Научная статья на тему 'Оптимизация условий становления пенсионной реформы'

Оптимизация условий становления пенсионной реформы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОМБИНИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лихачева О. Ю.

Ситуация с пенсионным обеспечением граждан нашей страны в переходный период требует проведения серьезных и принципиальных преобразований. Но для того, чтобы объективно определить, куда, как и когда надо начинать ее преобразовывать, представляется разумным исходить не только и не столько из революционной необходимости, а из конечных целей, которых необходимо достичь. Анализ показывает, что при любом из рассматриваемых на сегодня вариантов доля пенсионных расходов на протяжении 15 лет не превысит 11 % от ВВП, а это вполне приемлемо для экономики России и не требует дополнительных мер по предотвращению возможного дефицита (повышения тарифа страховых взносов, пенсионного возраста и т.п.). Данный показатель соответствует нормам, принятым в странах с развитой распределительной системой пенсионного страхования. Отношение среднемесячных размеров трудовой пенсии к оплате труда в прогнозных вариантах начнет увеличиваться и к 2010 году достигнет 49,3-49,5 %. Отношения прожиточного минимума (ПМ) работающих и пенсионеров к средним размерам оплаты труда и пенсии составят к 2010 г. соответственно 1:3 и 1:2. Вместе с тем, следует отметить, что увеличение расходов на пенсии идет на фоне уменьшения числа пенсионеров. В дальнейшем, за пределами исследуемого пятнадцатилетия, при стабилизации и улучшении демографической ситуации в стране может сложиться крайне негативная обстановка, требующая неординарных решений. Очевидно, что государственный кризис в области пенсионных обязательств наступит не ранее второй четверти XXI века весьма отдаленная перспектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация условий становления пенсионной реформы»

№ 6 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки

УДК 364

Оптимизация условий становления пенсионной реформы

О.Ю. Лихачева

ОАО < Российская национальная страховая компания>

(г. Новосибирск)

Ситуация с пенсионным обеспечением граждан нашей страны в переходный период требует проведения серьезных и принципиальных преобразований.

Но для того, чтобы объективно определить, куда, как и когда надо начинать ее преобразовывать, представляется разумным исходить не только и не столько из революционной необходимости, а из конечных целей, которых необходимо достичь.

Анализ показывает, что при любом из рассматриваемых на сегодня вариантов доля пенсионных расходов на протяжении 15 лет не превысит 11 % от ВВП, а это вполне приемлемо для экономики России и не требует дополнительных мер по предотвращению возможного дефицита (повышения тарифа страховых взносов, пенсионного возраста и т.п.). Данный показатель соответствует нормам, принятым в странах с развитой распределительной системой пенсионного страхования.

Отношение среднемесячных размеров трудовой пенсии к оплате труда в прогнозных вариантах начнет увеличиваться и к 2010 году достигнет 49,349,5 %. Отношения прожиточного минимума (ПМ) работающих и пенсионеров к средним размерам оплаты труда и пенсии составят к 2010 г. соответственно 1:3 и 1:2.

Вместе с тем, следует отметить, что увеличение расходов на пенсии идет на фоне уменьшения числа пенсионеров. В дальнейшем, за пределами исследуемого пятнадцатилетия, при стабилизации и улучшении демографической ситуации в стране может сложиться крайне негативная обстановка, требующая неординарных решений. Очевидно, что государственный кризис в области пенсионных обязательств наступит не ранее второй четверти XXI века - весьма отдаленная перспектива.

Ключевые слова: пенсионная реформа, накопительная система, комбинированный вариант обязательного пенсионного страхования

Введение.Проблемных задач у пенсионной системы накопилось много [1, 4, 5], среди которых следует отметить три основных обстоятельства:

• все более значительное абсолютное падение жизненного уровня нынешнего поколения пенсионеров,

• практически полный отрыв уровня пенсионного обеспечения от размеров трудового вклада пенсионеров (в работоспособный период),

• глубокая разбалансированность финансовой системы пенсионного обеспечения.

Материалом для исследования стали возможные варианты развития системы пенсионного обеспечения [1, 2, 3, 4].

Результаты исследования. Определены три варианта.

Исходный, первый - полное сохранение, точнее, замораживание нынешней, назовем ее <уравнительно-распределительной>, системы пенсионного обеспечения. Ее характеризует:

• низкий уровень жизни пенсионеров (средняя пенсия чуть превышает прожиточный минимум пенсионера, а минимальная - примерно на четверть его не достигает),

• жесткое ограничение верхнего предела назначенной пенсии (три минимальные пенсии),

• включение в пенсионно-страховую систему <не страховых> (точнее, не обеспеченных страховыми поступлениями) видов выплат и соответственно - нецелевым расходованием пенсионных средств,

• усиление уравнительности в размере суммарных пенсионных выплат и резким сокращением разрыва между максимальным и минимальным уровнями пенсий (1,5-1,7), особенно между максимальным и средним их размерами (1,1-1,2).

Второй вариант характеризуется последовательным и окончательным переходом от уравнительнораспределительного порядка пенсионного обеспечения - к государственному пенсионному страхованию на солидарно-распределительных принципах.

Отличительными особенностями данной модели являются:

• трехуровневая структура пенсионных выплат: базовая (социальная) пенсия, трудовая (страховая) и дополнительная (накопительная);

• снятие ограничений с верхнего предела пенсий и перехода к исчислению размера назначенной пенсии, исходя из "индивидуального коэффициента пенсионера", что позволит сразу "убить двух зайцев" - непосредственно увязать размер пенсии с трудовым вкладом пенсионера и обеспечить "автоматический"> механизм ее осовременивания, инфляционного повышения;

• исключение из состава пенсионных расходов всех выплат не страхового характера путем передачи их финансирования в бюджетную систему социального обеспечения.

Третий вариант пенсионной реформы - персонифицированно-накопительный - предполагает "принудительно-добровольное выталкивание" отдельных возрастных групп работников (в первую очередь 30-40 летних) на персонифицированное накопление собственных пенсионных средств. При этом, исходя из прогноза обострения демографического кризиса в середине 20-х годов XXI века, который приведет к полному и окончательному крушению распределительной пенсионной системы, целесообразно перевести основную часть трудоспособных граждан на режим "самообеспечения".

А оставшаяся на распределительном принципе часть работников должна будет поддерживать жизнеспособность, точнее, минимальный уровень доживания тех пенсионеров, которых по возрастным признакам бессмысленно переводить на накопительную систему.

Обсуждение результатов. Если сохранить действующую систему пенсионного обеспечения, то устойчивый и необратимый дефицит баланса нынешнего Пенсионного фонда действительно возникает в середине 20-х годов второго тысячелетия. При этом средний уровень пенсионного обеспечения будет относительно снижаться (с нынешних 110 % до 70-80 % от прожиточного минимума пенсионеров) и составит относительно среднестатистической зарплаты всего 20-35 % против современных 33-35 %.

Однако предлагаемый вариант накопительной системы не позволяет "самообеспечить" персонифицированных пенсионеров на сколько-нибудь приличном уровне, поскольку они смогут накопить к моменту выхода на собственную пенсию, даже с учетом достаточно скромного периода дожития, едва ли половинный размер от упомянутого выше уровня пенсий по распределительной схеме. Это составит к прожиточному минимуму пенсионера только одну треть, а относительно среднестатистической зарплаты - примерно одну десятую часть.

Оставшиеся на распределительной системе пенсионеры будут вынуждены получать фактически не пенсию, а лишь уравнительное пособие, не превышающее 60-70 % прожиточного минимума.

И, наконец, по второму варианту. Его последовательная реализация позволит уже на момент введения в 1,5-1,8 раза увеличить уровень обеспечения основной части пенсионеров по старости.

И в дальнейшем размеры пенсий будут расти в полной зависимости от уровня развития и стабилизации экономики в стране. Так, начиная с 10-15-х годов XXI века, соотношение средней пенсии и средней зарплаты практически удвоится и достигнет почти 60 % против нынешней трети. А соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму на тот же период составит 1,51,8 раза (против нынешнего 1,1-1,2).

При этом следует напомнить, что данный вариант включает в себя элементы накопительных пенсионных систем, последовательное (не принудительно гибкое) развитие которых позволит избежать шокового эффекта (табл. 1).

Табл. 1

Размеры пенсий при накопительной системе для первого поколения при периоде дожития 20

лет

Возраст начала и окончания работы, лет

40/55-60 35/55-60 30/55-60 20/55-60

Г од выхода на пенсию 2014- 2019 2019- 2024 2024- 2029 2034- 2039

Количество отработанных лет 15-20 20-25 25-30 35-40

Размер пенсии в год выхода на пенсию, млн. руб. 0,24-0,4 0,4-0,6 0,6-0,89 1,27-1,78

Соотношение со средней зарплатой в год выхода на пенсию, % 8,8-11,5 11,5- 14,7 14,1- 17,4 20,5-22,6

Минимальный размер пенсии (80% прожит, минимума), млн. руб. 1,2-1,5 1,5-1,8 1,8-2,2 2,7-3,4

Средний размер пенсии по действующей системе, млн. руб. 1,25- 1,62 1,62- 1,98 1,98- 2,38 2,89-3,68

Соотношение накопленной 20-26,7 26,7- 34,4- 47,0-52,4

пенсии и минимальной, %

34,4

40,4

Оценка расходов ПФР на выплату трудовых пенсий производилась по двум сценариям: с учетом преимущественной активизации инвестиционно-технических факторов и с учетом преимущественной активизации социально-трудовых факторов. Оба варианта рассматривались с поправкой на повышенную инфляцию.

Первая модель предполагает стимулирование инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования и ускоренный рост в ближайшие 8-10 лет валовых накоплений. На первом этапе такой вариант предполагает накопление средств, обновление производственной базы отечественных товаропроизводителей, что должно повысить эффективность функционирования экономики в целом. На втором этапе будут сформированы материальные и финансовые предпосылки роста реальных доходов населения.

Траты ПФР на выплату трудовых пенсий на протяжении всех 15 лет колеблются в пределах всего 1 % от ВВП.

При реализации второго сценария в первую очередь увеличиваются расходы на конечное потребление. Этот вариант может несколько ослабить социальную напряженность, вызванную общим падением жизненного уровня в России, ростом безработицы, снижением доли отечественной продукции на внутреннем потребительском рынке и т.п. Предполагается резкое увеличение материальных выплат в виде заработной платы и пенсий, что само по себе весьма проблематично. Перераспределение ресурсов потребительского комплекса и рост сбережений населения могут создать условия для увеличения инвестиций в экономику.

Следует отметить, применяемая накопительная система пенсионного страхования, теоретически является гораздо более экономичнее других систем. Накопительная система не зависит от демографических факторов, ее общая "стоимость" значительно ниже, чем у распределительной. Однако накопительная система имеет свою "ахиллесову пяту":

• зависимость от состояния экономики страны и материального положения работников;

• выполнение пенсионных обязательств государства по содержанию нетрудоспособных (более 37 мин. человек или 25,2 % населения РФ).

• сделаем попытку рассмотреть возможность внедрения накопительной системы на стабильной, предсказуемой базе развития.

Предлагаемый комбинированный вариант обязательного пенсионного страхования предусматривает, наряду с сохранением действующей распределительной системы, постепенное введение элементов накопительной. В целом программа рассчитана на 20 лет, что вызвано необходимостью эволюционных преобразований в пенсионном обеспечении, затрагивающих экономические, социальные, юридические и другие стороны жизни общества.

На первом этапе сохраняется действующая система, и параллельно развиваются НПФ в виде частных производственных (корпоративных) пенсионных планов.

С 2000-2001 гг. работники начинают отчислять в НПФ 1 % ежемесячной оплаты труда. (Расчеты показывают, что это не отразится на жизненном уровне). К тому времени благоприятная обстановка должна сложиться не только в экономике, но и в демографии. Прогнозная оценка дает устойчивое снижение числа пенсионеров. Появится возможность снизить страховой взнос в ПФР на 1 %. Этот процент работодатель будет вносить на именной счет своего работника. Снижение страхового тарифа практически не изменит сложившиеся соотношения пенсии и прожиточного уровня, пенсии и зарплаты.

Поэтапное увеличение до 10 % нормы отчислений работников и работодателей в НПФ не нарушит динамику роста жизненного уровня населения. В 2010 г. накопленные на именных счетах деньги

дадут возможность осуществлять дополнительные выплаты в объеме 25 % от базовой пенсии в течение 6 лет. В совокупности обе пенсии составят 75 % от среднего размера оплаты труда.

Увеличение накопительного периода еще на 12-14 лет при неизменной ставке делает возможными пожизненные выплаты. Сохранение условий выхода на пенсию по распределительной системе предоставит гражданам возможность получать основную пенсию в объеме 50 % от средней оплаты труда в последний год работы и дополнительную пенсию, рассчитанную актуарными методами.

При введении обязательной накопительной модели в наиболее выгодном положении окажутся люди трудоспособного возраста от 16 до 45 лет. Но обязанности уплачивать взносы необходимо, на наш взгляд, распространить на всех работников без исключения. Такие действия облегчат формирование банка данных о плательщиках физических лицах и не приведут при этом к дополнительным производственным издержкам.

Для работников от 50 до 59 лет можно ввести льготные условия. Например, рассматривать накопленные ими суммы, как вид страхового сберегательного вклада.

Такая частичная приватизация государственного пенсионного страхования позволит плавно перейти от господствующего в социальном обеспечении распределительного механизма к накопительному. В тоже время государство, исходя из интересов общества, должно по-прежнему нести приоритетную ответственность за создание условий работы НПФ. Размеры обязательных взносов в НПФ, основные положения деятельности фондов и управляющих компаний должны устанавливаться законодательно.

На втором этапе предполагается дальнейшее снижение страхового тарифа, направляемого в ПФР для выплат гражданам, не работающим 10 и более лет. Согласно прогнозам, по мере естественной убыли пенсионеров, находящихся на государственном обеспечении, отчисления в ПФР должны снизиться до минимума. Тогда накопительный принцип займет главенствующее место.

Необходимые для выплаты пенсий средства будут представлять собой проиндексированную сумму сбережений, сделанных за определенный период времени работником совместно с его работодателем. Возникает возможность использовать эти суммы в долгосрочных производственных инвестициях. По самым скромным подсчетам, только за исследуемый пятнадцатилетний период ресурсы НПФ должны вырасти более чем в 200 раз и составить 133 млрд. долларов США.

Некоторая осторожность в конкретизации сроков и других показателей второго этапа объясняется отсутствием достаточной информации о ситуации за пределами прогнозных вариантов. Вместе с тем, комбинированная прогнозная модель построения обязательной пенсионной страховой системы позволяет производить более гибкие преобразования в пенсионном обеспечении россиян с учетом возможных изменений в развитии национальной экономики.

Основные параметры двух возможных сценариев развития экономики на долгосрочную перспективу в четверть века (а таких сценариев может быть множество: как промежуточных между названными показателями, так и отклоняющихся от них в благоприятную или неблагоприятную сторону) приведены в табл. 2.

Табл. 2

Сценарии долгосрочного макроэкономического прогноза и демографическая структура

населения

Показатели

Ед.

изм.

1998-2001гг.

2001-

2005гг.

2006-

2010гг.

2001-

2020гг.

Валовой внутренний продукт, среднегодовые темпы прироста: %

- благоприятный сценарий - 4,0 8,0 6,0 4,0

- неблагоприятный сценарий - 2,0 4,0 3,0 2,0

Среднегодовая численность работающих в рамках указанных временных, интервалов млн чел. 58,4 59,265 60,03 57,27

Среднегодовая численность получателей трудовых пенсий в рамках указанных временных интервалов млн чел. 36,335 36,375 36,50 36,40

Среднегодовые темпы прироста средней заработной платы одного работающего: %

- благоприятный сценарий - 3,0 5,0 4,0 3,0

- неблагоприятный сценарий - 2,0 3,0 2,0 1,5

Отношение среднего размера назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат) к начисленной среднемесячной заработной плате одного работающего на начало и конец указанных временных интервалов

- 1998 базовый 2000 2001 2005 2006 2010 2011 2021

- 1 2 3 4 5 6 7 8

- благоприятный сценарий при отчислениях в пенсионный фонд, % от ВВП: -

- 6% от ВВП - 36,2 37,0 38,0 42,5 43,5 46,5 47,0 51,4

- 8% от ВВП - 48,3 49,4 50,7 56,6 57,7 62,7 62,7 68,6

- 10% от ВВП - 60,3 61,4 63,3 70,8 72,2 77,6 78,3 85,7

- неблагоприятный сценарий при отчислениях в пенсионный фонд, % от ВВП: -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 6% от ВВП - 36,2 36,2 36,6 38,0 48,5 35,8 39,9 41,5

- 8% от ВВП - 48,3 48,2 7,95 0,65 1,25 3,05 35 5,1

- 10% от ВВП - 60,3 60,3 60,9 63,4 67,5 66,3 6,66 68,9

При неблагоприятном сценарии развития экономики ее оживление кажется вялотекущим, а фаза подъема практически выпадет. Докризисного уровня ВВП можно достичь только через четверть века, промышленного производства - через два десятилетия. Но даже через три с половиной десятилетия не будет достигнут уровень 1990 г. по объему инвестиций и продукции сельского хозяйства; докризисный уровень идеальных располагаемых денежных доходов удается превзойти лишь к концу третьего десятилетия.

Выводы. Представленные прогностические сценарии показывают, что российские пенсионеры могут получать пенсии на уровне соотношения к заработной плате работающих в размере от 70% и более, как это имеет место в большинстве развитых стран, при благоприятном варианте развития экономики России и увеличении доли пенсионных выплат в составе валового внутреннего продукта.

Список литературы

1. Александров Д.Г. Альтернативы развития пенсионной реформы в России / Д.Г.

Александров. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

2. Куртин А.В. Адаптация пенсионной системы к экономической ситуации в России / А.В. Куртин. // Пенсионные фонды, 2003. - № 2. - С. 24-28.

3. Лившиц В.Н. Проектный анализ: методология, принятая во Всемирном банке / В.Н. Лившиц // Экономика и математические методы, 2004. - № 3. - С. 100-110.

4. МалютинаМ.С. Макроэкономические аспекты реформы системы пенсионного обеспечения: анализ модели пересекающихся поколений / М.С. Малютина // Экономика и математические методы, 2000. - № 1. - С.25-29.

5. Михайлевский К.П. Перестрахование как фактор стабильности системы негосударственного пенсионного обеспечения / К.П. Михайлевский. // Негосударственные пенсионные фонды, 2001. - № 4. - С. 45-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.