Научная статья на тему 'Оптимизация преподавания дисциплин здравоохранительной направленности и их влияние на жизненную позицию молодежи'

Оптимизация преподавания дисциплин здравоохранительной направленности и их влияние на жизненную позицию молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ / САМОДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонова Ирина Викторовна

В статье обсуждается опыт преподавания здравоохранительных дисциплин в высшей школе с включением практических занятий с самотестированием. Изучено множество показателей состояния здоровья студентов, обнаружен его низкий уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антонова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация преподавания дисциплин здравоохранительной направленности и их влияние на жизненную позицию молодежи»

УДК 378.147:61

АНТОНОВА И.В. Оптимизация преподавания

дисциплин здравоохранительной направленности и их влияние на жизненную позицию молодежи

В статье обсуждается опыт преподавания здравоохранительных дисциплин в высшей школе с включением практических занятий с самотестированием. Изучено множество показателей состояния здоровья студентов, обнаружен его низкий уровень. Ключевые слова: здоровье молодежи, самодиагностика.

Демографическая ситуация в современной России является катастрофической. Ежегодная убыль населения, превышение смертности над рождаемостью, высокий процент выхода на инвалидность и высокая заболеваемость трудоспособного населения угрожают существованию государства в целом.1

Основными причинами смертности в России являются так называемые болезни цивилизации, основную часть которых составляет группа сердечно-сосудистых заболеваний. Около 40% взрослого населения России страдает артериальной ги-пертензией, около 1 млн. человек ежегодно умирают от осложнений этой болезни. Более чем в половине случаев сердечнососудистых смертей в крови обнаруживаются высокие дозы алкоголя.

Алкогольные проблемы России оборачиваются колоссальными человеческими потерями и наносят серьезный урон социальной сфере, демографическому и экономическому развитию общества. Согласно экспертным оценкам алкоголь является прямой или косвенной причиной порядка полумиллиона смертей россиян ежегодно2.

Прогрессирующая наркотизация молодежи позволяет говорить о наркогеноциде российского народа.

Большая группа причин смерти - это смерти насильственные: убийства, самоубийства, ДТП. И в этой группе зачастую алкоголь является провоцирующим и отягчающим фактором. Онкозаболевания, эндокринные и заболевания нервно-психической сферы дополняют список причин смерти россиян3.

Колоссальный разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин (57 и 72 года) получил название сверхсмертности мужчин и является уникальным демографическим явлением, специфичным только для России. Более того, российские кардиологи прогнозируют к 2025 году еще большее сокращение жизни мужчин -до 49 лет.

Таковы перспективы жизни и здоровья сегодняшней молодежи.

Общеизвестно, что определяющим в формировании здоровья является образ жизни4. От характеристик образа жизни в 50% случаев зависит наличие болезней цивилизации.

Логично предположить, что позиция молодежи по отношению к своему здоровью является определяющей: быть или не быть нашему государству в целом.

Преподавание в Орловской региональной академии государственной службы ряда дисциплин валеологической направ-

№ 4 2009 г. 156

ленности служит целям информирования студентов, изучения их собственного здоровья и формирования установки на здоровый образ жизни (ЗОЖ), причем целесообразны усиление и акцентуация именно внутреннего локуса контроля образа жизни.

Теоретическая подготовка в сочетании с самотестированием выявляет низкий уровень здоровья студентов, причем это характерно как для 17-летних, так и для заочников зрелого возраста. Для многих выявление низких показателей является открытием и поводом провести коррекцию собственной жизни с точки зрения сохранения и улучшения здоровья.

Исследование проводилось методом самотестирования по следующим методикам:

1. Массово-ростовой индекс по Кет-ле (МРИ) - частное от деления массы человека в граммах на рост в см. Использовались поправочные коэффициенты А.А. Покровского с дополнениями В.А. Орлова и Н.А. Фудина.

2. Пульс в покое.

3. Артериальное давление по общепринятой методике.

4. Жизненный показатель (частное от деления жизненной емкости легких в мл на массу тела в кг).

5. Гипоксическая проба Штанге (задержка дыхания на вдохе).

Физиологические резервы выражаются разницей в показателях функциональных систем организма в покое и при максимальном мышечном напряжении. Чем больше разница, тем больше у человека резервов. Для выявления физиологических резервов физической работоспособности используются упражнения, рекомендованные ВОЗ в качестве тестов и оценочных нормативов. Они широко используются в науке и практике физической культуры и спорта в различных странах мира.

6. Зрительно-двигательная реакция оценивается в тесте с захватом падающей линейки.

7. Гибкость крестцово-поясничного отдела позвоночника измеряется в тесте с наклоном вперед из положения стоя.

8. Силовая выносливость мышц рук и плечевого пояса измеряется количеством отжиманий от пола, выполненных за 30 сек.

9. Силовая выносливость мышц брюшного пресса определяется количеством выполненных за 30 сек. движений из положения лежа на спине в положение сидя в группировке с обхватом коленей ног двумя руками.

10. Координированность движений (ловкость) определяется в тесте с бросанием в стену в обозначенный круг диаметром 50 см и ловлей отскочивших от стены мячей на расстоянии 3 м.

11. Восстанавливаемость пульса (проба Руффье) начинается с измерения ЧСС в покое, затем сразу после 30 приседаний за 45 сек. и через минуту в положении сидя. Оценка скорости восстановления пульса (индекс Руффье) производится по формуле:

Р1+Р2+Р3-200

индекс =---—------

12. Восстановление ЧСС после 6-минутного стресс-теста.

13. Двигательная активность (в часах в неделю).

14. Интенсивность курения (сигареты в день).

15. Интенсивность употребления алкоголя 15% (литров в неделю).

Балльная оценка каждого параметра переводится в весовые коэффициенты посредством таблицы. В результате получаем индекс физического состояния взрослого человека и соответственно качественную характеристику здоровья5.

Основную группу составили студенты с удовлетворительным состоянием здоровья - 41%, 28% студентов имеют хорошее здоровье, 26 % - плохое, 3% - отличное и 2% - очень плохое.

Анализ показателя МРИ в младшей возрастной группе 17-22 года обнаружил преобладание низких показателей: в 48% случаев - 4 и 3 балла. В группе 23 - 30 лет низкие показатели встречались реже, и в 46% случаев МРИ оценивался в 5 баллов; в 27% - 4 и 3 балла (с превышением показателей). В группе студентов старше 30

лет высокие показатели МРИ регистрировались в 11% случаев, повышенные показатели - в 67%, низкие показатели - в 28%, что демонстрирует нарастание массы тела с возрастом.

Пульс в покое имел очевидную тенденцию к учащению с возрастом. В группе студентов 17-22 года в 66% случаев он оценивался в 6 и 5 баллов. В группе 23 -30 лет эту оценку получили 52% респондентов, в группе старше 30 лет - только 42%.

Артериальное давление характеризуется значительной долей гипотонии: в группе 17-22-летних - 30%, 22-30-летних - 22%, старше 30 лет - 18%. Группа повышенного давления была максимальной среди студентов старше 30 лет, давление выше 130/90 регистрировалось в 22% случаев по сравнению с 5% в группе студентов 17-22 лет.

Жизненный показатель оценивался максимальным количеством баллов (6 и 5) только в 40% случаев во всех возрастных группах студентов, дополнительный анализ выявил значительное его снижение в группе курильщиков старше 30 лет.

Коррелировала с этим показателем и гипоксическая проба Штанге (задержка дыхания на вдохе), которая также была минимальной у курильщиков со стажем.

Зрительно-двигательная реакция в тесте с захватом падающей линейки была в целом хорошей с незначительной долей (22%) удовлетворительных оценок (4 балла и ниже).

Гибкость крестцово-поясничного отдела позвоночника была заметно снижена у 30% студентов старше 30 лет (4 балла и ниже).

Силовая выносливость мышц рук оказалась отличной и хорошей (6 и 5 баллов) у 17-25 - 22% респондентов в соответствующих возрастных группах, таким образом превалировали низкие показатели.

При анализе силовой выносливости мышц брюшного пресса отмечалась примерно та же закономерность.

Скоординированность движений (ловкость) характеризовалась преобладанием средних показателей во всех возрастных

группах: 4 и 3 балла у 42-39 - 35% в соответствующих группах

Проба Руффье показала откровенно низкие возможности сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке: отличные показатели (6 баллов) составили только 5-5 - 4% в соответствующих возрастных группах, хорошие (5 баллов) 9-9 - 8%, средние (4 и 3 балла) 35-34 -30% и низкие (2 балла и ниже) 51-52 -58%.

Двигательная активность была явно недостаточной во всех возрастных группах и получила высокую оценку только у студентов, посещающих спортивные секции или при работе, требующей постоянного движения (например, патрульно-постовая служба).

Частота и активность курения нарастали с возрастом и были максимальными в группе 23-30-летних. Среди девушек частота курения в трех возрастных группах характеризовалась цифрами 25-35 -24%, при этом интенсивность курения была невысокой: до 5 сигарет выкуривали 52% респондентов, от 6 до 10 - 26%, от 11 до 15 - 12% и от 16 - 9%. Среди юношей аналогичные показатели выглядели следующим образом: 35% - 44% - 40%, при этом интенсивность курения была выше: до 5 сигарет выкуривали 35% респондентов, 6-10 сигарет - 30%, 11-15 сигарет - 20%, 16 и более сигарет - 25% студентов.

Что касается употребления алкогольных напитков, то молодежь отдает предпочтение пиву и тоникам, среди студентов более солидного возраста нарастает частота употребления крепких напитков, что коррелирует с оценкой их в баллах.

Обнаружение очевидно низких показателей и сравнение себя с физически более развитыми товарищами и книжной нормой для большинства испытуемых были неожиданными, иногда шокирующими и сопровождались бурной эмоциональной реакцией. К сожалению, кратковременность этой реакции обнаруживала недостаточность ее для мотивации самосовершенствования.

При обсуждении результатов самотестирования в группе делается акцент на

№ 4 2009 г.

необходимости и возможности коррекции особенно низких показателей, самоизбавления от вредных привычек (таких, например, как курение).

К сожалению, катамнеза тестируемых нет. Проведение повторной самодиагностики (в конце обучения) было бы интересным, однако осложняется отсутствием планового занятия в учебном расписании.

Персистентный характер преподавания валеологических дисциплин с целью поддержания мотивации молодежи на здоровый образ жизни представляется целесообразным. Наличие практических занятий с элементами соревновательности и комплексных диагностических методик

индивидуального здоровья делает преподавание этих дисциплин особенно наглядным и впечатляющим. Ведь в конечном счете здоровье сегодняшних студентов-это здоровье нашей нации и, значит, будущее России.

1 Демография на сайте Росстата.

2 Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев. М.: ЛЕНАНД, 2008. 376 с.

3Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2007. 416 с.

4 Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990. 208 с.

5Ильина И.В. Основы охраны здоровья. Орел.: Изд-во ОРАГС, 2002. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.