Доронкин Владимир Геннадьевич, Кудинова Галина Эдуардовна, Курилова Анастасия Александровна К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ...
УДК 338.24.01
К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТЮНИНГА
© 2016
Доронкин Владимир Геннадьевич, старший преподаватель,
Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected]) Кудинова Галина Эдуардовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий группой, Институт экологии Волжского бассейна РАН (445003, Россия, Тольятти, ул. Комзина, 10, e-mail: [email protected]) Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: разработка методических подходов к оценке эффективности автомобильного тюнинга. Методы: диалектический подход к познанию явлений, позволяющий разработать методические подходы к оценке эффективности автомобильного тюнинга. Также в работе применялись общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), так и другие специальные приемы и процедуры. Результаты: В настоящее время тюнинг является одним из развитых направлений деятельности в сфере, связанной с производством и сбытом автомобилей. На данный момент широко известны такие тюнинговые ателье как - Carlsson Autotechnik, Brabus, Alpina и т. д. На данный момент наблюдается стагнация российского рынка тюнинга автомобилей. Также по своим объемам рынок тюнинговых услуг отстает от ведущих зарубежных стран. Однако потенциал данного рыка очень велик. Также встает вопрос об экономической оценке эффективности автомобильного тюнинга. В статье проведен анализ автомобильного тюнинга и его влияния на эксплуатационные свойства автомобиля. Рассмотрены методы расчета экономической эффективности автомобильного тюнинга. Приведены направления экологического тюнинга, обеспечивающие снижение негативного влияния автомобиля на окружающую природную среду. Отмечены проблемы по оценке экономической эффективности экологического тюнинга. Для стимулирования внедрения экологического тюнинга предприятиями автосервиса, включающими её в свою производственную программу, предложено предусмотреть льготы и компенсации на региональном уровне. Научная новизна: в статье были разработаны методические подходы к оценке эффективности тюнинга. Практическая значимость: основные положения и выводы работы могут быть использованы в оценке эффективности автомобильного тюнинга.
Ключевые слова: автомобильный тюнинг, модернизация автомобиля, ресурсосбережение, топливная экономичность, экологичность автомобиля, экономический эффект, срок окупаемости, экологический тюнинг.
TO QUESTION THE EFFECTIVENESS OF AUTOMOBILE TUNING
© 2016
Doronkin Vladimir Gennadevich, senior lecturer
Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, st. Belorusskaya, 14, e-mail: [email protected]) Kudinova Galina Eduardovna, сandidate of economic sciences, associate professor, head of the group, Institute of Ecology of Volga Basin of Russian Academy of Science (445003, Russia, Togliatti,Str. Komzina, 10, e-mail: [email protected]) Kurilova Anastasia Alexandrovna, Ph.D., professor of «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Moscow, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. Objective: Development of methodological approaches to evaluating the effectiveness of automobile tuning. Methods: dialectical approach to the knowledge of phenomena, allowing to develop methodological approaches to evaluating the effectiveness of automobile tuning. It is also used in the general scientific research methods (dialectics, analysis, synthesis, system, complexity), and other special techniques and procedures. Results: Currently tuning is one of the developed activities in the field related to the production and sale of cars. At the moment, these are widely known as a tuning company -.. Carlsson Autotechnik, Brabus, Alpina, etc. At the moment, the Russian market is stagnating car tuning. Also in its volume tuning services market lags behind the leading countries. However, the potential of this very large roar. Also there is a question about the economic evaluation of the effectiveness of automobile tuning. The article analyzes the automobile tuning and its effect on the performance characteristics of the car. The methods of calculation of economic efficiency of automobile tuning. Results of ecological direction tuning, ensuring the reduction of negative impact of the car on the environment. There are problems to assess the cost-effectiveness of environmental tuning. To encourage the introduction of environmental enterprises Car tuning, including it in its production program, it is proposed to provide benefits and compensation at the regional level. Scientific novelty: the article methodological approaches to evaluating the effectiveness of tuning have been developed. Practical value: the main provisions and conclusions of the work can be used to assess the effectiveness of automobile tuning.
Keywords: car tuning, modernization of car, resource conservation, fuel economy, environmentally friendly car, the economic effect, the payback period, the ecological tuning.
Резкий рост числа легковых автомобилей в последние годы вызвал у российских автомобилистов новую потребность в изменении потребительских свойств автомобиля путем внесения изменений в его конструкцию и внешний вид. Это направление получило тюниг от английского tuning т.е. проведение тонкой настройки, доводки какого-либо механического механизма, например автомобиля.
Подобная практика существует и в развитых странах, так во всем мире известны тюнинговые ателье, занимающееся доводкой автомобилей фирмы Daimler - Carlsson Autotechnik и Brabus, а также фирмы BMW - Alpina,
Lumma и Hamann.
Тюнинг автомобиля производится с целью изменения его потребительских свойств. Автомобиль является товаром длительного пользования. Важнейшие его потребительские свойства автомобиля - затраты на эксплуатацию, остаточная стоимость, удобство эксплуатации, красивый и современный внешний вид. Кроме этого в отличие от многих других машин и механизмов для автомобиля традиционно выделяют те группы свойств, которые важны для него именно как для транспортного средства: эксплуатационные свойства, надежность и безопасность.
Доронкин Владимир Геннадьевич, Кудинова Галина Эдуардовна, Курилова Анастасия Александровна
К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ...
Требования безопасности определяются техническими регламентами и другими нормативами, учитываются при конструировании и модернизации автомобиля и контролируются при его эксплуатации. В автомобиле выделяют следующие группы свойств безопасности: активная, пассивная, послеаварийная и экологическая. Однако надежность и безопасность на практике достаточно редко становятся целью автомобильного тюнинга. Чаще автомобиль модернизируют для улучшения эксплуатационных свойств, которые характеризуют его именно как средство передвижения.
Относительно недавно автомобили модернизировали в основном для подготовки к спортивным состязаниям [1, с.120]. Однако в последнее время, после качественных изменений в устройстве автомобиля, которые хорошо иллюстрирует развитие модельного ряда автомобилей ВАЗ [2, с.50], тюнинг автомобиля затронул все элементы конструкции [3, с.179]. Это вызвано тем, что владелец автомобиля в некоторых случаях хочет получить уникальный продукт отличный по своим потребительским свойствам и виду от других предлагаемых на рынке. Тюнинг представляет инструмент самовыражения отдельного человека как уникального субъекта общества. При этом практика модернизации автомобиля совершенствуется как в сторону доводки конкретной модели автомобиля [4, с.106], так и в направлении улучшения технологии работ для каждого агрегата. Традиционно большое внимание уделяется совершенствованию двигателя [5] и его систем [6, с.66; 7, с.76; 8, с.22], а также трансмиссии и ходовой части. Оправданно большое значение имеет задача выбора и замены колёс и шин [9, с.198]. Превращение автомобиля в предмет повседневного использования вызвал потребность в дополнительной охране [10, с.202], при этом для многих владельцев сохранилось отношение к нему как к предмету роскоши и самовыражения, что отражается в акустическом оформлении салона [11, с.90] и в визуальном
- кузова [12, с.56].
Целью доработки автомобиля является изменение и совершенствование его потребительских свойств. В самом общем случае потребительские свойства характеризуют автомобиль как товар длительного пользования. Важнейшие из них - это цена, производительность, затраты на эксплуатацию, эстетичность, хорошая эргономика, комфортабельность.
Однако в отличие от всех других объектов для автомобиля традиционно выделяются такие группы свойств, которые важны для него именно как для транспортного средства, - это эксплуатационные свойства, надежность и безопасность. Все они давно и подробно изучены и описаны в отраслевой литературе. Кратко остановимся на некоторых из них.
Эксплуатационные свойства автомобиля характеризуют его как средство передвижения, к ним относятся:
- тяговая динамичность; - тормозная динамичность;
- топливная экономичность; - устойчивость; - управляемость; - проходимость; - плавность хода.
Надежность характеризует автомобиль как сложную техническую систему и определяется такими свойствами, как: - безотказность; - долговечность; - ремонтопригодность; - сохраняемость.
Требования безопасности определяются техническими регламентами и другими нормативами, они должны обязательно учитываться при конструировании и модернизации автомобиля, а также контролироваться при его эксплуатации. В автомобиле выделяют следующие группы свойств безопасности: - активная безопасность;- пассивная безопасность; - послеаварийная безопасность; - экологическая безопасность.
При проектировании и изготовлении автомобиля различные требования нередко вступают в противоречия между собой и реализовать их в полном объеме невозможно. Поэтому процесс конструирования автомобиля основан на принятии компромиссных решений, кото-
рые не всегда соответствует ожиданиям его владельца, отвечающих его назначению и предъявляемым к нему требованиям. Кроме этого следует помнить, что при эксплуатации автомобиль является частью системы «водитель-автомобиль-дорога-окружающая среда», и все его качества проявляются во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значимость определенного эксплуатационного свойства в оценке качества или эффективности применения автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется, т. е. от условий эксплуатации. Условия эксплуатации тоже описаны и изучены, они определяются дорожными, транспортными и природно-климатическими условиями.
Для расчета эффективности тюнинга эксплуатационные показатели достаточно удобны, поскольку они объективно характеризуют такие параметры, как: - увеличение производительности (например, динамичность, управляемость, проходимость); - увеличение срока службы автомобиля или его систем (свойства надежности и безопасности); - снижение затрат на эксплуатацию (топливная экономичность и ремонтопригодность).
Однако есть некоторые потребительские свойства, которые по сравнению с традиционным эксплуатационными, не столь однозначны при анализе эффективности тюнинга. В качестве примера можно привести так называемый «стайлинг» - внешний тюнинг кузова.
Внешний вид автомобиля относится к области эстетики и отвечает двум, иногда прямо противоположным, направлениям - следование классическим законам красоты и попытке угодить моде. Если к этому добавить собственные пристрастия водителей, иногда получаются такие «шедевры», об экономической целесообразности которых говорить не приходится. С точки зрения технологии работ можно выделить три группы внешней модернизации кузова - доработка или замена лакокрасочного покрытия (ЛКП); установка дополнительного оборудования (аэродинамических или декоративных элементов); модернизация вспомогательных элементов кузова (тонировка стекол, замена ручек дверей, замена светотехники и т.п.)
Наиболее важное и трудоёмкое направления кузовного тюнинга - это модернизация лакокрасочного покрытия. Во многом это связано с тем, что основная задача ЛКП всё-таки не декоративная, а инженерная - защита кузова от коррозии. С этой задачей достаточно успешно справлялись и справляются традиционные однослойные и однотонные покрытия. Однако потребителю хочется выделяться на дорогах, это привело к появлению красок с дополнительными эффектами - металлик, перламутр, ксираллик, хамелеон, кэнди. Все они имеют многослойную структуру, это как минимум один нижний слой базовой краски и наружный слой лака (лак «кэн-ди», например, полупрозрачный с цветным оттенком). Основное свойство этих покрытий - так называемый флоп-эффект, когда при изменении угла обзора меняется насыщенность краски, а в некоторых случаях (краски «хамелеон») - и цвет. Для получения таких эффектов на обычном автомобиле приходится перекрашивать весь кузов. Впрочем, есть и другие способы доработки ЛКП - это многоцветная окраска автомобиля традиционными однотонными эмалями, нанесение декоративных полос, размещение рисунков, в том числе оригинальных картин в технике «аэрография».
Кроме перекрашивания автомобиля, есть более экономичные способы доработки внешнего вида - нанесение декоративных плёнок (в том числе виниловых), наклейка стикеров, а также применение различных специальных покрытий (например, «жидкая резина»).
При расчете экономических параметров подобных мероприятий определенную трудность представляет оценка получаемой пользы от расходов на материалы, оплаты работ и потерь во время простоя автомобиля в тюнинг-ателье. Тем не менее, можно предположить, что какая-то польза наверное есть, иначе стайлинг не полу-
Доронкин Владимир Геннадьевич, Кудинова Галина Эдуардовна, Курилова Анастасия Александровна жопомтеские
К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ... науки
чил бы массового распространения среди нашей молодежи.
При многообразии способов и методов доработки автомобиля в процессе эксплуатации, большое значение приобретает проблемы расчета экономических показателей модернизации и тюнинга транспортных средств. Следует помнить о взаимосвязи мероприятий по модернизации автомобиля. Например: если увеличить мощность двигателя, то следует установить более мощное сцепление и приводы колес (полуоси); иногда установка колес большего диаметра влечет переделку колесных ниш и изменение передаточных чисел трансмиссии; установка дисковых тормозных механизмов вместо барабанных требует доработку стояночного тормоза. С учетом этих моментов при выборе технологии тюнинга, всегда надо учитывать увеличение веса автомобиля и стоимость работ.
В настоящее время на повестке дня актуальны вопросы энергоэффективности транспортных средств, которые тесно связаны с задачами ресурсосбережения и экологической безопасности. При этом большое значение приобретает такое эксплуатационное свойство автомобиля, как топливная экономичность. Как и следует из названия, эко-тюнинг способствует улучшению экологии. Достигается это благодаря снижению расхода топлива. Причем достигается это без уменьшения мощности двигателя или динамики вождения. В среднем эко-тюнинг обеспечивает снижение расхода топлива на 10-20%. Точные цифры зависят от типа двигателя, а также от того, как именно он был настроен производителем. Вопросы снижения расхода топлива, наряду с конструкцией автомобиля, обуславливаются и приемами грамотного вождения, решаются [13, с.34; 14, с.1].
Не менее важны и другие мероприятия тюнинга, направленные на улучшение экологии автомобиля [15, 181]: снижение вредных веществ в отработавших газах; снижение износа шин; снижение износа фрикционных материалов и других поверхностей трения; повышение герметичности агрегатов и узлов автомобиля.
При планировании снижения воздействия автомобиля на внешнюю среду, желательно отдельно выделять мероприятия, которые могут экономически заинтересовать владельцев автотранспорта. Это важно для стимулирования эко-тюнинга, так как частично затраты на разработку экологических задач можно решить за счет экономии от снижения расхода топлива и материалов. Например, снижение вредных веществ в отработавших газах является результатом снижения расхода топлива; снижение износа шин дает экономию от повышения ресурса шин и затрат на их восстановление и ремонт.
Расчет эффективности тюнинга, направленного на повышение экологичности, имеет определенные трудности, особенно если работы по модернизации автомобиля не сопровождаются ресурсосберегаюшими результатами, например, снижением расхода топлива или повышением срока службы шин.
Степень автомобилизации и экологический тюнинг имеют разные значения для каждого региона. Особенно актуальны проблемы экологии автомобиля для Самарской области и автомобильной «столицы» Поволжья - города Тольятти. Для решения задачи повышения экологичности автомобилей путем его модернизации в процессе эксплуатации, предлагается подготовка и внедрение комплексной программы «Экологический тюнинг», с разработкой методических материалов и тюнинг-комплектов. Для стимулирования внедрения экологического тюнинга предприятиями автосервиса, включающими её в свою производственную программу, предлагается предусмотреть льготы и компенсации на региональном уровне. Данная инициатива позволит снизить экологический вред от автомобилей в регионе и разработать комплекс мероприятий, направленных на компенсацию экологического ущерба окружающей природной среде. Также возможным способом стимуляции 142
экологического тюнинга станет введение специального экологического сбора, который позволит создать предпосылки к мотивации владельцев автомобилей проводить экологический тюнинг.
Рассмотрим порядок расчета экономической эффективности от модернизации автомобиля в период его эксплуатации. При этом объектом тюнинга может быть как полнокомплектный автомобиль, так и его агрегат, система, узел, механизм и т.п..
Годовой экономический эффект определяется разностью между объёмом годовой экономии средств на техническую эксплуатацию объекта в результате модернизации и затратами на приобретение тюнинг-комплекта и выполнение работ.
Применительно к автомобилю, общую годовую экономию определяем по формуле
Ee = Eo + Еро + Ep + Et + Ezc + Est, руб., (1)
где:
Eo - годовая экономия от увеличения срока службы автомобиля;
Epо - годовая экономия от снижения простоев автомобиля по техническим причинам;
Ep - годовая экономия от повышения производительности автомобиля;
Et - годовая экономия от снижения расхода ГСМ; Ezc - годовая экономия от снижения расхода запасных частей;
Est - годовая экономия от снижения трудоёмкости ТО и ремонта объекта.
Затраты на приобретение тюнинг-комплекта и установку (т.е. дополнительные капитальные вложения) определяем по формуле:
Zt = Stk + Spt + Sy, руб, (2)
где:
Stk - затраты на приобретение тюнинг-комплекта; Spt - затраты вынужденных простоев в процессе тюнинга;
Sy - стоимость установки комплекта, включая накладные расходы.
Условно-годовой экономический эффект (без учета дополнительных капитальных вложений):
Eyg = Ee - Zt, руб. (3)
Срок окупаемости дополнительных вложений на тюнинг автомобиля:
Tok = Zt / Eyg, лет (4)
При обслуживании коммерческого транспорта годовой экономический эффект можно посчитать по формуле
Eyg = ( S1 - S2 )W - K * En (5)
где:
S1 иS2 - себестоимость перевозок до и после проведения тюнинга
W - годовой объём перевозок K - капитальные вложения в тюнинг En- коэффициент эффективности капитальных вложений
Срок окупаемости в этом случае рассчитывается: Tok = KTEyg, лет (6)
Также при расчете эффективности тюнинга могут применяться такие показатели расчета эффективности как NPV или Net Present Value, который иногда также называется ЧДД что означает чистый дисконтированный доход.
Чистый дисконтированный доход - это сумма всех положительных и отрицательных дисконтированных денежных потоков проекта. Другими словами, это сумма всех дисконтированных чистых денежных потоков, то есть доходов, за вычетом суммы дисконтированных инвестиций.
Формула для расчета этого показателя выглядит следующим образом:
NPV = PV - I, (7)
где:
PV - сумма всех дисконтированных чистых денеж-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)
Доронкин Владимир Геннадьевич, Кудинова Галина Эдуардовна, Курилова Анастасия Александровна
К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ...
ных потоков;
I - сумма дисконтированных инвестиций.
При этом в случае с тюнингом PV будет представлять собой сумму ожидаемых дисконтированных денежных потоков от проведения тюнинга автомобилей, а I будет представлять собой сумму затрат на проведение тюнинга.
Процедура расчета показателей будет состоять из следующих этапов:
На первом этапе необходимо определить сумму инвестиционных вложений в проект. В данном случае необходимо будет определить размер затрат на проведение тюнинга автомобиля.
На втором этапе производится расчет текущей стоимости ожидаемых денежных поступлений от реализации проекта по тюнингу автомобиля. Тут может также учитываться сокращение затрат от улучшения потребительских свойств автомобиля, а также получение владельцем автомобиля субъективных преимуществ от изменения внешнего вида автомобиля. Сформированная сумма доходов дисконтируется за каждый период.
Третье этап заключается в определении разницы между текущей стоимостью доходов и дисконтированными инвестиционными затраты по проекту. Разница между ними и будет величиной чистого дисконтированного дохода.
В теории расчета NPV определено, что для того, чтобы проект оказался эффективным, то есть принес как минимум доходность необходимо, чтобы сумма дисконтированных доходов превысила сумму дисконтированных инвестиций.
Поэтому тюнинг будет эффективным, если чистый дисконтированный доход окажется больше нуля.
Если чистый дисконтированный доход окажется меньше нуля, то осуществлять тюнинг автомобиля не стоит. Наконец, если чистый дисконтированный доход окажется равным нулю тюнинг автомобиля осуществлять можно, но он не принесет дохода владельцу автомобиля.
По аналогичной схеме при оценке эффективности тюнинга можно использовать такие показатели как индекс доходности (PI), внутреннюю норму доходности (IRR) и т д.
Необходимо отметить, что указанные выше расчеты справедливы только при рациональном тюнинге, т.е. когда владелец автомобиля, проводя его тюнинг ориентируется на объективные показатели улучшения потребительских свойств автомобиля после его тюнинга. Во многих странах и, особенно в России тюнинг получил название «национальная забава» и связан с приданием автомобилю уникального вида и эксплуатационных свойств, зачастую ухудшающих экономические параметры эксплуатации автомобиля по сравнению с его серийными аналогами. Поэтому при расчете экономического эффекта от тюнинга необходимо учитывать не экономические категории такие как экономия топлива и снижение эксплуатационных расходов, а показатель стоимостной оценки повышения уникальности внешнего вида и эксплуатационных свойств автомобиля ощущаемый потребителем.
Условный экономический эффект от тюнинга в этом случае будет определяться формулой.
Eyg = Esub - Zt, руб. (8)
где:
Esub - субъективная оценка владельцем автомобиля улучшения потребительских свойств автомобиля в стоимостном выражении;
Zt - совокупные затраты на проведение тюнинга.
При определении экономического эффекта от тюнинга необходимо также учитывать и экономический эффект который появляется при работе тюнинговых фирм и заключающийся в увеличении объемов поступающих налогов и сборов в бюджеты различных уровней от работы тюнинговых фирм.
В заключении необходимо отметить, что в настоящий
момент тюнинг в России развит незначительно и не представлен крупными тюнинговыми ателье предоставляющими услуги по тюнингу автомобилей и осуществляющими производство тюнинговых комплектов. Также наблюдается падение объемов услуг по тюнингу автомобилей по сравнению с предыдущими периодами [16, c.194].
Поэтому тема развития сферы оказания услуг по тюнингу автомобилей является актуальной и позволит увеличить не только удовлетворенность владельцев автомобилей но и даст значительный экономический эффект для экономики регионов и России в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сингуринди Э.Г. Подготовка автомобиля к соревнованиям. М.: ДОСААФ, 1976. - 250 с.
2. Тюнинг ВАЗ-2110, -2111, -2112. Иллюстрированное руководство. «Своими силами»,— М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2003. -180 c.
3. Скрипник И. Тюнинг автомобиля своими руками/ Игорь Скрипник. М. : ACT; Владимир: ВКТ, 2011. - 288 с.
4. Струков С. А. Ремонт и модернизация ВАЗ-2131 Нива. — СПб.: АлфамерПаблишинг, 2011. -304 с.
5. Степанов В.Н. Тюнинг автомобильных двигателей: СПб., АлфамерПаблишинг, 2000. - 82 с.
6. Панов Ю. В. Установка и эксплуатация газобаллонного оборудования автомобилей : учеб.пособие для нач. проф. образования / Ю.В.Панов. — 2-е изд., стер.
— М. : Издательский центр «Академия», 2006. —160 с.
7. Патрахальцев Н.Н., Савастенко А.А. Форсирование двигателей внутреннего сгорания наддувом: - М.: Легион-Автодата, 2007. - 176 с.
8. УорнерМ.Турбонаддув как радикальное средства повышения мощности: конструкция, изготовление, установка, тюнинг систем турбонаддува, формулы, тесты, данные /Перевод с английского.- М.: Легион-Автодата, 2009. - 222 с
9. Петин Ю.П., Доронкин В.Г. К обоснованию выбора автомобильных шин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013 - № 2 (24) - С. 197-199
10. Найман В. С, Тихеев В. Ю. Самоучитель по установке систем защиты автомобиля от угона. — СПб.: Наука и Техника, 2008. — 384 с.
11. Николаев А. В. Музыка в твоем автомобиле. -М.:ДМК Пресс, 2012. - 191 с.
12. Аэрография : авто / сост. А. Маркин. — Изд. 3-е.
— Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 96 с.
13. Доронкин В. Г. , Караченцев А. П., Колачева Н. В. Методы решения проблемы экономичного вождения на основе математического моделирования / В.Г. Доронкин, А.П. Караченцев, Н.В. Колачева - Вестник НГИЭИ, № 11 (54) / 2015. - С.32-37.
14. Что такое эко-тюнинг: выгоды и недостатки. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. jcnews.ru/news/chto_takoe_eko_tyuning_vyigodyi_i_ nedostatki/31974
15. Доронкин В. Г. Водитель и экология автомобиля в современном городе. Сборник докладов конференции с участием предприятий, учреждений, организаций городского округа Тольятти «Проблемы экологии городского округа Тольятти и пути их решения», г. о. Тольятти, 25.11.2015 г. - Тольятти: Кассандра, 2015. - С.180-184.
16. Курилов К.Ю. Анализ деятельности предприятия с учетом влияния цикличности // Инновационное развитие экономики. 2013. № 6 (17). С. 191-195.
Статья подготовлена в рамках работы над исследовательским проектом «К 50-летию ВАЗа: Влияние автомобилизации на социально-экономическое развитие Поволжья», поддержанным грантом Российского гуманитарного научного фонда № 16-12-63003 по результатам регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России - 2016, Самарская область».