Научная статья на тему 'Автосервис с позиции теории систем массового обслуживания'

Автосервис с позиции теории систем массового обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСЕРВИС / ЛОГИСТИКА / СИСТЕМА МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ВХОДЯЩИЙ ПОТОК / КЛАССИФИКАЦИЯ СМО / СТАЦИОНАРНЫЙ ПОТОК / ПРОСТЕЙШИЙ ПОТОК / SERVICE / LOGISTICS / QUEUING SYSTEM / INCOMING FLOW CLASSIFICATION OF QUEUING SYSTEM / STATIONARY FLOW / THE SIMPLEST FLOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболев В.В., Мосейчук А.А.

С позиций теории систем массового обслуживания рассматривается актуальная задача автосервиса, связанная с организацией ремонта автомашин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOSERVICE FROM THE STANDPOINT OF THE THEORY OF THE QUEUING SYSTEM

From the point of the theory of queuing systems, the processing of the actual task of the auto service center, connected with the organization of car repairs.

Текст научной работы на тему «Автосервис с позиции теории систем массового обслуживания»

Решетневские чтения. 2018

УДК 519.872

АВТОСЕРВИС С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В. В. Соболев, А. А. Мосейчук

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: sobolev_vadya@mail.ru

С позиций теории систем массового обслуживания рассматривается актуальная задача автосервиса, связанная с организацией ремонта автомашин.

Ключевые слова: автосервис, логистика, система массового обслуживания, входящий поток, классификация СМО, стационарный поток, простейший поток.

AUTOSERVICE FROM THE STANDPOINT OF THE THEORY OF THE QUEUING SYSTEM

V. V. Sobolev, A. A. Moseychuk

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sobolev_vadya@mail.ru

From the point of the theory of queuing systems, the processing of the actual task of the auto service center, connected with the organization of car repairs.

Keywords: service, logistics, queuing system, incoming flow classification of queuing system, stationary flow, the simplest flow.

Автосервис - это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей потребителя (автовладельца) посредством оказания индивидуальных услуг. В первую очередь автосервис для владельца представляет один из источников получения прибыли. С другой стороны, клиент, приехавший в автосервис, хочет, чтобы его автомобиль отремонтировали быстро и качественно. Для этого владельцу необходимо выделить ресурсы, место, инструмент и ремонтников на автосервисе.

Для обеспечения необходимых условий качественного выполнения операций технического обслуживания (ТО) и ремонта, и повышения производительности труда персонала используются средства труда, которые, вовлекаясь в производственный процесс, превращаются в основные производственные фонды, имеющие активную и пассивную части. Применительно к технической эксплуатации пассивная часть основных фондов - это здания, сооружения, коммуникации, создающие необходимые условия для выполнения ТО и ремонта, а активная - средства механизации и автоматизации (роботизации). Характерной особенностью работы этих средств обслуживания является изменяющийся во времени поток требований на работу средств обслуживания, а также переменные трудоемкость и продолжительность устранения неисправностей.

Системы, в которых переменными и случайными являются моменты поступления требований на обслуживание и продолжительность самих обслуживании, называются системами массового обслуживания (СМО).

Согласно книге Бочарова П. П. и Печинкина А. В. «Теория массового обслуживания» - СМО это система, которая производит обслуживание поступающих в неё требований. Обслуживание требований в СМО осуществляется обслуживающими приборами [1].

Примерами СМО в области технической эксплуатации автомобильного транспорта являются: посты, линии, участки ремонтных мастерских, предприятий автомобильного транспорта, склады запасных частей, топливо- и маслораздаточные колонки АЗС и др.

В задачах автосервиса исходными предпосылками являются как качество ремонта каждого отдельного автомобиля, так и правильная организация всей ремонтной базы. Всегда нужно знать, какое количество авторемонтных боксов нужно иметь для того, чтобы обеспечить своевременный ремонт автомашин. Если их будет мало, то возможно образование очереди автомобилей, ожидающих ремонта, которая может привести к большим материальным потерям. Естественный путь решения задачи - итерационный, связанный с последовательной корректировкой принятых решений.

Определение оптимальной, в принятом смысле, организации функционирования обслуживающей системы одними качественными методами принципиально невозможно и требует применения количественных методов решения (разработка математических методов; отыскание основных характеристик процессов обслуживания; оценка качества функционирования всей обслуживающей системы).

В статье авторов Гарькина И. А., Данилова А. М. и Карева М. Н. более подробно описываются методы

Программные средства и информационные технологии

определения оптимальной организации функционирования обслуживающей системы с точки системы массового обслуживания с помощью различных потоков.

Знание потока требований (количество машин, нуждающихся в ремонте и осмотре) и времени обслуживания (ремонта) позволяет более строго решить задачу определения среднего числа автомашин, находящихся в ремонте. Естественным ограничением является длина очереди (число заявок, ожидающих обслуживания). Если очередная заявка поступает в момент, когда очередь достигла определенной величины, она не принимается (отказ в обслуживании). Существенным является определение вероятности того, что очередная заявка не будет принята на обслуживание. Для того чтобы предпринять какие-то конкретные шаги по реорганизации обслуживающей системы для улучшения качества ее функционирования, сначала следует изучить поток требований, поступающих в эту систему [2].

Входящий поток требований представляет собой совокупность требований на удовлетворение потребностей в проведении определенных ремонтных работ. Заявки поступают в некоторые случайные моменты времени. Поэтому число требований, поступающих в систему в единицу времени, является случайной величиной, а входящий поток представляет собой случайный процесс, который, как правило, описывается законом Пуассона.

При поступлении большего количества заявок на ремонт (входящий поток), чем имеется сотрудников и мест для ремонта влечет за собой образование очереди или отказов. Поэтому СМО классифицируются по следующим признакам:

- по ограничениям на длину очереди - с потерями, без потерь и с ограничением по длине очереди;

- по количеству каналов обслуживания - одно- и многоканальные;

- по типу обслуживающих аппаратов - однотипные (универсальные) и разнотипные (специализированные);

- по порядку обслуживания - одно- и многофазовые. Однофазовые - в которых, требование обслуживается на одном посту. При многофазовом обслуживании требование последовательно проходит несколько обслуживающих аппаратов;

- по числу обслуживающих аппаратов - ограниченное и неограниченное;

- по приоритетности обслуживания - с приоритетом и без приоритета;

- по величине входящего потока требований - с ограниченным и неограниченным потоком;

- по структуре системы - замкнутые и открытые. Замкнутые - это такие системы, в которых входящий поток требований зависит от числа обслуженных требований. Открытые - входящий поток требований не зависит от числа обслуженных требований.

Автосервисы, как и СМО классифицируются по некоторым из вышеперечисленных признаков. Применительно к технической эксплуатации автомобилей наибольшее распространение находят замкнутые и открытые, одно- и многоканальные СМО, с однотипными или специализированными обслуживающими аппаратами, с одно- или многофазовым обслуживанием, без потерь или с ограничением на длину очереди, или времени нахождения на ней.

Таким образом, при нахождении оптимальных значений обслуживания как в СМО, перенося систему на автосервис клиент практически не получит отказа в обслуживании, загрузка работников будет равномерной, и владелец автосервиса будет получать наибольшую прибыль.

Библиографические ссылки

1. Бочаров П. П., Печинкин А. В. Теория массового обслуживания. М. : РУДН, 1995. С. 530.

2. Гарькина И. А., Данилов А. М., Карев М. Н. Автосервис и перевозки с позиций теории систем массового обслуживания. // Современные проблемы науки и образования. 2014. С. 225.

References

1. Bocharov P. P., Pechinkin A. V. Queuing theory. Moscow : RUDN, 1995. P. 530.

2. Garkina I. A., Danilov A. M., Karev M. N. Car service and transport organization from the standpoint of the theory of queuing systems // Modern problems of science and education. 2014. P. 225.

© Соболев В. В., Мосейчук А. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.