Научная статья на тему 'Оптимизация системы внутреннего аудита в коммерческих организациях'

Оптимизация системы внутреннего аудита в коммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА / INTERNAL AUDIT / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / INTERNAL AUDIT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голенко Алина Андреевна, Кислая Ирина Александровна

В данной статье рассматривается вопросы оптимизации системы внутреннего аудита в коммерческих организациях. Автором предложено создание эффективной системы внутреннего аудита, обозначены задачи и раскрыты некоторые элементы системы внутреннего аудита. Особое внимание уделено проблемам, которые возникают в ходе проведения аудиторских проверок и даны рекомендации по оптимизации их проведения. Предложенная автором статья способствует формированию эффективной системы внутреннего аудита, что позволит повысить эффективность производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the issues of internal audit optimization in commercial organizations. The author suggests the creation of the effective system of internal audit designates tasks and discloses some of the elements of the internal audit system. Particular attention is paid to the problems that arise during the audit, and the recommendations for optimizing their conduction are made. The article promotes the organization of the effective internal audit system, which will allow to increase the efficiency of production.

Текст научной работы на тему «Оптимизация системы внутреннего аудита в коммерческих организациях»

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Голенко Алина Андреевна

студентка 2 курса УЭФ РГЭУ (РИНХ), Кислая Ирина Александровна к.э.н. доцент кафедры бухгалтерского учета РГЭУ (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается вопросы оптимизации системы внутреннего аудита в коммерческих организациях. Автором предложено создание эффективной системы внутреннего аудита, обозначены задачи и раскрыты некоторые элементы системы внутреннего аудита. Особое внимание уделено проблемам, которые возникают в ходе проведения аудиторских проверок и даны рекомендации по оптимизации их проведения. Предложенная автором статья способствует формированию эффективной системы внутреннего аудита, что позволит повысить эффективность производства.

ABSTRACT

This article considers the issues of internal audit optimization in commercial organizations. The author sugge^s the creation of the effective sy&em of internal audit designates tasks and discloses some of the elements of the internal audit sy&em. Particular attention is paid to the problems that arise during the audit, and the recommendations for optimizing their conduction are made. The article promotes the organization of the effective internal audit sy&em, which will allow to increase the efficiency of production.

Ключевые слова: внутренний аудит, контроль, система внутреннего аудита, оптимизация.

Keywords: internal audit, control, internal audit sy&em, optimization.

В мире глобализации, современных компьютерных технологий, целостного информационного и экономического пространства бизнес является основным механизмом формирования перечисленных процессов. Создание успешного бизнеса, способного выдержать внутреннюю и внешнюю конкурентную борьбу - это довольно сложный многоэтапный процесс, который требует не только больших финансовых вложений, но и грамотной организации структуры предприятия.

Из анализа мирового опыта можно сделать вывод, что внутренний аудит является действенным инструментом контроля, так как независимые проверки надежности и эффективности систем контроля и управления дают владельцу дополнительные гарантии эффективности деятельности предприятия, а также сохранности ее активов.

В Российской Федерации вопрос создания органа по внутреннему контролю оставался за собственниками организаций. Но с 1 января 2013 года согласно ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни [1].

На каждом предприятии значение качества внутреннего аудита также важны, как учёт, управление, экономический анализ хозяйственной деятельности. Нормальная деятельность экономического субъекта совершенно невозможна при отсутствии в нём правильно организованного контроля [2], который предназначен не только для раскрытия ошибок или злоупотреблений, но и рассмотрения целесообразности совершаемых операций. «Контроль — объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства» [3].

«Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия» [4].

В правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российской Федерации дается следующее определение: «Внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой

внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля» [5].

Внутренний аудит позволяет получать объективную информацию о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также об эффективности работы организации. При неправильно сформированной системе внутреннего аудита снижается эффективность производства и таким образом цели, поставленные перед компанией, не достигаются. Для того что бы избежать этого необходима оптимизация работы системы внутреннего аудита.

Также оптимизация необходима в случаях, когда планируется реорганизация компании, привлечение инвесторов, выход на международный рынок, поскольку крайне важно, чтобы система внутреннего контроля соответствовала международным стандартам.

Создание эффективной системы внутреннего аудита достаточно сложная задача. Это объясняется рядом причин:

- большим количеством составляющих финансово-хозяйственного цикла, которые нуждаются в контроле (закупка, реализация, производство и др.);

- высокими профессиональными и моральными требованиями к аудиторам (их квалификация должна, по крайней мере, соответствовать квалификации лиц, деятельность которых проверяется).

Процесс модернизации системы внутреннего аудита, а также проведение подобных процедур должны осуществляться только профессионалами с достаточным опытом работы в данной области. Именно поэтому эта работа может быть возложена на специальные службы или отдельных аудиторов, состоящих в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоров), а также на сторонние организации и (или) внешних аудиторов, привлекаемых для его проведения.

Система внутреннего аудита - это неотъемлемый процесс деятельности всего предприятия, который контроли-

руется и осуществляется собственниками и руководством с определенными целями (рис.1).

Обеспечить отсутствие злоупотреблений своим положение с среде персонала

Получить доступ к полной и достоверной информации о

финансовом состоянии компании и результатах ее деятельности

Быть уверенными в соответствии всех направлений и аспектов деятельности нормам з аконод атель ств а

Рисунок 1 Цели руководителей организаций

Процесс оптимизации системы внутреннего аудита на предприятии довольно трудоемкий процесс, который проходит несколько этапов (рис. 2).

Рисунок 2 Этапы работ по оптимизации системы внутреннего контроля на предприятии

Первый этап - анализ системы внутреннего аудита -очень важный, поскольку без четкого понимания структуры системы внутреннего аудита, без изучения всех бизнес процессов, без анализа системы внутреннего документооборота, системы управления рисками, без изучения других, не менее важных процессов компании невозможно выявить недостатки и разработать рекомендации по их устранению.

Второй важный этап - составление отчета. Отчет - это своеобразное техническое задание, в котором указываются все выявленные недостатки системы внутреннего аудита, ее сильные и слабые стороны, указываются возможные источники риска.

Далее происходит составление рекомендаций по оптимизации системы внутреннего аудита, а также разработка плана оптимизации, с учетом конечных целей и возможностей предприятия.

Завершающим этапом является внедрение изменений в систему внутреннего аудита на предприятии.

Для определения места внутреннего аудита в системе контроля необходимо понимать его структуру. В системе внутреннего аудита можно выделить наиболее существенные элементы (рис.3).

Субъекта) атантя

Объект и

Щубьекг- специалист, осунке1вляю[Ще внутренний аудит. Чем ЕЫШС профсссшнальналкБвлификщшц йЁьеЕтганссхь, том качественнее результаты кс^ттроля.

"Объект внутреннего аудита —" звено еисп:мы управления организацией, обеспечивающее контроль. Обьск.ты выбираются о смтвегегвны с йенами яе-ятельщйй организации.

Метод внутрем ИМ О Нудит организации

'Способ достиж^нил цепи, которс.сй лзранггсризуется исполь-з^анием общенаучные методических

[■^("ТТеЦГ'Т^-ТШ сбьСТГГОВ Т:а]?ТрОПТ (гЛ 'йТЛГ!. модеплред^кке

эксперимент и др ), соЬг гвенньЕ': ¡?мтир1г-]ескЕ£х методические приет/гог: способ обрптнот-о ичета,

сопоставления: однородны?. фактов, служебное ра^следовамче. экспертизы различных еищое и Ар ), а такке приемов жуноыичеокоги ашд^а, иегоды,

мстодь[ теории вероятностей кинематической сптегтипт.

Рисунок 3 Элементы системы внутреннего аудита

Нужно отметить, что при исследовании места внутрен- Для достижения целей внутреннего аудита должен ре-

него аудита в системе контроля предприятия необходимо шаться комплекс задач (рис.4). Перечисленные задачи вклю-

остановиться на его целях и задачах, а также функциях и чают в себя как аналитические, так и контрольные функции. принципах.

Оценка экономической эффективности деятельности организации как в целом, так и каждой из его управленческих структур и центров ответственности

Прогнозирование экономического развития организации на перспективу с учетом влияния всех возможных внешних и внутренних факторов

Минимизация расходов и потерь во взаимоотношениях с бюджетом, другими государственными структурами и партнерами

Рисунок 4. Задачи внутреннего аудита

В зависимости от особенности организации, отличительных черт ее организационной структуры и целей, поставленных администрацией, задачи внутренней аудиторской службы могут быть разными.

Существует ряд проблем - важных составляющих работы внутренних аудиторов.

I. На сегодняшний день не во всех компаниях существует документ, регламентирующий взаимодействие подразделения внутреннего аудита и менеджмента в рамках проверок, разъясняющий значение функции и ход проверки, описывающий обязанности и права аудитора и объекта аудита. Наличие такого важного документа позволяет четко структурировать обязанности и полномочия каждой из сторон. Подобный регламент должен быть ясным и понятным, поскольку его главная цель — разъяснить ход работы аудиторов для управленческой команды. Следовательно, наличие такого документа необходимо на каждом предприятии.

II. В самом начале проверки очень важно разъяснить руководителю предприятия и управленческому персоналу причины и цели проверки, процесса работы, добиться готовности взаимодействовать с аудиторами, но, к сожалению, зачастую аудиторы ограничиваются формальным письмом или разговором по телефону, что не является правильным подходом. Часто сотрудники предприятия воспринимают аудит как выражение недоверия к их профессионализму, поэтому изменение этого мнения и создание атмосферы взаимодействия с самого начала проверки очень важны. Отсюда следует, что одним из неотъемлемых моментов работы аудитора является обсуждение с руководством и персоналом причин, целей и задач аудита.

III. Формирования отчета - еще одна проблема, с которой сталкиваются аудиторы. Нередко из-за сжатых сроков и больших объемов работы аудиторам не хватает времени на своевременную обработку информации, и некоторые выводы и замечания формируются уже в процессе подготовки отчета. Но всё же в этом случае есть смысл потратить время на предварительное обсуждение текста, ведь неизбежно возникнут сложности на этапе официального согласования отчета. Из этого следует, что к моменту подготовки отчета все замечания должны быть обсуждены с управленческим персоналом.

IV. «Стандарты профессиональной практики внутреннего аудита рекомендуют отражать в отчете и положительные моменты, если таковые были отмечены в ходе проверки. Эти рекомендации часто не воплощаются в жизнь, однако это очень важно» [6]. Значит, подобная информация может быть использована и другими подразделениями компании как положительный опыт в работе.

V. Существуют разные форматы отчетов и способы изложения результатов проверок, но рекомендуется выявить причинно-следственные связи, например: «текущая ситуация - ее причины - возможные последствия». Следовательно, выявление причин и выстраивание ясных причинно-следственных связей в тексте отчета является важным моментом для восприятия замечаний и впоследствии воплощения рекомендаций в жизнь.

VI. Еще одним важным моментом является корректная оценка выявленных рисков. Риски аудитору стоит оценивать в денежном выражении, где это возможно. Ведь «денежный эквивалент позволяет сравнивать потенциальный риск от выявленных недостатков контрольной среды и определять приоритетные направления работы в условиях ограниченности ресурсов» [6].

VII. Итоговый отчет должен быть не только согласован и направлен руководителю предприятия, обладающему полномочиями принимать решения о возможных корректирующих мероприятиях, но и доведен до определенного круга менеджмента в компании; может быть принято решение о рассылке отчета руководителям подразделений (что особенно актуально для крупных компаний) для проведения самостоятельного анализа на предмет выявления наличия сходных проблем. Это мероприятие необходимо, поскольку существует риск, что документ так и не будет прочитан и принят во внимание.

VIII. Как показывает практика, на мониторинг исполнения планов корректирующих мероприятий аудиторы не всегда выделяют время. Отсутствие мониторинга позволяет менеджменту отступить от выполнения планов корректирующих мероприятий, и таким образом, аудит перестает восприниматься как серьезная контролирующая функция. Следовательно, необходимо создать систему периодического мониторинга, а отчетность о ходе выполнения меропри-

ятий должна доводиться до руководства соответствующего уровня.

Правильный и грамотный подход к распределению полномочий и функций, формирование четкой и продуманной системы внутреннего аудита дают возможность увеличить уровень производительности предприятия, минимизировать риски, а также уменьшить расходы, которых не удастся избежать при использовании политики устранения ошибок после наступления последствий.

Таким образом, внутренний аудит — это один из способов контроля за эффективностью деятельности отдельных подразделений экономического субъекта, при этом для руководства и (или) собственников экономического субъекта он имеет информационное и консультационное значение и призван содействовать оптимизации функционирования экономического субъекта и достижению поставленных целей.

От эффективности его функционирования зависит не только сохранность активов экономического субъекта, но и работоспособность организации. Внутренний аудит указывает пути совершенствования системы управления.

Принимая во внимание всё вышеизложенное можно сделать вывод, что предприятие не сможет развиваться и вести успешную деятельность, если периодически руководство

не будет проводить проверку и анализ бизнес-процессов в компании, а также не будет устранять недочеты и ошибки. Из этого следует, что на любом предприятии, для его эффективной работы, необходимо установить оптимизированную систему внутреннего аудита.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете»

2. Егорова С. Е., Волкова О. А. Анализ эффективности и аудит маркетинговой деятельности // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1.

3. Бурцев В. В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации / В. В. Бурцев. М.: ЭКЗАМЕН, 2000. 320 с.

4. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 448 с. — (Высшее образование). 40 с.

5. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

6. Акционерное общество: вопросы корпоративного управления №5 (84), Май 2011 г.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРАСНОДАРА И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В

РОССИИ

Григорьева Ирина Юрьевна,

к.э.н., доцент кафедры экономики Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Сочинский филиал,

г. Сочи

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу возможности достижения стратегических целей Краснодарского края в области развития промышленности. Правительством Российской Федерации определены основные цели промышленной политики: формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики России от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Развитие промышленности для краевого центра - это и рабочие места, и стабильная заработная плата, и значительные поступления в городской бюджет. Выводы основываются на мнениях ведущих аналитиков, ученых, государственных деятелей России.

ABSTRACT

The Article analyzes the possibilities of achieving the Srategic goals of the Krasnodar territory in the development indu^ry. The government of the Russian Federation sets out the main objectives of indu^rial policy: the formation of high-tech, competitive indu^ry, ensuring the transition of Russian economy from export-raw to innovative type of development. The development of indu^ry for the regional center is jobs and Sable salaries, and significant revenues to the city budget. The findings are based on the views of leading analy^s, scienti^s, public figures of Russia.

Ключевые слова: высококлассная техника, инновационный технопарк, нестабильный спрос, промышленные парки, краевой центр, кризисные явления.

Keywords: superior technology, innovative Technopark, un^able demand, indu^rial parks, the regional center, the crisis.

Производство является основой любой экономики. Развитие промышленности для краевого центра - это и рабочие места, и стабильная заработная плата, и значительные поступления в городской бюджет. Это было и в советское время, и есть сегодня, когда на смену существовавшим когда-то промышленным гигантам пришли небольшие высокотехнологичные производства [1, с. 54]. На долю кубанской

столицы приходится около 30% всего производства края. Рост собственного производства в 2015 году составил 7%.

Промышленность города Краснодара представлена 127 крупными и средними предприятиями, свыше 1000 относится к субъектам малого бизнеса. На предприятиях промышленности работает свыше 40 тысяч человек, в целом же сфера материального производства обеспечивает рабочими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.