Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ ПРОФИЛЮ, НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ ПРОФИЛЮ, НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа студентов / оптимизация / иностранный язык / юридический профиль / опытно-поисковая работа / педагогическая модель / independent work of students / optimization / foreign language / legal profi le / experimental search work / pedagogical model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магденко Сергей Александрович

Актуальность исследования. В условиях расширения международного сотрудничества предъявляются особые требования и к иноязычной подготовке студентов вузов, что рассматривается как один из способов достижения качественной профессиональной подготовки выпускников. Необходимость повышения профессионализма специалистов в сфере юриспруденции предъявляет новые требования к подготовке кадров, побуждает разработку новых технологий и внедрение инновационных методов обучения и воспитания студентов. Важную роль в этом процессе также играет оптимизация самостоятельной работы студентов в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку. Цель исследования заключается в научном обосновании и практической реализации педагогической модели оптимизации самостоятельной работы студентов, обучающихся по юридическим специальностям, на занятиях по иностранному языку. Методология (материалы и методы). Методы исследования представляют собой сочетание теоретических и эмпирических методов исследования. Результаты исследования. Выявлены положительные изменения уровня владения студентами навыками самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку по всем выделенным показателям в процессе реализации педагогической модели. Расхождения данных в контрольной и экспериментальных группах доказывают, что вводимые педагогические условия как в отдельности, так и в комплексе стимулируют формирование высокого уровня самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку. Заключение. Результаты исследования показали повышение уровня навыков самостоятельной работы студентов во всех группах, однако разница результатов экспериментальных групп и контрольной группы убедительно свидетельствует о том, что реализация выявленных нами педагогических условий способствует достижению у будущих юристов более высоких результатов развития навыков самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магденко Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF INDEPENDENT WORK OF LEGAL STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

The relevance of research. In the context of expanding international cooperation, special requirements are also placed on foreign language training for university students, which is considered as one of the ways to achieve high-quality professional training for graduates. The need to improve the professionalism of specialists in the fi eld of jurisprudence places new demands on personnel training, encourages the development of new technologies and the introduction of innovative methods of teaching and educating students. An important role in this process also plays the optimization of students’ independent work within the classroom and extracurricular classes in a foreign language. The purpose of the study is the scientifi c substantiation and practical implementation of a pedagogical model for optimizing the independent work of students studying in legal specialties in foreign language classes. Methodology (materials and methods). Research methods are a combination of theoretical and empirical. Research results. Positive changes in the level of students’ profi ciency in independent work skills in foreign language classes were identifi ed for all selected indicators in the process of implementing the pedagogical model. The discrepancies in the data in the control and experimental groups prove that the introduced pedagogical conditions, both individually and in combination, stimulate the formation of a high level of independent work of students in foreign language classes. Conclusion. The results of the study showed an increase in the level of independent work skills of students in all groups, however, the difference in the results of the experimental groups and the control group convincingly indicates that the implementation of the pedagogical conditions we identifi ed contributes to the achievement of future lawyers in achieving higher results in the development of independent work skills in foreign language classes.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ ПРОФИЛЮ, НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 44-52. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):44-52. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 372.016:81

ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ ПРОФИЛЮ, НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Щ

Сергей Александрович Магденко, magadan-6666@mail.ru

Российский государственный университет правосудия (Уральский филиал), Челябинск, Россия

Аннотация. Актуальность исследования. В условиях расширения международного сотрудничества предъявляются особые требования и к иноязычной подготовке студентов вузов, что рассматривается как один из способов достижения качественной профессиональной подготовки выпускников. Необходимость повышения профессионализма специалистов в сфере юриспруденции предъявляет новые требования к подготовке кадров, побуждает разработку новых технологий и внедрение инновационных методов обучения и воспитания студентов. Важную роль в этом процессе также играет оптимизация самостоятельной работы студентов в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку. Цель исследования заключается в научном обосновании и практической реализации педагогической модели оптимизации самостоятельной работы студентов, обучающихся по юридическим специальностям, на занятиях по иностранному языку. Методология (материалы и методы). Методы исследования представляют собой сочетание теоретических и эмпирических методов исследования. Результаты исследования. Выявлены положительные изменения уровня владения студентами навыками самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку по всем выделенным показателям в процессе реализации педагогической модели. Расхождения данных в контрольной и экспериментальных группах доказывают, что вводимые педагогические условия как в отдельности, так и в комплексе стимулируют формирование высокого уровня самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку. Заключение. Результаты исследования показали повышение уровня навыков самостоятельной работы студентов во всех группах, однако разница результатов экспериментальных групп и контрольной группы убедительно свидетельствует о том, что реализация выявленных нами педагогических условий способствует достижению у будущих юристов более высоких результатов развития навыков самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, оптимизация, иностранный язык, юридический профиль, опытно-поисковая работа, педагогическая модель

Для цитирования: Магденко С. А. Оптимизация самостоятельной работы студентов, обучающихся по юридическому профилю, на занятиях по иностранному языку // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 44-52.

Original article

OPTIMIZATION OF INDEPENDENT WORK OF LEGAL STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

Sergey A. Magdenko, magadan-6666@mail.ru

Russian State University of Justice (Ural branch), Chelyabinsk, Russia

Abstract. The relevance of research. In the context of expanding international cooperation, special requirements are also placed on foreign language training for university students, which is considered as one of the ways to achieve high-quality professional training for graduates. The need to improve the professionalism of specialists in the field of jurisprudence places new demands on personnel

© Магденко С. А., 2024

training, encourages the development of new technologies and the introduction of innovative methods of teaching and educating students. An important role in this process also plays the optimization of students' independent work within the classroom and extracurricular classes in a foreign language. The purpose of the study is the scientific substantiation and practical implementation of a pedagogical model for optimizing the independent work of students studying in legal specialties in foreign language classes. Methodology (materials and methods). Research methods are a combination of theoretical and empirical. Research results. Positive changes in the level of students' proficiency in independent work skills in foreign language classes were identified for all selected indicators in the process of implementing the pedagogical model. The discrepancies in the data in the control and experimental groups prove that the introduced pedagogical conditions, both individually and in combination, stimulate the formation of a high level of independent work of students in foreign language classes. Conclusion. The results of the study showed an increase in the level of independent work skills of students in all groups, however, the difference in the results of the experimental groups and the control group convincingly indicates that the implementation of the pedagogical conditions we identified contributes to the achievement of future lawyers in achieving higher results in the development of independent work skills in foreign language classes.

Keywords: independent work of students, optimization, foreign language, legal profile, experimental search work, pedagogical model

For citation: Magdenko SA. Optimization of independent work of legal students in foreign language classes. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):44-52. (In Russ.).

Введение

В настоящее время парадигма высшего образования ориентирована на развитие личности нового типа — компетентной и разносторонней, которую характеризует в первую очередь высокий уровень профессиональных компетенций, готовность качественно осуществлять свои профессиональные функции. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» (ст. 69)1.

В современных условиях «обучение студентов иностранному языку не должно ограничиваться только лингвистическими аспектами. Необходимо особое внимание уделять профессиональной направленности иноязычной подготовки будущих юристов» [1, с. 39]. Юрист должен уметь работать с юридическими документами и оказывать консультативную помощь на иностранном языке. В то же время в педагогической теории и практике существуют противоречия как на социально-педагогическом уровне — между социальными потребностями общества в высококвалифицированных специ-

1 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Российская газета. 2012. № 303.

алистах со знанием иностранного языка и отсутствием эффективной системы иноязычной подготовки в вузах, так и на научно-педагогическом и научно-методическом уровнях — между высокими требованиями к уровню иноязычной компетентности в профессиональной сфере выпускника и отсутствием теоретического обобщения проблемы самоуправляемого обучения, недостаточной содержательно-методической обеспеченностью процесса самостоятельной работы студентов, особенно в рамках аудиторных занятий, а также несовершенством оценочных показателей. На наш взгляд, «качественная иноязычная профессиональная подготовка студентов возможна при совершенствовании самообразовательных и самоуправляющих функций обучаемого» [2, с. 46].

Материалы и методы исследования

Методы исследования представляют собой сочетание теоретических и эмпирических: анализ научных работ по педагогике и филологии, связанных с данной проблемой (сравнительно-аналитический, системный, экстраполяция); изучение и обобщение практического опыта работы, учебных программ, инновационных методов иноязычной подготовки, на основе которых выявлены наиболее эффективные способы оптимизации самостоятельной работы студентов; метод восхождения от абстрактного к конкретному, который применялся в процессе исследования понятийного аппарата исследования, при апробации педагогической модели на практике в процессе опытно-поисковой работы;

моделирование, опросно-диагностические методы (опрос, беседа, тестирование, анкетирование, наблюдение); метод обобщения, на основе которого обработаны итоговые результаты, сформулированы теоретические и практические выводы.

Проведена апробация педагогической модели организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по юридическим специальностям, на занятиях по иностранному языку, состоящей из следующих компонентов: целевой, содержательный, процессуально-технологический и результативный, при следующем комплексе педагогических условий: развитие системы самоконтроля обучающихся за ходом и результатами формирования иноязычной компетенции; субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом; индивидуально-вариативный характер образовательной программы изучения иностранного языка.

Результаты исследования и их обсуждение

Опытно-поисковая работа проводилась в несколько этапов.

Первый (констатирующий) этап позволил определить первоначальный уровень самостоятельной работы студентов на уроках иностранного языка посредством сформулированных нами критериев эффективности разработанной педагогической модели.

Второй (формирующий) этап строился на основе внедрения педагогической модели оптимизации самостоятельной работы студентов юридических специальностей на занятиях по иностранному языку, а также комплекса ее педагогических условий.

На третьем (обобщающем) этапе осуществлялись обработка и обобщение результатов опытно-поисковой работы.

Опытно-поисковая работа проводилась нами с 2021 по июнь 2023 г. в естественных условиях образовательного процесса Российского государственного университета правосудия (Уральский филиал). Всего в исследовании приняли участие 128 студентов, 12 преподавателей.

Констатирующий этап опытно-поисковой работы начинался с изучения вопроса о существовании единой системы организации самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. С этой целью обратились к анализу федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (Приказ Минобрнауки России от

18.08.2020 № 1058)1, реализуемого в Российском государственном университете правосудия, учебных планов и программ дисциплин, преподаваемых в этом учебном заведении.

Анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность показал, что он предусматривает формирование коммуникативных компетенций — «применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия» (УК-4), в сфере межкультурного взаимодействия — способность «анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия» (УК-5).

Учебная дисциплина «Иностранный язык» относится к базовой части учебного плана (модуль «Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины») основной образовательной программы по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность. Изучается она два семестра (I и II семестры), имеет 4 зачетные единицы (ЗЕ). Планом предусмотрено 144 аудиторных часа, 80 часов выделено для самостоятельной работы студентов. Промежуточный контроль проводится в форме контрольного задания (после I семестра) и экзамена (после II семестра).

Проведенный нами анализ документов позволил сформулировать вывод о том, что, несмотря на повышенные требования федерального государственного образовательного стандарта к иноязычной подготовке студентов, в вузе отсутствует единая система иноязычной подготовки будущих юристов, связанная с их профессиональной деятельностью. Иностранный язык при пятилетнем обучении в вузе изучается только на первом курсе, т. е. четыре последующих курса студенты практически не сталкиваются с иностранным языком в рамках учебного процесса, что ставит под сомнение сформированность иноязычных компетенций у выпускника вуза. Решение этой проблемы при таких условиях требует оптимизации самостоятельной работы студентов в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку с целью подготовки и побуждения их к последующей самообразовательной деятельности по овладению

1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — спе-циалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность: приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г № 1058 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http//www.pravo.gov.ru.

иностранным языком в объеме, необходимом для профессиональной деятельности.

Вторым направлением констатирующего этапа явилось изучение вопроса, как студенты оценивают свои знания иностранного языка для будущей профессиональной деятельности и насколько готовы к самообразовательной деятельности. При этом внимание акцентировалось на межличностно-коммуникативном, мотивационном, ценностно ориентированном блоках педагогической модели оптимизации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку, поскольку межличност-но-коммуникативный блок позволяет развивать мыслительную деятельность через профессионально направленное письменное общение; мотивационный блок обеспечивает готовность и стремление обучаемого к иноязычному общению; ценностно ориентированный блок формирует ценностные представления о культуре мира и человеческих взаимоотношений.

На втором (формирующем) этапе опытно-поисковой работы были определены критерии и показатели, адекватно и объективно отражающие уровень самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку.

В научной педагогической литературе исследуются вопросы совершенствования самостоятельной работы студентов при изуче-

нии иностранного языка [3; 4]. Г. А. Медяник,

A. В. Аржевитина обращают при этом внимание на формирование организационно-педагогических условий [5]. Развитию навыков самостоятельной работы при иноязычной подготовке обучающихся неязыкового вуза посвящена статья

B. В. Гузиковой, Г. В. Походзей [6]. Е. А. Шала-гинова при обучении иностранному языку предлагает применять технологии, способствующие самоорганизации, саморазвитию и самопрезентации обучающихся [7]. Попытку определить наиболее эффективную модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка предприняли С. И. Му-таева, Д. М.-С. Алиева, М. В. Мишаева и др., выделив при этом самостоятельную работу под руководством преподавателя и собственно самостоятельную работу обучающихся [8, с. 57].

На основании анализа педагогической и методической литературы, изучения особенностей разработанной нами педагогической модели, характеристики сущности категории «самостоятельная работа» в качестве критериев определения уровня владения студентами навыками самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку нами выделены: 1) способность к автономии; 2) использование информационных технологий; 3) творческие способности; 4) готовность к рефлексивной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Показатели, характеризующие уровень самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку

№ Показатели Уровни Методы

низкий средний высокий

П1 Способность к автономии Качественное выполнение заданий с помощью преподавателя Выполнение заданий с помощью преподавателя, при этом обсуждает задание со студентами Выполняет задания самостоятельно Наблюдение за учебным процессом и анализ учебной деятельности студентов

П2 Использование информационных технологий Использует эпизодически применительно к ситуации Использует систематически, однако не всегда может найти необходимый материал при выполнении задания Использует активно и оперативно находит необходимый материал Экспертные оценки, компьютерное тестирование

П3 Творческие способности Репродуктивный уровень, т. е. студент воспроизводит материал по образцу Студент умеет анализировать, обобщать теоретический материал и формулировать выводы Продуктивный уровень, т. е. студент умеет находить новые знания, нестандартные способы действия Выполнение поэтапно усложняющихся заданий, требующих активизации креативности, метод проекта

Окончание таблицы 1

№ Показатели Уровни Методы

низкий средний высокий

П4 Готовность к рефлексивной деятельности Воспринимает информацию, однако не проявляет активности, не желает принимать решения самостоятельно Стремится к достижению цели, однако потребность овладения иностранным языком проявляется под влиянием внешних положительных стимулов со стороны педагога Преобладают потребности в овладении иноязычными знаниями и умениями, студент демонстрирует саморазвитие Экспертные оценки, беседы, наблюдения

На втором (формирующем) этапе опытно-поисковой работы нами было выделено три группы: одна контрольная и две экспериментальных. Контрольная группа (КГ) — это группа студентов, в которой обучение велось по традиционной вузовской методике с применением отдельных элементов разработанной нами модели без целенаправленного использования комплекса педагогических условий. Экспериментальные группы (ЭГ-1, ЭГ-2) — это группы студентов, в которых при различных условиях реализовывалась разработанная нами педагогическая модель оптимизации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку. В группе, обозначенной символом ЭГ-1, реализованы в образовательном процессе педагогические условия — развитие системы самоконтроля обучающихся за ходом и результатами формирования иноязычной компетенции; субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом; в группе ЭГ-2, кроме двух предыдущих педагогических условий, реализо-

вано еще одно — индивидуально-вариативный характер образовательной программы изучения иностранного языка. Опытно-поисковая работа осуществлялась в течение 2,5 года с каждой группой, общий срок опытно-поисковой работы 3 года, срезы проводились нами в конце каждого семестра, всего пять срезов.

В настоящей статье приведем только обобщенные таблицы с результатами двух этапов: констатирующего (нулевой срез) и формирующего (заключительный, пятый срез).

1. Способность к автономии. С целью определения уровня автономии предложены задания, отвечающие программным требованиям для студентов юридических специальностей, а именно: лексико-грамматические перефразировки, отбор ключевых слов, построение вопросов. Исходные данные по сформированно-сти данного показателя (табл. 2) основывались на качественном выполнении заданий только с помощью преподавателя, студентов либо без участия кого-либо.

Таблица2

Сравнительные данные уровня автономии студентов при выполнении заданий в ходе самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку на нулевом и заключительном срезах

Группы Кол. студентов в группе Уровни

низкий средний высокий

нулевой в % заключ. в % нулевой в % заключ. в % нулевой в % заключ. в %

ЭГ-1 21 76 33 19 28 5 39

ЭГ-2 22 64 18 27 32 9 50

КГ 23 65 48 31 34 4 18

2. Использование информационных технологий. Степень проявления данного показателя определялась на основании выполнения задания, развивающего лексическую компетентность. С помощью ресурса http://quizlet.com/, предлагаю-

щего «виртуальные карточки» для изучения слов и выражений на иностранном языке, необходимо было представить значение и содержание выделенных словосочетаний, при оценке показателя учитывалось время выполнения задания (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительные данные уровня владения навыками использования информационных технологий при выполнении заданий в ходе самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку на нулевом и заключительном срезах

Группы Кол. студентов в группе Уровни

низкий средний высокий

нулевой в % заключ. в % нулевой в % заключ. в % нулевой в % заключ. в %

ЭГ-1 21 53 29 33 38 14 33

ЭГ-2 22 45 14 32 36 23 50

КГ 23 43 35 39 44 18 21

3. Творческие способности. С целью определения исходного уровня владения творческими навыками было предложено выполнение творческого задания по составлению интеллектуальной карты с ее последующим групповым

обсуждением, оцениванием теми студентами, которые не работали над составлением карты. Экспертные оценки, само- и взаимооценка позволили определить степень сформированности данного показателя (табл. 4).

Таблица4

Сравнительные данные уровня владения творческими навыками при выполнении заданий в ходе самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку на нулевом и заключительном срезах

Группы Кол. студентов в группе Уровни

низкий средний высокий

нулевой в % заключ. в % нулевой в % заключ. в % нулевой в % заключ. в %

ЭГ-1 21 86 38 14 38 0 24

ЭГ-2 22 73 27 27 37 0 36

КГ 23 74 43 26 44 0 13

4. Готовность к рефлексивной деятельности. С целью определения уровня развития рефлексивных умений студентам предлагалось выполнить задания, предусматривающие оценку и самооценку правильности их выполнения с исправлением выявленных ошибок. После выполнения проекта (либо творческого задания) студенты должны были выразить свое от-

ношение к проделанной работе, отметить, что понравилось, что не понравилось, что вызвало затруднения, что, наоборот, было выполнено с легкостью. Таким образом, студенты анализировали собственную деятельность и оценивали ее. Экспертные оценки, контрольные листы самооценки позволили определить степень сфор-мированности данного показателя (табл. 5).

Таблица5

Сравнительные данные уровня владения рефлексивной деятельностью при выполнении заданий в ходе самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку на нулевом и заключительном срезах

Группы Кол. студентов в группе Уровни

низкий средний высокий

нулевой в % заключ. в % нулевой в % заключ. в % нулевой в % заключ. в %

ЭГ-1 21 57 28 33 38 10 34

ЭГ-2 22 64 22 31 32 5 46

КГ 23 52 34 43 44 5 22

Степень овладения обучаемыми автономией, навыками использования информационных технологий, творческими навыками, рефлексивной деятельностью определялась следующим образом: 5 баллов — признак проявлялся в полной мере; 4 балла — признак проявлялся достаточно ярко; 3 балла — признак проявлялся достаточно; 2 балла — признак проявлялся слабо; 1 балл — признак не проявлялся. В результате общая максимальная оценка по всем критериям составила 20 баллов, минимальная — 4. Для низкого уровня этот интервал находился в пределах от 2 до 3 баллов, для среднего — от 3 до 4 баллов, для высокого — от 4 до 5 баллов.

Средний балл группы рассчитывался по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п

Ш

X =

п

где п — количество студентов в группе,

Ц — средний балл каждого студента.

На обобщающем этапе нами были обработаны результаты опытно-поисковой работы.

Данные, полученные в ходе первого (констатирующего) этапа (нулевой срез), свидетельствуют, что ни в одной группе нет обучаемых,

Как видно из таблицы, средний показатель возрастает во всех группах, однако разница результатов экспериментальных и контрольной групп убедительно свидетельствует о том, что реализация выявленных нами педагогических условий способствует достижению более высоких результатов развития у будущих юристов навыков самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку.

Заключение

Исследования с помощью формирующего этапа опытно-поисковой работы показали повы-

имеющих высокий уровень развития навыков самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку. На низком уровне во всех группах находятся способность к автономии, творческие способности и способность к рефлексивной деятельности. Лучше результат по второму показателю (владение навыками использования информационных технологий при выполнении заданий в ходе самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку): высокий уровень показали 14 % обучаемых ЭГ-1, 23 % — ЭГ-2, 18 % — КГ. Такие показатели, скорее всего, объясняются тем, что сама культура молодежного сообщества пропитана цифровыми технологиями, и данная категория граждан с технологической точки зрения является наиболее продвинутой.

Результаты второго (формирующего) этапа (пятый, заключительный срез) позволяют отметить позитивные изменения в уровнях развития навыков самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку в экспериментальных группах. В контрольной группе были зафиксированы незначительные изменения.

Проведем анализ динамики среднего балла, характеризующего уровень самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку (табл. 6).

шение уровня владения навыками самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку во всех группах, при этом разница результатов экспериментальных и контрольной групп позволяет наглядно убедиться, что реализация выявленных нами педагогических условий способствует достижению более высоких результатов развития у будущих юристов навыков самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку, и это подтверждает эффективность разработанной нами педагогической модели оптимизации самостоятельной работы студентов

Таблица 6

Сравнительные данные среднего балла, характеризующего уровень самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку на нулевом (НС) и заключительном (ЗС) срезах

Группы Средний показатель х Уровни

Способность к автономии Использование информационных технологий Творческие способности Готовность к рефлексивной деятельности

НС ЗС НС ЗС НС ЗС НС ЗС НС ЗС

ЭГ-1 3,35 4,0 3,2 4,0 3,6 4,0 3,1 3,9 3,5 4,0

ЭГ-2 3,45 4,25 3,5 4,3 3,7 4,5 3,2 4,0 3,4 4,2

КГ 3,45 3,72 3,4 3,6 3,7 3,8 3,2 3,6 3,5 3,9

юридических специальностей на аудиторных и внеаудиторных занятиях по иностранному языку. Однако следует учитывать, что обязательным условием оптимизации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку является осознание обучаемым цели и смысла овладения навыками иноязычной коммуникативной компетенции. В связи с этим процесс опти-

мизации самостоятельной работы обучающихся должен подкрепляться также созданием интересной образовательной среды, применением эффективных интерактивных технологий, внедрением игровых элементов, практико-ориентированных коммуникативных заданий, способствующих развитию интереса к изучению иностранных языков в условиях неязыкового вуза.

Список источников

1. Танаева З. Р., Магденко С. А. Иноязычное деловое общение как ключевой момент профессиональной подготовки будущих юристов // Вестник ЮУрГУ. Серия Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 1, № 4. С 39-48.

2. Магденко С. А. Процессуально-технологические аспекты оптимизации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 2 (34). С. 46-52.

3. Резунова М. В., Овчинникова О. А., Белозер А. Ф. Специфика организации самостоятельной работы магистрантов заочной формы обучения при освоении ими иностранного языка // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 3 (67). С. 66-73.

4. Резунова М. В., Овчинникова О. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 4 (68). С. 63-67.

5. Аржевитина А. В., Медяник Г. А. Организационно-педагогические условия совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки студентов-бакалавров // Научное отражение. 2019. № 2 (16). С. 8-10.

6. Гузикова В. В., Походзей Г. В. Развитие навыков самостоятельной творческой языковой деятельности обучающихся на занятиях по иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 107-113.

7. Шалагинова Е. А. Организация самостоятельной работы студентов-бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковом университете // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 3. С. 91-97.

8. Мутаева С. И., Алиева Д. М.-С., Мишаева М. В. Роль самостоятельной работы при изучении иностранного языка в вузе / С. И. Мутаева, // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 57-59.

References

1. Tanaeva ZR, Magdenko SA. Foreign language business communication as a key point in the professional training of future lawyers. Vestnik YuUrGU. Seriya Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of SUSU. Series Education. Pedagogical sciences. 2019;1(4):39-48. (In Russ.).

2. Magdenko S. A. Processual and technological aspects of optimizing students' independent work in foreign language classes. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(2(34):46-52. (In Russ.).

3. Rezunova MV, Ovchinnikova OA, Belozer AF. Specifics of organizing independent work of master's students in correspondence courses when mastering a foreign language. Vestnik Bryans-koy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii = Bulletin of the Bryansk State Agricultural Academy. 2018;(3(67):66-73. (In Russ.).

4. Rezunova MV, Ovchinnikova OA. Formation of foreign language communicative competence among students of non-linguistic universities. Vestnik Bryanskoy gosudarstven-noy sel'skokhozyaystvennoy akademii = Bulletin of the Bryansk State Agricultural Academy. 2018;(4(68):63-67. (In Russ.).

5. Arzhevitina AV, Medyanik GA. Organizational and pedagogical conditions for improving independent foreign language training of bachelor students. Nauchnoe otrazhenie = Scientific reflection. 2019;(2(16):8-10. (In Russ.).

6. Guzikova VV, Pokhodzey GV. Development of skills in independent creative language activity of students in foreign language classes. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii =Pedagogical education In Russia. 2017;(12):107-113. (In Russ.).

7. Shalaginova EA. Organization of independent work of bachelor students when teaching a foreign language at a non-linguistic university. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Vyatka State University. 2018;(3):91-97. (In Russ.).

8. Mutaeva SI, Alieva DM-S, Mishaeva MV. The role of independent work in studying a foreign language at a university. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2019;(1(74):57-59. (In Russ.).

Информация об авторе

С. А. Магденко — старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Information about the author

S. A. Magdenko — senior lecturer at the Department of humanities and socio-economic disciplines.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 01.02.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 14.02.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.