Экономические системы. 2022. Том 15, № 1 (56). С. 129-135. Economic Systems. 2022;15(1(56)):129-135.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОММУНИКАЦИИ
Научная статья УДК 338.24
DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-129-135
ОПТИМИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
Андрей Николаевич Фомичев
Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, an2005a1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7123-2093, SPIN 9907-8226
Аннотация. В предлагаемой работе комплексно исследованы проблемные аспекты разработки и практической реализации стратегии управления деятельности организации в современных социально-экономических условиях.
В качестве основных проблемных аспектов стратегического управления выделены степень обоснованности выбора того или иного направления развития, односторонний подход к разработке и реализации стратегии фирмы, неправильное понимание аспектов долгосрочного и стратегического планирования, разорванность стратегии по вертикали, неустойчивость утвержденных стратегических планов, сложности организационной стороны стратегического управления, проблема совместимости стратегического и оперативного планирования.
Безусловно, решение названных выше проблем становится особенно актуальным в современных условиях постоянного ужесточения конкурентной борьбы не только на микроэкономическом уровне, но и на уровне межгосударственного взаимодействия. На основании проведенного в работе анализа и с учетом новейших достижений теории и практики управления деятельностью хозяйственно самостоятельных социально-экономических систем автором даны предложения по научно-обоснованному совершенствованию стратегии управления организацией.
Ключевые слова: стратегическое управление, менеджмент организации, международная конкуренция
Для цитирования: Фомичев А.Н. Оптимизация стратегического управления деятельностью организации // Экономические системы. 2022. Том 15, № 1 (56). С. 139-135. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-129-135.
© Фомичев А.Н., 2022
STRATEGIC MANAGEMENT AND COMMUNICATIONS
Original article
OPTIMIZATION OF THE STRATEGIC MANAGEMENT OF THE ORGANIZATIONS ACTIVITIES
Andrey N. Fomichev
Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia, an2005a1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7123-2093, SPIN 9907-8226
Abstract. In the proposed work, the problematic aspects of the development and practical implementation of the management strategy of the organization's foreign economic activity in modern socio-economic conditions are comprehensively investigated, as well as proposals for an actual and scientifically based solution of the identified problems are given.
The main problematic aspects of strategic management are the degree of validity of the choice of a particular direction of development, a one-sided approach to the development and implementation of the company's strategy, a misunderstanding of the aspects of long-term and strategic planning, the discontinuity of the vertical strategy, the instability of approved strategic plans, the complexity of the organizational side of strategic management, the problem of compatibility of strategic and operational planning.
Of course, the solution of the problems discussed above is becoming especially relevant in modern conditions of constant tightening of competition not only at the microeconomic level, but also at the level of interstate interaction. Based on the analysis carried out in the work and taking into account the latest achievements of the theory and practice of managing the activities of economically independent socio-economic systems, the author gives proposals for the actual and scientifically based improvement of the management strategy of the organization.
Keywords: strategic management, organization management, international competition
For citation: Fomichev A.N. Optimization of the strategic management of the organization's activities. Economic Systems. 2022;15(1(56)):129-135. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-129-135.
Введение
Актуальность темы проведенного в рамках настоящей работы исследования определяется тем, что выбор стратегии управления деятельностью организации должен предусматривать рассмотрение всех ее альтернативных вариантов в сфере предпринимательской деятельности. В результате такого анализа и соответствующего научного обоснования определяется оптимальная стратегия, предусматривающая достижение намеченных долгосрочных целей развития организации.
При этом выработанная стратегия должна охватывать все основные направления развития организации, предполагая рост объемов продаж, борьбу за ресурсы, привлечение инвестиций. Применительно к специфике деятельности организации расширение этих направлений должно производиться с акцентированием на таких ключевых моментах, как экспорт, импорт, иностранные капиталовложения, собственные капиталовложения за рубежом, обеспечение экономической безопасности.
Цель данной работы - оптимизация стратегического управления деятельностью организации.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие ключевые задачи:
• анализ текущего состояния теории и практики стратегического управления;
• выявление основных проблем теории и практики стратегического управления;
• разработка предложений по оптимизации стратегического управления современными организациями.
Основная часть
Важный внешнеорганизационный аспект эффективного стратегического управления в современных социально-экономических условиях - это обеспечение экономической безопасности [1], которое включает в себя проведение следующих мероприятий:
• создание системы защиты рынка сбыта организации от возможных негативных воздействий международной конъюнктуры (циклов производства, общих структурных сдвигов и т. п.);
• диверсификация рынков для стабилизации экспорта продукции организации;
• обеспечение гарантированного снабжения организации необходимым сырьем и товарами;
• сохранение производства (возможностей быстрого наращивания производства) ряда важнейших товаров стратегического значения (технологий аналогичного значения), невзирая на конкуренцию;
• дипломатическое обеспечение благоприятных условий для предпринимательской деятельности организации.
Важнейшим внутренним фактором, влияющим на эффективность стратегического управления, является организационная структура фирмы. Фирмы вынуждены постоянно приспосабливать свою организационную структуру к меняющимся потребностям рынка. Организационная структура фирмы существенно усложняется, если фирма имеет филиалы или дочерние предприятия. Большое значение имеет то, какую долю занимает коммерческая деятельность фирмы или, другими словами, какая часть мощностей фирмы задействована на потребительский рынок. Например, крупные транснациональные корпорации достаточно часто меняют свою организационную структуру [2].
Управленческая структура фирмы, активно занимающейся предпринимательской деятельностью, должна быть в высшей степени четкой, чтобы предприятие своевременно изменяло цели и приспосабливалось в соответствии с измененными целями к меняющейся ситуации в сфере бизнеса.
Изложив кратко факторы влияния на выбор стратегии предпринимательской деятельности фирмы и на претворение в жизнь выбранного варианта, рассмотрим основные проблемы, имеющие место в указанной сфере.
Анализ деятельности отечественных предприятий различных отраслей на потребительском рынке показывает, что мало кто из них может продемонстрировать более или менее удачный пример организации стратегического управления [3].
По нашему мнению, одна из основных проблем стратегического управления деятельностью организации - это низкий уровень обоснованности выбора того или иного направления развития. Несмотря на ограниченное количество целей, которые, как правило, преследует компания, в выборе путей достижения этих целей всегда есть альтернативы. Подавляющее большинство известных решений в этой области сводится к удобному для размышления и обсуждения формату: анализу всевозможных матриц и диаграмм. Однако они не дают должного представления о реальных издержках и доходах, стоимости бизнеса на тех или иных направлениях.
Другая проблема заключается в одностороннем подходе к разработке и реализации стратегии. Как известно, существуют два типа стратегий: корпоративная стратегия и бизнес-стратегия. Их связность очевидна: чем более качественно реализуется бизнес-стратегия (гибкость производства, высокая технологичность, низкие издержки и т. д.), тем больше степеней свободы при принятии корпоративной стратегии за счет эффективной диверсификации производства, дифференциации продукции и т. д.
Относительно стабильная экономика и прозрачность деятельности западных компаний дают возможность приблизительной оценки качества реализации бизнес-стратегии по ряду признаков, поэтому основной упор осуществляется на реализацию корпоративной стратегии. Аналогичный подход используют и отечественные предприятия [4]. Но специфика связности корпоративной стратегии и бизнес-стратегии для отечественных предприятий такова, что неиспользуемый, недооцененный производственный потенциал предприятия зачастую может перевернуть все представления о принятой, казалось бы, успешной корпоративной стратегии.
Еще одна проблема заключается в банальной путанице долгосрочного и стратегического планирования управления. Главное различие между ними состоит в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования показатели, которых необходимо достигнуть, - это, скорее, цель, в системе стратегического управления - это ориентир. В первом случае степень достижения цели контролируется сравнением фактических и запланированных промежуточных показателей. Во втором случае также, но каждый последующий шаг корректируется по результатам предыдущего. В первом случае необходимость достижения
цели однозначна. Во втором случае в процессе реализации выбранной стратегии управления ориентиры могут быть заменены.
Таким образом, в системе стратегического управления отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции. Процесс стратегического управления предполагает, что на каждом отрезке времени будут выбираться альтернативы, позволяющие достигнуть целей с максимальным эффектом [5].
Следующая проблема заключается в «разорванности» стратегии по вертикали. Казалось бы, хорошо продуманная и понятная руководству стратегия развития неожиданно терпит неудачу, как только дело доходит до ее реализации. И дело не только в том, что плохо сформулированы и недостаточно обоснованы соответствующие функциональные стратегии. В подавляющем большинстве случаев, получив некую целевую установку (понятную руководству организации), начальник управления, менеджер, инженер производства, привыкший иметь дело с вполне конкретными техническими, технологическими параметрами, не понимает, каким образом приступить к ее эффективной реализации [6].
Не менее важной проблемой является неустойчивость утвержденных стратегических планов. Хорошо и глубоко проработанный план стратегического развития разваливается при первых изменениях транспортных тарифов, тарифов на энергетику, нарушении структуры поставщиков и условий их работы и т. д.
Еще одна проблема касается организационной стороны стратегического управления. Эту проблему можно рассматривать с двух точек зрения: с точки зрения организационной структуры компании вообще и с точки зрения подразделения стратегического управления.
В качестве еще одного препятствия к внедрению оптимального стратегического управления можно отметить проблему совместимости стратегического и оперативного планирования. Как правило, известные методики, за исключением подходов на основе планирования стратегий, требуют обработки дополнительной информации и отдельного учета, если такое вообще возможно.
Заключение
На основании всего изложенного и с учетом новейших достижений теории и практики управления деятельностью хозяйственно самостоятельных социально-экономических систем в целях повышения эффективности стратегии отечественных предприятий представляется целесообразным:
• применение комплексного подхода, основанного на интегрированном применении всех доступных организации видов и форм стратегического развития;
• осуществление постоянного мониторинга конкурентной среды в отрасли деятельности организации;
• стремление к наиболее полному удовлетворению потребительских запросов рынка с учетом национально-культурных особенностей страны и регионов;
• построение симбиотического механизма достижения микроэкономических целей деятельности фирмы в контексте реализации макроэкономических планов развития национальной экономики в целом;
• повышение управленческой, стратегической и внешнеэкономической грамотности сотрудников компании на всех уровнях разработки и реализации стратегических замыслов.
Список источников
1. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2007. (Высшее образование).
2. Пешкова О.А., ГригорянА.С. Отдельные аспекты совершенствования стратегии управления знаниями компании путем применения инструментов проектного управления // Управление проектами: карьера и бизнес : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 14-15 мая 2019 г.). М. : Государственный университет управления, 2019. С. 127-128.
3. ТалановаН.В., АлексееваН.В. Взаимосвязь стратегии управления организацией и стратегии управления персоналом // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 3 (21). С. 73-77.
4. ФомичевА.А. Совершенствование методов мотивации сотрудников таможенных органов // Экономика, управление и общество: теория, методология и практика : материалы межвузовской очной науч.-практ. конф., посвященной Году науки и технологий (Липецк, 5 окт. 2021 г.) / под общ. ред. А.Д. Моисеева, М.А. Гуриной. Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2021. С. 302-310.
5. ФомичевА.Н. Административные дисфункции как объект современного менеджмента // Ростовский научный вестник. 2021. № 8. С. 89-96.
6. Фомичев А.Н. Разработка методики оценки влияния криминогенных дисфункций на развитие экономики региона // Ломоносовские чтения. Актуальные вопросы фундаментальных и прикладных исследований : сб. ст. VII Межд. науч.-практ. конф. (Петрозаводск, 20 сент. 2021 г.). Петрозаводск : Новая Наука, 2021. С. 25-29.
References
1. Kibanov A.Ya., Durakova I.B. Organization personnel management: strategy, marketing, internationalization : a textbook. Moscow : INFRA-M; 2007. (Higher education). (In Russ.).
2. Peshkova O.A., Grigoryan A.S. Some aspects of improving the company's knowledge management strategy by using project management tools. Project management: Career and business : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, May 14-15, 2019. State University of Management. Moscow : State University of Management; 2019. Р. 127-128. (In Russ.).
3. Talanova N.V., Alekseeva N.V. Interrelation of organization management strategy and personnel management strategy. Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii = Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2015;(3(21)):73-77. (In Russ.).
4. Fomichev A.A. Improvement of methods of motivation of customs officers. Economics, Management and Society: Theory, methodology and practice : Materials of the interuniversity intramural scientific and practical conference dedicated to the Year of Science and Technology. Lipetsk, October 05, 2021. Ed. by A.D. Moiseev, M.A. Gurina. Voronezh : NAUKA-UNIPRESS; 2021. Р. 302-310. (In Russ.).
5. Fomichev A.N. Administrative dysfunctions as an object of modern management. Rostovskij nauchnyj vestnik = Rostov Scientific Bulletin. 2021;(8):89-96. (In Russ.).
6. Fomichev A.N. Development of a methodology for assessing the impact of criminogenic dysfunctions on the development of the region's economy. Lomonosov Readings. Topical issues of fundamental and applied research : collection of articles of the VII International Scientific and
Practical Conference. Petrozavodsk, September 20, 2021. Petrozavodsk : New Science; 2021. Р. 25-29. (In Russ.).
Информация об авторе
А.Н. Фомичев - кандидат экономических наук, профессор.
Information about the author
A.N. Fomichev - Ph.D. in economic sciences, professor.
Статья поступила в редакцию 19.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 07.03.2022.
The article was submitted 19.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 07.03.2022.