Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТХЭКВОНДО'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТХЭКВОНДО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВОЙ МЕТОД / ТХЭКВОНДО / ФИЗИЧЕСКИЙ КАЧЕСТВА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шепелев Николай Андреевич, Болотников Анатолий Александрович, Максимова Елена Францевна, Фомичева Софья Дмитриевна

Как показывает анализ научных данных, полученных в результате исследований в различных видах спорта, применение игровых заданий в тренировочном процессе детей 6 - 7 лет имеет ряд преимуществ. Данный метод проведения занятий наиболее соответствует возрастным и функциональным особенностям детей дошкольного возраста. Задачи. Изучить особенности применения игрового метода в подготовке юных тхэквондистов. Разработать методику применения специальных игровых заданий, направленных на развитие физических качеств и формирование технических навыков детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Экспериментально обосновать методику применения специальных игровых заданий, направленных на развитие физических качеств и формирование технических навыков детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Методы исследования. Анализ научной и методической литературы, обобщение опыта практической работы: беседы с тренерами, анкетирование, педагогические наблюдения, контрольные испытания, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики. Результат. Доказано, что включение в занятие юных тхэквондистов игровых заданий способствует более успешному развитию физических качеств и значительному улучшению качества технической подготовленности. В экспериментальной группе показатели физической работоспособности, взрывной силы, скоростной выносливости, общей выносливости, координации и гибкости были достоверно выше, чем в контрольной. Уровень развития физических качеств в экспериментальной группе по сравнению с контрольной был выше на 11,8 %, взрывной силы - на 13,1 %, скоростной выносливости - на 6,05 %, общей выносливости - на 13,55 %, координации - на 23,7 %, гибкости - на 51,5 %. Заключение. Применение игрового метода в группах начальной подготовки способствовало сохранению устойчивого интереса и мотивации к занятиям тхэквондо. В экспериментальной группе количество занимающихся, пришедших после летних каникул, составило 87,5%, а в контрольной группе - 43,8%. Практическая значимость. разработанная методика предварительной подготовки, основанная на применении специальных игровых заданий в группах детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо, позволяет существенно повысить эффективность развития физических качеств, увеличить скорость формирования технических навыков и способствует сохранению устойчивого интереса и мотивации к занятиям тхэквондо. Результаты исследования могут быть использованы при составлении программно-нормативных документов для детских спортивных школ, спортивных клубов по месту жительства, учреждений дополнительного образования различного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шепелев Николай Андреевич, Болотников Анатолий Александрович, Максимова Елена Францевна, Фомичева Софья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PHYSICAL QUALITIES OF PRESCHOOL CHILDREN IN TAEKWONDO CLASSES

As the analysis of scientific data obtained as a result of research in various sports shows, the use of game tasks in the training process of children aged 6-7 years has a number of advantages. This method of conducting classes most corresponds to the age and functional characteristics of preschool children. Tasks. To study the features of the application of the game method in the training of young taekwondists. To develop a methodology for the application of special game tasks aimed at the development of physical qualities and the formation of technical skills of preschool children in taekwondo classes. To experimentally substantiate the methodology of using special game tasks aimed at the development of physical qualities and the formation of technical skills of preschool children in taekwondo classes. Research methods. Analysis of scientific and methodological literature, generalization of practical work experience: conversations with trainers, questionnaires, pedagogical observations, control tests, pedagogical experiment, expert evaluation method, methods of mathematical statistics. Result. It is proved that the inclusion of game tasks in the training of young taekwondists contributes to a more successful development of physical qualities and a significant improvement in the quality of technical preparedness. In the experimental group, the indicators of physical performance, explosive power, speed endurance, general endurance, coordination and flexibility were significantly higher than in the control group. The level of development of physical qualities in the experimental group compared to the control group was higher by 11.8%, explosive power - by 13.1%, speed endurance - by 6.05%, total endurance - by 13.55%, coordination - by 23.7%, flexibility - by 51.5%. Conclusion. The use of the game method in the initial training groups helped to maintain a steady interest and motivation for taekwondo classes. In the experimental group, the number of students who came after the summer holidays was 87.5%, and in the control group - 43.8%. Practical significance. the developed method of preliminary preparation, based on the use of special game tasks in groups of preschool children in taekwondo classes, allows to significantly increase the effectiveness of the development of physical qualities, increase the speed of formation of technical skills and contributes to the preservation of sustained interest and motivation for taekwondo classes. The results of the study can be used in the preparation of program and regulatory documents for children's sports schools, sports clubs at the place of residence, institutions of additional education of various profiles.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТХЭКВОНДО»

УДК 796 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-103-109

Формирование физических качеств детей дошкольного возраста на

занятиях по тхэквондо

Шепелев НА.'*, Болотников АА.2, Максимова Е.Ф.', Фомичева С.Д.'

Набережночелнинский филиал «Университет управления «ТИСБИ» г. Набережные Челны, Россия ya.shepelevnikolai@gmail.com* ORCID: 0000-0009-5967-7145, elena.maksimova.00@mail.ru fomicheva-sofi30@yandex.ru 2 «Университет управления «ТИСБИ» г. Казань, Россия ORCID: 0000-0002-9439-456X, tank.rt@mail.ru

Аннотация: Как показывает анализ научных данных, полученных в результате исследований в различных видах спорта, применение игровых заданий в тренировочном процессе детей 6 - 7 лет имеет ряд преимуществ. Данный метод проведения занятий наиболее соответствует возрастным и функциональным особенностям детей дошкольного возраста. Задачи. Изучить особенности применения игрового метода в подготовке юных тхэквондистов. Разработать методику применения специальных игровых заданий, направленных на развитие физических качеств и формирование технических навыков детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Экспериментально обосновать методику применения специальных игровых заданий, направленных на развитие физических качеств и формирование технических навыков детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Методы исследования. Анализ научной и методической литературы, обобщение опыта практической работы: беседы с тренерами, анкетирование, педагогические наблюдения, контрольные испытания, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики. Результат. Доказано, что включение в занятие юных тхэквондистов игровых заданий способствует более успешному развитию физических качеств и значительному улучшению качества технической подготовленности. В экспериментальной группе показатели физической работоспособности, взрывной силы, скоростной выносливости, общей выносливости, координации и гибкости были достоверно выше, чем в контрольной. Уровень развития физических качеств в экспериментальной группе по сравнению с контрольной был выше на 11,8 %, взрывной силы — на 13,1 %, скоростной выносливости — на 6,05 %, общей выносливости — на 13,55 %, координации — на 23,7 %, гибкости — на 51,5 %. Заключение. Применение игрового метода в группах начальной подготовки способствовало сохранению устойчивого интереса и мотивации к занятиям тхэквондо. В экспериментальной группе количество занимающихся, пришедших после летних каникул, составило 87,5%, а в контрольной группе — 43,8%. Практическая значимость. разработанная методика предварительной подготовки, основанная на применении специальных игровых заданий в группах детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо, позволяет существенно повысить эффективность развития физических качеств, увеличить скорость формирования технических навыков и способствует сохранению устойчивого интереса и мотивации к занятиям тхэквондо. Результаты исследования могут быть использованы при составлении программно-нормативных документов для детских спортивных школ, спортивных клубов по месту жительства, учреждений дополнительного образования различного профиля. Ключевые слова: игровой метод, тхэквондо, физический качества, дошкольный возраст, формирование.

Для цитирования: Шепелев Н.А.*, Болотников А.А., Максимова Е.Ф., Фомичева С.Д.

Формирование физических качеств детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 103-109. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-103-109.

Formation of preschool children physical qualities in taekwondo classes

Nikolay A. Shepelev'*, Anatoliy A. Bolotnikov2, Elena F. Maksimova1, Sofiya D. Fomicheva'

'Naberezhno Chelny branch of "TISBIManagement University" Naberezhnye Chelny, Russia ya.shepelevnikolai@gmail.com* elena.maksimova.00@mail.ru fomicheva-sofi30@yandex.ru 2"TISBIManagement University" Kazan, Russia ORCID: 0000-0002-9439-456X, tank.rt@mail.ru

Absract: As the analysis of scientific data obtained as a result of research in various sports shows, the use of game tasks in the training process of children aged 6-7 years has a number of advantages. This method of conducting classes most corresponds to the age and functional characteristics of preschool children. Tasks. To study the features of the game method application in the training process of young taekwondists. To develop a methodology for the application of special game tasks aimed at the development of physical qualities and the formation of technical skills of preschool children in taekwondo classes. To experimentally substantiate the methodology of using special game tasks aimed at the development of physical qualities and the formation of technical skills of preschool children in taekwondo classes. Research methods. Analysis of scientific and methodological literature, generalization of practical work experience: conversations with trainers, questionnaires, pedagogical observations, control tests, pedagogical experiment, expert evaluation method, methods of mathematical statistics. Result. It is proved that the inclusion of game tasks in the training of young taekwondists contributes to a more successful development of physical qualities and a significant improvement in the quality of technical preparedness. In the experimental group, the indicators of physical performance, explosive power, speed endurance, general endurance, coordination and flexibility were significantly higher than in the control group. The level of physical qualities development in the experimental group compared to the control group was higher by 11.8%, explosive power — by 13.1%, speed endurance — by 6.05%, total endurance — by 13.55%, coordination — by 23.7%, flexibility — by 51.5%. Conclusion. The use of the game method in the initial training groups helped to maintain a steady interest and motivation for taekwondo classes. In the experimental group, the number of pupils who came after the summer holidays was 87.5%, and in the control group — 43.8%. Practical significance. the developed method of preliminary preparation, based on the use of special game tasks in groups of preschool children in taekwondo classes, allows to significantly increase the effectiveness of the physical qualities development, increase the speed of technical skills formation and contributes to the preservation of sustained interest and motivation for taekwondo classes. The results of the study can be used in the preparation of program and regulatory documents for children's sports schools, sports clubs at the place of residence, institutions of additional education of various profiles.

Keywords: game method, taekwondo, physical qualities, preschool age, formation.

Для цитирования: Nikolay A. Shepelev*, Anatoliy A. Bolotnikov, Elena F. Maksimova, Sofiya D.

Fomicheva. Formation of preschool children physical qualities in taekwondo classes. Russian Journal of

Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 103-109. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-103-109.

Актуальность

Тхэквондо вошло в программу Олимпийских игр лишь в 2000 году. Отечественная школа подготовки спортивных резервов в этом виде спорта еще недостаточно развита, поэтому необходимо уделять повышенное внимание вопросам начальной подготовки самых юных тхэквондистов. Все более раннее вовлечение детей в спортивную деятельность требует тщательного подбора средств и методов физического воспитания, которые учитывали бы не только особен-

ности развития ребенка, но и влияние самих физических нагрузок на организм. Физическая подготовка детей требует особого внимания, так как в дошкольном возрасте закладывается основа общей работоспособности, здоровья, гармоничного развития, надежной и слаженной деятельности всех систем организма, то есть всего того, что обеспечивает в дальнейшем достижение высот спортивного мастерства.

Как показывает анализ научных данных, полученных в результате исследований в различ-

ных видах спорта, применение игровых задании в тренировочном процессе детеИ 6 - 7 лет имеет ряд преимуществ. Данный метод проведения занятий наиболее соответствует возрастным и функциональным особенностям детей дошкольного возраста (38, 56, 43).

Однако практика применения игровых заданий во время тренировочных занятий сводится лишь к проведению эстафет или самостоятельным играм занимающихся (в перерывах или перед занятием).

Иногда проводятся специальные игровые занятия, но они включают в себя только такие игры, как баскетбол, футбол или регби. В учебных пособиях по тхэквондо вопрос об использовании игрового метода в процессе начальной подготовки либо полностью отсутствует, либо изложен в плане общих рекомендаций. В связи с этим, разработка методики применения специальных игровых заданий для решения основных задач обучения техническим действиям и развития необходимых физических качеств является весьма актуальной.

Цель исследования - формирование физических качеств детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо.

Материалы и методы

Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно на базе ООО "КЭМПО" Набжно-челнинская Школа Тхэквондо, г. Набережные Челны, Россия. Исследование проводилось в период с сентября 2022 года по февраль 2023 года. В исследовании приняли участие дети 6-7 лет занимающиеся тхэквондо.

Первый этап (сентябрь 2022 г. - октябрь 2022 г.) был посвящен изучению литературных источников, обобщались научные данные о влиянии физических упражнений на детей, применении игрового метода при подготовке юных спортсменов и о возможности использования специальных игровых заданий в тренировочном процессе тхэквондистов. На этом этапе были сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования, определены методика и организация исследования. На основе использования структурного подхода были сформулированы требования к игровым заданиям, разработаны принципы формирования специальных игровых заданий в зависимости от поставленных целей.

На втором этапе (ноябрь 2022 - декабрь

2022) проводился педагогический эксперимент. Для проведения педагогического эксперимента были созданы две группы предварительного обучения по тхэквондо. Каждая группа состояла из 16-ти мальчиков 6-7 лет. Основной этап состоял из педагогического эксперимента, длившегося 6 месяцев, осуществлялся тренировочный процесс в контрольной и

экспериментальной (с использованием экспериментальной методики) группах. В заключение проводилось итоговое тестирование по тем же тестам, что и в начале эксперимента.

Третий этап (январь 2023 г. - февраль 2023 г. ) включал в себя математическую обработку полученных данных и интерпретацию данных эксперимента в соответствии с существующими закономерностями теории и методики спортивной подготовки, определение выводов и написание квалификационной работы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ научной и методической литературы.

2. Обобщение опыта практической работы: беседы с тренерами, анкетирование.

3. Педагогические наблюдения. 4. Контрольные испытания.

5. Педагогический эксперимент. 6. Метод экспертных оценок.

7. Методы математической статистики.

Результаты и обсуждение

Структурным элементом игрового задания является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Различные комбинации элементов игровых заданий определяют возможную структуру игры, ее целевую функцию. В зависимости от целевой функции структура игры может варьироваться.

Необходимо помнить, что при условии изменения задания одни и те же упражнения воздействуют на развитие разных качеств. Так, например, если давать задание «кто лучше?» выполнить удар «нере чхаги», будет совершенствоваться техника данного удара; если же поставить цель - сделать как можно быстрее тот же удар, то будут совершенствоваться скоростные способности; при постановке условия выполнять удары в течение 2-х минут -совершенствуется выносливость.

Таблица 1

Игры с преимущественной направленностью на развитие определенного физического качества

11гровис и^ашяя ]Ь."1[И[|||С ГсКОМ^ем.лл.еш

мапрл&псиишс 1и обучи! лс тсхлн'ксхш! Еяамыким тл-жлонда ■ ■[ 1рмнов коылдле Ба.1л1<, 1[[й| ми ВГк'рСЛ". ■ Пйртвпк] в пути., "ЛЛОМЕЯШ ьчлро.м..., '^Шрь'Ш 1М1Л1:М ЖИГГ". "Оамалмыс приемы" винмалнс удумал. ла .астапях выихсмыепц ьпециальиа- ЛВДГЕПОВПГСЛЫЕШС ИГ рОВЫХ Ш-НИШ: ДОЛЖЕН) фиЕ'ГИрЬЧЫТЪ^Я В |ПрЛ.11К]Н. лаплпюл фарыс. игровис 'ичашис. вк.ш'иют л остановку учебных чи.ич и их р. iiiпк В СОрСВ НОВЗГСЛЬШН фирм?.

И|рОВиС Щ11Ш1. направлении- 1и рСПВПТЛС СССХШЕЛС КЗ'1К11 << Нирнся нку». -нТарФостолший марш». «Наплти». мСгалиюл Ир01Ч'". "С'ТОМ Е4ДР" 1 lcno.ll'чукп пр-г.им'пи флокса. Е1ЭЁ«инii.il' Ъ1Я1||«. шпаги и г. я к или праполнтся paiV.ii а а лари. Укр|Л1.:|Л:ЛС Кр^ИМЫХ НШПЛШЯ ГРУПП 1 синим. :л<1>:<11 гиен. гисыпьто ютпеа м рук. нижних, Еопгчпастсй: у|:р. ыа ш&тн! пту. моменту в с1У1стллни с другими качествами: прыжковые 1а.11ння л .111 и:м.ч но 1 нлнистч^с^т СТП1И. паклашгеп! скамсикс. ги^вш ВНСЦ. ЧПОрЫ.

Пяровыс к|-;м:ля. |ЕЛ.||рЛ.ВЛСЕ|||иС 1Ь1 ршпис быстроты «Бшстрил у.ир". |<Сгхчитл.м>-. "(.'корОСТЬ". кП.1Г1|[> К1МСМО". "ХлЕСТН, "ОпсрСЖСИЛС ■■ Дапап. ж|ккв щишя ,.■ устапмкн! нею Ьшстрас! н. ОтПСПЫЖ рСаКПЕИЖ В|КШ1 1! Ьпрп мысленных сикрилсшп:. пвшво Н01£СТТ№» ВЫП1М1ГС1ШЫХ ЛДИЖЕПШ!. скорое 1ь мсрснсшспля iu.ii пли его част: □ пространстве: МСЛОЛЫРШЕШС абус.нв.шшых сшиалов 1 лп кшон. ■ р 11 = ^ - ь 1 ■ и 1-1. тактильный). быстрых локальных двяамп: и кратЕоврсзасшсш МСрСЧСШСШПГ

11|~гюпи? и-чаиля. |ЕЛ.||рЛ.ВЛСЕ|||иС 1Ь1 ривммэс човкист ■■ Рийалы". 'Ек ромяи". ". ■■'Х:ти>|||! га с пср^лпсн < ■1 и 11' 1 к и < <. "Кушгшк ■■. || Е1и.1 про и мл |,ю" <<Цхп.ин 11гровыс и^анля. Е1алрап:эспЕ1ыс еш аыстрст' и: тнп вытмюгмнн. еш рав1 шж л Еоир.1СПЕа1гмк1 сссмзетяую г ри;м:: лю лшпж У|Ц1аж1гс1гмя. в 1щен ЕСПорыи пна мшсегт иавиши. н.:м смсгшальныс идалпа. трсдоиидос ьясмгп алалягигровать оаоствашыс -i.nl имя. ирпенлцюватъел в 1цюстра1гстос. во времтш л а сгсмсеи: МЕЛИС ишх 1! а.мрпжси 1! ¡1

И1 рг. 1 ш.-;м:ля. мапршлышшс 1и ра :п iiтис нонетепе ■ 11сш в точку &шпрм". "][ниглшл . "Уасгшг |р;ч;ч. пУсгкн 1а остаи». ■ ■Пиеи.шс цпючи«. ■ Eii.il 1 рын и ы:ммагели<им". кХистики Приемы. сунисгвуюшис В мр!к тике ирсиилдщиия: \ ли'смис: н^: количества слрокип в комаяг.к мри сохранении раилсроп лспос^ъуеыкш .-чя тзл.зенгж ип^щцн: услвжнсЕшс 1Ц111смов и пр:аИ" яитхшоло икания нр|г ввшими киеппсствс нграющих.: уКЛИЧСЕШТ ВрСМСЕШ 1Ц10В[^СЕ111Л ■ ■ ■ чю 1 о !1'1гм:мя. ^□."иипип вииослнвостм ау;|ст смосиоствавать мгропап .эс яте .юность, при иптЕзрис! ■■астата сср.и чии ч. сокрим^мп: тсвшт 1.1(1 ■ЧЛ-Лшшш. Е 1гр-зпшс и^аеии о 1км:п1кЧ: аорьоан пар|мра ло^югакгт ншпига: ь [нхчевие о^'.чна. цси^устршле менять ь'мор| мм: мм!: аирт.

шстойчшпсп.

Провис и^аиия. иапрйолсшЕшс ¡и ртютлсс шбки^тн «Мастик». "Ксшнсь ыоюм <■.' 1 й 1:и <<. чПсрсиакт! погон Чврс! плату». «Бсютрив! [КГ СГСИЫЮ. ((Гуь^иныл'. "ПиМ'.'Ш споим нмгаы•• Пороирать трм л.. т иьм^:: 1 г> 1:п^ и: о. 13'иСТЛ'Ю 1НШШП М!*" 1.1^ ¡К 1 ИМЯ 11 ■ ■ атделышк суьтдяи. ел пил. шлиснII.Il' зрутши. Толпе |[|,ртвы1: 1341л мя ягжяшм садрава п. усповш .■■ я сличат я 1МГ1.1МГ. чи движении. :ю1к\ч1 иптсл и га го раСТНЖСЕМи ЯШИН И СОПОК. ЛкПСШиХ шБиКТЪ иВМСНТ ОТ П1Ли миши. и<1 кому силгсмораамо вммочл!, в и: 1ч ми шрцо и<: щшии с преодолением вена сисгтвснлоно тела.

Учитывая рекомендации, приведенные в носливости, а также, процентное соотношение специальной литературе, ниже приведены оп- объемов нагрузки, направленных на развитие тимальные параметры выполнения игровых двигательных качеств (таблица 2,3). заданий на освоение двигательных навыков и обучение технике, на развитие быстроты и вы-

Таблица 2

Параметры тренировочной нагрузки в игровых заданиях различной направленности

] 1алридлы па I. IIIровхх и^аншг 11]кыж □елсо.ш^ешя ^[УИПСГТВО ловтирсимн ] 1IV ! и 01 .ш \а МСЖ.IV ■ МП ц—

13а оскншш □вигатслышл иавыдов II [|6у|П1ИС шс 1-3 'ыни ] ■ (п |м-| ЯМАг

ЕЭ □ ра: пи ис чи1и !■» !■ 2 г] ими ] ■ 2 рол шяг

13а [мтпипк ¿ыгтроти 5 опс 2 ■ <1 рал ЗОг ьос

Таблица 3

Соотношение объемов нагрузки, направленных на развитие двигательных качеств (в %)

Двигательные ичсстш

Своростно- Ьыьтрои Выносливость Гибкость Ловкость

епкные

15 1» 45 15 15

С этой целью сравнивались средние баллы оценок за выполнение основных технических элементов. Всего сравнивалось четыре средних балла: за технику основных стоек, за технику ударов руками, за технику ударов ногами и за

технику блоков. Оценки ставились по пятибалльной шкале за каждый выполненный технический элемент, затем высчитывались средние баллы.

Таблица 4

Экспертная оценка исполнения технических элементов юными тхэквондистами экспериментальной и контрольной групп в начале и конце педагогического эксперимента

Тс х.1 и мюсли? мсмситы

И мача/ш "кемермментй 1" с-1 В кчиис "жсмеримснп 11 ■ 1

ЭГ КГ эг КГ

1. Основльк сгонки 2.1 2Я 4,1

2. 1..1 ■ л-11 г-г. 11:. 1 чин ртк^ллс 2.1 7 р 4.5

3. Основные \.12.ры писаки 1.2 3.1 4.4

4. Основные а.таки 2.Ь 2А

Перед каникулами в каждой группе тренером оценивалось стремление детей заниматься тхэквондо. Результаты показали, что в экспериментальной группе высокое стремление заниматься имели 56,3% детей, среднее - 31,3%, а низкое стремление - 12,5%. В контрольной группе эти показатели свидетельствовали о пониженном

интересе к занятиям. Так, высокое стремление заниматься имели 18,8%, среднее - 43,8%, низкое - 37,5% детей.

Таблица 5

Формирование устойчивого интереса и мотивации к занятиям тхэквондо

Пакаитсш КГ

ко.ипо: гпо % Кал ичгсин

Припущешшс урки: т НЗ 17,7

С1]вшп инпшжя Оисивх Срс^п« Е1л1к[к

ч 50 7, 1КЛ

5 11.1 7

2 12.5 Ь 17.5

Кынчвст» или макни же я К» ООО 16 10а

Количество цщрш^вп илятне пи^.к каникул 14 Н7.5 7 43£

О положительной роли занятий с игровыми заданиями в формировании устойчивого интереса у юных тхэквондистов можно было судить также по количеству продолживших заниматься после каникул.

Так, из экспериментальной группы продолжили занятия 87,5% спортсменов, а из контрольной - 43,8%.

Таким образом, все вышесказанное дает основание считать эффективной разработанную методику применения игровых заданий на занятиях начального этапа подготовки детей, юных тхэквондистов.

При изучении особенностей применения игрового метода мы пришли к выводу, что в классификацию специальных игровых заданий вошли две основные группы: общеподготовительные игровые задания, направленные на развитие физических качеств (игровые задания на развитие и совершенствование силовых способностей; игровые задания на развитие и Совершенствование быстроты; ловкости; игровые игровые задания на задания на развитие и совершенствование выносливости; игровые задания на развитие и совершенствование гибкости); специально-подготовительные игровые задания, направленные на обучение и совершенствование технических навыков тхэквондо (игровые задания, способствующие освоению технических элементов тхэквондо; игровые задания, способствующие закреплению и совершенствованию технических элементов тхэквондо).

В разработанной методике определено соотношение игровых заданий с направленностью на обучение движениям и развитие физических

качеств — 35% к 65% соответственно. Игровые задания должны проводиться в каждой части урока в чередовании с «неигровыми» заданиями. Объем упражнений различной направленности, выполненных игровым методом на учебно-тренировочных занятиях детей дошкольного возраста, юных тхэквондистов в группах начальной подготовки, должен составлять 50 % от общего учебного времени.

Доказано, что включение в занятие юных тхэквондистов игровых заданий способствует более успешному развитию физических качеств и значительному улучшению качества технической подготовленности. В экспериментальной группе показатели физической работоспособности, взрывной силы, скоростной выносливости, общей выносливости, координации и гибкости были достоверно выше, чем в контрольной. Уровень развития физических качеств в экспериментальной группе по сравнению с контрольной был выше на 11,8 %, взрывной силы — на 13,1 %, скоростной выносливости — на 6,05 %, общей выносливости — на 13,55 %, координации — на 23,7 %, гибкости — на 51,5 %.

Заключение

Результаты педагогического эксперимента показали, что уровень технической подготовленности детей экспериментальной группы по показателям «экспертных оценок» был выше, чем в контрольной (по «средним баллам» за «основные удары руками» на 0,3 балла; за «основные блоки» на 0,4 балла; «основные стойки» — на 0,8 и «основные удары ногами» — на 0,9 балла). Итоги проходящих аттестаций показали, что к концу экспериментального периода в

экспериментальной группе соотношение поясов было следующим: 9 «гып» имели 6,25 %, 8 «гып» — 62,5 %, 1 «гып» — 31,25 %. В контрольной группе белых поясов осталось 6,25 %, 9 «гып» имели 56,25 %, 8 «гып» - 37,5 %, 1 «гып» не получил ни один занимающийся. Определено, что применение игрового метода в группах начальной подготовки способствовало сохранению устойчивого интереса и мотивации к занятиям тхэквондо. В экспериментальной группе количество занимающихся, пришедших после летних каникул, составило 87,5%, а в контрольной группе — 43,8%.

Список литературы

1. Бакулев С. Е. Современное тхэквондо как комплексное единоборство. Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2007; 6(28): 15-20.

2. Бакулев С. Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных таэквондистов: техническая подготовленность. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008; 1: 13-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дорофеева Г.А. Оценка спортивной подготовленности юных тхэквондистов различной квалификации. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2013; 2(96): 44-49.

4. Кузнецова З.М., Шепелев Н.А., Фомичева С.Д. Формирование физических качеств детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(1): 138-144. DOI: 10.14526/2070-

4798-2023-18-1-138-144.

5. Тажибаев С.С. Возрастные особенности двигательных качеств юных единоборцев (на примере тхэквондистов). Молодой ученый. 2016; 8(112): 1217-1219. URL: https://moluch.ru/ archive/112/28056/.

References

1. Bakulev S. E. Modern taekwondo as a complex martial art. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2007; 6(28): 15-20 [In Russ.].

2. Bakulev S. E. Aspects of the formation of integral preparedness of young Taekwondo practitioners: technical preparedness. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2008; 1: 13-17 [In Russ.].

3. Dorofeeva G.A. Assessment of athletic fitness of young taekwondo athletes of various qualifications. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2013; 2(96): 44-49 [In Russ.].

4. Kuznetsova Z.M., Shepelev N.A., Fomicheva S.D. Formation of physical qualities of preschool children in taekwondo classes. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 138144. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-138-144 [In Russ., In Engl.].

5. Tazhibaev S.S. Age features of motor qualities of young martial artists (on the example of taekwondo athletes). Molodoj uchenyj. 2016; 8(112): 1217-1219. URL: https://moluch.ru/archive/112/28056/ [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 20.05.2023

Шепелев Николай Андреевич - магистрант, Набережночелнинский филиал «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: ya.shepelevnikolai@gmail.com

Болотников Анатолий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, «Университет управления «ТИСБИ», 420012, Россия, г. Казань, ул. Муштари, дом 13, e-mail: tank.rt@mail.ru

Максимова Елена Францевна - кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский филиал «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: elena.maksimova.00@mail.ru

Фомичева Софья Дмитриевна - магистр, Набережночелнинский филиал «Университета управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: fomaicheva-sofi30@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.