Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЕЙ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомичев А. Н.

В нынешних реалиях, когда изменения во внешней среде происходят очень быстро и вместе с ними возникает состояние неопределенности, стратегическое управление выходит в первые ряды в качестве инструмента управления предприятием. На практике мы действительно можем увидеть, что компании, применяющие данный инструмент в своей деятельности, работают эффективнее и их финансовые результаты лучше, чем у конкурентов в этой отрасли.В представленной статье автором комплексно рассмотрены актуальные проблемные аспекты процессов оптимизации программ стратегического развития технологических компаний в современных политических и социально-экономических условиях, а также рекомендованы возможные направления совершенствования упомянутых процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF STRATEGIC DEVELOPMENT PROGRAMS OF TECHNOLOGY COMPANIES

In the current realities, when changes in the external environment occur very quickly and a state of uncertainty arises with them, strategic management comes to the forefront as an enterprise management tool. In practice, we can really see that companies using this tool in their activities work more efficiently and their financial results are superior to their competitors in this industry.In connection with the above, it can be concluded that the topic of optimizing the strategic development programs of technology companies is relevant today and occupies a leading position in the field of further development of management technology strategy.In the presented article, the author comprehensively examines the actual problematic aspects of the processes of optimizing the programs of strategic development of technology companies in modern political and socio-economic conditions, and also identifies possible directions for improving these processes.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ STRATEGIC MANAGEMENT

Экономические системы. 2023. Том 16, № 3 (62). С. 102-108. Economic Systems. 2023;16(3(62)):102-108.

Научная статья УДК 338.2

DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-3-102-108

5.2.6 - Менеджмент

Оптимизация программ стратегического развития технологических компаний

Андрей Николаевич Фомичев

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected], SPIN 9907-8226, ORCID 0000-0001-7123-2093, ResearcherlD: GSE-1693-2022, Scopus Author ID: 57933912900

Аннотация. В нынешних реалиях, когда изменения во внешней среде происходят очень быстро и вместе с ними возникает состояние неопределенности, стратегическое управление выходит в первые ряды в качестве инструментауправления предприятием. На практике мы действительно можем увидеть, что компании, применяющие данный инструмент в своей деятельности, работают эффективнее и их финансовые результаты лучше, чем у конкурентов в этой отрасли.

В представленной статье автором комплексно рассмотрены актуальные проблемные аспекты процессов оптимизации программ стратегического развития технологических компаний в современных политических и социально-экономических условиях, а также рекомендованы возможные направления совершенствования упомянутых процессов.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, управление стратегией, стратегия развития, технологические предприятия, стратегические программы, программы развития

Для цитирования: Фомичев А.Н. Оптимизация программ стратегического развития технологических компаний // Экономические системы. 2023. Том 16, № 3 (62). С. 102-108. DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-3-102-108.

© Фомичев А.Н., 2023

Original article

Optimization of strategic development programs of technology companies

Andrey N. Fomichev

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia, [email protected], SPIN 9907-8226, ORCID 0000-0001-7123-2093, ResearcherID: GSE-1693-2022, Scopus Author ID: 57933912900

Abstract. In the current realities, when changes in the external environment occur very quickly and a state of uncertainty arises with them, strategic management comes to the forefront as an enterprise management tool. In practice, we can really see that companies using this tool in their activities work more efficiently and their financial results are superior to their competitors in this industry.

In connection with the above, it can be concluded that the topic of optimizing the strategic development programs of technology companies is relevanttoday and occupies a leading position in the field offurther developmentofmanagementtechnology strategy.

In the presented article, the author comprehensively examines the actual problematic aspects of the processes of optimizing the programs of strategic development of technology companies in modern political and socio-economic conditions, and also identifies possible directions for improvingthese processes.

Keywords: strategic management, strategy management, development strategy, technological enterprises, strategic programs, development programs

For citation: Fomichev A.N. Optimization of strategic development programs of technology companies. Economic Systems. 2023;16(3(62)):102-108. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-20762023-16-3-102-108.

Введение

В складывающихся сложных многовекторных и полирисковых условиях функционирования современного бизнеса все большую актуальность приобретают вопросы оптимизации программ стратегического развития технологических компаний в современных политических и социально-экономических условиях. В связи со сказанным можно сделать вывод о том, что тема представленного в настоящей научной работе исследования в настоящее время актуальна и занимает лидирующую позицию в области дальнейшего развития и совершенствования технологий и инструментария стратегического управления.

Цель данной работы - выявление проблемных аспектов и разработка авторских предложений по оптимизации программ стратегического развития технологических компаний. Исходя из поставленной цели, в работе:

• анализируется текущее состояние программ стратегического развития технологических компаний в современной России;

• выявляются основные проблемы эффективности программ стратегического развития технологических компаний;

• разработаны предложения по оптимизации программ стратегического развития технологических компаний.

Информационная база состоит из исследований, посвященных методам стратегического управления, инструментам проведения стратегического анализа, стратегиям развития, а также систематизации подходов к классификации стратегий развития предприятий.

После анализа основных методов стратегического управления [1,2] в работе были использованы: метод управления посредством ранжирования стратегических задач, метод управления в условиях стратегических неожиданностей и метод стратегического управления по сильным и слабым сигналам о состоянии среды.

Основная часть

В нынешних реалиях, когда изменения во внешней среде происходят очень быстро и вместе с ними возникает состояние неопределенности, стратегическое управление выходит в первые ряды в качестве инструмента управления предприятием. На практике компании, применяющие данный инструмент в своей деятельности, работают эффективнее, и их финансовые результаты превосходят результаты конкурентов в этой отрасли.

Начнем с определения понятия «стратегия». Данное понятие менялось с течением времени и прогрессировало параллельно с развитием уровня управления предприятием. Однако до настоящего времени оно трактуется по-разному [3].

Стратегия развития предприятия - это план, устанавливающий основные цели и направления развития бизнеса на длительный период времени (обычно на 3-5 лет и более]. Она определяет, каким образом компания будет достигать своих бизнес-целей, какие ресурсы ей для этого потребуются, а также какие вызовы и возможности могут появиться на пути ее роста. Цель стратегии развития - обеспечить конкурентоспособность предприятия, его устойчивое развитие и процветание в условиях перемен на рынке. Обычно стратегия развития составляется на основе анализа внутренних и внешних факторов, определения ключевых конкурентных преимуществ и подбора соответствующих стратегий.

Проведенный анализ показал, что базовые стратегии развития технологических предприятий включают в свой состав такие разновидности, как стратегия стабилизации, стратегия роста и стратегия сокращения [1, 4, 5]. Также представляют интерес классификация стратегий развития предприятия Г.Б. Клейнера [5]. Далее представлена следующая классификация по функциональным областям управления [7,8]:

1. Товарно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке.

2. Ресурсно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.

3. Технологическая стратегия - стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.

4. Интеграционная стратегия - совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.

5. Финансово-инвестиционная стратегия - совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.

6. Социальная стратегия - совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.

7. Стратегия управления - совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.

8. Стратегия реструктуризации - совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия.

Каждая из указанных стратегий имеет свои особенности и принципы построения. Важно понимать, что выбор стратегии зависит от целей и задач бизнеса, его ресурсов и возможностей [9]. Компаниям при выборе стратегии следует учитывать свою специфику, пространственные и экономические условия, конкурентов и потребителей [2].

Таким образом, у современных российских высокотехнологичных предприятий на сегодняшний день имеется три возможных варианта стратегии развития, а именно: стратегия стабилизации, стратегия роста и стратегия ликвидации. Тем не менее в данный момент времени ситуация в высокотехнологичной сфере Российской Федерации складывается таким образом, что стратегии стабилизации, ликвидации либо сокращения не в состоянии обеспечить отечественным компаниям эффективное противодействие возникающим вызовам и гарантированный выход из возникшего кризиса [10].

Блокирование доступа к передовым западным технологиям, а также массовый отток высококвалифицированных специалистов за рубеж [11] просто вынуждают отечественных предпринимателей отдавать предпочтение стратегии роста, причем в наиболее активной и даже агрессивной ее форме.

Причем акцент в процессе разработки и практической реализации упомянутой стратегии роста должен быть сделан преимущественно на разработку и внедрение собственно российских передовых технологий. Кроме того, нельзя обойти вниманием и аспект организации подготовки в нашей стране отечественных высококва-

лифицированных специалистов как в IT-сфере [12], так и в иных высокотехнологичных отраслях отечественной промышленности [13].

Эффективное же решение указанных задач возможно лишь на основе государственно-частного партнерства во всех высокотехнологичных сферах отечественной экономики, а не только исключительно силами представителей бизнес-сообщества.

Заключение

На основе проведенного анализа и с учетом новейших достижений теории и практики стратегического управления организациями в современных условиях, а также в целях повышения эффективности разработки и практической реализации стратегии развития организаций представляется целесообразным:

1. На основании анализа всех возможных для инновационной компании стратегий развития осуществлять выбор ключевых направлений развития этой компании.

2. Проводить научное обоснование выбора целевой стратегии развития организации с учетом текущих условий и обстоятельств.

3. Разрабатывать оптимальные планы развития предприятия под определенные внешние и внутренние факторы среды, исходя из особенностей внутренней структуры и системы управления этим предприятием.

4. Выделять приоритетные цели развития компании. В программе стратегического развития предприятия следует предусмотреть прежде всего увеличение прибыли и рост объема продажи товаров и услуг.

5. Одновременно с разработкой программы стратегического развития организации предусмотреть планы мероприятий по ее внедрению.

Список источников

1. Фомичев А.Н. Совершенствование стратегии развития пассажирского транспорта Москвы // Конструируя город: память о прошлом и проекты будущего : материалы Все-рос. науч.-практ. конф. (Липецк, 31 октября 2022 г.) / под ред. А.Д. Моисеева. Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2022. С. 166-170.

2. Li L., Paleev D.L. Xiaomi's Business Development Strategy // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Vol. 13, No. 2-1. P. 235-243.

3. Поздняков B.M. Классификация целей и стратегий развития предприятий // Вестник Московской международной академии. 2023. № 1. С. 132-136.

4. Фомичев А.Н. Оптимизация стратегии развития промышленного производства в условиях санкционной войны // Modern Economy Success. 2023. № 5. С. 351-356.

5. Пешкова O.A., Григорян A.C. Отдельные аспекты совершенствования стратегии управления знаниями компании путем применения инструментов проектного управления // Управление проектами: карьера и бизнес : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 14-15 мая 2019 г.). М.: Государственный университет управления, 2019. С. 127-128.

6. Клейнер ПБ. От теории предприятия к теории стратегического управления // Российский журнал менеджмента. 2003. Т. 1, № 1. С. 31-56.

7. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А., Карпинская В.А. Стратегическое планирование и системная оптимизация национальной экономики // Проблемы прогнозирования. 2022. № 3 (192). С. 6-15.

8. Мезоэкономика России: стратегия разбега / Г.Б. Клейнер, В.А. Агафонов, Ю.Е. Балы-чева [и др.] ; Центральный экономико-математический институт Российской академии наук. М. : Научная библиотека, 2022. 808 с.

9. Мишачева Е.С. Взаимосвязь и отличия бизнес-модели и стратегии компании // Наука Красноярья. 2023. Т. 12, № 1-2. С. 115-119.

10. Кирикуца Е.Г., Федоров Е.А. Стратегии инновационного развития бизнеса в новых условиях: возможности и ограничения // Научное обозрение: теория и практика. 2023. Т. 13, № 1 (95). С. 73-87.

11. Микрюков Д.Н. Управление рисками в бизнесе: стратегии и техники для предотвращения потерь и обеспечения устойчивого развития // Международная экономика. 2023. № 5. С. 333-344.

12. Кузьменкова В.Д., Давыдова Т.В. IT-менеджмент. Актуальные проблемы // Цифровое пространство: экономика, управление, социум : сборник 2-й Всерос. науч. конф. (Смоленск, 25 июня 2020 г.). Курск : Университетская книга, 2020. С. 173-178.

13. Хончев М.А. Цифровизация малого бизнеса в России: проблемы и перспективы // Экономические системы. 2023. Т. 16, № 2 (61). С. 37-52.

References

1. Fomichev AN. Improving the development strategy of passenger transport in Moscow. Constructing a city: memory of the past and projects of the future : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Lipetsk, October 31,2022) / ed.by A.D. Moiseev. Voronezh : NAUKA-UNIPRESS, 2022. P. 166-170. (In Russ.).

2. Li L., Paleev D.L. Xiaomi Business Development Strategy. Economy: yesterday, today, tomorrow. 2023;13(2-l):235-243.

3. Pozdnyakov V.M. Classification of goals and strategies for the development of enterprises. Vestnik Moskovskoj mezhdunarodnoj akademii = Bulletin of the Moscow International Academy. 2023;(1):132-136. (In Russ.).

4. Fomichev AN. Optimization of the strategy for the development of industrial production in a marketeconomy. Success of modern economics. 2023;(5):351-356. (In Russ.).

5. Peshkova O.A., Grigoryan A.S. Some aspects of improving the company's knowledge management strategy through the use of project managementtools. Projectmanagement: Career and business : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Moscow, May 14-15,2019). Moscow : State University of Management, 2019. P. 127-128. (In Russ.).

6. Kleiner G.B. From enterprise theory to strategic management theory. Rossijskij zhurnal menedzhmenta = Russian Journal of Management. 2003;l(l):31-56. (In Russ.).

7. Kleiner G.B., Rybachuk M.A., Karpinskaya V.A. Strategic planning and system optimization of the national economy. Problemy prognozirovaniya = Problems offorecasting. 2022;(3(192)):6-15. (In Russ.).

8. Mesoeconomics of Russia: run-up strategy / G.B. Kleiner, V.A. Agafonov, Yu.E. Balycheva [etal.] ; Central Economic and Mathematical Institute of the Russian Academy of Sciences. Moscow: Scientific Library, 2022. 808 p. (In Russ.).

9. Mishacheva E.S. Interrelation and differences of the business model and strategy of the company. Nauka Krasnoyar'ya = Science of Krasnoyarsk. 2023;12(1-2):115-119. (In Russ.).

10. Kirikutsa E.G., Fedorov E.A. Strategies of innovative business development in new conditions: opportunities and limitations. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika = Scientific review: theory and practice. 2023;13(l(95)):73-87. (In Russ.).

11. MikryukovD.N. Risk management in business: strategies and techniques to prevent losses and ensure sustainable development. Mezhdunarodnaya ekonomika = International economics. 2023;(5):333-344. (In Russ.).

12. Kuzmenkova V.D., Davydova T.V. IT management. Actual problems // Digital space: economy, management, society : collection of the 2nd All-Russian Scientific Conference. (Smolensk, June 25, 2020). Kursk : University Book, 2020. P. 173-178. (In Russ.).

13. Khonchev M.A. Digitalization of small business in Russia: problems and prospects. Ekonomicheskie sistemy = Economic Systems. 2023;16(2(61)):37-52. (In Russ.).

Информация об авторе / Information about the author

A.H. Фомичев - кандидат экономических наук, профессор. A.N. Fomichev - Ph.D. in economic sciences, professor.

Статья поступила в редакцию 16.08.2023; одобрена после рецензирования 31.08.2023; принята к публикации 06.09.2023.

The article was submitted 16.08.2023; approved after reviewing 31.08.2023; accepted for publication 06.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.