УДК 330
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЕКТНЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА
© С.И. Сунгуров1
Всероссийский научно-исследовательский институт проблем научно-технического прогресса
и информации в строительстве,
119331, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 29.
Исследуются содержательные аспекты управленческой деятельности по оптимизации проектных процессов. Выделенные этапы позволяют полноценно решать задачу оптимизации с использованием критерия отклонения от нормативных требований. Последние составляют суть параметров системы процессного контроля. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: инвестиционно-строительная деятельность; программы; проекты; потенциал; органы власти; дирекция строительства; циклы; фазы; приоритеты; процессы; нормативные значения.
PROJECT PROCESS OPTIMIZATION IN A PUBLIC CONSTRUCTION CONTRACT SYSTEM S.I. Sungurov
All-Russian Research Institute of Scientific and Technological Progress Problems and Information in Construction, 29 Vernadsky pr., Moscow,119331, Russia.
The article studies the conceptual aspects of management activity directed at the optimization of project processes. The distinguished stages enable adequate solution of the optimization problem using the criterion of deviation from statutory requirements. The latter constitute the essence of the process control system parameters. 3 sources.
Key words: investment and construction activity; programs; projects; potential; government authorities; construction directorate; cycles; phases; priorities; processes; statutory values.
Реформирование федеральной контрактной системы направлено на реализацию ресурсоэкономной модели удовлетворения государственных нужд. Самой капиталоемкой является потребность в объектах недвижимости. Проектный формат создания недвижимости для государственных нужд обуславливает необходимость оптимизации проектных процессов. Следовательно, требуется оптимизация проектных процессов. Необходима разработка и применение методических рекомендаций, представляющих собой описание конкретных приемов, способов, техник управленческой деятельности в различных плоскостях функционирования хозяйствующего субъекта.
Проведенное исследование позволило выделить ряд этапов оптимизации проектных процессов.
1. Инициация строительной программы и проекта осуществляется на уровне федеральных органов власти. При этом региональные власти подают заявки на участие в таких программах, делают свои предложения по способам выполнения программы и ее ресурсному обеспечению. Поэтому в качестве стратегических целей выполнения программы выступает согласование и утверждение данной программы на уровне государственных структур. В качестве тактических и оперативных целей можно принять создание условий для проведения всех необходимых работ по месту назначения программы, подпрограмм и проектов. Осуществляется рассмотрение организационно-экономического механизма выполнения программы, назначаются исполнители и ответственные лица вы-
полнения работ.
2. Для формирования графиков выполнения работ, определения сроков сдачи отдельных этапов осуществляется выделение работ, этапов, перечня фаз проекта, на которых предполагается его реализация. По срокам выполнения работ осуществляется формирование ресурсного обеспечения проекта: финансовые ресурсы; материальные ресурсы; нематериальные ресурсы; трудовые ресурсы.
2.1. При этом, по графикам выделения финансовых ресурсов осуществляется согласование между федеральным и региональными органами власти на плановый период (год и др.), т.е. до начала осуществления работ по программе.
2.2. Обеспечение материальными, нематериальными и трудовыми ресурсами осуществляется с помощью согласования данных вопросов между органом исполнительной власти на уровне региона и конкретными участниками работ, привлеченными для заключения контрактов на конкурсных началах. Данные мероприятия проводятся на основе разработанных технических заданий и спецификаций, проектной документации с исполнителями.
3. Для организации выполнения программы и проектов органом исполнительной власти на уровне субъекта РФ создается дирекция строительства. При этом, определяются лимиты бюджетных средств, которые предоставляются на содержание дирекции, и график их распределения, а также основные функциональные обязанности дирекции.
1Сунгуров Станислав Игоревич, аспирант, тел.: 89265270340, e-mail: [email protected] Sungurov Stanislav, Postgraduate, tel.: 89265270340, e-mail:[email protected]
Для создания условий надлежащего функционирования дирекции строительства разрабатывается регламент проведения контроля в части выполнения делегированных полномочий, в том числе эффективного расходования средств, выделенных на содержание дирекции, а также эффективного расходования средств, выделенных на выполнение программ и проектов.
4. Дирекция строительства, по согласованию с органом власти субъекта РФ осуществляет рассмотрение и анализ способов участия в программе и проектах. Данный вопрос является определяющим с точки зрения дальнейшего развития реализуемых работ.
4.1. Самостоятельное выполнение максимального перечня работ в рамках проекта предполагается осуществлять при одновременном удовлетворении следующих требований:
- дирекция строительства имеет в необходимом количестве трудовые ресурсы: 1Т = Тфакт/Тнорм, 1Т > 1,00;
- работники дирекции имеют соответствующий уровень образования, профессиональные навыки, аттестованы для выполнения конкретных задач;
- функциональные подразделения дирекции строительства соответствуют задачам выполнения программ и проектов;
- дирекция строительства имеет необходимое материально-техническое обеспечение: нормативно-методические документы, справочные материалы, программно-технические средства и соответствующие лицензии и др.;
- дирекция строительства имеет аргументированные обоснования по самостоятельному участию в максимальном перечне работ с точки зрения экономической безопасности, экономической эффективности, иных параметров;
- лимиты бюджетных средств, предназначенные на содержание дирекции строительства, соответствуют задачам расширенного участия дирекции строительства в программах и проектах.
4.2. Привлечение специализированных генпод-рядных организаций в рамках проекта предполагается осуществлять при удовлетворении любого из следующих условий:
- дирекция строительства не имеет в необходимом количестве трудовые ресурсы: 1Т = Тфакт/Тнорм, 1Т < 1,00; функциональные подразделения дирекции строительства не соответствуют задачам выполнения программ и проектов;
- дирекция строительства не имеет необходимое материально-техническое обеспечение: нормативно-методические документы, справочные материалы, программно-технические средства и соответствующие лицензии и др.;
- дирекция строительства имеет аргументированные обоснования по привлечению специализированной генподрядной организации, позволяющей получить более высокие результаты с точки зрения экономической безопасности, экономической эффективности, иных параметров;
- лимиты бюджетных средств, предназначенные
на содержание дирекции строительства, не соответствуют задачам расширенного участия дирекции строительства в программах и проектах.
5. Исходя из установления формы участия дирекции строительства в программе и проектах, идентифицируется перечень проектных процессов, подлежащих реализации. Для этого принимается ряд условий:
- каждый процесс должен иметь начало, середину и конец;
- все процессы должны быть измеряемы и управляемы;
- все процессы должны быть распределены между конкретными этапами реализации проекта;
- все процессы распределены на основные и вспомогательные. Основные процессы обслуживают процесс производства продукции, работ, услуг. В отношении вспомогательных процессов предполагается, что их результат относится на параллельное обеспечение других процессов. Такими процессами являются процессы администрирования - финансовый менеджмент, управленческий и бухгалтерский учет, обучение работников и др.
5.1. Процесс разработки новой технологии производства строительных работ. Подразумевается деятельность дирекции строительства в части повышения эффективности выполнения работ по проекту на основе новых методов организации, планирования, координации и контроля. Данный процесс приобретает также высокую актуальность при выполнении программ и проектов, направленных на решение задач модернизации. Такие проекты не подразумевают применения типовых решений и могут основываться на заимствовании опыта из различных областей науки, техники, производства и др.
5.2. Процесс создания соответствующих технических заданий. Определяется целевая ориентация дирекции строительства на разработку технических заданий, позволяющих эффективно реализовывать сложные, нетиповые и капиталоемкие решения всеми участниками работ по проекту. Точность и согласованность подпроцессов и операций в рамках данного процесса кардинальным образом влияет на весь последующий ход работ и итоговый результат по программе.
5.3. Процесс разработки проектной документации на производство работ. Определяется совокупность задач дирекции строительства по формированию проектной и рабочей документации для выполнения конкретных работ как самостоятельно, так и с привлечением подрядных организаций. Достигается сбалансированность удовлетворения интересов различных участников работ, осуществляется проектирование рабочих подпроцессов дирекции строительства.
5.4. Процесс исследования рынка поставщиков продукции, работ, услуг. Подразумевается деятельность дирекции строительства по исследованию состояния рынка и его размеру для обеспечения удовлетворения потребностей в ресурсах для реализуемых программ и проектов. При недостаточности имеющихся потенциальных ресурсов, недостаточной ком-
петенции подрядных и субподрядных предприятий осуществляется выход на другие рынки с целью привлечения новых субъектов для выполнения работ по программам и проектам.
5.5. Процесс обеспечения кадрового состава. Дирекция строительства при планировании выполнения программ и проектов и в соответствии с функциональными обязанностями создает необходимое кадровое обеспечение. Для этого осуществляется следующий перечень мероприятий:
- проводится аттестация работников, занятых на ответственных участках работы;
- по ключевым задачам дирекции строительства работники дирекции проходят повышение квалификации;
- по вопросам взаимодействия различных функциональных подразделений проводятся специализированные тренинги и подготовка [1].
Для решения задач в рамках предстоящих проектных процессов готовится кадровый резерв руководящих работников и специалистов.
5.6. Процесс реализации государственных заказов на продукцию, работы, услуги. Определяется перечень работ, для которых планируется привлечение подрядных организаций. Формируется соответствующий график работ. Готовятся к размещению на соответствующих торговых площадках технические задания и заявки на проведение работ с целью последующей организации аукционных процедур. По результатам аукционных процедур должны быть заключены государственные контракты в зависимости от предмета заказа:
- контракт на проведение научных исследований и изысканий в рамках проектных работ;
- контракт на инженерные изыскания и разработку проектной документации;
- контракт на образовательные услуги, аттестацию руководящих работников и специалистов дирекции строительства;
- контракт на поставку материалов, изделий, продукции, конструктивных материалов и др.;
- контракт на выполнение строительно-монтажных работ;
- контракт на выполнение комплекса мероприятий при выполнении строительных работ;
- контракт на услуги по проведению технического надзора за проведением работ.
5.7. Процесс мониторинга удовлетворенности пользователей продукции, работ, услуг. Дирекция строительства для обеспечения и повышения эффективности своей деятельности должна непрерывно контролировать качество удовлетворения пользователей создаваемой продукции, работ, услуг. Проведение данного мониторинга позволяет проводить аналитические мероприятия и передавать информацию на высший уровень инициации и разработки государственных программ. На основе этой информации федеральные и региональные органы власти осуществляют:
- корректировку параметров выполнения текущих программ и проектов;
- разработку перспективных программ и проектов с учетом накопленного опыта прошлых программ и проектов.
Дирекция строительства на основе данных мониторинга проводит оптимизацию собственных проектных процессов, которые имеют многократную реализацию, а также адаптирует организационную структуру для повышения результативности выполняемых программ и проектов.
5.8. Процесс реализации мероприятий по повышению качества продукции, работ, услуг. Дирекция строительства должна на постоянной основе проводить мероприятия по повышению качества продукции, работ, услуг. Данные мероприятия должны основываться на результатах внутренней и внешних оценок деятельности дирекции. Для получения внешних оценок могут привлекаться специальные экспертные группы, проводиться опросы общественного мнения, а также использоваться другие способы.
6. По совокупности сформированных процессов проводится выделение видов потенциала дирекции строительства. Для этого анализируется соответствие проектных процессов дирекции строительства фазам, на которых происходит реализация проектов [3].
6.1. В частности виды потенциала проектных процессов определяются исходя из фиксации:
- промежуточных целей процесса;
- конечных целей процесса;
- ожидаемого результата.
6.2. Виды потенциала устанавливаются исходя из приоритета:
- достижения установленных показателей использования ресурсов времени в рамках процесса;
- достижения установленных показателей мобилизации материальных и нематериальных ресурсов в рамках процесса;
- достижения установленных показателей мобилизации трудовых ресурсов в рамках процесса.
7. Для измерения управленческих возможностей дирекции строительства и в частности управленческого потенциала в разрезе сформированных проектных процессов осуществляется формирование показателей потенциала. В отношении проектных процессов дирекции строительства производится измерение показателей, обнаружение отклонений, оценка уровня отклонений от нормативных значений. Для выбора процессов, подлежащих оптимизации в первую очередь, формируется приоритетный список процессов и подпроцессов, имеющих наибольшие отклонения от нормативных значений.
8. На основе установления уровня отклонений рассматривается возможность поведения оптимизации проектных процессов с помощью:
- бенчмаркинга процессов;
- перепроектирования процессов;
- реинжиниринга процессов.
8.1. Бенчмаркинг процессов применяется при фиксации показателей потенциала процессов по критерию наличия незначительных отклонений в соответствии с ранжированием. Количество процессов принимается не более 5-20 % от общего перечня.
бранных методов оптимизации осуществляется как однократно, так и циклически по мере повторения выполнения отдельных проектных процессов [2].
9.1. Перед выполнением отдельных проектных процессов проводится расчет показателей потенциала процессов и фиксация возможных отклонений. Предлагаются методы оптимизации проектных процессов.
9.2. По итогам выполнения отдельных проектных процессов проводится анализ контрольных показателей и осуществляется их сверка с установленными нормативами в утвержденной программе. Рассматриваются сильные и слабые стороны проектных процессов.
9.3. По результатам выполнения программ и проектов определяются фактические возможности дирекции строительства в соответствующей области деятельности. Рассматривается необходимость изменения способов решения делегированных задач в соответствии с существующей организационной структурой.
9.4. При фиксировании отклонений функционирования дирекции строительства также рассматривается необходимость изменения способов решения делегированных задач с помощью изменения организационной структуры, способов взаимоотношений с участниками программ и проектов.
Формализация указанных процессов потребует установления ответственности за их исполнение. При этом, при реализации указанных этапов следует учесть необходимость адаптации проектных процессов к изменяющемуся во времени целевому контуру.
Статья поступила 29.12.2013 г. Библиографический список
1. Кендалл И., Роллинз К. Современные методы управления ориентированных компаний // Консалтинг. 2002. №1-2. портфелями проектов и офис управления проектами: Мак- 3. Яськова Н.Ю. Методологические проблемы синхрониза-симизация ROI / пер. с англ. М.: ЗАО «ПМСОФТ», 2004. ции деятельности хозяйствующих субъектов в современных
2. Михеев В.Н. Проектный менеджмент для проектно- условиях // Научное обозрение. 2013. №9. С.505-508.
Бенчмаркинг процессов рекомендуется проводить на этапе организации деятельности дирекции или создания новых процессов. При этом для сокращения периода организации работ предполагается выделение относительно небольшого ресурса времени на данные мероприятия. Изначальное формирование процесса по примеру наилучших образцов (методология бенчмаркинга) позволяет создать условия для долгосрочного эффективного выполнения процессов.
8.2. Перепроектирование процессов осуществляется при фиксации показателей потенциала процессов по критерию наличия отклонений средней величины в соответствии с ранжированием. Количество процессов принимается не более 70-90% от общего перечня.
Перепроектирование процессов рекомендуется проводить на этапах выполнения отдельных процессов, в том числе на длительном промежутке времени. Перепроектирование процессов подразумевает тонкую настройку процессов исходя из фактических задач дирекции строительства.
8.3. Реинжиниринг процессов осуществляется при фиксации показателей потенциала процессов по критерию наличия значительных отклонений в соответствии с ранжированием. Количество процессов принимается не более 5-20% от общего перечня.
Реинжиниринг процессов рекомендуется проводить на этапах выполнения отдельных процессов, при этом формировать новые конфигурации процессов в максимально сжатые сроки для снижения угроз стабильности реализации проекта.
9. Проведение мероприятий по оптимизации проектных процессов в соответствии с приоритетом вы-
УДК 711+332.14
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА НА УСТОЙЧИВОЕ СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Л
© Т.Н. Томилина1
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 630008, Россия, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113.
Статья посвящена вопросу о возможности применения индикативного планирования в градостроительстве. Предложена система показателей, позволяющих оценить влияние варианта генерального плана городского или сельского поселения, городского округа на устойчивое сбалансированное развитие территории в долгосрочной перспективе. Определены требования к системе индикаторов, применяемых в рамках территориального планирования.
Ил. 2. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: устойчивое развитие; индикативное планирование; градостроительство; генеральный план поселения.
1Томилина Татьяна Николаевна, аспирант, тел.: 89537628900, e-mail: [email protected] Tomilina Tatyana, Postgraduate, tel.: 89537628900, e-mail: [email protected]