Научная статья на тему 'Особенности строительства общеобразовательных учреждений Москвы в 1920-1930-е гг. '

Особенности строительства общеобразовательных учреждений Москвы в 1920-1930-е гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / SCHOOL CONSTRUCTION / ПРОЕКТ / DESIGN / ПЛАН / PLAN / ВСЕОБЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENERAL ELEMENTARY EDUCATION / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / INDUSTRIALIZATION / ЗАВОД / ПЯТИЛЕТКА / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / CULTURAL REVOLUTION / FACTORY / FIVE-YEAR PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бызова Ольга Михайловна

Рассмотрены мероприятия, которые проводились в Москве для решения задач введения всеобщего начального обучения в период индустриализации и культурной революции в СССР. На основе архивных документов показана организация строительства общеобразовательных учреждений Москвы в 1920-1930-е гг. Некоторые особенности школьного строительства в Москве в годы первой пятилетки рассмотрены на примере строительства здания школы в Лихоборах в 1932 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actions aimed at the generality of elementary education in the course of the period days of the industrialization and cultural revolution in the USSR is under discussion in the proposed paper. On the basis of the archived documents, organization of construction of school buildings in Moscow in the 20ies and 30ies of the 20th century is analyzed. It is noteworthy that industrialization in the periods of the first, second and third five-year plans reshaped the country and Moscow as its capital. Former suburbs turned into large industrial areas that had giant factories and housing built around them to accommodate workers. Thus, the population of Moscow grew in numbers. The need for competent staff facilitated construction of new schools. Peculiarities of school construction in Moscow within the first five-year plan are considered in article on the basis of a school building in Likhobory in 1932. The school building design, work progress, assembly and interior, deadlines and problems of construction are specified. It is noteworthy that, despite any difficulties, 19 new school buildings were completed in Moscow in the years of the first five-year plan. Classes were organized according to the principle of two shifts to implement the general education programme in 1932.

Текст научной работы на тему «Особенности строительства общеобразовательных учреждений Москвы в 1920-1930-е гг. »

архитектура и градостроительство. реконструкция и реставрация

удк 69:727

О.М. Вызова

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКВЫ В 1920—1930-е гг.

Рассмотрены мероприятия, которые проводились в Москве для решения задач введения всеобщего начального обучения в период индустриализации и культурной революции в СССР На основе архивных документов показана организация строительства общеобразовательных учреждений Москвы в 1920—1930-е гг. Некоторые особенности школьного строительства в Москве в годы первой пятилетки рассмотрены на примере строительства здания школы в Лихоборах в 1932 г.

Ключевые слова: школьное строительство, проект, план, всеобщее начальное образование, индустриализация, завод, пятилетка, культурная революция.

Переход к форсированному строительству социализма в нашей стране в конце 1920-х гг. предусматривал реализацию программ индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и культурной революции.

индустриализация представляет собой процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства. особенностью индустриализации в ссср стало преимущественное развитие тяжелой промышленности (энергетики, металлургии, машиностроения, нефтехимии и других базовых отраслей) для обеспечения экономической независимости и укрепления обороноспособности страны. курс на индустриализацию был провозглашен в декабре 1925 г. на XIV съезде вкП(б) и законодательно закреплен в апреле 1927 г. IV съездом советов ссср.

развитие народного хозяйства в ходе индустриализации определялось пятилетними планами. довоенных пятилеток было три: первая 1928—1932 гг., вторая 1933—1937 гг. и третья 1938—1942 гг., прерванная 22 июня 1941 г. нападением фашистской германии на ссср. Первый пятилетний план (1928/29—1932/33 гг.) вступил в действие 1 октября 1928 г. План был утвержден в мае 1929 г. на V съезде советов ссср.

основными задачами первых пятилеток стали: создание новых крупных предприятий тяжелой промышленности, техническая реконструкция промышленности и транспорта с целью догнать и перегнать ведущие капиталистические страны по основным экономическим показателям. форсированная индустриализация позволила в короткий срок превратить ссср из аграрной страны в индустриальную державу.

индустриальная эпоха требовала всеобщей грамотности населения, овладения основами естественных наук и технических знаний. это потребовало от государства проведения беспрецедентно масштабных преобразований в образовательной сфере [1]. незамедлительно были приняты меры по развитию образования, культуры, науки, адекватные поставленным задачам [2]. эта программа получила название культурной революции, в ходе которой страной были достигнуты огромные успехи: ликвидация неграмотности, создание государственной системы бесплатного образования, формирование многочисленной интеллигенции, необходимой в индустри-

6

© Бызова О.М., 2012

Архитектура и градостроительство. Реконструкция и реставрация

ВЕСТНИК

МГСУ

альном обществе [3]. При этом необходимо отметить, что развитие образовательной сферы, культуры и науки осуществлялось в жестких идеологических рамках [4].

Индустриализация страны за годы первых пятилеток в значительной мере изменила облик всей страны и ее столицы Москвы. Прежние окраины города превратились в крупные промышленные районы, где были построены заводы-гиганты: автомобильный завод им. И.А. Лихачева, шарикоподшипниковый завод им. Н.П. Горбунова, завод «Калибр» и др. Вокруг этих заводов выросли рабочие поселки [5]. Численность населения Москвы возросла с 2,3 млн человек в 1927 г. до 3,8 млн — в 1937 г., что повлекло за собой большие изменения в области народного образования и школьного строительства [6]. Главной задачей в образовательной сфере страны стало осуществление всеобщего обязательного начального, а затем и семилетнего образования. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о введении повсеместно с 1930/31 учебного года всеобщего обязательного начального обучения детей в возрасте 8, 9, 10 лет. Было принято решение приступить с 1930/31 учебного года к введению всеобщего обязательного обучения в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках. во исполнение этого постановления ЦИК СССР 14 августа 1930 г. принял закон о всеобщем обязательном обучении.

В Москве в годы первой пятилетки отмечался значительный рост численности учащихся. Если в 1927/28 учебном году в школах Москвы обучалось 190 тыс. учеников, то в 1932/33 учебном году уже насчитывалось 373 тыс. учащихся [7]. Такой быстрый рост контингента учащихся и задача выполнения пятилетки в 4 года вызвали необходимость реорганизации учреждений народного образования и строительства новых школьных зданий.

некоторые особенности школьного строительства в Москве в годы первой пятилетки можно рассмотреть на примере строительства здания школы в лихоборах в 1932 г. В 1920—1930-е гг. во всех сферах жизни страны утверждается руководящая роль коммунистической партии. Об этом свидетельствует тот факт, что председатель Московского городского отдела народного образования докладывал о ходе строительства школы в лихоборах в первую очередь в районный комитет партии. Из докладной записки можно получить конкретные сведения о проекте школы, составе помещений, ходе строительных, монтажных и отделочных работ, количестве требуемой рабочей силы, сроках и проблемах строительства.

В школьном здании проектом были предусмотрены: учебная часть и классные комнаты, физкультурный зал и душевая комната, мастерская и столовая. Строительство предполагалось завершить до наступления морозов. однако по состоянию на 20 сентября 1932 г. готовность здания школы составляла 55 % против плана в 76 %. Это заставило заведующего Московским городским отделом народного образования обратиться к секретарю районного комитета ВКП(б) с докладной запиской о неотложных нуждах и задачах строительства школы и просьбой принять меры по их реализации. Проект строительства школы предусматривал: строительные, электромонтажные, водопроводные работы, работы по отоплению, канализационные и отделочные работы и др. Был представлен перечень необходимых строительных материалов с указанием количества кирпича, цемента, извести, алебастра и др.

Было указано, что для производства работ требуется рабочая сила: штукатуры — 120 человек, плотники — 150, бетонщики — 10, арматурщики — 5, кровельщики — 6, маляры — 50, паркетчики — 40, чернорабочие — 75. При этом отмечалось, что всей группе перечисленных рабочих должно быть предоставлено общежитие. обращалось внимание на необходимость принятия мер по улучшению питания рабочих, занятых на строительстве здания школы, путем снижения стоимости питания одного рабочего, посещающего столовую ВИСХОМа, с 31 до 3 р. в месяц [8].

указывалось, что при наличии требуемого числа рабочих и необходимого количества материалов в первую очередь должны быть отделаны классные комнаты, в срок до 15 октября 1932 г. во вторую очередь должны быть окончены работы по отделке учебной части, сделано перекрытие над столовой с полным остеклением и производством внутренних работ (перекрытие, бетонные и штукатурные работы). срок окончания работ был определен 1 ноября 1932 г. в третью очередь должны быть окончены работы по физкультурному залу и душевой комнате (кровельные работы, внутренняя отделка, спецработы). срок окончания работ был установлен 15 ноября 1932 г. не позднее 1 декабря 1932 г. требовалось закончить работы по устройству кровли мастерской и соединению мастерской с учебной частью школы. одновременно с остеклением мастерской следовало произвести все внутренние работы. водопроводные работы, работы по канализации, электромонтажные работы должны были вестись одновременно со строительными работами.

электромонтажные работы включали установку трансформатора и были переданы электроконторе Мосстроя, которая выполнила чертеж, определила размер и место установки трансформатора. Арматура, провода, кабель и другие необходимые материалы были получены из фондов Моссовета.

строительство школьной котельной было завершено к 20 сентября 1932 г., оставалось осуществить монтаж труб и радиаторов. Производство работ по отоплению и водопроводные работы были возложены на контору сантехработ, а фонды для их выполнения контора получила от Моссовета. необходимо было немедленно начать земляные работы по строительству системы водопровода и канализации школы. следует отметить, что ввиду отсутствия городской сети не была окончательно определена форма канализации школы. имелось три варианта, а именно: 1) устроить отстойники с биологической станцией при школе и выпуском на поля орошения; 2) организовать отстойники и соединиться с биологической станцией фабрики им. П. Алексеева; 3) пропустить городскую линию по лихачевскому шоссе с присоединением к ней школы (вариант висхоМа). Последний вариант в то время был неосуществим из-за отсутствия возможности подключения к городскому коллектору. Первый вариант был категорически отвергнут Московским городским отделом народного образования, так как в случае его реализации очистка выгребных ям потребовала бы от школы ежемесячных расходов в сумме 15 тыс. р. Мосгороно выступил за второй вариант — присоединение к биологической станции фабрики им. П. Алексеева, с завершением всех строительных работ в срок до 1 ноября 1932 г. одновременно осуществлялось производство проектных работ по присоединению школы к городской сети канализации. Было запланировано к 1 ноября 1932 г. завершить работы по благоустройству территории школы, она должна быть огорожена, обнесена забором, произведена отсыпка мраморной крошкой и гравием [9].

несмотря на отмеченные трудности, строительство школьного здания в лихоборах было завершено в установленные сроки к 1 декабря 1932 г.

в годы первой пятилетки, когда осуществлялась программа введения обязательного обучения, остро встал вопрос о школьных помещениях. Многие школы Москвы к началу пятилетки являлись маломощными и ютились в небольших домах. хотя общее количество школ в Москве за период 1929—1932 гг. уменьшилось с 370 до 304, важно отметить, что это произошло путем укрупнения школ при постоянном росте количества учащихся. за счет укрупнения школ, их перевода в просторные помещения в Москве создавались школы-гиганты с числом учащихся до 4,5 тыс. человек. удалось изжить такое негативное явление, как обучение в третью смену. за годы первой пятилетки в Москве было построено 19 новых школьных зданий [10]. были освобождены от сторонних жильцов и учреждений существующие школы. Если к началу первой пятилетки в Москве охват обучением детей в возрасте 8—12 лет составлял

8

КБИ 1997-0935. Vestnik MGSU. 2012. № 6

Архитектура и градостроительство. Реконструкция и реставрация

ВЕСТНИК

МГСУ

96 %, то к концу пятилетки Москва полностью решила задачу введения всеобщего обязательного обучения.

Постановлением СНК СССР от 15 мая 1934 г. была установлена общая для всей страны организационная структура общеобразовательной школы: начальная школа с четырехлетним сроком обучения, неполная средняя школа с семилетним сроком обучения и средняя школа с десятилетним сроком обучения. В результате осуществления масштабных мероприятий по развитию народного образования и школьного строительства в СССР в 1934 г. было достигнуто всеобщее начальное образование, а к концу 1930-х гг. всеобщее неполное среднее (семилетнее) образование. Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепила право граждан на образование.

Библиографический список

1. БогуславскийМ.В. Реформы российского образования XIX—XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 17—18.

2. КузнецовА.И., КузнецовР.А. Культура вопросов: история образования в России. М., 2011. C. 133—135.

3. Народное образование в СССР / под ред. М.А. Прокофьева. М., 2008. С. 191—196.

4. Киселева Т.Г. Народное образование и просвещение в России: реальность и мифы. М., 2002. C. 110—114.

5. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в Сталинскую эпоху. 1920—1930-е годы. М., 2010. С. 116—120.

6. Центральный архив города Москвы (ЦАГМ). Ф. 528. Оп. 1. Д. 1530. Л. 21.

7. ЦАГМ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 1530. Л. 26.

8. ЦАГМ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 7. Л. 3.

9. ЦАГМ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 7. Л. 4.

10. ЦАГМ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 59. Л. 4.

Поступила в редакцию в мае 2012 г.

Об авторе: Бызова Ольга Михайловна — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и культурологии, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (499) 183-21-29, history@mgsu.ru.

Для цитирования: БызоваО.М. Особенности строительства общеобразовательных учреждений Москвы в 1920—1930-е гг. // Вестник МГСУ. 2012. № 6. С. 6—10.

O.M. Byzova

PECULIARITIES OF CONSTRUCTION OF INSTITUTIONS OF SECONDARY EDUCATION IN MOSCOW IN THE 1920IES AND 1930IES

Actions aimed at the generality of elementary education in the course of the period days of the industrialization and cultural revolution in the USSR is under discussion in the proposed paper. On the basis of the archived documents, organization of construction of school buildings in Moscow in the 20ies and 30ies of the 20th century is analyzed.

It is noteworthy that industrialization in the periods of the first, second and third five-year plans reshaped the country and Moscow as its capital. Former suburbs turned into large industrial areas that had giant factories and housing built around them to accommodate workers. Thus, the population of Moscow grew in numbers.

The need for competent staff facilitated construction of new schools. Peculiarities of school construction in Moscow within the first five-year plan are considered in article on the basis of a school building in Likhobory in 1932. The school building design, work progress, assembly and interior, deadlines and problems of construction are specified. It is noteworthy that, despite any difficulties, 19 new school buildings were completed in Moscow in the years of the first five-year plan. Classes were organized according to the principle of two shifts to implement the general education programme in 1932.

Key words: school construction, design, plan, general elementary education, industrialization, factory, five-year plan, cultural revolution.

BECTHUK R/9nl9

6/2012

References

1. Boguslavskiy M.V. Reformy rossiyskogo obrazovaniya XIX—XX vv. kak global'nyy proekt [Reforms of the Russian Education in XIX-XX Centuries as a Global Project]. Voprosy obrazovaniya [issues of Education]. 2006, no. 3, pp. 17—18.

2. Kuznetsov A.I., Kuznetsov R.A. Kul'tura voprosov:istoriya obrazovaniya vRossii [Culture Matters: History of Education in Russia]. Moscow, 2011, pp.133—135.

3. M.A. Prokof'ev, editor. Narodnoe obrazovanie v SSSR [General Education in the USSR]. Moscow, 2008, pp.191—196.

4. Kiseleva T.G. Narodnoe obrazovanie i prosveshchenie v Rossii: real'nost' i mify [General Education and Enlightenment in Russia: Reality and Myths]. Moscow, 2002, pp. 110—114.

5. Andreevskiy G. V. Povsednevnaya zhizn' Moskvy v Stalinskuyu epokhu. 1920—1930-e gody [Everyday Life of Moscow in the Stalin Era. 1920-1930s]. Moscow, 2010, pp. 116—120.

6. Tsentral'nyy arkhiv goroda Moskvy [The Central Archives of City of Moscow]. F.528, op.1, d.1530. p. 21.

7. Tsentral'nyy arkhiv goroda Moskvy [The Central Archives of City of Moscow]. F.528, op.1, d.1530, p. 26.

8. Tsentral'nyy arkhiv goroda Moskvy [The Central Archives of City of Moscow]. F.528, op.1, d.7, p. 3.

9. Tsentral'nyy arkhiv goroda Moskvy [The Central Archives of City of Moscow].F.528, op.1, d.7, p. 4.

10. Tsentral'nyy arkhiv goroda Moskvy [The Central Archives of City of Moscow]. F.528, op.1, d.59, p. 4.

About the author: Byzova Ol'ga Mikhaylovna — Candidate of Historical Sciences, Associated Professor, Department of History and Culturology, Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; history@mgsu.ru; +7 (499) 183-21-29.

For citation: Byzova O.M. Osobennosti stroitel'stva obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy Moskvy v 1920—1930-e gg [Peculiarities of Construction of Institutions of Secondary Education in Moscow in the 20ies and 30ies]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 6, pp. 6—10.

10

ISSN 1997-0935. Vestnik MGSU. 2012. № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.