Научная статья на тему 'МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ЛИЦЕИСТОВ'

МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ЛИЦЕИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.А. Редчиц, И.В. Сергета, О.В. Яцина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ЛИЦЕИСТОВ»

26. Shukla A., Gulumian M., Hei T. et al. // Free Rad. Biol. Med. - 2003. - Vol. 34, N 9. - P. 1117-1129.

27. Shukla A., Ramos-Nino M., Mossman B. // Int. J. Bio-chem. Cell. Biol. - 2003. - Vol. 35, N 8. - P. 198— 209.

28. Stanton M., Wrench C. // J. Natl. Cancer Inst. - 1972. -Vol. 48, N 3. - P. 797-821.

29. Tanaka S., Choe N., Hemenway D. et al. I I J. Clin. Invest. - 1998. - Vol. 102, N 2. - P. 445-454.

30. Van der Meeren A., Fleury J., Nebut M. et al. // Int. J. Cancer. - 1992. - Vol. 50. - P. 937-942.

riocTymuia 20.04.06

S u m m a ry. Samples of commercial clirysotile-asbestos and asbestos cement, which were equal in number, were prepared. The content of fibers, up to 80 nm in length, was 87.4 and 85.0% in the first and second samples, respectively. Chemical analysis confirmed that there were cement components onto

the surface of fibrils in the second sample. Onto the surface of native asbestos fibers, there were considerable distribution bands of active centers in the range of pH values of 5, 6.4, and 7.3; their largest number was at pH 6.4. Asbestos cement fibers had a band at pH 7.3, i.e. there was displacement towards the neutral region. Thus, their capacity for oxidative processes is likely to be lower than that in the fibers from the first sample. The mutagenic activity of the commercial chry-sotile, examined in the micronucleus test, was substantially higher (p < 0.01) than that in the asbestos cement sample wherein it did not differ from that seen in the control experiment (saline solution). Mutagenicity was not found in cement and asbestos cement dust (2-3% of fibers) either. It is probable that the absence of mutagenicity in the cement-coated asbestos fibers may be attributable to a considerable reduction in their potencies for the formation of active radicals (oxygen, lipid peroxidation, and others).

Методы гигиенических исследований

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2007 УДК 613.995-092:612.821

Н. А. Редниц, И. В. Сергета, О. В. Яцина

МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ЛИЦЕИСТОВ

Винницкий национальный медицинский университет им. Н. И. Пирогова, Украина

Одним из важнейших аспектов адаптационного процесса и, в частности, учебной адаптации к условиям пребывания в инновационных общеобразовательных учебных заведениях нового типа является психическая адаптация, которая обеспечивает установление оптимальной сбалансированности личности ученика и школьной среды и, таким образом, соответствие психической деятельности школьников, прежде всего их ведущих поведенческих проявлений, требованиям окружения [1,6, 8].

Необходимо отметить, что эффективная психическая адаптация является необходимой предпосылкой успешной реализации мотивированного поведения в конкретных условиях пребывания, а ее характер определяет основные свойства и особенности этого поведения [3, 5, 9]. Вместе с тем в определенных условиях возможна дестабилизация соотношения в системе "ученик—школьная среда", которая может вызвать возникновение существенных различий между значимыми потребностями ученика и возможностями их успешной реализации [2]. В связи с этим необходимо учитывать тот факт, что в каждом конкретном случае изучения особенностей психической адаптации возникает необходимость применения комплексного подхода для изучения ее ведущих аспектов, но не только тех, которые характеризуют собственно психическую адаптацию, но и тех, которые имеют психофизиологическое содержание [4, 7]. На наш взгляд, именно состояние психофизиологической адаптации (ПФА) является решающим при изучении гигиенических аспектов приспособления ученика к непривычным условиям пребывания и выполнения непривычной для него деятельности.

Исследования были проведены на базе младших классов общеобразовательных школ № 1 и № 4 и шко-лы-лицея № 7 города Винницы Подолии Украины, где под наблюдением в динамике исследований находилось 332 ученика (из них 168 девочек и 164 мальчика) в возрасте от 7 до 10 лет. В ходе исследований определяли адекватные критерии оценки особенностей ПФА младших школьников к выполнению каждодневной учебной дея-

тельности в условиях общеобразовательной школы и школы-лицея. При этом мы руководствовались прежде всего необходимостью использования простых и доступных заданий, которые позволяют получить адекватное обобщенное представление об уровне адаптационных возможностей организма учащихся. Оценивали показатели латентного периода зрительно-моторной реакции (ЛПЗМР), устойчивости внимания, функционального состояния зрительного (критическая частота слияния световых мерцаний — КЧССМ) и двигательного (координация движений — КД) анализаторов, образной (ОП), вербальной (ВП) и механической (МП) памяти, образного (ОМ), логического (ЛМ), дивергентного (ДМ), вербального (ВМ) и вербально-логического (ВЛМ) мышления, мышечной силы (МС).

Основным критерием особенностей течения ПФА на протяжении периода наблюдений было определение характера преобразований различных психофизиологических функций организма на основе определения величин "индекса психофизической адаптации (ИПФА). Расчет И ПФА проводили путем сопоставления показателей развития отдельных психофизиологических функций и личностных особенностей, соответственно, в начале и в конце периода наблюдений на основании использования следующей формулы:

ИПФА = (°+Ь)-Ь

а + Ь + с

(1)

где а — количество случаев с признаками наличия положительной динамики со стороны отдельной психофизиологической функции; Ь — количество случаев с признаками наличия негативной динамики со стороны отдельной психофизиологической функции; с — количество случаев со стабильным результатом развития со стороны отдельной психофизиологической функции.

За количественные критерии оценки степени эффективности психофизиологической адаптации, которая происходила, были приняты следующие параметры:

— течение ПФА удовлетворительное (ИПФА'= 0,5— 1,00);

— течение ПФА нестабильное, наблюдается напряжение адаптационных механизмов (ИПФА = 0,25— 0,50);

— течение ПФА неудовлетворительное (ИПФА = 0— 0,25);

— срыв процессов ПФА (ИПФА = -1,0—0).

Динамику данного показателя изучали в естественных условиях обучения младших школьников, при этом в группы сравнения вошли ученики общеобразовательных школ и лицеисты.

В ходе проведенных исследований удельный вес показателей, которые отражали удовлетворительное течение ПФА среди учеников ООШ, составлял 87,67%, среди лицеистов — почти в 2 раза меньший, 45%. Доля показателей, которые характеризовали наличие признаков напряжения адаптационных механизмов, составляла соответственно 5,96 и 45%, удельный вес показателей, которые свидетельствовали о неудовлетворительном течении процессов ПФА, — соответственно 6,37 и 10%. Признаков срыва процессов адаптации не было определено ни в одной группе.

Данные анализа половых различий, которые имели место, показали, что в условиях традиционной школы среди мальчиков по сравнению с их сверстницами удельный вес показателей, свидетельствующих о неудовлетворительном течении ПФА, был в 2 раза более высоким (12,73 и 6,37% соответственно). Вместе с тем в группе школьников-лицеистов, наоборот, этот показатель был значительно (почти в 5 раз) более высоким среди девочек по сравнению с их сверстниками (16,67% против 3,33%), что свидетельствовало о более высоком напряжении течения процессов ПФА именно среди девочек-лицексток.

Анализ адаптационных преобразований на уровне отдельных психофизиологических качеств и личностных проявлений показал, что удельный вес функций с удовлетворительным течением процессов ПФА у школьников общеобразовательных школ составлял 81,25%, у лицеистов — 62,5%, доля функций с признаками напряжения адаптационных процессов составляла соответственно 3,12 и 12,5%, удельный вес функций с неудовлетворительным течением процессов ПФА в обеих группах сравнения был одинаковым и составлял 6,15%; наконец, доля функций с проявлениями срыва адаптационных механизмов среди школьников общеобразовательных школ составляла 9,38%, среди лицеистов — 18,75%.

Анализ исследуемых показателей в динамике наблюдений по половым отличиям свидетельствовал о наличии более благоприятных сдвигов среди девочек-лицеисток по сравнению с их сверстниками мальчиками. Так, доля функций с признаками напряжения адаптационных процессов составляла 6,25% среди девочек по сравнению с 18,75% среди мальчиков, удельный вес функций с проявлениями срыва адаптационных процессов составлял соответственно 12,5 и 25%, т. е. среди девочек был в 2 раза более низким. Вместе с тем среди школьников, которые обучались в общеобразовательных школах, тенденции формирования более существенного напряжения процессов ПФА определились среди мальчиков. Наиболее благоприятным и в первом, и во втором случаях было течение адаптационных превращений таких психофизиологических коррелят функционального состояния организма девочек, как показатели корректурной пробы (количество рассмотренных знаков и продуктивность корректурной работы — ПКР), ОП, ВМ, JIM и ДМ, а также величин MC. Наиболее напряженными, следовательно, неблагоприятными были показатели корректурной пробы (количество ошибок), а наиболее спорными, т. е. такими, которые существенно отличались в зависимости от условий обучения — ВЛМ, скорость ЗМР, КЧССМ и интегральный показатель координации движений (ИПКД). Среди мальчиков наиболее благоприятным в обоих случаях было течение адаптационных превращений таких показателей функциональных возмож-

ностей организма, как количество просмотренных знаков во время выполнения корректурной пробы, ВП и МП, показателей всех видов мышления, которые изучались, точности выполнения тестового задания в ходе проведения тремометрии, неблагоприятными — показатели корректурной пробы (количество ошибок и ПКР), наиболее спорными — величины скорости простой ЗМР, КЧССМ, ИПКР и МС.

Таким образом, сдвиги, которые были выявлены по количественным критериям оценки степени благоприятного течения ПФА организма младших школьников, имели существенную зависимость от особенностей условий обучения. Так, у лицеистов по сравнению с их ровесниками, обучающимися в общеобразовательных школах, они носили резко негативный характер, причем наиболее выраженная напряженность процессов формирования соответствующего уровня развития психофизиологических функций была характерна прежде всего для девочек-лицеисток. На уровне отдельных психофизиологических функций и личностных черт наиболее неблагоприятное течение ПФА определялось со стороны тех психофизиологических коррелят функционального состояния мальчиков и девочек, которые в первую очередь детерминируются условиями обучения.

На основании проведенных исследований был разработан и научно обоснован метод комплексной оценки показателей ПФА учащихся младшего школьного возраста к условиям обучения в школе-лицее. Предложенный методический подход позволяет проводить комплексную оценку показателей ПФА младших школьников к условиям обучения в школе-лицее на основе определения степени развития ключевых показателей функционального состояния высшей нервной деятельности и сенсорных систем организма. Так, например, во время его использования к числу критериальных характеристик ПФА младших школьников необходимо отнести показатели ЛПЗМР организма, КЧССМ и КД, ОП, ВП и МП, ЛМ и ВЛМ.

В то же время в ходе определения величин психофизиологических функций, которые нами рекомендованы, нужно руководствоваться прежде всего необходимостью использования простых и доступных заданий, которые позволяют получить адекватное обобщенное представление об уровне адаптационных возможностей организма учащихся. Поэтому метод комплексной оценки показателей ПФА младших школьников к условиям обучения в школе-лицее предусматривает использование следующих показателей и методик:

— функциональное состояние центральной нервной системы изучается с использованием методики хроно-рефлексометрии и предусматривает определение величин ЛПЗМР (мс);

— оценка устойчивости внимания проводится при помощи таблиц Анфимова на основании определения общего числа знаков, которые были просмотрены учеником во время исследования, количества ошибок в перерасчете на 500 знаков и интегрального показателя ПКР (усл. ед.), который рассчитывается по следующей формуле:

число просмотренных знаков_■

(число ошибок на 500 знаков + 1,0) • 10 ' (2)

— функциональные возможности зрительного анализатора оцениваются на основании определения величин КЧССМ (Гц) с использованием прибора "Свето-тест";

— критериальными показателями функционального состояния соматосенсорного анализатора являются данные о состоянии координационных способностей: количество касаний к стенкам лабиринта (КД) и ИПКД (усл. ед.), который определяется путем деления числа касаний на время (с), которое использовано на выполнение тестового задания;

— оценка ОП (усл. ед.), ВП (усл. ед.) и МП (усл. ед.) проводится с помощью соответственно 10 геометриче-

Шкала балльной оценки развития психофизиологических функций младших школьников

Показатель

г- _

Du Л Л Ы ЗМР ПКР КЧССМ КД ИПКД оп ВП МП ЛМ ВЛМ

0 > 210 0-1,0 < 25,0 > 4,00 > 15,0 0 0 0 0 0

i 201-210 1,1-2,0 25,0-27,0 3,01-4,00 13,6-15,0 1 I 1 1 1

2 191-200 2,1-3,0 27,1-29,0 2,01-3,00 12,1-13,5 2 2 2 2 2

3 181-190 3,1-4,0 29,1-31,0 1,76-2,00 10,6-12,0 3 3 3 3 3

4 171-180 4,1-5,0 31,1-33,0 1,51-1,75 9,1-10,5 4 4 4 4 4

5 161-170 5,1-6,0 33,1-35,0 1,26-1,50 7,6-9,0 5 5 5 5 5

6 151-160 6,1-7,0 35,1-37,0 1,01-1,25 6,1-7,5 6 6 6 6 6

7 141-150 7,1-8,0 37,1-39,0 0,76-1,00 4,6-6,0 7 7 7 7 7

8 131-140 8,1-9,0 39,1-41,0 0,51-0,75 3,1-4,5 8 8 8 8 8

9 120-130 9,1-10,0 41,1-43,0 0,25-0,50 1,5-3,0 9 9 9 9 9

10 < 120 > 10 > 43,0 < 0,25 < 1,5 10 10 10 10 10

ских фигур, коротких и простых слов и цифр и предусматривает их представление на протяжении 1 мин и воспроизведение в течении 1 — 1,5 мин;

— с целью определения характеристик ЛМ (усл. ед.) и ВЛМ (усл. ед.) школьники в первом случае определяют смысл слов, которые им представлены, путем выбора одного из трех предложенных вариантов ответа, в другом пытаются составить как можно больше слов из букв, составляющих длинное и сложное слово, которое предложено для исследования.

Оценку степени ПФА организма школьников к условиям обучения в школе-лицее осуществляют следующим образом. Сначала проводят исследование степени развития ключевых психофизиологических функций, которые были выделены. Далее с помощью шкалы балльной оценки (см. таблицу) определяют соответствующий стандартизированный показатель развития критериальных функций.

Наконец, путем деления фактической суммы стандартных баллов, которые были набраны, на теоретически возможное количество баллов (100), определяется обобщенный показатель степени психофизиологической адаптации (ОПСПФА).

Критерии оценки полученных результатов следующие:

- высокая степень ПФА - ОПСПФА = 80-100%;

— степень ПФА выше средней — ОПСПФА = 60—

80%;

- средняя степень ПФА - ОПСПФА = 40-60%;

— степень ПФА ниже средней — ОПСПФА = 20—

40%;

- низкая степень ПФА - ОПСПФА = 0—20%.

Следовательно, предложенный метод комплексной

оценки показателей ПФА учащихся младшего школьно-

го возраста, который нами научно обоснован, дает возможность определить основные направления практических наблюдений за состоянием ведущих психофизиологических функций и личностных особенностей девочек и мальчиков и, следовательно, объективизировать данные проведенных исследований, что в значительной степени повышает прикладную значимость полученных результатов.

Литература

1. Александровская Э. М., Лусканова Н. Г. // Гиг. и сан.

- 1984. - № 3. - С. 27-30.

2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988.

3. Гильбух Ю. 3. Умственно одаренный ребенок (Пси-холопя, д1агностика, педагопка). — КиУв, 1992.

4. Гребняк Н. П., Тарапата Н. И. и др. // Арх. клин, и эксперим. мед. - 1994. - Т. 3, № 2. - С. 174-177.

5. Гульдман В. В., Назаренко 10. В. // Вопр. психол. — 1991. - № 3. - С. 5-9.

6. Зубкова В. М. // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988. - С. 43-54.

7. Крамаренко Т. В., Дубовец Т. Д. Развитие психофизиологических функций школьников — основа про-фессион&тьной адаптации школьников. — М., 1991.

- С. 101-102.

8. Крылов Д. Н. Ц Проблемы школьной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики.

- М., 1993. - С. 117-129.

9. Сергета И. В. // Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. — М., 1999. — С. 238— 239.

Поступила 09.03.06

© С. В. МАРКЕЛОВА, 2007 УДК 614.37:688.72/.73

С. В. Маркелова

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОБ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИГРУШЕК

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН, Москва

Игрушки — верные спутники ребенка с раннего детства. Для современных игрушек характерно многообразие как по функциональному назначению, возрастному адресату, так и количеству используемых при их изготовлении материалов: дерево, стекло, резина, различные виды пластмасс, бумага, картон, металл, ткань, мех, вата, кожа и ее заменители, фарфор, фаянс, керамика, папье-маше [5].

В 2004—2005 гг. особое внимание Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации было уделе-

но проблеме санитарно-эпидемиологической безопасности игрушек для детей, особенно обнаружению в них токсических веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические нормативы в несколько раз. Так, имело место превышение предельно-допусти-мой концентрации (ПДК) фенола в исследованных образцах игрушек в 2—130 раз, формальдегида — в 1,7—6 раз, хрома — в 1,5 раза, свинца — в 23 раза, кадмия — в 6 раз [7, 8].

Исследования безопасности игрушек, выполненные в 2005 г. в Испытательном лабораторном центре материа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.