Научная статья на тему 'Исследование стиля жизни и двигательной активности учащихся 9-11 классов г. Москвы'

Исследование стиля жизни и двигательной активности учащихся 9-11 классов г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
222
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТИЛЬ ЖИЗНИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТРУКТУРА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА / LIFESTYLE / PHYSICAL ACTIVITY / HEALTH STRUCTURE OF HUMAN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлов Владимир Александрович, Журова С. С.

В статье представлен анализ факторов, в наибольшей мере определяющих здоровье учащихся старших классов. В исследованиях использовалась технология «Навигатор здоровья» с применением специальной экспресс-анкеты, которая позволяла оценить значение и вклад основных компонентов, влияющих на здоровье школьников. Выявлено, что основное влияние на здоровье человека оказывает стиль жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орлов Владимир Александрович, Журова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the approach to the analysis of factors, in the greatest measure determining health of pupils of the senior classes is presented. In researches the technology «Navigator of health» in which special the express-questionnaire allowed to estimate value and the contribution of the basic components influencing health of the person was used. It is taped, that the basic influence on health of the person renders life style.

Текст научной работы на тему «Исследование стиля жизни и двигательной активности учащихся 9-11 классов г. Москвы»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ ЖИЗНИ И ДВИГАТЕЛЬНОМ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

9-11 КЛАССОВ г. МОСКВЫ

В.А. ОРЛОВ, С.С. ЖУРОВА, Институт медико-биологических проблем РАН

Аннотация

В статье представлен анализ факторов, в наибольшей мере определяющих здоровье учащихся старших классов. В исследованиях использовалась технология «Навигатор здоровья» с применением специальной экспресс-анкеты, которая позволяла оценить значение и вклад основных компонентов, влияющих на здоровье школьников. Выявлено, что основное влияние на здоровье человека оказывает стиль жизни.

Ключевые слова: стиль жизни, двигательная активность, структура здоровья человека.

Abstract

In article the approach to the analysis of factors, in the greatest measure determining health of pupils of the senior classes is presented. In researches the technology «Navigator of health» in which special the express-questionnaire allowed to estimate value and the contribution of the basic components influencing health of the person was used. It is taped, that the basic influence on health of the person renders life style.

Key words: lifestyle, physical activity, health structure of human.

Согласно современной концепции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), структура факторов, определяющих состояние здоровья человека (различных групп населения и нации в целом), выглядит следующим образом (рис. 1).

Факторы, определяющие здоровье человека

Генетические

факторы

Экология

20%

20% обслуживание \

10%

Стиль жизни

50%

Рис. 1. Факторы, определяющие здоровье человека, по оценке экспертов ВОЗ

Необходимо отметить, что «структурная формула», представленная на данном рисунке, является результатом консенсуса экспертов ВОЗ, интегрировавших свои многочисленные субъективные оценки. Каждая из четырех представленных групп - факторов, в свою очередь многими исследователями структурируется на более мелкие элементы. В последние 3-4 десятилетия в решении задач, связанных с оценкой здоровья населения различных популяционных групп, методы экспертных оценок доминируют над всеми другими подходами. При этом выделяются значимые факторы, и им присваиваются коэффициенты влияния на здоровье организма в целом, а также на конкретные органы и физиологические системы.

Контроль и регулирование факторов окружающей среды в последнее время стал предметом внимания высшего руководства многих развитых стран мира. Примером служат Киотские соглашения о сокращении на 20% выброса в атмосферу углекислого газа к 2020 г. и резолюция Копенгагена в ноябре 2009 г.

До недавнего времени генетическая информация негативного свойства, приобретаемая детьми от родителей, считалась фатальной и не поддающейся устранению. Однако научные достижения последних десятилетий в области молекулярной генетики и генной инженерии

1

свидетельствуют о возможной модификации структуры ДНК и «ремонте» ее дефективных участков. Большие перспективы открываются и для целенаправленного управления активностью генов и регулирования синтеза нуклеиновых кислот и белков, что может оптимизировать метаболические и пластические процессы в органах и системах.

К настоящему времени научными исследованиями доказано, что около 4 тыс. различных соматических болезней могут передаваться по наследству от родителей детям и получить развитие в более раннем возрасте (атеросклероз, ИБС, гипертония, астма, сахарный диабет, артрит, артрозы, остеопорозы, группа нервных заболеваний и т.д.). Это вынуждает врачей проводить целевые исследования «истории болезней» близких родственников, вооружать соответствующими знаниями своих пациентов и обосновывать индивидуальные профилактические и оздоровительные мероприятия.

Значимость медицинского «сервиса» как фактора влияния на здоровье населения оценивается экспертами ВОЗ примерно в 10%. Сюда входят все медицинские осмотры, диспансеризации, противоинфекционные вакцинации, лечебные услуги и лекарственное обеспечение, санитарно-гигиеническое просвещение и многое другое. В то же время применение современных медицинских технологий для управления здоровьем в конечном счете сводится к управлению поведением человека, т.е. к избавлению от вредных привычек, рационализации питания, закаливанию (т.е. к тренировке иммунитета) и регулярному использованию физических упражнений, а при заболеваниях они дополняются лекарственной терапией.

Надо признать, что «высокие» и дорогостоящие медицинские технологии еще не скоро станут достоянием широких слоев населения, и сегодня актуальной остается традиционная профилактика и «самозащита» от преждевременного развития заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной, костно-связочной и других систем организма.

Эксперты ВОЗ определили, что самым значимым и «весомым» для здоровья человека является стиль его жизни (в английском языке «life style»). С легкой руки наших переводчиков, в русский язык вошел термин «образ жизни», что несколько абстрагирует это смысловое понятие и отдаляет его от реального жизненного поведения человека.

В современных условиях напряженная учебная программа, стрессы, курение, алкоголь и гипокинезия сдерживают эффективное развитие организма детей, сохраняя в школьные годы низкий уровень функциональных возможностей сердца, сосудов, дыхания, нервно-мышечной, костно-связочной, иммунной и др. систем организма. Многие выпускники школ входят во взрослую жизнь, так и не достигнув необходимого уровня биофизического развития, продолжая усугублять наследственный признаки для будущего потомства. В сложившейся ситуации для каждого учащегося становится необходимым ежегодное исследование факторов стиля жизни и оценка текущего уровня функциональных резервов систем организма и психофизического здоровья. Крайне важно, чтобы результаты контроля и оценки состояния организма и факторов стиля жизни стали учебным предметом и базовыми знаниями для школьников и их родителей. Только приобретение таких знаний может сформировать личную мотивацию учащихся (и семьи) на здоровый стиль жизни и стремление к достижению на каждом возрастном этапе идеальных нормативов физического здоровья и работоспособности.

В технологии «Навигатор здоровья» для исследования факторов, влияющих на здоровье детей и подростков, разработана и используется специальная экспресс-анкета, включающая группу вопросов (и вариантов ответов), которая заполнялась учащимися старше 14 лет, желающими получить рекомендации по профилактике и оздоровлению (табл. 1).

Таблица 1

Анкета самооценки жизненного стиля

1. ЗАНИМАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И ГИМНАСТИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ? 1 не занимаюсь

2 нерегулярно

3 регулярно 1-2 раза в неделю

4 регулярно 3-4 раза в неделю

5 постоянно

2. СКОЛЬКО СИГАРЕТ В ДЕНЬ ВЫ ВЫКУРИВАЕТЕ? 1 более 20 шт.

2 11-20 шт.

3 6-10 шт.

4 1-5 шт.

5 не курю

3. ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ (более 26 г водки или 200 г вина 15° в день) 1 3-4 раза в неделю

2 1-2 раза в неделю

3 по выходным

4 по праздникам

5 не употребляю

Окончание табл. 1

4. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПИТАНИЯ (калорийность, витаминосодержание, овощи, фрукты) 1 постоянно плохо

2 в основном плохо

3 периодически качественно

4 в основном качественно

5 регулярно качественно

5. РЕГУЛЯРНО ЛИ ВЫ СПИТЕ ПО 7-8 ЧАСОВ? 1 очень редко

2 20-40% времени

3 50% времени

4 не всегда

5 постоянно

6. ЧАСТО ЛИ ВЫ ОТМЕЧАЕТЕ У СЕБЯ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ? 1 постоянно

2 очень часто

3 довольно часто

4 иногда

5 крайне редко

7. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ОКРУЖАЮЩУЮ ВАС ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ОБСТАНОВКУ? (качество воздуха, воды, озелененность, шум) 1 плохая

2 неудовлетворительная

3 удовлетворительная

4 хорошая

5 отличная

8. БОЛЕЛ ЛИ КТО-ЛИБО ИЗ ВАШИХ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ? (родители, братья и сестры) 1 заболевания сердечнососудистой системы (гипертония, инфаркт, инсульт)

1 онкологич. заболевания

1 диабет

1 легочные заболевания

1 нервно-психич. заболевания

9. КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ БОЛЕЗНИ В ГОДУ (нетрудоспособности) 1 1-3 дня

2 4-6 дней

3 7-10 дней

4 11-15 дней

5 16 дней и более (кол-во)

10. ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИМЕНЕНИИ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДНОЙ ТЕРАПИИ? 1 да

2 нет

Сам процесс анализа и поиска ответов на поставленные вопросы концентрирует внимание человека на значимых факторах стиля жизни, связывает их с результатами диагностики состояния организма и на этой основе формирует мотивацию на «самозащиту от болезней», активное оздоровление жизни и укрепление психофизического здоровья.

В рамках Единой программы донозологического контроля (практически здоровых в данный момент) школьников г. Москвы, проводимого бригадами специалистов «Народного СпортПарка», в 2007-2009 гг. было проанализировано 7300 анкет юношей в возрасте 15-17 лет. Это позволило составить обобщенный «типовой портрет» двигательной активности данной группы и исследовать объем и интенсивность ряда факторов, присутствующих в стиле жизни старшеклассников.

На рис. 2 показана усредненная модель двигательной активности московских старшеклассников 15-17 лет в суточном цикле. У подавляющего большинства учеников продолжительность ночного сна составляет 8-8,5 ч (с 23 до 7 ч 30 мин). Это - вполне достаточный период для физиологического восстановления организма от нагрузок и утомления предшествующего дня. Во время сна все физиологические системы функционируют с минимальной мощностью, обеспечивая организму необходимый обмен веществ, поддержание гомеостаза в заданных природой границах и производство тепловой энергии.

В физиологии человека интенсивность (мощность) обмена веществ принято измерять в показателях энерготрат (ккал) или в величинах потребления кислорода. Ведь именно атмосферный кислород, поступающий через легкие, доставляется кровью (гемоглобином)

ШШ)

Типовая модель мышечно-двигательной активности в суточном цикле школьников 9-11 классов

Технология «Навигатор здоровья» - 2009 г.

Обозначения: _ физическая тренировка ЧСС = 120-170; ЛВ = 40-70 л/мин; ПОг = 1,2 л/мин; Е = 6,0 ккал/мин

^И- положение стоя и ходьба: ЧСС = 80-100; Л В = 12-15 л/мин; П02 = 0,45 л/мин; Е = 2,2 ккал/мин положение сидя: ЧСС = 70-95; ЛВ = 9-12 л/мин; ПОг = 0,35 л/мин; Е = 1,8 ккал/мин - сон и уровень основного (метаболического) обмена: ЧСС = 60-75; ЛВ = 7-9 л/мин; П02 = 0,24 л/мин; Е = 1,2 ккал/мин

Средний объем энерготрат за сутки ■ 2250-2300 ккал,в т.ч. энерготраты оздоровительно-развивающей направленности ■ 240 ккал

Рис. 2. Типовая модель мышечно-двигательной активности в суточном цикле школьников 9-11 классов

ко всем клеткам организма, обеспечивает их жизнедеятельность, а в совокупности - и жизнь всего организма. Во время сна дыхание и кровообращение человека (при весе 60-65 кг) функционируют автоматически, обеспечивая поставку в организм около 0,25 л кислорода в минуту и производство энергии в объеме 1-1,2 ккал/мин. Это так называемый «основной обмен», при этом до 90-95% кислорода направляется к клеткам головного мозга, сердца и дыхательным мышцам, в то время как другие клетки и участки тела могут испытывать кислородное голодание в течение длительного времени.

Как видно из рис. 2, более высокий уровень потребления кислорода и энерготрат отмечается в то время, когда человек находится в положении сидя, что характерно для учебного процесса, работы на компьютере или просмотра телепрограмм. На данном рисунке это 6 уроков по 45 мин, а также домашняя работа над школьными заданиями и просмотр телепрограмм, что в сутки составляет 530550 мин. Этот вид деятельности человека не относится к двигательной активности, однако значительная группа скелетной мускулатуры работает в основном в изометрическом режиме, обеспечивая сохранение определенного положения тела. Это состояние человека увеличивает интенсивность метаболизма примерно в 1,5 раза относительно уровня «основного обмена». Но и при этом виде деятельности на разных участках тела, в тканях и клетках отмечаются периодические «застои» кровообращения, задержка с удалением «отходов» клеточного обмена веществ и кислородное голодание.

Третий, типичный вид жизнедеятельности школьника и уровень энергетической мощности связан с поддержанием тела в вертикальном положении (стоя) и неторопливой ходьбой. Здесь задействуется дополнительно

еще определенная часть скелетной мускулатуры, что автоматически повышает интенсивность функционирования физиологических систем и общий метаболический уровень. Потребление кислорода и энерготраты при этом почти в два раза выше уровня «основного обмена». У учащихся старших классов распределение в суточном режиме этой активности показано на рисунке, а ее суммарный объем составляет 380-400 мин.

Для большинства старшеклассников единственный вид деятельности, который можно отнести к оздоровительно-двигательной активности, составляет урок физкультуры, когда за 40-45 мин выполняются разнообразные упражнения, активизирующие все физиологические системы и обмен веществ на клеточном уровне. При этом уроки физкультуры проводятся лишь два раза в неделю и во многих школах плотность урока низкая с «активностью» не более 20 мин. Этого явно недостаточно для эффективного и физического, и биологического развития юного организма.

Огромное значение для оздоровления учащихся имеют субботние и воскресные дни, однако, как показывает исследование, лишь 12-15% учащихся наполняют эти дни активными физкультурными занятиями.

Сравнение двигательной активности современных старшеклассников с аналогичными показателями учащихся 50-60-х гг. прошлого века свидетельствует о 5-10-кратном сокращении объема этого оздоровительнопрофилактического фактора. Надо полагать, что возросшая учебная нагрузка, очень высокие требования к знаниям и конкуренция при поступлении в вузы обусловливают соответствующие приоритеты у родителей и учащихся, а физическая культура и спортивная тренировка приносятся в жертву.

ІШ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На фоне снижения объема оздоровительной двигательной активности у современной молодежи отмечается присутствие в стиле жизни ряда факторов негативного воздействия на соматическое здоровье. Это - активное курение, потребление алкогольсодержащих напитков, а также наркотиков. По данным анкетирования, около 46% юношей и 38% девушек курят по несколько сигарет в день и употребляют спиртные напитки (преимущественно пиво и вино) 1-2 раза в неделю. Практически все учащиеся знают о вреде курения и алкоголя для здоровья, но ложная мода на эти «манеры» доминирует в молодежной среде. Со временем для многих это становится привычкой и делает их алкогольно- и никотино-зависимыми. Агрессивная реклама пива, алкоголя, табака способствует формированию моды на эти вредные факторы, в то время как призывы вести здоровый образ жизни оказываются малоэффективными.

В технологии «Навигатор здоровья» обоснованы подходы к формализации факторов негативного воздействия

на организм человека и разработаны методы измерения их объема и интенсивности (дозиметрия). Исследования с помощью анкетного опроса выявило, что и курение, и потребление алкогольных напитков у старшеклассников имеют достаточно широкий диапазон - от полного исключения до достаточно опасных объемов. Статистический анализ этих показателей позволил разработать специальные рейтинговые шкалы и индексы опасности для здоровья юношей 15-20 лет с низкой двигательной активностью (табл. 2). Единоразмерные рейтинговые шкалы для трех факторов стиля жизни выделяют шесть уровней угрозы здоровью с обозначением фактических их дозировок. Наивысшая угроза для здоровья - это курение 10 и более сигарет в день или потребление одного и более литра пива. Зачастую у молодых людей оба эти фактора действуют одновременно, удваивая опасность для здоровья.

Таблица 2

Рейтинговые оценочные шкалы опасности для здоровья человека (технология «Навигатор здоровья» - 2009 г.)

Значение индекса опасности (баллы) Количество сигарет за день Потребление алкоголя за день Превышение калорийности питания над энерготратами за день

Экстремально опасно для всех 6 10 и более Пиво 1,0 л, или водка 100 г, или вино 150 г 300 ккал и более

Очень опасно для всех 5 7,5-9,0 Пиво 0,75 л, или водка 56 г, или вино 100 г 250-290 ккал

Опасно для всех 4 5,5-7,0 Пиво 0,5 л или вино 75 г 200-240 ккал

Очень опасно для лиц с респираторной недостаточностью 3 3,0-5,0 Пиво 0,33 л или вино 50 г 160-190 ккал

Опасно для лиц с респираторными проблемами 2 1,5-2,5 Пиво 0,2 л 120-150 ккал

Опасно для привыкания 1 0,5-1,0 Пиво 0,1 л 60-110 ккал

Рейтинговая шкала оценки уровней опасности разработана и для расчета баланса энерготрат и калорийности питания учащихся. Это обусловлено необходимостью поддержания морфологического оптимума мышечной и жировой массы. Регулярное превышение калорийности питания над энерготратами на 200-300 ккал в день может аккумулировать избыток жировой ткани и в течение одного месяца увеличит массу тела на 3-4 кг. Избыточная масса тела станет дополнительным негативным фактором для здоровья.

Заключение

Как показывает опыт, задача формирования здорового стиля жизни учащейся молодежи сопряжена с большими трудностями и усилиями многих специалистов. Прежде всего это личные примеры в стиле жизни педагогов,

врачей и, конечно же, родителей. Если эти примеры остаются негативными, то словесные убеждения окажутся безрезультатными.

В условиях урбанизированной жизни, возросшей психоэмоциональной напряженности, ухудшающейся экологии физическое воспитание и преподавание культуры здоровья должны приобрести многократно большее значение. Базовые знания о состоянии своего организма и функциональных резервов физиологических систем должны стать для учащихся предметом постоянного внимания и контроля. Возрастные индикаторы физического здоровья и работоспособность (в т.ч. и на основе показателей технологии «Навигатор здоровья») должны преподаваться в рамках биологии, физической культуры и безопасного образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.