№ 2 - 2008 г.
13.00.00 педагогические науки УДК 378.147-057.875
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
Л. А. Шпагина, Л. Ю. Зюбина, С. В. Третьяков, Л. А. Паначева, О. Н. Герасименко, С. В. Бобров,
М. Р. Бурганова
ГОУ В ПО Новосибирский государственный медицинский университет
Росздрава (г. Новосибирск)
В статье анализируется мнение студентов о методике проведения практических занятий. Мнение студентов неоднозначно об обязательной учебно-исследовательской работе, предусмотренной программой, и представлению рефератов, о методике проведения практических занятий и о других составляющих обучения.
Ключевые слова: практическое занятие, методика проведения практического занятия
Проблема улучшения преподавания клинических дисциплин, повышения качества учебного процесса и педагогической деятельности в целом остается всегда актуальной для высшего учебного заведения [1-3].
Многие годы выпускная терапевтическая кафедра на педиатрическом факультете использует на протяжении всего цикла различные методики преподавания, включая решение и разбор клинических задач, написания рецептов, интерпретации ЭКГ, рентгенограмм, предпочитая при этом клинические разборы тематических больных. Это позволяет достичь определенных успехов в обучении, которые, к сожалению, оцениваются в 3,85-3,9 баллов на заключительном курсовом экзамене. Для возможной оптимизации преподавания предмета целесообразно услышать мнение самих студентов по этому вопросу. В связи с этим нами было проведено целевое анкетирование, включающее некоторые методические вопросы.
Оказалось, что 90 % студентов полностью удовлетворены методикой и демонстративностью проведения практических занятий, отмечая при этом недостаточное выделение времени на дисциплину и постоянную нехватку времени на выполнение всех предъявляемых требований, предусмотренных учебной программой. Несмотря на положительную оценку деятельности профессорско-преподавательского состава, 96,7 % студентов считают, что она не является оптимальной. Так, 20 % обучающихся выпускного курса по внутренним болезням предлагают увеличить время на самостоятельную курацию больных, 23 % - на разбор теоретических вопросов по теме занятия, 26,6 % - на разбор вопросов диагностики заболеваний у представляемого больного, а 53,3 % указывают на недостаток внимания к вопросам лечения при разборе больных.
Большой интерес у студентов (93,5 %) вызывает традиционное внимание кафедры к интерпретации ЭКГ, которые разбираются по принципу сквозного обучения на всех терапевтических кафедрах, начиная с 3-го курса и, тем не менее, вызывают большие трудности работы с ЭКГ и на 5-м курсе. Несмотря на подробную предварительную совместную с
преподавателем интерпретацию ЭКГ, студенты 5-го курса (кстати, на это время программой не предусмотрено) чаще неправильно проводят самостоятельный анализ ЭКГ. Возможно, это свидетельствует о недостаточном методическом преподнесении материала на сквозных по вертикали кафедрах и диктует необходимость преподавания этого очень важного для будущей практической врачебной деятельности раздела на уровне цикловой методической комиссии. Очевидно, с этим связано, что почти половина студентов (46,7 %) неспособна самостоятельно на заключительном этапе терапевтического обучения, используя рекомендации предыдущего трехлетнего образования, учебники, дополнительную литературу, прежние записи, расшифровать ЭКГ.
Большинство студентов (86,7 %) положительно относятся к выписке рецептов по теме занятия и при написании эпикризов в домашних условиях.
Неоднозначно отношение студентов к их обязательной учебно-исследовательской работе, предусмотренной программой, и представлению рефератов, что во многом определяется индивидуальной деятельностью преподавателя, его собственным отношением и методическим подходом к этому виду интересных и творческих работ, несомненно, повышающих профессиональную ориентацию студентов и развивающих их научный интерес.
Многие ответы на поставленные в анкете вопросы, имеющие методическую направленность, носят диаметрально противоположный характер, что свидетельствует о неодинаковом уровне знаний и подготовки студентов и подчеркивает необходимость небольшой численности групп для обучения на клинических, особенно выпускающих, кафедрах.
Таким образом, анкетирование студентов позволяет выявить слабые места в методике преподавания клинических дисциплин и по возможности оптимизировать учебный процесс.
Список литературы
1. Дидактические приемы в преподавании факультетской терапии / А. Д. Куимов, Н. В. Метелкина, К. В. Попов [и др.] // Медицина и образование в XXI веке : тезисы науч.-практич. конференции с международным участием, посвященной 70-летию НГМА. -Новосибирск, 2005. - С. 191-193.
2. Папафилова О. В. Возможные пути повышения качества образования в медицинском вузе / О. В. Папафилова, Л. А. Литвина // Медицина и образование в XXI веке : тезисы науч.-практич. конференции с международным участием, посвященной 70-летию НГМА. -Новосибирск, 2005. - С. 271-273.
3. Карегородцев Г. И. О развитии клинического мышления у будущих врачей / Г. И. Карегородцев, Е. А. Кротков, Ю. И. Афанасьев // Терапевт. арх. - 2005. № 1. - С. 77-79.