Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ТХЕКВОНДО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Александр Семенович, Фитисов Кирилл Сергеевич, Сивцев Николай Николаевич

Одними из ключевых задач физической культуры и спорта в России в вопросах воспитания подрастающего поколения являются укрепление физического и нравственного здоровья, развитие интеллекта и физической работоспособности детей и подростков. Отсутствие интереса и мотивации школьников к занятиям физической культурой является одним из факторов, обусловливающих все большее снижение двигательной активности подрастающего поколения. Традиционные и внеурочные формы организации занятий физической культурой в образовательных учреждениях не обеспечивают достаточный уровень познавательной активности школьников, не позволяют должным образом выработать у занимающихся потребность в физических упражнениях, сформировать физическую и спортивную культуру в целом. Материал и методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. Разработана методика формирования спортивной культуры младших школьников средствами тхэквондо. Реализация экспериментальной методики позволила повысить уровень культурно-спортивных знаний младших школьников, привить устойчивый интерес к занятиям тхэквондо, создать субкультуру в коллективе, сформировать учителем физической культуры таких качеств, как ответственность, самостоятельность, настойчивость, общительность, потребность в занятиях физической культурой и спортом и др.. В результате педагогического эксперимента у учеников ЭГ значительно улучшились показатели по общей физической подготовленности, в КГ показатели также улучшились, но незначительно. Заключение. Тхэквондо способствует не только развитию физических, координационных качеств, но и формированию нравственно-этических принципов поведения, гуманности, духовного самосовершенствования, что позволяет использовать его как эффективное средство формирования спортивной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Александр Семенович, Фитисов Кирилл Сергеевич, Сивцев Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS CULTURE OF SCHOOLCHILDREN’S PERSONALITY FORMATION DURING PHYSICAL EDUCATION

One of the key aims of physical culture and sport in Russia in the aspects of the oncoming generation upbringing are the following: physical and moral health improvement, intellect and physical working capacity of children and teen-agers development. The absence of motivation and interest among schoolchildren in physical culture lessons is one of the factors. They condition motor activity decrease among the oncoming generation. Traditional and extracurricular forms of physical culture activity organization at educational establishments don’t provide sufficient level of schoolchildren’s cognitive activity. These forms of physical culture activity organization can’t help to form the need for physical exercises among children, form physical and sports culture in general. Material and Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. We created the methodology of sports culture formation among junior schoolchildren by means of taekwondo. The experimental methodology realization helped to increase the level of culture-sports knowledge among junior schoolchildren, to foster interest in taekwondo, create subculture in the collective, helped physical culture teachers form such qualities as responsibility, independence, persistence, sociability, need for physical culture and sport activities and etc. As a result of the pedagogical experiment we saw general physical fitness indices improvement among the pupils from the experimental group. In the control group the indices also improved, but insignificantly. Conclusion. Taekwondo provides not only physical, coordination qualities development, but also moral-ethic principles of behavior, humanism, spiritual self-development formation. It helps to use it as an effective means of sports culture formation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

УДК 796 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-118-123

Формирование спортивной культуры личности школьников в процессе

физического воспитания

Кузнецов А.С.1'2*, Фитисов К.С.', Сивцев Н.Н.2

'Набережночелнинский филила «Университета управления «ТИСБИ» г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru* mazharuk@mail.ru

2Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта

с. Чурапча, Россия ORCID: 0000-0003-0728-3843, sivsev-nik-nik@mail.ru

Аннотация: Одними из ключевых задач физической культуры и спорта в России в вопросах воспитания подрастающего поколения являются укрепление физического и нравственного здоровья, развитие интеллекта и физической работоспособности детей и подростков. Отсутствие интереса и мотивации школьников к занятиям физической культурой является одним из факторов, обусловливающих все большее снижение двигательной активности подрастающего поколения. Традиционные и внеурочные формы организации занятий физической культурой в образовательных учреждениях не обеспечивают достаточный уровень познавательной активности школьников, не позволяют должным образом выработать у занимающихся потребность в физических упражнениях, сформировать физическую и спортивную культуру в целом. Материал и методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. Разработана методика формирования спортивной культуры младших школьников средствами тхэквондо. Реализация экспериментальной методики позволила повысить уровень культурно-спортивных знаний младших школьников, привить устойчивый интерес к занятиям тхэквондо, создать субкультуру в коллективе, сформировать учителем физической культуры таких качеств, как ответственность, самостоятельность, настойчивость, общительность, потребность в занятиях физической культурой и спортом и др. В результате педагогического эксперимента у учеников ЭГ значительно улучшились показатели по общей физической подготовленности, в КГ показатели также улучшились, но незначительно. Заключение. Тхэквондо способствует не только развитию физических, координационных качеств, но и формированию нравственно-этических принципов поведения, гуманности, духовного самосовершенствования, что позволяет использовать его как эффективное средство формирования спортивной культуры. Ключевые слова: физическое воспитание, спортивная культура личности, младшие школьники, тхеквондо.

Для цитирования: Кузнецов А.С.*, Фитисов К.С., Сивцев Н.Н. Формирование спортивной культуры личности школьников в процессе физического воспитания. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта. 2023; 18(1): 118-123. DOI: 10.14526/20704798-2023-18-1-118-123.

Sports culture of schoolchildren's personality formation during physical

education

Aleksandr S. Kuznestov12*, Kiril S. Fetisov2, Nikolay N. Sivtsev2

'Naberezhnye Chelny branch of TISBI Management University Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru*

mazharuk@mail.ru 2Churapcha State Institute of Physical Culture and Sport Churapcha, Russia

ORCID: 0000-0003-0728-3843, sivsev-nik-nik@mail.ru

Abstract: One of the key aims of physical culture and sport in Russia in the aspects of the oncoming generation upbringing are the following: physical and moral health improvement, intellect and physical working capacity of children and teen-agers development. The absence of motivation and interest among schoolchildren in physical culture lessons is one of the factors. They condition motor activity decrease among the oncoming generation. Traditional and extracurricular forms of physical culture activity organization at educational establishments don't provide sufficient level of schoolchildren's cognitive activity. These forms of physical culture activity organization can't help to form the need for physical exercises among children, form physical and sports culture in general. Material and Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. We created the methodology of sports culture formation among junior schoolchildren by means of taekwondo. The experimental methodology realization helped to increase the level of culture-sports knowledge among junior schoolchildren, to foster interest in taekwondo, create subculture in the collective, helped physical culture teachers form such qualities as responsibility, independence, persistence, sociability, need for physical culture and sport activities and etc. As a result of the pedagogical experiment we saw general physical fitness indices improvement among the pupils from the experimental group. In the control group the indices also improved, but insignificantly. Conclusion. Taekwondo provides not only physical, coordination qualities development, but also moral-ethic principles of behavior, humanism, spiritual self-development formation. It helps to use it as an effective means of sports culture formation. Keywords: physical education, sports culture of a personality, junior schoolchildren, taekwondo.

For citation: Aleksandr S. Kuznestov*, Kiril S. Fetisov, Nikolay N. Sivtsev. Sports culture of schoolchildren's

personality formation during physical education. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023;

18(1): 118-123. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-118-123.

Введение

Одними из ключевых задач физической культуры и спорта в России в вопросах воспитания подрастающего поколения являются укрепление физического и нравственного здоровья, развитие интеллекта и физической работоспособности детей и подростков.

Анализ результатов исследований, посвященных вопросам воспитания физической культуры личности школьников, свидетельствует о том, что физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях не должно ограничиваться воздействием только на повышение показателей физической подготовленности, физическое развитие и укрепление здоровья детей, но и быть ориентировано на формирование спортивной культуры личности, освоение ценностных аспектов физической культуры и спорта [3, 8].

Отсутствие интереса и мотивации школьников к занятиям физической культурой является одним из факторов, обусловливающих все большее снижение двигательной активности подрастающего поколения. Традиционные формы организации занятий физической культурой в образовательных учреждениях, внеурочные формы занятий не обеспечивают достаточный уровень познавательной активности школьников, не позволяют должным образом выработать у занимающихся потребность в физических упражнениях, сформировать физическую и

спортивную культуру в целом.

В данном контексте восточные единоборства, в том числе и тхэквондо, как одно из направлений философского восприятия мира, охватывающих этику, систему жизненных ценностей и понятий о справедливом, полезном и вредном, является средством духовного самосовершенствования, социализации и формирования спортивного стиля жизни. Базовая техника в тхэквондо является не только искусством самозащиты, но и средством нравственного развития личности. Тхэквондо как боевое искусство восточного происхождения закладывает в индивида культуру, предполагающую уважение к старшим, к товарищам, к месту занятия, демонстрацию этикета, отображающегося в поклоне, форме одежды и приветствии учителя [1, 2].

Спортивная культура личности формируется в процессе формирования внутреннего мира человека под воздействием объективных и интерсубъективных структур культурно-образовательного потенциала, ценностей и технологий физической культуры и спорта, а также в результате накопления опыта физкультурно-спор-тивной деятельности и наполнения ее личностным смыслом. При этом, исходя из социальной структуры личности, выделяются основные компоненты спортивной культуры личности: когнитивный, рефлексивно-деятельностный, социально-коммуникативный, эмоциональ-

но-волевой и аксиологический.

Воспитание физической культуры личности у школьников должно осуществляться в процессе различных видов физкультурной деятельности, направленной на их физическое совершенствование. При этом потребностно-мотивационную сферу учащихся следует считать системообразующим фактором всех воспитательных воздействий. Она формируется в процессе социально-психологического, интеллектуального и двигательного воспитания.

Использование нетрадиционных форм, в частности, введение упражнений и комплексов восточных единоборств в систему физического воспитания детей школьного возраста может существенно повысить уровень физической и интеллектуальной подготовленности учащихся. Упражнения с элементами тхэквондо одновременно способствуют как развитию физических качеств, повышению физической и функциональной подготовленности, спортивного и оздоровительного направления, так и формированию личностных характеристик занимающихся, укреплению положительных психологических качеств, т.е. воли, решительности, выдержки, способности совершать поступки, постоять за себя, друзей, свои убеждения [4, 5, 7].

В этой связи одним из направлений исследований в области физического воспитания школьников является поиск и обоснование технологий и методик, основанных на спортивно-ориентированных формах организации физического воспитания, расширении интеграции средств спортивной и физической культуры в целостном процессе образования и развития ребенка. Положительную роль в этом может сыграть тхэквондо [6].

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации научно-исследовательского материала по проблеме формирования спортивной культуры младших школьников средствами тхэквондо.

Практическая значимость состоит в следующем:

- результаты ориентированы на повышение эффективности спортивной деятельности тхэквондистов;

- разработана методика формирования спортивной культуры младших школьников, которая в педагогическом эксперименте показала высокую эффективность и надежность;

- обоснованные в ходе опытно-экспериментальной работы методические подходы к формированию спортивной культуры личности младших школьников могут быть рекомендованы к реализации в системе учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, представляют практический

интерес для учителей физической культуры и тренеров-преподавателей.

Тхэквондо как одно из направлений философского восприятия мира, включающих в себя этику, систему жизненных ценностей и понятий о справедливом, полезном и вредном, является средством духовного самосовершенствования, социализации и формирования спортивного стиля жизни. Базовая техника в тхэквондо является не только искусством самозащиты и рукопашного боя, но и средством воспитания спортивной культуры, обеспечивается решением следующих задач:

- укрепления здоровья, содействия нормальному физическому развитию средствами единоборств;

- обучения жизненно важным двигательным навыкам и умениям;

- развития двигательных (условно-координационных) качеств специальными упражнениями из тхэквондо;

- приобретения необходимых знаний этикета, воспитания у учеников уважения к тренеру-преподавателю, соблюдению традиций;

- воспитания потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их с целью отдыха, тренировки, повышения работоспособности, получения навыков самозащиты;

- помощи в воспитании морально-волевых качеств, развитии психических процессов и качеств личности.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями с элементами тхэквондо, может создавать благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.

При организации исследования был осуществлен подбор контингента и диагностического аппарата исследования, проведено констатирующее исследование по выявлению уровня общей физической подготовленности, потребности и ценностного отношения к занятиям физической культурой как основы для разработки методики формирования спортивной культуры младших школьников. Разработана методика формирования спортивной культуры младших школьников средствами тхэквондо. Подготовлен аналитический обзор научно-методической литературы. Проведен формирующий педагогический эксперимент. Проверялась результативность разработанных средств, методов формирования спортивной культуры младших школьников 7-9 лет средствами тхэквондо. Учебные занятия в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах имели стандартную структуру. При этом в ЭГ

внимание учащихся акцентировалось на ритуалах тхэквондо-культуры, освоении специальных знаний, воспитании личностно значимых качеств в процессе изучения базовых технических элементов, соревнований по общей физической подготовке. Осуществлена обработка результатов педагогического эксперимента, их систематизация и анализ, выявлены особенности предварительного и основного эксперимента.

При проведении занятий школьникам давались установки на самоутверждение через самосовершенствование, не на отрицание другой личности, а на нравственно оправданные действия в условиях нападения потенциального противника, на сохранение своего здоровья и здоровья спарринг-партнеров. Создавались условия для целенаправленного формирования навыков гуманного поведения, для развития трудолюбия, заинтересованности в результатах учебного занятия, увлеченности этим процессом. Также проводилась работа с родителями как педагогическое условие генерирования спортивной культуры. Родители выступают в превосходящей позиции в социализации и воспитании детей младшего школьного возраста. В ходе урока физической культуры в ЭГ применялись как традиционные средства, направленные на развитие физических и координационных качеств младших школьников, укрепление опорно-двигательного аппарата, так и средства и методы направленного воздействия на становление специальных качеств тхэквондистов и способностей к единоборству, освоение правильной стойки (удержание равновесия, плавное перемещение, выполнение основных приемов), проведение спаррингов, совершенствование функциональных возможностей организма с акцентом на моральные установки (правдивость, толерантность, сила духа), а также выполнение индивидуальных заданий.

Методика формирования спортивной культуры учащихся младших классов ЭГ на основе тхэквондо включала помимо усвоения обязательной части содержания образования по предмету «Физическая культура» в вариативной части средства и методы тхэквондо в объеме 24 часов, а также средства формирования спортивной культуры в виде тренинговых упражнений, подвижных игр, работы с родителями [26].

На занятиях в ЭГ к каждому ученику применялся индивидуальный подход с акцентом на уровень его готовности к усвоению учебного материала (индивидуальные практические задания с учетом способностей ученика к освоению определенных элементов) тхэквондо и теоретические задания, которые содействовали формированию когнитивного компонента (подготовка сообщений по пройденному теоретическому

материалу). В ЭГ каждый ученик на занятиях привлекался к посильной для него деятельности, которая постоянно усложнялась и обеспечивала прогрессивное развитие. Выявлялись и устранялись причины, которые могли помешать достижению цели (умение организовывать свой досуг, режим дня, преодоление чувства лени и работа над собой). Максимально опирались на активность личности школьника, сочетали воспитание с самовоспитанием, помогали в выборе методов, форм самовоспитания, привлекали родителей к выполнению домашних заданий.

Структура занятия включала в себя три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть состояла из построения, приветственного ритуала, медитации и внутреннего настроя, ознакомления с задачами и содержанием тренировки, теоретической информации.

В вводной части занятия в ЭГ, помимо общепринятых методов, особое внимание уделялось формированию представления о роли значимости изучения базовой техники тхэквондо, соблюдению традиций и этикета, поддержанию соответствующего психоэмоциоцинального настроя учеников.

Основная часть урока включала работу над базовой техникой и воспитанием морально-волевых качеств. Целевое назначение заключалось в освоении базовых элементов тхэквондо, сохранении равновесия и направления движения по схеме; формировании умения концентрироваться, навыков самооценки и управления двигательными действиями. В основной части урока много внимания уделялось изучению семантики движений, пхумсе, правильной стойки, передвижению, умению сохранять равновесие при переносе веса тела с одной ноги на другую как при атаке, так и при защите.

Целевое значение заключительной части урока заключалось в обеспечении переключения функциональных систем организма на восстановительный режим урока физической культуры. Нагрузка постепенно снижалась, включались упражнения на растяжку и расслабление, дыхательные упражнения, медитация, подвижные игры; ритуал, тренинговые упражнения (3- 4 упражнения), рефлексия.

Таким образом, формирование основ спортивной культуры личности младших школьников обеспечивается формированием устойчивого интереса к занятиям тхэквондо, созданием субкультуры в коллективе, работой учителя физической культуры по формированию качеств учащихся (ответственности, самостоятельности, настойчивости, общительности, потребности в занятиях физической культурой и спортом и др.)

в процессе совместной работы коллектива класса, родителей, учителя физической культуры на основе применения разнообразных средств и методов тхэквондо и традиционных средств физической культуры, что подтверждается результатами формирующего педагогического эксперимента.

Тестирование показателей физической подготовленности младших школьников ЭГ и КГ групп в начале формирующего педагогического экспериментам показало, что различия между экспериментальной и контрольными группами школьников во всех тестах были незначительны и статистически не достоверны (р>0,05).

Результаты тестирования по окончании педагогического эксперимента показали, что в физических упражнениях (поднимание туловища, прыжок в длину с места, сгибание разгибание рук в упоре лежа, бег Зх10 м, наклон вперед сидя, бег 6 минут) показатели у занимающихся в ЭГ оказались достоверно выше, чем у учеников, занимающихся в КГ по общепринятой методике (р<0,05). На первоначальном этапе обработки материалов, на исходном этапе показатели были практически одинаковыми в обеих группах. При всем этом нельзя утверждать, что программа, применяемая на занятии в КГ, неэффективна и ее нельзя использовать в учебно-тренировочном процессе при занятиях тхэквондо. У детей этой группы также наблюдается положительная динамика показателей физической подготовленности.

К концу учебного года после завершения формирующего педагогического эксперимента указанные показатели существенно изменились. Значительно улучшились показатели поднимания туловища из положения лежа: ЭГ - 34%, КГ - 18%. Показатели прыжка в длину с места в контрольной и экспериментальной группах с достоверностью различия р>0,05, в сгибании и разгибании рук в упоре лежа незначительные изменения у обеих групп - 2,7 % и 2,6 % соответственно. В ЭГ значительно улучшились показатели в челночном беге 3х10 м - на 14,5%, в КГ изменились на 7,3%. Произошли изменения показателей гибкости, в ЭГ этот показатель стал выше на 9,8%, в КГ - на 9,06%. Выносливость выросла в ЭГ на 18,4 %, в КГ - на 8,0%.

Исходя из полученных результатов можно сделать следующий вывод:

тхэквондо способствует не только развитию физических, координационных качеств, но и формированию нравственно-этических принципов поведения, гуманности, духовного самосовершенствования, что позволяет использовать его как эффективное средство формирования спортивной культуры.

Реализация экспериментальной методики

позволила повысить уровень культурно-спортивных знаний младших школьников, привить устойчивый интерес к занятиям тхэквондо, создать субкультуру в коллективе, сформировать учителем физической культуры таких качеств, как ответственность, самостоятельность, настойчивость, общительность, потребность в занятиях физической культурой и спортом и др.. В результате педагогического эксперимента у учеников ЭГ значительно улучшились показатели по общей физической подготовленности, в КГ показатели также улучшились, но незначительно.

Список литературы

1. Айбалаев А.Ж., Иманалиев У.К. Восточные единоборства как средство познания восточных двигательных культур. Вестник физической культуры и спорта. 2018: 122-126.

2. Бакулев С.Е., Симаков А.М., Момот Д.А. Аспекты становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018; 1: 1317.

3. Бежанян М.П., Нанайцева И.Ф. Особенности игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Наука-2020. 2022; 4(58): 191-198.

4. Головизнина О.В. Применение игрового метода в процессе физического воспитания. Актуальные проблемы исследований в сфере физкультуры и спорта: сб. матер. 11-й Междунар. науч. конф. Саратов: Академия Естествознания. 66-68.

5. Иванов В.Д., Марандыкина О.В. Игровая деятельность на занятиях по физической культуре: обзор научных публикаций. Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2022; 7(2): 32-38.

6. Пешко Г.А., Карась Т.Ю. Использование игрового метода в физическом воспитании школьников. Физкультура и спорт в современном мире: проблемы и решения: сб. ст. АмГП-ГУ. 2021: 74-78.

7. Симаков А.М. Содержание физической подготовленности юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018; 4(62): 93-97.

8. Ярлыкова О.В., Сапронова Е.В., Сапронова В.В. Физическая культура. Гуманитарный научный журнал. 2018; 1: 141-144.

Статья поступила в редакцию: 20.02.2023

Кузнецов Александр Семенович - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский филиал «Университета управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: kuznetsov-as@mail.ru Фитисов Кирилл Сергеевич - магистр, Набережночелнинский филиал «Университета управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: mazharuk@mail.ru

Сивцев Николай Николаевич - старший преподаватель, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, 678670, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Чурапча, ул. Спортивная, дом 2, e-mail: sivtsen-nik-nik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.