Научная статья на тему 'Оптимизация управленческого решения для снижения эффекта бича (Bullwhip Effect) в дистрибьюции'

Оптимизация управленческого решения для снижения эффекта бича (Bullwhip Effect) в дистрибьюции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация управленческого решения для снижения эффекта бича (Bullwhip Effect) в дистрибьюции»

Оптимизация управленческого решения для снижения эффекта бича (Bullwhip Effect) в дистрибьюции

Купцова А. А., Petr Prusa, Ph.D

Таким образом, станции переливания крови могут продавать компоненты, препараты крови в больницы, а больницы покупают эти расходные материалы за счет средств ОМС. Получается, что расходы станций покрывают не напрямую страховые медицинские компании, а учреждения, где используется кровь.

Необходимо развивать менеджмент в учреждениях службы крови. Эффективные менеджмент предполагает, что все подразделения медицинского учреждения должны быть разделены на 2 группы: затратные (вспомогательные) и доходные [4]. Затратные подразделения обеспечивают работу отделений учреждения, выполняющих основную его функцию. Например, столовая, административное отделение, бухгалтерия, приемное отделение, охрана, юридическая служба, а также статьи расходов (амортизация оборудования и здания или плата за аренду).

Доходными подразделениями в учреждениях службы крови могут быть донорское отделение, производственный отдел.

Эффективный менеджмент предполагает распределение затрат вспомогательных отделений между доходными отделениями.

Некоторые станции переливания крови уже ввели у себя платные услуги: действуют прейскуранты цен на различные виды анализов крови. Работу учреждений службы крови нужно строить по принципу работы поликлиник, больниц. Это позволит повысить эффективность их деятельности.

Переход станций переливания крови в систему ОМС и развитие платных медицинских услуг повышает ответственность руководителей лечебных учреждений за результаты своей деятельности, развивает у них самостоятельность в определении приоритетов при расходовании средств, создает возможности более эффективной системы мотивации и стимулирования сотрудников. Также это поспособствует тому, что Станции будут больше уделять внимания пропаганде безвозмездного донорства с целью его увеличения.

Список используемых источников

1. Ахинов ГА., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Майорова О.А. 60 лет станции переливания крови города Москвы. 1952-2012. Сборник научных и практических материалов. - М.: ИД «МЕДПРКТИКА-М», 2012.

3. Пояснительная записка к проекту ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

4. Бояринцев Б.И., Гладышев А.А. Экономика здоровья населения. - М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2001.

Абстракт

Сегодня эффективность управления риском является мощнейшим инструментом в борьбе за привилегированное положение в координировании и реализации товародвижения в системах распределения. Результаты деятельности любого предприятия необходимо связывать с его организационной структурой, поскольку она является важнейшим системообразующим фактором.

Но даже хорошо продуманный и спланированный маршрут дистрибуции может быть поражен влиянием Бич эффекта (Bullwhip Effect). Распределение и контроль каналов сбыта является очень сложным управленческим решением, так как влияет на другие аспекты управления бизнесом. На основании исследования методов регулирования очагов риска и рассмотрения практики известных современных передовых технологий, в моей статье представлены способы повышения финансовой прибыли и результативности каналов дистрибьюции.

Ключевые слова: дистрибьюция, логистическая система, информационные технологии, финансовые риски, Bullwhip Effect, метод Монте- Карло, Бенчмаркинг.

Введение

Постоянные динамические изменения на рынках услуг, усложнения в производственной и коммерческой деятельности предприятий, повышение значения фактора времени, расширение территориальной дистрибьюции и увеличение объёмов и скорости получения информации повышают значимость экономического прогнозирования, способного обеспечить прирост денежных средств и повышения качества предоставляемых услуг. Безусловно, возникает трудность принять разумное экономическое решение по причине непрофессионального ведения учета и не точной оценки затрат. Следствием финансовых потерь может быть применение предприятиями не совсем оптимального подхода в системе денежного управления, когда главным ориентирующим фактором является не допустить увеличения текущего расхода. Становится очевидным, что бизнес требует не только классически выстроенное функционирование управленческой структуры предприятия, но и профессиональное решение в области управления затратами.

В современных экономических условиях организация сбыта готовой продукции в транспортной отрасли усложняется неточной прогнозируемостью параметров спроса на рынке и сбоями в расчете статистических величин для анализа потока торговых партий. Поэтому для поддержания устойчивого положения на рынке предприятия должны быстро адаптироваться к новым условиям и быть готовы использовать оборонительную стратегию от непредвиденных экономических катаклизмов.

Для успешного развития решений данного вопроса актуальным будет внедрять такие деловые проекты, одной из задач которых будет являться управление возможными рисками и контроль за выполнением наиболее уязвимых транспортных операций, сопоставление результатов с намеченными целями. При проведении операций грузопотоков очень трудно предвидеть с какими трудностями могут столкнуться компании в процессе организации дистрибьюции и, безусловно, проблемы будут расти дальше по причине развития новых трендов, изменения поведения заказчиков, сильной конкуренции, слабой информационной базы и внезапного сбоя. Дистрибьюторы должны про-

считывать источники возникновения рисков, которые могут возникать при получении неправильной информации, нанесении ущерба при загрузке товара, ограниченности в прохождение маршрута или зависимости от погодных условий. И этот список можно продолжать бесконечно.

Стратегический и современный подход к управлению затратами, вне зависимости от того, простые это операции или сложные маршруты, является главным критерием в создании системы контроля материальных средств, финансового анализа и в удержании первенства в сети доставок. Именно с помощью детально продуманного плана и правильно выбранного коммерческого ориентира предприятия могут сэкономить 60-70 процентов в финансовом аспекте и остаться лидером на рынке, даже при падении непредвиденного спроса на их продукцию на время несезонного периода .

Причины возникновения Bullwhip Effect или хлыстового эффекта

Способность предвидеть возникновение рискованных ситуаций стало одним из центральных вопросов для определения выгоды предпринимательской деятельности. Важнейшим ресурсом, способным создать гибкую, и тем самым эффективную систему организации, является умение управлять рисками, поскольку именно бесперебойная тактика принятия решений при не ожидаемых изменениях, обуславливает соотношения между качеством предоставляемых услуг и измеряемыми затратами.

Внедрение системы управления рисками демонстрирует заранее продуманные шаги в случае непредвиденного экономического упадка. Большое внимание в этом вопросе посвящается возникшим неблагоприятным последствиям под влиянием Bullwhip Effect или хлыстового эффекта. По мере продвижения по цепочке потребительского заказа в случае неправильного восприятия обратной связи, временных задержек и технических ошибок искажается информация и уменьшается качество операций дистрибьюции от одного конца цепочки к другому, что создает спектр непредвиденных и порой затрудительных барьеров к удовлетворению потребительского спроса [1], [2], [3]. Это довольно наблюдаемое и популярное явление в каналах дистрибьюции. На деле очень сложно предугадать с какими рисками дистрибьюторская компания может столкнуться при организации процесса распределения, особенно, в случае междугородных поставок и зависимости от времени. В целом можно сказать, что чем выше массовость потребления товара, чем шире ассортимент, тем разветвленней будет сеть распределения и тем труднее будет участникам цепочки распределения скоординировать весь процесс на должном уровне.

Организаторы транспортной цепочки должны рассмотреть все возможные очаги рисков, которые могут возникнуть при доставке товаров, суметь их правильно оценить, при возможности сократить источники образования бич эффекта или даже совсем устранить, тем самым не допуская дальнейшее развитие проблемных факторов при обильном потребительском спросе. Например, очень популярное направление, как аутсорсинг, наиболее воспримчивое к кризисным столкновением. Так как участники аутсорсинга наиболее остро ощущают потребность находится в надежной гибкой коммуникативной среде. В связи с уменьшением точности предсказаний нет гарантии защиты от ложной

информации. Непредвиденные периодические задержки могут быть результатом неправильной комплектации на складе. Дорожно-транспортные происшествия непосредственно связаны с характеристиками дорог, изучение которых не потерпит халатности. Процесс управления рисками включает в себя набор проверенных правил, которые применяются на практике, их методика не перестает усовершенствоваться и, для адекватного понимания экономического выигрыша или, наоборот, сокращения финансовых резервов в бюджете, создается оценочная система рисков.

1. Методы обнаружения рисков. SWOT анализ

Цикл управления затратами должен подвергаться не только утверждению постоянного расхода и поддержанию его стабильности, но и предвидению логистических издержек, минимизации степени убытков всех запасов материально-товарных ценностей внутри производственно-технологического цикла и складской системы. Необходим прочный аппарат контроля, как способ предотвратить финансовые потери. Решение этой значимой задачи достигается воздействием методов идентификации рисков на первоначальных этапах.

Дистрибьюция выполняет большой диапазон задач, так как охватывает не только внутренние рабочие процессы, но также является посредником, связывая между собой производственные подразделения. Поэтому на первоначальном этапе нужно постараться как можно тщательнее провести процесс мониторинга методов выявления риска и выбрать для своей компании наиболее подходящий.

SWOT анализ

SWOT анализ представляет собой аналитический метод, представленный в схеме 1[4].

Сильные стороны (Strength) S Слабые стороны (Weaknesses) W

Возможности (Opportunies) O Угрозы (Threats) T

Схема 1. Матрица SWOT анализ

Используемый источник: Fotr Jin, Vacik Emil, Soucek Ivan, Spacek Miroslav, Hajek Stanislav. Tvorba strategie a strategicke planovarn.

Когда речь идет о выявлении сильных и слабых сторон для экспертной оценки, рассматриваются используемые технологии, проводится анализ особенностей в развитии инноваций и достижений в науке. Оценивается проводимый уровень логистики с организационной системой управления. Привилегиями для каждой компании становятся партнерские отношения с исследовательскими научными институтами, а также увеличение ассортимента продукции, расширение зоны сбыта и новая маркетинговая политика, увеличивающая число заказчиков. Но и особое внимание уделяется факторам угрозы. Одной из таких проблем является тяжелая предсказуемость конкурентной среды. Используя матрицу, следует учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. И, наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать для фирмы дополнительную сильную сторону. Так как помимо контроля над качественным процессом доставки должен вводиться контроль и над деятельностью конкурентов. Ведь от логистически выстроенной стратегии конкурентов зависит как повлияет их успешная результативность на рынке на финансовый

капитал своей организаций. На основании изложенного факта предоставляется инструмент расширенного SWOT анализа, указанного в схеме 2[4].

—-\

Компания \

d

Стратегия

Конкурент

1.Стратегическая цель и значение 1.Стратегическая цель и значение

2. Источники, включающие ключевые активиты и знания

2. Источники, включающие ключевые активиты

3. Организационная и знания

В. Организационная структура и система управления

управления Бенчмаркинг

Схема 2. Расширенная Матрица SWOT анализа Используемый источник: Fotr Jir^, Vacik Emil, Soucek Ivan, Spacek Miroslav, Hajek Stanislav. Tvorba strategie a strategicke planovarn.

Бенчмаркинг большой популярностью пользуется у компаний, которые стремятся искоренить свои недостатки на основании сравнения результатов конкурентов. В этом им поможет выстроенная следующая последовательность принятия решений:

• Планирование, предполагающее на какого конкурента направить все силы и какими методами эффективнее пользоваться для сбора дат

• Этап сбора дат и их анализ. Наиболее ясно начинают прорисовываться причины своих управленческих ошибок

• Коррекция наиболее критически уязвимых мест после обнаружения таковых.

• Метод оценочных критериев над проведенными мероприятиями. [4]

2. Методы анализа рисков. Метод Монте- Карла Метод Монте- Карла

Компании для ведения успешного проекта должны строить предположительную модель, основа которой будет базироваться на проверенных шагах, которые сведут к минимуму количество недоразумений, способных противоречить исходному плану доставки. Эти модели будут гарантировать, что распределение может быть достаточно стабильным, своевременным, точным. Внедренная экономико-математическая модель обеспечивает наиболее эффективное использование материальных ценностей и позволит компаниям дать экономическую оценку в моделировании процессов распределения. Прогнозирование процесса имитационного моделирования позволяет в короткие сроки решать сложные математические задачи[5].

По причине простоты использования, наиболее подходящим моделированием для анализа риска является метод Монте-Карло, который включает в себя общее название группы численных методов, основанных на получении большого числа реализаций стохастического (случайного) процесса[3]. Эти стохастические и детерминированные методы уменьшают проблемы приближенного вычисления математических ожиданий. Моделирование по методу Монте-Карло позволяет рассматривать все возможные последствия своих решений и оценки воздействия риска, что приводит к повышению эффективности принятия решений в условиях неопределенности.

3. Моделирование Транзитных систем планирования

Целью системы планирования транзитных путей является создание модели оценки спроса. Эта модель представляет собой важный транспортный этап при анализе взаимодействия в цепочке поставок. Классический метод включает в себя этапы, по которым генерируются поездки распределения, выбирается подходящий и удобный вид транспорта и прослеживается карта маршрутов. Имитационная модель состоит из контейнеров, транспортных средств и утилизации. Интеграция транспортных планов зависит от роли транспортной системы, которая основана на методологии, чтобы ответить на главные вопросы: как процесс распределения должен быть осуществлен, к каким достижениям используемые методы приведут, и какие эффективные функции требуют высококачественные услуги для доставки материальной ценности в требуемые сроки без лишних сбоев и простоев. Алгоритм построен таким образом, что проходит несколько версий поведения объекта под различными условиями. Наглядное изменение динамики торговых потоков является примером для контроля расходов на каждом этапе процесса транспортировки.

4. Применение управления сложностью в принятии управленческого решения

Перспектива иметь устойчивую платформу в рыночных отношениях ярко прослеживается в способности манипулировать сложностью управления в цепочке дистрибуции. Уклонение от стандартных процедур имеет в себе ряд преимуществ в отношении улучшения канала сбыта. К новым возможностям я отнесу следующие передовые технологии:

4.1. Автоматизированные складские системы (WMS)

Склад является важным и определяющим элементом в системе распределения. В нем главенствует основная функция в цепочке поставок - регулирование материальных потоков предприятия. Но с появлением системы хранения появляется большой регистр задач, таких как планирование, техника, технология. Моделирование процессов на складе используется для определения маршрутов торговых потоков, выбора стандартов документов, формирования организационной структуры при достижении финальной точки в поставках и функционирования алгоритмов модели сети, которая имеет логическую взаимозависимость всех складских операций. Оптимальное решение в таком наборе сложностей кроется в использовании автоматизированной системы хранения данных.

Моим примером станет компания Н^1еЦ-Раскагё (НР), которая на своем производственном предприятии выпускает струйные принтеры. Запасные части и дальнейшие компоненты для них хранятся как на заводском складе, так и на отдельном складе, расположенном за несколько миль. Для того, чтобы управлять поступающим на производственное предприятие потоком деталей, НР применяет систему управления складом (WMS). WMS отслеживает точное перемещение проходимой продукции через склад на производство. Помимо отслеживания поступающих единиц WMS позволяет в кратчайшие сроки определить, какие конкретные компоненты следует запросить в ответ на заказы, поступающие с предприятия. [6]

Управление спросом и поставками

Кооперативное сотрудничество

Разрабатывание бизнес плана

Распределение

ответственности

Основная политика продвижение товаров

Расчет основных параметров -количества

Производство, продажи, дистрибьюция

Анализ проведенной работы

Оценка эффективности

Схема 3.Способы эффективного управления с помощью технологии CPFR Источник: http://www.vics.org/committees/cpfr/ . Оправленный авторами

4.2. Построение партнерских отношений

В системе управления цепочками поставок, в которых задействовано кооперативное сотрудничество, SCOR модель представляет уникальную возможность, которая связывает бизнес-процесс передового опыта и особенностей технологии в единую структуру для поддержки связи между партнерами в цепи поставок [7]. Например, образцом являются партнерские компании 1ВМ, и Hew1ett-Packard. Эти компании имеют обширные навыки в работе с решениями SAP на торговом рынке. В России активная совместная работа 1ВМ и SAP является результатом растущего количества российских компаний, использующих передовые технологии обоих поставщиков, причем успешные проекты ведутся в самых разных компаниях, начиная от маленьких компаний и заканчивая крупными промышленными предприятиями [8].

4.3 Компьютерные технологии

Информационная архитектура в компании предоставляет наиболее ценный продукт в развитии бизнеса. Она включает в себя бизнес-стратегии, которые являются неоспоримой подпоркой в осуществлении последовательных действий в реализации проекта. Очень важно для компании правильно выбрать программу для обмена информацией. Информационные системы стабильно и уверенно развиваются на основе требований пользователей, а также

осуществляется частая замена с одного продукта на другой, если выявляется преимущественное значение последнего.

Новые тенденции в улучшении программного обеспечения снабжены приложениями, где авторитетна помощь интернета и мобильных технологий. Например, Channel Vision технологии, управлении активами предприятия, управление мобильными активами являются инновациями в системе распределения. При анализе информационной архитектуры следует изучить характеристики на обеспечение самой структуры, последовательности выполнения поставленных задач и обязательная их согласованность. Для предотвращения риска необходимо включить модули выравнивания системы. Главное - это уточнить, что все возможные модели допустимы в реализации с использованием ключевых принципов и представляют собой ясную картину структуры работы подобранной информационной базы в рамках организации.

Основу эффективного сотрудничества составляют Современные полезные алгоритмы, используемые передовыми решениями CPFR (Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment, согласованное планирование, прогнозирование и распределение).СТехнология CPFR включает в себя системный продукт, составляющий основу текущих процессов предприятия (Схема 3) [9] ,[10].

CPFR определяет синхронизацию транспортировки и является решающим звеном для обеспечения своевремен-

ного пополнения. Результатом этой модели будет уменьшение как числа конфликтов, так и возможность быстрого устранения ошибок.

Радиочастотная идентификация (RFID) - это просто среда для передачи соответствующих данных событий. Она необходима для обработки операционных процессов непосредственно в ИТ-системах [3]. RFID используется для создания способов автоматических процедур, которые будут минимизировать хлыстовой эффект.

«Enterprise Resource Planning» (ERP) является програм-ным обеспечением приложений бизнес-решений, в которое внедрены автоматизация и оптимизация процессов компании [11]. ERP система состоит из всеобъемлющей базы данных. База данных собирает данные и распределяет полученные данные в отдельные ресурсы, которые тщательно поддерживаются операционными модулями. ERP системы позволяют дистрибьюторам отслеживать прохождение каждой отправной точки конструктивно. К сожалению, не каждая компания может позволить себе приобрести желаемый продукт информационного обеспечения. Но практика показывает, что во многих случаях финансовая сторона окупается и приносит внушительную прибыль, а полученная от применения информационного решения поддержка направляет организацию управления в качественное русло.

Вывод

В связи с повышенным интересом к логистике, которая отождествляет себя как успешный финансовый результат интеграции согласованных логистических операций, были рассмотрены развивающие подходы в улучшении экономической ситуации с возрастающей прибылью. Большим достижением в управлении всеми каналами дистрибьюции является не только организация качественного и надежного процесса, но и одновременно проведение расчетов с точки зрения экономического фактора, используемого детального анализа и продуктивного внедрения инновационных решений, которые будут являться непоколебимой частью успешной логистики. К тактике принятия решений должна быть применена следующая схема, требующая выполнения ряда правил: использовать достоверную информацию, которая не исказится под влиянием хлыстового эффекта, уметь смоделировать наиболее выгодный сценарий, иметь к этому сценарию выстроенный алгоритм и также иметь про запас резервные альтернативы.

Целостный подход к анализу управления затрат, проектированию транспортных логистических систем и управления ими позволяет значительно увеличить прибыль в отрасли доставок даже в условиях упадка спроса и простоя технических машинных единиц. Для достижения поставленной цели крайне важно последовательно пройти все этапы анализа затрат, особое внимание уделив начальным этапам. Приорететным является вопрос со снабжением материально-технической и информационной базы.

Дополнительно, в связи с возросшим влиянием внешних воздействий на логистическую систему, необходимо смоделировать возможные риски, вовремя среагировать на факторы негативного воздействия. При построении прогнозов изменения динамики спроса и изменения отдельных частей процесса товарооборота следует рассмотреть несколько вариантов развития. Это, безусловно, является надежным способом регулирования незапланированных

затрат на технические транспортные средства при планировании предстоящих маршрутов.

Список используемых источников

1. The Bullwhip Effect In Supply Chainsl Hau L Lee, V Padmanabhan, and Seungjin Whang; Sloan Management Review, Spring 1997, Volume 38, Issue 3, pp. 93-102.

2. Bullwhip effect and supply chain modeling and analysis using CPN tools Dragana Makajic-Nikolic, Biljana Panic, Mirko Vujosevic Operations Research Laboratory .

3. Petr Fiala Dynamicke dodavatelske site. Professional Publishing^ 2010- Pocet stran: 170 pages

4. Fotr Jiff, Vacik Emil, Soucek Ivan, Spacek Miroslav, Hajek Stanislav. Tvorba strategie a strategicke planovani. Grada Publishing a.s., 2012 - Pocet stran: 381 pages

5. Towards a model for managing uncertainty in logistics operations A simulation modeling perspective Ola Johansson. Department of Design Sciences Division of Packaging Logistics Lund University

6. http://morservis.ru/strategicheskoe-upravlenie-logistikoi-str429.html Using the SCOR Model to Assess the Potential Impact on Business Metrics of an IT Solution Michal Morciniec, Michael Yearworth Trusted Systems Laboratory HP Laboratories Bristol HPL-2003-187(R.1) August 16, 2006

7. http://www.sapr. ru/article.aspx?id=8188HYPERLINK «http:// www.sapr.ru/article.aspx?id=8188&iid=329»&HYPERLINK

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. «http://www.sapr.ru/article.aspx?id=8188&iid=329»iid=329 Robert J. Thierauf,James J. Hoctor. Smart business systems for the optimized organization

9. CPFR Committee, 2011 http://www.vics.org/committees/cpfr/ Vinod Kumar Garg. N.K. Enterprise resource: concepts and practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.