ПСИХОЛОГИЯ ОПТИМИЗМА
С. Т. Посохова
ОПТИМИЗМ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ
Как уникальный феномен человеческого бытия оптимизм изучается давно. Корни первых научных, преимущественно философских, изысканий уходят в глубь веков и связаны с попыткой найти связь между оптимизмом и мировоззрением человека. В этом контексте оптимизм отражает ценностную сторону мировосприятия, поскольку его интерпретация основывается преимущественно на соотношении добра и зла. Для философии можно считать традиционным рассмотрение оптимизма в единстве с пессимизмом. Оптимизм (от лат. optimus — наилучший) и пессимизм (от лат. pessimus — наихудший) отражали противоположные отношения человека к ходу жизненных событий, противоположные установки на принятие наблюдаемых явлений и взаимодействие с ними.
Во все времена оптимизм символизировал не только веру, но и убеждение в возможности лучшего будущего, в возможности торжества добра над злом, победы справедливости над несправедливостью. В древности оптимистическое мировоззрение так или иначе выражали Аристотель, Эпикур. Оптимистом признавался тот, кто считал окружающий мир безупречным, поскольку он создан совершенным Богом, а живущие в таком мире люди также единственны и неповторимы. Вера в то, что мир, созданный Богом, прекрасен, поддерживалась многими мыслителями на протяжении всей истории. Примером может служить Платон, философы Александрийской школы, в том числе Плотин, а также св. Ансельм, св. Фома и др. Однако чтобы прийти к оптимизму, самим философам нужно было преодолеть ряд свойств собственной личности, не позволявших позитивно воспринимать мир, чувствовать себя уверенно1.
Быть оптимистом для философов нередко означало найти смысл жизни, понимать жизнь как собственное развитие, подчиненное циклам, которые ведут к цели. Оптимист знает, что жизнь не случайна и в конце пути «хорошее» обязательно восторжествует над «плохим». Более того, быть оптимистом — значит верить не только в «хорошее», но и в «лучшее». Оптимиста не удовлетворяет достигнутое, он желает чего-то более совершенного.
Важно, что оптимизм предполагал активную реализацию свой позиции. Чтобы мир стал лучше, необходимы определенные действия. Иными словами, оптимизм одновременно представал в философском и практическом смыслах. С позиции философского оптимизма несовершенные вещи, как минимум, можно привести в порядок. Действия по упорядочиванию не подчиняются чему-то невидимому, нисходящему сверху, а зависят только от человека: от его усилий, умений, мыслей, представлений, оценок, от его способности
© С. Т. Посохова, 2009
любить мудрость, от стремления стать мудрее. Пифагор, сказав, что он не мудрец (sophos), а только philo-sophos, сформулировал теорию философского оптимизма. Более того, он не только выразил ее словами. Пифагор жил в соответствии со своей теорией. Называя себя философом, т. е. любящим мудрость, ищущим мудрость, Пифагор посвятил себя поиску истины и воплощению ее в жизнь. Тем самым он показал пример реального оптимизма.
Издревле оптимизм соотносился с психикой человека, прежде всего с эмоциями. Так, принималось во внимание, что усталый, грустный, слабый человек, вероятнее всего, будет пессимистом, поскольку такое состояние психики приводит его к страху перед жизнью и всеми ее проявлениями. И, наоборот, человек, переживающий противоположное состояние, без особого труда будет бороться с трудностями, находить общий язык с окружающими людьми и разрешать проблемы2.
В Новое время идеи оптимизма развивал, прежде всего, Г. Лейбниц. Именно он считал, что существующий мир — это лучший из миров. Конечно, подобная абсолютизация оптимизма приводит к оправданию неизбежно существующих, по крайней мере, в современном обществе насилия, несправедливости, катастроф. По-видимому, этим обусловлены определенные ограничения в принятии оптимизма.
В противоположность оптимизму, пессимизм отражается в философских воззрениях, акцентирующих не просто негативный, а худший исход событий. Пессимизму свойственны упадочнические настроения, отсутствие веры в торжество добра и справедливости. Обоснованием пессимизма занимались немецкие философы-иррационалисты
А. Шопенгауер и Э. Гартман. Абсолютизация пессимизма не менее опасна, чем оптимизма: человек лишается возможности, а главное необходимости противостоять невзгодам и кризисам, лишается активности в изменении окружающей реальности.
Оптимизм, с позиции защитников пессимизма, — это, в сущности, незаконное самовосхваление истинного родоначальника мира, т. е. воли к жизни, которая самодовольно любуется собой в своем творении. Именно поэтому оптимизм представляется не только ложным, но и вредным, пагубным учением. Действительно, оптимизм изображает жизнь как некое желанное состояние, целью которого является обеспечение счастья человека. Наверно, поэтому каждый человек считает, что он имеет полное право на счастье, наслаждение и удовольствия. Однако в реальной жизни счастье может обойти человека или сам человек не в состоянии осознать смысл своего счастья. Отсюда — переживание несправедливой обиды. Возникает ощущение невозможности достижения цели своего бытия. Такого конфликта можно избежать, если человек увидит цель своей жизни в труде, в преодолении лишений, нужды, в переживании скорби, венчаемой смертью. Невзгоды и печали вызывают у человека отрицание воли к жизни3.
Мыслителей-пессимистов практически не интересует, что будет происходить завтра, не интересует грядущая победа добра над злом. Значимо только то, что свершается «сегодня». Поскольку в этом «сегодня» можно столкнуться со страданиями, болью, ошибками, то у человека нет оснований для оптимизма. Именно подобного рода рассуждения позволили Ф. Вольтеру назвать оптимизм верой дураков4.
С точки зрения И. И. Мечникова, основа пессимистического мировоззрения заключается в самой сущности человеческих ощущений5. Вполне вероятно, что одна из причин возникновения пессимизма связана с материалистическим воззрением. Логично считать, что если мир только материален, то все, что видит человек вокруг себя, незначительно, и больше ожидать нечего. Повседневная жизнь, полная боли, страданий, голода, смерти, лжи, катастроф,
войн и несчастных случаев, не сулит человеку ничего хорошего. Человек, который живет, основываясь на материалистических представлениях, легко может стать пессимистом, поскольку счастье означает овладение конкретными вещами. Материальные вещи отражают временные, преходящие ценности. Обладание материальной вещью порождает страх потери приобретенного6. Желание обладать распространяется и на сферу чувств7. Даже любовь может порождать пессимизм. При том же материалистическом подходе любящий человек постоянно задается вопросами о том, насколько сильно любят его, как долго будут любить.
Кроме того, существует еще одна причина, подталкивающая к пессимизму. Она связана с неправильно понятыми и интерпретируемыми философскими идеями псевдо-эзотерического характера, пришедшими с Дальнего Востока. Речь идет о трактовке Кармы. Известно, что Карма представляет собой закон, который лежит в основе развития жизни. Карму называют законом причины и следствия: все, что возникает во Вселенной, внутренне взаимосвязанно, все события являются звеньями одной цепи. Таким образом, все происходящее взаимообусловлено, одно зависит от другого. Карму часто отождествляют с судьбой. Подобная вольная интерпретация может привести к пессимистическим настроениям. Все, что происходит с человеком, рассматривается как независимое от его воли и позиции — все «карма». Возникает вопрос о смысле борьбы с обстоятельствами и самим собой, поскольку все предопределено8.
Конечно, любое мировоззрение должно быть гармоничным. Абсолютный оптимизм может привести к самообману. В то же время чрезмерный пессимизм приводит к своеобразному параличу действий. Человек принимает эффективные решения, если здоровый оптимизм сочетается с умеренным пессимизмом9.
И. И. Мечников рассматривал тесную взаимосвязь оптимизма и пессимизма, их взаимное влияние и возможность взаимного перерождения, что больше соответствует жизненной реальности. Он описывает образ жизни и мыслей пессимистов (например, Гете) и прослеживает путь перевоплощения пессимистов в оптимистов. Формирование пессимистического мировоззрения И. И. Мечников связывает прежде всего с возрастом и осознанием краткости жизни10. Он пишет о том, что трагическое решение многих молодых сил, которые могли бы в свое время принести большую пользу людям, зависит в значительной степени от их незнания того основного закона душевного развития. По этому закону, смысл и цель жизни познаются не в ранней молодости, а в более позднем возрасте. Отмечается постепенность развития душевных способностей человека и сравнительно позднее, к сожалению, как отмечает И. И. Мечников, нередко слишком позднее, развитие «инстинкта жизни». «Инстинкт жизни» без объяснений дает человеку возможность чувствовать смысл и цель существования. С возрастом снижается чувствительность человека, характер становится более спокойным. Все это приводит к тому, что человек перестает остро реагировать на «несправедливость» и «непонимание людей»11.
Неудовлетворяющая философов абсолютизация оптимизма и пессимизма привела к возникновению мелиоризма (лат. melюr — лучше). Появление данного термина в XIX в. ассоциируется с именами английской писательницы Дж. Элиот и французского философа Дж. Селли. Мелиоризм представляет собой воззрение, которое наряду с признанием неизбежности зла в мире убеждает, что мир можно улучшить при помощи человеческих усилий,
12
путем индивидуального совершенствования, путем просветительства12.
В последнее время феномен оптимизма стал объектом разных по целям и общенаучным установкам психологических исследований. Одна из причин этого, без сомнения, заключается в поисках ресурсов психики современного человека, жизнеспособность которого
зависит от своевременности и точности реагирования на все вызовы меняющегося мира. Наряду с этим следует также признать стимулирующую роль исследований М. Селигмана13. Изучение в 1960-1970-х гг. феномена выученной беспомощности привело М. Селигмана к созданию теории оптимизма. Для М. Селигмана беспомощность представляет собой состояние, возникающее в ситуации, когда человеку кажется, что внешние события от него не зависят и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации, то формируется т. н. выученная беспомощность.
В соответствии с теорией оптимизма, приобретенные в «борьбе с реальностью» успехи служат причиной того, что временные, даже, казалось бы, непреодолимые трудности сохраняют мотивацию к активным действиям, точнее: снижают мотивацию к активности в меньшей степени, чем это происходит у пессимистически настроенных людей, более склонных к формированию выученной беспомощности. По мнению М. Селигмана, суть оптимизма состоит в особом способе атрибуции — особом стиле объяснения причин неудач или успехов. Оптимистичные люди склонны приписывать неудачи случайному стечению обстоятельств, локализуя их в определенной узкой точке пространства и к определенному моменту времени. Обычно они считают успехи личной заслугой и склонны рассматривать их в качестве того, что случается всегда и почти везде. Именно через стиль атрибуции (приписывания) «просеивается» опыт беспомощности. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимистической — преувеличивается. Оптимистичные люди, по мысли М. Селигмана, имеют ряд преимуществ: они более инициативны, энергичны, реже впадают в депрессию, результаты их деятельности обычно выглядят более внушительно. Они производят лучшее впечатление на окружающих. Это все не может остаться без очевидных последствий14.
Определив, таким образом, ключевые характеристики оптимизма, М. Селигман нашел довольно надежный способ оценки степени присущего человеку оптимизма, а также предложил специальный тест. Это его открытие позволило провести ряд интересных экспериментов, показавших возможность влияния оптимизма на политическую, профессиональную деятельность людей и даже — на жизнь целых стран15.
Пожалуй, наиболее ценным для практики воспитания оптимизма или его противоположности — пессимизма — стали исследования М. Селигмана, раскрывающие смысл опыта неконтролируемых последствий происходящих событий. Экспериментально удалось доказать, что в тех случаях, когда человек не может полностью контролировать успешность своих решений, когда неудачи и наказания хаотичны и непредсказуемы, то развивается пессимистические и депрессивные тенденции. Важно, что интенсивное поощрение вне зависимости от действий точно так же, как и наказание, приводит к потере инициативы и способности к конкурентной борьбе. Беспомощность человека вызывается невозможностью контролировать и предсказывать события внешнего мира. Уже в раннем детстве начинается обучение контролю над внешним миром. Помешать этому процессу, с точки зрения М. Селигмана, могут три обстоятельства: полное отсутствие последствий (депривация), однообразие последствий и отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями16.
Сегодня отчетливо вырисовываются несколько подходов к исследованию оптимизма:
• структурный — изучается специфичность оптимизма, его компоненты и структурная организация, место и роль в структуре личности и взаимосвязи с другими экзистенциальными феноменами;
• функциональный — изучаются физиологические, психологические, социальные функции оптимизма;
• мотивационно-смысловой — изучаются смысловые аспекты оптимизма, его мотивационный потенциал.
Кроме того, можно говорить о научно-методологическом, методическом, эмпирическом и прикладном направлениях исследований. Научно-методологическое направление предполагает создание теорий и концепций, объясняющих закономерности генезиса и эволюции оптимизма. Методическое — ориентировано на разработку средств диагностики неоднородных проявлений оптимизма. Интенсивно развивающееся эмпирическое направление связано с организацией исследований и наблюдений в многообразных условиях жизни человека с привлечением представителей разных возрастных и социальных групп. Для прикладного направления приоритетным считается разработка обучающих и терапевтических программ, техник формирования и тренингов оптимизма. При этом оптимизм выступает или как самостоятельный индивидуально-психологический феномен, связанный с переживанием счастья, или как одна из составляющих диады «оптимизм — пессимизм». Однако до сих пор об этой диаде имеются недостаточные представления, порой лишь на уровне различий между оптимистами и пессимистами в восприятии одних и тех же жизненных событий. Пожалуй, также недопустимо мало информации и о взаимосвязи оптимизма с другими психологическими явлениями, о его структурной организации, а также о факторах его формирования и утраты.
Сегодня можно говорить о том, что существующие дефиниции оптимизма отличаются большим разнообразием и фиксируют довольно нечеткую его структуру. Наиболее вероятная причина этого кроется в сложности организации и многоаспектности проявлений в реальных ситуациях. С одной стороны, оптимизм насыщается высоко обобщенными признаками, которые могли быть, а некоторые уже стали объектами самостоятельного изучения, например счастье, настроение, юмор и т. п. С другой — психологическое содержание ряда компонентов имеет области пересечения, например, активность, уверенность в себе, психологическое здоровье и т. д. В обоих случаях возникают трудности дифференциации оптимизма, определения его специфики и места в целостной структуре личности.
Рассмотрим некоторые составляющие оптимизма, наиболее часто упоминаемые в современных отечественных и зарубежных исследованиях. Известно, что И. И. Мечников связывал оптимизм с таким трудно исследуемым явлением, как «чувствожизни», которое, в свою очередь, зависит от страха смерти17. Эволюция «чувства жизни» лежит в основе философии оптимизма. Так, у ребенка отсутствует понятие смерти, он вряд ощущает осознанный страх перед нею. Юноша уже понимает ужас смерти, но боится ее меньше, чем пожилой человек, у которого «чувство жизни» уже достигло полного развития. И. И. Мечников был убежден в возможности развития «чувства жизни» специальными упражнениями и дифференциации людей по уровню его выраженности. Различия в развитии «чувства жизни», как полагал И. И. Мечников, составляют одну из причин пессимизма среди молодых людей.
Довольно часто в качестве одного из компонентов оптимизма психологи рассматривают счастье. При этом не существует общепринятого мнения о соотношении этих феноменов. Одни исследователи считают, что оптимизм — независимое от переживания счастья явление. Другие полагают, что счастье и оптимизм объединяет переживание позитивных эмоций. Третьи, как, например, М. Аргайл, считают, что оптимизм представляет собой один из элементов счастья. Для М. Аргайла оптимизм — часть субъективного благополучия,
которая влияет на состояние физического и психического здоровья18. От уровня оптимизма зависят восприятие мира и вектор поведения. Оптимисты утверждают, что человек живет в лучшем из миров, а пессимисты беспокоятся, так ли это. Оптимисты видят светлую сторону вещей, а каждое поражение считают временной неудачей. Попадая в трудную жизненную ситуацию, они воспринимают это как вызов и упорно стараются изменить положение дел. Они надеются на лучшее будущее и убеждены, что смогут добиться успеха в своих начинаниях. Кроме того, они считают, что окружающие хорошего мнения о них19.
Подобное отношение к жизни делает оптимистов более счастливыми, чем пессимисты. Установка на позитивное влечет за собой высокую поисковую активность. Тот, кто настроен оптимистично, чаще создает ситуации, которые приносят успех и удачу, способствуют самораскрытию. Оптимисты успешнее пессимистов справляются со стрессами. У них крепче здоровье, поскольку они меньше подвержены заболеваниям. Более того, оптимистам склонны подражать окружающие. Оптимистичные мысли, приподнятое настроение одного человека рождают аналогичные мысли в сознании других.
В. Франкл говорил о том, что достигнутая цель создает причину для счастья. Счастье автоматически и спонтанно следует из достижения цели. Поэтому стремление к счастью не может быть самоцелью. В той мере, в какой человек делает счастье предметом своих устремлений, он неизбежно делает его объектом своего внимания. Тем самым он теряет из виду причину для счастья, и счастье ускользает. О счастье незачем беспокоиться, если у человека есть основание для него20. Счастлив не тот человек, который ставит счастье главной целью своей жизни, а тот, кто живет в гармонии с собой и окружающим миром, занимается своим делом, приносит пользу своим существованием. Его жизнь имеет определенный смысл. Он не восхищается прошлым и не боится будущего. Можно предположить, что и оптимист, как и счастливый человек, живет не какими-то ожиданиями, разочарованиями. Он удовлетворен своей жизнью. Его не пугают жизненные трудности, он их преодолевает.
Пессимисты, напротив, не замечают вокруг себя положительного. Мир, близкие люди, собственные достижения воспринимаются ими сквозь призму негативного. К сожалению, пессимисты часто сами навлекают на себя несчастья. Объединяя негативные эффекты, пессимисты отталкивают от себя окружающих. В результате подавленное настроение нарастает. В то время как оптимисты сами строят свой рай и наслаждаются результатами, пессимисты создают свой собственный ад, становясь своими мучителями. Считая, что плохие события неизбежны и будут продолжаться вечно, они быстро перестают надеяться. Хорошо известно, что негативные эмоции: страх, тревога, гнев, ярость и т. д., — истощают энергетический потенциал личности. Поэтому пессимистам трудно найти силы для изменения течения собственной жизни, для достижения поставленной цели21.
Для понимания сущности оптимизма и пессимизма важна идея, которая в концентрированной форме выражена английской пословицей: «счастье — в нашей голове». Ключ к счастью — в мировоззрении человека, которое он формирует на протяжении своей
жизни. Один человек может положительно относиться к любой сложной задаче, другой
22
же смотрит на все с позиции сложности и невозможности решения22.
Наряду со счастьем, к важным компонентам оптимизма можно отнести психологический (душевный) комфорт. Наиболее ярко психологический комфорт отражается в доминирующем настроении. Неизменное ощущение благополучия, радостное, устойчивое настроение и неиссякаемый оптимизм наиболее желательны. Поэтому люди находили и сохраняли различные средства создания нужного настроения, поддержания внутренней гармонии. Долгие века для наших предков таким средством была молитва. Не принято было начинать
какое-либо дело, не помолившись. Молитва позволяла начинать работу степенно и обстоятельно, но главное — вселяла уверенность в успехе, надежду на Божью помощь и помощь добрых людей. И в наши дни проблема психической регуляции, гармонии внутреннего
23
мира личности остается актуальной и в практическом, и в теоретическом плане23.
Компонентами оптимизма признаются настроение, переживание положительных эмоций, юмор. В описаниях предпочитаемых, желательных настроений довольно часто фигурирует определение «повышенное, приподнятое настроение». Понятия «повышенное» и «гармоничное» настроение не всегда совпадают. Гармоничным считается настроение, способствующее возникновению состояния, которое благоприятно влияет на достижение далеких и близких жизненных целей. При эйфорическом состоянии или экстазе
24
настроение предельно высокое, но не всегда гармоничное24.
Важно то, что оптимизм всегда связывается с переживанием радости и вообще положительных эмоций. Источники положительных эмоций так же разнообразны, как и источники негативных. Более того, большинство явлений и жизненных ситуаций несет в себе потенциал с как позитивных, так и негативных переживаний. Например, у кого-то прием пищи может сопровождаться ощущением удовольствия и даже переживанием восторга, у других — раздражением, тревогой за разрушение своей внешней привлекательности.
Вариативность позитивных и негативных переживаний индивидуальна и создается во многом благодаря определенному образу мыслей. В частности, позитивное мышление предполагает размышления позитивного содержания, приписывание благоприятных событий и успеха своим личным заслугам, а неудач — обстоятельствам. Как показал М. Аргайл25, именно такой образ мыслей присущ счастливым людям. Ему принадлежит идея о том, что еще одна особенность позитивного мышления — юмор, т. е. способность видеть комическое в разных жизненных явлениях, смотреть на вещи вне логики их соотношений. С нашей точки зрения, юмор представляет собой способность находить несоответствие между ожидаемым, стереотипным поведением человека и его совершенными действиями, между сложившимися представлениями о себе и реальным поведением и при этом актуализировать положительные переживания и смех. Благодаря этому обеспечивается адаптивное взаимодействие человека с окружающим миром и самим собой, поскольку неблагоприятные события предстают в совершенно ином, менее трагическом свете. Кроме того, юмор способствует укреплению социальных связей и межличностных отношений, сближает конфликтующих между собой людей. Смех делает человека более обаятельным и привлекательным для общения, а следовательно, создает дополнительные возможности для оптимизма.
Роль активности в феномене оптимизма отражают не только умозаключения психологов. В широко применяемых на практике разнообразных тестах, диагностирующих оптимизм, довольно часто содержатся шкалы активности. При этом активность понимается как признак социально признанного целенаправленного поведения, результатом которого становятся социально полезные изменения. Э. Фромм26 относил активность только к категории поведения, а не личности. С его точки зрения, неважен мотив активности: внешняя сила или внутреннее побуждение. Быть активным означает дать возможность проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый человек. Быть активным значит обновляться, расти, изливаться, любить, вырваться из стен своего изолированного «Я», испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо, отдавать. Возникает своеобразная установка: чтобы быть активным, надо быть активным.
Для оптимизма важна не только активность как таковая, но и ее вектор. Естественно, что возникает вопрос о связи оптимизма и локус контроля. Существует мнение о том, что интерналы обладают более оптимистичным взглядом на жизнь, чем экстерналы. Интервалы, считающие себя хозяевами своей судьбы, более счастливы, активны и предприимчивы. Возможность, даже видимая, контролировать свою жизнь повышает ощущение личного благополучия и служит барьером для стрессовых воздействий. Экстерналы, считающие себя жертвами обстоятельств, склонны к пораженческому мировосприятию и пессимизму27.
Среди многочисленных психологических составляющих оптимизма особое положение занимает уверенность в себе. Дело в том, что ценностный смысл уверенности в себе неоднозначен. С нашей точки зрения, уверенность может расцениваться как личностное свойство, отражающее соответствие представлений личности о себе тем требованиям, которые предъявляет ей сложившаяся жизненная ситуация. Уверенность обеспечивает согласованность, гармонию внутренней и внешней жизни. Наряду с этим, уверенность в себе рассматривается как переоценка позитивных свойств, навыков, способностей, переоценка шансов, которые предоставляет человеку окружающий мир28. Парадокс второй позиции заключается в том, что именно подобная «завышенная оценка» позволяет человеку браться за, казалось бы, неразрешимые задачи и главное — решать их. Без таких уверенных людей вряд ли был бы возможен прогресс. Естественно, что окончательно адаптационный смысл уверенности будет определен тогда, когда психологам удастся дифференцировать уверенное и агрессивное поведение. Тем не менее, важно, что уверенность в себе — сущностный признак оптимизма. С точки зрения М. Селигмана29, уверенность в себе — это комплекс эмоционально-когнитивных характеристик. Они создают уникальный психологический портрет человека, который высоко оценивает себя, свои навыки и способности, вероятность осуществления желаний и достижения личных целей в большинстве жизненных моментов. Такой человек считает успехи своей личной заслугой. Привычные позитивные оценки исключают самоуничижение, а также унижение других людей.
Таким образом, в психологической науке накоплен довольно обширный опыт исследования и наблюдения проявлений оптимизма. Сложилась общая исследовательская позиция, согласно которой оптимизм можно представить как сложное социальнопсихологическое явление. Признается, что причины его возникновения, а также трансформации многочисленны и находятся как в разных сферах жизни и деятельности человека, так и на разных уровнях его личностной организации. Различия в точках зрения касаются в основном психологического содержания оптимизма и компонентной организации, конкретного ее насыщения. Тем не менее, следует признать, что в изучении оптимизма больше неизвестного, чем познанного, больше прогнозируемого, чем доказанного, больше общего, чем конкретного.
Пожалуй, более заметна конкретизация содержательных и поведенческих проявлений оптимизма в разработанных разными авторами опросниках и шкалах самооценки. Однако для большинства методических средств характерна одна особенность, которая состоит в многочисленности диагностируемых проявлений при небольшом количестве предлагаемых для оценки суждений. Например, широко известные тесты содержат не более пятидесяти суждений, но измеряющие более десяти признаков оптимизма, среди которых «постоянство плохих событий», «постоянство хороших событий», «коэффициент надежды», «свобода от проблем», «ориентация на гармонию» и т. п.30 Подобные методические разработки вряд ли могут дать исчерпывающий и надежный ответ на вопросы, связанные с природой оптимизма.
Поиски психологического содержания и структурной организации оптимизма привели нас к организации нескольких пилотажных исследований, которые проводились совместно с О. П. Викторовой. Одна из целей исследований заключалась в выявлении личностного смысла оптимизма, раскрывающего его психологическое содержание, которое сформировалось под влиянием индивидуального опыта переживания успеха и неудачи в разнообразных жизненных ситуациях. Использовались преимущественно проективные методики, как оригинальные, например рисуночная проба «Мой оптимизм», так и модифицированные, в частности ассоциативный эксперимент, методика незаконченных предложений и другие. Полученные вербальные и невербальные ассоциативные ряды обрабатывались с помощью контент-анализа или кластерного анализа, или с использованием обеих статистических процедур. В исследовании участвовали преимущественно представители студенческой молодежи.
Нам удалось установить, что смысловое пространство понятия «оптимизм» у молодых людей довольно широкое и включает в себя:
• выражение важности момента жизни;
• позицию личности;
• глобальность позитивного отношения к миру;
• активную персональную трансформацию негативного в позитивное;
• переживание удовольствия.
На основании выделенных кластеров можно утверждать, что для молодых людей оптимизм — одна из составляющих жизни. Оптимизм по-особому освещает жизнь, наполняет ее значимостью и определенностью. Смысл оптимизма заключен в важности актуального, сиюминутного принятия мира, принятия его «здесь и сейчас», что часто раскрывается через ассоциации «умение радоваться каждой прожитой минуте», «вера в светлое будущее». Отнесенность оптимизма к конкретной жизненной ситуации демонстрируют также рисунки «Мой оптимизм». Примерно треть рисунков отражает ассоциацию оптимизма со значимыми для человека ситуациями: общение, отдых, преодоление барьеров и т. п.
Однако оптимизм в сознании молодых людей представлен не только кратковременной реакцией на ситуацию, но и определенной позицией личности. Следовательно, оптимизм — это относительно стабильное понимание мира и относительно устойчивый вектор взаимодействия с ним. Уникальность оптимистической личностной позиции заключается в способности видеть позитивное вопреки неприятностям, трудностям и неудачам. Для нее свойственна реальная или виртуальная трансформация широкого круга негативных жизненных ситуаций и переживаний в раскрытие своих возможностей, в источник получения удовольствия и положительных эмоций. Оптимизм осознается как своеобразное расширение границ позитивного. Примечательно, что рисуночная проба «Мой оптимизм» с помощью разных символов и графических приемов фиксирует переход дождливой погоды к солнечной, смену плохого настроения хорошим, веселым, получение удовольствия вопреки жизненным превратностям.
Более того, оптимизм осознается как распространение позитивного на все события и все происходящее. Глобальность позитивного отношения к миру выражается ассоциациями: оптимизм — это «когда всем хорошо», «всем радостно», «все хорошо», «все трудности преодолимы» и т. д. На рисунках изображаются земной шар, галактика, звезды и т. п.
В сознании молодых людей оптимизм — это сущностная характеристика человека. Смысловое пространство понятия «оптимизм» тесно переплетается с понятием «оптимист». Как оказалось, в рисунках оптимизм наиболее часто ассоциируется
с человеком — 50 % рисунков, или солнцем — 46,7 %. Человек рисуется или во весь рост 26,7 % рисунков, или только лицо — 30,0 %. Солнце изображается с лицом или руками человека. Иногда образ оптимизма представляется в виде животного, например зайчика, птицы и котика. Важно что, все они тоже стилизованы.
При этом оптимист, прежде всего, выступает в роли транслятора позитивного отношения к миру и окружающим людям. Он наделяется добротой, жизнерадостностью, позитивным настроем, отсутствием уныния. Это активный, энергичный человек, способный преобразовать этот мир к лучшему. Не случайно практически на всех рисунках оптимизма изображена улыбка. Это или улыбающиеся человек, животные или же отдельное изображение улыбающихся губ. Улыбка — символ положительных эмоций, доверия, открытости миру. Доминирующий в рисунках желтый цвет подтверждает связь оптимизма с позитивным отношением к миру, с переживанием радости, счастья.
Кластерный анализ объединяет признаки, подчеркивающие веру оптимиста в глобальность позитивного, веру в то, что все происходит к лучшему, а также в то, что любые события обязательно закончатся хорошо, даже если это на первый взгляд не так. Оптимист находит что-то хорошее во всем: будь то неприятный человек или сложная запутанная ситуация. Для того чтобы найти позитивное, необходимо лишь взглянуть на проблему с другой стороны.
Современный оптимист, с точки зрения молодых людей, ориентирован на получение удовольствий. В этом ему свойственна определенная разумность: он наслаждается тем что имеет.
Обращает на себя внимание еще один смысловой конструкт понятия «оптимист», который мы условно назвали «самоценность оптимиста». Самоценность раскрывается через ассоциации «исключительность», «индивидуальность», «движение вперед» и т. п. Оптимист понимает свою уникальность в этом мире, подчеркивает свою неповторимость. Оптимист сегодня не такой, как все. Он использует свою уникальность как ресурс для достижения цели, саморазвития. Самобытность создается способностью трансформировать негативное в позитивное и терпимым отношением к миру. Можно предположить, что оптимизм среди молодых людей — явление не столь типичное. Молодой человек, склонный к позитивному восприятию мира, выделяется среди других, и отношение окружающих к оптимисту может быть неоднозначным.
Таким образом, личностный смысл понятия «оптимист» включает в себя такие признаки, как
• трансляция позитивного отношения к миру;
• вера в глобальность позитивного;
• уникальность;
• разумность удовольствий;
• самоценность.
Выявленные нами показатели личностного смысла оптимизма оказались слабо структурированы, о чем свидетельствовали результаты корреляционного анализа. Удалось обнаружить взаимосвязи лишь между такими конструктами, как глобальность оптимизма и разумность получения удовольствий.
Единичными оказались также взаимосвязи показателей оптимизма и показателей личностных свойств, самоотношения, креативности и реакции на фрустрирующие ситуации. Можно говорить о том, что показатель трансформации негативного в позитивное сочетается с показателем стремления к творчеству. Кроме того, чем больше человек склонен
ощущать глобальность позитивного, тем более выражена вербальная креативность. Возникает предположение о том, что оптимизм и творчество основываются на преобразовании представлений, образов и даже жизненных ситуаций. Для оптимиста недостаточно видеть мир через призму позитивного. Он, как и многие другие, попадает в трудные ситуации. Однако, в отличие от других, оптимист способен трансформировать наблюдаемое и происходящее в позитивное.
Корреляции между проявлениями оптимизма и реакциями на фрустрирующие ситуации также малочисленны. Несмотря на это, они отражают один из наиболее значимых признаков оптимизма — активность. Высокая самооценка оптимиста сочетается со стремлением личности к разрешению конфликтных коммуникативных ситуаций, к преодолению барьеров на пути к достижению цели. При высокой оценке собственного оптимизма меньше выражено стремление личности защищать свое «Я» агрессией по отношению к другим или по отношению к себе. Важно и обратное: конструктивное устранение барьеров на пути к цели дает основание чувствовать себя оптимистом.
Результаты факторного анализа подтвердили относительную самостоятельность проявлений оптимизма. Выделенный нами фактор жизненного оптимизма оказался единственным и лишь вторым в факторной структуре. Жизненный оптимизм обследованных нами молодых людей определяется такими показателями, как стремление к самореализации, самоконтроль и общая толерантность.
Таким образом, результаты проведенных пилотажных исследований позволяют предполагать, что у молодых людей оптимизм имеет сложный личностный смысл. Личностный смысл объединяет осознание оптимизма как активной трансформации негативного в позитивное, как глобальность позитивного отношения к миру, как выражение важности актуального момента жизни, как позиция личности и как переживание удовольствия. Оптимист воспринимается как человек, склонный к вере в глобальность позитивного, к трансляции позитивного отношения, как человек, осознающий свою уникальность и самоценность. Оптимист ориентирован на разумное получение удовольствий.
Слабая интеграция изученных нами проявлений оптимизма и личностных свойств требует, с одной стороны, расширения спектра диагностируемых признаков; с другой стороны, необходима специальная эмпирическая проверка роли физиологических компонентов, в частности энергетического, в раскрытии оптимизма.
1 Гусман Д. С. Оптимизм и философия. иЯЬ: Ьмр://№^«г.тап'№Ь.т/агис1е8/т1сгосо8т/Сп818/Орйт18тР1-1os_DSG/
2 Гусман Д. С. Оптимизм и философия. иЯЬ: Ьмр://№^«г.тап'№Ь.т/агис1е8/т1сгосо8т/Сп818/Орйт18тР1-1os_DSG/
3 Шопенгауэр А. Избранные произведения / Сост. И. С. Нарский. М., 1992.
4 Гусман Д. С. Оптимизм и философия. иЯЬ: Ьмр://№^«г.тап'№Ь.т/агис1е8/т1сгосо8т/Сп818/Орйт18тР1-1os_DSG/
5Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1964.
6 Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
7 Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
Гусман Д. С. Оптимизм и философия. иЯЬ: Ьмр://№^«г.тап'№Ь.т/агис1е8/т1сгосо8т/Сп818/Орит18тр11о8_ DSG/
9 Кете де Врис М. Уравнение счастья. М., 2005.
10Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1964.
11 Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1964.
12 Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 1991.
13 СелигманМ. Теория оптимизма. URL: http://union.kz/rn/vlijan/metman/bespom
14 Селигман М. Теория оптимизма. URL: http://union.kz/rn/vlijan/metman/bespom
15 Селигман М. Теория оптимизма. URL: http://union.kz/rn/vlijan/metman/bespom Селигман М. Теория оптимизма. URL: http://union.kz/rn/vlijan/metman/bespom
17 См.: Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1964.
18 Аргайл М. Психология счастья. СПб., 2003.
19 Кете де Врис М. Уравнение счастья. М., 2005.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
21 Кете де Врис М. Уравнение счастья. М., 2005.
22 Кете де Врис М. Уравнение счастья. М., 2005.
23 Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.
24 Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000; Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.
25 Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.
26 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
27 Кете де Врис М. Уравнение счастья. М., 2005.
28 Ромек В. Уверенность в себе: этический аспект. 1996. URL: http://reshma.com.ru/psycology/svetska/ uverennost_v_sebe.htm
29 Ромек В. Уверенность в себе: этический аспект. 1996. URL: http://reshma.com.ru/psycology/svetska/ uverennost_v_sebe.htm
30 Тест на оптимизм. URL: http://domovodstvo.fatal.ru/Page/Klass_rukovod/Ankety_testy_rekomendacii/ Test И-htm