экономические науки
Епишкин Вячеслав Евгеньевич ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ...
УДК 65.016.7
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА
© 2017
Епишкин Вячеслав Евгеньевич, старший преподаватель кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 16в, e-mail: amitera@tltsu.ru)
Аннотация. Рассматриваются тенденции развития предприятий автосервиса. На основании многолетней работы сотрудников кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Тольяттинского государственного университета, выделены основные направления работы по совершенствованию системы обслуживания и ремонта автомобилей. Выявлено разделение предприятий автосервиса на две группы: дилерские и независимые, даются особенности расчетов при проектировании новых предприятий. Отмечается необходимость и предлагаются пути совершенствования традиционных технологий - техническое обслуживание, ремонт силового агрегата и ходовой части, шиноремонт, ремонт и окраска кузова, ремонт электрических систем. Отдельно рассмотрены актуальные вопросы ремонта электронных систем, обосновано расширение задач при диагностике узлов и агрегатов. Освещены перспективы применения в автосервисе аддитивных технологий, дается анализ подготовки будущих автомехаников по этим технологиям. Описан один из наиболее перспективных видов технического воздействия - тюнинг легкового автомобиля, направленный на улучшение его потребительских свойств. На основании анализа авторемонтных технологий предложены направления развития автосервисных предприятий - расширение, реконструкция и строительство новых филиалов. Предложены конкретные методы решения прямой и обратной задачи при технологическом проектировании предприятий автосервиса. Обосновывается необходимость целенаправленного развития сети автосервиса с целью повышения эффективности и безопасности транспортной системы РФ.
Ключевые слова: автомобилизация, диагностика, модернизация автомобиля, подготовка специалистов автосервиса, проектирование объектов сервиса, развитие дорожной инфраструктуры, ресурсосбережение, техническое состояние автомобиля, тюнинг, экологическая безопасность, экономия топлива, энергоэффективность автомобиля.
PERSPECTIVE LINES OF CAR SERVICE ENTERPRISE DEVELOPMENT
© 2017
EpishkinVyacheslavEvgenievich, senior teacher of the chair «The designing and operation of the car»
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st.Belorusskaya, 16v, e-mail: amitera@tltsu.ru)
Abstract. The trends of car enterprises development are considered. The colleagues of the Chair "Cars design and operation" in Togliatti State University basing on long period of work, highlighted the main directions of cars maintenance and repair improvement. They divided car service enterprises into two groups: belonging to a dealer and independent, and gave the specific of calculation when new enterprises designing. The improvement of traditional technologies is necessary and the suggested ways of it are technical maintenance, repair of powertrain and chassis, tire repair, body repair and painting, electrical systems repair. The actual problems of electronic systems repair considered separately, the range of tasks on components and assemblies diagnostics widened. The perspectives of application of addictive technologies in car service highlighted, with analysis of training future car mechanics on this technologies. Described one of the most perspective types of technical impact, car tuning aimed at improving its customer properties. Basing on analysis of car repairing technologies there are directions of development of car service enterprises, such as widening, reconstruction and construction of new affiliates. Suggested specific ways of decision of direct and inverse tasks when technological designing of car service enterprises. The necessity of purposeful development of car service network aiming at effectiveness and safety increase in transport system of the Russian Federation is sound.
Keywords: automobilization, diagnostics, car modernization, training of auto services specialists design of service objects, development of road infrastructure, resources saving, technical condition of a car, tuning, ecological safety, fuel economy, the energy efficiency of a car.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время, как результат тотальной автомобилизации населения, предприятия автосервиса стоят на пути качественного изменения своей работы. Повышение покупательной способности населения страны, развитие системы автокредитования и обострение конкурентной борьбы между отечественными производителями автомобилей и иностранными компаниями при сохранении тенденции выравнивания цен на иномарки и автомобили российского производства, привело к значительному росту автомобильного парка страны и существенным изменениям в его возрастной и марочной структуре. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в настоящее время обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по РФ достигла отметки 274 шт. на 1000 жителей. Рост автомобильного парка страны требует соответствующего развития производственно-технической базы для обслуживания и ремонта автомобилей [1]. В последнее время всё меньше автовладельцев производят обслуживание автомобилей собственными силами, большинство предпочитает довериться услугам автосервисных предприятий.
В то же время сохраняются повышенные требования к техническому состоянию автомобилей, соответствию требованиям безопасности [2], как одному из элемен-
тов безопасности дорожного движения. В связи с этим на повестке дня научного сообщества стоят задачи изучения тенденций работы автосервисных предприятий с разработкой перспективных направлений дальнейшего развития.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Рассмотрим актуальные проблемы развития автосервиса на примерах исследовательской деятельности кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Тольяттинского государственного университета, одного из ведущих вузов автомобильного кластера. Кафедра была организована в 2011 году слиянием двух кафедр: «Автомобили и тракторы» и «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановление деталей». С 2014 года работой кафедры руководит заведующий А.В. Бобровский.
Сотрудники кафедры ведут многолетние исследования по развитию системы обслуживания и ремонта. Глубокие теоретические работы по основам технической эксплуатации автомобилей опубликованы В.С. Малкиным [3, 4], в которых выделены основные направления работы по совершенствованию системы обслуживания и ремонта автомобилей.
Детально исследованы вопросы развития объектов
Епишкин Вячеслав Евгеньевич ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ..
economic sceinces
дорожного сервиса Ю.П. Петиным [5], при этом выявлено разделение всех предприятий автосервиса на две группы: дилерские, которые являются представителями автозаводов, и независимые, которые в основном являются многомарочными и обслуживают автомобили после истечения гарантийного срока.
Ю. П. Петин, как и автор этой публикации, с коллективом авторов обосновали необходимость тщательных изысканий при технологическом проектировании предприятий по обслуживанию и ремонту автомобилей [6, 7], и описали особенности расчетов как при проектировании новых, так и при реконструкции существующих предприятий [8, 9]. На кафедре разработаны рекомендации по проектированию современных производственных подразделений основного производства. В общем случае проект каждого подразделения должен содержать следующие пункты:
- назначение подразделения;
- основные виды работ производимых в подразделении;
- организация работы в подразделении;
- режим работы подразделения;
- расчёт годового объема работ, выполняемых в подразделении;
- определение количества специализированных постов по видам работ;
- определение численности основных производственных рабочих и их квалификации;
- расчёт площади подразделения;
- краткая характеристика основного стационарного технологического оборудования применяемого для выполнения технических воздействий.
На кафедре «Проектирование и эксплуатация автомобилей» традиционно большое внимание уделяется базовым технологиям автосервиса, это, прежде всего, техническое обслуживание, ремонт силового агрегата и ходовой части. Особенности технологии ремонта колес и шин описал В.Г. Доронкин [10], его перу также принадлежат учебные пособия по ремонту и окраске кузова [11, 12], по ремонту электрических систем автомобиля [13]. Важное направление в ремонте автомобилей - это восстановление вышедших из строя деталей, фундаментальное пособие по этой тематике подготовлено Г.В. Мураткиным [14] с коллективом авторов.
Формирование целей статьи (постановка задания). Большинство технологий ремонта и обслуживания автомобиля разработаны несколько десятилетий назад. В настоящее время отмечается необходимость совершенствования традиционных технологий автосервиса, которые можно разделить отдельные блоки.
Важнейшим из них был и остается блок регламентных работ - техническое обслуживание. Кроме этого, большое значение с точки зрения эффективности и экологии автомобиля, является ремонт силового агрегата, при этом отдельно выделяется ремонт автомобильного двигателя и его систем. С точки зрения безопасности важен ремонт ходовой части, включая устранение неисправностей систем управления движением и шино-ремонт. Повышенное внимание к внешнему виду легкового автомобиля сохраняет актуальность технологий ремонта и окраски кузова. Технологии ремонта электрических систем автомобиля обеспечивают исправности почти всех других систем и агрегатов. Завершает перечисление блок технологий по восстановлению деталей.
Целью данного исследования является определение перспективных направлений развития технологий обслуживания и ремонта автомобилей. При этом выделяются две задачи - совершенствование и развитие традиционных технологий, а также поиски других инновационных решений.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. При определении путей совершенствования автосервиса стоит рассмотреть совершенствование самих
автомобилей, при этом бросается в глаза стремительное развитие автомобильной электроники. В связи с этим, одно из важнейших направлений - это решение вопросов ремонта электронных систем, при этом обосновано расширение задач по диагностике узлов и агрегатов [15]. Кроме этого, можно отметить внедрение электрического привода, в частности, появление и увеличение числа гибридных автомобилей, поэтому важнейшее направление, это обслуживание и ремонт автомобилей с гибридной силовой установкой. При этом выявляется самостоятельная область - сервис высоковольтной части автомобиля (более 200 В).
В технологиях восстановления одно из перспективных направлений - аддитивные технологии, или так называемая «трехмерная печать» [16], которая может применяться для изготовления уникальных деталей при ремонте и тюнинге автомобиля.
Для использования этих технологий автомеханик должен обладать знанием и пониманием таких областей, как создание моделей-прототипов на основании проекта с применением 3D-принтера, программное обеспечение 3D-CAD. Он должен знать, как правильно задать параметры печати, как изменить деталь изделия, то есть понимать процесс создания деталей, их сборки и выполнение чертежей при помощи программного обеспечения 3D-CAD, включая определение габаритов. При этом специалист должен знать характеристики, риски и методы обработки таких материалов для моделирования, как герметизирующая смола, ламинирующая смола, древесная целлюлоза, полилактид.
Уже упоминалось одно из наиболее перспективных видов технического воздействия - тюнинг легкового автомобиля, направленный на улучшение его потребительских свойств. Это явление получает всё большую популярность. Особенно отмечается актуальность тюнинга силового агрегата [17], как средство улучшить динамику и экономичность автомобиля, а для улучшения управляемости и плавности хода важен тюнинг ходовой части [18]. Все эти технологии также способствуют повышению энергоэффективности автомобиля [19], что особенно важно при наличии на наших дорогах устаревающих автомобилей [17, 20]. Как известно, три модели в России имеют парк более 1 млн. единиц по состоянию на 1 июля 2017 года (источник: www.autostat.ru, 04.09.17). Согласно результатам проведенного исследования, самой распространенной в нашей стране моделью является LADA 2107 - всего на дорогах насчитывается 1,75 млн. вазовских «семерок». На втором месте по численности располагается еще один седан - LADA 2106, результат которого составил 1,62 млн. единиц. Замыкает тройку лидеров внедорожник LADA 4x4, который зарегистрирован в количестве 1,16 млн. экземпляров. А ведь эти автомобили конструктивно были разработаны в 60-70х годах прошлого века.
Можно выделить особенности организации работ по тюнингу автомобиля. Это планирование работ по тюнингу, учет взаимосвязи мероприятий по модернизации автомобиля, обязательный технический контроль и оценка остаточного ресурса узлов и самого автомобиля.
Оборудование и инструмент для тюнинга применяется в основном тот же, что и для ремонта. Например, для модернизации двигателя, в основном, это оборудование для разборки-сборки и механообработки. Дополнительно можно отметить: привод с гибким валом (для шлифовки и полировки воздушных каналов), станок для балансировки коленчатых валов, а также программатор для электронных систем управления. Для модернизации подвески технологическое оборудование такое же, как и для ремонта ходовой части. Выделим следующее оборудование: 2-стоечный подъёмник, стойка гидравлическая, пресс гидравлический настольный, компрессор и подъёмник 4-стоечный со стендом регулировки углов установки колёс.
Рассмотрим, на базе каких участков можно органи-
146
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)
экономические науки
Епишкин Вячеслав Евгеньевич ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ...
зовать автомобильный тюнинг. Участок тюнинга двигателя и трансмиссии можно организовать на базе трех участков, это агрегатное, слесарно-механическое и отделение спецкомплектации (тюнинга).
Для организации участка по модернизации подвески предпочтительно за основу использовать участок текущего ремонта. При этом для выполнения работ следует предусмотреть как минимум два поста:
1. Пост установки тюнинг-комплектов, оснащенный 2-стоечным подъемником и монтажно-демонтажным оборудованием.
2. Пост регулировки углов колес, включающий 4-сто-ечный подъемник и стенд проверки углов.
Под тюнингом автомобиля понимается проведение технических воздействий на транспортное средство направленных на изменение качества автомобиля в соответствие с пожеланиями владельца, без значительных изменений эксплуатационных и надёжностных характеристик автомобиля. На участке тюнинга в целях улучшения внешнего вида, комфорта и ходовых качеств автомобиля по требованию клиента или в рамках предпродажной подготовки могут производиться следующие виды работ и услуг [7]:
- улучшение характеристик двигателя (чип-тюнинг ЭСУД, увеличение мощности за счёт турбонаддува, изменения фаз газораспределения и т.д.);
- улучшение характеристик трансмиссии и ходовой части (установка коробок передач с пониженным рядом шестерен, замена главной передачи, установка газовых амортизаторов и колёс повышенного диаметра);
- улучшение характеристик тормозной системы и рулевого управления (установка дисковых тормозных механизмов на обе оси автомобиля, усилителей рулевого механизма и т.д.);
- декоративная отделка интерьера салона автомобиля, повышающая его комфортабельность (установка анатомических сидений, декоративная отделка салона, установка накладок на педали, неоновая подсветка панели приборов, установка охранных комплексов и автосигнализаций, аудиосистем, и прочих аксессуаров (электростеклоподъемников, люков и т. д.);
- установка дополнительного оборудования, повышающего безопасность движения (подушки безопасности, ремни с преднатяжителями, системы автомобильной громкой связи «Hands-Free» , системы спутниковой навигации, защита картера двигателя и т.д.);
- улучшение внешнего вида автомобиля и придание ему индивидуальности путём тонирования стёкол автомобиля, установки навесного оборудования (тюнинго-вых комплектов), установки новых колёсных дисков, аэрографии, молдинга и т.д.
Следует отметить, что подготовка автомобилей к различным спортивным состязаниям не относится к сфере сервиса автотранспортных средств, поэтому, как правило, данные работы проводятся в специализированных мастерских.
При выполнении на участке работ по нанесению на кузова автомобилей оригинальных рисунков и композиций необходимо отгораживать соответствующие посты экраном или полиэтиленовыми занавесками, а также оборудовать участок мощной местной вентиляцией. Рекомендуется тюнинговые работы, связанные с частичной или полной окраской автомобиля, в том числе и аэрографию, выполнять в окрасочном отделении СТО, при этом трудоёмкости работ суммируются с годовым объёмом работ в указанном подразделении [7].
При участке необходим кабинет менеджера, имеющий современное компьютерное оборудование и программное обеспечение для демонстрации клиенту предполагаемого внешнего вида автомобиля и его характеристик после выполнения работ по переоборудованию. Также в отдельном помещении необходимо разместить промежуточную кладовую для хранения демонтированных частей автомобиля во время производства работ по
его переоборудованию. Здесь же временно хранятся исправные узлы, агрегаты и детали, принятые у клиента по взаимозачёту. Площадь кладовой принимается в размере 10-15% от общей площади участка, но не менее 12 м2.
На основании анализа перечисленных авторемонтных технологий возможно три пути развития автосервисных предприятий - расширение, реконструкция и строительство новых зданий и филиалов. Современная специфика развития автосервиса требует от проектировщиков решения прямой и обратной задачи при технологическом проектировании предприятий автосервиса. Прямая задача, когда исходя из анализа применяемых технологий, проектируются подразделения и само предприятие. Обратная задача более сложна - исходя из существующих помещений, подобрать технологии и выбрать специализацию автосервисного предприятия.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В заключение можно отметить необходимость целенаправленного развития сети автосервиса с целью повышения эффективности и безопасности транспортной системы РФ [21]. При этом можно отметить, что результатом многолетней работы сотрудников кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Тольяттинского государственного университета является детальный анализ тенденций развития предприятий автосервиса. На основании этих исследований можно выделить следующие основные направления работы по совершенствованию системы обслуживания и ремонта автомобилей. В первую очередь отмечается необходимость совершенствования традиционных технологий:
- техническое обслуживание,
- ремонт силового агрегата и ходовой части,
- шиноремонт,
- ремонт и окраска кузова,
- ремонт электрических систем,
- восстановление деталей.
Отдельно следует выделить инновационные технологии:
- ремонт электронных систем,
- диагностика узлов и агрегатов,
- сервис гибридных автомобилей,
- 3-мерная печать уникальных деталей.
В развитии СТО одно из наиболее перспективных видов технического воздействия - тюнинг легкового автомобиля, направленный на улучшение его потребительских свойств. Следует учитывать разделение предприятий автосервиса на две группы: дилерские и независимые, даются особенности расчетов при проектировании новых предприятий. При анализе авторемонтных технологий можно отметить три направления развития автосервисных предприятий - расширение, реконструкция и строительство новых филиалов. Для развития автосервиса необходимо развивать методики их расчетов с учетом решения прямой и обратной задачи при технологическом проектировании предприятий автосервиса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Турбин И.В., Доронкин В.Г. Автомобилизация региона и дорожный сервис / Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Самар. гос. экон. ун-та, 27-28 окт. 2016 г. : в 3 ч. - Ч. 2. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2016. - с. 189-191.
2. Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, опубликован 23 сентября 2009 г.
3. Малкин В. С. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей : учеб.пособие / В. С. Малкин ; ТГУ ; Каф. «Техн. эксплуатация и ремонт автомобилей». - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2004. - 110 с.
4. Малкин В. С. Надежность технических систем и техногенный риск / В. С. Малкин. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 432 с.
Епишкин Вячеслав Евгеньевич economic
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ... sceinces
5. Петин Ю.П., Доронкин В.Г. К вопросу классификации и размещения объектов дорожного сервиса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015 - № 2-1 (32-1) - С. 42-46.
6. Петин Ю. П. Технологическое проектирование предприятий автомобильного транспорта : учеб.-метод. пособие / Ю. П. Петин, Г. В. Мураткин, Е. Е. Андреева ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; каф. «Проектирование и эксплуатация автомобилей». - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2013. - 102 с.
7. Епишкин В. Е. Проектирование станций технического обслуживания автомобилей : учеб.-метод. пособие по выполнению курсового проектирования по дисциплине «Проектирование предприятий автомоб. транспорта» / В. Е. Епишкин, А. П. Караченцев, В. Г. Остапец ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; каф. «Проектирование и эксплуатация автомобилей». - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2012.
8. Епишкин В.Е. Методика расчета предприятий автомобильного транспорта / В.Е. Епишкин, И.В. Турбин // Перспективные направления развития автотранспортного комплекса : сборник статей VIII Международной научно-производственной конференции. - Пенза : Пензенская ГСХА, 2014. - С. 45-49.
9. Епишкин В.Е. Совершенствование методики расчета предприятий автомобильного транспорта / В. Е. Епишкин // Теплофизические и технологические аспекты повышения эффективности машиностроительного производства : труды IV Международной научно-технической конференции (Резниковские чтения), Тольятти, 27-29 мая 2015 г. Т. 2. - Тольятти : ТГУ, 2015. - С. 169175.
10. Доронкин В.Г. Шиноремонт. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
11. Доронкин В.Г. Ремонт автомобильного кузова: окраска. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
12. Доронкин В.Г. Ремонт автомобильного кузова: рихтовка. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
13. Доронкин В.Г. Ремонт автомобильного электрооборудования. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
14. Мураткин Г.В., Малкин В.С., Доронкин В.Г. Основы восстановления деталей и ремонт автомобилей. В 2 ч. : учебное пособие / Г.В. Мураткин, B.C. Малкин, В.Г. Доронкин ; под ред. Г.В. Мураткина. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 263 с.
15. Доронкин В. Г. , Петин Ю. П., Колачева Н. В. Диагностика автомобилей и теория распознавания образов / В.Г. Доронкин, Ю.П. Петин, Н.В. Колачева// Вестник НГИЭИ. 2016. № 4 (59).
16. Доронкин В.Г., Кременской С.А. Инновационные технологии на автомобильном транспорте. Организационно-экономические и технологические проблемы модернизации экономики России: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - с. 121-125.
17. Турбин И.В., Доронкин В.Г. Модернизация двигателей ВАЗ в период эксплуатации. Организационно-экономические и технологические проблемы модернизации экономики России: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - с. 141-145.
18. Турбин И.В., Доронкин В.Г. Тюнинг подвески и эксплуатационные свойства автомобиля. Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - с. 63-67.
19. Доронкин В.Г. Тюнинг как инновационный способ повышения энергоэффективности автомобиля / Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Самар. гос. экон. ун-та, 27-28 окт. 2016 г. : в 3 ч. - Ч. 2. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2016. 148
- с. 85-87.
20. Доронкин В. Г. Модернизация как инновационный ресурс повышения эффективности автомобилей ВАЗ в период эксплуатации: Монография - Тольятти: Кассандра, 2016. - 60 с.
21. Кудинова Г.Э., Доронкин В.Г. Влияние автомобильного транспорта на экологически устойчивое развитие региона / Г.Э. Кудинова, В.Г. Доронкин // Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем: материалы III Международной конференции, посвященной 85-летию Самарского Государственного Экономического Университета - 2016 г. - с. 47-51.
Статья выполнена в рамках Российского фонда фундаментальных исследований (РГНФ № 16-1263003)
Статья поступила в редакцию 30.06.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)