Научная статья на тему 'ОПЫТ АНКЕТИРОВАНИЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ О ФАКТОРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОПЫТ АНКЕТИРОВАНИЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ О ФАКТОРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДНО / ЭКИПАЖ / ОБИТАЕМОСТЬ / РИСК / ЗДОРОВЬЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / МОРСКАЯ МЕДИЦИНА / SHIP / CREW / HABITABILITY / RISK / HEALTH / SAFETY / MARINE MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богданов А.А., Воронов Виктор Витальевич, Загаров Е.С.

По результатам формализованного опроса 174 членов экипажей 3 типов морских судов выявлено соответствие уровня дискомфорта от факторов обитаемости, их параметрам, полученным инструментальными методами, что позволяет применить анкетирование в условиях плавания в качестве экспресс метода риск-ориентированного надзора. Факторами, вызывающими наибольший дискомфорт в судовых условиях, являются шум, микроклимат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богданов А.А., Воронов Виктор Витальевич, Загаров Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE SURVEY OF MEMBERS OF SHIPS ‘ CREWS ABOUT THE FACTORS OF LIFE

According to the results of a formal survey of 174 crew members of 3 types of ships, the level of discomfort from the factors of habitability, their parameters obtained by instrumental methods, which allows to apply the survey in the conditions of navigation as an Express method of risk-based supervision. The factors causing the greatest discomfort in ship conditions are noise and microclimate.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ АНКЕТИРОВАНИЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ О ФАКТОРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology — 2019; 59 (9)

и внепроизводственных факторов в его формировании, определение клинико-функциональных и лабораторных критериев в исследование взаимосвязи андрогенодефицита и общесоматической патологии.

Материалы и методы. Обследовано три группы: I группа — рабочие с ВБ от воздействия локальной вибрации, II группа — рабочие с ВБ от воздействия общей вибрации и контрольная группа — рабочие не имеющие ВБ. Клинические проявления андрогенодефицита были выявлены с помощью опросника AMS (Aging Males' Symptoms) в I и во II группах больных ВБ (соответственно в 54% и 65% случаев) по сравнению с контрольной группой (22,2% случаев).

Результаты. Лабораторные исследования содержания половых гормонов показали, что у больных II группы отмечено достоверное снижение уровня общего тестостерона, свободного тестостерона и повышение уровня глобулина, связывающего половые стероиды (ГСПС), по сравнению с контрольной группой. Установлена умеренно выраженная корреляционная связь между содержанием тестостерона и тяжестью клинических симптомов андрогенодефицита. Сопоставление клинических и лабораторных данных позволяет сделать вывод, что анкета-опросник AMS является достоверным скрининговым методом диагностики андрогенодефицита у больных ВБ. Установлены корреляционные связи между распространенностью андрогенодефицита и возрастом больных ВБ (r=0,48). Отмечено повышение частоты выявления симптомов андрогенодефицита с увеличением степени выраженности ВБ (r=0,56). Анализ клини-ко-лабораторных показателей андрогенодефицита позволил установить, что его клинические симптомы достоверно более выражены (35,9-39,2 баллов по анкете AMS), а уровень свободного тестостерона значимо ниже (252,8-268,6 пмоль/л) у больных ВБ с сочетанной общесоматической патологией (p<0,05). Полученные результаты позволили определить клинические и биохимические критерии формирования андрогенодефицита у больных ВБ. На основании результатов проведенных исследований разработан ал-

горитм обследования для выявления синдрома андрогенодефицита при проведении медицинских осмотров рабочих виброопасных профессий, включающий: 1 этап — клинический осмотр и заполнение опросника AMS; 2 этап — при наличии клинических признаков андрогенодефицита определяют уровень тестостерона общего, ГСПС, тестостерона свободного; 3 этап — при обнаружении низкого уровня тестостерона целесообразно определить уровень лютеи-низирующего (ЛГ) и фолликулостимулирующего (ФСГ) гормонов для уточнения вида гипогонадизма и исключить другие причины снижения секреции тестостерона. У больных с ВБ в сочетании с андрогенодефицитом был апробирован препарат «Веторон Е», основными компонентами которого является бета-каротин и альфа-токоферол, стабилизированные аскорбиновой кислотой. Его применение способствовало снижению клинических проявлений андрогенодефицита, улучшению клинико-функциональных показателей у 80,6% обследованных.

Выводы. Разработан комплекс санитарно-гигиенических и медико-профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию условий труда, пропаганду здорового образа жизни, совершенствование системы медицинских осмотров и лечебно-профилактических мероприятий, у больных ВБ в сочетании с андрогенодефицитом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанов С.А., Косарева О.В., Воробьева Е.В. Развитие андрогенного дефицита у мужчин, работающих в контакте с локальной и общей вибрацией. Санитарный врач. 2011; 5: 20-2.

REFERENCES

1. Babanov S.A., Kosareva O.V., Vorob'eva E.V. Development of androgen deficiency in men working in contact with local and General vibration. Sanitarnii vrach. 2011; 5: 20-2.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-569-570 УДК 613

Богданов А.А., Воронов В.В., Загаров Е.С.

Опыт анкетирования членов экипажей морских судов о факторах жизнедеятельности

ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», ул. Чапаева, 30, Санкт-Петербург, Россия, 197101

По результатам формализованного опроса 174 членов экипажей 3 типов морских судов выявлено соответствие уровня дискомфорта от факторов обитаемости, их параметрам, полученным инструментальными методами, что позволяет применить анкетирование в условиях плавания в качестве экспресс метода риск-ориентированного надзора. Факторами, вызывающими наибольший дискомфорт в судовых условиях, являются шум, микроклимат. Ключевые слова: судно; экипаж; обитаемость; риск; здоровье; безопасность; морская медицина

Для цитирования: Богданов А.А., Воронов В.В., Загаров Е.С. Опыт анкетирования членов экипажей морских судов о факторах жизнедеятельности. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-569-570 Для корреспонденции: Воронов Виктор Витальевич, E-mail: voronov.vik@yandex.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Bogdanov A.A., Voronov VV., Zagarov E.S.

The experience survey of members of ships' crews about the factors of life

Naval Academy, 30, Chapaeva str., St. Petersburg, Russia, 197101

According to the results of a formal survey of 174 crew members of 3 types of ships, the level of discomfort from the factors of habitability, their parameters obtained by instrumental methods, which allows to apply the survey in the conditions of

Медицина труда и промышленная экология — 2019; 59 (9)

navigation as an Express method of risk-based supervision. The factors causing the greatest discomfort in ship conditions are noise and microclimate.

Keywords: ship; crew; habitability; risk; health; safety; marine medicine

For citation: Bogdanov A.A., Voronov VV, Zagarov E.S. The experience of the survey of members of ships ' crews about the factors of life. Med. truda iprom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-569-570 For correspondence: Viktor V. Voronov, E-mail: voronov.vik@yandex.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. Выделяют следующие градации профессионального риска здоровью человека: риск дискомфорта, риск профессионально-обусловленных заболеваний, риск профессиональных заболеваний [1]. Информация об оценках дискомфорта членами экипажей позволяет получить сведения об обитаемости судов в условиях плавания, в том числе с участием лиц, не имеющих медицинского образования. Это является актуальным в морских условиях, когда проведение инструментальных и лабораторных исследований затруднено, а полученная информация необходима для использования в риск-ориентированном надзоре [2].

Материалы и методы. Оценка дискомфорта выполнялась по результатам анкетирования 174 моряков. Опрошены специалисты старшего командного состава 46, среднего комсостава 39, младшего 33, 76 рядовых. Из них 23 специалиста судна с полным водоизмещением 900 т., 132 моряка судна с водоизмещением 2000 т., 39 специалиста судна с водоизмещением 5000 т. Применялась адаптированная нами к морским условиям анкета об условиях труда [3].

Результаты. Анализ результатов свидетельствует, что от одной до двух третей моряков оценивали в целом отрицательно судовые условия.

Оценка по факторам позволила выявить, что наиболее выражены жалобы на шум, температуру воздуха, уровни освещенности и имеют сходные значения у членов экипажей всех обследованных судов. Это объясняется едиными подходами к проектированию систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также осветительных приборов. Дискомфорт, вызванный характером освещенности характерен для судов водоизмещением 2000 тонн, при проектировании которых были исключены иллюминаторы.

Вибрация является фактором обитаемости, вызывающим одним из низких уровней дискомфорта, что обращает на себя внимание с учетом значительной доли жалоб на уровни шума. На наш взгляд, это связано с успехами, достигнутыми в улучшении энергетических установок при сохранении проблем в создании воздуховодов. Уровни дискомфорта, вызываемого ядовитыми парами, являются наименее выраженными среди всех факторов обитаемости, оценку которым возможно дать на основании личных ощущений моряков.

Это свидетельствует о достаточности мер по обеспечению токсикологической безопасности, а также эффективной работе систем вентиляции помещений. Сравнительный анализ характера дискомфорта, вызываемого факторами обитаемости, с результатами их инструментальных исследований на соответствие требованиям «Санитарных правил для морских судов» (утв. Гл. государст. сан. врачом 2l.12.1982 № 2641-82, с дополн.) свидетельствует о схожих оценках в отношении условий труда. По результатам проведенных инструментальных исследований, наиболее неблагоприятными факторами являются шум, микроклимат.

Выводы. Сведения об уровнях дискомфорта, получаемые посредством анкетирования членов экипажей позволяют определить неблагоприятные факторы обитаемости и их выраженность, в качестве экспресс метода для условий плавания в риск-ориентированном надзоре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Щербо А.П., Мельцер А.В., Киселев А.В. Оценка риска воздействия производственных факторов на здоровье работающих. СПб: Терция.; 2005.

2. Алексеев, А.В., Яковлева Е.В., Стряпухин В.В. Использование опросного листа у работников плавсостава при профилактическом осмотре. Журнал фундаментальной медицины и биологии. 2015; 1: 17-20.

3. Макаров П.В., Борисов А.Ф. Использование результатов анкетирования работников в качестве количественного показателя при оценке профессионального риска. Безопасность жизнедеятельности. 2010; 6: 5-10.

REFERENCES

1. Scherbo, A.P., Mel'tser AV., Kiselev A.V Risk assessment of the impact of production factors on the health of workers. Spb: Tertsiya; 2005.

2. Alekseev A.V., Yakovlev E.V., Strauchen V. V. Using of a questionnaire of workers of crew when preventive inspection. Journal of fundamental medicine and biology. 2015; 1: 17-20.

3. Makarov, P.V., Borisov A.F. Using the results of the survey of workers as a quantitative indicator in the assessment of occupational risk. Life Safety. 2010; 6: 5-10.

001: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-570-571 УДК 613.63

Бударагин В.Е., Захарова М.А., Рубцова Н.Б.

Приоритетные направления научно-практической деятельности в медицине труда (по данным 32 Конгресса 1СОН)

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», пр-т Буденного, 31, Москва, Россия, 105275

Представлен обзор материалов 32-го конгресса Международной комиссии по медицине труда, отражающий перспективные направления развития деятельности в области международной и отечественной медицины труда. Ключевые слова: медицина труда; сохранение здоровья работающих; приоритеты развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.