;5(6):88-99. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-6-88-99

A Retrospective Analysis of the Formation of Financial Control in Russian Universities

i. P. Drachena,

Technological University, Moscow Region Korolev, Russia https://orcid.org/0000-0002-0088-2256

ABSTRACT

The formation of financial control in Russia has been developing, starting from the 17th century, and is still continuing. For many years there have been carried out various legal changes depending on the encountered socio-economic situations. The essence and goal of financial controls remained unchanged. The article describes the gradual formation of financial control in Universities of Russia since the 18th century to the present. There are four stages: the first stage - the first higher educational institutions and first financial authorities controlling the expenditure of the funds. The second stage marked gradual increase in the number of new universities, as well as the increased number of students, the first Ministry of education appeared - the first Ministry that was separately controlling the higher education. The third stage was the biggest turning point for our country - there were constantly changing departments, overseeing higher education, due to the large number of wars and revolutions the number of new universities, as well as funding, either rapidly increased or plummeted. In the fourth phase we can see a large number of different controlling financial bodies, a large number of universities, as well as the high level of higher education funding.

Keywords: financial control; establishment of financial control; Universities of Russia; higher education; the current state of financial control

For citation: Drachena I. P. A retrospective analysis of the formation of financial control in Russian universities. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing. 2018;5(6):88-99. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-6-88-99

(CC) ]

Финансовый контроль в вузах России прошел ряд эволюционных этапов начиная с XVIII в., с появлением первого высшего учебного заведения. Переход от одного этапа к другому сопровождался развитием университетов (с каждым этапом появлялось все больше и больше высших учебных заведений), сменой форм контроля и изменением статуса контрольных финансовых органов.

В истории становления финансового контроля в высших учебных заведениях России можно выделить четыре этапа, представленных на рис. 1.

1 ЭТАП -XVIII в. (1701-1800 гг.)

Первый и главный этап развития финансового контроля происходил в XVII в. Появлялись первые вузы, среди которых было большое разнообразие: университеты, академии, специальные высшие училища и институты. Выделялись деньги на их содержание, большое количество средств на содержание поступало от пожертвований состоятельных граждан (меценатов). Создавались первые органы финансового контроля.

Петром Великим в 1710 г. была создана Казначейская контора, которая была ответственна за правильное поступление налогов, и просуществовала она до 1742 г.

Во время своего отсутствия на Северной войне со Швецией в 1711 г. Петр I создал Правительствующий Сенат — высший орган центрального управления, который исполнял законодательные, административные и судебные функции во время отсутствия царя. На Сенат возлагался контроль за государственными расходами. Изначально с 1711 по 1718 г. Сенат являлся собранием лиц, назначенных специально для присутствия в нем.

В XVIII в. высшие учебные заведения подчинялись непосредственно Правительственному Сенату.

В 1718 г. Петр Великий в целях укрепления центрального аппарата государственной власти вводит новую систему управления — учреждает Коллегии. С 1718 по 1722 г. Сенат делается Собранием президентов коллегий. Начиная с 1719 г. финансовый контроль на всей территории Российского государства осуществляла Ревизион-коллегия. Вся финансовая отчетность всех бюджетных учреждений страны передавалась в Ревизион-коллегию в Москве и ее контору в Петербурге.

В 1722 г. Сенат получил совмещенный состав, в него входили президенты коллегий и в то же время в нем присутствовали сенаторы, чуждые

коллегиям. В 1786 г. была упразднена Ревизион-коллегия.

Следующим важным пунктом развития финансовой системы России является эпоха царствования Екатерины II. В 1775 г. в каждой губернии создаются казенные палаты. Центральной частью структуры финансового аппарата была губернская казенная палата. С созданием палат в губерниях были определены штаты чиновников. В составе каждой губернии выделились уезды (административные единицы). Уездный казначей становился представителем губернской казенной палаты на 3 года и был ей подотчетен.

В первой четверти XVIII в. в России начала складываться государственная система образования молодежи, что создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.

28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академического университета в составе Академии наук. Петр Великий назначил содержание Академии 24 912 руб. в год.

В 1747 г. был принят новый Регламент Академии наук. Работа и обучение стали более организованными. Появилось официальное название — Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге. В это время в университете активной деятельностью занимался М. В. Ломоносов. В 1760 г. университет передается Ломоносову в единоличное ведение.

После смерти Ломоносова Академический университет стал угасать, учебная часть подвергалась преобразованиям и в 1767 г. был упразднен, сыграв важную роль в воспитании первых отечественных академиков. Академия оказала помощь в создании в 1755 г. Московского университета.

Согласно указу императрицы Елизаветы Петровны, в 1755 г. утвержден Императорский Московский университет. В его составе находилась гимназия, что способствовало постоянному притоку студентов с хорошим уровнем знаний.

На содержание университета с гимназией по штату была назначена сумма 10 000 руб. в год, также было много пожертвований со стороны меценатов, в первый год существования вуза П. А. Демидов пожертвовал 13 000 руб., а после в 1757 г.— 8000 руб.

В 1783 г. параллельно с Петербургской академией наук начала работать Российская академия. Главным результатом деятельности явилось издание Российского академического словаря. В 1786 г. правительством были выделены 26 000 руб. После

О

этап — XVIII в. (1701-1800 гг.)

^ В 1724 г. появился первый вуз — Академический университет в Петербурге. На содержание выделялось 24 912 руб. в год ^ В 1755 г. основан Императорский Московский университет. На содержание университета вместе с гимназией была назначено 10 000 руб. в год

^ Также осуществлялось финансирование за счет пожертвований. ^ В 1710 г. была создана Казначейская контора.

^ Высшие учебные заведения подчинялись непосредственно Правительственному Сенату, который Петр I создал в 1711 г.

©

этап — XIX в. (1801-1900 гг.)

^ В течение XIX в. появилось 54 новых вуза. ^ В 1802 г. вместо коллегий Петра I были созданы министерства. ^ Одним из них было Министерство народного просвещения, которое финансировало образование.

^ В начале XIX в. (1802 г.) финансирование составляло 1,11 млн руб., а концу увеличилось (1900 г.) до 33,18 млн руб.

^ Финансовый контроль осуществляло Государственное казначейство.

0

этап — XX в. (1901-2000 гг.)

^ В 1917 г. произошла Октябрьская революция, которая разделила данный период на до и после.

^ Высшее образование к концу 1917 г. было представлено 65 учебными заведениями высшей школы, а к 1941 г. — 817 вузами.

^ После революции Министерство народного просвещения было заменено на Народный комиссариат просвещения РСФСР, а впоследствии происходило множество изменений в названиях министерств. Так, к концу XX в. высшим образованием занималось Министерство образования Российской Федерации.

^ В 1918 г. Казначейство было расформировано. ^ С 1993 г. началось возрождение Казначейства в России.

этап — XXI в. (2001 г. — по н. вр.)

^ К 2018 г. в России насчитывается 1256 вузов и их филиалов (государственных и негосударственных).

^ В 2018 г. Министерство образования и науки разделили на Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации.

^ Финансовый контроль осуществляет Федеральное казначейство и Счетная

Рис. 1 / Fig. 1. Этапы становления финансового контроля в вузах России / The stages of development

of financial control in Russian Universities

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Рис. 2/Fig. 2. Изменение бюджета Министерства народного просвещения с 1802 по 1900 г. / Changes in the budget of the Ministry of public education from 1802 to 1900

Источник/Source: разработано автором на основе данных, представленных в книге С. В. Рождественского [2, с. 733-734] / developed by the author based on the data presented in the book S.V. Rozhdestvensky

ежегодный бюджет составлял от 6 до 60 тыс. руб. (кроме времен правления Павла I, когда деньги не выделялись).

За XVIII в. произошли главные изменения, которые поспособствовали зарождению и развитию системы высшего образования, а также начали появляться первые финансовые органы, которые должны были контролировать расходование государственных денежных средств, выделенных на развитие высшего образования.

2 ЭТАП - Х1Х в. (1801-1900 гг.)

Второй этап развития финансового контроля приходится на ХК в.

Значительно увеличилось количество высших учебных заведений, а также с каждым годом возрастало количество студентов. Появлялись новые финансовые органы, одним из них являлось — Министерство народного просвещения, из бюджета которого выделялись деньги на организацию высшего образования.

В 1802 г. были созданы министерства вместо коллегий Петра I. За два месяца до конца года все сметы на будущий год сдавались в главное министерство — Министерство финансов. В обязанности Министерства входило — учет всех расходных смет и предоставление их на утверждение императору.

А после рассмотренные и подписанные сметы передавались государственному казначею для исполнения. Бюджетные росписи держались в тайне от высших учреждений. Управление финансами было возложено на три ведомства — Министерство финансов, Государственное казначейство и на Государственного контролера. Со временем Государственное казначейство стало подразделением Министерства финансов. Государственный контролер проверял действия всех ревизионных учреждений. Функции Госконтроля распределялись между его центральными и местными контрольными учреждениями.

С 1802 г. за расходование средств на образование отвечало Министерство народного просвещения. Для большей ясности на рис. 2 изображено изменение финансирования высшего образования за счет Министерства народного просвещения с момента его основания в 1802 г. и до конца Х!Х в.

Из рис. 2 видно, что бюджет Министерства народного просвещения постепенно увеличивался. Но с 1825 по 1855 г. наблюдалось резкое снижение денежных средств, выделяемых на развитие высшего образования.

После ряда структурных изменений в 1821 г. Александром I был создан Департамент государственного казначейства в структуре Министерства

Рис. 3/Fig. 3. Изменение бюджета Министерства народного просвещения с 1901 по 1917 г. (до начала Октябрьской революции) / The change in the budget of the Ministry of education from 1901 to 1917 (before

the October revolution)

Источник/Source: разработано автором, на основе данных представленных в книге С. В. Рождественского [2, с. 733-734] и книге П. А. Сорокина [3, с. 296] / developed by the author based on the data presented in the book S.V. Rozhdestvensky and the books by P. A. Sorokin [3, c. 296].

финансов, ставший центром всей системы Казначейской службы России.

Основными направлениями деятельности Департамента государственного казначейства с 1821 г. были:

• движение фискальных сумм по поступлениям и расходам всех казначейств;

• общий учет поступлений и расходов всех казначейств;

• предварительная проверка финансовых смет всех министерств;

• составление перечня доходов и расходов;

• дела, касающиеся проектов, положений, статутов и других правовых положений, подготовленных Министерством финансов, в результате чего были введены новые государственные расходы.

С 1821 г. в Российской империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и организован точный механизм деятельности местных, губернских и уездных казначейств.

Во второй половине XIX в., во время великих реформ 60-70-х гг., были узаконены и реализованы принципы рационализации и единства бюджета. Происходит централизация экономики государ-

ства. Такие экономические перемены требовали реорганизации Казначейской службы и увеличения работников казначейств на различных уровнях. Это привело к укреплению места казначейства в финансовой системе государства, которое начало вести учет государственных доходов и расходов в полном объеме.

В начале XIX в. появились 5 новых университетов, так как студентов в России было очень мало, то вузы оставались небольшими. Численность студентов в 1808 г. в Московском университете на всех факультетах и курсах достигала 135 человек.

В связи с быстрым развитием науки и промышленности к 1892 г. в России насчитывалось 48 вузов, а к 1899 г.— 56.

Начала быстро расти численность студентов в вузах: в 1893 г. их было уже 25 200 чел., а к 1899 г.— 31 489 чел. Но от численности населения Российской империи студенты составляли совсем незначительную часть, менее 0,1% студентов от всего населения.

Плата за обучение постоянно возрастала. Если в 1870-е гг. в столичных университетах студенты оплачивали 50 руб. в год, а провинциальные — 20 руб., то по уставу 1884 г. взносы были повышены

до 60 руб., а после 1887 г. возросли до 100 руб. в год. Государственные стипендии получали не более 15% студентов каждого факультета.

Главные итоги 2 этапа:

• стало более возможным бесплатное обучение для низших сословий;

• значительно увеличилось количество новых вузов, в разных городах;

• выделялся большой прирост студентов;

• при правлении Николая I (1825-1855 гг.) снизилось финансирование университетов, образование стало более консервативным;

• усовершенствовался контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных Министерством народного просвещения на организацию высшего образования.

3 ЭТАП - ХХ в. (1901-2000 гг.)

Третий этап — самый переломный момент для всей страны, а также для системы высшего образования и финансовых органов, контролирующих расходование денежных средств.

До Октябрьской революции

В начале XX в. роль Казначейства усиливалась в связи с ростом доходов и расходов государства. Публикуются новые законы и внутренние нормативные акты, которые более четко регулируют деятельность казначейств.

Объектами казначеев в то время являлись:

• прием и хранение всех доходов, принадлежащих Казначейству;

• производственные расходы и отчисление сумм, полученных в доход Казначейства;

• ведение бухгалтерского учета всех доходов, полученных Казначейством, и накладываемых на них расходов, а также полученного на хранение и реализацию государственного имущества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К 1917 г. насчитывалось 65 высших учебных заведений. Очень быстро росла численность студентов в вузах: если в 1893 г. в России было 25 200 чел., то в 1917 г.— 135 100 чел.

На рис. 3 показано изменение бюджетного финансирования Министерства народного просвещения с 1901 г. и до начала Октябрьской революции 1917 г.

Из рис. 2 и 3 видно, что при правлении Николая II (1894-1917 гг.) финансирование высшего образования наиболее возросло, чем во все предыдущие г. Если с 1895 по 1915 г. общий бюджет Российской империи увеличился практически в 2,5 раза, то бюджет Министерства народного

просвещения вырос более чем в 6 раз. Следует отметить, что ни до, ни после этого периода Российское государство не выделяло на образование так много из своего бюджета, с учетом всех деноминаций валюты (руб.).

После Октябрьской революции

После Октябрьской революции ХХ в. включал все нижеперечисленные периоды: 1918-1921 гг. (правление советской власти); 1922-1928 гг. (новая экономическая политика), 1928-1941 гг. (довоенный сталинизм), 1941-1945 гг. (Великая Отечественная война), 1945-1953 гг. (послевоенный сталинизм), 1956-1981 гг. (оттепель), 1985-1991 гг. (перестройка).

В 1918 г. Казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны, бюджетный учет были переданы Казначейской финансовой комиссии, а впоследствии Наркомату финансов, а затем — Министерству финансов СССР.

После Октябрьской революции контроль за выделением и расходованием бюджетных средств был возложен на ведомства, которые представлены на рис. 4.

На основании Конституции Российской Федерации 1993 г. создана Счетная палата РФ, также с этого момента начали создаваться контрольно-счетные палаты в областях, а уже с 1997 г. появлялись в городах1. Первое заседание Коллегии Счетной палаты состоялось 18 апреля 1995 г.

В 1998 г. удалось восстановить исторически принятую систему финансового контроля РФ, проверить действительность исполнения федерального бюджета. Также в 1998 г. был введен в практику предварительный, текущий и последующий контроль.

С 1993 г. началось возрождение Казначейства в России, было создано Федеральное казначейство РФ, входящее в состав Министерства финансов РФ.

1 января 2000 г., благодаря вступлению Бюджетного кодекса Российской Федерации в силу, Федеральное казначейство получило новый этап в развитии.

Бюджетный кодекс РФ2:

• закрепил Казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;

1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014).

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 03.08.2018).

Годы существования

Ведомства

1918-1928

1928-1932

Народный комиссариат просвещения РСФСР

Т

Главное управление по высшей школе при ВСНХ СССР

1932-1936

I

1936-1946

Всесоюзный комитет по высшей технической школе

1946-1953

I

Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР

Общесоюзное Министерство высшего образования СССР

15 марта 1953

1954

О

I

Министерство культуры СССР

т

Общесоюзное Министерство высшего образования СССР

1959

X

Министерство высшего и среднего специального образования СССР (Минвуз)

X

1959-1990

Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР

1988-1991

1990- 1991

1991-1993

1993-1996

1996-1999

Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Рис. 4/Fig. 4. Финансовые органы, осуществляющие контроль за вузами после революции / The financial authorities that oversee the Universities after the revolution

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Рис. 5/ Fig. 5. Расходы бюджета на Вузы с 1925 по 2000 г. / Budget expenditures for Universities from 1925

to 2000

Источник/Source: разработано автором на основе данных, представленных в Государственном бюджете СССР с 1925 по 1991 г.,* и по данным Консолидированного бюджета Российской Федерации с 1991 по 2000 г.** / developed by the author based on the data presented in the State budget of the USSR from 1925 to 1991 and according the Consolidated budget of the Russian Federation from 1991 to 2000.

* Сайт Исторические материалы. Данные о Государственном бюджете СССР. URL: http://istmat.info/node/18773 (дата обращения: 28.08.2018).

** Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Данные о Консолидированном бюджете Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d5/22-04.htm (дата обращения 28.08.2018).

• обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом;

• определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет бюджетных средств, должен соответствовать объему лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств;

• установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделенных им средств.

После октябрьского переворота 1917 г. множество вузов, особенно военных, было ликвидировано. Также в университетах была завершена работа юридических, филологических и исторических факультетов, что существенно повлияло на качество высшего образования.

Сразу после революции вся научная интеллигенция оказалась под прицелом политического террора. Первое послереволюционное десятилетие сопровождалось разрухой в стране и, как следствие, плачевным состоянием высшего образования (резкое сокращение финансирования высших учебных заведений).

На рис. 5 показано изменение бюджетного финансирования вузов с 1925 по 2000 г.

Из рис. 5 видно, что после революции, Первой мировой войны и Гражданской войны первые 10 лет практически не выделялись денежные средства на высшее образование, полноценное финансирование удалось восстановить только к 1925 г., после 1930 г. финансирование постепенно стало увеличиваться, достигнув к 1955 г. 10,02 млрд руб., а к 1956 г. произошел резкий спад до 0,41 млрд руб. за счет деноминации валюты (руб.), рубли были обменены на вновь выпущенные 10 к 1, т.е. один

Годы существования

Ведомства

1996-2004

2004-2018

С 2018

Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Рис. 6 /Fig. 6. Финансовые органы, осуществляющие контроль за вузами / Financial bodies exercising

control over Universities

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Рис. 7/Fig. 7. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на высшее образование с 2001 по 2018 г. / The expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation on higher

education from 2001 to 2018

Источник/Source: разработано автором на основе данных консолидированного бюджета РФ, представленных Казначейством России* / developed by the author based on the data of the Consolidated budget of the Russian Federation submitted by the Treasury of Russia.

* Официальный сайт Казначейства России. Данные о консолидированном бюджете Российской Федерации. URL: http://www. roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/190/ (дата обращения 29.08.2018).

новый рубль равнялся десяти старым. В последующие годы финансирование неуклонно росло и в 2000 г. финансирование высшего образования было зафиксировано на уровне 24,4 млрд руб.

С каждым годом увеличивалось количество вузов, если в 1927 г. было 129 высших учебных заведений, то уже к 1941 г. образовалось 817 новых университетов, но за время Великой Отечественной войны (1941-1945) количество вузов резко снизилось до 460. После 1945 г. постепенно высшие учебные заведения вновь начинали работать.

ХХ в. стал самым насыщенным за всю историю развития финансового контроля вузов России. В связи с большим количеством переломных моментов — войн, революций, количество новых вузов то стремительно увеличивалось, то также стремительно уменьшалось, также финансирование то возрастало, то опускалось практически до нуля. Много раз сменялись ведомства, финансирующие и контролирующие высшие учебные заведения России.

4 ЭТАП-XXI в.(2001 г.- ПО НАШЕ ВРЕМЯ)

За 2000-2002 гг. была окончательно доделана вертикальная структура органов Федерального казначейства, которая включала 89 управлений Федерального казначейства и 2254 отделения Федерального казначейства.

В 2002 г. практически все федеральные учреждения перешли на обслуживание через органы Федерального казначейства. Все операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений были взяты под контроль.

1 января 2005 г. Федеральное казначейство выделили из состава Минфина РФ и преобразовали в службу с подчинением Минфину РФ. Согласно данным изменениям все правоприменительные функции в области контроля за обеспечением исполнения федерального бюджета, а также составление отчетов о исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ были переданы Федеральному казначейству.

На данный момент органам Федерального казначейства для контроля за высшими учебными заведениями назначены нижеперечисленные задачи:

• исполнение кассовых операций, осуществляемых в ходе выполнения федерального бюджета (также бюджета субъектов РФ и местных) в части высшего образования;

• осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства вузами России;

• распределение доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней (субъектов РФ, местных);

• своевременная и качественная подготовка отчетов об исполнении федерального бюджета.

С 2006 г. началось создание контрольно-счетных палат в районах. В настоящее время Счетная палата РФ осуществляет текущий контроль в части высшего образования:

• за исполнением вузами федерального бюджета (всех уровней);

• за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью;

• также проводит ревизии и проверки.

С конца XX в. и в продолжение XXI в. контроль за выделением и расходованием бюджетных средств был возложен на ведомства, которые представлены на рис. 6.

15 мая 2018 г. образовано Министерство просвещения Российской Федерации, которое представляет собой часть существовавшего в 2004-2018 гг. Министерства образования и науки (Минобрнауки), оставшуюся после выделения из него Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в качестве отдельного органа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах3:

• высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;

• научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий;

• развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов;

• социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики.

На рис. 7 показано изменение финансирования высших учебных заведений за счет консолидированного бюджета Российской Федерации с 2001 г. по настоящее время.

Из рис. 7 видно, что расходы на высшее образование постепенно с каждым годом увеличивают-

3 Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 28.07.2018).

ся - в 2001 г.- 34 млрд руб., а уже к 2018 г.- 500 млрд руб.

Подводя итоги 4 этапа, можно выделить главное:

• в настоящее время внутренний и внешний финансовый контроль вузов РФ осуществляет Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ и Министерство науки и высшего образования РФ;

• к 2018 г. в России насчитывается 1256 вузов и их филиалов (государственных и негосударственных).

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что финансовый контроль в высших учебных заведениях России развивался постепенно, плавно переходя из одного этапа (века) в другой и итогом данного становления стал предварительный, текущий и последующий финансовый контроль государственными органами Российской Федерации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Аминова Э. М. Финансовый контроль в России: история и современность. Право и управление. XXI в. 2011;2:48-55.

2. Асташова Н. Н. Новые подходы к развитию государственного (муниципального) финансового контроля в современных условиях в России. Вопросы экономики и права. 2010;30:76-80.

3. Блех И. Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии. СПб.: Тип. Муллер и Богельман; 1895. 213 с.

4. Грачева Е. Ю., Толстопятенко Г. П., Рыжкова Е. А. Финансовый контроль. Учебное пособие. М.: Камерон; 2004. 50 с.

5. Dutkiewicz P., Trenin D. Russia: The Challenges of Transformation. New York: NYU Press; 2011. 509 p.

6. Gokhberg L., Kuznetsova T., Zaichenko S. Towards a new role of universities in Russia: prospects and limitations. Science and Public Policy. 2009;36(2):121-126.

7. Imdieke L., Smith C. International Financial Control Problems and the Accounting Control System Management. International Review. 1975;4(5):13-28.

8. McKinnon R. The Order of Economic Liberalization: Financial Control in the Transition to a Market Economy. Baltimore and London: JHU Press; 1993. 242 p.

9. McKinnon R. Financial Control in the Transition from Classical Socialism to a Market Economy. Journal of Economic Perspectives. 1991;4;107-122.

10. McMillan T.E., Jr. State-Municipal Relations in Financial Control. The Accounting Review. 1955;4:592-599.

11. Понтович Э. Э. Казна и контроль. Государственно-правовая характеристика финансового контроля. М.: Фин. издательство НКФ СССР; 1927. 136 с.

12. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802-1902). СПб.: Издание Министерства народного просвещения; 1902. 840 с.

13. Rahaman Abu S., Lawrence S. A negotiated order perspective on public sector accounting and financial control. Accounting, Auditing & Accountability Journal. 2001;14(2):147-165.

14. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. История России с древнейших времен. Книга шестая. СПб.: Товарищество «Общественная польза»; 1878. 595 с.

15. Сорокин П. А. Социология революции. М.: Российская политическая энциклопедия; 2004. 705 с.

16. Towson N. The Pattern of Financial Control. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1935;180:40-46.

17. Широбоков В. Г., Литвинов Д. Н. Государственный финансовый контроль и аудит: ретроспективный анализ и вектор развития. Международный бухгалтерский учет. 2015;28(370):40-53.

REFERENCES

1. Aminova E. M. Financial control in Russia: history and modernity. Pravo i upravlenie. XXI vek = Law and management. XXI century. 2011;2:48-55. (In Russ.).

2. Astashova N. N. New approaches to the development of state (municipal) financial control in modern conditions in Russia. Voprosy ekonomiki i prava = Questions of Economics and law. 2010;30:76-80. (In Russ.).

3. Blech I. The structure of financial management and control in Russia in their historical development. St. Petersburg: Type. Muller and Begelman; 1895. 213 p. (In Russ.).

4. Gracheva E. Y., Tolstopiatenko G. P., Ryzhkova E. A. Financial control. Textbook. Moscow: Cameron; 2004. 50 p. (In Russ.).

5. Dutkiewicz P., Trenin D. Russia: The Challenges of Transformation. New York: NYU Press; 2011. 509 p.

6. Gokhberg L., Kuznetsova T., Zaichenko S. Towards a new role of universities in Russia: prospects and limitations. Science and Public Policy. 2009;36(2):121-126.

7. Imdieke L., Smith C. International Financial Control Problems and the Accounting Control System Management. International Review. 1975;4(5):13-28.

8. McKinnon R. The Order of Economic Liberalization: Financial Control in the Transition to a Market Economy. Baltimore and London: JHU Press; 1993. 242 p.

9. McKinnon R. Financial Control in the Transition from Classical Socialism to a Market Economy. Journal of Economic Perspectives. 1991;4;107-122.

10. McMillan T.E., Jr. State-Municipal Relations in Financial Control. The Accounting Review. 1955;4:592-599.

11. Pantovic E. C. Treasury and control. State-legal characteristics of financial control. Moscow: Fin. NKF publishing house of the USSR; 1927. 136 p. (In Russ.).

12. Rozhdestvensky S. V. Historical review of the Ministry of public education (1802-1902). St. Petersburg: Publication of the Ministry of public education; 1902. 840 p. (In Russ.).

13. Rahaman Abu S., Lawrence S. A negotiated order perspective on public sector accounting and financial control. Accounting, Auditing & Accountability Journal. 2001;14(2):147-165.

14. Soloviev S. M. History of Russia since ancient times. History of Russia since ancient times. Book six. St. Petersburg: Partnership "Public use"; 1878. 595 p. (In Russ.).

15. Sorokin P. A. Sociology of revolution. Moscow: Russian political encyclopedia; 2004. 705 p. (In Russ.).

16. Towson N. The Pattern of Financial Control. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1935;180:40-46.

17. Shirobokov V. G., Litvinov D. N. State financial control and audit: retrospective analysis and vector of development. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting. 2015;28(370):40-53. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ирина Петровна Драчёна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета, Технологический университет, Королев, Россия Irina.drachena@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Irina P. Drachena — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Associate Professor of Finance and Accounting,

Technological University, Korolyov, Russia

Irina.drachena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.