Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА'

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗЕЛЕНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / СИСТЕМА ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомичев А.Н.

Текущее состояние как мировой экономической системы в целом, так и являющихся ее неотъемлемыми элементами национальных экономик отдельных государств и регионов земного шара, как никогда остро ставит вопрос обеспечения энергетической безопасности промышленного и сельскохозяйственного производств, а также сферы бытового обеспечения потребностей населения.Это обусловливает необходимость поиска, разработки и внедрения альтернативных источников энергоснабжения. Решением данного вопроса активно занимаются ведущие умы мирового научного сообщества.В рамках проведенного исследования автором сделана попытка подтвердить либо опровергнуть положения об экономической целесообразности, экологичности и социальной значимости зеленой энергетики. При этом ключевое внимание уделено в первую очередь проблематике энергообеспечения автомобильного транспорта, причем как в пассажирской, так и в грузовой сфере его функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ELECTRIFICATION OF ROAD TRANSPORT

The current state of both the global economic system as a whole and its integral elements, the national economies of individual states and regions of the globe, more than ever raises the issue of ensuring energy security both in the sphere of industrial and agricultural production and in the sphere of household provision of the needs of the population.The above makes it necessary to search, develop and implement alternative sources of energy supply. The leading minds of the world scientific community are actively engaged in solving this issue. Within the framework of the conducted research, the author made an attempt to confirm or refute the provisions on the economic feasibility, environmental friendliness and social significance of “green energy”. At the same time, the key attention is paid, first of all, to the problems of energy supply of motor transport, both in the passenger and cargo spheres of its functioning.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 3 (58). С. 90-96. Economic Systems. 2022;15(3(58)):90-96.

Научная статья УДК 656.9

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-3-90-96

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Андрей Николаевич Фомичев

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, an2005a1@yandex.ru, SPIN 9907-8226, ORCID 0000-0001-7123-2093

Аннотация. Текущее состояние как мировой экономической системы в целом, так и являющихся ее неотъемлемыми элементами национальных экономик отдельных государств и регионов земного шара, как никогда остро ставит вопрос обеспечения энергетической безопасности промышленного и сельскохозяйственного производств, а также сферы бытового обеспечения потребностей населения.

Это обусловливает необходимость поиска, разработки и внедрения альтернативных источников энергоснабжения. Решением данного вопроса активно занимаются ведущие умы мирового научного сообщества.

В рамках проведенного исследования автором сделана попытка подтвердить либо опровергнуть положения об экономической целесообразности, экологичности и социальной значимости зеленой энергетики. При этом ключевое внимание уделено в первую очередь проблематике энергообеспечения автомобильного транспорта, причем как в пассажирской, так и в грузовой сфере его функционирования.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, зеленая энергетика, система транспортных коммуникаций, автомобильный транспорт

Для цитирования: ФомичевА.Н. Научное обоснование перспектив развития электрификации автомобильного транспорта // Экономические системы. 2022. Том 15, № 3 (58). С. 90-96. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-3-90-96.

© Фомичев А.Н., 2022

Original article

SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ELECTRIFICATION OF ROAD TRANSPORT

Andrey N. Fomichev

Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, an2005a1@yandex.ru, SPIN 9907-8226, ORCID 0000-0001-7123-2093

Abstract. The current state of both the global economic system as a whole and its integral elements, the national economies of individual states and regions of the globe, more than ever raises the issue of ensuring energy security both in the sphere of industrial and agricultural production and in the sphere of household provision of the needs of the population.

The above makes it necessary to search, develop and implement alternative sources of energy supply. The leading minds of the world scientific community are actively engaged in solving this issue. Within the framework of the conducted research, the author made an attempt to confirm or refute the provisions on the economic feasibility, environmental friendliness and social significance of "green energy". At the same time, the key attention is paid, first of all, to the problems of energy supply of motor transport, both in the passenger and cargo spheres of its functioning.

Keywords: energy security, "green energy", transport communications system, road transport

For citation: Fomichev A.N. Scientific substantiation of prospects for the development of electrification of road transport. Economic Systems. 2022;15(3(58)):90-96. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-3-90-96.

Введение

Текущее состояние мировой экономической системы в целом и ее неотъемлемых элементов - национальных экономик отдельных государств и регионов земного шара - как никогда остро ставит вопрос обеспечения энергетической безопасности промышленного и сельскохозяйственного производств и сферы бытового обеспечения потребностей населения.

Изложенное обусловливает необходимость поиска, разработки и внедрения альтернативных источников энергоснабжения. Решением данного вопроса активно занимаются ведущие умы мирового научного сообщества.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что тема электрификации автомобильного транспорта на сегодняшний день актуальна и занимает лидирующую позицию в области дальнейшей разработки и реализации мер обеспечения энергетической безопасности. Попытаемся проанализировать, насколько успешно продвигаются фундаментальные и прикладные исследования в указанном направлении.

Цель данной работы - выявление проблемных экономико-энергетических аспектов и разработка авторских предложений по оптимизации процессов электрификации автомобильного транспорта.

Исходя из содержания поставленной цели, в работе:

• проведен анализ текущего состояния теории и практики электрификации автомобильного транспорта;

• выявлены основные экономико-энергетические проблемы электрификации автомобильного транспорта;

• разработаны предложения по оптимизации процессов электрификации автомобильного транспорта.

Основная часть

В современной научной и популярной литературе красной нитью проходит мысль о необходимости развития так называемой зеленой энергетики. На первый взгляд предложенная концепция представляется вполне своевременной, перспективной и в полной мере отвечающей насущным требованиям мировой экономической системы. По мнению ее авторов, максимально возможное широкое проектирование и прикладное использование альтернативных источников энергии позволит улучшить экологическую обстановку, снизить издержки производителей на энергоносители, составляющие львиную долю в себестоимости продукции промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики. При этом применение рассматриваемой концепции, по мнению ее сторонников, должно снизить зависимость мировой экономики от невозобновляемых источников энергии [7].

В рамках проведенного исследования автором сделана попытка подтвердить либо опровергнуть положения об экономической целесообразности, эко-логичности и социальной значимости зеленой энергетики. Для этого важно обратить внимание в первую очередь на проблематику энергообеспечения автомобильного транспорта, причем как в пассажирской, так и в грузовой сфере его функционирования.

Сегодня не только довольно активно идет разработка автомобилей с электрическим двигателем, но и осуществляются многочисленные попытки максимально возможной популяризации их практического применения. Причем речь идет не только и не столько о широко нашумевшей и дорогостоящей программе Tesla, но и о целом ряде более скромных проектов, реализуемых такими лидерами мирового автопрома, как Chevrolet, Nissan, Audi, BMW, FISKER и др., а также представителями отечественной автомобильной отрасли (концерн «АвтоВАЗ», инжиниринговая компания ZETTA, автоконцерн «Монарх», концерн «Калашников») [6].

Примечательно и то, что на Восточном экономическом форуме (2022 г) о разработке собственного электрокара под отечественным брендом «Лада», а конкретно электрической Lada Largus, заявил глава одного из крупнейших отече-

ственных автомобильных предприятий концерна АвтоВАЗ Максим Соколов, который отметил, что производство электрической Lada Largus может начаться в 2023 г. (будет выпущена «небольшая серия») [1].

На первый взгляд подобные разработки, при условии их широкого практического внедрения, во-первых, будут способствовать улучшению экологической обстановки (как в отдельных регионах земного шара, так и во всем мире), а во-вторых, приведут к существенному снижению зависимости экономики от нефти и газа.

Однако по не вполне понятным причинам электрокары так и не смогли занять сколь-нибудь значимую долю мирового автомобильного рынка [5]. Постараемся разобраться в этом вопросе, сразу отбросив конспирологические теории (типа мирового заговора нефте- и газодобывающих компаний).

Причины, ограничивающие распространение электромобилей на мировом авторынке, кроются, на наш взгляд, в структуре источников необходимой им электроэнергии. Согласно статистическим данным по энергетическому рынку Евросоюза большая часть электроэнергии здесь вырабатывается за счет использования невозобновляемых энергоресурсов. В соответствии с данными Евростата, 26% электроэнергии производится на атомных электростанциях, ровно столько же - за счет использования угля, 17% - за счет сжигания природного газа и 2% - на основе нефтепродуктов. В сумме получаем 71% экологически «грязной» электроэнергетики [9].

При этом не трудно подсчитать, что на так называемые экологически чистые и возобновляемые источники электроэнергии приходится всего 29%, в числе которых 3% приходится на солнечную энергию, 5% - на энергию, получаемую за счет переработки биомассы, 0,2% - геотермальную энергию, 11% - водную и 10% - ветряную энергию [9].

В России преобладают электростанции на газовом топливе (около 50%). Существенную часть составляют АЭС (порядка 16%) и гидрогенерация (порядка 18%). На долю угля приходится около 15%. Доля произведенной электроэнергии из нефти и возобновляемых источников очень невелика [2].

Что же касается энергетического рынка США, то в основном электричество вырабатывается ТЭС (70%, из которых 56% дают угольные ТЭС), ГЭС (10%) и АЭС (17%). Таким образом, в энергобалансе страны преобладает выработка тепловой энергии. Наиболее крупными энергетическими объектами в США (по видам) являются: ГЭС «Гранд-Кули» (установленная мощность - 6 809 МВт), АЭС «Уинтерсберг» (3 942 МВт), ТЭС «Навахо» (2 250 МВт), ВЭС «Альта Винд Энер-джи Центр» (1 020 МВт) [8].

Таким образом, становится очевидным, что большая часть электроэнергии в мировой экономике вырабатывается за счет использования невозобновляемых источников энергии. Причем низкая доля возобновляемых источников обусловлена вовсе не нежеланием властей или представителей бизнеса развивать зеленую энергетику, а в первую очередь техническими и климатически-природными

естественными ограничениями, преодолеть которые в обозримой перспективе возможным не представляется.

В создавшихся условиях интенсификация развития рынка электромобилей не только не решит имеющихся экономических и экологических проблем, а существенно усугубит их. Ведь растущее число электрокаров приведет к значительному росту потребления объемов электроэнергии, компенсировать который придется за счет повышения доли использования невозобновляемых источников.

Наряду с изложенным следует отметить, что проблемы развития рынка электромобилей не ограничиваются энергетической сферой. Существенное значение имеют юридические и социальные аспекты.

Так, например, и в нашей стране, и за рубежом законодатель уделяет первоочередное внимание стимулированию продаж электрокаров посредством предоставления широкого спектра налоговых и иных льгот их владельцам. В то же время вопросы безопасности эксплуатации автомобилей данной категории остаются за пределами правового поля. Между тем, несмотря на все плюсы использования электрокаров, имеются и существенные факторы риска. Так, общеизвестно, что электродвигатель, особенно в сравнении с двигателем внутреннего сгорания, работает практически бесшумно. Данный факт в значительной степени увеличивает риск наезда электромобилей на пешеходов. Указанная особенность не только требует соответствующих законодательных инициатив, но и вызывает необходимость развития культуры использования индивидуального электротранспорта.

Таким образом, прежде чем интенсифицировать темы развития рынка автомобилей с электрическими двигателями, целесообразно обеспечить создание жизненно необходимой для данной отрасли инфраструктуры, законодательной базы и этических норм.

Заключение

На основании изложенного и с учетом новейших достижений теории и практики развития энергетического сектора, как отдельно рассматриваемых национальных экономик независимых государств, так и мировой хозяйственной системы в целом, в целях повышения эффективности процессов электрификации автомобильного транспорта представляются целесообразными разработка и реализация следующих безотлагательных мероприятий:

1. Всемерно стимулировать развитие рынка возобновляемых источников энергии.

2. Решить вопрос создания широкой сети заряжающих станций и центров технического обслуживания электромобилей.

3. Разработать соответствующую национальную и международную законодательные базы, регламентирующие развитие зеленой энергетики, а также особенности эксплуатации и обслуживания электрокаров.

4. Принять превентивные меры по развитию культуры использования электрического автотранспорта физическими лицами.

Реализация на практике предложенных мероприятий позволит создать необходимые условия и предпосылки для развития рынка электромобилей в Российской Федерации и за ее пределами.

Список источников

1. Костерева М. Глава АвтоВАЗа считает, что в 2023 году компания сможет восстановить почти всю модельную линейку. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5547631 (дата обращения: 06.09.2022).

2. Карпов К. Как устроен рынок электроэнергии в России. URL: https://bcs-express.ru/ novosti-i-analitika/kak-ustroen-rynok-elektroenergii-v-rossii (дата обращения: 10.09.2022).

3. Фомичев А.А. Адаптация системы обучения персонала организации к социально-экономическим условиям развития современной экономики // Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы : сб. науч. тр. (Челябинск, 31 января 2022 г). Челябинск : Челябинский филиал РАНХиГС, 2022. С. 130-134.

4. Фомичев А.А. Внедрение компьютерных технологий в систему управления таможенными органами // Компьютерные технологии в моделировании, управлении и экономике : сб. матер. XIV студ. Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) (Орел, 17 марта 2022 г / под ред. А.В. Полянина. Орел : Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. С. 88-91.

5. ФомичевА.Н. Управление коммуникативными дисфункциями в условиях глобализации информационных процессов // Проблемы теории и практики управления. 2022. № 1. С. 51-61.

6. Фомичев А.Н. Оптимизация стратегического управления деятельностью организации // Экономические системы. 2022. Т. 15, № 1. С. 129-135.

7. Фомичев А.Н. Проблемные аспекты диагностики и конструктивизации управленческих дисфункций в условиях глобальной цифровизации мировой экономики // Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы : сб. науч. труд. (Челябинск, 31 янв. 2022 г). Челябинск : Челябинский филиал РАНХиГС, 2022. - С. 134-138.

8. Энергетика США // Мысль : журнал о науке. 2018. 27 дек. URL: https://mysl.su/2018/12/ energetika-ssha (дата обращения: 10.09.2022).

9. Евростат. URL: https://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 10.09.2022).

References

1. Kostereva M. The head of AVTOVAZ believes that in 2023 the company will be able to restore almost the entire model line. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5547631. (In Russ.).

2. Karpov K. How the electricity market works in Russia. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kak-ustroen-rynok-elektroenergii-v-rossii. (In Russ.).

3. Fomichev A.A. Adaptation of the personnel training system of the organization to the socioeconomic conditions of the development of the modern economy // Innovative technologies in the training of modern professional personnel: experience, problems: collection of scientific tr. (Chelyabinsk, January 31, 2022). Chelyabinsk : Chelyabinsk branch of RANEPA, 2022. Р. 130-134. (In Russ.).

4. Fomichev A.A. Introduction of computer technologies into the management system of customs authorities // Computer technologies in modeling, management and economics : collection of materials. XIV stud. Vseros. nauch.-prakt. conf. (from the international participation) (Orel, March 17, 2022 / ed. by A.V. Polyanin. Orel : Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA, 2022. P. 88-91. (In Russ.).

5. Fomichev A.N. Management of communicative dysfunctions in the context of globalization of information processes. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of theory and practice of management. 2022;(1):51-61. (In Russ.).

6. Fomichev A.N. Optimization of strategic management of the organization's activities. Ekonomicheskie sistemy = Economic systems. 2022;15(1):129-135. (In Russ.).

7. Fomichev A.N. Problematic aspects of diagnostics and constructivization of managerial dysfunctions in the conditions of global digitalization of the world economy // Innovative technologies in the training of modern professional personnel: experience, problems : collection of scientific work (Chelyabinsk, January 31, 2022). Chelyabinsk : Chelyabinsk branch of RANEPA, 2022. P. 134-138. (In Russ.).

8. Energy USA. Mysl: zhuknal j nauke — Thought: Journal of Science. 2018. 27 Dec. URL: https:// mysl.su/2018/12/energetika-ssha. (In Russ.).

9. Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat. (In Russ.).

Информация об авторе

А.Н. Фомичев - кандидат экономических наук, профессор.

Information about the author

A.N. Fomichev - Ph.D. in economic sciences, professor.

Статья поступила в редакцию 20.08.2022; одобрена после рецензирования 30.08.2022; принята к публикации 04.09.2022.

The article was submitted 20.08.2022; approved after reviewing 30.08.2022; accepted for publication 04.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.