ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ
Аннотация: осуществляется параметрическая идентификация транспортно-логистической компании как системы массового обслуживания (многокритериальная система). Определяются основные характеристики процессов обслуживания, а также производится оценка качества функционирования всей обслуживающей системы. Приводится иллюстрация на примере системы с заданными параметрами. Ключевые слова: перевозка грузов, транспортно-логистическая компания, система массового обслуживания, многокритериальная оптимизация.
Организация функционирования обслуживающей системы одними качественными методами принципиально невозможна и требует применения количественных методов решения. Только количественные методы позволяют обоснованно судить о том, что данный способ организации лучше или хуже другого, что данная обслуживающая система справляется с обслуживанием лучше всех возможных и т. д. Во многих случаях оценка их деятельности может производиться методами, широко используемыми в теории систем массового обслуживания (отыскание основных характеристик процессов обслуживания; оценка качества функционирования всей обслуживающей системы; разработка математических методов и др.). Так, в задачах автосервиса такие методы используются для определения среднего числа машин, нуждающихся в ремонте в данный момент; установления числа автомашин, выходящих из строя за определенный промежуток времени (зависит от времени года, от состояния дорог в данном районе, от квалификации водителей, соблюдения графиков профилактических осмотров и ряда других случайных факторов). Поэтому необходимо знать их вероятностные характеристики [1...6]. Существенным является определение числа требований (несправных машин), которое может быть и очень большим. Поток требований, нуждающихся в обслуживании и поступающих в обслуживающую систему, рассматривается как входящий в систему поток; покидающий обслуживающую систему — как выходящий (требования, поступающие в обслуживающую систему, могут покидать ее и не обслуженными).
Аналогичные задачи возникают и при оценке деятельности транспортно-логистических компаний (оптимизация транспортных издержек; оптимизация маршрутов перевозки грузов; расчет транспортных расходов; организация и обеспечение доставки товаров, экономическое обоснование вариантов доставки, независимо от объема груза и др.), которые рассмотрим более подробно.
Так, пусть автотранспортная компания имеет в своем распоряжении 5 автомашин и обеспечивает круглосуточную срочную доставку грузов (при ограниченном числе заявок на доставку; отказ в обслуживании при количестве заявок >10 (максимальная длина очереди — 10; прием заявок прекращается пока не будет обслужена одна очередная заявка, и очередь уменьшится)). Поток заявок предполагается простейшим, среднее количество заявок в час X =1. Вероятность поступления роено к заявок за время V.
При показательном законе распределения времени доставки груза (время обслуживания; зависит: от того, где находится груз, куда его необходимо доставить,
Рустемов А.А.
Рустемов Абай Адилханович - магистр, кафедра компьютерной инженерии и телекоммуникации, Международный университет информационных технологий, г. Алматы, Республика Казахстан
вида груза, времени суток, качества дороги и т. д.) параметр V будет равен единице, если на удовлетворение одной заявки требуется один час. Определим показатели работы компании (вероятность того, что все машины заняты; среднюю длину очереди и др.). Здесь требованием на обслуживание является заявка на доставку груза; обслуживающий аппарат — автомашина; обслуживание — доставка груза; число обслуживающих аппаратов системы (компании) п = 5, максимальная длина очереди т = 10; наибольшее число заявок обслуживаемых и ожидающих обслуживания I = т + п
т+1
= 15. Вероятность того, что все машины заняты, есть Г X Г Л \Ю+1
1 :
«V
77 = р"' х
п\
рп — вероятность того, что занято точно п обслуживающих аппаратов при
условии, что общее число требований, находящихся на обслуживании не превосходит числа обслуживающих аппаратов, определяется (при к = п ) в соответствии с
р0, 1 < к <п\
1
к к\
V
X — среднее число требований, поступающих в систему за единицу времени;
— среднее время обслуживания одной автомашиной одного требования; р — вероятность того, что все обслуживающие машины свободны
Ро
т — наибольшая допустимая длина очереди; п — число обслуживающих автомашин.
С учетом Х=у=1, и=5 получим
Р0 =-1—г-77. =0,58;
У1! 1 -Ш"
1 5-\)
Имеем
77 = (1 - (ОД)11 )р5 - |(1 - (ОД)11 )• 0,0048 - 0,0061;
вероятность полной загруженности компании мала.
Качество обслуживания определится средней длиной очереди (среднее число требований, ожидающих начало обслуживания) 1
м\ = ^(к-п)Р)
__Рп_
У1 =
1-* /IV
/IV ]
г+1 / ^ \т+2
+ т\
= 0,0015;
практически очереди не будет.
Таким образом, при выбранных значениях (n=5,X=v=1,m=10) заказчик практически не получит отказа в обслуживании, однако и загрузка машин будет незначительна (задаваясь иными значениями n , X, v , m , можно скорректировать работу компании в необходимом направлении).
Список литературы
1. Данилов А.М., Гарькина И.А. Интерполяция, аппроксимация, оптимизация: анализ и синтез сложных систем: монография, 2014. С. 168.
2. Данилов А.М., Гарькина И.А., Домке Э.Р. Математическое и компьютерное моделирование сложных систем, 2011. С. 296.
3. Данилов А.М., Гарькина И.А. Теория вероятностей и математическая статистика с инженерными приложениями: учебное пособие. 2010. С. 228.
4. Гарькина И.А., Данилов А.М., Королев Е.В., Смирнов В.А. Преодоление неопределенностей целей в за- дачах многокритериальной оптимизации на примере разработки сверхтяжелых бетонов для защиты от радиации/Строительные материалы Наука. 2006. №8. С. 23-26.
5. Гарькина И.А., Данилов А.М., Петренко В.О. Проблема многокритериальности при управлении качеством сложных систем/Мир транспорта и технологических машин. 2013. №2 (41). С. 123-129.
6. Будылина Е.А., Гарькина И.А., Данилов А.М., Махонин А.С. Основные принципы проектирования сложных технических систем в приложениях/Молодой ученый. 2013. №5. С. 42-45.
СОПРЯЖЕНИЕ АБИС «РУСЛАН» И 1С: МОДУЛЬ РЕГИСТРАЦИИ НОВЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ Зеленцов В.С.
Зеленцов Валентин Сергеевич - магистрант, кафедра технической кибернетики, факультет информатики и робототехники, Уфимский государственный авиационный технический университет, г Уфа
Аннотация: в статье описывается разработанный модуль регистрации новых читателей, позволяющий автоматизировать процесс регистрации новых читателей. Ключевые слова: библиотека, 1С, АБИС «РУСЛАН», модуль, регистрация новых читателей.
Открытие читальных залов способствовало приобретению навыков академической мобильности, умению свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве. Совместно с издательствами и книготорговыми организациями, проводятся ассортиментные выставки, а преподаватели университета знакомятся с новинками российских издательств.
Множество задач, возникающих при обновлении данных в АРМ «Книговыдача», приходится решать «вручную». Человеческий фактор значительно влияет на качество проводимых работ. Для устранения негативных влияний человеческого фактора целесообразно организовать перекрестные проверки несколькими специалистами [1].
Решение части задач, возникающих при проверке, ввода информации, можно упростить и частично автоматизировать. В процессе ввода информации в систему приходится проверять немалое количество информационных материалов, у каждого из которых имеются свои признаки, в зависимости от курса, факультета и т.д.