Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:
Селезнев В.И. Оптимизация процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции: параметры, педагогические условия и этапы оптимизации // Полицейская деятельность. 2024. № 1. DOI: 10.7256/24540692.2024.1.40675 EDN: YTRALV URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=40675
Оптимизация процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции: параметры, педагогические условия и этапы оптимизации
Селезнев Владимир Игоревич
ORCID: 0000-0001-9426-360X независимый ученый
196606, Россия, Санкт-Петербург область, г. Пушкин, ул. Генерала Хазова, 34, кв. А
И seleznevvl@mail.ru
Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"
DOI:
10.7256/2454-0692.2024.1.40675
EDN:
YTRALV
Дата направления статьи в редакцию:
06-05-2023
Аннотация: Предметом исследования является описание оптимизации процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции, которая обеспечит достижение уровней подготовленности сотрудников к деятельности по профессии «Полицейский». т.е. подготовленности сотрудника полиции грамотно, осмысленно и мобильно действовать в конкретных условиях оперативной обстановки, а также будет способствовать его профессиональному самоопределению и служебному росту. Обоснованные в исследовании параметры и педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки способствуют повышению уровня подготовленности сотрудника полиции (уровня его начальной квалификации) и создают условия для профессионального становления личности сотрудника при выполнении профессиональных функций в решении будущих служебных задач. Новизна исследования заключается в том, что определены параметры и разработаны педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции, которые направлены на профессиональное становление
сотрудника полиции, готового и способного выполнять профессионально-служебные задачи на любой занимаемой должности при его дальнейшей специализации. Обоснованные уровни профессиональной подготовленности сотрудников к деятельности по должности служащего «Полицейский» могут использоваться для уточнения квалификационных требований, предъявляемым к сотрудникам полиции, а также при назначениях сотрудников на различные должности, в другие подразделения или службы (отделы), при ротациях или перемещениях по службе.
Ключевые слова:
сотрудник полиции, оптимизация, процесс, параметры, профессиональная подготовка, педагогические условия, знания, компетенции, способности, уровни подготовленности
Введение. К подготовке кадров в органах внутренних дел, осуществляемой путем профессиональной подготовки, предъявляются в современных условиях повышенные требования не только к специфическим знаниям, умениям и навыкам, но и к уровню развития психики сотрудника, интеллекта, эмоционально-волевых качеств и способностей личности, а также соблюдению сотрудником ряда требований, ограничений и запретов.
Профессиональное обучение сотрудников полиции осуществляется по программам профессиональной подготовки в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации или центрах профессиональной подготовки территориальных органов МВД России (в соответствии с Приказом МВД России от 05.05.2018 №275 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»).
Анализ профессиональной подготовки показывает, что около 52% вновь принятых сотрудников полиции имеют неудовлетворительный уровень физической подготовки, около 36% - неудовлетворительный уровень теоретической подготовки, и они не успевают в полной мере приобрести необходимые знания, умения, навыки, их уровень подготовленности к деятельности достаточно низкий. Обобщенный средний результат по итогам квалификационных экзаменов (итоговых аттестаций) в конкретной образовательной организации МВД России в среднем составляет от 3,41 до 3,58 баллов при освоении перечня знаний, умений, навыков из 184 пунктов и формирования одной совокупной профессиональной компетенции.
«Целью образования является развитие тех свойств личности, которые необходимы ей и обществу для включения в социально ценную деятельность» (В.А. Сластенин, И.Ф.
Исаев, Е.Н. Шиянов и др.)[17' с-2641.
Поэтому в современных условиях необходима оптимизация процесса профессиональной подготовки, которая должна обеспечить становление субъекта профессиональной деятельности - сотрудника полиции.
Методы исследования. Наблюдение и изучение опыта, анализ и синтез, обобщение, структурирование и метод экспертных оценок, который основывается на мнении экспертов-специалистов - непосредственных руководителей территориальных подразделений, в которых проходят службу сотрудники полиции, направляемые на профессиональную подготовку в образовательную организацию МВД России.
Основная часть. Планы-графики наборов на профессиональную подготовку различных должностных категорий сотрудников полиции ежегодно утверждаются в Главном управлении по работе с личным составом (ГУРЛС) МВД России и рассылаются в образовательные организации МВД России для исполнения. Профессиональная подготовка сотрудников полиции в современных условиях должна опираться на обязательный учет:
1) готовности образовательной организации МВД России осуществлять обучение сотрудника полиции;
2) квалификационных требований к должности служащего «Полицейский» (Приказ МВД России от 01.02.2018 №50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации») и сведений из Общероссийского классификатора занятий, начальная группа 5412 - «полицейские» («ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст);
3) потребности общества в квалифицированных сотрудниках полиции, а также потребности руководства в конкретном сотруднике;
4) способностей, возможностей, личных и деловы качеств самого сотрудника полиции.
Б.Ф. Ломов справедливо утверждал, что у входящих в целевую группу людей имеется свое поле целей, создающее предпосылки для их совпадения с общими целями-13!.
Кроме того, требуется наличие и функционирование взаимосвязанного и взаимодействующего «тройственного союза»:
1) работодатель - заказчик (например, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области);
2) исполнитель - образовательная организация (например, профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургского университета МВД России);
3) работник - слушатель (сотрудник полиции)-10!.
Оптимизации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел были
посвящены научные исследования С.С. Ж евлаковича[4,5], В.В. Закатова^, В.А.
Иоголевича-20!, И.А. Калиниченко-7!, В.Я. Кикотя-9!, Л.П. Столяренко-18!, С.Н.
Тихомирова-19 и др., которые дали возможность нам опеределить сущность оптимизации процесса профессиональной подготовки заключается как выбор совокупности наилучших вариантов обеспечения инновационной деятельности в условиях ограниченности по времени процесса подготовки, т.е. выявление параметров оптимизации и разработка педагогических условий для ее осуществления.
О б о б щ е нный а на лиз про г ра мм профе с с ио на льной по дг о тов ки с 2010 по 2020 год позволил выявить и структурировать следующие параметры оптимизации процесса профессиональной подготовки, направленные на становление субъекта профессиональной деятельности - сотрудника полиции:
а) содержание программ профессиональной подготовки сотрудников (устранение фрагментарности и дифференцированности содержания программ по уровням образования и по должностным категориям сотрудников);
б) требования к результатам освоения программ профессиональной подготовки сотрудников по должности служащего «Полицейский» (устранение непропорционального объема требований: от 1 до 16 компетенций в программах при освоении 18-20 дисциплин и 184 пунктов совокупности знаний, умений и навыков);
в) результаты освоения отдельных дисциплин, предметов, курсов в программах профессиональной подготовки сотрудников (устранение недифференцированности оценивания подготовленности сотрудника к деятельности по должности служащего «Полицейский»).
Педагогические условия представляют собой средства для осуществления оптимизации, которые оказывают влияние на качество профессиональной подготовки и способствует повышению уровня подготовленности сотрудников к деятельности по должности служащего «Полицейский».
Таким образом, для осуществления оптимизации процесса профессиональной подготовки были разработаны следующие педагогические условия:
1. Педагогическое условие - изменения в программе профессиональной подготовки сотрудников - разработанные блоки учебных дисциплин (введение в специальность, физическая подготовка, психологическая подготовка, правовая подготовка, специальная подготовка). Отличительной особенностью предложенных блоков учебных дисциплин является следующее: на весь процесс профессиональной подготовки учебным планом отводится 952 часа, на освоение в ходе оптимизации блоков учебных дисциплин отводится 400 часов, на освоение профессионально-специализированного цикла - без изменений 200 часов. Т.е. остается 352 часа на освоение 3 (трех) важных учебных дисциплин: огневая, физическая и тактико-специальная подготовка (по 100 академических часов на каждую, плюс факультативы и резервные часы). Это имеет принципиальное значение для осуществления оптимизации процесса профессиональной подготовки сотрудника по должности служащего «Полицейский», так как современный сотрудник полиции обязательно должен иметь возможность, быть способным и готовым эффективно выполнять профессионально-служебные задачи в любых условиях оперативной обстановки.
2. Педагогическое условие - авторские технологии. При структурировании технологии, опираясь на теорию систем, мы учитывали достижения учёных в формировании разных структур. Так В.С. Леднев утверждал, что создание теории системы должно включать оптимальный объем и свойства компонентов для эффективного функционирования, при установлении связей между ними-^12—с,45]. М.В. Кларин справедливо пояснял, что педагогическая технология с системно-процессуальных позиций является процессом поэтапной реализации проекта педагогической деятельности^11^, а именно:
- «Модель действий сотрудника полиции при пресечении правонарушений»Д16!, которая предусматривает взаимодействие 4 (четырех) блоков учебных дисциплин: введение в специальность, психологической, правовой, специальной подготовки и отработку каждым сотрудником до 7 типичных задач-ситуаций, связанных с профессионально-служебной деятельностью;
- «Модель готовности сотрудника полиции к действиям по профилактике и пресечению правонарушений»^15-, которая предусматривает взаимодействие 5 (пяти) блоков учебных дисциплин: введение в специальность, физической подготовки, психологической, правовой и специальной подготовки; сотрудникам предлагается выучить три возможных
варианта (алгоритма) развития любой ситуации и использовать при проведении деловых игр, имитационно-игровых упражнений или инсценировках.
Реализация предложенных педагогических условий способствует приобретению сотрудником полиции уровня сформированной совокупности знаний, способностей и компетенций, необходимого для осуществления ими профессионально-служебной деятельности как субъектами профессиоальной деятельности, а именно:
- знания: основных положений законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельности полиции; основ применения специальной, криминалистической техники и информационных технологий; правовых основ применения физической силы, специальных средств и оружия; оказания первой помощи (для оценивания знаний применяется тестовое задание: 100 вопросов по блокам учебных дисциплин: введение в профессию, правовая, психологическая и специальная подготовка);
- способности (на основе приобретения умений и навыков): действовать в сложной, постоянно меняющейся оперативной обстановке, требовать и добиваться от граждан прекращения противоправных действий, физически противостоять правонарушителю, применять специальные и технические средства (для оценивания способностей применяются методики: диагностика на основе Калифорнийского опросника в Т-баллах, диагностика карьерных ориентаций «Якоря карьеры» в баллах, выполнение нормативов по общефизической подготовке и боевых приемов борьбы);
- компетенции: 1) готовность уважать честь, достоинство личности человека, соблюдать его права свободы и проявлять в общении с гражданами самообладание, сдержанность и эмоциональную устойчивость; 2) готовность аргументировано излагать свою точку зрения и руководствоваться нормами закона, соблюдать правила служебного поведения; 3) готовность демонстрировать оперативность, решительность, быстроту принятия решения при пресечении преступлений, правонарушений и проявлять волю, характер в конфликтных ситуациях, при их устранении, упорство в преодолении трудностей; 4) готовность к действиям по эффективной реализации поставленной задачи и к правомерному и к обоснованному применению в случае необходимости физической силы, специальных средств (для оценивания компетенций применяются методики: диагностика на основе Пятифакторного опросника в Т-баллах и диагностика личности «Мотивация к успеху» (стремление к достижению цели) Т. Эйлерс в баллах.
П.К. Анохин называл полезный результат главным фактором системы, которая сама изначально и извне формирует или задает ее содержание и параметры в виде модели или цели[1,21.
Критическому уровню сформированной совокупности знаний, способностей и компетенций соответствует низкий уровень подготовленности сотрудников к деятельности по профессии «Полицейский». Среднему уровню сформированной совокупности знаний, способностей и компетенций соответствует допустимый уровень подготовленности. Высокому уровню сформированной совокупности знаний, способностей и компетенций соответственно - оптимальный уровень.
Исследователи О.Н. Олейникова и А.А. Муравьева справедливо отмечали, что квалификация это совокупность индивидуальной готовности человека к квалифицированному выполнению функций в пределах определенной профессии-14, с,27], поэтому были определены следующие уровни подготовленности сотрудников
полиции:
1) Низкий уровень подготовленности. Сотрудник обладает недостаточными знаниями правовых основ профессии «Полицейский»; отсутствие стремления к профессиональному росту, низкая требовательность к себе, неспособность физически противостоять правонарушителю; в большинстве ситуаций проявляет нерешительность, неготовность добиваться от граждан прекращения противоправных действий.
2 )Допустимый уровень подготовленности. Сотрудник демонстрирует средние знания правовых основ профессии «Полицейский; интерес проявляет только в конкретной должности, не всегда может физически противостоять правонарушителю; задачи повышенной сложности вызывают затруднения, в т.ч. в условиях риска для жизни и обеспечения безопасности других лиц, сомнения в правомерности, колебания при применении силы.
3 ) Оптимальный уровень подготовленности. Сотрудник демонстрирует отличные и хорошие знания правовых основ профессии «Полицейский» стремление к профессиональному росту, решительность, инициативность, способность эффективно физически противостоять; проявляет осознанную готовность применять в случае необходимости силу, специальные средства, при выполнении задач повышенной сложности и в условиях риска для собственной жизни.
Достижение уровней подготовленности сотрудников к деятельности по должности служащего "Полицейский" осуществляется последовательно через следующие этапы оптимизации процесса профессиональной подготовки:
1) Подготовительный этап (опрос и анкетирование сотрудников, анализ результатов входного контроля сотрудников полиции по прибытии на профессиональную подготовку);
2) Начальный этап (констатирующая стадия - оценка и диагностика исходного уровня совокупности знаний, способностей и компетенций, определяющего начальный уровень подготовленности сотрудников полиции);
3) Основной этап (формирующая стадия - оценка и диагностика итогового уровня совокупности знаний, способностей и компетенций, определяющего сформированный уровень подготовленности сотрудников полиции в результате оптимизации);
4) Завершающий этап (контрольная стадия - повторная оценка и диагностика итогового уровня совокупности знаний, способностей и компетенций, определяющего сформированный уровень подготовленности сотрудников полиции для проверки воспроизводимости результатов, достоверности и точности полученных данных, минимизации погрешностей и искажений полученных результатов; метод экспертных оценок результативности оптимизации и опрос сотрудников по завершении профессиональной подготовки).
В своем исследовании Т.В. Камоза подтверждает, что становление любого субъекта профессиональной деятельности является одной из главных целей профессионального
образования (или профессиональной подготовки - авт.)-8-. По мнению В.А. Якунина, если принимать в качестве цели профессиональную подготовку специалиста, то признаками ее эффективности будут большой перечень умений, от самостоятельного определения цели до перестроения собственной деятельности-21, с-421.
Метод экспертных оценок результативности оптимизации применяется для сравнения
значимости сформированной совокупности знаний, способностей и компетенций, определяющей уровень подготовленности сотрудников к деятельности по должности служащего «Полицейский» для различных должностных категорий. Анализ по данному методу и сопоставление мнения специалистов-экспертов с ежегодным планом-графиком наборов на профессиональную подготовку может свидетельствовать о том, для каких должностных категорий сотрудников полиции совокупность сформированных знания, способности и компетенции наиболее значима.
Заключение. Оптимизация процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции направлена на формирование уровней подготовленности сотрудников к деятельности по профессии «Полицейский», что позволяет сделать следующие выводы:
1. Сущность и рассмотренные параметры оптимизации процесса профессиональной подготовки определили выбор средств оптимизации в условиях ограниченности по времени процесса профессиональной подготовки, которые должны быть направлены на повышение уровня подготовленности сотрудников к деятельности по должности служащего «Полицейский».
2. Разработанные педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки оказывают влияние на качество подготовки сотрудников полиции и способствуют повышению уровня подготовленности сотрудников к деятельности по должности служащего «Полицейский».
3. Сформированные уровни подготовленности сотрудников полиции объективно отражают требования к качеству процесса профессиональной подготовки и удовлетворяют запросам общества и самого сотрудников к осуществлению профессионально-служебной деятельности по должности служащего «Полицейский».
Библиография
1. Анохин П.К. Общая теория функциональных систем организма // Прогресс биологической и медицинской кибернетики. - М., 1974.
2. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр. / Отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1978. - 399 с.
3. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
4. Жевлакович С.С. К вопросу о совершенствовании профессионального обучения по программам профессиональной подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел. Вестник экономической безопасности. 2019; (1): 251-6.
5. Жевлакович С.С. Реформируем до основания? Об актуальных тенденциях в развитии федеральной системы профессионального образования. Вестник экономической безопасности. 2021; (3): 309-19.
6. Закатов В.В. К вопросу о внедрении инновационных образовательных технологий в педагогический процесс профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел / Вестник Екатерининского института. - 2015. - № 3 (31). - С. 7-10.
7. Калиниченко И.А. Особенности практико-ориентированного подхода в образовательной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2017. - № 2. - С. 13-15.
8- Камоза Т.Л. Концепция общепрофессиональной подготовки бакалавра: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.08. - Чита, 2010г. - 42 с.
9. Кикоть В.Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра // Профессионал. - 2008. - № 1 (81). - С. 2-6.
10. Касаткина Н.В., Коновалов Е.А., Селезнев В.И. Особенности профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудника полиции в современных условиях / Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. №4. С. 79-84.
11. Кларин М. В. Технология в учебном процессе анализ зарубежного опыта. - Москва: Знание, 1989. - 77 с.
12. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высш. шк., 1991. - 224 с.
13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. -444 с.
14. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. М.: АНО Центр ИРПО, 2011.
15. Селезнев В.И. Модель готовности сотрудника полиции к действиям по профилактике и пресечению правонарушений в процессе общепрофессиональной начальной подготовки / Ленинградский юридический журнал. - 2015 - 4(42) - С. 289-295.
16. Селезнев В.И. Модель действий сотрудника полиции при профилактике и пресечении правонарушений в процессе профессионального обучения / Ленинградский юридический журнал. - 2015 - 2(39) - С. 177-184.
17. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
18. Столяренко A.M. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД РФ на рубеже XXI века. - Москва: Академия управления МВД России, 1997. -115 с.
19. Тихомиров С.Н. Виды и условия эффективности мониторинга качества профессионального образования // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы двенадцатой Всероссийской научно-методической конференции. 2007. С. 6-9.
20. Технология модульного обучения в системе первоначальной подготовки сотрудников ОВД: Научно-методическое пособие / Авторы-составители В. А. Иоголевич, Г.А. Казарцева / Под общ. ред. О.Д. Нациевского: Челябинский юридический институт МВД России, 2002. - 26 с.
21. Якунин В.А. Педагогическая психология. Уч. пос. / Европ. ин-т. экспертов. - СПб.: Полиус, 1998. - 639 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования выступает содержательных требований к процессу
профессиональной подготовки сотрудников полиции, включая представление
параметров, педагогических условий и этапов оптимизации.
Методология исследования включает два аспекта. Первый аспект связан с
представлением теоретических обоснований повышения качества подготовки, на основе исследований как личности, так и ситуации образования. Второй аспект связан с представлением хода эмпирического исследования, которое было проведено автором статьи. Методы исследования, используемые при написании текста статьи, достаточно валидны и репрезентативны относительно выборки испытуемых.
Актуальность представленной статьи не вызывает сомнения, так как необходимо достаточно полное и обоснованное исследование построения оптимизации процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции. Поддержка оптимизации определяется выбором совокупности наилучших вариантов обеспечения инновационной деятельности в условиях ограниченности по времени процесса подготовки, т.е. выявления параметров оптимизации и разработки педагогических условий для ее осуществления. ДАнная ситуация необходима, так как во многом подготовка сотрудников полиции происходит в достаточно ограниченных условиях как временных, так и факторных. Действительно, можно констатировать, что система профессиональной подготовки сотрудников полиции, существующая в реальной действительности, не всегда в полной мере отвечает потребности служб и подразделений органов внутренних дел в профессионально грамотных сотрудниках полиции, обладающих достаточным уровнем сформированных знаний, навыков и умений по результатам обучения в существующей системе профессиональной подготовки.
Научная новизна представленного исследования также имеет интерес в виду того, что формирование уровней подготовленности сотрудников к деятельности по профессии «Полицейский» позволяет сформировать готовность сотрудников полиции осмысленно, чтобы максимально определить как возможности подготовки на начальном этапе становления сотрудников, так и в дальнейшем совершенствовать профессиональное развитие личности.
Стиль статьи выдержана в соответствии с требованиями к научной публикации. Структура статьи соответствует представлениям хода эмпирического исследования. Содержание представленной статьи соответствует заявленной теме. Однако в работе достаточно большое внимание посвящено только фактически одной стороне подготовки, связанной с пониманием и использованием правовых основ деятельности полицейского. Фактически тема, заявленная в статье, смотрится шире, нежели представленный ма те риа л.
Библиография представлена в основном литературой, имеющей достаточно длительное использование в педагогике. Однако в последнее время существуют исследования, которые посвящены оптимизации подготовки профессионала. Также в библиографии необходимо было представить и литературу, раскрывающую специфику работы по подготовке полицейских (в частности, нормативные акты, регулирующие все вопросы профессионального образования и др.)
Интерес для читательской аудитории данная статья, несомненно, представляет. Однако требует более тщательного анализа параметров оптимизации подготовки полицейских.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Объектом исследования в представленной для рецензирования работе выступает оптимизация процесса подготовки полицейских, предметом же фактически её основные педагогические аспекты.
Актуальность исследования вызвана высокой социальной значимостью профессии
полицейского, сложностью и специфичностью данной профессии, требующей сочетания высоко развитых качеств разного рода: физических, социальных, морально-волевых, интеллектуальных и пр., равно как и пониманием того, что никакое развитие в том числе профессиональное не может проистекать без совершенствования процесса обучения. Аргументация актуальности базируется в исследовании на статистических данных, что заслуживает внимания.
В статье в сжатом виде отражены основные аспекты оптимизации процесса подготовки полицейских, что можно определить как локальную методическую новизну. С методологической точки зрения статья носит теоретический характер, хотя на её страницах затрагиваются практические аспекты работы, опытно-экспериментальная часть в тексте не представлена. Фактически основным методом исследования выступает описательно-педагогический анализ, что является минимальным и достаточным уровнем для исследования формата журнальной статьи.
Заслуживает внимания обоснованное описание выборки используемого методического инструментария, обзор авторов, исследовавших схожую проблематику и их определений, обзор нормативно-правовой базы исследуемого процесса, хорошее структурирование и тезисное изложение материала, в частности тезисные выводы.
Текст написан языком, удовлетворяющим нормам научного стиля, перечень литературы соответствует требованиям и отражен на страницах работы в ссылках на источники. Работа может представлять интерес для весьма широкой педагогической аудитории с учётом исследования базовых образовательных категорий, в частности текст может быть использован в качестве источниковой базы для квалификационных работ. В качестве единственного принципиального замечания по работе отметим то, что с предметно-содержательной точки зрения заголовок не в полной мере соответствует тексту крайне небольшого объема по меркам научного исследования. Заявляется сразу несколько аспектов такого глобального педагогического как оптимизация, а именно параметры, этапы и педагогические условия, хотя предметом исследования вполне могло бы выступить что-либо одно из этого. В результате работа приобрела чрезвычайно обзорный характер, где все эти явления рассматриваются вскользь, что несколько умаляет содержательную ценность текста.
С структурной точки зрения в контексте отмеченного выше работа также выиграла, если бы текст был разбит на содержательно взаимосвязанные части, каждая из которых была бы посвящена одной из категорий, указанных в заглавии.
Тем не менее статья удовлетворяет основным структурным и содержательным требованиям, предъявляемым к трудам подобного рода, рассматривает актуальную тематику и представляет собой целостное авторское исследование, которое может быть рекомендовано к публикации в рецензируемом журнале.