Научная статья на тему 'Оптимизация учебно-тренировочного процесса юных тхэквондистов на этапе предварительной подготовки'

Оптимизация учебно-тренировочного процесса юных тхэквондистов на этапе предварительной подготовки Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юные тхэквондисты / учебно-тренировочный процесс / этап предварительной подготовки. / young taekwondo athletes / educational and training process / pre-training stage.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Кузнецова Зинаида Михайловна, Нигметзянов Булат Айратович, Кузнецов Александр Семенович

Практика применения игровых заданий во время учебно-тренировочных занятий зачастую сводится лишь к проведению эстафет или самостоятельным играм занимающихся (в перерывах или перед занятием). Иногда проводятся специальные игровые занятия, но они включают в себя только такие игры, как баскетбол, футбол или регби. В учебно-методических пособиях по тхэквондо вопрос об использовании игрового метода в процессе начального этапа подготовки либо полностью отсутствует, либо изложен в плане общих рекомендаций. Научная новизна. Разработка методики применения специальных игровых заданий для решения основных задач обучения техническим действиям и развития необходимых физических качеств. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при составлении программно-нормативных документов для детских спортивных школ, спортивных клубов по месту жительства, учреждений дополнительного образования различного профиля. Материалы и методы. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, обобщение опыта практической работы: беседы с тренерами, анкетирование, педагогические наблюдения, контрольные испытания, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики. Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно на базе Школа Тхэквондо, г. Зеленодольск, Россия. Исследования проводились в период с сентября 2023 года по май 2024 года. В исследовании приняли участие дети 7-9 лет, занимающиеся на начальном этапе обучения тхэквондо. Результат. Педагогический эксперимент показал, что использование специальных игровых заданий в группах начальной подготовки юных тхэквондистов ведет к достоверному росту практически всех результатов физического развития и физической подготовленности, а также технической подготовленности. По результатам тестирований показатели уровня развития физической работоспособности, взрывной силы, скоростной выносливости, общей выносливости, координации и гибкости в экспериментальной группе оказались достоверно выше, чем в контрольной. А уровень технической подготовленности детей экспериментальной группы по показателям «экспертных оценок» был выше контрольной: по «средним баллам» за «основные удары руками» на 0,3 балла; за «основные блоки» на 0,4 балла; «основные стойки» на 0,8 и «основные удары ногами» на 0,9 балла. Заключение. Разработанная методика предварительной подготовки, основанная на применении специальных игровых заданий в группах юных тхэквондистов, позволяет существенно повысить эффективность развития двигательных качеств, увеличить скорость формирования технических навыков и способствует сохранению устойчивого интереса и мотивации к занятиям тхэквондо Экспериментально доказано, что включение в учебно-тренировочные занятия тхэквондистов игровых заданий способствует более успешному развитию физических качеств и значительному улучшению качества технической подготовленности. В экспериментальной группе показатели физической работоспособности, взрывной силы, скоростной выносливости, общей выносливости, координации и гибкости были достоверно выше, чем в контрольной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Кузнецова Зинаида Михайловна, Нигметзянов Булат Айратович, Кузнецов Александр Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the educational and training process of young taekwondo athletes at the stage of preliminary training

The practice of using game tasks during training sessions is often limited only to conducting relay races or independent games of schoolchildren (during breaks or before class). Sometimes there are special game classes, but they only include games such as basketball, football or rugby. In the educational manuals on taekwondo, the question of using the game method during the initial stage of training is either completely absent or set out in terms of general recommendations. Scientific novelty. The development of a methodology for using special game tasks to solve the main tasks of teaching technical actions and developing the necessary physical qualities. Practical significance The results of the research can be used in the preparation of program and regulatory documents for children's sports schools, sports clubs at the place of residence, institutions of additional education of various profiles. Materials and methods. To solve the tasks, the following research methods were used: analysis of scientific and methodological literature, generalization of practical experience: conversations with trainers, questionnaires, pedagogical observations, control tests, pedagogical experiment, the method of expert assessments, methods of mathematical statistics. The tasks were solved in stages on the basis of the Taekwondo School, Zelenodolsk, Russia. The research was conducted from September 2023 to May 2024. The study involved children 7-9 years old who are engaged in the initial stage of taekwondo training. Result. The pedagogical experiment showed that the use of special game tasks in the initial training groups of young taekwondo athletes leads to a significant increase in almost all the results of physical development and physical fitness, as well as technical preparedness. According to the results of the tests, the indicators of physical performance development level, explosive power, speed endurance, general endurance, coordination and flexibility in the experimental group were significantly higher than in the control group. And the level of the experimental group children technical readiness according to the indicators of "expert assessments" was higher than the control one: according to "average scores" for "basic punches" by 0.3 points; for "basic blocks" by 0.4 points; "basic stands" by 0.8 and "basic kicks" by 0.9 points. Conclusion. The developed method of preliminary training, based on the use of special game tasks in groups of young taekwondo athletes, can significantly increase the effectiveness of motor skills development, increase the speed of technical skills formation and contributes to maintaining a steady interest and motivation in taekwondo classes. In the experimental group, the indicators of physical performance, explosive strength, speed endurance, general endurance, coordination and flexibility were significantly higher than in the control group.

Текст научной работы на тему «Оптимизация учебно-тренировочного процесса юных тхэквондистов на этапе предварительной подготовки»

Оптимизация учебно-тренировочного процесса юных тхэквондистов на

этапе предварительной подготовки Кузнецова З.М.1, Нигметзянов Б.А.2*, Кузнецов А.С.1'3

1Набережночелнинский филиал Университета управления «ТИСБИ» г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm_diss@mail.ru 2Школа тхэквондо г. Зеленодольск, Россия bbbuuu123@mail. т *

3Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Казань, Россия ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru

Аннотация: Практика применения игровых заданий во время учебно-тренировочных занятий зачастую сводится лишь к проведению эстафет или самостоятельным играм занимающихся (в перерывах или перед занятием). Иногда проводятся специальные игровые занятия, но они включают в себя только такие игры, как баскетбол, футбол или регби. В учебно-методических пособиях по тхэквондо вопрос об использовании игрового метода в процессе начального этапа подготовки либо полностью отсутствует, либо изложен в плане общих рекомендаций. Научная новизна. Разработка методики применения специальных игровых заданий для решения основных задач обучения техническим действиям и развития необходимых физических качеств. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при составлении программно-нормативных документов для детских спортивных школ, спортивных клубов по месту жительства, учреждений дополнительного образования различного профиля. Материалы и методы. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, обобщение опыта практической работы: беседы с тренерами, анкетирование, педагогические наблюдения, контрольные испытания, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики. Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно на базе Школа Тхэквондо, г. Зеленодольск, Россия. Исследования проводились в период с сентября 2023 года по май 2024 года. В исследовании приняли участие дети 7-9 лет, занимающиеся на начальном этапе обучения тхэквондо. Результат. Педагогический эксперимент показал, что использование специальных игровых заданий в группах начальной подготовки юных тхэквондистов ведет к достоверному росту практически всех результатов физического развития и физической подготовленности, а также технической подготовленности. По результатам тестирований показатели уровня развития физической работоспособности, взрывной силы, скоростной выносливости, общей выносливости, координации и гибкости в экспериментальной группе оказались достоверно выше, чем в контрольной. А уровень технической подготовленности детей экспериментальной группы по показателям «экспертных оценок» был выше контрольной: по «средним баллам» за «основные удары руками» на 0,3 балла; за «основные блоки» на 0,4 балла; «основные стойки» - на 0,8 и «основные удары ногами» - на 0,9 балла. Заключение. Разработанная методика предварительной подготовки, основанная на применении специальных игровых заданий в группах юных тхэквондистов, позволяет существенно повысить эффективность развития двигательных качеств, увеличить скорость формирования технических навыков и способствует сохранению устойчивого интереса и мотивации к занятиям тхэквондо Экспериментально доказано, что включение в учебно-тренировочные занятия тхэквондистов игровых заданий способствует более успешному развитию физических качеств и значительному улучшению качества технической подготовленности. В экспериментальной группе показатели физической работоспособности, взрывной силы,

скоростной выносливости, общей выносливости, координации и гибкости были достоверно выше, чем в контрольной.

Ключевые слова: юные тхэквондисты, учебно-тренировочный процесс, этап предварительной подготовки.

Для цитирования: Кузнецова З.М., Нигметзянов Б.А.*, Кузнецов А.С. Оптимизация учебно-тренировочного процесса юных тхэквондистов на этапе предварительной подготовки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): .

Optimization of the educational and training process of young taekwondo athletes at the stage of preliminary training

Zinaida M. Kuznetsova1, Bulat A. Nigmetzyanov2*, Aleksandr S. Kuznetsov1'3

1Naberezhnochelninskiy branch of TISBI Management University Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm diss@mail.ru 2Thekvondo Scool Zelenodolsk, Russia bbbuuu123@mail.ru* 3Volga region State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Kazan, Russia ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru

Abstract: The practice of using game tasks during training sessions is often limited only to conducting relay races or independent games of schoolchildren (during breaks or before class). Sometimes there are special game classes, but they only include games such as basketball, football or rugby. In the educational manuals on taekwondo, the question of using the game method during the initial stage of training is either completely absent or set out in terms of general recommendations. Scientific novelty. The development of a methodology for using special game tasks to solve the main tasks of teaching technical actions and developing the necessary physical qualities. Practical significance The results of the research can be used in the preparation of program and regulatory documents for children's sports schools, sports clubs at the place of residence, institutions of additional education of various profiles. Materials and methods. To solve the tasks, the following research methods were used: analysis of scientific and methodological literature, generalization of practical experience: conversations with trainers, questionnaires, pedagogical observations, control tests, pedagogical experiment, the method of expert assessments, methods of mathematical statistics. The tasks were solved in stages on the basis of the Taekwondo School, Zelenodolsk, Russia. The research was conducted from September 2023 to May 2024. The study involved children 7-9 years old who are engaged in the initial stage of taekwondo training. Result. The pedagogical experiment showed that the use of special game tasks in the initial training groups of young taekwondo athletes leads to a significant increase in almost all the results of physical development and physical fitness, as well as technical preparedness. According to the results of the tests, the indicators of physical performance development level, explosive power, speed endurance, general endurance, coordination and flexibility in the experimental group were significantly higher than in the control group. And the level of the experimental group children technical readiness according to the indicators of "expert assessments" was higher than the control one: according to "average scores" for "basic punches" by 0.3 points; for "basic blocks" by 0.4 points; "basic stands" - by 0.8 and "basic kicks" - by 0.9 points. Conclusion. The developed method of preliminary training, based on the use of special game tasks in groups of young taekwondo athletes, can significantly increase the effectiveness of motor skills development, increase the speed of technical skills

formation and contributes to maintaining a steady interest and motivation in taekwondo classes. In the experimental group, the indicators of physical performance, explosive strength, speed endurance, general endurance, coordination and flexibility were significantly higher than in the control group.

Keywords: young taekwondo athletes, educational and training process, pre-training stage.

For citation: Zinaida M. Kuznetsova, Bulat N. Nigmetzyanov*, Aleksandr S. Kuznetsov. Optimization of the educational and training process of young taekwondo athletes at the stage of preliminary training. Russian Journal of Physical Education and Sports. 2024; 19(2): .

Введение

Начальное обучение тхэквондо является первым этапом учебно-тренировочного процесса. Узловой структурной единицей учебно-тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используют различные средства и методы, направленные на решение задач физической, технико-тактической, психической и специальной волевой подготовки. Успех занятия может обеспечить только соответствующая методика [ 1].

В педагогической практике занятий спортом методами обучения принято называть такие способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечит быстрое и качественное решение поставленной задачи — освоение технических навыков данного вида спорта [2].

Игровой метод принадлежит к методам практических упражнений, которые условно делят по направленности на освоение спортивной техники (то есть, на формирование двигательных умений и навыков) и на развитие двигательных качеств. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей на протяжении всего занятия. Навыки, добытые в игре, особенно прочны и долговечны.

Материалы и методы

Педагогический эксперимент проходил на базе Школы Тхэквондо г. Зеленодольск, Россия и заключался в определении влияния игровых заданий на уровень развития физических качеств и технической подготовленности юных тхэквондистов на начальном этапе подготовки. В экспериментальную группу вошли тхэквондисты 7-9 лет в количестве 16 человек, им предложена экспериментальная методика, в которую помимо обычных заданий, включались игровые задания с преимущественной направленностью на обучение технике и развитию физических качеств, которым отводилось 50 % от общего времени занятий. В контрольную группу также вошли юные тхэквондисты в количестве 16 человек, занятия проводились по общепринятой методике.

В начале и конце педагогического эксперимента проводилось тестирование с целью оценки технической подготовленности и развития физических качеств тхэквондистов. Сопоставление данных тестирования позволило оценить влияние применяемых специальных игровых заданий.

Математическая обработка результатов исследования проведена с помощью компьютера с использованием программы Excel. Определялись следующие параметры:

- среднеарифметическая величина (Х)

- ошибка среднеарифметической (Sx)

- критерий Стьюдента (t)

- коэффициент корреляции (r)

Математический анализ данных, полученных в результате исследований, позволил выявить наиболее эффективную методику начальной подготовки детей 7-9 лет, занимающихся тхэквондо.

Результаты и обсуждение

На этапе предварительной подготовки учебно-тренировочный процесс юных тхэквондистов необходимо построить таким образом, чтобы решались задачи обучения основам техники тхэквондо и развития физических качеств, обеспечивающих прочный фундамент для спортивного совершенствования.

С целью повышения учебно-тренировочного эффекта от игровых заданий, прочности усвоения изучаемого материала и оптимизации воздействия тренировочной нагрузки на организм детей было определено наиболее целесообразное место каждого типа заданий в учебно-тренировочном занятии (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение игровых заданий различной направленности на учебно-тренировочных

занятиях в экспериментальной группе

Игровые задания на развитие физических качеств Игровые задания на формирование и совершенствование технических навыков

- на развитие силовых качеств - способствующие освоению технических элементов

- на развитие ловкости - способствующие закреплению технических элементов

- на развитие гибкости -способствующие закреплению технических элементов

- на развитие выносливости -способствующие закреплению технических элементов

- на развитие быстроты -способствующие закреплению технических элементов

Игровые задания на развитие физических качеств повлияли: на формирование и совершенствование технических навыков, на развитие силовых качеств; способствующие освоению технических элементов: на развитие ловкости, гибкости, быстроты.

В нашем эксперименте соотношение игровых заданий с направленностью на обучение движениям и развитие физических качеств составляло 35 к 65 % соответственно. В предложенной методике занятия проводились с использованием игровых заданий, на которые в основной части занятия отводилось 50 % учебного времени.

Игровые задания проводились в каждой части урока в чередовании с «неигровыми» заданиями, так как сочетание строго регламентированных упражнений с игровыми заданиями позволяет сохранять у занимающихся устойчивый интерес к выполнению упражнений на протяжении всего занятия Игровые задания, направленные на обучение техническим действиям тхэквондо, должны соответствовать следующим принципам:

- специально-подготовительные игровые задания должны быть краткими в объяснении, не занимать много времени;

- внимание на деталях выполнения специально-подготовительных игровых заданий должно фиксироваться в образной, понятной форме, сравнивая их с предметами и явлениями, знакомыми детям;

- необходимо использовать специально-подготовительные игровые задания, которые включают постановку учебных задач и их решение в соревновательной форме, направленной на качество выполнения задания («кто выполнит правильно», «кто меньше сделает ошибок», «выполнить на оценку» и т. д. );

- при объяснении специально-подготовительных игровых заданий руководитель должен использовать эмоциональные знаки препинания в виде вопросов и восклицаний различного тона;

- вспомогательные игровые задания и закрепляющие игровые задания должны предусматривать необходимую повторяемость;

- в специально-подготовительные игровые задания необходимо включать требования по выполнению значительной точности и правильности движения. Игровые задания, отвечающие этим требованиям, сосредоточиваются на двигательном акте, а результат их действия будет направлен на правильность, точность и качество выполнения упражнения (см. практические рекомендации).

Игровые задания, направленные на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств, должны соответствовать нижеприведенным требованиям:

-общеподготовительные, игровые задания должны иметь двигательный режим и уровень физической нагрузки, оказывающий тренирующее воздействие на организм;

-общеподготовительные игровые задания должны быть разнообразными и несложными в организации;

-соответствовать уровню развития двигательных качеств, умений и навыков занимающихся;

-сложные упражнения, входящие в общеподготовительные игровые задания, должны быть предварительно разучены;

-общеподготовительные игровые задания должны обеспечивать необходимую повторяемость, создавать условия борьбы, конкуренции;

решая задачи развития двигательных качеств, общеподготовительные игровые задания должны обеспечивать правильность исполнения используемых технических элементов.

Многими исследованиями было показано, что на начальных этапах тренировки развитие силы, быстроты или выносливости приводит к совершенствованию и других качеств [3, 4, 5].

Структурным элементом игрового задания является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Различные комбинации элементов игровых заданий определяют возможную структуру игры, ее целевую функцию. В зависимости от целевой функции структура игры может варьироваться.

Необходимо помнить, что при условии изменения задания одни и те же упражнения воздействуют на развитие разных качеств. Так, например, если давать задание «кто лучше? » выполнит удар «нере чхаги», будет совершенствоваться техника данного удара; если же поставить цель сделать как можно быстрее тот же удар, то будут совершенствоваться скоростные способности; при постановке условия выполнять удары в течение 2-х минут -совершенствуется выносливость.

Тренер-преподаватель должен уметь изменить направленность игровых заданий за счет постановки цели. Так, главной целью игровых заданий с направленностью на развитие выносливости является выполнение упражнений по заданию: «кто больше? », «кто дальше?», «кто дольше? » и т. д. Эти игровые задания связаны с продолжительной, но не слишком интенсивной работой (таблица 2).

Таблица 2

Игры с преимущественной направленностью на развитие определенного физического

качества

Игровые задания Название Рекомендации

Игровые задания, направленные на обучение техническим навыкам тхэквондо «Принеси команде балл», «Шагни вперед», «Потерявшийся в пути», «Двойной контроль», «Запрещающий жест», «Обманные приемы» - внимание уделять на деталях выполнения специально-подготовительных игровых заданий, должно фиксироваться в образной, понятной форме, игровые задания включают постановку учебных задач и их решение в соревновательной форме.

Игровые задания, направленные на развитие силовых качеств «Вприсядку», «Торжественный марш», «Напиши», «Стальной пресс», «Стоп-кадр» Используют предметы (пояса, набивные мячи, канаты и т.д.) или проводится работа в парах. Укрепление крупных мышечных групп -спины, живота, шеи, плечевого пояса и рук, нижних конечностей; упр. на собственно силу, но и силу в сочетании с другими качествами; прыжковые задания и лазанья по гимнастической стенке, наклонной скамейке, смешанные висы, упоры.

Игровые задания, направленные на развитие быстроты «Быстрый удар», «Сосчитай», «Скорость», «Плечо -колено», «Хлест», «Опережение» Давать игровые задания с установкой «кто быстрее!». Ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество «быстро» выполненных движений, скорость перемещения тела или его частей в пространстве; использование обусловленных сигналов (звуковой, зрительный, тактильный), быстрых локальных движений и кратковременных перемещений.

Игровые задания, направленные на развитие ловкости «Рыбалка», «Не роняй», «Равновесие», «Эстафета с передачей «мешочка», «Кузнечик», «Над пропастью» «Цапля» Игровые задания, направленные на быстроту и точность выполнения, на равновесие и координацию содействуют развитию ловкости. Упражнения, в содержание которых включается элемент новизны, или специальные задания, требующие умения анализировать собственные действия, ориентироваться в пространстве, во времени и в степени мышечных напряжений.

Игровые задания, направленные на развитие выносливости «Встань на точку быстрее», «Названный номер», «Убегай быстрее», «Успей за счётом, «Весёлая цепочка», «Быстрый и внимательный», «Хвостик» Приемы, существующие в практике преподавания: - уменьшение количества игроков в команде при сохранении размеров используемой для задания площади; - усложнение приёмов и правил игрового задания при неизменном количестве играющих; - увеличение времени проведения игрового задания. Развитию выносливости будет способствовать такая игровая деятельность, при которой частота сердечных сокращений составляет 130 уд. /мин. Игровые задания с ивнойвоспитывать волевыкачества, целеустремлённость, спортивный азарт, настойчивость

Игровые задания, направленные на развитие гибкости. «Мостик», «Коснись ногой «лапы», «Перемахни ногой через «лапу», «Гусеница», «Помоги своим ногам». Подбирать игры для целенаправленного, зачастую локального воздействия на отдельные суставы, связки, мышечные группы. Такие игровые задания должны создавать условия для увеличения амплитуды движений, дополнительного растяжения мышц и связок. Активная гибкость зависит от силы мышц, поэтому целесообразно включать в занятия игровые задания с определением веса собственного тела.

Игровые задания могут быть применены не только в основной части урока. Вводная часть с использованием игровых заданий становится обновленной и интересной.

Используя подвижные игры в процессе «разминки», следует помнить, что физическое и эмоциональное состояние спортсменов перед началом тренировки различны и зависят от предыдущих учебно-тренировочных занятий и другой деятельности, в которой они участвовали. В состоянии пониженной работоспособности обучающийся с нежеланием приступает к «разминке» и чаще всего выполняет упражнение с очень низкой интенсивностью. А в состоянии повышенной работоспособности, наоборот, выполняет упражнение с высокой интенсивностью. Включение игровых заданий в «разминку» повышает ее интенсивность, что необходимо для подготовки организма спортсмена к предстоящим нагрузкам и для предупреждения травм.

К игровым заданиям, применяемым в основной и заключительной частях занятия, предъявляются строгие, конкретные требования. С их помощью тренер-преподаватель

может решать задачи не только данной тренировки, но и целого цикла учебно-тренировочных занятий.

Поэтому объем, последовательность применения и дозировку планируемых игровых заданий следует каждый раз определять с учетом необходимости овладения техникой не только данного занятия, но и следующих за ним.

Тренеру-преподавателю необходимо четко знать, какое качество или

двигательный навык, в какой части занятия целесообразнее всего развивать и совершенствовать, какая разминка должна предшествовать проводимому игровому заданию.

Особенности распределения игровых заданий разной направленности на учебно-тренировочных занятиях юных тхэквондистов. Методика применения игровых заданий на начальном этапе подготовки имеет свои особенности с учетом различной дозировки упражнений, их технической сложности и т. д. Правильный подбор упражнений имеет большое значение для развития двигательных (физических) качеств, так как видоизменение движений препятствует стандартизации условно-рефлекторных связей, сопровождающейся возникновением барьеров в приросте силы, скорости и выносливос[3, 4], и что самое главное, оно способствует гармоничному развитию, воспитанию черт характера занимающихся.

В предложенной методике, в условиях развивающего обучения, игровые задания проводились в каждой части урока, так как сочетание обычных упражнений с игровыми заданиями позволяет поддерживать у занимающихся устойчивый интерес к выполнению упражнений на протяжении всего занятия, а также сохраняет необходимый эмоциональный уровень.

Процентное соотношение игровых заданий с направленностью на развитие двигательных качеств и обучение техническим действиям на начальном этапе составляет 60—70% к 30—40% соответственно.

Нагрузка во время занятия может снижаться за счет частого включения игровых заданий на технику и повышаться за счет включения игровых заданий на быстроту и выносливость.

Для извлечения наибольшей пользы от игровых заданий в целях содействия усвоению на занятии изучаемого материала и повышению эффективности занятий необходимо определить наиболее целесообразное место каждого типа заданий в занятии.

Поскольку скоростные раздражители наиболее эффективны при оптимальном уровне возбудимости нервной системы, то игровые задания, способствующие развитию

скоростных качеств, рекомендуется проводить в начале учебно-тренировочного занятия до начала наступления утомления [1, 2].

Также игры, направленные на воспитание ловкости, становятся недостаточно эффективными при наступающем утомлении. Эти упражнения требуют большой четкости мышечных ощущений. Поэтому при повторении игровых заданий необходимо делать перерывы для отдыха, а сами игровые задания проводить, когда нет значительных следов утомления от предыдущей нагрузки.

Играм, направленным на развитие гибкости, должна предшествовать

соответствующая игровая «разминка», чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон. Проводить игровые задания данной направленности необходимо несколько раз в течение тренировки.

В начале эксперимента были проведены следующие тесты, определяющие уровень развития основных физических качеств: «Гарвардский степ-тест», «Бег 30 метров», «Челночный бег, 3 х 1 0 метров», «Прыжок в длину с места», «Метание набивного мяча», «Шестиминутный бег», «Гибкость: наклон вперед из положения сидя», «Поднимание туловища из положения лежа за 30 секунд», «Ортостатическая проба», «Бег с высоким подниманием колена за 10 секунд», «Кистевая динамометрия».

Таблица 3

Показатели физической подготовленности юных тхэквондистов в конце эксперимента

№ Контрольные упражнения Группа Данные Р %

1. Гарвардский степ-тест Э 92,2 ±2,1 <0,01 17,2

К 81,6 ±3,3 5,4

2. Бег 30 м, с Э 5,74 ± 0,5 > 0,05 5,8

К 6,03 ±0,17 1,79

3. Челночный бег (3х10), с Э 8,9 ± 0,12 <0,01 11

К 9,6 ±0,19 4,95

4. Прыжок в длину с места, м Э 165,2 ± 5,5 <0,05 13,9

К 140,2 ± 6,1 5,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Метание набивного мяча (2 кг), м Э 241,3 ± 9,8 > 0,05 4,8

К 236,4 ± 10,6 7,95

6. Шестиминутный бег, м Э 1155 ±32,8 <0,05 48,5

К 975±22,2 24,75

7. Гибкость: наклон вперед из положения сидя, см Э 13,7 ± 0,56 <0,001 87,7

К 9,4 ± 0,92 36,2

8. Поднимание туловища за 30 сек, кол-во раз Э 21,7 ± 1,1 <0,05 19,2

К 19,1 ± 0,65 7,9

9. Ортостатическая проба, с Э 85 ± 5,0 <0,05 97,7

К 68 ± 6,4 74

10. Бег с высоким подниманием колена за 10 с, Э 52 ± 0,85 <0,05 31,3

К 49 ± 1,0 18,1

11. Кистевая динамометрия правая левая

Э 25,9 ±0,8 >0,05 20,5

К 24,8 ± 0,6 19,2

правая левая Э 23,4 ±0,6 >0,05 21,2

К 23,8 ±0,5 19,6

Данные, приведенные в таблице 3, свидетельствуют о том, что за время педагогического эксперимента у занимающихся обеих групп уровень физического развития и физической подготовленности значительно повысился по сравнению с исходным. Это связано с физиологическим ростом детей исследуемого возраста и постоянными учебно-тренировочными занятиями.

Сравнительный анализ относительного прироста результатов тестирования, выраженного в процентах от исходного уровня, показал преимущество

экспериментальной группы над контрольной по ряду показателей.

Прирост показателей физического развития («Гарвардский степ-тест») был достоверно выше в экспериментальной группе (Р < 0,01). Это можно рассматривать как факт положительного эффекта занятий с игровыми заданиями для повышения функционального состояния и физической работоспособности.

Достоверно лучшие средние результаты в показателях «челночного бега (3 х 10) (Р <0,01) и гибкости (Р<0,001) были показаны также в экспериментальной группе.

Приросты показателей в «беге на 30 метров» и «метании набивного мяча» в экспериментальной группе имели преимущество по сравнению с контрольной группой, но не были статистически достоверны (Р> 0,05).

Идентичное улучшение в обеих группах было в показателях статистической силы («кистевая динамометрия»).

Приросты показателей остальных тестов в экспериментальной группе были достоверно лучше, чем в контрольной группе, что может служить доказательством преимущества применения специальных игровых заданий на занятиях юных тхэквондистов.

Таким образом, по степени прироста показателей физической подготовленности юных тхэквондистов наиболее эффективной оказалась программа занятий с включением игровых заданий.

Техническая подготовленность юных спортсменов экспериментальной и контрольной групп в период педагогического эксперимента. Для оценки эффективности формирования технических навыков тхэквондо средствами специальных игровых заданий был проведен сравнительный анализ показателей технической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента (таблица 4).

Таблица 4

Экспертная оценка исполнения технических элементов юными тхэквондистами экспериментальной и контрольной групп в начале и конце педагогического эксперимента

Средний балл (X±m)

В начале эксперимента (%) В конце эксперимента (%)

№ п/п Технические элементы Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольна я группа

1. Основные стойки 2,7 2,8 4,7 3,9

2. Основные удары ногами 2,1 2,2 4,5 3,6

3. Основные удары руками 3,2 3,1 4,9 4,6

4. Основные блоки 2,6 2,4 4,6 4,2

С этой целью сравнивались средние баллы оценок за выполнение основных технических элементов. Всего сравнивалось четыре средних балла: за технику основных стоек, за технику ударов руками, за технику ударов ногами и за технику блоков. Оценки ставились по пятибалльной шкале за каждый выполненный технический элемент, затем высчитывались средние баллы.

Оценка технической подготовленности проводилась экспертной группой, состоящей из пяти инструкторов.

Как показал сравнительный анализ результатов экспертной оценки технических элементов, в начале экспериментального периода все «средние баллы» в обоих группах были практически одинаковы.

Об эффективности предлагаемого метода можно судить и по итогам аттестаций на пояса («гыпы»), прошедших три раза за экспериментальный период. Первая аттестация проходила 4 сентября (в начале эксперимента). Вторая аттестация проходила 28 марта (в конце экспериментального периода).

Аттестация на пояса — это оценка технических навыков занимающихся и присвоение им, (в случае успешной сдачи нормативов), определенной категории. Всего в тхэквондо 10 «ученических» поясов («гыпов»). Самый низший из них — 10 «гып», присуждается автоматически при поступлении в группу начальной подготовки. Чем выше «гып», тем выше уровень подготовки тхэквондистов и выше требования на аттестации.

На одной аттестации можно аттестоваться только на один «гып». Результаты аттестации указаны в таблице 5.

Таблица 5

Показатели технической подготовленности юных тхэквондистов в период

педагогического эксперимента

Номер аттестации Экспериментальная группа Контрольная группа

Пояс Сол-во птестую- ихся Кол-во аттестовавшихся Пояс Кол-во аттестующихся Кол-во аттестовав шихся

Первая желтая полоска 9 7 желтая полоска 11 8

желтая полоска желтая полоска 3 2

Вторая желтый 10 0 желтый 6 4

зелёная полоска 5 5 зелёная полоска 10 0

Также, в конце марта проходили соревнования по «Пхумсе» между спортсменами контрольной и экспериментальной групп. Выступления оценивались экспертной группой, состоящей из 5 инструкторов. Итоги соревнований показаны в таблице 6.

Таблица 6

Уровень технической подготовленности юных тхэквондистов в конце педагогического

эксперимента

Пояс Экспериментальная группа Контрольная группа

Количество % Количество %

Белый пояс (10 «гып») 0 0 1 6,25

Желтая полоска (9 «гып») 1 6,25 9 56,25

Желтый пояс (8 «гып») 10 62,5 6 37,5

Зеленая полоска (7 «гып») 5 31,25 0 0

По результатам соревнований экспериментальная группа показала лучший результат в сравнении с контрольной группой. Таким образом, в ходе педагогического

эксперимента выявлено, что применение игровых заданий разной направленности в период обучения и совершенствования технических навыков позволяет успешно усваивать и совершенствовать технику тхэквондо.

Анализ показателей посещаемости занятий и мотивации юных тхэквондистов экспериментальной и контрольной групп. Эффективность применения игровых заданий подтверждают и данные посещаемости занятий юными тхэквондистами (таблица 7).

Количество пропусков занятий на одного человека в среднем за исследуемый период в экспериментальной группе составляло 8,3% от общего количества занятий, а в контрольной -17,7%.

Перед каникулами в каждой группе тренером оценивалось стремление детей заниматься тхэквондо. Результаты показали, что в экспериментальной группе высокое стремление заниматься имели 56,3% детей, среднее - 31,3%, а низкое стремление - 12,5%. В контрольной группе эти показатели свидетельствовали о пониженном интересе к занятиям. Так, высокое стремление заниматься имели 18,8%, среднее - 43,8%, низкое -37,5% детей.

Таблица 7

Формирование устойчивого интереса и мотивации к занятиям тхэквондо

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

Количество % Количество %

Пропущенные уроки 16 8.3 34 17,7

Стремление заниматься Высокое Среднее Низкое 9 5 2 56,3 31,3 12,5 7 7 6 18,8 43,8 37,5

Количество занимающихся 16 100 16 100

Количество продолжившихся занятие после каникул 14 87,5 7 43,8

О положительной роли занятий с игровыми заданиями в формировании устойчивого интереса у юных тхэквондистов можно было судить также по количеству продолживших заниматься после каникул.

Заключение

В разработанной методике определено соотношение игровых заданий с направленностью на обучение движениям и развитие физических качеств — 35% к 65% соответственно. Игровые задания должны проводиться в каждой части урока в чередовании с «неигровыми» заданиями. Объем упражнений различной направленности, выполненных игровым методом на учебно-тренировочных занятиях юных тхэквондистов в группах на этапе начальной подготовки, должен составлять 50 % от общего учебного времени.

Список литературы

1. Бакулев С.Е. , Двейрина О.А. , Афанасьева И.А. , Чистяков В.А. Индивидуальная тренируемость в ударных единоборствах. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2013; 8(102): 16-24.

2. Кузнецова З. М. , Шепелев Н. А. , Фомичева С. Д. Формирование физических качеств детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(1): 138-144. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-138-144.

3. Дорофеева Г. А. Оценка спортивной подготовленности юных тхэквондистов различной квалификации. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2013; 2(96): 44-49.

4. Эпов О. Г. Влияние соревновательной нагрузки на организм спортсменов ударных видов олимпийских единоборств. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(1): 48-53. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-1-5-14.

5. Камнев Р. В. , Седых Н. В. Методика дифференцированной специальной физической подготовки юных тхэквондистов. Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2010; 2(60): 59-62.

References

1. 1. Bakulev S.E., Dveirina O.A., Afanasyeva I.A., Chistyakov V.A. Individual training in percussion martial arts. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2013; 8(102): 16-24 [In Russ.].

2. Zinaida M. Kuznetsova, Nikolay A. Shepelev, Sofiya D. Fomicheva. Formation of physical qualities of preschool children in taekwondo classes. Pedagogikopsihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 138-144. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-138-144 [In Russ., In Engl.].

3. Dorofeeva G.A. Assessment of athletic fitness of young taekwondo athletes of various qualifications. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2013; 2(96): 44-49 [In Russ.].

4. Oleg G. Epov. The effect of competitive load on the body of athletes of shock types of Olympic martial arts. Pedagogikopsihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(1): 48-53. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-1-5-14 [In Russ., In Engl.].

5. Kamnev R.V., Sedykh N.V. Methods of differentiated special physical training of young taekwondo athletes. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2010; 2(60): 59-62 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 20.05.2024

Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский филиал Университета управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: kzm diss@mail.ru Нигметзянов Булат Айратович - тренер, Школа тхэквондо г. Зеленодольска, 422551, Россия, г. Зеленодольск, ул. Столичная, дом 41а, e-mail: bbbuuu123@mail.ru Кузнецов Александр Семенович - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский филиал Университета управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 420012, Россия, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, дом 35; e-mail: kuznetsov-as@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.