........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
УДК 336.22:330.13 DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.2.59-67
Как цитировать статью: Бондарева Н. А. Влияние трансакционных издержек на контрольную деятельность территориальных налоговых органов // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 2. С. 59-67.
Н. А. БОНДАРЕВА1
1 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, Россия
ВЛИЯНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК НА КОНТРОЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Цель: раскрытие и обоснование трансакционных издержек контрольной деятельности территориальных налоговых органов и их влияния на налоговый контроль в условиях необходимости эффективной деятельности и принятия оптимальных решений для сокращения расходов государства на налоговый контроль.
Методы: общенаучные (синтез, дедукция, индукция, обобщение, тестирование, опрос, наблюдение, прогнозирование, научная абстракция, статистический анализ, логический), а также приемы группировки и классификации, экспертной оценки.
Результаты: проведены анализ и группировка трансакционных издержек контрольной деятельности территориальных налоговых органов. Выявлено, что наиболее затратными по времени и ресурсам являются выездные налоговые проверки, а также установлены факторы, оказывающие значительное влияние на эффективность налогового контроля. Обосновано, что высвобождение материальных и временных ресурсов способствует трансформации налоговых органов.
Научная новизна: основной проблемой осуществления выездного налогового контроля является его затратность. В имеющихся исследованиях не систематизированы издержки налогового контроля территориальных налоговых органов вообще и трансакционные издержки налогового контроля в частности. Автором показано, что сокращение трансакционных издержек как факторов влияния на налоговый контроль высвободит рабочее время проверяющих и принесет экономический эффект, а также позволит укрупнить территориальные налоговые органы, изменить статус налогового инспектора.
Практическая значимость: снижение затратности налогового контроля, что приобретает все большую значимость в условиях экономии финансовых ресурсов государства.
Ключевые слова: экономика и управление народным хозяйством; налоговый контроль; трансакционные издержки; факторы налогового контроля; трансформация налоговых органов
Введение
С развитием институциональных систем, усложнением их взаимосвязей трансакционные издержки занимают все более важное место в деятельности их субъектов. Теорией трансакционных издержек занимались Д. Норт [1], Р. Коуз [2], К. Эрроу [3], К. Менар [4], А. Алчян и Г. Демсец [5] и другие ученые-экономисты, которые дали определения издержкам рассматриваемой категории, разработали различные классификации, обосновали их значимость и экономическую сущность.
Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 1930-е гг. Р. Коузом и ныне
получила широкое распространение. В своей статье «Природа фирмы» он определил трансакционные издержки как издержки функционирования рынка, способствующие увеличению доходов фирмы при одновременном их сокращении на производстве. Он приветствует внедрение улучшений для взаимного замещения: «Все новшества, которые улучшают технику управления, способствуют увеличению размеров фирмы» [2, с. 19].
В 1990-е гг. К. Менар классифицировал трансак-ционные издержки, выделив издержки вычленения, информационные, издержки масштаба, поведения [4]. Для рассматриваемой в статье проблемы актуальными
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
являются все вышеперечисленные пункты приведенной классификации.
Трансакции появляются там, где существуют временные и ресурсные факторы, оказывающие большое влияние на принятие решений оценочного характера. Трансакционные издержки могут касаться любых структур, в которых есть централизованное принятие решений [6, 7]. Так, для оценки эффективности проведенной деятельности одного субъекта по обеспечению (анализу, контролю) прав, обязанностей данного или другого субъекта необходимо затратить средства и время, причем основным направлением этой деятельности будет поиск информации и ее мониторинг, предупреждение оппортунистического поведения субъекта, проведение консультаций, подготовка и участие в судах и др. [8, с. 21-22]. Количество трансакционных издержек может влиять на развитие субъекта, а также на его институциональную среду, изменяя ее [9]. А. А. Алчян, Г. Демсец при изучении трансакционных издержек обратили внимание на увеличение эффективности деятельности при нахождении способа беззатратного контроля и тем самым возможности повышения денежных выплат [5].
В современной институциональной среде территориальные налоговые органы выполняют сложную, экономически значимую работу по наполнению доходной части бюджета государства [10, с. 79-85]. Учитывая основное назначение данного подразделения Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) России - осуществление налогового контроля, государство ищет пути экономии средств на осуществление контроля при постоянном увеличении налоговых перечислений в бюджет [11]. Упростить контроль, сделать его более рациональным и при этом более эффективным - сложная задача [12]. В настоящее время она решается путем создания и внедрения программных продуктов, позволяющих контролировать достоверность показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков. При этом остается нетронутым изучение организации труда налоговых инспекторов.
На данный момент ни один нормативный правовой акт не регламентирует издержки осуществления налогового контроля, хотя ФНС в «Концепции кадровой политики» ставит целью в ближайшей перспективе сделать налоговый контроль эффективным, гибким,
отвечающим запросам экономики и общества1, при этом не затрагивая пути сокращения издержек самого процесса контрольной работы. Другим документом предусматривается оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление, но за счет оптимизации структуры территориальных органов ФНС (перераспределения персонала), перехода на риск-ориентированное планирование проверок внутреннего аудита, внедрения автоматизированной информационной системы нового поколения АИС «Налог-3»2. Издержки же налогового контроля регламентирует только ст. 131 гл. 17 Налогового кодекса РФ «Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля»3 в отношении следующих лиц: свидетелей, переводчиков, специалистов, экспертов и понятых, а также судебных издержек, что объясняется привлечением специалистов других организаций для выполнения своих профессиональных обязанностей и оплатой их труда. Авторские разработки, касающиеся трансакционных издержек и их сокращения, отсутствуют.
Целью статьи является выявление трансакционных издержек налогового контроля непосредственно в деятельности работников территориального налогового органа, поиск путей их сокращения.
Результаты исследования
Наиболее затратными по времени и ресурсам являются выездные налоговые проверки, направленные на получение информации по месту нахождения налогоплательщика. Налоговые органы постоянно
1 Приказ Федеральной налоговой службы N° ММВ-7-4/436@ «Об утверждении Концепции кадровой политики Федеральной налоговой службы» от 11.07.2011. В данном документе определены цели и задачи кадровой политики, которые состоят в развитии системы управления кадровым потенциалом налоговых органов, основанной на рациональном планировании подготовки и подбора кадров, использовании современных образовательных технологий и эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить налоговые органы персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества налогового администрирования.
2 Приказ Федеральной налоговой службы N° ММВ-7-12/303@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2015— 2019 гг.» от 22.07.2015. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71043968/#ixzz3tp3ykZ6P (дата обращения: 01.12.2015).
3 URL: http://kodeks.systecs.ru/nk_rf/ (дата обращения: 01.12.2015).
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
осуществляют оценку информации на достоверность, существенность, достаточность [13, 14].
Трансакционные издержки налогового контроля, предложенные экспертами, классифицированы по группам (табл. 1):
- получение и обработка информации;
- обработка и передача документов;
- доначисления;
- процедуры проверки;
- судебные разбирательства.
Таблица 1
Группировка трансакционных издержек* Table 1. Grouping of transactional costs*
Трансакционные издержки являются факторами, влияющими на продолжительность и эффективность проверки. Анализ выявленных факторов отражает влияние издержек на проведение налогового контроля. Их исследование представляет большую сложность, так как на них влияют различные условия, большинство из которых не поддается количественной оценке с помощью определенного показателя [15].
В целях систематизации факторов и установления их значимости для обеспечения эффективности налогового контроля следует использовать такой метод, который позволяет обработать содержание факторов и балльной оценки их взаимного влияния. Для этого использован метод экспертной оценки [16, с. 54-60]. Он дает возможность установить степень актуальности фактора, выявить взаимосвязи между наиболее важными факторами и выбрать предпочтительные альтернативы.
Метод экспертной оценки предусматривал выполнение работы в два этапа. Первый этап заключался в выявлении автором исследования круга экспертов, которым было предложено определить факторы, влияющие на эффективность налогового контроля. Экспертная группа формировалась из специалистов, имеющих опыт работы в отделе выездных проверок, занимающих штатные должности в налоговых инспекциях4.
Путем сравнения факторов между собой по каждой группе эксперты присваивали факторам количество баллов по степени их весомости. Если весомость данного фактора, по мнению эксперта, выше другого, с которым он сравнивался, ему присваивался один балл. Если следующий фактор оказывался более весомым, чем этот, то присваивался еще один балл, и так до 4 баллов. Если весомость факторов одинакова, то им присваивалось одинаковое количество баллов.
Для выявления значимости факторов была составлена анкета, в которой экспертами проводилась их оценка. Все факторы были сформированы в пять групп соответственно выявленным издержкам. Ре-
4 Экспертная группа состояла из восьми налоговых инспекторов, являющихся работниками разных налоговых инспекций отделов выездных налоговых проверок. Так как в каждой ИФНС их по одному, то это число репрезентативно. Исследование показало, что трансакционные издержки выездных отделов можно экстраполировать на все ИФНС страны.
Группы издержек / Groups of costs Трансакционные издержки / Transactional costs
Получение и обработка информации / Obtaining and processing of information Поиск информации из внутренних источников / Search of information in the internal sources
Поиск информации из внешних источников / Search of information in the external sources
Обработка информации в ИФНС / Processing the information in the tax inspection
Обработка информации инспектором / Processing the information by the inspector
Ожидание информации / Waiting for the information
Обработка и передача документов / Processing and delivery of documents Обработка документов в камеральном отделе / Processing the documents in the office
Обработка документов в аналитическом отделе / Processing the documents in the analytical department
Обработка документов в отделе истребования документов / Processing the documents in the "Discovery of documents" department
Передача документов в другие отделы / Transferring the documents to other departments
Составление и передача документов в другой орган / Working out the documents and transferring them to other bodies
Доначисления / Extra charges Анализ показателей для доначисления в камеральном отделе / Analysis of indicators for extra charges in the office
Проведение допросов / Interrogations
Проведение повторных проверок / Double checks
Процедуры проверки / Check procedures Проведение выемки документов / Extraction of documents
Проведение осмотра помещения / Examination of premises
Экспертиза / Expertise
Оформление результатов проверки / Presentation of results
Судебные разбирательства / Court procedures Досудебный аудит / Pre-court audit
Подготовка к суду / Preparation for the court
Судебные расходы / Court costs
* Источник: составлено автором.
* Source: compiled by the author.
ISSN 1993-047Х (Print) I ISSN 2410-0390 (Online)
зультаты экспертного опроса, касающегося факторов эффективности налогового контроля, приведены в табл. 25.
Из данных табл. 2 видно, что наибольшее влияние на эффективность налогового контроля оказывают факторы доначисления и судебные разбирательства. Процедуры проведения налоговой проверки также затратны по времени, так как они включают осмотры помещений, выемку документов с оформлением
Результаты экс Table 2. Results of
протоколов и процедурами идентификации, экспертизы и анализа. Получение и обработка информации наименее затратны и оказывают самое малое влияние на эффективность проведения налогового контроля.
В табл. 3 проведено ранжирование факторов по степени их влияния на эффективность налогового контроля. Проведенные исследования позволили выявить факторы, оказывающие значительное влияние на эффективность налогового контроля.
Таблица 2
ртного опроса* ie experts' survey*
Сравниваемые факторы / Compared factors Эксперты / Experts Сумма баллов / Sum of scores Средняя оценка / Average score Средняя ценка по фактору / Average scorey the factor
1 2 3 4 5 б 7 8
Поиск информации из внутренних источников / Search of information in the internal sources 2 1 2 1 1 2 2 1 12 1,3 1,9
Поиск информации из внешних источников / Search of information in the external sources 1 1 1 3 1 3 3 2 15 1,6
Обработка информации в ИФНС / Processing the information in the tax inspection 3 1 3 1 1 1 2 2 14 1,5
Обработка информации инспектором / Processing the information by the inspector 4 2 4 4 3 4 3 3 31 3,4
Ожидание информации / Waiting for the information 1 3 1 3 1 2 3 3 17 1,8 1,7
Обработка документов в камеральном отделе / Processing the documents in the office 3 2 3 3 2 2 3 3 21 2,3
Обработка документов в отделе истребования документов / Processing the documents in the "Discovery of documents" department 1 2 1 3 2 1 3 2 15 1,6
Передача документов в другие отделы / Transferring the documents to other departments 1 2 1 1 2 1 2 1 11 1,2
Составление и передача документов в другой орган / Working out the documents and transferring them to other bodies 3 3 2 3 3 1 1 1 17 1,8
Анализ показателей для доначисления в камеральном отделе / Analysis of indicators for extra charges in the office 2 1 2 4 4 2 4 4 23 2,5 2,4
Проведение повторных проверок / Double checks 2 3 2 3 2 3 4 2 21 2,3
Проведение допросов / Interrogations 4 3 2 3 2 3 4 2 23 2,5
Проведение выемки документов / Extraction of documents 2 3 1 3 2 3 2 2 15 1,6 2,3
Оформление результатов проверки / Presentation of results 3 4 3 2 4 4 3 2 25 2,7
Проведение осмотра помещения / Examination of premises 3 2 3 3 3 3 2 3 22 2,4
Экспертиза / Expertise 3 1 1 1 4 3 4 4 21 2,3
Подготовка к суду / Preparation for the court 2 2 2 1 3 2 1 1 14 1,5 2,4
Судебные расходы / Court costs 3 4 4 4 4 3 4 2 28 3,1
* Источник: составлено автором.
* Source: compiled by the author.
5 Указанная классификация трансакционных издержек выездного налогового контроля ранее не приводилась другими авторами.
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
Таблица 3
Ранжирование факторов налогового контроля* Table 3. Ranking the factors of tax control*
Наименование факторов / Factors Ранговая оценка / Ranking
Получение и обработка информации / Obtaining and processing of information 1,9
Обработка и передача документов / Processing and delivery of documents 1,7
Доначисления / Extra charges 2,4
Процедуры проверки Check procedures 2,3
Судебные разбирательства / Court procedures 2,4
* Источник: составлено автором.
* Source: compiled by the author.
Установлено, что издержки имеют интервал влияния - 25 %:
1 балл - 0-25 %; 2 балла - 26-50 %; 3 балла -51-75 %; 4 балла - 76-100 %.
Расчет коэффициентов влияния факторов на эффективность налогового контроля позволит провести экономический анализ высвобождения рабочего времени и в дальнейшем сэкономить на заработной плате инспекторов выездных проверок [17].
Современные электронные технологии автоматизированной информационной системы «Налог», внедренные в налоговый контроль, оптимизируют процесс камерального контроля, сокращая издержки на получение информации о расчетах с бюджетом и на ввод информации в базу данных. Дальнейшие разработки и внедрение автоматизации деятельности камеральных отделов смогут значительно минимизировать объемы их работы, тем самым сократить количество сотрудников подразделения Инспекции Федеральной налоговой службы (далее - ИФНС), сэкономить суммы заработной платы, а также суммы платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. По итогам автоматизированного камерального контроля информационные системы смогут выявить налогоплательщиков, подлежащих выездному налоговому контролю6. В большинстве стран тен-
6 В данной статье не рассматриваются трансакционные издержки камерального налогового контроля, так как они менее затратны, носят аналитический характер и могут успешно автоматизироваться с помощью специальных компьютерных программ, которые внедряются ФНС РФ в настоящее время. Так, в Великобритании существует система отбора деклараций
денция к созданию центра или агентства становится общепринятой, за исключением Германии и Швеции. Канада приняла эту систему в конце 1999 г. (ADCR), а Италия - в 2002 г. (АЕ) [18]. Анализ полученной информации, ее дальнейшее применение, подготовка по полученным результатам последующего контроля ложится на инспектора выездных налоговых проверок.
На основании вышеизложенного можно предположить, что высвободившиеся финансовые ресурсы камерального контроля могут увеличить заработную плату работникам выездных налоговых проверок, их количество и создать централизованный налоговый контроль, объединив несколько ИФНС в одно подразделение, сократив также затраты государства на их содержание. Функции центра налогового контроля должны быть направлены на сокращение затрат на налоговый контроль и повышать суммы налоговых платежей, отвечать принципам демократизации отношений налоговых органов и налогоплательщиков (рис. 1).
Таким образом, трансформация налогового контроля упорядочит контрольную работу, статус налогового инспектора возрастет. Это имеет большое значение не только для налогоплательщика, но и для общества в целом. Прежде всего, статус определяется высоким профессионализмом, предполагающим владение определенными профессиональными компетенциями (рис. 2) [19, с. 253].
В зарубежных налоговых системах налоговый инспектор занимается не только выявлением правонарушений, но и расследует обстоятельства их возникновения для дальнейшего избегания, что требует от него глубоких правовых и экономических знаний [20, с. 168-169]. Например, в Германии ключевые должности в инспекциях занимают юристы [21, с. 160-163].
Важным в налогообложении, и в частности в налоговом контроле, является налоговое консультирование, так как предупреждение правонарушений в этой сфере и формирование готовности уплаты налога
с помощью специальной компьютерной программы - системы PRISE (начальная сортировка деклараций). В основу ее работы заложены оценка и выявление факторов риска, таких как род деятельности налогоплательщика, значительные изменения в структуре расходов и т. д. Затем система суммирует эти факторы и выносит рекомендации для отбора налогоплательщиков, которые будут подвергнуты аудиторской проверке. С применением PRISE стало возможно учитывать самую разнообразную информацию, полученную на всех уровнях и из всех баз данных.
ISSN 1993-047Х (Print) I ISSN 2410-0390 (Online)
Рис. 1. Функции центра налогового контроля*
* Источник: составлено автором.
* Source: compiled by the author.
Fig. 1. Functions of the tax control center*
Рис. 2. Профессиональные компетенции налогового инспектора*
* Источник: составлено автором.
Fig. 2. Professional competences of a tax inspector*
* Source: compiled by the author.
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
гражданами в полной мере имеют первостепенное значение для формирования бюджетов [22]. В большинстве стран это специальные комитеты, агентства, палаты и т. д., лицензированные государством и на платной основе разъясняющие положения налогового законодательства. В России также существуют коммерческие организации, осуществляющие налоговый консалтинг, деятельность которых не регулируется государством. Целесообразно рассмотреть переложение данного вида деятельности на исполнителей налогового контроля - налоговых инспекторов. При этом возникает обоюдная ответственность: налоговый инспектор отвечает перед законом за правильность данной рекомендации в официальном порядке по запросу налогоплательщика, а налогоплательщик обязан указанную норму применить, тем самым избегая правонарушения. Данная деятельность повысит авторитет налоговой службы и статус налогового инспектора.
Выводы
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что сокращение трансакционных издержек существенно высвобождает материальные и временные ресурсы на осуществление налогового контроля, что дает возможность трансформировать структуру налоговых органов. Трансформация налоговых органов приведет к централизации налогового контроля, основным элементом которого будет корпус инспекторов выездного налогового контроля, обладающий специальными компетенциями, что повысит статус этого органа в обществе.
Список литературы
1. North D. C. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge, 1990. P. 107.
2. Coase Ronald. The Institutional Structure of Production // The American Economic Review. 1992. Vol. 82. No. 4. Pp. 713-719 (Nobel Prize lecture).
3. Kenneth J. Arrow. The Potentials and Limits of the Market in Resource Allocation. In: G. R. Feiwel (ed.) // Issues in Contemporary Microeconomics and Welfare. London: Macmillan, 1985, Pp.107-124.
4. Ménard C. L'économie des organisations. Paris: La Découverte, 1990. P. 86.
5. Alchian A. A., Demsetz H. Production, Information Costs, And Economic Organization // American Economic Review. 1972. Vol. 62. Pp. 777-795.
6. Milgrom P. R., Roberts J. Economics, organization and management. Englewood Cliffs. 1992. Pp. 93-117.
7. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1994. № 6. С. 104-113.
8. Попов Е. В., Коновалов А. А. Модель оптимизации издержек поиска информации // Проблемы управления. 2008. № 3. С. 71-72.
9. Кузьмин Е. А., Гусев А. В. Трансакционные издержки непроизводственных затрат экономических агентов: детерминированность от неопределенности и риска // Научные ведомости. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. № 1 (144). Вып. 25/1. С. 67.
10. Бондарева Н. А. Институциональная среда налогового контроля // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12 (ч. 4). С. 79-85.
11. Дорофеева Н. А., Суворов А. В. О показателях оценки эффективности деятельности налоговых инспекций // Налоги и налоговое планирование. 2010. № 8. ШЪ: http://base.garant.rU/55008223/#ixzz46C10al1i (дата обращения: 01.12.2015).
12. Ефремова Т. А., Ефремова Л. И. Информационно-технологические основы модернизации налогового администрирования // Финансовое право и управление. 2012. № 1. С. 212-236.
13. Федоров А. С. Организация контрольной работы: системность и целенаправленность // Российский налоговый курьер. 2010. № 1-2.
14. Филатова А. В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора) / под ред. Н. М. Конина. Саратов: Научная книга, 2009. 280 с.
15. Косорукова И. В., Прокимнов Н. Н. Стоимость и цена бизнеса: сущность, взаимосвязь и влияние финансовых показателей // Прикладная информатика. 2013. № 5 (47). С. 45-57.
16. Орлов А. И. Экспертные оценки // Заводская лаборатория. 1996. Т. 62. № 1. С. 54-60.
17. Усанов А. Ю. Методики экономического анализа, используемые для оценки финансового состояния предприятия // Управленческий учет. 2015. № 5. С. 61-66.
18. Бурцева А. М. Легальная и нелегальная минимизация налогов за рубежом // Российский налоговый курьер. 2005. № 5. С. 73.
19. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.: Изд-во Моск. психол.-социол. ин-та; Воронеж: Модек, 2004. 752 с.
20. Бобоев М. Р., Мамбеталиев Н. Т., Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учебн. пособие. М.: Гелиос АРВ, 2006. 623 с.
21. Поверенов Е. В. Принципы работы налоговых органов стран Евросоюза и повышение эффективности деятельности территориальных налоговых органов Российской Федерации // Регионология. 2011. № 4. С. 160-163.
22. Мазурина Л. А. Концепция налогового консультирования // Сибирская финансовая школа. 2012. № 1. С. 255-258.
Дата поступления 18.11.15 Дата принятия в печать 15.04.16
ISSN 1993-047Х (Print) I ISSN 2410-0390 (Online)
© Бондарева Н. А., 2016. Впервые опубликовано в журнале «Актуальные проблемы экономики и права» (http://apel.ieml.ru), 15.06.2016; лицензия Татарского образовательного центра «Таглимат». Статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/), позволяющей неограниченно использовать, распространять и воспроизводить материал на любом носителе при условии, что оригинальная работа, впервые опубликованная в журнале «Актуальные проблемы экономики и права», процитирована с соблюдением правил цитирования. При цитировании должна быть включена полная библиографическая информация, ссылка на первоначальную публикацию на http://apel.ieml.ru, а также информация об авторском праве и лицензии.
Бондарева Наталья Анатольевна, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Адрес: 125190, г Москва, Ленинградский пр., 80, корп. Г, тел.: 8 (495) 800-10-01 E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9621-1838 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/G-2907-2016
N. A. BONDAREVA1
1 Moscow Financial-Industrial University "Synergy", Moscow, Russia
INFLUENCE OF TRANSACTION COSTS ON CONTROLLING ACTIVITY OF TERRITORIAL TAXATION BODIES
Objective: to disclose and justify transaction costs of controlling activities of the territorial taxation bodies and their impact on tax control under the need for effective functioning and optimal decision making with a view of reducing the state expenditures on tax control. Methods: general scientific (synthesis, deduction, induction, generalization, testing, interviewing, observation, forecasting, scientific abstraction, statistical analysis, logic) and methods of grouping and classification, expert assessment.
Results: the analysis and grouping of transaction costs of controlling activities of the territorial taxation bodies have been carried out. It was found that the most time- and resource consuming are on-site tax inspections. The factors that have a significant impact on the efficiency of tax control were revealed. It is proved that the release of material and time resources contributes to the transformation of the tax bodies. Scientific novelty: the main problem of implementation of the on-site tax control is its costs. The existing studies do not give a systematic list of tax control costs of the territorial tax bodies in general and transaction costs of tax control in particular. The author shows that the reduction of transaction costs as factors of influence on the tax control will free up the working time of the inspectors and will bring economic benefits, and also will allow to consolidate territorial tax bodies and change the status of a tax inspector.
Practical significance: reducing the cost of tax control is becoming increasingly important in terms of saving financial resources of the state. Keywords: Economy and national economy management; Tax control; Transaction costs; Factors of tax control; Transformation of tax bodies
1. North, D. C. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge, 1990, p. 107.
2. Coase, R. The Institutional Structure of Production, The American Economic Review, 1992, vol. 82, No. 4, pp. 713-719 (Nobel Prize lecture).
3. Kenneth, J. Arrow. The Potentials and Limits of the Market in Resource Allocation. In: G. R. Feiwel (ed.), Issues in Contemporary Microeconomics and Welfare, London: Macmillan, 1985, pp. 107-124.
4. Ménard, C. L'économie des organisations, Paris: La Découverte, 1990, p. 86.
5. Alchian, A. A., Demsetz, H. Production, Information Costs, And Economic Organization, American Economic Review, 1972, vol. 62, pp. 777-795.
6. Milgrom, P. R., Roberts, J. Economics, organization and management, Englewood Cliffs, 1992, pp. 93-117.
7. B'yukenen, Dzh. Konstitutsiya ekonomicheskoi politiki (Constitution of economic policy), Voprosy ekonomiki, 1994, No. 6, pp. 104-113 (in Russ.).
8. Popov, E. V., Konovalov, A. A. Model' optimizatsii izderzhek poiska informatsii (Model of optimizing the costs of information search), Problemy upravleniya, 2008, No. 3, pp. 71-72 (in Russ.).
9. Kuz'min, E. A., Gusev, A. V. Transaktsionnye izderzhki neproizvodstvennykh zatrat ekonomicheskikh agentov: determinirovannost' ot neopredelennosti i riska (Transaction costs of non-production costs of economic agents: determination against risk and uncertainty), Nauchnye vedomosti. Seriya: Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika, 2013, No. 1 (144), is. 25/1, p. 67 (in Russ.).
10. Bondareva, N. A. Institutsional'naya sreda nalogovogo kontrolya (Institutional environment of tax control), Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2013, No. 12 (part 4), pp. 79-85 (in Russ.).
Информация об авторе
References
ISSN 1993-047Х (Print) I ISSN 2410-0390 (Online)
11. Dorofeeva, N. A., Suvorov, A. V. O pokazatelyakh otsenki effektivnosti deyatel'nosti nalogovykh inspektsii (On the indicators of efficiency estimations of tax inspections), Nalogi i nalogovoeplanirovanie, 2010, No. 8. URL: http://base.garant.ru/55008223/#ixzz46C10al1i (access date: 01.12.2015) (in Russ.).
12. Efremova, T. A., Efremova, L. I. Informatsionno-tekhnologicheskie osnovy modernizatsii nalogovogo administrirovaniya (Informational-technological bases of modernizing the tax administration), Finansovoepravo i upravlenie, 2012, No. 1, pp. 212-236 (in Russ.).
13. Fedorov, A. S. Organizatsiya kontrol'noi raboty: sistemnost' i tselenapravlennost' (Organization of control work: systemic and purposeful character), Rossiiskii nalogovyi kur'er, 2010, No. 1-2 (in Russ.).
14. Filatova, A. V., Konin, N. M. Reglamenty iprotsedury vsfere realizatsiigosudarstvennogo kontrolya (nadzora) (Regulations and procedures in the sphere of state control (supervision)), Saratov: Nauchnaya kniga, 2009, 280 p. (in Russ.).
15. Kosorukova, I. V., Prokimnov, N. N. Stoimost' i tsena biznesa: sushchnost', vzaimosvyaz' i vliyanie finansovykh pokazatelei (Cost and price of business: essence, interaction and influence of financial indicators), Prikladnaya informatika, 2013, No. 5 (47), pp. 45-57 (in Russ.).
16. Orlov, A. I. Ekspertnye otsenki (Expert estimations), Zavodskaya laboratoriya, 1996, vol. 62, No. 1, pp. 54-60 (in Russ.).
17. Usanov, A. Yu. Metodiki ekonomicheskogo analiza, ispol'zuemye dlya otsenki finansovogo sostoyaniya predpriyatiya (Methods of economic analysis, used for evaluation of the enterprise's financial condition), Upravlencheskii uchet, 2015, No. 5, pp. 61-66 (in Russ.).
18. Burtseva, A. M. Legal'naya i nelegal'naya minimizatsiya nalogov za rubezhom (Legal and illegal minimization of taxes abroad), Rossiiskii nalogovyi kur'er, 2005, No. 5, p. 73 (in Russ.).
19. Derkach, A. A. Akmeologicheskie osnovy razvitiyaprofessionalizma (Acmeological bases of developing professionalism), Moscow: Izd-vo Mosk. psikhol-sotsiol. in-ta; Voronezh: Modek, 2004, 752 p. (in Russ.).
20. Boboev, M. R., Mambetaliev, N. T., Tyutyuryukov, N. N. Nalogovye sistemy zarubezhnykh stran: SodruzhestvoNezavisimykh Gosudarstv (Taxation systems of foreign countries: Commonwealth of Independent States), Moscow: Gelios ARV, 2006, 623 p. (in Russ.).
21. Poverenov, E. V. Printsipy raboty nalogovykh organov stran Evrosoyuza i povyshenie effektivnosti deyatel'nosti territorial'nykh nalogovykh organov Rossiiskoi Federatsii (Principles of functioning of taxation bodies of EU countries and increasing the efficiency of functioning of territorial taxation bodies in the Russian Federation), Regionologiya, 2011, No. 4, pp. 160-163 (in Russ.).
22. Mazurina, L. A. Kontseptsiya nalogovogo konsul'tirovaniya (Conception of taxation consulting), Sibirskaya finansovaya shkola, 2012, No. 1, pp. 255-258 (in Russ.).
© Bondareva N. A., 2016. Originally published in Actual Problems of Economics and Law (http://apel.ieml.ru), 15.06.2016; Licensee Tatar Educational Centre "Taglimat". This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/), which permits unrestricted use, distribution and reproduction in any medium, provided the original work, first published in Actual Problems of Economics and Law, is properly cited. The complete bibliographic information, a link to the original publication on http://apel.ieml.ru, as well as this copyright and license information must be included.
Natalya A. Bondareva, PhD (Economics), lecturer of the Chair "Accounting and Taxation", Moscow Financial-Industrial University "Synergy"
Address: 80 Leningradskiy prospect, building r, 125190, Moscow, tel.: 8 (495) 800-10-01
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9621-1838
Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/G-2907-2016
For citation: Bondareva N. A. Influence of transaction costs on controlling activity of territorial taxation bodies, Actual Problems of Economics and Law, 2016, vol. 10, No. 2, pp. 59-67.
Received 18.11.15 Accepted 15.04.16
Information about the author
Г
V.
J