Научная статья на тему 'Оптимизация проведения практического занятия глазами студентов'

Оптимизация проведения практического занятия глазами студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ / PRACTICAL CLASS / METHODOLOGY OF PERFORMING OF PRACTICAL CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпагина Любовь Анатольевна, Зюбина Лариса Юрьевна, Третьяков Сергей Владиславович, Паначева Людмила Алексеевна, Герасименко Оксана Николаевна

В статье анализируется мнение студентов о методике проведения практических занятий. Мнение студентов неоднозначно об обязательной учебно-исследовательской работе, предусмотренной программой, и представлению рефератов, о методике проведения практических занятий и о других составляющих обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпагина Любовь Анатольевна, Зюбина Лариса Юрьевна, Третьяков Сергей Владиславович, Паначева Людмила Алексеевна, Герасименко Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE PASSING OF PRACTICAL LESSON BY EYES OF STUDENTS

In the article there is an analysis of the student opinion about the methodology of carrying out of practical studying. Student opinion isn't exact about necessary educational and research work supposed by the program and the presentation of reports, about methodology of performing of lessons and other components of studying.

Текст научной работы на тему «Оптимизация проведения практического занятия глазами студентов»

№ 2 - 2008 г.

13.00.00 педагогические науки УДК 378.147-057.875

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Л. А. Шпагина, Л. Ю. Зюбина, С. В. Третьяков, Л. А. Паначева, О. Н. Герасименко, С. В. Бобров,

М. Р. Бурганова

ГОУ В ПО Новосибирский государственный медицинский университет

Росздрава (г. Новосибирск)

В статье анализируется мнение студентов о методике проведения практических занятий. Мнение студентов неоднозначно об обязательной учебно-исследовательской работе, предусмотренной программой, и представлению рефератов, о методике проведения практических занятий и о других составляющих обучения.

Ключевые слова: практическое занятие, методика проведения практического занятия

Проблема улучшения преподавания клинических дисциплин, повышения качества учебного процесса и педагогической деятельности в целом остается всегда актуальной для высшего учебного заведения [1-3].

Многие годы выпускная терапевтическая кафедра на педиатрическом факультете использует на протяжении всего цикла различные методики преподавания, включая решение и разбор клинических задач, написания рецептов, интерпретации ЭКГ, рентгенограмм, предпочитая при этом клинические разборы тематических больных. Это позволяет достичь определенных успехов в обучении, которые, к сожалению, оцениваются в 3,85-3,9 баллов на заключительном курсовом экзамене. Для возможной оптимизации преподавания предмета целесообразно услышать мнение самих студентов по этому вопросу. В связи с этим нами было проведено целевое анкетирование, включающее некоторые методические вопросы.

Оказалось, что 90 % студентов полностью удовлетворены методикой и демонстративностью проведения практических занятий, отмечая при этом недостаточное выделение времени на дисциплину и постоянную нехватку времени на выполнение всех предъявляемых требований, предусмотренных учебной программой. Несмотря на положительную оценку деятельности профессорско-преподавательского состава, 96,7 % студентов считают, что она не является оптимальной. Так, 20 % обучающихся выпускного курса по внутренним болезням предлагают увеличить время на самостоятельную курацию больных, 23 % - на разбор теоретических вопросов по теме занятия, 26,6 % - на разбор вопросов диагностики заболеваний у представляемого больного, а 53,3 % указывают на недостаток внимания к вопросам лечения при разборе больных.

Большой интерес у студентов (93,5 %) вызывает традиционное внимание кафедры к интерпретации ЭКГ, которые разбираются по принципу сквозного обучения на всех терапевтических кафедрах, начиная с 3-го курса и, тем не менее, вызывают большие трудности работы с ЭКГ и на 5-м курсе. Несмотря на подробную предварительную совместную с

преподавателем интерпретацию ЭКГ, студенты 5-го курса (кстати, на это время программой не предусмотрено) чаще неправильно проводят самостоятельный анализ ЭКГ. Возможно, это свидетельствует о недостаточном методическом преподнесении материала на сквозных по вертикали кафедрах и диктует необходимость преподавания этого очень важного для будущей практической врачебной деятельности раздела на уровне цикловой методической комиссии. Очевидно, с этим связано, что почти половина студентов (46,7 %) неспособна самостоятельно на заключительном этапе терапевтического обучения, используя рекомендации предыдущего трехлетнего образования, учебники, дополнительную литературу, прежние записи, расшифровать ЭКГ.

Большинство студентов (86,7 %) положительно относятся к выписке рецептов по теме занятия и при написании эпикризов в домашних условиях.

Неоднозначно отношение студентов к их обязательной учебно-исследовательской работе, предусмотренной программой, и представлению рефератов, что во многом определяется индивидуальной деятельностью преподавателя, его собственным отношением и методическим подходом к этому виду интересных и творческих работ, несомненно, повышающих профессиональную ориентацию студентов и развивающих их научный интерес.

Многие ответы на поставленные в анкете вопросы, имеющие методическую направленность, носят диаметрально противоположный характер, что свидетельствует о неодинаковом уровне знаний и подготовки студентов и подчеркивает необходимость небольшой численности групп для обучения на клинических, особенно выпускающих, кафедрах.

Таким образом, анкетирование студентов позволяет выявить слабые места в методике преподавания клинических дисциплин и по возможности оптимизировать учебный процесс.

Список литературы

1. Дидактические приемы в преподавании факультетской терапии / А. Д. Куимов, Н. В. Метелкина, К. В. Попов [и др.] // Медицина и образование в XXI веке : тезисы науч.-практич. конференции с международным участием, посвященной 70-летию НГМА. -Новосибирск, 2005. - С. 191-193.

2. Папафилова О. В. Возможные пути повышения качества образования в медицинском вузе / О. В. Папафилова, Л. А. Литвина // Медицина и образование в XXI веке : тезисы науч.-практич. конференции с международным участием, посвященной 70-летию НГМА. -Новосибирск, 2005. - С. 271-273.

3. Карегородцев Г. И. О развитии клинического мышления у будущих врачей / Г. И. Карегородцев, Е. А. Кротков, Ю. И. Афанасьев // Терапевт. арх. - 2005. № 1. - С. 77-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.