Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТХЭКВОНДО'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТХЭКВОНДО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТХЭКВОНДО / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова Зинаида Михайловна, Шепелев Николай Анатольевич, Фомичева Софья Дмитриевна

Тхэквондо вошло в программу Олимпийских игр лишь в 2000 году. Необходимо уделять особое внимание вопросам начальной подготовки самых юных тхэквондистов, поскольку отечественная школа подготовки спортивных резервов еще недостаточно развита. Все более раннее вовлечение детей в спортивную деятельность требует тщательного подбора средств и методов физического воспитания, которые учитывали бы не только особенности развития ребенка, но и влияние самих физических упражнений на организм. Цель исследования: формирование физических качеств детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Научная новизна: разработана классификация специальных игровых заданий, с учетом их направленности на развитие физических качеств и формирование технических навыков юных тхэквондистов. Практическая значимость: разработанная методика предварительной подготовки, основанная на применении специальных игровых заданий в группах детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо, позволяет существенно повысить эффективность развития физических качеств и способствует сохранению устойчивого интереса и мотивации к занятиям тхэквондо. Материал и методы. анализ научной и методической литературы, обобщение опыта практической работы, беседы с тренерами, анкетирование, педагогические наблюдения, контрольные испытания, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики. Результаты. Разработана методика тренировочных занятий с использованием специальных игровых заданий для детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Заключение. Использование специальных игровых заданий для детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо ведет к достоверному росту практически всех результатов физического развития и физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова Зинаида Михайловна, Шепелев Николай Анатольевич, Фомичева Софья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL QUALITIES FORMATION OF PRESCHOOL CHILDREN AT TAEKWONDO CLASSES

Taekwondo was included into the program of the Olympic Games only in 2000. It is necessary to pay special attention to the questions of initial training of the youngest taekwondo practitioners, as native school of training sports reserves is not developed enough. Early involvement of children into sports activity demands thorough physical education means and methods selection. They would take into account not only the peculiarities of a child’s development, but also the influence of physical exercises on an organism. The aim of the research: to form physical qualities of preschool children at taekwondo classes. Scientific novelty: we created the classification of special playing tasks taking into account their orientation for physical qualities development and technical skills formation among young taekwondo practitioners. Practical significance: the created methodology of preliminary training, based on special playing tasks use in the group of preschool children at taekwondo classes, helps to increase the effectiveness of physical qualities development and provides steady motivation and interest in taekwondo classes. Material and Research methods: scientific and methodical information sources analysis, experience of practical work summarizing, interviews with the coaches, questionnaire survey, pedagogical observations, control tests, pedagogical experiment, method of expert marks, methods of mathematical statistics. Results. The methodology of the training lessons is created with special playing tasks use for preschool children at taekwondo classes. Conclusion. Special playing tasks for preschool children use at taekwondo classes leads to valid increase of almost all results of physical development and physical readiness.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТХЭКВОНДО»

УДК 796 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-138-144

Формирование физических качеств детей дошкольного возраста на

занятиях по тхэквондо

Кузнецова З.М.*, Шепелев НА., Фомичева С.Д.

Набережночелнинский филиал «Университет управления «ТИСБИ» ORCID: 0000.0002-5558-474Х, kzm_diss@mail.ru* ya.shepelevnikolai@gmail.com fomicheva-sofi30@yandex.ru

Аннотация: Тхэквондо вошло в программу Олимпийских игр лишь в 2000 году. Необходимо уделять особое внимание вопросам начальной подготовки самых юных тхэквондистов, поскольку отечественная школа подготовки спортивных резервов еще недостаточно развита. Все более раннее вовлечение детей в спортивную деятельность требует тщательного подбора средств и методов физического воспитания, которые учитывали бы не только особенности развития ребенка, но и влияние самих физических упражнений на организм. Цель исследования: формирование физических качеств детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Научная новизна: разработана классификация специальных игровых заданий, с учетом их направленности на развитие физических качеств и формирование технических навыков юных тхэквондистов. Практическая значимость: разработанная методика предварительной подготовки, основанная на применении специальных игровых заданий в группах детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо, позволяет существенно повысить эффективность развития физических качеств и способствует сохранению устойчивого интереса и мотивации к занятиям тхэквондо. Материал и методы. Анализ научной и методической литературы, обобщение опыта практической работы, беседы с тренерами, анкетирование, педагогические наблюдения, контрольные испытания, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики. Результаты. Разработана методика тренировочных занятий с использованием специальных игровых заданий для детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Заключение. Использование специальных игровых заданий для детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо ведет к достоверному росту практически всех результатов физического развития и физической подготовленности. Ключевые слова: тхэквондо, спортивная деятельность, физические качества, специальные игровые задания.

Для цитирования: Кузнецова З.М.*, Шепелев Н.А., Фомичева С.Д. Формирование физических качеств детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта. 2023; 18(1): 138-144. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-138-144.

Physical qualities formation of preschool children at taekwondo classes

Zinaida M. Kuznetsova*, Nikolay A. Shepelev, Soviya D. Fomicheva

Naberezhnye Chelny branch TISBI Management University Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm_diss@mail.ru* ya.shepelevnikolai@gmail.com fomicheva-sofi30@yandex.ru

Abstract: Taekwondo was included into the program of the Olympic Games only in 2000. It is necessary to pay special attention to the questions of initial training of the youngest taekwondo practitioners, as native school of training sports reserves is not developed enough. Early involvement of children into sports activity demands thorough physical education means and methods selection. They would take into account not only the peculiarities of a child's

development, but also the influence of physical exercises on an organism. The aim of the research: to form physical qualities of preschool children at taekwondo classes. Scientific novelty: we created the classification of special playing tasks taking into account their orientation for physical qualities development and technical skills formation among young taekwondo practitioners. Practical significance: the created methodology of preliminary training, based on special playing tasks use in the group of preschool children at taekwondo classes, helps to increase the effectiveness of physical qualities development and provides steady motivation and interest in taekwondo classes. Material and Research methods: scientific and methodical information sources analysis, experience of practical work summarizing, interviews with the coaches, questionnaire survey, pedagogical observations, control tests, pedagogical experiment, method of expert marks, methods of mathematical statistics. Results. The methodology of the training lessons is created with special playing tasks use for preschool children at taekwondo classes. Conclusion. Special playing tasks for preschool children use at taekwondo classes leads to valid increase of almost all results of physical development and physical readiness. Keywords: taekwondo, sports activity, physical qualities, special playing tasks.

For citation: LZinaida M. Kuznetsova*, Nikolay A. Shepelev, Sofiya D. Fomicheva. Physical qualities

formation of preschool children at taekwondo classes. Russian Journal of Physical Education and Sport.

2023; 18(1): 138-144. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-138-144.

Введение

Тхэквондо вошло в программу Олимпийских игр лишь в 2000 году. Отечественная школа подготовки спортивных резервов в этом виде спорта еще недостаточно развита, поэтому необходимо уделять повышенное внимание вопросам начальной подготовки самых юных тхэквондистов. Все более раннее вовлечение детей в спортивную деятельность требует тщательного подбора средств и методов физического воспитания, которые учитывали бы не только особенности развития ребенка, но и влияние самих физических нагрузок на организм. Физическая подготовка детей требует особого внимания, так как в дошкольном возрасте закладывается основа общей работоспособности, здоровья, гармоничного развития, надежной и слаженной деятельности всех систем организма, то есть всего того, что обеспечивает в дальнейшем достижение высот спортивного мастерства.

Однако практика применения игровых заданий во время тренировочных занятий сводится лишь к проведению эстафет или самостоятельным играм занимающихся (в перерывах или перед занятием).

Иногда проводятся специальные игровые занятия, но они включают в себя только такие игры, как баскетбол, футбол или регби. В учебных пособиях по тхэквондо вопрос об использовании игрового метода в процессе начальной подготовки либо полностью отсутствует, либо изложен в плане общих рекомендаций. В связи с этим, разработка методики применения специальных игровых заданий для решения основных задач обучения техническим действиям и развития необходимых физических качеств является весьма актуальной.

Цель исследования - формирование физических качеств детей дошкольного возраста на

занятиях по тхэквондо.

Объект исследования - тренировочный процесс детей дошкольного возраста, занимающихся тхэквондо.

Предмет исследования - методика тренировочных занятий с использованием специальных игровых заданий для детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что был проведен анализ игрового метода тренировки и разработана классификация специальных игровых заданий, с учетом их направленности на развитие физических качеств и формирование технических навыков юных тхэквондистов. Нами были выделены две основные группы: общеподготовительные игровые задания, направленные на развитие физических качеств и специально-подготовительные игровые задания, направленные на обучение и совершенствование технических навыков тхэквондо.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика предварительной подготовки, основанная на применении специальных игровых заданий в группах детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо, позволяет существенно повысить эффективность развития физических качеств, увеличить скорость формирования технических навыков и способствует сохранению устойчивого интереса и мотивации к занятиям тхэквондо. Результаты исследования могут быть использованы при составлении программно-нормативных документов для детских спортивных школ, спортивных клубов по месту жительства, учреждений дополнительного образования различного профиля.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

анализ научной и методической литературы, обобщение опыта практической работы: беседы с тренерами, анкетирование, педагогические наблюдения, контрольные испытания, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

Педагогический эксперимент проходил на базе ООО "Кэмпо" Набережночелнинская школа Тхэквондо, г. Набережные Челны, Россия и заключался в определении влияния игровых заданий на уровень развития физических качеств и технической подготовленности юных тхэквондистов на этапе предварительной подготовки. В экспериментальную группу вошли тхэквондисты 6-7 лет в количестве 16 человек, в этой

группе, помимо обычных заданий, включались игровые задания с преимущественной направленностью на обучение технике и развитию физических качеств, которым отводилось 50 % от общего времени занятий. Контрольную группу составили 16 человек, занятия проводились по общепринятой методике.

С целью повышения тренировочного эффекта от игровых заданий, прочности усвоения изучаемого материала и оптимизации воздействия тренировочной нагрузки на организм детей, было определено наиболее целесообразное место каждого типа заданий в тренировочном занятии (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение игровых заданий различной направленности на тренировочных занятиях в экспериментальной группе

Игровые знаний [ИЗ)

Яровые iu.iu.hH4 на ржшвтн фюэпешп катета sj.Ju.iiHd на формирование и сйвсршокташнн шшпкыа вавышв

№ развитие енвнык качеств ИЗ сооообяяующис ОиВОСНИЮ ТСХННЧС^КНХ Ш111Ш

ИЗ ив развит« .ювкасти

ИЗ Н&1ЪПЕкГТ1К ГИбКОиТИ

ИЗ ии разянтж ■ыносяибости >31 оннйбепуиций закреплении и пжнпнш ишннп

ИЗ ми jiiirh.ii 1Ии быстроты

В нашем эксперименте соотношение игровых заданий с направленностью на обучение движениям и развитие физических качеств составляло 35 к 65 % соответственно. В предложенной методике занятия проводились с использованием игровых заданий, на которые в основной части урока отводилось 50 % учебного времени.

Игровые задания проводились в каждой части урока в чередовании с «неигровыми» заданиями, так как сочетание строго регламентированных упражнений с игровыми заданиями позволяет сохранять у занимающихся устойчивый интерес к выполнению упражнений на протяжении всего занятия.

Структурным элементом игрового задания является игровая задача, осуществляемая деть-

ми в игровой деятельности. Различные комбинации элементов игровых заданий определяют возможную структуру игры, ее целевую функцию. В зависимости от целевой функции структура игры может варьироваться.

Необходимо помнить, что при условии изменения задания одни и те же упражнения воздействуют на развитие разных качеств. Так, например, если давать задание «кто лучше?» выполнит удар «нере чхаги», будет совершенствоваться техника данного удара; если же поставить цель сделать как можно быстрее тот же удар, то будут совершенствоваться скоростные способности; при постановке условия выполнять удары в течение 2-х минут -совершенствуется выносливость.

Таблица 2

Игры с преимущественной направленностью на развитие определенного физического качества

11|рон1^ ;и иння НЕШШМЕ ГсЕомсл.иацш1

Ляронис м.1л:111. М2;яравлсппые на обучение техничссп! ы навикам 'Лрипеен kOM2.ii.jL 02.Ы". -чШашл "Пе-терлвшнЛгл в пул», «Лвошюй кинтрильн. З^ир.-ш.анклин Ш1, (сОоыапные нрмсыыю ■ нппмл.нне у. км я 1 ь ла. вына.шспня снепмалыю-на.лтэтианте.'эьндо шргкмх и.лшм должно фиксироваться и оора^нан. лонлтнан форме, шровие -;;|.1 шмч. ишичлот ноечанавсу у чсБлыж и.ич н мх решение н еоревнава к. ыюн фирме.

] [яровые м.шпшс. лаправлснпые на ричвнпне си.-ивых И'лПН ■■ присядку "1 Ьржсттасннын лирш... ..Е!ОНЬ, оСтальлом пресс ■■. аГти^плр" 1|СН[МЬГн НЛ 1 |рС.1Л1С 11,1 ^ мопса, наивные нпи. кзшти нт.д.'1 или лриаолнтся раСчч■ в илрах. Укрепление крупных ммисл^у фупп - слипы. живота. шси. ННечеВЦСО Гio.iL! и рук, ннмлччх лолсшостсн: упр. на сдалвенна \. ни и силу в '.-'П.-шш: с ,|р\ г i:\ili качесгини: прихковыс и.ичмн п .ичанья на 1 им1ил14'|[с>:1>Л пвп, на к. юн ион скамейке, еыссиаппшс висы, униры.

] [яровые м.шпшс. нас¡ривлснпыс на рачвнтне "Ьшстрин у;ир". "(.Ъечшон«. «Скорсс-ц,м--ч][.-1с,к] БМСНО«. «К.1КТ». нОнерсжснлдо- Давать перовые м.ым1:ч с усчанавкон «по оыстрее!». Очнс-шан реакция 1и ,-шми.: 1: Выстрета чмшечн сокращении. количество ■'быстро» вы1н.шейных лвнженнн. СЕораепь нерсмс шемчя 1е.ча ллн его частей и нре-ггранетве: иенолыовалне абуслмлсшиде снс налов (шукомс*!. трЕгтельнын. 1эд-п1льпыи}. быстрых, ликтшшу .твнженлн и крл1 современных перемещении.

Jli-pi-iHi.lL и;1Л111Л. направленные на ричвтнс ■Мши «РыВолкаи., «Ни роня иРилавсшс!'. ""Хтафета с :1Ср-.МиЧСН нмсиЗЦ'1Ка№1 "Ку ШС'ШК". «Нал нронжтыи«- "1]л:.1я<< 11|ровые 14дани£. надивленные ла. бшетроту л точность выполнения. ла равновесие и 1-: L-.ip.iLiiL2.MLih. | содействуют раллиню ловкости. V иражныни. в си.теросание котордо кН нмаечел т.жыент повиты. или специальные щшш. трсбукниие умелия ши.:и шровачь сиоствснние лснствш. ориентироваться в пространстве, во времени н в стенглл чмшеч н напряжен нн.

][|ривые и^лни. направленные на ричвтне ■■вяып встань вта'шу Вистрсг-<. н] Ьиванным шяисрц. "У(к|2н аыстрсс"--нуслсн -за счетам«. " 1 к"'--'.".ич иени^ка». а^ыырын и |;к11МЛ1.||.1ЫМ". «Хпостш(|> Ирнс-чм. еушссчиунклис в нракчнке нрыта таваннл: - уме:И||ие1:ме ко:1нчеепи 1ир[жов в лрп сахриненлл ра1мер(1в истмьхусмон .(,-|я и.ли ня ллцецд^н; ■ ушожненле нрмезиив л нравк! травою и.шшз ирм иеи1нен1нни ео.ипсс! не лершкцих: - уме ш'чч-.ие времемн 1:роне.1еммч шрсаянэ и. 1111 ня. Р^витнт вшюонаоь-чп ■Пу.1.еп смошоствивхть :1к;1ч Н1риил двтелыбостъ, лрп киторон '1аь-тота ссрдрчлых сокращении сш.-|анлкт 1 ли уд_|'ыИгровые и.шия с лсшанан Бсрышл партнерш гюм(||2нм вжпнтывать вечевые ка'кства. ме.-^гуе 1 р^м.'спнос 1 ь. С1нрл1вмыи амр|. шслзРпнвШП.

]кривые м.1л:111. направленные на ричвтне 1 лакос 11: аМоетик». ((Коснись шгоп «лл1и:<:>. ■■][сремахнн моюн ч ■:[>.- 1 члату*, "Ей. :- офива ст 11 сны", нГуссллиаь, "Помоги свшм нигам« Пидблрать шры ян пе.к-кшрлыенною. 1а,ис1ую :юка.1ын[ц ве^еиьтвин на отельные ':у.-:2ни. сыжн. мышечные I р> Г1Ш.1. Тшнчг иероные м:1л:нл дсенкны ■.-'.|!:исль-у':-':1и:1!1 :ыл удглнчения илиммг. ,|ы чомс.шше.ИгИогс риетменин чш1 и свяшк. Активная с пакость зависит от 1гн.11|| ыыши.сктлоиу целесообразна н^-ночаи. в чашгми нероные чи лмми е лрсидие1ениех1 веса сибьтвеннас [мела.

Тренер должен уметь изменить направленность игровых заданий за счет постановки цели. Так, главной целью игровых заданий с направленностью на развитие выносливости является выполнение упражнений по заданию: «кто больше?», «кто дальше?», «кто дольше?» и т.д. Эти игровые задания связаны с продолжительной, но не слишком интенсивной работой.

Игровые задания могут быть применены не только в основной части урока. Вводная часть с использованием игровых заданий становится обновленной и интересной.

Используя подвижные игры в процессе «разминки», следует помнить, что физическое и эмоциональное состояние спортсменов перед началом тренировки различны и зависят от предыдущих тренировок и другой деятельности, в которой они участвовали. В состоянии пониженной работоспособности ребенок с нежеланием приступает к «разминке» и чаще всего выполняет упражнение с очень низкой интенсивностью. А в состоянии повышенной работоспособности, наоборот, выполняет упражнение с высокой интенсивностью. Включение игровых заданий в «разминку» повышает ее интенсивность, что необходимо для подготовки организма спортсмена к предстоящим нагрузками для предупреждения травм.

К игровым заданиям, применяемым в основной и заключительной частях занятия, предъявляются строгие, конкретные требования. С их помощью тренер может решать задачи не только данной тренировки, но и целого цикла учебно-тренировочных занятий. Поэтому объем, последовательность применения и дозировку планируемых игровых заданий следует каждый раз определять с учетом необходимости овладения техникой не только данного занятия, но и следующих за ним.

Тренеру необходимо четко знать, какое качество или двигательный навык, в какой части занятия целесообразнее всего развивать и совершенствовать, какая разминка должна предшествовать проводимому игровому заданию.

Методика применения игровых заданий на начальном этапе подготовки имеет свои особенности с учетом различной дозировки упражнений, их технической сложности и т.д. Правильный подбор упражнений имеет большое значение для развития двигательных (физических) качеств, так как видоизменение движений препятствует стандартизации условно-рефлекторных связей, сопровождающейся возникновением барьеров в приросте силы, скорости и выносливости [30, 35], и что самое главное, оно способствует гармоничному развитию, воспитанию черт характера занимающихся.

В предложенной методике, в условиях раз-

вивающего обучения, игровые задания проводились в каждой части урока, так как сочетание обычных упражнений с игровыми заданиями позволяет поддерживать у занимающихся устойчивый интерес к выполнению упражнений на протяжении всего занятия, а также сохраняет необходимый эмоциональный уровень.

Процентное соотношение игровых заданий с направленностью на развитие двигательных качеств и обучение техническим действиям на начальном этапе составляет 60—70% к 30—40% соответственно.

Нагрузка во время занятия может снижаться за счет частого включения игровых заданий на технику и повышаться за счет включения игровых заданий на быстроту и выносливость.

Для извлечения наибольшей пользы от игровых заданий в целях содействия усвоению на занятии изучаемого материала и повышению эффективности занятий необходимо определить наиболее целесообразное место каждого типа заданий в занятии.

Поскольку скоростные раздражители наиболее эффективны при оптимальном уровне возбудимости нервной системы, то игровые задания, способствующие развитию скоростных качеств, рекомендуется проводить в начале тренировочного занятия до начала наступления утомления [25, 5].

Также игры, направленные на воспитание ловкости, становятся недостаточно эффективными при наступающем утомлении. Эти упражнения требуют большой четкости мышечных ощущений. Поэтому при повторении игровых заданий необходимо делать перерывы для отдыха, а сами игровые задания проводить, когда нет значительных следов утомления от предыдущей нагрузки.

Играм, направленным на развитие гибкости, должна предшествовать соответствующая игровая «разминка», чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон. Проводить игровые задания данной направленности необходимо несколько раз в течение тренировки.

Игровые задания с преимущественной направленностью на выносливость связаны с продолжительной работой умеренной интенсивности. Продолжительность нагрузки должна укладываться в рамки временного интервала, в течение которого аэробная система энергообеспечения успевает достичь максимальной интенсификации, создавая условия для более эффективного обеспечения организма кислородом. При этом полная активация аэробных систем энергообеспечения достигается не менее чем за 2 - 3 минуты нагрузки.

Упражнения, направленные на развитие си-

ловых качеств, должны быть кратковременными, число повторений от 4 - 6 до 8 - 10.

Учитывая рекомендации, приведенные в специальной литературе, ниже приведены оптимальные параметры выполнения игровых

заданий на освоение двигательных навыков и обучение технике, на развитие быстроты и выносливости, а также, процентное соотношение объемов нагрузки, направленных на развитие двигательных качеств (таблица 3,4).

Таблица 3

Параметры тренировочной нагрузки в игровых заданиях различной направленности

НшрВЁЛСИВйИЪ Вреия выполнения Количества ловтореннй Паузы отдыха между

игровик заданн!) повторами

На 1 - .1 МИН 1 - А раз 10-60 е

двигательных навыков и

обучение технике

Ми развитие 2 -3 мин 1 - 2 раз 40-60 с

выносливости

Ни ратантлс иыетроты 5 -30 с 2-6раз 30-60 с

Таблица 4

Соотношение объемов нагрузки, направленных на развитие двигательных качеств (в %)

'^иатсльние качества

Скоростно-еллиьые Ьыетрота Выносливость Гибкость Ловкость

15 10 45 15 15

Данные, приведенные в таблицах 5, свиде- подготовленности значительно повысился по тельствуют о том, что за время педагогическо- сравнению с исходным. Это связано с физиоло-го эксперимента у занимающихся обеих групп гическим ростом детей исследуемого возраста и уровень физического развития и физической постоянными тренировками.

Таблица 5

Показатели физической подготовленности юных тхэквондистов в конце эксперимента

№ л л Контрольные упражнения Группа Данные %

1. Гарвардский степ-тест Э 92,2±2,1 ■^0,01 17,2

К Я1,6±3,3 5.4

2. Бег 30и. е э 5,14*0.5 >0,05 5.Я

к 6,03^,17 1,79

5. Челночный бег (1*10}, е э Я.9±0,12 ■^0,01 11

к 9.6±0.19 4,95

4. Прыжок ч икта в длин V, м э 165,2*5,5 ■^0,05 13,9

к 14036,1 5.Я

5. Метание набивного мяча (2 кг}, м э 24],3*9,К >0,05 4.Я

к 236.4±10,6 7,95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ше^тниюту гный бег, м э 1155±32,Я ■^0,05 4Я,5

к

7. Гибкость. наклон вперед из положения оц см к 975±22,22,1 <0.001 24.75

э 13,7гО,5Л Я7,7

8. Поднимание туловниьа за ее^ кол-во раз к 9.4±0,92 ■^0,05 3^2

э 21,7±1,1 19,2

Орпевтеш гройа. с к 19,1^5 ■^0,05 7.9

э Н5±5.0 97,7

Сравнительный анализ относительного прироста результатов тестирования, выраженного в процентах от исходного уровня, показал преимущество экспериментальной группы над контрольной по ряду показателей.

Прирост показателей физического развития («Гарвардский степ-тест») был достоверно выше в экспериментальной группе (Р<0,01). Это

можно рассматривать как факт положительного эффекта занятий с игровыми заданиями для повышения функционального состояния и физической работоспособности.

Достоверно лучшие средние результаты в показателях «челночного бега (3х10)» (Р<0,01) и гибкости (Р<0,001) были показаны также в экспериментальной группе.

Приросты показателей в «беге на 30 метров» и «метании набивного мяча» в экспериментальной группе имели преимущество по сравнению с контрольной группой, но не были статистически достоверны (Р> 0,05).

Приросты показателей остальных тестов в экспериментальной группе были достоверно лучше, чем в контрольной группе, что может служить доказательством преимущества применения специальных игровых заданий на занятиях юных тхэквондистов.

Таким образом, по степени прироста показателей физической подготовленности юных тхэквондистов наиболее эффективной оказалась программа занятий с включением игровых заданий.

О положительной роли занятий с игровыми заданиями в формировании устойчивого интереса у юных тхэквондистов можно было судить также по количеству продолживших заниматься после каникул.

Так, из экспериментальной группы продолжили занятия 87,5% спортсменов, а из контрольной - 43,8%.

Таким образом, все вышесказанное дает основание считать эффективной разработанную методику применения игровых заданий на занятиях начального этапа подготовки детей, юных тхэквондистов.

Педагогический эксперимент показал, что использование специальных игровых заданий в группах начальной подготовки юных тхэквондистов ведет к достоверному росту практически всех результатов физического развития и

физической подготовленности. По результатам тестирований показатели уровня развития физической работоспособности, взрывной силы, скоростной выносливости, общей выносливости, координации и гибкости в экспериментальной группе оказались достоверно выше, чем в контрольной.

Список литературы

1. Тажибаев С.С. Возрастные особенности двигательных качеств юных единоборцев (на примере тхэквондистов). Молодой ученый. 2016; 8(112): 1217-1219.

2. Симаков А.М. Структура физической подготовленности юных тхэквондистов. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008; 2(36): 13-17.

3. Камнев Р.В., Седых Н.В. Методика дифференцированной специальной физической подготовки юных тхэквондистов. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2010; 2(60): 59-62.

4. Бакулев С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов: техническая подготовленность. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008; 1: 13-17.

5. Кузнецов А.С., Владыко Ю.В. Индивидуализация физической подготовки спортсменов-тхэквондистов высокой квалификации. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 84-88. DOI: 10.14526/20704798-2022-17-4-84-88.

Статья поступила в редакцию: 20.02.2023

Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский филиал «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: kzm diss@mail.ru Шепелев Николай Анатольевич - магистр, Набережночелнинский филиал «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: ya.shepelevnikolai@gmail.com

Фомичева Софья Дмитриевна - магистр, Набережночелнинский филиал «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: fomaicheva-sofi30@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.