_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
УДК 612.017
Засядько Константин Иванович
доктор мед. наук, профессор ЛГПУ, E-mail:[email protected] Вонаршенко Александр Павлович канд.мед.наук, доцент ЛГПУ, Борейчук Анатолий Филиппович НИИЛ летного труда НИИЦ АКМ и ВЭ, г. Липецк, РФ
ОПТИМИЗАЦИЯ ТРУДА АВИАДИСПЕТЧЕРА МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Выявлено, что выполнение специальных физических упражнений в периоды максимального проявления утомления приводило у авиадиспетчеров к улучшению функционального состояния и повышению надёжности их профессиональной деятельности.
Ключевые слова
Управление воздушным движением, функциональное состояние, авиадиспетчер, физические упражнения.
Постоянное увеличение интенсивности воздушного движения, объёма воздушных перевозок, и, следовательно, повышение профессиональной нагрузки на авиадиспетчера делают проблему их профессиональной надёжности сохранение уровня работоспособности особенно актуальной.
В настоящее время разными авторами предлагается большой арсенал способов и методов поддержания и повышения профессиональной надёжности специалистов операторских профессий, как за счет нормирования профессиональной нагрузки, так и целенаправленного воздействия на функциональное состояние оператора [1,2].
Однако, учитывая психофизиологические и организационные аспекты деятельности операторов управления воздушным движением (УВД), их выбор достаточно ограничен. Многие методы не могут быть использованы непосредственно на рабочем месте, так как отвлекают внимание оператора от решения задач профессиональной деятельности.
Для поддержания работоспособности летчика в длительных полетах предложены упражнения, основанные на использовании локальных, статических или кратковременных динамических нагрузок и в ряде работ [1] отмечена их высокая эффективность.
В связи с этим, целью работы явилась экспериментальная оценка эффективности применения непосредственно на рабочем месте специального комплекса физических упражнений для поддержания работоспособности и повышения надёжности профессиональной деятельности операторов УВД.
Исследование проводили на тренажерно-моделирующем комплексе, предназначенном для выработки профессиональных навыков операторов УВД. Моделировали стандартную нагрузку авиадиспетчера в «рабочую» смену в течение 6 часов.
Изучение психофизиологического статуса испытуемых включало изучение субъективных проявлений утомления по методике «Утомление, возбуждение-сонливость»; субъективной оценки своего состояния по методике САН (до, в середине смены и после эксперимента) [2]; вегетативного баланса регуляции сердечно - сосудистой системы- по индексу напряжения регуляторных систем [3], для чего проводили мониторирование ЭКГ.
Надежность профессиональной деятельности операторов УВД оценивали по времени обнаружения вводимых инструктором отклонений воздушного судна от заданного курса.
В первой серии эксперимента определялась фоновая динамика функционального состояния операторов УВД в течение стандартной летной смены. Вторая серия эксперимента предусматривала выполнение комплекса специальных физических упражнений в периоды максимальной выраженности
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№11/2015
ISSN 2410-700Х
возникающего утомления - через 2 часа и 4 часа от начала летной смены. Основанием для определения временных интервалов выполнения специальных физических упражнений послужили результаты первой серии исследований, которые свидетельствовали, что после двух часов непрерывной деятельности по управлению воздушным движением отмечались изменения функционального состояния операторов УВД, которые расценивались как проявление развивающегося утомления.
Динамика самооценки утомления при выполнении комплекса специальных физических упражнений, показала, что такая организация деятельности приводила к достоверному уменьшению чувства усталости; улучшению самочувствия и активности к середине «рабочей» смены, ( Р> 0,05) по сравнению со значениями аналогичных показателей 1 серии эксперимента. Анализ значений индекса напряжения (ИН) регуляторных систем показал, что во 2 серии эксперимента деятельность осуществлялась при менее выраженном напряжении механизмов регуляции сердечного ритма.
Существенно ниже во 2 серии исследований было время обнаружения операторами вводимых отклонений воздушных судов от заданного курса, что указывало на более высокую надежность его деятельности.
Полученные результаты исследований позволили рекомендовать выполнение оператором УВД непосредственно на рабочем месте через каждые 2 часа работы комплекса специальных физических упражнений, что не только не отвлекает его от основной деятельности, но и оптимизирует уровень его психофизиологического состояния, повышает надежность деятельности.
Список использованной литературы:
1. Бодров В.А. Профессиональные утомления: Функциональные и прикладные проблемы. М. Институт психологии РАН, 2009. - 260 с.
2. Леонова А. Б. Структурно-интервальный подход к анализу функциональных состояний человека. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007, №1, с. 103.
3. Михайлов В, М, Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода. Изд. Второе, перераб. и доп. Иваново: Иван. гос. Мед. Академия, 2002. -290с.
© Засядько К.И., Вонаршенко А.П., Борейчук А.Ф., 2015
УДК 616.36.
Керефова Зурят Шихарбиевна
к.м.н., преподаватель медицинского колледжа ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»,г. Нальчик, Российская Федерация
E-mail [email protected] Пшегусова Марят Хабиевна преподаватель медицинского колледжа ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик, Российская Федерация
E-mail [email protected] Губжокова Оксана Заурбиевна студентка 2-го курса ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик, Российская Федерация
E-mail [email protected]
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЦИРРОЗОВ ПЕЧЕНИ ВИРУСНОЙ ЭТИОЛОГИИ
Аннотация
В статье представлены данные, свидетельствующие о высоком проценте заболеваемости циррозами печени (ЦП) вирусной этиологии, что заставляет направить усилия на выявление ранних стадий и