Научная статья на тему 'Оптимизация процесса профессионально-речевой подготовки будущих бакалавров гуманитарного образования'

Оптимизация процесса профессионально-речевой подготовки будущих бакалавров гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / СВЯЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умеренков С. Ю.

В статье рассматриваются основные сферы преподавания, значимые для становления профессионально-речевых характеристик. Особое внимание уделяется формированию целостности и связности профессиональной речи обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умеренков С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса профессионально-речевой подготовки будущих бакалавров гуманитарного образования»

УДК 378

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012 С. Ю. Умеренков

канд. пед. наук, доц. каф. методики преподавания иностранных языков e-mail: sergeyumerenkov@mail. ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются основные сферы преподавания, значимые для становления профессионально-речевых характеристик. Особое внимание уделяется формированию целостности и связности профессиональной речи обучающихся.

Ключевые слова: бакалавр гуманитарного образования, профессиональная речь, оптимизация, целостность, связность.

В свете новых веяний в высшем профессиональном образовании, обусловленных реализацией Госстандартов третьего поколения, представляется необходимым привлечь внимание к проблеме оптимизации учебного процесса будущих бакалавров гуманитарного образования. Данная категория обучающихся наиболее уязвима в плане реакции на всяческие нововведения в программы обучения, так как большинство профилей их подготовки предполагают целенаправленную работу над развитием профессиональной речи как на родном, так и на иностранном языке.

Любому профессионалу необходимо владеть мастерством общения с коллегами, клиентами, начальством и подчиненными. Если же мы говорим о студентах, собирающихся стать учителями, то для них профессиональная речь - это чуть ли не самый важный инструмент педагогического воздействия на учеников. На данный момент бакалавр - это не узкоспециализированный эксперт. Например, степень бакалавра лингвистики предусматривает работу в следующих сферах: производственно-практической; научно-методической; научно-исследовательской; организационно-управленческой. Исходя из подобных требований, формирование или развитие профессиональной речи должно быть приоритетной задачей для рассматриваемых бакалавров, так как возможности применения полученных знаний и умений очень разнообразны. Профессиональная, хорошо поставленная, целостная речь - это важнейший инструмент адаптации обучающихся к любой сфере деятельности.

Нельзя не заметить, что каждая работа имеет свою специфику, а поэтому и профессиональная речь должна развиваться со своим специфическим уклоном у переводчиков, учителей, управленцев и т.д. Тем не менее основные механизмы формирования профессиональной речи универсальны так же, как и механизмы речепопрождения и ре-чевосприятия. Целостность профессиональной речи - это комбинация всех применяемых параметров для эффективного достижения цели профессионального общения. Другими словами, речь является целостной, если учитель при объяснении нового правила или явления, организовал свою речь так, что объясняемый материал дошел до учеников с первой попытки; если генеральный директор убеждает членов правления в том, что стоит вложить деньги в рискованный проект, и делает это так, что в конце выступления он получает полную поддержку правления и минимальное количество вопросов и сомнений. Цель достигнута благодаря целостности речи.

Связность - это категория, о которой всегда заходит речь, когда мы говорим о целостности. Представляется возможным говорить о лингвистической и контекстуальной связности. Лингвистическая связность описана наиболее полно и включает в себя следующие типы: тематическая, лексическая, грамматическая и фонологическая связность.

Вкратце их можно описать следующим образом:

Грамматическая связность - это явление, при котором связность текста достигается посредством различных грамматических категорий, таких как референция, субституция, эллипсис, придаточных предложений, а также степенью сложности и распространенности предложений, отдельных частей высказывания и т. д.

Лексическая связность - это явление, когда связность текста достигается при помощи повторов лексических единиц и их чередования в разных формах, за счет слов и словосочетаний, входящих в одну тематическую сферу, а также путем развертывания синонимических и других видов отношений [Halliday, Hasan 1976].

Отметим также тематическую связность [Карасик 2002] как логическую упорядоченность тем и подтем в речи, ее исходную организацию.

Фонологическая связность - это способность уместно и стилистически адекватно по отношению к ситуации и цели общения применять фонологические параметры (ритм, пауза, логическое ударение, тембр, темп и т. д.) для целостного выражения мыслей в речи.

Наименее исследованной из описанных выше типов связности является фонологическая связность, играющая, по нашему мпнению, приоритетную роль в профессиональной речи, так как любое высказывание внутренне озвучивается по ритму в сознании говорящего и слушающего. Известно, что лексико-грамматическая сторона речи управляется ее интонационно-ритмическими параметрами (И. А. Анашкина, В. В. Бу-жинский, И. А. Зимняя, С. В. Павлова). И. А. Зимняя замечает по этому поводу, что «слуховая обратная связь осуществляет контроль исполнения по акустическому выходному эффекту. Говорящий, слушая себя, контролирует все звенья процесса формирования и формулирования мысли в самом процессе говорения» [Зимняя 1978: 128].

Однако иногда не все рассмотренные элементы присутствуют в высказывании. Порой упорядоченность речи или ее связность нарушаются. Однако нам это может всего лишь показаться. Ведь для других участников общения бессвязные слова, лишенные смысла может прояснить контекст. Контекстуальная связность зачастую понятна только партнерам по общению либо сторонним лицам, полностью посвященным в тему и обстоятельства разговора, например:

- Ну?

- «Б».

- И?

- Не в чем.

- Давай так.

С точки зрения человека незнакомого с ситуацией и темой разговора, данные фразы не имеют смысла и не связаны друг с другом. В тех случаях, когда полностью соблюдены все формальные правила лингвистической связности, у нас еще остается шанс догадаться, о чем говорят, кто говорит и где может происходить беседа. Однако в этом случае лишь учителю (скажем, математики) класса «А» и ученикам (преимущественно мальчикам) может быть понятно, что пара ребят из класса решила прогулять математику и пойти на урок физкультуры класса «Б», чтобы поиграть в какую-либо игру. Не имея с собой формы и подходящей обуви, они решают играть в обычной одежде.

Будущего бакалавра гуманитарного образования необходимо учить владению лингвистической связностью, в особенности связностью фонологической. Также необходимо развивать смысловую догадку, мастерство дешифровки контекстуальных знаков (вкупе с внешними невербальными особенностями общения) для более глубокого

Умеренков С. Ю. Оптимизация процесса профессионально-речевой подготовки

будущих бакалавров гуманитарного образования

понимания смысла разговора, настроения собеседника, его искренности, что позволит прогнозировать поведение человека и поможет выбрать правильную схему организации лингвистической связности для достижения желаемой цели.

Итак, нам понятно, что именно нужно развивать или даже формировать в профессиональной речи, теперь попытаемся понять, как это можно сделать. Ко всему сказанному выше стоит добавить, что степень бакалавра - это первая и потому фундаментальная ступень профессионального роста будущих кадров. К тому же не будем забывать, что в отличие от «спе-циалитета» подготовка квалифицированных кадров за четыре года - это сейчас приоритетная и нелегкая задача любого вуза. Именно поэтому организация учебного процесса на данной ступени должна быть настолько четкой и ясной, что у студентов не должно возникать малейшего сомнения по поводу выполняемых заданий, хода занятия, организации самостоятельной и научно-исследовательской работы, особенно когда это касается профессиональной речи.

С этой точки зрения представляется необходимым прибегнуть к опыту европейских и американских учреждений высшего профессионального образования. Там обучающийся в самом начале учебного года (а иногда и до его начала) может ознакомиться с примерным планом обучения на текущий семестр (syllabus) или даже на два семестра. К сожалению, эта практика недостаточно распространена в наших вузах. На данный момент многие обучающиеся 3-4 курсов либо получают второе высшее образование, либо работают в различных организациях. Во многих случаях им приходится искать работу из-за сложных семейных обстоятельств, финансовых затруднений. В свете этой проблемы больше всего страдает профессиональная речь как наиболее уязвимый аспект подготовки в гуманитарном образовании. Будущий бакалавр не может заранее сделать то или иное задание, и в лучшем случае преподаватель разрешает отработать упражнения постфактум. После каждого занятия список таких отработок растет и в результате зачеты и экзамены сдаются далеко не с первого раза, если вообще сдаются. В случае отсутствия прав студента на индивидуальный план, обучение теряет гибкость и динамичность, а о формировании или развитии профессионально-речевых характеристик говорить вообще нет смысла. Однако если будущий бакалавр имеет план работы на семестр уже в сентябре, то вероятность того, что он не подготовится к занятию, серьезно уменьшается. При отсутствии выполненных заданий единственным объяснением может служить лень, что вполне наказуемо соответствующей оценкой. Представляется, что план работы на семестр можно рассматривать как некий неофициальный договор, нарушив который студент может пенять только на себя.

Формы работы на занятии должны быть более интерактивными, нежели сейчас, коммуникативно-направленными, профессионально-ориентированными, стимулирующими познавательную активность обучающихся. На занятии будущему бакалавру гуманитарного образования необходимо предоставлять возможность проявить себя в каждой из сфер деятельности, к которым его готовят, создать атмосферу, способствующую творчеству и экспериментам с профессиональной речью. Ведь, несмотря на общие речевые правила и нормы поведения в той или иной профессии, каждый абитуриент должен выработать собственный уникальный стиль целостной и связной профессиональной речи. Это невозможно сделать в формализованной, строгой атмосфере лекций и зубрежки.

Следующим важным пунктом после организации работы в классе является организация самостоятельной работы. Прежде всего, обучающимся (особенно на первом курсе) не хватает знаний об эффективном распределении времени. Обращаясь все к тому же западному опыту, необходимо отметить, что там первокурсников обучают этому аспекту методично и целенаправленно в течение всего первого семестра, наряду с искусством оформления письменных работ и, что крайне важно для данной статьи, ораторским искусством. Можно говорить о том, что обычно в базовой части Г осстандарта для бакалавров есть дисциплина «Русский язык и культура речи» и этого достаточно. Однако можно ли считать изучение данной дисциплины только в течение первого полугодия достаточным для достижения всех тех задач, которые ставятся перед будущи-

ми бакалаврами гуманитарного образования? Наверное, нет. Кстати, если отвлечься от гуманитариев, у будущих бакалавров, изучающих, к примеру, информатику, подобной дисциплины нет вообще. Неужели им не надо владеть профессиональной речью, уметь социализироваться в обществе, взаимодействовать с коллегами, руководить коллективом, а также аргументировать свою точку зрения?

Для того чтобы стать профессионалом за 4 года и быть востребованным на современном рынке труда, обучающемуся необходимо овладеть множеством умений, для которых порой не остается времени на занятиях. Будущих бакалавров необходимо целенаправленно учить работать самостоятельно, помогать осваивать приемы и порядок исследования для формирования индивидуального стиля профессиональной речи. Внедрять такие методы организации самостоятельной работы, которые будут учить студента правильно оформлять свои мысли письменно, излагать их целостно и связно в публичном выступлении, а также выстраивать алгоритм самостоятельного решения учебно-исследовательской задачи. Одним из решений этой проблемы можно считать такие приемы организации обучения, при которых будущий бакалавр вовлечен в работу постоянно, а именно: метод проектов, реализующий принципы коммуникативной направленности, непрерывной речемыслительной деятельности и функциональности; метод проблемного обучения, раскрывающий исследовательский потенциал человека, и др.

Без подобного подхода профессиональная речь может практиковаться только непосредственно в аудитории, но вне ее данный процесс не находит своего логического продолжения и обучающийся теряет все навыки, наработанные на занятии. Организация самостоятельной работы будущих бакалавров гуманитарного образования с целью обеспечения непрерывности формирования и развития профессиональной речи - это сложная, но значимая задача для преподавателей сегодня.

Итак, основные условия оптимизации учебного процесса будущих бакалавров гуманитарного образования - это:

- формирование целостной и связной профессиональной речи;

- четко упорядоченная работа на занятии, обеспечивающаяся наличием плана работы на семестр, а также интерактивностью, коммуникативностью, креативностью и профессиональной направленностью заданий;

- эффективная организация самостоятельной работы.

Безусловно, данный перечень неокончательный. Он подлежит расширению за счет других немаловажных аспектов профессионально-речевой подготовки обучающихся. Однако перечисленные выше три категории представляются тремя китами эффективного практи-ко-ориентированного профессионального гуманитарного образования.

Библиографический список.

Анашкина И. А. Язык и культура. Культурно-аксиологический подход. М., 1994. 210 с.

Бужинский В. В. Культура, культура речи, произносительная культура и цель обучения иноязычному произношению // Современные проблемы фонетики и обучения иноязычному произношению / под ред. В. В. Бужинского, С. В. Павловой Курск: КГПУ, 2001. С. 4-12.

Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. 159 с.

Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

Павлова С. В. Формирование произносительных основ иноязычной речи: стратегия и методология. Курск: КГПУ, 2002. 164 с.

Halliday M. A. K., Hasan. R. Cohesion in English. L.: Longman, 1976. 374 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.