Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомичев А.Н.

Цифровизация мировой хозяйственной системы в целом и трансграничной торговли, в частности, приобрела особую значимость в связи с тяжелой экономической ситуацией в мире, вызванной сначала пандемией Covid-19, а позднее развязанной странами Запада санкционной войной против остальных стран мира. В итоге интернет-торговля стала играть важнейшую роль в организации внешней торговли. В связи с этим можно сделать вывод о том, что оптимизации процессов цифровизации трансграничной торговли товарами является актуальной.В представленной статье комплексно рассмотрены различные аспекты цифровизации международной торговли в современных политических и социально-экономических условиях, а также определены возможные направления оптимизации упомянутых процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DIGITALIZATION OF CROSS-BORDER TRADE

Digitalization of the global economic system in general and cross-border trade, in particular, has become particularly relevant due to the difficult economic situation in the world caused by the Covid-19 pandemic in 2019. As a result, online commerce has taken a leading position in the movement of goods using the Internet telecommunications network.In connection with the above, it can be concluded that the topic of digitalization of cross- border trade in goods is relevant today and occupies a leading position in the field of further development of remote information and communication technologies.In the presented article, the author comprehensively examines the actual problematic aspects of the processes of digitalization of international trade in modern political and socio-economic conditions, and also identifies possible directions for optimizing these processes.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ»

Экономические системы. 2023. Том 16, № 1 (60). С. 42-48. Economic Systems. 2023;16(1(60)):43-48.

Научная статья УДК 004:339.5

DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-1-43-48

5.2.5 - Мировая экономика

Приоритетные направления оптимизации процессов цифровизации международной торговли

Андрей Николаевич Фомичев

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, an2005al@yandex.ru, SPIN 9907-8226, ORCID 0000-0001-7123-2093

Аннотация. Цифровизация мировой хозяйственной системы в целом и трансграничной торговли, в частности, приобрела особую значимость в связи с тяжелой экономической ситуацией в мире, вызванной сначала пандемией Covid-19, а позднее развязанной странами Запада санкционной войной против остальных стран мира. В итоге интернет-торговля стала играть важнейшую роль в организации внешней торговли. В связи с этим можно сделать вывод о том, что оптимизации процессов цифровизации трансграничной торговли товарами является актуальной.

В представленной статье комплексно рассмотрены различные аспекты цифровизации международной торговли в современных политических и социально-экономических условиях, а также определены возможные направления оптимизации упомянутых процессов.

Ключевые слова: трансграничная торговля, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, цифровая экономика, цифровизация внешней торговли

Для цитирования: ФомичевА.Н. Приоритетные направления оптимизации процессов цифровизации международной торговли // Экономические системы. 2023. Том 16, № 1 (60). С. 43-48. DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-1-43-48.

Original article

Problems and prospects of digitalization of cross-border trade

Andrey N. Fomichev

Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia, an2005al@yandex.ru, SPIN 9907-8226, ORCID 0000-0001-7123-2093

©OoMHHeBA.H.,2023

Abstract. Digitalization of the global economic system in general and cross-border trade, in particular, has become particularly relevant due to the difficult economic situation in the world caused by the Covid-19 pandemic in 2019. As a result, online commerce has taken a leading position in the movementofgoods usingthe Internettelecommunications network.

In connection with the above, it can be concluded that the topic of digitalization of cross-border trade in goods is relevant today and occupies a leading position in the field of further developmentofremote information and communication technologies.

In the presented article, the author comprehensively examines the actual problematic aspects of the processes of digitalization of international trade in modern political and socio-economic conditions, and also identifies possible directions for optimizingthese processes.

Keywords: cross-border trade, state regulation of foreign economic activity, digital economy, digitalization of foreign trade

For citation: Fomichev A.N. Problems and prospects of digitalization of cross-border trade. Economic Systems. 2023;16(l(60)):43-48. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-1-43-48.

Введение

Цифровизация мировой хозяйственной системы в целом и трансграничной торговли, в частности, приобрела особую актуальность в связи с тяжелой экономической ситуацией в мире, вызванной в 2019 г. пандемией Соу1^19, а затем санкционным давлением стран Запада на Россию. В итоге интернет-торговля заняла лидирующую позицию по перемещению товаров с использованием телекоммуникационной сети Интернет.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что тема цифровизации трансграничной торговли товарами на сегодняшний день актуальна и занимает лидирующую позицию в области дальнейшего развития дистанционных информационных и коммуникационных технологий.

Цель данной работы - выявление проблемных аспектов и разработка авторских предложений по оптимизации процесса трансграничной торговли на основе широкого использования цифровых технологий.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие ключевые задачи:

• анализ текущего состояния и ключевых предпосылок развития трансграничной торговли;

• выявление основных проблем цифровизации трансграничной торговли;

• разработка предложений по оптимизации процесса цифровизации трансграничной торговли.

Основная часть

Следует признать, что в течение последних лет мировая экономика устойчиво идет по пути цифровизации практически всех видов хозяйственных процессов. Не остается в стороне от указанной тенденции и международная торговля [7]. Глобализация научно-технического прогресса обязательно приводит к появлению

оптимизирующих форматов организации торговой деятельности, включая повсеместное развитие электронных ресурсов, их направление для нужд международной торговли.

Объективных причин, способствующих цифровизации внешнеторговых операций, великое множество [1]. В рамках представленного научного исследования остановимся на основных из них.

Цифровизации мировой экономики в целом и операций международной торговли в частности способствует научно-технический прогресс [6]. Опережающие темпы развития компьютерной техники и информационных технологий вле-кутза собой проникновение элементов цифровизации практически во все сферы жизни общества.

Помимо научно-технического развития, популяризации цифровых технологий торговли способствуют факторы социально-медицинского характера. Пандемия Соу1^19 показала наличие жизненно важной необходимости минимизации и ограничения количества непосредственных контактов, как в профессиональной, так и в бытовой сфере. Безусловно, внедрение цифровых технологий торговли существенно способствуетрешениюуказанной задачи.

В качестве третьего и наиболее действенного стимула можно назвать международную политическую обстановку. Беспрецедентное санкционное давление стран Запада на Российскую Федерацию создает ситуацию, при которой приобретение жизненно важных для нас предметов критического импорта становится возможным лишь через построение сложных и многоступенчатых логистических цепочек [6]. Без применения цифровых технологий решить подобную про-блемудовольно сложно.

Далее целесообразно отразить проблемные аспекты развития цифровой трансграничной торговли в складывающихся социально-экономических условиях [2]. В качестве основных проблем цифровизации внешней торговли в современных условиях для Российской Федерации можно назвать такие, как слабая техническая оснащенность недостаточная эффективность использования имеющихся информационно-коммуникационных каналов, дефицит квалифицированных кадров в сфере информационных технологий и полное отсутствие отечественных цифровых операторов внешней торговли. Рассмотрим перечисленные проблемные аспекты более подробно [4].

К организационным проблемам технического характера эксплуатации информационно-коммуникационных каналов можно отнести: 1] ограниченное количество и недостаточные технические возможности каналов интернет-соединений, жизненно необходимых для проведения торговых транзакций; 2] низкую скорость интернет-соединений, не всегда позволяющих оперативно и качественно передавать необходимую информацию о внешнеторговых сделках [6].

Недостаточная техническая оснащенность процессов цифровизации трансграничной торговли проявляется, во-первых, в неприспособленности большинства видов оргтехники и гаджетов для проведения или подготовки внешнеторговых операций в дистанционном цифровом режиме, во-вторых, в несовершен-

ном программном обеспечении, предназначенном для обслуживания интерактивных мероприятий в сфере внешнеэкономической деятельности [3].

Проблемы кадрового обеспечения цифровизации внешней торговли основываются на сложившемся дуализме подготовленности к ним работников и специалистов различныхуровней [8].

Так, с одной стороны, лучше всего с организацией проведения внешнеторговых транзакций с использованием цифровых технологий справляются молодые специалисты, в совершенстве владеющие современными гаджетами и технологиями их эксплуатации не только в профессиональной деятельности, но и в системе социальных коммуникаций в целом. С другой стороны, у молодых специалистов недостаточно профессионального опыта, так необходимого при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Таким опытом, безусловно, обладают кадры старшего поколения [7]. Однако многие представители данной категории специалистов крайне неохотно и с большим трудом осваивают новые коммуникационные технологии, необходимые для проведения внешнеторговых сделок в цифровом дистанционном формате. Некоторые представители старой гвардии предпочитают выход на пенсию альтернативе освоения цифровых технологий.

Кроме того, развитие информационных технологий, электронныхресурсов, внедрение дистанционных цифровых форм договорных, а также расчетно-платежных отношений влечет за собой необходимость создания четких правил регулирования среды таких отношений с учетом ее особенностей. Электронное общение и взаимодействие способствуютрасширению отношений с потребителями, которые сводятся к покупке и продаже товаров, предоставлению услуг, выполнению работ удаленно, независимо от местонахождения покупателя и продавца. Значительная часть таких операций связана с трансграничной интернет-торговлей. В связи с ростом такой торговли стало активно меняться таможенное регулирование. Цифровая деятельность, с одной стороны, упрощает работу ФТС России, но с другой - вызывает необходимость контролировать трансграничную торговлю и приходит к тому, что таможенные органы вынуждены на постоянной основе мо-ниторить, чтобы порог стоимости товара, продаваемого дистанционно, оставался в пределахтой цены, которая не облагается пошлинами [6].

Товары, которые поставляются с использованием интернет-площадок, нужно вносить в отдельную категорию. Для разгрузки таможни необходимо ввести институт операторов трансграничной торговли [4]. Это компании, которые будут заниматься обеспечением поставок - от покупки на интернет-площадке до доставки покупателю курьерской доставкой или с использованием пунктов выдачи. На данную категорию товаров должны заводиться отдельные электронные декларации (могут быть упрощенными] [5]. Таким образом, возникает объективная необходимость в создании собственных российских цифровых операторов внешней торговли.

В силу специфики внешнеторговых операций таких операторов должно быть как минимум три. Во-первых, необходимо создать специализированное коммерческое предприятие, обслуживающее потребительский сектор внешнеторговых операций. Во-вторых, следует создать государственное казенное или унитарное предприятие для обслуживания закупочных операций в сфере государственно-

го заказа. И, наконец, в-третьих, имеет смысл учредить государственный орган в целях обслуживания гособоронзаказа и экспорта вооружений.

Главным таким оператором была и остается Почта России, через нее осуществляется 94% ввозимых посылок. Россия является членом Всемирного почтового союза, и почтовая служба обладает определенными полномочиями, имеетразветвлен-ную структуру, выстроенную логистику, базы и свои склады хранения [5]. Именно Почта России сегодня может рассматриваться как оператор цифровой трансграничной торговли, обслуживающий сферу конечного потребительского сектора.

Следует отметить, что вопрос создания государственного предприятия для обслуживания закупочных операций в сфере государственного заказа и государственного органа в целях обслуживания гособоронзаказа и экспорта вооружений, до сих пор остается открытым.

Заключение

На основании изложенного и с учетом новейших достижений теории и практики государственного регулирования внешнеторгового оборота, в целях повышения эффективности процессов цифровизации трансграничной торговли Российской Федерации необходимо:

• развивать передовые национальные ИКТ-технологии с критически осмысленным учетом зарубежного опыта;

• активизировать работу по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров, необходимых для дальнейшего развития процессов цифровизации трансграничной торговли;

• создавать собственные электронные торговые платформы и разветвленную цифровую инфраструктуру, включая создание отечественных операторов цифровой международной торговли.

Список источников

1. Какалыева Ч., Сейитмаммедова А., Текаева Л., Баллыев А. Влияние цифровизации экономики на развитие внешней торговли // Интернаука. 2022. № 44-5 (267). С. 39-41.

2. Фомичев А.Н. Проблемы и перспективы цифровизации трансграничной торговли// Modern EconomySuccess. 2023. № 1. С. 253-257.

3. Фомичев A.A. Проблемные аспекты цифровизации трансграничной торговли // Современные тенденции управления, экономики и финансов в эпоху цифровизации: сб. статей по материалам XVIII Национ. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов с международным участием, Челябинск, 16февр. 2022 г.Челябинск: Перо, 2022. С. 160-163.

4. Фомичев A.A. Внедрение компьютерных технологий в систему управления таможенными органами // Компьютерные технологии в моделировании, управлении и экономике : сб. материалов XIV студенческой Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, Орел, 17 марта 2022 г. / под общ. ред. A.B. Полянина. Орел : Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. С. 88-91.

5. Фомичев АН. Управление коммуникативными дисфункциями в условиях глобализации информационных процессов // Проблемы теории и практики управления. 2022. № 1.С. 51-61.

6. ФомичевА.Н. Цифровизация технологий обучения персонала в современныхуслови-ях // Государство и рынок: новые векторы развития : материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф., Чебоксары, 11 февр. 2022 г. Чебоксары : Новое время, 2022. С. 143-145.

7. Фомичев А. Н. Проблемные аспекты диагностики и конструктивизации управленческих дисфункций в условиях глобальной цифровизации мировой экономики // Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы : сб. науч. трудов, Челябинск, 31 января 2022 г. Челябинск : Челябинский филиал РАНХиГС, 2022. С. 134-138.

8. Сальникова Т.С., Матненко Н.Н., Орлов С.С. Использование современных инструментов менеджмента качества для принятия эффективных управленческих решений // Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 120-128.

References

1. Kakalyeva Ch., Seyitmammedova A., Tekaeva L., Balliev A. The impact of digitalization of the economy on the developmentofforeign trade. Internauka. 2022;(44-5(267):39-41. (In Russ.).

2. Fomichev AN. Problems and prospects of digitalization of cross-border trade. Modern Economy Success. 2023;(l):253-257. (In Russ.).

3. Fomichev A.A. Problematic aspects of digitalization of cross-border trade. Modern trends in management, economics and finance in the era of digitalization : collection of articles based on the materials of the XVIII National, scientific and practical conference of students, undergraduates, postgraduates with international participation, Chelyabinsk, February 16, 2022. Chelyabinsk : Pero, 2022. P. 160-163. (In Russ.).

4. Fomichev A.A. Introduction of computer technologies into the management system of customs authorities. Computer technologies in modeling, management and economics : collection of materials of the XIV Student All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Orel, March 17, 2022 / ed. by A.V. Polyanin. Orel : Central Russian Institute of Management-branch of RANEPA, 2022. P. 88-91. (In Russ.).

5. Fomichev AN. Management of communicative dysfunctions in the contextof globalization of information processes. Problems of theory and practice of management. 2022;(1)51-61. (In Russ.).

6. Fomichev AN. Digitalization of personnel training technologies in modern conditions. State and market: new vectors of development : materials of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference, Cheboksary, February 11,2022. Cheboksary : Novoye Vremya, 2022. P143-145. (In Russ.).

7. Fomichev A.N. Problematic aspects of diagnostics and constructivization of managerial dysfunctions in the conditions of global digitalization of the world economy. Innovative technologies in the training of modern professional personnel: experience, problems : collection of scientific papers, Chelyabinsk, January 31,2022. Chelyabinsk : Chelyabinskbranch of RANEPA, 2022. P. 134-138. (In Russ.).

8. Salnikova T.S., Matnenko N.N., Orlov S.S. Quality management tools and their importance for managementdecision-making. Economic Systems. 2022;15(2(57)):120-128. (In Russ.).

Информация об авторе / Information about the author

A.H. Фомичев - кандидат экономических наук, профессор.

A.N. Fomichev - Ph.D. in economic sciences, professor.

Статья поступила в редакцию 03.02.2023; одобрена после рецензирования 18.02.2023; принята к публикации 23.02.2022.

The article was submitted 03.02.2023; approved after reviewing 18.02.2023; accepted for publication 23.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.