Научная статья на тему 'Оптимизация расходов пенсионного фонда в условиях усложнения финансово-экономической ситуации'

Оптимизация расходов пенсионного фонда в условиях усложнения финансово-экономической ситуации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ИНДЕКСАЦИЯ ПЕНСИЙ / СТРАХОВАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ / ПЕНСИОННЫЕ ДОХОДЫ / ПЕНСИОННЫЕ РАСХОДЫ / ПЕНСИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарь З. Н.

В статье рассматриваются варианты оптимизации расходов Пенсионного фонда РФ в ближайшие годы и анализируется целесообразность их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация расходов пенсионного фонда в условиях усложнения финансово-экономической ситуации»

Бондарь, З.Н.,

Тюменский

госуда рствен ный

университет, аспирант Bondar, Z.N.,

ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В УСЛОВИЯХ УСЛОЖНЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются варианты оптимизации расходов Пенсионного фонда РФ в ближайшие годы и анализируется целесообразность их применения.

PENSION COST OPTIMIZATION IN COMPLEXITY OF FINANCIAL-

ECONOMIC SITUATION

Summary. The paper discusses options for cost optimization of the Pension Fund of the Russian Federation in the coming years and analyzes the feasibility of their application.

Ключевые слова: пенсионная реформа, индексация пенсий, страховая часть пенсии, накопительная часть пенсии, пенсионные доходы, пенсионные расходы, пенсионные выплаты.

Key words: pension reform, the indexation of pensions, the insurance part of the pension, funded part of the pension, retirement income, pension costs, pension payments.

МВФ подоспел с советами, как нам поступить с пенсионной реформой вообще и пенсионным возрастом в частности, - сообщает «Финмаркет». Экономисты упомянутой организации составили специальный доклад, посвященный этой теме. Цель его - указать путь, как скорее провести пенсионную реформу, чтобы снизить зависимость бюджета от нефтяных цен и предотвратить рост расходов из-за неуклонно стареющего населения России.

Фонду представляется, что наиболее подходящей мерой для этого будет повышение пенсионного возраста. К 2050 году его нужно поднять до 65 лет как для мужчин, так и для женщин (радуйтесь, феминистки - вот оно, равенство). Если же этого не сделать, то расходы на пенсии могут дорасти до 16% ВВП, что окажется непосильным для российского бюджета.

В МВФ обращают внимание на тот факт, что сейчас в России один из самых низких пенсионных возрастов в мире - женщины уходят на пенсию в 55, а мужчины - в 60. Развитые страны позволить себе такое не могут - у них пенсионный возраст составляет 64 года для мужчин и 63 для женщин. Правда, в развивающихся с этим все не столь строго: 61 год и 58 лет, соответственно, но так ведь там и уровень жизни другой.

В действительности же многие наши пенсионеры норовят улизнуть на «заслуженный отдых» еще раньше, чему способствует обширный список профессий, где предусмотрена ранняя и досрочная пенсии. Благодаря ему

средний эффективный возраст выхода на пенсию для женщин составляет 5254 года, а для мужчин - 54-58 лет. Досрочно выходят на пенсию примерно 30% наших сограждан.

Ситуация, по мнению МВФ, усугубляется еще и тем, что в России пенсия в старости полагается абсолютно всем. А вот в азиатских развивающихся странах, например, ее получает лишь четверть пенсионеров, в Латинской Америке - 60%.

С индексацией пенсий - тоже одна головная боль. Базовая часть пенсии индексируется так же, как страховая, и соответствует среднему росту зарплат, но не может превышать рост доходов Пенсионного фонда. Когда инфляция выше 6%, есть возможность проиндексировать пенсии заранее в течение года. А вот если власти хотят увеличить пенсии на большую сумму, это требует дальнейших согласований.

Страховая часть пенсии идет на индивидуальный счет в ПФР и после выхода человека на пенсию делится на 216 месяцев - так называемый «срок дожития». С 2013 года накопления будут делиться на 228 месяцев - срок дожития увеличится на 1 год.

Проблема состоит в том, что реальный срок дожития разный у женщин и мужчин, а к ним подходят с одинаковой меркой. В развитых странах это учитывается, у нас - нет.

Слабо развито управление накопительной частью пенсии. 85% активов пенсионной системы сейчас находятся в ПФР и управляются Внешэкономбанком, предпочитающим надежные, но малодоходные инструменты, часто не покрывающие инфляции.

Перечисленные недостатки приводят к тому, что российская пенсионная система обходится государству слишком дорого. Сейчас на пенсионные выплаты уходит в год около 9% ВВП, из которых, в свою очередь, 30% приходится на базовую пенсию, 60% - на страховую и 10% - на различные пособия. По доле расходов пенсионных денег Россия стоит гораздо ближе к Западной и Восточной Европе, чем к развивающимся странам.

При этом пенсионные выплаты продолжают увеличиваться. С 2007 по 2010 годы отношение пенсий и пособий к средней зарплате выросло с 27,4% до 40%, что говорит о приближении России к общемировой норме замещения доходов пенсионеров.

Каков же прогноз на будущее по остальным показателям? К 2050 году продолжительность жизни у нас вырастет на 4 года, что лишь увеличит нагрузку на пенсионную систему. Количество же детей на одну женщину будет составлять 1,8 против 1,4 сейчас (при норме воспроизводства 2,1). Иными словами, работающих станет меньше, пенсионеров - больше. Итог же окажется печальным: отношение количества россиян старше 65 лет к количеству граждан в трудоспособном возрасте удвоится. В 2010 году этот показатель составлял 18%, в 2050-м он будет равен 36%.

На промежуточном этапе, в 2030 году, пенсионные расходы вырастут с 9% ВВП до 12% ВВП, а к 2050 году - до 16% ВВП. А вот в развивающейся Европе расходы до 2030 года не изменятся и останутся на уровне 9% ВВП, а к 2050 году вырастут до 11% ВВП, поскольку реформы в них уже проведены, напоминает МВФ.

Собственно, есть три способа справиться с ростом выплат пенсионной системы, но все они выглядят для нас довольно проблематичными. Первый

способ предполагает меньшие выплаты, что должно произойти само собой, так как пенсионеров будет становиться все больше, а доходы Пенсфонда будут оставаться все теми же или расти незначительно. Поделив имеющееся на всех, получаем уменьшение выплат. Но правительство на это не пойдет.

Второй способ состоит в том, чтобы повысить доходы ПФР, обложив бизнес дополнительными поборами. Например, не 22%, как сейчас, а 40% к 2050 году (30% к 2030-му). Вряд ли нужно описывать, к чему это приведет.

Остается третий способ - повысить пенсионный возраст. Предполагается, что это будет один год на каждые десять лет, поскольку примерно так же растет и продолжительность жизни. Но начнут с того, что уравняют пенсионный возраст для мужчин и женщин, а уже после этого станут прибавлять по году. Это даст эффект лишь до 2030 года, а после пенсионные расходы вновь начнут расти с 9% до 11,5% ВВП.

Антон Дроздов, впрочем, всегда был противником повышения пенсионного возраста. Придерживается он этой точки зрения и сейчас: «Пока у нас нет демографических оснований для повышения пенсионного возраста: мужчины живут меньше женщин и меньше, чем в Европе, где пенсионный возраст выше российского. Продолжительность жизни женщин еще только приближается к показателям развитых стран. У нас недостаточно рабочих мест для 60-летних. После 60 увеличивается численность инвалидов и людей, которые не могут продолжать трудовую деятельность».

Похоже, он - едва ли не единственный из высоких чиновников, который понимает, что рабочих мест для пенсионеров просто не будет. Теоретически они могли бы работать в малом бизнесе, но и малого бизнеса у нас не так много: не развивается он в нашем скудном предпринимательском климате. Но главное - повышение пенсионного возраста мало что даст в денежном выражении. «Если говорить о снижении дефицита бюджета ПФР, то повышение пенсионного возраста даст совсем копеечный и краткосрочный эффект - не более 100 млрд. руб. в год в течение пяти лет при расходах на выплату пенсий порядка 5 трлн. руб. в год. А потом расходы, наоборот, возрастут».

На вопрос, не является ли новая формула скрытым повышением пенсионного возраста, Дроздов отвечает отрицательно, но тут же фактически сам себе противоречит: «Пенсию можно будет получать с 55-60 лет, но если у вас к этому времени нет, к примеру, 30 лет наработанного стажа и в ваших планах нет намерения прекратить трудовую деятельность, то, проработав еще 3-5 лет, вам будет назначена пенсия в максимальном размере. А не хотите работать после наступления пенсионного возраста - все равно пенсия будет».

Правительство же, похоже, собирается пойти по своему, четвертому пути, несмотря на рекомендации МВФ и экспертов «Стратегии 2020». Заключается он в механическом перераспределении части пенсионных выплат, за счет которого чиновники хотят снизить нагрузку на бюджет в краткосрочной перспективе. В этом русле Минтруда предложило фактически отменить с 2013 года накопительную часть пенсии, сохранив на нынешнем уровне размеры пенсионных выплат. Разница пойдет на покрытие растущего дефицита Пенсионного фонда. Минфин и Минэконоразвития выступают против этого. Посмотрим, кто победит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.