Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ'

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / OPTIMIZATION / INTEGRATION PROCESSES / FINANCIAL MANAGEMENT / TOURIST ENTERPRISES / STRATEGIC ALLIANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова А.А., Ваниева А.Р.

В статье рассмотрены особенности финансового менеджмента туристических предприятий, принципы организации финансового менеджмента предприятия, обоснованы направления оптимизации системы финансового менеджмента туристских предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE FINANCIAL MANAGEMENT SYSTEM OF TOURISTIC ENTERPRISES ON THE BASIS OF INTEGRATION PROCESSES

In the article features of financial management of tourist enterprises, principles of organization of financial management of the enterprise, the directions of optimization of the financial management system of tourist enterprises

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

УДК 338.1

Юсупова А.А. студент 4 курса факультет «Экономики, менеджмента и информационных технологий» Ваниева А.Р., к.э.н.

доцент

кафедра «Менеджмента и государственного управления» ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Российская Федерация, г. Симферополь ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация: В статье рассмотрены особенности финансового менеджмента туристических предприятий, принципы организации финансового менеджмента предприятия, обоснованы направления оптимизации системы финансового менеджмента туристских предприятий

Ключевые слова: оптимизация, интеграционные процессы, финансовый менеджмент, туристические предприятия, стратегический альянс.

Yusupova A.A. Student

4 courses, Faculty of Economics, Management and Information

Technologies

GBUUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Simferopol, Russian Federation Vanieva A.R., candidate of economic sciences, associate professor Associate Professor of the Department of Management and Public

Administration

GBUUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Simferopol, Russian Federation OPTIMIZATION OF THE FINANCIAL MANAGEMENT SYSTEM OF TOURISTIC ENTERPRISES ON THE BASIS OF INTEGRATION

PROCESSES

Annotation: In the article features of financial management of tourist enterprises, principles of organization of financial management of the enterprise, the directions of optimization of the financial management system of tourist enterprises

Key words: optimization, integration processes, financial management, tourist enterprises, strategic alliance.

Туристско-рекреационный комплекс играет одну из ключевых ролей в социально-экономическом развитии современных стран. Состояние туристско-рекреационных комплексов позволяет оценить качество жизни населения в условиях глобализации в мировой экономике. Эффективная деятельность и развитие предприятий туристской сферы зависит от трех главенствующих факторов: государственной политики, направленной на сферу предпринимательства, воздействие банковской финансовой системы на состояние бизнеса, качество организации финансового менеджмента на предприятии. Финансовый менеджмент в отличии от государственной политики и банковской системы относится к внутренним факторам, что делает оптимизацию финансового менеджмента главной целью для руководствующего отдела любого предприятия туристской сферы. В этом заключается актуальность выбранной темы исследования.

Цель работы заключается в рассмотрении оптимизации системы финансового менеджмента туристских предприятия на основе интеграционных процессов.

Менеджмент в туристкой сфере представляет собой систему экономического хозяйствования туристским производством, что включает в себя комплекс методов, принципов, приемов, форм и инструментов управления. Финансовый менеджмент стоит рассматривать как механизм рационального и эффективного управления движением финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент ставит своей целью увеличивать финансовые ресурсы предприятия, повышать инвестиционные потоки и наращивать объем капитала. Финансовый менеджмент на туристском предприятии обеспечивает управление финансами и процессами, связанными с формирование денежных фондов, их использованием и контролем.

В процессе менеджмента любого предприятия в настоящих условиях самым сложным и ответственным звеном является сфера управления финансами. Финансовый менеджмент получил стремительное развитие в относительно новых и независимых сферах знаний - риск-менеджменте, инвестиционном менеджменте, финансовом анализе, антикризисном управлении предприятием при угрозе банкротства [1, с. 89-90].

Экономика России обусловлена переходом на рыночные основы хозяйствования, что в свою очередь требует введение новых подходов и методов управления протекающими экономическими процессами. И в наиболее значительной степени это касается предприятий туристской сферы деятельности.

В настоящих условиях финансовый менеджмент объективно необходим предприятиям сферы туризма, так как с его помощью осуществляется процесс принятия управленческих решений направленных на увеличение финансовых ресурсов предприятия. Финансовый менеджмент также обеспечивает устойчивое развитие и платежеспособность

предприятия, возможность развиваться и увеличивать сферу деятельности предприятия.

Для обеспечения высокой эффективности финансового менеджмента, управленческий отдел предприятия должен опираться на следующие принципы организации финансового менеджмента:

-взаимосвязанная деятельность с общей системой управления предприятием;

-системный характер принятия управленческих решений; -возможность оперативно реагировать на изменения внешних факторов;

-учет альтернативных путей действий;

-нацеленность на решение стратегических целей развития предприятия.

В Российской Федерации финансовый менеджмент, в частности в туристском бизнесе, испытывает период становления, что связано с объективными экономическими проблемами переходной экономики, изъянами нормативно-правовой базы, низким уровнем подготовки специалистов к работе в кризисных экономических условиях. На предприятиях туристского бизнеса финансовый менеджмент реализуется через комплекс методов и принципов по разработке и реализации управленческих решений, направленных на создание, распределение и использование финансовых ресурсов туристского предприятия и осуществления оборота его денежных средств [2, с. 117].

Финансовый менеджмент на предприятии туристского бизнеса преследует решение следующих основных задач:

-обеспечить достаточный объем финансовых средств, необходимых для функционирования и развития предприятия в ближайшем периоде;

-обеспечить наилучшую эффективность эксплуатации созданного объема финансовых средств в основных сферах деятельности предприятия;

-оптимизировать денежный оборот с помощью эффективного управления денежными потоками организации;

-обеспечить увеличение доходов предприятия с учетом финансовых рисков;

-обеспечить уменьшение уровня финансовых рисков с учетом планируемой прибыли;

-обеспечить непрерывное финансовое равновесие предприятия в ходе его функционирования и развития [3, с. 67-68].

В современных условиях развития туристского бизнеса прослеживается тенденция глобализации, проявляющаяся в сотрудничестве государств и социальных организаций в экономической, политической, культурной и других сферах. Интеграционные процессы стали неотъемлемым компонентом развития туристского бизнеса Российской Федерации, данные процессы сопровождаются усилением конкурентной

борьбы, увеличением слияний организаций и поглощением туристских компаний. В туристский бизнес интегрируются предприятия промышленной сферы, банки, объединения и ассоциации, происходит создание деловых или стратегических альянсов.

Стратегические альянсы представляют собой кооперативы двух или нескольких независимых компаний, преследующих цель достигнуть необходимых коммерческих целей с помощью синергии объединенных и взаимодополняющих ресурсов компаний.

Создание стратегического альянса открывает целый ряд существенных преимуществ - отсутствие необходимости в существенных капиталовложений для улучшения туристской деятельности; возможность преодолеть барьеры, обусловленные антимонопольным законодательством; возможность координации международной деятельности; возможность упрощения управления организационных структур туристских учреждений.

Целесообразность создания стратегических альянсов обусловлена следующими факторами - необходимой степенью гибкости в процессе взаимоотношений компаний; размеров расходов и возможных рисков; желания достижения скорейших результатов; стратегические цели и задачи партнёров и т.п.

Стратегические альянсы позволяют создавать совместные предприятия, что в свою очередь открывает перед инвесторами определенные преимущества - зарегистрированные совместные предприятия располагают теми же правами, что и чисто национальные предприятия; понижаются риски инвестора, так как его ответственность полностью зависит от доли его участия в капитале; в преобладающем количестве совместные предприятия имеют организационную форму акционерных компаний, что в свою очередь позволяет привлекать заемные средства; создание совместного предприятия открывает возможность получить определенные льготы со стороны государства партнера и т.д. [4, с. 111].

В интеграционных процессах особая роль уделяется финансовому менеджменту, так как с его помощью происходит оценка экономической ситуации и целесообразности проведения интеграции, следовательно, и создания стратегического альянса.

Интеграционные процессы в настоящее время являются объективной необходимостью для предприятий сферы гостиничного бизнеса. Создание гостиничных объединений позволяет реализовать потенциал гостиницы, а также открывает следующие возможности:

- у каждой гостиничной цепи есть собственная система бронирования, позволяющая оперативно совершать загрузку гостиниц, входящих в состав цепи;

- для обеспечения качественного сервиса и своевременного устранения неполадок, гостиничные объединения идут на создание снабженческих предприятий, специализированных на производстве и ремонте оборудования

и мебели;

- для реализации потенциала гостиниц необходимо располагать информацией о клиентуре, анализе рынка, поставщиков, гостиниц-конкурентов и т.п., вести эффективную маркетинговую и сбытовую компанию, что в свою очередь требует значительные финансовые, информационные и человеческие ресурсы;

- туристские объединения учитывают недостаточную подготовку персонала и потому организовывают собственную систему подготовки и повышения квалификации, что также несет за собой определенные расходы [5, с. 157-158].

В настоящих условиях развития туристского бизнеса нельзя точно определить наиболее оптимальную модель управления, так как данная сфера находится в постоянном изменении. Интеграционные процессы играют важную роль в процессе глобализации отечественной экономики и в частности сферы туризма. Интеграционные процессы позволяют оптимизировать финансовый менеджмент на туристском предприятии. С помощью создания эффективных и долгосрочных кооперативов с другими предприятиями, перед руководством открывается возможность решить тактические и стратегические цели развития предприятия.

На основе интеграционных процессов осуществляется возможность создания стратегических альянсов, что в свою очередь благоприятно сказывается на развитии всей сферы туризма. За последние несколько лет прослеживается динамика увеличения интеграционных процессов, что ведет за собой создание стратегических альянсов. Данная тенденция объясняется тем, что интеграционные процессы представляют собой перспективную и эффективную форму взаимовыгодного сотрудничества ряда предприятий, работающих в одной сфере.

Стратегические альянсы являются важнейшим элементом конкурентной борьбы, а также способом развития экономики не только отдельного региона, но и страны в целом. За последние несколько лет стратегические альянсы получили широкое распространение в туристском и гостиничном бизнесе, поскольку данный способ кооперации является наиболее эффективным и не требует значительных капиталовложений.

Использованные источники:

1. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 299 с.

2. Виноградова, М.В. Основы дипломного проектирования: Учебно-методическое пособие для студентов специальности "Менеджмент организации" / М.В. Виноградова. - М.: Дашков и К, 2016. - 272 с.

3. Лукичева, Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров / Л.И. Лукичева, Е.В. Егорычева; Под ред. Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2015. - 488 с.

4. Мамаева, Л.Н. Менеджмент организации. Введение в специальность / Л.Н. Мамаева. - М.: КноРус, 2016. - 232 с.

5. Никулина, Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: Учебное пособие / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Эриашвили . -М.: ЮНИТИ, 2014. - 511 с.

УДК 330

Юхтанова Ю.А., к. э.н.

доцент Болотина А. О. студент магистрант ФГАОУ ВО « Тюменский государственный университет» УГРОЗЫ СВЯЗАННЫЕ С РИСКОМ БАНКРОТСТВА

Аннотация: В статье раскрывается понятие несостоятельности (банкротства). Рассматриваются процедуры банкротства и их последствия. Также предствлены условия признания должника банкротом. В статье в виде рисунка схематиески приведены примеры последствий для должника во время процедур банкротства. Так же рпедстваленна классификация последствий признания должника банкротом.

Ключевые слова: своем Банкротство, должник, процедуры банкротства, кредиторы, судебные разбирательства.

Utanova Yu.A.

Boon A.O.

THREATS ASSOCIATED WITH THE RISK OF BANKRUPTCY

Annotation: The article reveals the concept of insolvency (bankruptcy). Bankruptcy procedures and their consequences are considered. The conditions for declaring the debtor bankrupt are also presented.In the article, in the form of a figure, examples of consequences for the debtor during bankruptcy procedures are schematically given. The classification of the consequences of declaring the debtor bankrupt is also presented.

Keyword:Bankruptcy, debtor, bankruptcy proceedings, creditors, litigation.

Несостоятельность (банкротство) (далее части также - банкротство) согласно следует Федеральному Закону №127 (ред.28.01.2018) -признанная своим арбитражным судом использование неспособность должника своем в полном объеме банкротство удовлетворить требования российских кредиторов по денежным показывает обязательствам, о выплате зарубежные выходных пособий рыночной и (или) об оплате часто труда лиц, часто работающих или ликвидации работавших по трудовому диагностики договору, и (или) исполнить части обязанность по уплате показатели обязательных платежей [1. банкротство Ст.2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.