УДК 612.1/.8
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-2-375-381
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К ВОЗДЕЙСТВИЮ ПЕРЕГРУЗОК МАНЕВРИРОВАНИЯ У ПИЛОТОВ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
© К.И. Засядько1*, Е.В. Невзорова2*, А.П. Вонаршенко1*
1) Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского 398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42 E-mail: www.9999z@mail.ru 2) Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: evnevzorova@eandex.ru
Изучена возможность обеспечения физической подготовленности пилотов к воздействию перегрузок маневрирования в рамках плановых мероприятий психофизиологической подготовки авиаторов как компонента системы обеспечения безопасности полетов. Показано, что повышению устойчивости к неблагоприятному воздействию пилотажных перегрузок при выполнении высокоманевренных полетов после перерывов способствуют навыки максимального мышечного напряжения, статической мышечной выносливости, выполнения специального дыхания на фоне мышечных напряжений. Основным результатом проведенного исследования является разработанный метод повышения функциональной устойчивости летчиков к пилотажным перегрузкам, который может быть использован в системе психофизиологической подготовки пилотов спортивной авиации для восстановления навыков пилотирования с интенсивным маневрированием с целью повышения их функциональных возможностей.
Ключевые слова: специальная физическая подготовка; пилотажные перегрузки летчика; динамические мышечные усилия; статические мышечные усилия; статоэргометрическая проба; психофизиологическая подготовка; физическое состояние летчика; переносимость пилотажных перегрузок; физическая активность летчика
АКТУАЛЬНОСТЬ
Безопасное выполнение фигур высшего пилотажа существенно зависит от устойчивости организма пилота к воздействию пилотажных перегрузок (перегрузок маневрирования) [1-4]. Влияние пилотажных перегрузок является важным психофизиологическим фактором и при недостаточной подготовленности пилота может проявиться нарушением у него таких психофизиологических функций, как двигательная координация, процессы восприятия, внимания, памяти и мышления не только во время действия перегрузки, но и в течение некоторого времени после ее прекращения [5-10].
Перегрузки на современных спортивных самолетах характеризуются большой величиной (до 9 ед.) и, что особенно важно, высокой скорость нарастания их воздействия (до 5-7 ед./с), что снижает их переносимость и требует проведения мероприятий по специальной физической подготовке пилотов [11-13]. В связи с этим повышается актуальность психофизиологических исследований, направленных на изучение переносимости пилотажных перегрузок летчиками, выполняющими полеты на маневренных самолетах, и разработки методов повышения устойчивости к их воздействию, особенно после перерывов в полетах.
Оценка функциональных возможностей и степень физической подготовленности пилотов к воздействию пилотажных перегрузок в настоящее время осуществляется при выполнении статоэргометрической пробы
(СЭП), основанной на создании летчиком статических мышечных усилий [14].
Цель исследования: разработать метод повышения функциональной устойчивости летчиков к пилотажным перегрузкам в полетах.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
С целью оценки функциональных возможностей летчиков-спортсменов, выполняющих полеты на высокоманевренных самолетах типа Як-52 с различным перерывами в полетах на пилотаж («влетанности»), была проведена статоэргометрическая проба. Возраст летчиков, участвующих в экспериментах, составил 2332 года, средний возраст - 27 лет, средний налет у каждого летчика на данном типе самолета - 52 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате исследований установлено, что «вле-танные» пилоты, летающие без перерывов в полетах, выполняли СЭП с более высокими оценками по сравнению с величиной оценок у летчиков, имеющих перерывы в полетах (р < 0,05) (табл. 1).
Полученные результаты исследований, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что пилоты с перерывами в полетах менее подготовлены к переносимости больших величин пилотажных перегрузок
Таблица 1
Результаты оценки выполнения СЭП летчиками, выполняющими полеты с различным исходным уровнем подготовки (баллы, М ± а)
Характер подготовки летчиков Летчики с перерывом в полетах Летчики без перерывов в полетах
Число обследованных, п 12 7
Математическое ожидание (М) ± стандартное отклонение (а) 3,9 ± 0,8 4,8 ± 0,7
по сравнению с летчиками, выполняющими полеты регулярно.
Отсутствие в авиационных аэроклубах ДОСААФ (РОСТО) специальных технических средств (статоэр-гометр, центрифуга), позволяющих осуществлять специальную подготовку к высокоманевренным полетам, определяет поиск новых эффективных методов повышения устойчивости к неблагоприятному воздействию пилотажных перегрузок на организм летчиков в наземных условиях. Одним из них является выполнение комплексов специальной физической подготовки, направленных на повышение мышечной силы и статической мышечной выносливости [15-19].
Физическая подготовка летчиков высокоманевренных самолетов подразделяется на две взаимосвязанные составляющие:
1) общая физическая подготовка, которая способствует оздоровлению организма и развитию общих физических качеств;
2) специальная физическая подготовка, которая профессионально ориентирована и направлена в первую очередь на повышение устойчивости организма к воздействию пилотажных перегрузок. Специальная физическая подготовка развивает и совершенствует такие профессионально важные для пилотов маневренной авиации физические качества, как мышечная сила и статическая мышечная выносливость.
Основным способом решения задач обеспечения необходимой мышечной силы и статической выносливости мышц, а также управления дыханием является выполнение специальных силовых и сочетающихся с ними дыхательных упражнений, разработанных с учетом специфики воздействия на организм летчика пилотажных перегрузок. Поэтому определяющими моментами при разработке комплекса силовой подготовки для летчиков высокоманевренных самолетов явилось:
- воспитание способности к максимальному мышечному напряжению;
- воспитание статической мышечной выносливости, т. е. способности длительное время удерживать субмаксимальное и максимальное мышечное напряжение;
- воспитание устойчивости физиологических систем организма к максимальным статическим напряжениям;
- формирование собственно силы в медленных движениях;
- воспитание способности выполнения специального дыхания на фоне мышечных напряжений.
Основными средствами развития силы мышц являются упражнения с повышенным внешним сопротивлением, или силовые упражнения.
Целью исследований явилось изучение возможности совершенствования психофизиологической подготовки пилотов Як-52 к маневренным полетам путем выполнения ими комплекса специальных физических упражнений.
В экспериментах приняли участие 12 летчиков спортсменов-любителей, летающих на самолетах Як-52 аэроклуба РОСТО. Проведен курс специальной физической подготовки, разработанный для летчиков высокоманевренных самолетов и направленный на повышение их функциональных возможностей при выполнении полетов с большими перегрузками. Занятия проводились совместно со специалистом по физической подготовке пилотов.
В связи с тем, что статические упражнения дают большую эффективность в сочетании с динамическими, основное направление в методике силовой подготовки летного состава было определено как смешанный способ с использованием статодинамических упражнений с медленной сменой напряжения и ограниченным количеством повторений, а также включением в динамику их выполнения «статических задержек». Исходя из того, что статические упражнения дают максимальную мышечную силу в том положении, в котором они вырабатываются, в структуре комплекса были использованы такие упражнения, которые, с биомеханических позиций, выполнялись в таком же положении звеньев опорно-двигательного аппарата, которое соответствует положению летчика в кабине самолета.
Упражнения выполнялись 3-4 раза, с перерывом между ними в одну минуту. В процессе тренировок осуществлялся контроль правильности дыхания, а именно: при выполнении упражнений с мышечным напряжением выполнялась задержка дыхания после вдоха через нос, переход в исходное положение осуществлялся на выдохе через рот. После проведения основных упражнений проводилась медитация при брюшном дыхании через нос, способствующая нормализации общего состояния.
Проведено 10 занятий (одно - вводное и 9 - основных).
Эффективность применения курса специальных физических упражнений оценивали по динамике физиологических показателей (ЧСС, АД) при проведении СЭП, до начала курса и после его завершения. Также оценивалась динамика субъективного состояния летчиков до и после проведения специальных физических упражнений по методике САН [4].
Как следует из данных, представленных в табл. 2, все испытуемые выполняли статоэргометрическую пробу с оценкой 3,9 ± 0,8 балла до проведения курса специальной физической подготовки и с оценкой 4,8 ±
Таблица 2
Динамика изменения ЧСС и АД при проведении статоэргометрической пробы (СЭП) до и после проведения курса специальной физической подготовки
Статистические показатели До курса СФП После курса СФП р
М т М т
Фоновые значения ЧСС 88,9 1,8 83 1,6 <0,05
АДс 138,3 1,3 132,6 1,1 <0,05
АДд 87,3 0,7 82,8 1,1 <0,05
Значения при ступенчато-возрастающих усилиях 120 кгс ЧСС 102,1 1,8 97,4 1,7 <0,05
АДс 149,6 1,8 145,5 1,6 <0,05
АДд 198,3 3,9 90,7 0,7 <0,05
160 кгс ЧСС 111,7 2,3 109,3 1,8 <0,05
АДс 164,4 2,5 160,1 2,3 <0,05
АДд 103,3 1,2 101,4 1,7 >0,05
200 кгс ЧСС 124,1 1 119,6 1,1 <0,05
АДс 180,5 1,9 175,2 1,9 <0,05
АДд 112,8 0,9 109,8 0,7 <0,05
240 кгс ЧСС 134,7 0,9 129,8 1,2 <0,05
АДс 199,6 2,2 191,4 2,3 <0,05
АДд 120,3 0,3 117,8 0,3 <0,05
Значения в восстановительном периоде 1 мин. ЧСС 112,3 1,8 110,8 1,6 >0,05
АДс 165,4 1,7 162,9 1,4 >0,05
АДд 104,6 1,5 102,1 1 <0,05
2 мин. ЧСС 91,6 1,8 87,4 1,6 <0,05
АДс 145,4 2,2 141,8 2 <0,05
АДд 90,6 1,3 89,3 1 <0,05
3 мин. ЧСС 82,3 1,4 80 1,1 <0,05
АДс 133,8 1,4 131,5 1 <0,05
АДд 83,5 1,3 81,5 1,2 >0,05
Оценка 3,9 0,2 4,5 0,1 <0,05
Примечание: ЧСС - частота сердечных сокращений, уд./мин.; АДс - систолическое артериальное давление, мм рт. ст., АДд -диасистолическое артериальное давление, мм рт. ст.; М - математическое ожидание, т - стандартная ошибка, СФП - специальная физическая подготовка, р - статистическая значимость различий показателей ЧСС и АД до и после проведения курса специальной физической подготовки.
Рис. 1. Субъективная самооценка состояния летчиков до (левые столбцы) и после (правый столбцы) выполнения специальных занятий (С - самочувствие, А - активность, Н - настроение)
± 0,7 балла после проведения курса занятий. При этом практически на всех этапах выполнения СЭП у летчиков после выполнения курса специальной физической подготовки наблюдалось снижение (р < 0,05) величин АД и ЧСС по сравнению с фоновыми значениями, что свидетельствует о повышении их мышечной выносливости, т. е. более высокой способности длительное
время удерживать субмаксимальное и максимальное мышечное напряжение, и тем самым улучшает устойчивость физиологических систем организма к максимальным статическим напряжениям, используемым пилотами при выполнении защитных противопе-регрузочных приемов в высокоманевренных полетах [20-25].
В восстановительном периоде изменение анализируемых показателей было менее значимым, однако также наблюдалось их снижение по сравнению с фоном.
Результаты оценки субъективного состояния летчиков по методике САН представлены на рис. 1.
Как видно из данных, представленных на рис. 1, после проведения курса специальной физической подготовки отмечается повышение (р < 0,05) активности и настроения летчиков, с 5,5 до 6,8 и с 5,6 до 6,1 баллов соответственно. Оценка самочувствия выраженных изменений не претерпевала. Полученные результаты свидетельствуют о благоприятном воздействии выполнения специальных физических упражнений и на общее психофизиологическое состояние пилотов [26-29].
ВЫВОДЫ
В результате исследований установлено, что выполнение пилотами, имеющими перерывы в полетах,
специального комплекса физических упражнений по предложенной программе, направленной на развитие способности к максимальному мышечному напряжению, статической мышечной выносливости, устойчивости физиологических систем организма к максимальным статическим напряжениям, способности выполнения специального дыхания на фоне мышечных напряжений, способствует повышению устойчивости к неблагоприятному воздействию пилотажных перегрузок при выполнении высокоманевренных полетов после перерывов.
Разработанный метод повышения функциональной устойчивости летчиков к пилотажным перегрузкам в полетах может быть использован в системе психофизиологической подготовки пилотов спортивной авиации восстановления навыков пилотирования с интенсивным маневрированием с целью повышения их функциональных возможностей и, как следствие, способствовать повышению безопасности полетов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешин С.В., Алпатов И.М., Анисимов А.Н., Артемов В.Н. и др. Человек и безопасность полетов: сб. ст. М., 2013. 288 с.
2. Малышева Е.В., Гулин А.В., Засядько К.И. Оптимальные режимы труда лиц экстремальных профессий // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2013. Т. 18. Вып. 4. С. 1345-1347.
3. Малащук Л.С., Филатов В.Н., Маряшин Ю.Е., Рыжов Д.И. Оценка профессионального здоровья и функциональных резервов курсантов летного училища с помощью специальных методов исследования в практике ВЛЭ летчиков высокоманевренных самолетов // Проблемы безопасности полетов. 2013. № 2. С. 3-12.
4. Малышева Е.В., Засядько К.И., Гулин А.В. Метод оценки уровня функциональной адаптации лиц авиационных специальностей по биохимическим показателям слюнного секрета // Военно-медицинский журнал. М., 2009. Т. 30. № 9. С. 64-67.
5. Малышева Е.В., Гулин А.В., Засядько К.И. Оценка состояния напряженности и адаптации пилота к отрицательным факторам летной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2011. Т. 16. Вып. 1. С. 316-318.
6. Горелов А.А., Лотоненко А.А. Проблемы физической подготовки летного состава военной авиации: ретроспекции и перспективы // Культура физическая и здоровье. 2008. № 4. С. 3-7.
7. Маряшин Ю.Е., Малащук Л.С., Филатов В.Н. Система рациональной функциональной подготовки для формирования переносимости курсантами летного училища факторов высокоманевренного полета // Проблемы безопасности полетов. 2014. № 9. С. 11-19.
8. Малышева Е.В., Гулин А.В., Засядько К.И. Разработка количественного метода определения интегрального показателя профессионального здоровья у летного состава с использованием биохимического анализа слюны // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2011. Т. 16. Вып. 5. С. 1393-1397.
9. Малащук Л.С., Маряшин Ю.Е., Филатов В.Н. К вопросу о функциональной надежности человека в экстремальных видах деятельности // Проблемы безопасности полетов. 2012. № 5. С. 21 -27.
10. Попов Ф.И., Засядько К.И., Лотоненко А.А. Научно-теоретическое обоснование влияния специальной физической подготовки на показатели профессиональной и психологической готовности летного состава // Культура физическая и здоровье. 2014. № 2 (49). С. 45-48.
11. Бухтияров И.В., Жданько И.М., Филатов В.Н., Шишов А.А., Оле-нев Н.И. Обоснование облика центра психофизиологической подготовки летного состава Военно-воздушных сил России // Оборонный комплекс - научно-техническому прогрессу России. 2014. № 2 (122). С. 86-91.
12. Никифоров Д.А., Ворона А.А., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А. Методика оценивания потенциальной ненадежности действий летчика // Безопасность жизнедеятельности. 2015. № 7 (175). С. 716.
13. Малащук Л.С., Филатов В.Н. Проблемные вопросы исследования переносимости летным составом радиальных ускорений // Проблемы безопасности полетов. 2013. № 9. С. 6-11.
14. Клишин Г.Ю., Филатов В.Н. Информационно-измерительная система статоэргометрического тестирования летного состава // Программные системы и вычислительные методы. 2016. № 2. С. 1 36-149.
15. Малышева Е.В., Гулин А.В., Засядько К.И. Оценка функциональной адаптации спортсменов-парашютистов к экстремальным факторам профессиональной деятельности в результате тренировочного процесса // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2011. Т. 16. Вып. 2. С. 512516.
16. Гридин Л.А., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А. Методологические основы исследования физической работоспособности человека // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2011. № 1. С. 10-19.
17. Маряшин Ю.Е., Малащук Л.С., Филатов В.Н. Повышение устойчивости организма человека к длительным статическим физическим нагрузкам с помощью комплекса специальной силовой подготовки // Вестник восстановительной медицины. 2010. № 4. С. 9-14.
18. Горелов А.А., Засядько К.И., Лотоненко А.А. Организационно-методические аспекты построения физической подготовки летного состава ВВС в различные периоды профессионального совершенствования // Культура физическая и здоровье. 2009. № 4. С. 15-19.
19. Попов Ф.И., Лотоненко А.А. Поэтапное планирование физической подготовки летного состава в годичном цикле // Культура физическая и здоровье. 2015. № 3 (54). С. 40-44.
20. Ушаков И.Б., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А. Методологические аспекты динамического контроля функциональных состояний операторов опасных профессий // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2010. № 4-2. С. 6-12.
21. Солдатов С.К., Засядько К.И., Абашеев В.Ю., Малышева Е.В., Гулин А.В. Комплексная оценка стрессоустойчивости парашютистов с использованием биохимических показателей состава слюны // Авиакосмическая и экологическая медицина. М., 2008. Т. 42. № 1. С. 20-21.
22. Никифоров Д.А., Ворона А.А., Кукушкин Ю.А. Методическое обеспечение квалиметрии жизни и условий профессиональной деятельности летного состава // Проблемы безопасности полетов. 2016. № 1. С. 37-50.
23. Ушаков И.Б., Богомолов А.В. Информатизация программ персонифицированной адаптационной медицины // Вестник Российской академии медицинских наук. 2014. № 5-6. С. 124-128.
24. Климов Е.А., Носкова О.Г., Солнцева Г.Н. Психология труда, инженерная психология и эргономика. М. : Юрайт, 2015. 618 с.
25. Абдуллаева М.М., Алдашева А.А., Богомолов А.В., Бодров В.А. и др. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики: выпуск 3. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. 400 с.
26. Малышева Е.В., Гулин А.В., Засядько К.И. Оценка состояния напряженности летчика с помощью бескровных биохимических и психофизиологических методов исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2011. Т. 16. Вып. 5. С. 868-869.
27. Прилипко Н.С., Бобровницкий И.П. О путях совершенствования организации помощи в области восстановительной медицины // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2010. № 2. С. 105-110.
28. Солдатов С.К., Гузий А.Г., Богомолов А.В., Шишов А.А., Кукушкин Ю.А., Щербаков С.А., Кирий С.В. Априорное оценивание профессиональной надежности летчика на этапе подготовки к полетам // Проблемы безопасности полетов. 2007. № 8. С. 33.
29. Малышева Е.В., Гулин А.В., Засядько К.И. Принципы исследования степени адаптации организма летчика к условиям полета // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2011. Т. 16. Вып. 5. С. 1390-1392.
Поступила в редакцию 1 марта 2017 г.
Засядько Константин Иванович, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, е-mail: www.9999z@mail.ru Невзорова Елена Владимировна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор биологических наук, профессор кафедры биохимии и фармакологии, e-mail: evnevzo-rova@yandex.ru
Вонаршенко Александр Павлович, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, е-mail: www.9999z@mail.ru
UDC 612.1/.8
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-2-375-381
FORMATION OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL RESISTANCE TO THE EFFECTS OF MANEUVERING OVERLOADS IN PILOTS BY PHYSICAL TRAINING METHODS
© K.I. Zasyadko1), E.V. Nevzorova2), A.P. Vonarshenko1)
Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan 42 Lenin St., Lipetsk, Russian Federation, 398020 E-mail: www.9999z@mail.ru 2) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: evnevzorova@eandex.ru
The possibility of ensuring the physical preparedness of pilots for the effects of maneuvering overloads in the framework of planned measures of psychophysiological training of aviators as a component of the safety management system is studied. It is shown that the skills of maximum muscular tension, static muscular endurance, the performance of special breathing against the background of muscular stress promote the increase in resistance to unfavorable effects of pilot overloads when performing highly maneuverable flights after breaks. The main result of the study is the developed method of increasing the functional stability of pilots for flight overloads, which can be used in the system of psychophysiological training of pilots of sports aviation for the restoration of piloting skills with intensive maneuvering in order to improve their functional capabilities. Key words: special physical preparation; pilot flight overloads; dynamic muscular efforts; static muscular efforts; static ergometric test; psychophysiological preparation; physical condition of the pilot; tolerability of pilot overloads; physical activity of the pilot
REFERENCES
1. Aleshin S.V., Alpatov I.M., Anisimov A.N., Artemov V.N. et al. Chelovek i bezopasnost' poletov [Man and Safety of Flights: a Collection of Articles]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2013, 288 p. (In Russian).
2. Malysheva E.V., Gulin A.V., Zasyadko K.I. Optimal'nye rezhimy truda lits ekstremal'nykh professiy [Optimal employment of persons of extreme professions]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2013, vol. 18, no. 4, pp. 1345-1347. (In Russian).
3. Malashchuk L.S., Filatov V.N., Maryashin Yu.E., Ryzhov D.I. Otsenka professional'nogo zdorov'ya i funktsional'nykh rezervov kursantov letnogo uchilishcha s pomoshch'yu spetsial'nykh metodov issledovaniya v praktike VLE letchikov vysokomanevrennykh samoletov [Estimation of professional health and functional reserves of flying cadets with a help of special methods of study in the FSA-practice of high-manoeuvrable aircraft pilots]. Problemy bezopasnosti poletov — Problems of Flight Safety, 2013, no. 2, pp. 3-12. (In Russian).
4. Malysheva E.V., Zasyadko K.I., Gulin A.V. Metod otsenki urovnya funktsional'noy adaptatsii lits aviatsionnykh spetsial'nostey po biokhimicheskim pokazatelyam slyunnogo sekreta [Method of evaluation of level of functional adaptation of air specialists according to biochemical indexes saliva secretion]. Voenno-meditsinskiy zhurnal — Military Medical Journal, 2009, vol. 30, no. 9, pp. 64-67. (In Russian).
5. Malysheva E.V., Gulin A.V., Zasyadko K.I. Otsenka sostoyaniya napryazhennosti i adaptatsii pilota k otritsatel'nym faktoram letnoy deyatel'nosti [Estimation of condition of intensity and adaptation of pilot to negative factors of flight activity]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2011, vol. 16, no. 1, pp. 316-318. (In Russian).
6. Gorelov A.A., Lotonenko A.A. Problemy fizicheskoy podgotovki letnogo sostava voennoy aviatsii: retrospektsii i perspektivy [Problems of physical training of the flight crew of military aviation: retrospection and perspective]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e — Physical Culture and Health, 2008, no. 4, pp. 3-7. (In Russian).
7. Maryashin Yu.E., Malashchuk L.S., Filatov V.N. Sistema ratsional'noy funktsional'noy podgotovki dlya formirovaniya perenosimosti kursantami letnogo uchilishcha faktorov vysokomanevrennogo poleta [The rational functional training system of flying school cadets on the forming of highmanoeuvrable flight tolerance]. Problemy bezopasnosti poletov — Problems of Flight Safety, 2014, no. 9, pp. 11-19. (In Russian).
8. Malysheva E.V., Gulin A.V., Zasyadko K.I. Razrabotka kolichestvennogo metoda opredeleniya integral'nogo pokazatelya professional'nogo zdorov'ya u letnogo sostava s ispol'zovaniem biokhimicheskogo analiza slyuny [Working out of quantitative method of definition of integrated indicator of professional health at flight structure with use of biochemical analysis of the saliva]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2011, vol. 16, no. 5, pp. 1393-1397. (In Russian).
9. Malashchuk L.S., Maryashin Yu.E., Filatov V.N. K voprosu o funktsional'noy nadezhnosti cheloveka v ekstremal'nykh vidakh deyatel'nosti [About the human functional reability in extremal kinds of activity]. Problemy bezopasnosti poletov — Problems of Flight Safety, 2012, no. 5, pp. 21-27. (In Russian).
10. Popov F.I., Zasyadko K.I., Lotonenko A.A. Nauchno-teoreticheskoe obosnovanie vliyaniya spetsial'noy fizicheskoy podgotovki na pokazateli professional'noy i psikhologicheskoy gotovnosti letnogo sostava [Research-theoretical basis of influence special physical training indicators for professional and psychological preparedness aircrew]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e — Physical Culture and Health, 2014, no. 2 (49), pp. 45-48. (In Russian).
11. Bukhtiyarov I.V., Zhdanko I.M., Filatov V.N., Shishov A.A., Olenev N.I. Obosnovanie oblika tsentra psikhofiziologicheskoy podgotovki letnogo sostava Voenno-vozdushnykh sil Rossii [Justification image center psycho-physiological training of flight personnel of the Air Forces of Russia]. Oboronnyy kompleks — nauchno-tekhnicheskomu progressu Rossii — Defence Industry Achievements — Rus. Scien.&Tech. Progress" (DIARSTP), 2014, no. 2 (122), pp. 86-91. (In Russian).
12. Nikiforov D.A., Vorona A.A., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A. Metodika otsenivaniya potentsial'noy nenadezhnosti deystviy letchika [Technique of Estimation of Potential Unreliability of Actions of the Pilot]. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti — Life Safety, 2015, no. 7 (175), pp. 7-16. (In Russian).
13. Malashchuk L.S., Filatov V.N. Problemnye voprosy issledovaniya perenosimosti letnym sostavom radial'nykh uskoreniy [Problematic issues of research portability flight crews radial accelerations]. Problemy bezopasnosti poletov — Problems of Flight Safety, 2013, no. 9, pp. 6-11. (In Russian).
14. Klishin G.Yu., Filatov V.N. Informatsionno-izmeritel'naya sistema statoergometricheskogo testirovaniya letnogo sostava [Information-measuring system for static ergometric testing of the flight structure]. Programmnye sistemy i vychislitel'nye metody — Software Systems and Computational Methods, 2016, no. 2, pp. 136-149. (In Russian).
15. Malysheva E.V., Gulin A.V., Zasyadko K.I. Otsenka funktsional'noy adaptatsii sportsmenov-parashyutistov k ekstremal'nym faktoram professional'noy deyatel'nosti v rezul'tate trenirovochnogo protsessa [Estimation of functional adaptation of sportsmen-parachutists to extreme factors of professional work as a result of training process]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2011, vol. 16, no. 2, pp. 512-516. (In Russian).
16. Gridin L.A., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A. Metodologicheskie osnovy issledovaniya fizicheskoy rabotosposobnosti cheloveka [Methodological bases of physical working capacity investigation]. Aktual'nye problemy fizicheskoy i spetsial'noy podgotovki silovykh struktur—Actual Problems of Physical and Special Preparation of Power Structures, 2011, no. 1, pp. 10-19. (In Russian).
17. Maryashin Yu.E., Malashchuk L.S., Filatov V.N. Povyshenie ustoychivosti organizma cheloveka k dlitel'nym staticheskim fizicheskim nagruzkam s pomoshch'yu kompleksa spetsial'noy silovoy podgotovki [Increase of stability of the human body to long static physical loads with the help of a complex of special power training]. Vestnik vosstanovitel'noy meditsiny — Journal of Restorative Medicine & Rehabilitation, 2010, no. 4, pp. 9-14. (In Russian).
18. Gorelov A.A., Zasyadko K.I., Lotonenko A.A. Organizatsionno-metodicheskie aspekty postroeniya fizicheskoy podgotovki letnogo sostava VVS v razlichnye periody professional'nogo sovershenstvovaniya [Organizational methodical aspects of construction of physical preparation of flight structure of the air forces during the various periods of professional perfection]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e — Physical Culture and Health, 2009, no. 4, pp. 15-19. (In Russian).
19. Popov F.I., Lotonenko A.A. Poetapnoe planirovanie fizicheskoy podgotovki letnogo sostava v godichnom tsikle [Phasing planning of the aircrew physical training in the annual cycle]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e — Physical Culture and Health, 2015, no. 3 (54), pp. 40-44. (In Russian).
20. Ushakov I.B., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A. Metodologicheskie aspekty dinamicheskogo kontrolya funktsional'nykh sostoyaniy operatorov opasnykh professiy [Methodological aspects of the dynamic control of the functional states of operators of hazardous occupations] . Mediko-biologicheskie i sotsial'no-psikhologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychaynykh situatsiyakh — Medico-Biological andSocio-PsychologicalProblems of Safety in Emergency Situations, 2010, no. 4-2, pp. 6-12. (In Russian).
21. Soldatov S.K., Zasyadko K.I., Abasheev V.Yu., Malysheva E.V., Gulin A.V. Kompleksnaya otsenka stressoustoychivosti parashyutistov s ispol'zovaniem biokhimicheskikh pokazateley sostava slyuny [Complex evaluation of parachutists' stress-endurance by biochemical characteristics of saliva]. Aviakosmicheskaya i ekologicheskaya meditsina — Aerospace and Environmental Medicine, 2008, vol. 42, no. 1, pp. 20-21. (In Russian).
22. Nikiforov D.A., Vorona A.A., Kukushkin Yu.A. Metodicheskoe obespechenie kvalimetrii zhizni i usloviy professional'noy deyatel'nosti letnogo sostava [Methodical maintenance qualimetry life and conditions of professional activities aircrew]. Problemy bezopasnosti poletov — Problem of Flights' Security, 2016, no. 1, pp. 37-50. (In Russian).
23. Ushakov I.B., Bogomolov A.V. Informatizatsiya programm personifitsirovannoy adaptatsionnoy meditsiny [Informatization of Personalized Adaptation Medicine Programs]. Vestnik Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk—Annals of the Russian Academy of Medical Sciences, 2014, no. 5-6, pp. 124-128. (In Russian).
24. Klimov E.A., Noskova O.G., Solntseva G.N. Psikhologiya truda, inzhenernaya psikhologiya i ergonomika [Psychology of Work, Engineering Psychology and Ergonomics]. Moscow, Yurayt Publ., 2015, 618 p. (In Russian).
25. Abdullaeva M.M., Aldasheva A.A., Bogomolov A.V., Bodrov V.A. et al. Aktual'nye problemy psikhologii truda, inzhenernoy psikhologii i ergonomiki [Actual Problems of Labor Psychology, Engineering Psychology and Ergonomics]. Moscow, Institute of Psychology RAS, 2012, 400 p. (In Russian).
26. Malysheva E.V., Gulin A.V., Zasyadko K.I. Otsenka sostoyaniya napryazhennosti letchika s pomoshch'yu beskrovnykh biokhimicheskikh i psikhofiziologicheskikh metodov issledovaniya [Assessment of pilot tension condition with help of bloodless biochemical and psycho-physiological research methods]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2011, vol. 16, no. 5, pp. 868-869. (In Russian).
27. Prilipko N.S., Bobrovnitskiy I.P. O putyakh sovershenstvovaniya organizatsii pomoshchi v oblasti vosstanovitel'noy meditsiny [About the ways of restoratory medicine aid organization improvement]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Meditsina — BULLETIN of Peoples' Friendship University of Russia. Series Medical, 2010, no. 2, pp. 105-110. (In Russian).
28. Soldatov S.K., Guziy A.G., Bogomolov A.V., Shishov A.A., Kukushkin Yu.A., Shcherbakov S.A., Kiriy S.V. Apriornoe otsenivanie professional'noy nadezhnosti letchika na etape podgotovki k poletam [A priori estimation of the pilot's professional reliability at the stage of flight preparation]. Problemy bezopasnosti poletov — Problems of Flight Safety, 2007, no. 8, p. 33. (In Russian).
29. Malysheva E.V., Gulin A.V., Zasyadko K.I. Printsipy issledovaniya stepeni adaptatsii organizma letchika k usloviyam poleta [Principles of research of adaptation degree of organism of pilot to flight conditions]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2011, vol. 16, no. 5, pp. 1390-1392. (In Russian).
Received 1 March 2017
Zasyadko Konstantin Ivanovich, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan, Lipetsk, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, e-mail: www.9999z@mail.ru
Nevzorova Elena Vladimirovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Biology, Professor of Biochemistry and Pharmacology Department, e-mail: evnevzorova@yandex.ru
Vonarshenko Aleksandr Pavlovich, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Medicine, e-mail: www.9999z@mail.ru
Информация для цитирования:
Засядько К.И., Невзорова Е.В., Вонаршенко А.П. Формирование психофизиологической устойчивости к воздействию перегрузок маневрирования у пилотов методами физической подготовки // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2. С. 375-381. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-2-375-381
Zasyadko K.I., Nevzorova E.V., Vonarshenko A.P. Formirovanie psikhofiziologicheskoy ustoychivosti k vozdeystviyu peregruzok manevrirovaniya u pilotov metodami fizicheskoy podgotovki [Formation of psychophysiological resistance to the effects of maneuvering overloads in pilots by physical training methods]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 2, pp. 375-381. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-2-375381 (In Russian).