Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ КУЗОВНОГО РЕМОНТА НА АВТОМОБИЛЬНОМ СЕРВИСЕ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ КУЗОВНОГО РЕМОНТА НА АВТОМОБИЛЬНОМ СЕРВИСЕ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
кузовной ремонт / сервис / пост / окраска / body repair / service / post / painting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нургалин В.Д., Валиева Л.М., Юсупов М.И.

Изучается организация процесса восстановления кузова автомобиля на автосервисе. Предлагается эффективное решение: использование комбинированных станций для проведения разборочных работ, кузовного ремонта и предварительной подготовки перед покраской. После этого автомобиль перемещается на специализированный участок для окраски. Разрабатываются рекомендации по выбору оптимального оборудования для комбинированных станций. Приводятся особенности планировки станции кузовного ремонта с учетом современных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF BODY REPAIR PROCESSES AT VEHICLE SERVICE IN ACCORDANCE WITH MODERN REQUIREMENTS

The organization of the process of restoring a car body at a car service station is being studied. An effective solution is proposed: the use of combined stations for disassembly work, body repair and preliminary preparation before painting. After this, the car is moved to a specialized area for painting. Recommendations are being developed for the selection of optimal equipment for combined stations. The features of the layout of a body repair station are given, taking into account modern requirements.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ КУЗОВНОГО РЕМОНТА НА АВТОМОБИЛЬНОМ СЕРВИСЕ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ»

УДК 629.083 Нургалин В.Д., Валиева Л.М., Юсупов М.И.

Нургалин В.Д.

Башкирский государственный аграрный университет

(г. Уфа Россия)

Валиева Л.М.

Башкирский государственный аграрный университет

(г. Уфа Россия)

Юсупов М.И.

Башкирский государственный аграрный университет

(г. Уфа Россия)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ КУЗОВНОГО РЕМОНТА НА АВТОМОБИЛЬНОМ СЕРВИСЕ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

Аннотация: изучается организация процесса восстановления кузова автомобиля на автосервисе. Предлагается эффективное решение: использование комбинированных станций для проведения разборочных работ, кузовного ремонта и предварительной подготовки перед покраской. После этого автомобиль перемещается на специализированный участок для окраски. Разрабатываются рекомендации по выбору оптимального оборудования для комбинированных станций. Приводятся особенности планировки станции кузовного ремонта с учетом современных требований.

Ключевые слова: кузовной ремонт, сервис, пост, окраска.

На большинстве автомобильных сервисов реализован комплексный подход к ремонту кузова, который охватывает все этапы: от демонтажа и разборки до подготовки к окраске. Перед кузовным ремонтом производится разборка и снятие необходимых элементов на специальном арматурном участке.

После выполнения ремонтных процедур кузов автомобиля собирается с тщательной проверкой зазоров между деталями. Затем наружные панели покрываются лакокрасочным составом, обеспечивающим как эстетическое, так и защитное покрытие.

Рисунок 1. Схема перемещения автомобиля по СТО.

Поверхность подготавливается к окраске перед нанесением покрытия на специализированных участках. Таким образом, автомобиль последовательно проходит все этапы работ, перемещаясь от участка к участку и передаваясь от одного специалиста другому.

"Гаражные" сервисы представляют собой новый подход к организации процесса кузовного ремонта, используя всего два рабочих места. В одном помещении объединены арматурный и кузовной участки, а в другом -подготовительный и окрасочный. Этот метод имеет свои плюсы: уменьшается время на переходы между этапами работ. Однако стоимость установки оборудования для кузовного ремонта значительно выше, чем для обычного автосервиса. Следовательно, использование бокса для кузовного ремонта для арматурных работ может быть неэффективным в использовании мощности. То же самое касается и совмещения подготовительного и окрасочного участков.

Улучшение организации системы кузовного ремонта на автомобильной станции техобслуживания возможно через внедрение комбинированных постов, где совмещение различных видов работ будет оправданным. Один из самых

эффективных способов - объединение всех этапов ремонта на одном посту, включая подготовку к окраске. Тогда процесс кузовного ремонта выглядит следующим образом: автомобиль с повреждениями кузова проходит все необходимые работы на комбинированном посту, включая разборку, ремонт и подготовку к покраске. Все работы выполняются одним мастером или бригадой. После этого автомобиль перемещается на окрасочный участок.

V нйве реальный Окраиб^ный

участок г участок

ш

Рисунок 2. Схема перемещения автомобиля на СТО.

Внедрение комбинированных постов позволит существенно сократить время ремонта за счёт уменьшения перемещений автомобиля между различными участками и избавления от технологических простоев, связанных с необходимостью знакомства нового мастера с автомобилем. Этот подход также способствует повышению качества ремонта, поскольку каждый мастер будет нести ответственность за весь комплекс работ.

С позиции предприятия в целом внедрение комбинированных постов оптимизирует организацию системы кузовного ремонта, что приведёт к сокращению расходов и повышению уровня рентабельности. Это также позволит сократить срок окупаемости оборудования и эффективно использовать площадь помещения за счёт объединения различных участков. Кроме того, введение таких постов потребует меньшего количества персонала и снизит общие затраты по сравнению с традиционными постами.

С технической точки зрения, для организации комбинированного поста потребуется пространство размером 8х5 метров, стапель, универсальная измерительная система, стеллаж для хранения демонтированных деталей, верстак, необходимый инструментарий, подкатной домкрат, электро- или

пневмоинструмент, сварочный аппарат и мощная система вентиляции для безопасной работы с красками.

Поскольку ключевой концепцией комбинированного поста является объединение различных видов работ, важную роль играет выбор подходящего оборудования, особенно стапеля.

Повреждения и соответствующие им виды ремонта можно условно разделить на три категории. Легкие повреждения, такие как небольшие вмятины или царапины, не требуют демонтажа кузовных элементов. Повреждения средней тяжести включают в себя замену отдельных кузовных элементов, таких как капот, бамперы, двери или крылья. В случае тяжелых повреждений, таких как деформация несущих или силовых элементов кузова после ДТП, необходимо использовать стапель. Для создания универсального поста, способного выполнять ремонт любой сложности, стапель является неотъемлемым оборудованием.

Наиболее оптимальными для организации универсального поста являются напольные системы, так как они не занимают дополнительного места в цеху благодаря монтажу в пол. Среди напольных систем выделяются стапели Korek от Blackhawk и напольные стапели от Wedge Clamp.

Основная цель оптимизации технологических процессов кузовного ремонта заключается в увеличении скорости работы без потери качества. Одним из важных аспектов является измерение и контроль геометрических параметров кузова во время ремонта. Для повышения производительности и точности измерений широко используются современные компьютерные системы измерения геометрии кузова. На сегодняшний день наиболее передовой является система измерения, которая определяет координаты точек по излучению ультразвуковых волн, что позволяет значительно улучшить эффективность и точность работы.

Внедрение услуги по измерению геометрии кузова на станции техобслуживания способствует увеличению окупаемости измерительной

системы, особенно в условиях растущей популярности среди тех, кто покупает подержанные автомобили.

Что касается сварочного оборудования, достаточно иметь один полуавтомат для сварки в защитной газовой среде на двух универсальных постах и один аппарат для контактно-точечной сварки на двух-четырёх постах.

Использование напольных систем экономит на стоимости подъемника. Например, при использовании напольной системы Korek в комплекте с ней поставляются зажимы для кузова Power Lok, позволяющие поднять автомобиль на высоту 85 см от пола. Для этого установка автомобиля в зажимы осуществляется с помощью подкатного домкрата, обеспечивающего необходимую высоту подъёма. Такая высота достаточна для большинства технологических операций, однако для сложных кузовных ремонтов, таких как правка или замена передних лонжеронов, требуется демонтаж двигателя, что делается на отдельном посту с стационарным подъемником.

В качестве системы вентиляции для подготовки к покраске можно использовать стационарные установки с индивидуальным энергоблоком на каждом универсальном посту, включающим в себя разъем для пылеотсоса и промышленный пылесос.

Технологический процесс подготовки к покраске можно разделить на две части. Нанесение шпатлевки и последующую шлифовку поверхности можно выполнять на универсальном посту, а нанесение грунта на подготавливаемую поверхность проводить непосредственно в камере. Однако необходимо использовать финишные грунтовки, не требующие шлифовки после нанесения.

2 2 3 4 4 4 5 6

1 1 4 4 4 7 7

Рисунок 3. Планировка СТО, специализирующейся на кузовном ремонте 1 - участок УМР, 2 - пост ТО и ТР, 3 - пост УУК, 4 - универсальный пост, 5 - компрессорная, 6 - краскоприготовительпая, 7 - окрасочная камера.

Интеграция универсальных постов в технологический процесс на станции техобслуживания лучше всего осуществляется на этапе строительства, включив их особенности в планировку станции. Также возможно обновление существующих СТО. Применение универсальных постов позволяет значительно экономить площадь станции, обеспечивая при этом такое же количество ремонтов автомобилей.

Рассмотрим особенности планировки станции, специализирующейся на кузовном ремонте и использующей универсальные посты (см. рисунок 3). На данном схематическом изображении представлен вариант организации станции кузовного ремонта с использованием шести универсальных постов. Кроме того, станция включает два поста для уборочно-моечных работ (УМР), два поста для технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) с установленными стационарными подъемниками, а также пост для установки углов колес (УУК), две окрасочные камеры и дополнительные помещения.

По сравнению со станциями кузовного ремонта стандартного типа, данная станция имеет более компактные размеры за счет отсутствия арматурного участка и участка подготовки к окраске.

Процесс восстановления автомобиля после аварии выглядит следующим образом: пострадавший автомобиль доставляется на станцию на эвакуаторе. После этого он помещается на подкатные опоры для мойки. Если нет необходимости в снятии двигателя, транспортное средство направляется на универсальный пост. В противном случае, оно проходит через пост технического обслуживания и текущего ремонта, где осуществляется снятие силового агрегата, после чего также направляется на универсальный пост.

На универсальном посту производится разборка автомобиля, кузовной ремонт, предварительная сборка с контролем зазоров между кузовными панелями и замена поврежденных деталей, а также подготовка к покраске. Затем автомобиль направляется в окрасочную камеру, где производится грунтовка и покраска поверхностей. По завершении работ, при необходимости, производится установка углов колес, после чего автомобиль подвергается уборке салона на посту уборочно-моечных работ.

Принцип универсальности постов представляет собой адаптацию станций кузовного ремонта или соответствующих участков на СТО к современным требованиям рынка кузовного ремонта. Этот принцип направлен на улучшение качества услуг при одновременном снижении их стоимости. Реализация этого принципа позволит значительно снизить затраты и сократить время на ремонт, что придаст предприятию конкурентное преимущество и повысит его рентабельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ананьин А.Д. Диагностика и техническое обслуживание машин // Учебник / А.Д. Ананьин, В.М. Михлин, И.И. Габитов, А.В. Неговора, А.С. Иванов / Москва, 2015. - 416 с;

2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: в 3-х т. Т. 1. - 9-е изд., перераб. и доп./ под. Ред. И.Н. Жестоковой. - М.: Машиностроение, 2006. - 928 с;

3. Латышев М.В. Управление качеством в процессах автосервиса [Текст] / М.В. Латышев, А.Г. Сергеев. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2005. - 160 с;

4. Харазов А.М. Политика и цели в области качества предприятий авторемонтного комплекса [Текст] / А.М. Харазов, И.О. Фанталов // Методы менеджмента качества. - 2004. -№11. - С. 19-23;

5. Родионов Ю.В. Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса / Ю.В. Родионов. М.: Феникс, 2008. 448 с

Nurgalin V.D., Valieva L.M., Yusupov M.I.

Nurgalin V.D.

Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia)

Valieva L.M.

Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia)

Yusupov M.I.

Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia)

OPTIMIZATION OF BODY REPAIR PROCESSES AT VEHICLE SERVICE IN ACCORDANCE WITH MODERN REQUIREMENTS

Abstract: the organization of the process of restoring a car body at a car service station is being studied. An effective solution is proposed: the use of combined stations for disassembly work, body repair and preliminary preparation before painting. After this, the car is moved to a specialized area for painting. Recommendations are being developed for the selection of optimal equipment for combined stations. The features of the layout of a body repair station are given, taking into account modern requirements.

Keywords: body repair, service, post, painting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.