ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОВТОРЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Нишонов М.Ф.1, Уринова О.У.2 Em ail: [email protected]
'Нишонов Миркозим Фозилович - кандидат технических наук, доцент; 2Уринова Озодахон Улжаевна — преподаватель, кафедра химии, факультет естественных наук, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы оптимизации процесса повторения в системе непрерывного образования. Авторы статьи считают, что оптимизация содержания коррекционного повторения означает выбор материала, который сделает задачу образования и развития более успешной. Исследования по оптимизации корректирующего повторения привели к разработке оптимального метода корректирующего повторения, которое направлено на изучение уровня обучения студентов от низкого уровня к более высокому уровню знаний, качественному и количественному анализу знаний учащихся, поступающих в колледжи и академические лицеи из разных школ; повышению качества знаний учащихся и сокращению времени, затрачиваемого на повторение химии в академических лицеях и профессиональных колледжах.
Ключевые слова: оптимизация, профессиональный, метод, повторение, анализ, знания, образование, студенты, колледжи, качественный, количественный.
OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF REPETITION IN A CONTINUOUS EDUCATIONAL SYSTEM Nishonov M.F.1, Urinova O.U.2
'Nishonov Mirkozim Fozilovich - Candidate of technical sciences, Docent;
2Urinova Ozodakhon Uljaevna - Teacher, CHEMISTRY DEPARTMENT, NATURAL SCIENCES FACULTY, FERGHANA STATE UNIVERSITY, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article under discussion depicts the issues of optimization of the process of repetition in a continuous educational system. The authors of the article believe that the optimization of the content of correctional repetition considers the choice of material that will make the task of education and development more successful. Research on the optimization of corrective repetition has led to the development of an optimal method of corrective repetition, which is aimed at studying the level of education of students from a low level to a higher level of knowledge, qualitative and quantitative analysis of the knowledge of students entering colleges and academic lyceums from different schools, improving the quality of knowledge of students and reducing the time spent on repetition of chemistry in academic lyceums and professional colleges.
Keywords: optimization, professional, method, repetition, analysis, knowledge, education, students, colleges, qualitative, quantitative.
УДК 372.854
Программы по общеобразовательным дисциплинам общеобразовательных, среднеспециальных и профессиональных и высших учебных заведений, предоставляемые Министерством высшего и среднего специального и народного образования Республики Узбекистан, обеспечивают приемственность и непрерывность образования. Это, в свою очередь, требует от учителей обеспечения последовательности и преемственности знаний, навыков и умений, изложенных в государственных стандартах и стандартных учебных планах средних, средних специальных и профессиональных колледжей, академических лицеев и университетов. Сравнения преемственных учебных программ по химии показывает, что есть большие дидактические возможности для достижения выше упамянутых целей. Непрерывность курса особенно очевидна в программе общего среднего образования. В системе непрерывного образования изложены некоторые из наиболее важных понятий и законов химии [3].
Важно отметить, что обеспечение сбалансированности и непрерывности программ общего среднего, среднего специального и профессионального образования требует от учителя
глубоких знаний и высоких педагогических навыков. Вновь созданная и внедренная система образования создала учебно-методическое обеспечение для обучающихся, чтобы в полной мере овладеть знаниями, умениями и навыками, установленными государственными образовательными стандартами. Очередной основной задачей является достижения высокого педагогического мастерства учителей, их систематическая работа над повышением своего профессионального уровня и умение успешно оптимизировать учебный процесс. Оптимизация является одним из важнейших направлений инновационного реформирования педагогической науки и практики [1]. Оптимизация педагогического процесса является одним из средств повышения качества образования и обучения .учащихся. Оптимизация корректирующих повторений в системе образования по химии означает выбор и внедрение повторений, позволяющих получить наилучшие результаты при заданных критериях и условиях.
В нашем исследовании мы использовали следующие критерии оптимизации:
1) уровень обучения учащихся должен быть достигнут таким образом, чтобы уровень обучения находился в пределах ближайшей области развития, но не ниже удовлетворительного;
2) минимальное время, затрачиваемое учащимися и преподавателями на достижение заданных результатов;
3) достижение минимальной напряжённости в деятельности учителя и учащегося для достижения заданного результата;
4) достижение меньше затрат, чем затраты на обычные средства для достижения определённых результатов в указанное время.
Оптимальный выбор содержания важен, когда выполняется корректирующее повторение. Для оптимизации содержания учебных программ были получены критерии, предложенные академиком Ю.К.Бабонским:
1) критерии целостности образовательного содержания;
2) критерии научной и практической значимости элементов образовательного содержания, обеспечивающих разделение основных, существенных компонентов;
3) критерии содержания образования с учетом возрастных особенностей учащихся;
4) сроки, в течение которых содержание образования должно соответствовать времени, потраченному на изучение материала [1].
Оптимизация содержания коррекционного повторения означает выбор материала, который сделает задачу образования и развития более успешными. Для этого были выделены другие структурные единицы (блоки):
1) химический элемент; периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
2) структура веществ;
3) важнейшие классы неорганических веществ;
4) растворы;
5) профессиональные знания.
Для того чтобы успешно организовать корректирующее повторение, нами были проделаны следующие работы:
1) изучили уровень подготовки учащихся, поступающих в профессиональные колледжи из разных школ;
2) определили содержание материалов профессионального обучения;
3) были проведены повторы по большим дидактическим блокам, использовались разные алгоритмы, системные упражнения, правильные и обратные выпуски, специальные карточки и другие дидактические материалы;
4) проводилась работа с отстающими учениками, чтобы улучшить их успеваемость;
5) составлена аналоговая таблица для постепенного устранения пробелов в знаниях студентов.
Исследования по оптимизации корректирующего повторения привели к следующим выводам: разработка оптимального метода корректирующего повторения, которое направлено на изучение уровня обучения студентов от низкого уровня к более высокому уровню знаний, качественный и количественный анализ знаний учащихся, поступающих в колледжи и академические лицеи из разных школ; выявление и устранение пробелов в знаниях учащихся; повышение качества знаний учащихся и сокращение времени, затрачиваемого на повторение химии в академических лицеях и профессиональных колледжах [2].
Список литературы / References
1. БабанскийЮ.К. Оптимизация процесса обучения. М.: "Просвешение", 1977. С. 223.
2. Нишонов М. Результаты экспериментальных испытаний по взаимосвязанным программам по химии. Сборник тезисов республиканской научно-практической конференции «Факторы повышения эффективности химического образования». Фергана, 2011. С. 90-91.
3. Нишонов М., Соибназарова Г. Некоторые вопросы изучения важнейших понятий и законов химии в системе непрерывного образования интегрированных программ. Сборник тезисов республиканской научно-практической конференции "Проблемы биорганической химии". Наманган, 2013. С. 112-115.
GRAMMAR IN CONTEXT: A NEW APPROACH TO TEACHING FOREIGN LANGUAGE GRAMMAR Akramova N.M.1, Burkhonova G.G.2 Email: [email protected]
'Akramova Nozima Muzaffarovna — Senior Teacher; 2Burkhonova Gu 'yokhon G 'ulomovna — Head of Department, DEPARTMENT OF TEACHING LANGUAGES, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article under discussion deals with new approaches to teaching a foreign language, i.e. teaching grammar in context. The authors of the article believe that more and more researchers abroad advocate the need to introduce conceptual/cognitive grammar aimed at building grammatical concepts/concepts. The peculiarity of conceptual grammar is that any statement is considered as a complex phenomenon, in the context and taking into account the stylistic and authorial features of the text. The main question in the analysis of the statement is to clarify the semantic and emotional effect that the author of the statement sought to achieve. This type of text analysis allows students to develop a pragmatic and conceptual sensitivity or a sense of language. Grammar is a tool that allows students to identify and understand grammatical concepts and their nuances, as well as ways of encoding them by native speakers in morphologic-syntactic forms (rules). Thus, the goals pursued by conceptual grammar are practical in nature - to improve the quality of understanding and speaking in a foreign language, due to the fact that the learners of a foreign language discover and appropriate the semantic content of the grammatical phenomena they use, i.e. grammatical concepts. Keywords: grammar, context, learning, content, foreign language, understanding, quality, expression, conclusion, meaning.
ГРАММАТИКА В КОНТЕКСТЕ: НОВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Акрамова Н.М.1, Бурхонова Г.Г.2
'Акрамова Нозима Музаффаровна — старший преподаватель;
2Бурхонова Гуёхон Гуломовна — заведующая кафедрой, кафедра обучения языкам, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья рассматривает вопросы новых подходов к обучению иностранному языку, т.е. обучению грамматике в контексте. Авторы статьи считают, что все больше исследователей за рубежом отстаивают необходимость введения концептуальной/когнитивной грамматики, направленной на построение грамматических понятий/концептов. Особенностью концептуальной грамматики является то, что любое высказывание рассматривается как сложное явление, в контексте и с учетом стилистических и авторских особенностей, реализуемых в тексте. Основной вопрос при анализе высказывания заключается в выяснении смыслового и эмоционального эффекта, которого стремился добиться автор высказывания. Подобное направление анализа текста позволяет развивать у