Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОБ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИГРУШЕК'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОБ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИГРУШЕК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.В. Маркелова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОБ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИГРУШЕК»

Шкала балльной оценки развития психофизиологических функций младших школьников

Показатель

г- _

Du Л Л Ы ЗМР ПКР КЧССМ КД ИПКД оп ВП МП ЛМ ВЛМ

0 > 210 0-1,0 < 25,0 > 4,00 > 15,0 0 0 0 0 0

1 201-210 1,1-2,0 25,0-27,0 3,01-4,00 13,6-15,0 1 I 1 1 1

2 191-200 2,1-3,0 27,1-29,0 2,01-3,00 12,1-13,5 2 2 2 2 2

3 181-190 3,1-4,0 29,1-31,0 1,76-2,00 10,6-12,0 3 3 3 3 3

4 171-180 4,1-5,0 31,1-33,0 1,51-1,75 9,1-10,5 4 4 4 4 4

5 161-170 5,1-6,0 33,1-35,0 1,26-1,50 7,6-9,0 5 5 5 5 5

6 151-160 6,1-7,0 35,1-37,0 1,01-1,25 6,1-7,5 6 6 6 6 6

7 141-150 7,1-8,0 37,1-39,0 0,76-1,00 4,6-6,0 7 7 7 7 7

8 131-140 8,1-9,0 39,1-41,0 0,51-0,75 3,1-4,5 8 8 8 8 8

9 120-130 9,1-10,0 41,1-43,0 0,25-0,50 1,5-3,0 9 9 9 9 9

10 < 120 > 10 > 43,0 < 0,25 < 1,5 10 10 10 10 10

ских фигур, коротких и простых слов и цифр и предусматривает их представление на протяжении 1 мин и воспроизведение в течении 1 — 1,5 мин;

— с целью определения характеристик ЛМ (усл. ед.) и ВЛМ (усл. ед.) школьники в первом случае определяют смысл слов, которые им представлены, путем выбора одного из трех предложенных вариантов ответа, в другом пытаются составить как можно больше слов из букв, составляющих длинное и сложное слово, которое предложено для исследования.

Оценку степени ПФА организма школьников к условиям обучения в школе-лицее осуществляют следующим образом. Сначала проводят исследование степени развития ключевых психофизиологических функций, которые были выделены. Далее с помощью шкалы балльной оценки (см. таблицу) определяют соответствующий стандартизированный показатель развития критериальных функций.

Наконец, путем деления фактической суммы стандартных баллов, которые были набраны, на теоретически возможное количество баллов (100), определяется обобщенный показатель степени психофизиологической адаптации (ОПСПФА).

Критерии оценки полученных результатов следующие:

- высокая степень ПФА - ОПСПФА = 80-100%;

— степень ПФА выше средней — ОПСПФА = 60—

80%;

- средняя степень ПФА - ОПСПФА = 40-60%;

— степень ПФА ниже средней — ОПСПФА = 20—

40%;

- низкая степень ПФА - ОПСПФА = 0—20%.

Следовательно, предложенный метод комплексной

оценки показателей ПФА учащихся младшего школьно-

го возраста, который нами научно обоснован, дает возможность определить основные направления практических наблюдений за состоянием ведущих психофизиологических функций и личностных особенностей девочек и мальчиков и, следовательно, объективизировать данные проведенных исследований, что в значительной степени повышает прикладную значимость полученных результатов.

Литература

1. Александровская Э. М., Лусканова Н. Г. // Гиг. и сан.

- 1984. - № 3. - С. 27-30.

2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988.

3. Гильбух Ю. 3. Умственно одаренный ребенок (Пси-холопя, д1агностика, педагопка). — Ки'1'в, 1992.

4. Гребняк Н. П., Тарапата Н. И. и др. // Арх. клин, и эксперим. мед. - 1994. - Т. 3, № 2. - С. 174-177.

5. Гульдман В. В., Назаренко 10. В. // Вопр. психол. — 1991. - №3,- С. 5-9.

6. Зубкова В. М. // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988. - С. 43-54.

7. Крамаренко Т. В., Дубовец Т. Д. Развитие психофизиологических функций школьников — основа профессиональной адаптации школьников. — М., 1991.

- С. 101-102.

8. Крылов Д. Н. Ц Проблемы школьной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики.

- М., 1993. - С. 117-129.

9. Сергета И. В. // Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. — М., 1999. — С. 238— 239.

Поступила 09.03.06

© С. В. МАРКЕЛОВА, 2007 УДК 614.37:688.72/.73

С. В. Маркелова

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОБ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИГРУШЕК

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН, Москва

Игрушки — верные спутники ребенка с раннего детства. Для современных игрушек характерно многообразие как по функциональному назначению, возрастному адресату, так и количеству используемых при их изготовлении материалов: дерево, стекло, резина, различные виды пластмасс, бумага, картон, металл, ткань, мех, вата, кожа и ее заменители, фарфор, фаянс, керамика, папье-маше [5].

В 2004—2005 гг. особое внимание Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации было уделе-

но проблеме санитарно-эпидемиологической безопасности игрушек для детей, особенно обнаружению в них токсических веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические нормативы в несколько раз. Так, имело место превышение предельно-допусти-мой концентрации (ПДК.) фенола в исследованных образцах игрушек в 2—130 раз, формальдегида — в 1,7—6 раз, хрома — в 1,5 раза, свинца — в 23 раза, кадмия — в 6 раз [7, 8].

Исследования безопасности игрушек, выполненные в 2005 г. в Испытательном лабораторном центре материа-

лов, производств и товаров для детей ГУ НЦЗД РАМН, показали несоответствие установленным гигиеническим нормативам более чем 15% полученных результатов. При этом I ранговое место (по количеству результатов исследований, не соответствующих санитарно-эпидемиологи-ческим нормам) было присвоено санитарно-химическим показателям безопасности, II — физико-гигиеническим, III — органолептическим, IV — токсиколого-гигиениче-ским.

Наибольший удельный вес результатов исследования, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, был отмечен среди игрушек для детей младше 3 лет, в том числе комбинированных книжных изданий с игровыми элементами, кукол.

Основными причинами несоответствия исследованных образцов гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям безопасности явилось превышение допустимого количества миграции в водную модельную среду фенола, формальдегида, дибутилфталата; в воздушную модельную среду — ацетальдегида.

В соответствии с действующими СанПиН 2.4.7.007-93 "Производство и реализация игр и игрушек" при проведении санитарно-эпидемиологического исследования образцов игрушек оценивается степень миграции химических веществ в водную и/или воздушную среду, однако условия моделирования, предложенные для этих целей, носят общий характер, не отражая истинных условий эксплуатации игрушек и оставляя на усмотрение эксперта выбор модельной среды и температурных условий. Так, определение летучих химических веществ, выделяющихся из игрушек в воздушную среду, проводят при температуре 20 и 37°С, воздухообмене 1 объем/ч и насыщенности помещения образцами игрушек 100 г/м\ Определение химических веществ, выделяющихся из игрушек в водную среду, проводят при комнатной температуре, насыщенности 1 см2:2 см3, экспозиции 3 ч.

При исследовании игрушек с применением водных модельных растворов полученный результат сравнивается с допустимым количеством миграции (ДКМ) химического вещества, установленным для изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, а при его отсутствии — с ПДК химического вещества в питьевой воде, что ставит под сомнение правомочность такой оценки ввиду непродолжительного контакта ребенка с игрушкой (не более 3 ч в сутки, при этом тесный контакт у детей младше 3 лет (лижут, сосут, грызут) в среднем 1 ч 10 мин в сутки) [9] по сравнению с длительностью контакта пищевых продуктов с материалами, предназначенными для их хранения, и количеством потребляемой питьевой воды в сутки. Кроме того, не все игрушки предназначены для контакта с ротовой полостью, а значит, пути поступления и метаболизм веществ, выделяющихся из них, будут отличаться, что приведет к формированию различных доставленных доз химических веществ [2, 3, 10].

Известно, что при разработке безопасных уровней воздействия (ПДК, ПДУ, ДКМ, ОБУВ) вводятся коэффициенты запаса, предусматривающие повышенную чувствительность отдельных групп населения (в том числе детей) к факторам окружающей среды [10], что должно способствовать реализации постулата "дети — не маленькие взрослые". Популяция детей обладает гетеро-хронностью, неравномерностью темпов роста и развития, подвержена влиянию средовых факторов. Кроме того, выделены сенситивные периоды развития ребенка [4]. Созревание органов и систем, отвечающих за процессы детоксикации и выведения токсических веществ из организма, происходит постепенно и завершается в среднем к 7—8 годам [1]. Все это подразумевает иную, чем у взрослых, ответную реакцию организма на действие факторов окружающей среды.

Вместе с тем принятые коэффициенты запаса не предусматривают возможности предполагаемого поведения ребенка, проявляющегося в увеличении площади контакта ввиду нецелевого использования игрушки (рисование на теле, склонность брать игрушки в рот), "необхо-

димости" в ее разборке и деформации, что увеличивает дозу химических веществ, поступающих в организм.

Приведенное в СанПиН 2.4.7.007-93 "Производство и реализация игр и игрушек" распределение детей по возрастным группам не нашло практического применения в требованиях безопасности и условиях подготовки проб к исследованию.

Из этого следует, что оценка безопасности игрушек в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.7.007-93 "Производство и реализация игр и игрушек" проводится без учета возраста ребенка, его предполагаемого поведения, времени и характера контакта, функционального назначения игрушки, а условия моделирования не отражают реальных условий эксплуатации.

Для решения возникших вопросов был проведен анализ литературных данных в области изучения анатомо-физиологических, психолого-педагогических особенностей роста и развития детей разных возрастных групп; выполнено анкетирование педагогов и методистов дошкольных образовательных учреждений в целях уточнения и коррекции сведений, указанных в программах обучения и воспитания детей. По результатам этой работы была разработана гигиеническая группировка возрастных периодов, учитывающая особенности роста и развития, поведения, формирования навыков для обращения с игрушками, в том числе предметами детского творчества (пластилин, глина, карандаши, краски, бумага, клей и т. п.).

В группу риска были выделены дети младше 3 лет ввиду недостаточной морфофункциональной зрелости органов и систем, в первую очередь систем, отвечающих за процессы детоксикации и выведения токсических веществ, а также особенностей поведения, способных привести к увеличению доли химического вещества, поступившего в организм (лижут, грызут, сосут игрушки).

Сравнительная оценка токсического эффекта фенола при накожном и внугрижелудочном 2-недельном введении неполовозрелым крысам, проведенная на базе токсикологической лаборатории ГУ НИИ медицины труда РАМН, показала высокую степень абсорбции фенола через неповрежденную кожу животного (количество глю-куроновых конъюгатов, выделенных через почки в течение суток после 2-недельного нанесения раствора фенола на кожу (в процентах от введенной дозы), было всего на 2% меньше, чем при введении той же дозы фенола внутрижелудочно). Участок аппликации при накожном нанесении фенола составлял 5% от общей поверхности кожи животного [6], что сопоставимо с площадью кожи кистей рук к общей поверхности тела у детей разного возраста.

Вместе с тем результаты исследования позволили сделать вывод о меньшем токсическом эффекте одной и той же дозы фенола при ее абсорбции через кожу по сравнению с токсическим эффектом при абсорбции через слизистую оболочку желудка в подостром эксперименте на неполовозрелых крысах как по количеству достоверно измененных показателей, так и числу относительных величин отклонения исследуемых показателей от параллельного контроля.

Полученные результаты исследований, а также данные литературы свидетельствуют о большей чувствительности молодых и новорожденных животных к веществам при пероральном их поступлении, в том числе из-за недостаточности антитоксической функции печени [2]. Однако данные о высокой степени абсорбции фенола через неповрежденную кожу животного, приоритет медицинских и биологических показаний диктуют необходимость более жесткого подхода к нормированию показателей безопасности в игрушках для детей, имеющих большую (более 5% от поверхности тела) площадь контакта с незащищенными кожными покровами. В этой связи было принято решение о необходимости учета площади непосредственного контакта незащищенной поверхности кожи ребенка с игрушкой при проведении ее санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Таким образом, особенности роста и развития детей, возможность предполагаемого поведения у детей младше 3 лет, а также отсутствие дифференцированного подхода к требованиям безопасности игрушек обосновывают необходимость выделения игрушек для детей младше 3 лет в отдельную группу, ужесточения имеющихся условий их пробоподготовки путем приближения к естественным условиям эксплуатации.

При работе над созданием алгоритма исследования санитарно-химической безопасности игрушек было проведено их распределение по группам в зависимости от целевого назначения и возраста адресата. Это распределение позволило сформулировать требования к условиям моделирования испытательных сред, приблизив их к естественным.

В 1-ю группу вошли игрушки, отличающиеся большой площадью контакта (5% и более от поверхности тела) с незащищенными кожными покровами ребенка, высокой вероятностью использования детьми раннего возраста, в том числе возможностью помещения их в рот. Среди игрушек этой группы необходимо отметить игрушки для детей ясельного возраста (игрушки-погремушки, игрушки-пищалки т. п.); игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка (игрушки-проре-зыватели); куклы, фигурки людей и животных для детей младше 3 лет; отдельные виды предметов дня детского творчества (пластилин, глина, масса для лепки, пальчиковые краски и т. п.); карнавальные маски, шлемы и т. п.

Исследование игрушек этой группы предложено проводить только в водной среде (дистиллированная вода) при температуре модельного раствора до 37°С, экспозиции 3 ч, насыщенности модельного раствора 1 см2:1 см}.

Во 2-ю группу включили игрушки, имеющие незначительную площадь контакта с незащищенными кожными покровами детей старше 3 лет (крупногабаритные игрушки; игрушки, способные вместить ребенка; озвученные игрушки, не предназначенные для контакта с полостью рта; летающие; спортивные и т. д.). Испытания игрушек этой группы предложено проводить только в воздушной среде с учетом реальной насыщенности, создаваемой игрушкой, определяемой площадью поверхности игрушки, контактирующей с воздушной средой (м2), и объемом помещения (м3). Последний предложено считать равным 20 м3 (минимально допустимый объем помещения в соответствии с требованиями СанПиН 2.08.01-89 "Жилые здания"). Температура воздуха в климатической камере устанавливается в пределах 22 ± 2°С, экспозиция составляет 24 ч, кратность воздухообмена 1 объем/ч.

Предложенное ранее исследование игрушек в воздушной среде по массе решено оставить только для игрушек, изготовленных из вспененного материала и поролона, имеющих пористую структуру и большую удельную поверхность, контактирующую с окружающей средой, расчет которой технически невозможен

Таким образом, данные литературного обзора и собственных исследований позволили выделить группу риска среди детей и подростков и оптимизировать условия подготовки проб игрушек для проведения их санитарно-эпидемиологической оценки. Новый алгоритм изучения санитарно-эпидемиологической безопасности игрушек впервые учитывает особенности роста и развития детей, функциональное назначение игрушки, возраст адресата, площадь поверхности кожи, контактирующей с игрушкой, наличие навыков в обращении с игрушкой, возможность ее контакта с полостью рта.

Полученные результаты были учтены при разработке МУК 4.1/4.3.2038-05 "Санитарно-эпидемиологическая оценка игрушек", вступивших в действие с 1 апреля 2006 г.

Литература

1. Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте / Под ред. Г. Н. Сердюковской и др. - М., 1979.

2. Красовский Г. П., Саркисянц Э. Э., Белоусов А. 3., Егорова И. А. // Материалы Всесоюзного симпозиума по изучению влияния химических веществ на молодой организм и вопросам возрастной токсикологии (16-17 октября 1969 г.). - М., 1969. - С. 119-126.

3. Куценко С. А. Основы токсикологии: Научно-метод. издание. - СПб., 2004.

4. Кучма В. Р., Сердюковская Г. //., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровы: школьников. - М., 2000.

5. Общероссийский классификатор продукции. ОК 005-93. - М., 1993.

6. Оценка воздействия вредных химических соединений на кожные покровы и обоснование предельно допустимых уровней загрязнения кожи: Метод, указания № 2102-79. - М., 1979.

7. Письмо заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 0100/960-04-32 от 19.08.2004 г. "О несоответствии СанПиН игрушек из пластизоля". — М., 2004.

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 5 от 14.02.2005 г. "О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий за производством и реализацией детских игр и игрушек". — М., 2005.

9. Стан В. В. Гигиеническая оценка игрушек, изготовленных из полимерных материалов: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1984.

10. Шефтель В. О., Дышиневич Н. Е., Сова Р. Е. Токсикология полимерных материалов. — Киев, 1988.

Поступила 18.04.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.