Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В РОССИИ: ОБЗОР ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕРИОД 2010-2020 ГОДОВ'

ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В РОССИИ: ОБЗОР ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕРИОД 2010-2020 ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
204
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ / ЛИЧНОСТЬ СОТРУДНИКА / ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ / ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКА / ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнев Владимир Игоревич

Предметом исследования является теоретический обзор, реализуемых на протяжении последнего десятилетия в образовательных организациях МВД России программ профессиональной подготовки сотрудников полиции, впервые принятых на службу. Авторским обзором были охвачены 15 (пятнадцать) программ профессиональной подготовки сотрудников полиции по которым осуществлялось обучение в конкретной образовательной организации МВД России. В исследовании анализируется динамика последовательно вносимых изменений в образовательные программы профессиональной подготовки сотрудников полиции. Акцентируется внимание на необходимости и целесообразности четкого обоснования внесения различных изменений в существующие программы профессиональной подготовки сотрудников полиции в современных условиях. Основным выводом в исследовании является то, что подготовка сотрудника полиции к его дальнейшей служебной деятельности в современных условиях, осуществляемая по различным программам подготовки, в том числе и вносимые в них изменения и коррективы, должна в первую очередь быть направлена на становление личности сотрудника как субъекта профессиональной деятельности. Новизна исследования состоит в том, что обновление кадрового потенциала органов внутренних дел, направленное на становление сотрудника полиции как личности, обладающей сформированными личностными качествами, способностями и компетенциями невозможно без внесения кардинальных изменений в существующие программы профессиональной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнев Владимир Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF POLICE OFFICERS IN RUSSIA: REVIEW OF THE 2010 - 2020 PROFESSIONAL TRAINING PROGRAMS

The research subject is theoretical review of professional training programs for newly enrolled police officers, implemented in the last decade in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The review covers 15 professional training programs for police officers underlying the educational process at a particular educational institution. The research analyzes the dynamics of gradually adopted changes to professional training programs for police officers. The author emphasizes the necessity and feasibility to clearly substantiate the adoption of various changes to the current programs in modern conditions. The author concludes that preparation of police officers for their future service in modern conditions according to various programs, and changes to these programs, should be aimed at the formation of the personality of the officer as a professional. The scientific novelty of the research consists in the conclusion that the renewal of the human capacity of internal affairs bodies aimed at the development of a police officer as a person with formed personal qualities, skills and expertise, is impossible without radical transformation of the current professional training programs.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В РОССИИ: ОБЗОР ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕРИОД 2010-2020 ГОДОВ»

Полицейская деятельность

Правильная ссылка на статью:

Селезнев В.И. — Обучение сотрудника полиции в России: обзор программ профессиональной подготовки в период 2010-2020 годов // Полицейская деятельность. - 2022. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0692.2022.1.37131 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=37131

Обучение сотрудника полиции в России: обзор программ профессиональной подготовки в период 2010-2020 годов

Селезнев Владимир Игоревич

старший преподаватель, кафедра специальных мероприятий и специальной техники, ФГКУ ВО "Санкт-

Петербургский университет МВД России"

196606, Россия, Санкт-Петербург область, г. Пушкин, ул. Генерала Хазова, 34, кв. 14

И [email protected]

Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"

DOI:

10.7256/2454-0692.2022.1.37131

Дата направления статьи в редакцию:

17-12-2021

Аннотация: Предметом исследования является теоретический обзор, реализуемых на протяжении последнего десятилетия в образовательных организациях МВД России программ профессиональной подготовки сотрудников полиции, впервые принятых на службу. Авторским обзором были охвачены 15 (пятнадцать) программ профессиональной подготовки сотрудников полиции по которым осуществлялось обучение в конкретной образовательной организации МВД России. В исследовании анализируется динамика последовательно вносимых изменений в образовательные программы профессиональной подготовки сотрудников полиции. Акцентируется внимание на необходимости и целесообразности четкого обоснования внесения различных изменений в существующие программы профессиональной подготовки сотрудников полиции в современных условиях. Основным выводом в исследовании является то, что подготовка сотрудника полиции к его дальнейшей служебной деятельности в современных условиях, осуществляемая по различным программам подготовки, в том числе и вносимые в них изменения и коррективы, должна в первую очередь быть направлена на становление личности сотрудника как субъекта профессиональной деятельности. Новизна исследования состоит в том, что обновление кадрового потенциала органов внутренних дел, направленное на становление сотрудника полиции как личности, обладающей сформированными личностными качествами, способностями и компетенциями невозможно без внесения кардинальных изменений в существующие программы профессиональной подготовки

Ключевые слова: сотрудник полиции, профессиональная подготовка, программа подготовки, личность сотрудника, период обучения, знания и умения, навыки и компетенции, личностные качества, способности сотрудника, готовность

Введение. В современных условиях любому государству требуются люди, подготовленные, способные и имеющие возможности выполнять специальные правоохранительные функции. Любому государству, если оно считает себя гарантом безопасности своих граждан, защищающему жизнь, здоровье, свободу, обеспечивая правопорядок и противодействие преступности, требуются вполне определенные государственные органы, надлежащим образом подготовленные, способные к осуществлению и имеющие возможность осуществлять данные полицейские функции, государству требуются профессиональные специалисты - сотрудники полиции. Это подтверждается как международными, так и внутригосударственными событиями в геополитическом мировом пространстве конца XX - начала XXI века. Недавние конфликты в регионах Северного Кавказа, в странах Закавказья, Приднестровья, в Югославии и Косово, Ираке, Осетии, Молдавии, Украины и Белоруссии; события в Ливии, Египте и Сирии, США и т.п. наглядно показали справедливость утверждений о необходимости государственных органов быть готовыми, имеющими возможность и способность противостоять различным конфликтным проявлениям в обществе. {displaystyle {bar {X}}(omega

Материалы и методы. В рамках исследования нами был произведен теоретический обзор программ профессиональной подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, на базе образовательной организации МВД России -Центр профессиональной подготовки - Институт-факультет профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России в период 2010-2020 годов.

Профессиональная подготовка сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, в указанный период осуществлялась по программам подготовки сотрудников различных должностных категорий и разного образовательного уровня, которые разрабатывались образовательными организациями МВД России на основании примерных программ, утвержденных Департаментом государственной службы и кадров МВД России (далее - ДГСК МВД России). В исследовании были проанализированы 15 (пятнадцать) примерных программ профессиональной подготовки сотрудников, которые реализовывались в конкретной образовательной организации МВД России в период последнего десятилетия.

Обзор программ профессиональной подготовки имел цель - выявление тенденций, проблем в реализации существующих программ профессиональной подготовки сотрудников полиции, впервые принятых на службу, а также обоснования необходимости смещения акцентов во вносимых изменениях в сторону становления личности субъекта профессиональной деятельности - личности сотрудника полиции.

Результаты исследования. С 1 марта 2011 Российской Федерации №3-Ф3 от 7 февраля введено новое понятие - «сотрудник полиции»

года вступил в силу Федеральный закон 2011 года «О полиции», в котором было (или «полицейский» - авт.).

До вступления в силу данного закона на протяжении всего 2011 года и первой половины 2012 года подготовка сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) в Российской Федерации различных должностных категорий, а именно:

- лиц рядового и младшего начальствующих составов ОВД;

- лиц среднего и старшего начальствующих составов ОВД;

осуществлялась по программам специального профессионального обучения .

Реализация данных программ производилась в таких организациях как Центры профессиональной подготовки - самостоятельных структурных подразделений Главных управлений и региональных управлений субъектов Российской Федерации. Программы предусматривали ее освоение в 2 (два) этапа. Первый этап был одинаков для всех должностных категорий сотрудников полиции и имел в своей основе предметный принцип обучения, второй этап отличался от первого уже конкретной специализацией сотрудников, например: патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные полиции, оперуполномоченные полиции и др. Второй этап обучения осваивался сотрудниками полиции по так называемой «блочно-модульной технологии». Суть данной технологии заключалась в междисциплинарной реализации специально созданных и отобранных комплексов знаний, навыков и умений, необходимых для решения служебных задач, овладения эффективными способами и приемами несения службы (работы) в типовых ситуациях правоохранительной деятельности.

В 2012 году ДГСК МВД России были утверждены новые примерные программы первоначальной подготовки для лиц (категорий): рядового и младшего начальствующего состава и среднего и старшего начальствующего состава, назначаемых на должности , например:

- сотрудники полиции подразделений патрульно-постовой службы территориальных органов МВД России-3!;

- сотрудников полиции подразделений участковых уполномоченных территориальных органов МВД России-4!;

- следователей следственных подразделений территориальных органов МВД Росси ^ и

дрЖ

Программы также предусматривали два периода обучения. В течение первого периода обучения сотрудниками полиции изучались также по предметному принципу учебные дисциплины «Общепрофессиональной подготовки», за исключением дисциплин «Огневая подготовка» и «Физическая подготовка», которые изучались в течение всего периода первоначальной подготовки. Второй период был аналогичен предыдущим программамспециального профессионального обучения сотрудников.

Как уже отмечалось выше, акцент в учебной деятельности сотрудника полиции по данным программам смещался с учебной информации на ситуацию практического действия в правоохранительной области. При этом полученные знания ориентировали обучаемого в выборе своего поведения.

Кроме того, усвоение материала сотрудником осуществлялось через овладение отдельными видами служебной деятельности, и имели своей целью выработку основных навыков анализа и оценки обстановки, практических действий, оформления служебных документов в учебном процессе, моделирования типовой ситуации служебной деятельности максимально приближенной к реальным условиям (так называемые «модули»).

Первоначальная подготовка по указанным программам завершалась итоговым комплексным междисциплинарным экзаменом. Комплексной оценке и проверке подлежали знания, умения и навыки, необходимые сотруднику полиции для выполнения определенных служебных задач. Оценивались конкретные действия по анализу и оценке обстановки правонарушения или преступления, принятию сотрудником и последующая реализация своего решения, оформление служебных документов и т.д. Результаты обучения сотрудника полиции по окончании первоначальной подготовки в тот период получили положительную оценку комплектующих органов различных подразделений ОВД.

Однако, эффективная реализации указанных программ подготовки объективно требовало от специалистов по профессиональной подготовки Центров профессиональной подготовки (так назывались сотрудники Центров, осуществляющие первоначальную подготовку) как большого практического опыта службы, так и в первую очередь сложившегося личного междисциплинарного комплекса знаний, умений, навыков и способности как говорится «на пальцах», объяснить и показать различные способы решения профессионально-служебных задач в стандартных, типовых ситуациях.

С 1 сентября 2013 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 года №513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (с изменениями и дополнениями от 25 апреля 2019 года) «Полицейский» официально внесен в этот перечень (п.144 раздела должности служащих). В том же году, коллективом Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации был разработан проект федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии «Полицейский», который был направлен на рассмотрение и утверждение в Министерство образования и науки Российской Федерации, данный проект был размещен на сайте министерства для его общественного обсуждения. В 2013 году ДГСК МВД России была утверждена примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в ОВД (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии «Полицейский»

Также в 2014 году ДГСК МВД России были утверждены еще несколько программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов, впервые принимаемых на службу в ОВД. Например:

- примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов, впервые принимаемых на службу в

ОВД^;

- примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности среднего и старшего начальствующих составов (должностные категории, профессиональная деятельность которых не связана с раскрытием и расследованием преступлений, привлекаемые к охране общественного порядка в составе комплексных сил)М.

Кроме того, в период с 2016 года по 2019 год ДГСК МВД России утверждался целый ряд примерных программ профессионального обучения и профессиональной подготовки, а именно:

- примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в ОВД (на базе среднего общего образования) по должности служащего

« Полицейский-12-;

- примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников подразделений по вопросам миграции, впервые принимаемых на службу в

ОВД Российской Федерации по должности служащего «Полицейский» ИИ;

- программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующих составов, впервые принятых на службу в ОВД Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский» -Ш-;

- программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц рядового и младшего начальствующих составов, впервые принятых на службу в ОВД, по должности служащего « Полицейский»-14];

- примерная основная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в ОВД Российской Федерации» по должности служащего

« Полицейский» -15-;

- примерная основная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в ОВД Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное

(неюридическое) образование» по должности служащего «Полицейский» --16-;

- примерная основная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в ОВД Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (юридическое) образование» по должности служащего «Полицейский» --17-;

Кроме того, образовательными организациями МВД России самостоятельно разрабатывались и реализовывались программы профессионального обучения (профессиональной подготовки), например:

- программа профессионального обучения (профессиональной многопрофильной подготовки ) лиц среднего и старшего начальствующих составов ОВД, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел-10- и др.

Обзор содержания вышеуказанных программ профессиональной подготовки показал следующее:

- акценты в учебной деятельности постепенно снова смещались в сторону учебной информации или предметного принципа обучения, при отказе от ситуаций практического действия. Частично последний принцип сохранился только в отдельных учебных дисциплинах, таких как, например, «Тактико-специальная подготовка».

- программы достаточно дифференцированы по уровням образования (общее среднее, среднее юридическое и профессиональное (неюридическое), высшее неюридическое и высшее юридическое образование) и должностным категориям сотрудников;

- в программах подготовки сотрудников полиции включались и включаются разделы

общепрофессиональной направленности, которые занимали от 18,8 до 72,4%, от общего количества академических часов, отводимых в целом на профессиональную подготовку различных должностных категорий сотрудников;

- требования к результатам освоения различных программ подготовки также различны. Сотрудник полиции, освоивший разные программы подготовки должен был обладать отличающимся друг от друга перечнем компетенций (общими либо общекультурными; профессиональными или профессионально-специализированными);

- количество указанных компетенций в программах подготовки сотрудников полиции разного образовательного уровня и должностных категорий также различно и варьируется в среднем от 7 до 16 компетенций (требований) к освоению программы;

- структура и содержание указанных компетенций в программах подготовки сотрудников полиции имеют и свои особенности, а именно, овладение указанными компетенциями подразумевает освоение перечня от 4 до 18 учебных дисциплин, предметов, курсов;

- продолжительность подготовки сотрудников полиции, имеющих разный образовательный уровень и различные должностные категории, составляет от 4 до 6 месяцев, что, по нашему мнению, недостаточно для качественного освоения сотрудниками полиции, как перечня учебных дисциплин (предметов), так и в целом полного курса профессиональной подготовки;

- некоторые из компетенций в указанных программах подготовки не отражают специфику последующей профессиональной деятельности, правоохранительной деятельности, деятельности органов внутренних дел.

Например, «способность понимать сущность и социальную значимость своей должности служащего, проявлять к ней устойчивый интерес; способность организовывать собственную служебную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач, исходя из целей и задач, определенных непосредственным начальником (руководителем), по согласованию с прямым начальником (руководителем), принимать решения в стандартных и нестандартных служебных ситуациях, в том числе ситуациях риска, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей службы; способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности; способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учётом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности; способность владеть навыками работы с компьютером как средством управления информацией»!"7,8,9!.

Данные компетенции присущи большинству других профессий и профессиональной деятельности. Например, в области обороноспособности (военнослужащих Министерства обороны), в области безопасности (сотрудников ФСБ, МЧС, ФСИН, Росгвардии и др.), в том числе и в деятельности государственных гражданских служащих.

Программы профессиональной подготовки сотрудников полиции 2019 года получили название - «унифицированные» или универсальные, т.е. предусматривается обучение,

вне зависимости от должностных категорий сотрудников полиции и отличаются друг от друга только образовательным уровнем сотрудника и особенностями «вариативной части» подготовки или (конкретной специализацией сотрудника).

Кроме того, во всех программах подготовки 2019 года указано, что характеристика квалификации «Полицейский» - это основные профессиональные знания, умения, навыки и компетенция, необходимые для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Однако, какие именно личностные качества, способности должны быть сформированы, и какие из них характеризуют профессию или квалификацию «Полицейский» в программах профессиональной подготовки не разъясняется, их описание (или какой-либо утвержденный и обоснованный перечень) отсутствует. В программах имеется лишь перечень знаний, умений и навыков из 184 пунктов, который представляет собой определенную совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых сотрудником по каждой учебной дисциплине, предмету или изучаемому курсу.

Обсуждение результатов. Анализ программ профессиональной подготовки сотрудников полиции, впервые принятых на службу, показал следующее:

1. Образовательные организации МВД России в период последнего десятилетия реализовывали достаточно большое количество программ профессиональной подготовки сотрудников полиции по различным должностным категориям и разного образовательного уровня, которые разрабатываются разными образовательными организациями МВД России, о чем свидетельствует отличающийся друг от друга объем разделов общепрофессиональной направленности и перечень компетенций.

2. Общий объем, структура и содержание компетенций как требований к сотрудникам полиции, освоивших программу профессиональной подготовки, было также различно, тем самым можно констатировать сложность в реализации требований к освоению программ.

3. Для сотрудников полиции в современных условиях применение только различных мер принуждения, пресечения правонарушений, действий по задержанию правонарушителей, использования в деятельности специальной, техники и различных информационных технологий, оказания первой помощи пострадавшим, соблюдения личной безопасности и т.п., с нашей точки зрения, недостаточно. Решительность, физическая подготовленность, требовательность к себе и ответственность, инициативность и стрессоустойчивость, готовность к взаимодействию, сотрудничеству и готовность к правомерному применению силы, специальных средств и оружия - это те качества и способности, без которых в современном гуманистическом обществе невозможно становление личности человека, в том числе и сотрудника полиции.

4. Перечень знаний, умений и навыков из 184 пунктов, который представляет собой определенную совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых сотрудником по каждой учебной дисциплине, предмету или изучаемому курсу не может в полной мере создать предпосылки к становлению и последующему развитию личности сотрудников полиции.

Кроме того, автор в тесте статьи использовал полужирный шрифт и курсив для выделения определенной информации и привлечения внимания, к текстовым формулировкам в указанных программах профессиональной подготовки сотрудников полиции. Вынесем отдельно эти формулировки из общего текста, проследим и оценим

динамику вносимых изменений в период с 2011 по 2019 годы:

а) специальное профессиональное обучение - первоначальная подготовка -профессиональное обучение (профессиональная подготовка) - профессиональное обучение «Профессиональная подготовка...».

Данные изменения объективно обусловлены вступлением в законную силу в 2013 году нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации я"18!. В данном законе определено понятие «профессиональное обучение», однако понятие «профессиональная подготовка» в законе отсутствует, поэтому установление тождества между профессиональным обучением сотрудника полиции и его профессиональной подготовкой, на наш взгляд, не совсем корректно. Профессиональная подготовка сотрудника полиции в том виде, в котором она представлена во всех программах - это ускоренный вид подготовки сотрудника к выполнению специфических функций (полицейских функций) и не влечет изменения уровня образования.

б) лиц, назначаемых на должности. - лиц, впервые принимаемых на службу. - лиц, впервые принятых на службу.

Динамика данных изменений нам представляется следующая. До утверждения в 2012 году примерных программ первоначальной подготовки различных категорий сотрудников, на специальное профессиональное обучение в Центры профессиональной подготовки прибывали, в том числе и стажеры, которые назначались на должности уже в процессе обучения. В результате реализации программ 2012 года на первоначальную подготовку стали прибывать уже сотрудники, впервые принимаемые на службу и назначенные на должности, после успешного завершения ими стажировки. Затем в 2017 году в программах появились слова «лиц, впервые принятых на службу». В первых двух случаях, с учетом грамматики русского языка, слова «назначаемых на должности » и «впервые принимаемых на службу » имеют явные признаки пассивного причастия настоящего времени. Однако в третьем случае слова «лиц, впервые принятых на службу » почему-то уже имеют характерные признаки пассивного причастия прошедшего времени. В чем разница? Чем отличаются сотрудники полиции, впервые назначаемые на должности или впервые принимаемые на службу от сотрудников, впервые принятых на службу? Единственное возможное объяснение, по мнению автора, лежит в следующей логической плоскости. Сотрудник полиции, впервые принятый на службу и направленный на обучение, при любых обстоятельствах должен закончить обучение. Сотрудник уже принят на службу, и его обучение в образовательной организации МВД России в современных условиях является, с точки зрения многих руководителей подразделений МВД России, лишь необходимым условием для дальнейшей службы и не более того.

в) назначаемых на должности - по профессии «Полицейский» - по должности служащего «Полицейский».

Здесь также прослеживается следующая тенденция. Квалификация (сотрудника полиции - авт.)означает степень его соответствия определённому уровню профессиональных

требований"1^. Однако непонятно, как квалификация соотносится с профессией или должностью служащего «Полицейский»? Какие требования соответствуют профессии или должности служащего «Полицейский»? Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) по профессии или должности «Полицейский» до настоящего времени не утвержден, он

отсутствует. Иными словами - профессия или должность служащего «Полицейский» есть, а ее стандарта нет. Имеются только квалификационные требования к профессиональным знаниям и профессиональным навыкам должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел Российской Федерации - Приказ МВД России от 01 февраля 2018 года №50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской

Федерации»-2-.

На основании, каких нормативно-правовых актов, положений, стандартов и т.п. в сфере образования в Российской Федерации мы тогда сегодня учим сотрудников полиции? Чему учим? Вопрос остается открытым...

Заключение. На современном этапе развития государства и общества для эффективной деятельности полиции требуется наличие у любого сотрудника полиции сформированного в процессе его профессиональной подготовки определенного уровня знаний умений и навыков.

Вместе с этим, парадигма профессионального образования в системе МВД России и социальный заказ российского общества направлены также и на становление сотрудника полиции - субъекта профессиональной деятельности как личности, обладающей и сформированными личностными качествами, способностями и компетенциями.

Сбалансировать данные направления в сторону эффективности результата профессиональной подготовки объективно непростая задача, учитывая сильное влияние в конкретный исторический период множества факторов (психофизиологических конкретного человека, социально-экономических и многих других). Гораздо проще подготовить каких-нибудь «роботов-полицейских» - героев известных боевиков, запрограммированных на выполнение только конкретных «карательных» функций. Намного сложнее по результатам обучения сформировать у сотрудника еще и специфические «полицейские качества, способности, компетенции», которые в совокупности с комплексом базовых знаний, умений и навыков станут надежным критерием эффективности правоохранительных органов любого государства.

Продолжительность существующей профессиональной подготовки сотрудников полиции, впервые принятых на службу, от 4 до 6 месяцев не способствует качественному освоению ими совокупности учебных дисциплин (предметов, курсов) и как следствие формированию личности сотрудника полиции как субъекта успешной профессиональной деятельности. Результат освоения отдельных дисциплин, предметов (курсов), в процессе существующей профессиональной подготовки сотрудников полиции оценивается в большинстве случаев недифференцированно, т.е. «зачтено» или «не зачтено». Что, объективно, в значительной степени снижает возможность оценки готовности сотрудника полиции к деятельности, как готовности сотрудника осмысленно и эффективно действовать в конкретных условиях оперативной обстановки, а также к последующему профессиональному становлению, совершенствованию личности вне зависимости от образовательного уровня и занимаемых должностей в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод, что несоответствие программ профессиональной подготовки современным требованиям к становлению личности сотрудника полиции, фрагментарность компетенций (требований) не способствует качественному обновлению кадрового потенциала органов внутренних дел. Без утверждения ФГОС НПО по профессии или по должности «Полицейский», без внесения изменений в существующие программы профессиональной подготовки сотрудников полиции, направленные в первую

очередь на становление личности субъекта профессиональной деятельности,

способной к освоению новых знаний на протяжении всей своей профессиональной жизни в современных условиях, обойтись невозможно.

Библиография

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. НМЦ СПО. 1999. 538 с.

2. Приказ МВД России от 01 февраля 2018 года №50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации». URL:www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.10.2020)

3. Примерная программа первоначальной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, назначаемых на должности сотрудников полиции подразделений патрульно-постовой службы территориальных органов МВД России. М: ДГСК МВД России, 2012. 131 с.

4. Примерная программа первоначальной подготовки лиц среднего и старшего начальствующего состава, назначаемых на должности сотрудников полиции подразделений участковых уполномоченных территориальных органов МВД России. М.: ДГСК МВД России, 2012. 74 с.

5. Примерная программа первоначальной подготовки лиц среднего и старшего начальствующего состава, назначаемых на должности следователей следственных подразделений территориальных органов МВД России. М.: ДГСК МВД России, 2012. 125 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Примерная программа первоначальной подготовки лиц среднего и старшего начальствующего состава, назначаемых на должности сотрудников полиции подразделений дознания территориальных органов МВД России. М.: ДГСК МВД России, 2012. 184 с.

7. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии «Полицейский» / под общ. ред. С.С. Жевлаковича. М., 2013. 142 с.

8. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. М.: ДГСК МВД России, 2014. 125 с.

9. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности среднего и старшего начальствующих составов (должностные категории, профессиональная деятельность которых не связана с раскрытием и расследованием преступлений, привлекаемые к охране общественного порядка в составе комплексных сил) - М.: ДГСК МВД России, 2014. 83 с.

10. Программа профессионального обучения (профессиональной многопрофильной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел / Тимченко А.А., Грищенко Т.А., Яхонтов Р.Н. Санкт-Петербургский университет МВД России 2016. 184 с.

11. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников подразделений по вопросам миграции, впервые

принимаемых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский». М.: ДГСК МВД России, 2017. 108 с.

12. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе среднего общего образования) по должности служащего «Полицейский». М.: ДГСК МВД России, 2017. 167 с.

13. Программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующих составов, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский». ДГСК МВД России, 2017. 252 с.

14. Программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц рядового и младшего начальствующих составов, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, по должности служащего «Полицейский». ДГСК МВД России, 2017. 233 с.

15. Примерная основная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» по должности служащего «Полицейский». ДГСК МВД России, 2019. 162 с.

16. Примерная основная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование» по должности служащего «Полицейский». ДГСК МВД России, 2019. 162 с.

17. Примерная основная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (юридическое) образование» по должности служащего «Полицейский». ДГСК МВД России, 2019. 162 с.

18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изм. и доп. от 01.09.2020 года) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2020)

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в статье выступает методическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Автором сделан анализ изменений нормативных документов, регламентирующих профессиональное обучение, и практики их реализации образовательными организациями. При этом акцентируется внимание на том, что, помимо требуемых профессиональных компетенций, сотрудники организаций МВД должны иметь определённые личностные качества, на формирование которых требуется направить профессиональную подготовку.

Актуальность такой постановки проблемы обусловлена рядом обстоятельств: социальной нестабильностью в обществе, которая усилилась в период пандемии, размыванием задач воспитания на уровне общеобразовательной школы, низким уровнем доверия в

обществе к государственным структурам в целом и к правоохранительным органам в частности.

В исследовании применены, главным образом, теоретические методы (анализ, сравнение, систематизацию, обобщение, теоретический обзор программ профессиональной подготовки сотрудников). Но из содержания текста можно заключить, что автором использованы такие эмпирические методы как анализ педагогического опыта и включённое наблюдение.

Исследование носит не столько научный, сколько прикладной характер. Поэтому элементы научной новизны не приоритетны для автора, однако работа имеет выраженную методическую новизну. В частности, на основе качественных и количественных критериев сопоставляются программы профессиональной подготовки специалистов системы МВД, сделан сопоставительный анализ их содержания, на основе логического анализа выявлены противоречия и недочёты программ с 2011 по 2019 годы. Данные противоречия усилились ввиду вынужденного перехода образовательных организаций в дистанционный и смешанный формат обучения.

Статья имеет классическую структуру: во вступительной части обозначена проблема исследования, указаны его цель и методы, в основной части статьи излагается авторская позиция относительно проблем методического обеспечения профессиональной подготовки кадров правоохранительных органов, в заключительной части подводится итог анализу поставленных проблем. Выводы соответствуют логике рассуждений автора.

Стиль изложения материала, в целом, соответствует стандартам публикации в научном издании.

В содержании статьи недочётов не выявлено. Некоторые обороты публицистического характера (риторические вопросы, образные сравнения) могут быть скорректированы, по усмотрению редактора.

Работа сопровождается развёрнутой библиографией, в которой приведены нормативные документы по проблеме исследования. Все источники цитируются в тексте. Считаем, что из списка литературы можно исключить закона «Об образовании в Российской Федерации» как общеизвестный, достаточно в тексте статьи указать реквизиды данного документа.

Апелляция к оппонентам отсутствует в соответствии с замыслом автора, так как работа не носит теоретического характера. При этом высока методическая значимость исследования.

Статья представляет интерес для органов управления и руководителей образовательных организаций МВД, для преподавателей, методистов и сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.